Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 8
"Мог ли Профессор Толкиен ..." by Могултай (Прочитано 29014 раз)
Ответ #60 - 02/12/03 :: 9:30pm

Курт   Вне Форума
Дорогой гость

Пол: male
Сообщений: 212
***
 
Дуда - это белорусская волынка, а не труба.
 

С уважением, А.Гелогаев/Курт.&&&&Дуды над хлопцамi выюць трывожна,&&над полем бiтвы сьпявае рог.&&Тапчыце зямлю легiены Божыя - &&наперадзе вораг, над вамi - Бог!&&(У. Караткевiч, Беларусь,1960-1970 г
IP записан
 
Ответ #61 - 02/12/03 :: 9:39pm
Tay Iceheart   Экс-Участник

 
Цитата:
А Церковь считает произведения Толкина вполне христианскими. В свое время об этом сам Папа писал. Да и не продавался бы Толкин в противном случае в нашей церковной лавке на соседней с Фомой Аквинским полке.

Курт, все-таки - есть ли где-то выраженное мнение от лица церкви? Католическая церковь в этом плане едина; не то что протестанты у которых одни "Гарри Поттера" жгут, другие хвалят. А то, вполне может быть, это личная инициатива того, кто работает в этой лавке. Спросите в лавке, почему эта книга стоит вместе с Фомоф Аквинским, может, какой-то циркуляр найдется?

Цитата:
С претензией на истину большую, чем у Толкина - нет. Толкин этот самый "мифический период истории" придумал. Так что объективная истина о данном "периоде истории" изложена лишь в его книгах. Все остальное - в большей или меньшей степени субъективные интерпретации.


1. Претензию на бОльшую степень истинности в ЧКА (опустим остальных) придется подтвердить, для меня она неочевидна; мнение поклонников тоже, к сожалению, не аргумент. Аргументом будет цитата из ЧКА-2 или самой Элхэ Ниэннах.
В противном случае получается, что ничего неправомерного в субъективных интерпретациях автора ЧКА нет, по вашему же определению.



Цитата:
Письмо 153. "В Древние Дни Дьявол подчинил и совратил..." "Если они (Валар) "падают", как пал Дьявол-Моргот"
См. также №211.


Не были бы вы столь любезны привести целиком и по-английски с переводом (ну можно без!) абзацы с данными фразами. Фразы без контекста воспринимать затруднительно.
И -
если в письме 212 Толкин проводит параллели между нуменорцами и девой Марией, является ли это указанием на их идентичность? Покажите, пожалуйста, оригинал письма 153, чтобы не возникало недоразумений.


" Сноска к письму 212:
"It was also the Elvish (and uncorrupted Numenorean) view that a 'good' Man would or should die voluntarily by surrender with trust before being compelled (as did Aragorn). This may have been the nature of unfallen Man ; though compulsion would not threaten him: he would desire and ask to be allowed to 'go on' to a higher state. The Assumption of Mary, the only unfallen person, may be regarded as in some ways a simple regaining of unfallen grace and liberty: she asked to be received, and was, having no further function on Earth. Though, of course, even if unfallen she was not 'pre-Fall'. Her destiny (in which she had cooperated) was far higher than that of any 'Man' would have been, had the Fall not occurred. It was also unthinkable that her body, the immediate source of Our Lord's (without other physical intermediary) should have been disintegrated, or 'corrupted', nor could it surely be long separated from Him after the Ascension. There is of course no suggestion that Mary did not 'age' at the normal rate of her race; but certainly this process cannot have proceeded or been allowed to proceed to decrepitude or loss of vitality and comeliness. The Assumption was in any case as distinct from the Ascension as the raising of Lazarus from the (self) Resurrection."
"С точки зрения Эльфов (и неиспорченных Нуменорцев) "добрый" Человек должен умереть, добровольно, отказавшись с верою до того, как будет принуждён сделать это (так поступил Арагорн). Это могло быть природой непадших Людей; хотя принуждение не угрожало им: они могли желать и просить "идти вперёд" к более высокому сосотоянию. Успение Марии, единственного непадшего человека, можно рассматривать в некотором смысле как простое возвращение непадшей милости и свободы: она просила быть принятой, и была, и не действовала больше на Земле. Но, конечно, хоть и непадшая, она не была "до-падшей". Её судьба (которой она содействовала) была выше судьбы любого "Человека", не случись Падения. Невозможно представить себе, чтобы её тело, непосредственный источник Господа Нашего (без какого бы то ни было физического опосредования) распалось  или было бы "испорчено" или что оно было долго отлучено от Него после Вознесения. Я, конечно, не хочу сказать, что Мария не "старела" подобно остальным людям, но этот процесс наверняка не мог переходить (или ему не могло быть позволено перейти) в дряхлость или в потерю жизненной силы и привлекательности. Успение, в любом случае, так же отличается от Вознесения, как воскрешение Лазаря от Воскресения." (перевод взят с АнК и чуть подправлен)." Любезно предоставлено Дугласом.
 
