Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 4 ... 9
Курумо как Разум (Прочитано 26940 раз)
Ответ #15 - 12/26/01 :: 8:40pm

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Панча, здравствуй, очень рад, что ты наконец-то проявиласьПодмигивание. И извини, если мои рассуждения и выступления тебя как-то задели - поверь, ни в коем случае это не было преднамеренным.

Теперь вернемся к дискуссииПодмигивание.

Тэсса, та направленность научной деятельности Эллери Ахэ, на которую Вы указали, мне тоже бросилась в глаза, тем не менее, однозначно гуманитарной я назвать ее не могу. Скорее, имхо, речь идет о том, что у Эллери Ахэ развивались науки описательного и прикладного характера (в качестве примера вторых можно привести инженерные дисциплины - название условно, но лучшего термина мне сейчас не придумать). Эти виды научной деятельности включают в себя как все гуманитарные дисциплины, так и целый ряд других, в том числе и ярко выраженной технической и точной направленности. Как мне кажется, разделение интересов происходило не по принципу "гуманитарные науки-технические науки", а по принципу "прикладные и описательные дисциплины-фундаментальные дисциплины". Последние, как мне кажется, у Эллери Ахэ развития не получили.

Имхо, как мне кажется, именно в этом кроется ответ на те противоречия, которые обнаружила Панча: наличие науки, но при этом речь идет об эпохе Сердца, а не Разума, и неустроенность Курумо там, где Разуму дана максимальная свобода.

Перед Эллери Ахэ открылся целый мир, новый, непознанный, полный тайн и загадок. Первое стремление - увидеть этот мир, проникнуться его красотой, сродниться с ним. Отсюда и направленность науки на описание - в такой ситуации, имхо, это естественное развитие событий, надо описать этот прекрасный мир, запечатлеть его нюансы, научиться испрользовать те блага, которые в нем существуют, задаться общими вопросами о сущности мироздания. Из всего вышеперечисленного рождаются описательные дисциплины, прикладные дисциплины и философия. Формулировка неудачна, но это науки, рожденные Сердцем.

Черед фундаментальных наук - наук, рожденных Разумом и направленных на поиск внутренних закономерностей - настал бы позже, но Эллери Ахэ отведено было всего 500 лет. И за эти пятьсот лет они сумели добиться невероятно многого - в ряде случаев большего, чем за более продолжительный срок в Валиноре - рядом с гораздо большим количеством Валар и МайарПодмигивание.

В нашем собственном мире фундаментальные науки появились не столь давно - очень долгое время преобладали науки как раз описательные и прикладные. Эллери Ахэ мне в этом плане напоминают Древнюю Грецию.

Условно говоря, то, что Эллери Ахэ выращивали великолепные плоды говорит о том, что они подмечали общие закономерности сельского хозяйства, но прежде всего - любили землю, были как бы в единстве с ней (что, собственно, и говорится в ЧКА). Вряд ли они, занимаясь выведением новых сортов пшеницы, подозревали о законах Менделя (фундаментальный подход), но вот отбирать наиболее подходящие саженцы и скрещивать их - умели наверняка (подход прикладной), и уж и подавно у них была великолепная интуиция - интуиция людей (да простятся мне эти слова), посвятивших себя земле. Аналогично с выплавкой железа - великолепному кузнецу нужно чувствовать металл и знать систему практических навыков (прикладной подход), а не валентность железа (фундаментальный).

А вот Курумо как раз мог вывести законы Менделя и поставить селекцию на научную основу. Аналогично - и с рядом других наук. Но его время еще не настало, а подобрать себе учеников и заняться близкими ему исследованиями он вряд ли бы смог - он отчужден и скрытен. Может быть, в чем-то проявляется определенный валинорский конформизм - раз все что-то делают, то буду это делать и я, а способностей у меня хватит, чтобы стать лучшим. А развивать научную школу в одиночку - смысл какой, да и сложно это, не имея хотя бы помощников для подготовки экспериментальных данных.