IP записан
 
Ответ #62 - 02/12/03 :: 10:39pm

Курт   Вне Форума
Дорогой гость

Пол: male
Сообщений: 212
***
 
Цитата:
Курт, все-таки - есть ли где-то выраженное мнение от лица церкви?


Я же вам сказал - есть. Папа в свое время занес ВК в список "новой христианской литературы".

Цитата:
1. Претензию на бОльшую степень истинности в ЧКА (опустим остальных) придется подтвердить, для меня она неочевидна; мнение поклонников тоже, к сожалению, не аргумент. Аргументом будет цитата из ЧКА-2 или самой Элхэ Ниэннах.


А ЧКА-1 как? Уже "Приказано забыть"? Там врде в предисловии все сказано.

Цитата:
В противном случае получается, что ничего неправомерного в субъективных интерпретациях автора ЧКА нет, по вашему же определению.


Если они заведомо лишены претензий на большую, чем у Толкина, истинность - без проблем.

Цитата:
Не были бы вы столь любезны привести целиком и по-английски с переводом (ну можно без!) абзацы с данными фразами. Фразы без контекста воспринимать затруднительно.


Думаю, что в крайнем случае вам поможет Раиса. А набивать целые абзацы не вижу смысла. Они и без контекста вполне однозначны.

Цитата:
И - если в письме 212 Толкин проводит параллели между нуменорцами и девой Марией, является ли это указанием на их идентичность? Покажите, пожалуйста, оригинал письма 153, чтобы не возникало недоразумений.


А где вы тут видите параллели между нуменорцами и Девой Марией? Я вижу приблизительные параллели только между Ее Успением и обычаями неиспорченных нуменорцев. Между ними как личностями никаких параллелей Толкин не проводит.
Показать оригинал письма 153 я вам не могу, оно большое. Могу сослаться на издание и страницу.
 

С уважением, А.Гелогаев/Курт.&&&&Дуды над хлопцамi выюць трывожна,&&над полем бiтвы сьпявае рог.&&Тапчыце зямлю легiены Божыя - &&наперадзе вораг, над вамi - Бог!&&(У. Караткевiч, Беларусь,1960-1970 г
IP записан
 
Ответ #63 - 02/12/03 :: 10:50pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
(сама любезность) Пожалуйста, прошу вас, господа:
"И на то, что вы увидите, открыв эту книгу, - почти глас вопиющего в пустыне, - смотрите сами. Попробуйте, по крайней мере. Не идите лишь по нашим следам. Ищите свое. Эта книга - лишь попытка докричаться".
"Мы не претендуем на истину в последней инстанции: смотрите своими глазами, ведь ни один человек не может быть до конца объективным".
Это - мнение авторов. Высказанное в предисловии к первому изданию.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #64 - 02/12/03 :: 10:58pm

Раиса   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Курт, вы меня простите, но я не бесплатная справочная служба.Улыбка Тем более учитывая, что я в данной дискуссии не разделяю позицию ни одной из сторон.Подмигивание Вы уж аргументируйте, пожалуйста, сами.
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #65 - 02/12/03 :: 11:01pm

Раиса   Экс-Участник

Пол: female
*****
 

Цитата:
Впервые слышу, что Анналы, Этимологии, Хроники  и тд. могут "имитировать фольклор"...


Я не филолог, но имхо складывается впечатление, что спорящие стороны путают фольклор и мифологию. Причем, кажется, путают обе спорящие стороны.
Между тем это не одно и то же. Есть филологи, чтобы дать более точную справку?
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #66 - 02/12/03 :: 11:11pm

Wirade   Экс-Участник
do live here

Пол: male
*
 
Корригенда-2.
   
С точки зрения одного моего корреспондента, я в корригенде повторно грубо исказил подход Кинн к делу. Предполагается, что Кинн имела в виду, что это только -моя- система ей отвратна по недостатку внешнего эталона, а само по себе это отсутствие ей вовсе не отвратно.
   
На это я могу только ответить: "Если я Иксу скажу: мне Вы гадостны, знаете почему? Потому что Вы еврей:выкрест:немец! - это значит, что мне отвратительны выкресты, немцы либо евреи  ВООБЩЕ (вернее, их еврейство, немечество и переход в христианство ВООБЩЕ), а не то, что мне это не нравится именно в Иксе, а в Игреке я уже ничего против не имел бы. Рекомендую любому желающему проверить на практике - скажите человеку, что "он Вам гадостен, а почему? Потому что он еврей", - и отследите реакцию.
    
С другой стороны, длинный нос на вкус одного и того же человека может страшно портить   одно лицо, и очень идти другому.
   
Мне почему-то кажется, что второй пример к восприятию и оценке мировоззренческих систем отношения никакого не имеет, а вот предыдуший - имеет. Этические системы и ОШИБКИ в них люди не оценивают по принципу: "У Васи этот нос бы смотрелся хорошо, а вот лицо Феди из-за него все теряет".
 

Поэтому я не вижу оснований менять мое понимание подхода Кинн. Если она все же имела в виду именно то, что моя система делается ей отвратной именно из-за отсутствия внешнего эталона, но само это отсутствие ей вовсе не отвратно - это значит, что (а) она о мировоззренческих системах судит с грациозной капризностью барышни, рассуждающей о том, кому какой нос идет или не идет; (2) на редкость плохо выразила свою мысль.
 
В том случае, если Кинн все же имела в виду именно это - пресловутую фразу надо читать так: "А моя, к примеру, система,  Кинн отвратительна именно по отсутствию в ней внешнего эталона. А в ЧКА он, как известно, тоже отсутствует".
 
И опять смысл останется тот же самый - для всех, кто отличает этические суждения об этических системах или религиях  от вкусовых суждений о носах.

 
For as we come and as we go (and deadly soon go we!)&&the people, lord, Thy people, are good enough for me!&&&&Rudyard Kipling&&
IP записан
 
Ответ #67 - 02/12/03 :: 11:31pm

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
Дорогие модераторы, надеюсь, вы простите мне приведение данных цитат без перевода? Дело в том, что мой перевод (как и любой другой) невольно исказил бы мысль оригинала, а цитата нужна лишь для того, чтобы уточнить контекст фраз из писем Толкина, приведённых Куртом. Для удобства в английском тексте выделено то, что у Курта процитировано.

Лично мне в этом споре ближе точка зрения Могултая и Тай, но цитаты я привожу не поэтому. Мне просто кажется, что это поможет сделать дискуссию более аргументированной.

Если я нарушаю правила ДОска, прошу модераторов прибить этот постинг, в этом случае необходимые цитаты будут высланы желающим через приват.

153:
In the legends of the Elder Days it is suggested that the Diabolus subjugated and corrupted some of the earliest Elves, before they had ever heard of the 'gods', let alone of God.
[skip]
So in this myth, it is 'feigned' (legitimately whether that is a feature of the real world or not) that He gave special 'sub-creative' powers to certain of His highest created beings: that is a guarantee that what they devised and made should be given the reality of Creation. Of course within limits, and of course subject to certain commands or prohibitions. But if they 'fell', as the Diabolus Morgoth did, and started making things 'for himself, to be their Lord', these would then 'be', even if Morgoth broke the supreme ban against making other 'rational' creatures like Elves or Men. They would at least 'be' real physical realities in the physical world, however evil they might prove, even 'mocking' the Children of God. They would be Morgoth's greatest Sins, abuses of his highest privilege, and would be creatures begotten of Sin, and naturally bad. (I nearly wrote 'irredeemably bad'; but that would be going too far. Because by accepting or tolerating their making - necessary to their actual existence - even Orcs would become part of the World, which is God's and ultimately good.)

211:

Melkor became the rebel, and the Diabolos of these tales, who disputed the kingdom of Arda with Manwe. (He was usually called Morgoth in Grey-elven.)

 
IP записан
 
Ответ #68 - 02/12/03 :: 11:34pm

Курт   Вне Форума
Дорогой гость

Пол: male
Сообщений: 212
***
 
"Говорят, лишь те произведения истинно совершенны, в которых ничего не хочешь изменить, которые не хочешь дописать или продолжить. Таких мало, и книги Дж.Р.Р.Толкиена не входят в их число - утверждение, которое попытаются оспорить тысячи читателей, относящихся к "Сильмариллион" и "Властелину Колец", как к Библии. Однако тому, кто привык не только смотреть, но и видеть, очевидно, что в произведениях профессора Толкиена сказано не все.

Давайте скажем откровенно: то, что мы зовем Ардой, - есть. Мы в это верим, - каждый по-своему, - даже если разум говорит, что это бред, что этого не может быть. Это - есть. И - будет. И наше восприятие, наша вера в мир, зовущийся Ардой, меняет и творит его даже сейчас. И на то, что вы увидите, открыв эту книгу, - почти глас вопиющего в пустыне - смотрите сами. Попробуйте, по крайней мере. Не идите лишь по нашим следам. Ищите свое. Эта книга - лишь попытка докричаться.

Как это началось и почему? Долгий рассказ. Скажем одно - настало время поверить своим мыслям, видениям, бреду, снам - и логике. Зрение выискивало недомолвки и несоответствия в повествовании Толкиена. Логика заполняла лакуны. Эмоции проверяли правильность догадки. Видения и сны - ставили перед фактом: это было так."


Итак:
"Это было так, профессор Толкин был нам наврал."
 

С уважением, А.Гелогаев/Курт.&&&&Дуды над хлопцамi выюць трывожна,&&над полем бiтвы сьпявае рог.&&Тапчыце зямлю легiены Божыя - &&наперадзе вораг, над вамi - Бог!&&(У. Караткевiч, Беларусь,1960-1970 г
IP записан
 
Ответ #69 - 02/12/03 :: 11:37pm

Wirade   Экс-Участник
do live here

Пол: male
*
 
Я хотел бы напомнить аудитории, что моя лично линия аргументации не имеет никакого отношения к тому, Дьявол ли Мелькор у Толкиена (вообще-то я это полностю признаю). В общем, про меня тоже не забывайте...Улыбка
 
For as we come and as we go (and deadly soon go we!)&&the people, lord, Thy people, are good enough for me!&&&&Rudyard Kipling&&
IP записан
 
Ответ #70 - 02/13/03 :: 1:31am

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
(вздыхая)
Ну вот написал некто книгу. Если бы там была, скажем, названа я по фамилии, имени и отчеству, приведены были факты из моей жизни, позволяющие меня однозначно идентифицировать, и были бы мне тут же приписаны порочащие меня поступки/мысли/чувства, которых я однозначно не совершала/не думала/не чувствовала, я бы потребовала у автора опровержения или сатисфакции. То же самое - относительно близких мне людей.

Правоверные мусульмане подходят к Салману Рушди примерно с этих позиций, только по их правилам сатисфакция куда суровее, чем была бы моя, а в число близких входит Аллах, в книге упомянутый. Идентификация, по их мнению, однозначна.

А католики подходят с тех же позиций к Толкину и Элхэ Ниэннах. Первый аллегорию сочинил (допустим для простоты, что это так, благо это сейчас не суть важно), которая и идентификацию (по мнению Курта как одного из католиков) позволяет, и с генеральной линией не слишком расходится - сатисфакции требовать не за что.

Вторая тоже аллегорию сочинила (примем, опять же, для простоты такой подход), причём также допускающую однозначную идентификацию (по мнению этих читателей), но интерпретирующую события таким образом, который воспринимается ими как оскорбительный, если проведённая идентификация верна.

Ну вот. Мы сейчас спорим в том числе и о точности идентификации Мелькор=Дьявол, верно? А что мы о ней спорим? Один автор в письмах по этому поводу высказался. На его мнение Курт опирается при идентификации персонажей его аллегории.
Второй присутствует непосредственно здесь. Давайте спросим и будем рассуждать дальше, точно так же опираясь на её мнение при идентификации персонажей.

Уважаемая Элхэ Ниэннах. Пожалуйста, не сочтите мой вопрос за насмешку или обиду. Ваш прямой ответ действительно важен для дальнейшей дискуссии. Разумеется, если вы по каким-то причинам не хотите или не можете ответить, просто оставьте вопрос без ответа.

Как вы сами считаете, Мелькор из ЧКА и Сатана/Дьявол/Люцифер христианской религии - это одно и то же существо?


Можно было бы уточнить термины "ЧКА" и "христианской религии", но пока попробуем так.

Последнее изменение: R2R - 02/12/03 на 22:31:24
 
IP записан
 
Ответ #71 - 02/13/03 :: 1:36am

Wirade   Экс-Участник
do live here

Пол: male
*
 
Видите ли, и Вы, и Мухаммад - РЕАЛьНЫЕ люди. А Мелькор - персонаж. Дьявол для христиан тоже реален, но Мелькор Толкиена - не Дьявол, он лишь персонаж, в котором Толкиен хотел изобразить то, как он понимает Дьявола.

Так что приведенная Вами аналогия здесь работать, полагаю, не будет.
Это только сам толкиеновский Мелькор мог бы оскорбляться на то, как его переделала Ниенна.
И только реальный Сатана - на Толкиена.
Оба пока не жаловались.
 
For as we come and as we go (and deadly soon go we!)&&the people, lord, Thy people, are good enough for me!&&&&Rudyard Kipling&&
IP записан
 
Ответ #72 - 02/13/03 :: 2:41am

Сарин   Вне Форума
Живет здесь
Торонто, Канада

Пол: female
Сообщений: 671
*****
 
Хм.. а не имеет ли курт ввиду, что Толкиен использовал фольклерный образ для своего (по словам Моргултая "искажения"), а Элхэ использовала описанный Толкиеном образ Мелькора для своего?
Может быть господина Курта смущает нарушение копирайта?
 
IP записан
 
Ответ #73 - 02/13/03 :: 4:34am

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
Wirade, а я нарочно на "близких" распространяю область действия аналогии. Подмигивание

То есть, если некто изобразит в аллегорической форме не меня, а моего брата, при этом добьётся недвусмысленного сходства с ним и значительно исказит его поступки, мысли и чувства, - мне будет так же неприятно, как если бы это произошло со мной.

А уж кого близким считать и за кого оскорбляться - дело сугубо личное. Для христианина его Бог в каком-то смысле ближе всех в мире, и вполне реален. Сатана тоже реален, и вроде как получается, что восхваление Сатаны (в любой форме) есть оскорбление и христианского бога, и, как следствие, христиан. (Вот тут я могу ошибаться и прошу в этом случае меня поправить.)

Я пытаюсь выяснить, есть ли в общем случае основания для христианина, строго внутри его мировоззрения, усматривать такое оскорбление в ЧКА, и если да - то какие это основания и почему.

Мне кажется, что Курт, который, похоже, нечто такое усматривает, опирается в своей оценке на идентификацию Мелькор=Сатана.

Вот любопытно было бы узнать, на чём основана эта идентификация. В аналогичном случае с оценкой текстов Толкина выяснилось, что Курт считает значимым мнение автора текста - поэтому я и пытаюсь выяснить аналогичное мнение автора другого текста, чтобы иметь возможность провести симметричные рассуждения.

Объективная реальность _персонажей_ мне в данном случае неважна, достаточно, если Курт считает их _прототипы_ в достаточной мере реальными, а идентификацию персонажей (т.е. соотношение их с прототипами) - однозначной.

Кстати, Курт, это так?
 
IP записан
 
Ответ #74 - 02/13/03 :: 12:44pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
(по-прежнему сама любезность) Повторюсь, цитируя диалог Тай и господтна Курта:

"А Элхэ, Ольга Брилева, Ник Перумов, Кирилл Еськов имеют право изменять "облико морале" эльфов Толкина. Так, не так? Если нет - то ПОЧЕМУ?" (Тай)
"С претензией на истину большую, чем у Толкина - нет. Толкин этот самый "мифический период истории" придумал. Так что объективная истина о данном "периоде истории" изложена лишь в его книгах. Все остальное - в большей или меньшей степени субъективные интерпретации." (Курт)
"Претензию на бОльшую степень истинности в ЧКА (опустим остальных) придется подтвердить, для меня она неочевидна; мнение поклонников тоже, к сожалению, не аргумент. Аргументом будет цитата из ЧКА-2 или самой Элхэ Ниэннах." (Тай)
"А ЧКА-1 как? Уже "Приказано забыть"? Там вроде в предисловии все сказано." <цитата из предисловия к первому изданию> - "Это было так, профессор Толкин был нам наврал." (Курт)

"Мы не претендуем на истину в последней инстанции: смотрите своими глазами, ведь ни один человек не может быть до конца объективным". (предисловие к первому изданию)

Итак, предисловие к первому изданию, отражающее авторскую позицию, ясно говорит именно о том, что данная книга суть, как выразился уважаемый господин Курт, субьективная интерпретация. То, что, как полагают авторы, "было так" - точка зрения самих авторов, а отнюдь не объективная истина и не истина в последней инстанции - соответственно, эта точка зрения не может рассматриваться как "претензия на истинность большую, чем у Толкиена". И на эту субъективную интепрпретацию авторы предлагают читателям смотреть "своими глазами".
Если же неудовольствие уважаемого господина Курта вызывает утверждение, что "в произведениях Профессора Толкиена сказано не все", я рекомендую ему заглянуть в "средиземский" раздел данного форума и хотя бы частично просмотреть треды, в которых обсуждаются неясные и/или противоречивые моменты в текстах Толкиена.

R2R: "Как вы сами считаете, Мелькор из ЧКА и Сатана/Дьявол/Люцифер христианской религии - это одно и то же существо?"
Нет, я сама так не считаю, никогда не считала и неоднократно об этом говорила.

Что же касается первого издания вообще и осмысленности построения какой-либо аргументации на основании оного первого издания - советую заглянуть в "интервью" в этом же разделе:
http://kor.mk.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?board=fendom&action=display&num=308&start...
Там о первом издании, о том, как оно делалось и о моем к нему отношении говорится много и неоднократно.

Последнее изменение: Элхэ Ниэннах - 02/13/03 на 09:44:07
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 8