И Тано совершенно справедливо говорил Курумо, что его время еще не наступило (привожу по памяти). А ждать, пока оно наступит, очень трудно, когда ты привык быть - Искуснейшим.

Кстати, о Курумо как художнике - не готов назвать его бездарем. Просто, если можно так выразиться, он относится к другому стилю искусства - вряд ли созданные им в Валиноре произведения не были прекрасными - просто они были совершенно другими. В качестве примера - кому сейчас нравятся стихи Ломоносова? А с него, между прочим, современная русская поэзия началась, и 18-м веке им восторгались - искренне. Или архитектура - у меня Валинор почему-то ассоциируется с монументальностью Древнего Египта, а Хэлгор - с летящей, воздушной готикой. Каково Курумо было вписаться в этот новый стиль, да еще возникший в рамках принципиально отличной от Валинора цивилизации? И как мастер - нет, Мастер - искренний сам с собой, он сумел признать свое поражение в попытке творить в непривычном ему стиле, и непригодность своего прежнего стиля для нового места.

А открытость Разума новому...Безусловно, но, повторюсь, Разум прежде всего стремится решить новые задачи старыми способами - в протвном случае мы бы так и замерли на уровне научного тыка. Эйнштейн - не самый глупый человек, до конца жизни так и не смог до конца принять квантовую механику. Кстати, Планк - человек, введший в физику само понятие кванта, считал свою теорию неудачной и некрасивой и пытался от понятия кванта отделаться (пусть меня поправят историки науки). Ньютон - Ньютон! - создатель дифференциального и интегрального исчисления, легшего в основу совресенной математики и физики, изложил свои "Основания натуральной философии" без применения этого самого исчисления - только при помощи геометрических методов.

Закругляюсь, а то уже пальцы усталиПодмигивание.

Согласен с Тэссой, что не мог Мелькор вытаскивать Курумо на вечеринку - это противоречило бы всем нормам Лаан Гэлломэ.

И не относились Эллери Ахэ к Курумо отрицательно - да, чуждались его, но он и сам чуждался их. Элхэ, относясь к нему отрицательно, осуждала себя за это - сколько я помню тексты.

Все вышеизложенное - только имхо. Заранее прошу прощения у всех, кого мои рассуждения могли задеть.
 
IP записан
 
Ответ #16 - 12/26/01 :: 11:56pm

Тэсса Найри   Вне Форума
При исполнении
Дай лапу, друг!.. Ну,
заднюю хотя бы.(c)О.Арефьев
а
Москва

Пол: female
Сообщений: 1792
*****
 
Что ж, извините, коли мое высказывание так Вас задело. Менее всего хотела кого-либо оскорбить, тем более автора одной из любимейших книг. Хотела - пообщаться с интересными людьми, обменяться мыслями и впечатлениями. И только.
Грешна, больше интересуюсь психологическими аспектами поведения героев, нежели средой, их окружающей. Понимаю, что мотивы во многом определяются именно этой средой, воспитанием и т.п. А все же события, которые происходят с героем, или его окружение важны для меня постольку, поскольку они влияют на его личность. Признаться, я вчера поленилась специально искать в книге информацию о технологиях, которыми пользовались в Лаан Гэлломе и Аст Ахэ. Положилась на память, на общее впечатление. В результате мое высказывание на эту тему получилось поверхностным и в конечном счете ошибочным.
Но, откровенно говоря, столь резкая реакция на мою реплику огорчает и вызывает недоумение. Не Вы ли, Элхэ, призываете "смотреть своими глазами"? Но глаза у всех разные, каждый увидит свое, возможно, не то, что имели в виду Вы, возможно, увидит даже неправильно или сегодня посмотрит под одним углом, а завтра - под другим, и увидит все иначе. Это криминал? Разве мое высказывание, пусть и непродуманное, содержало какую-либо агрессию или было неуважительным? Если Вы что-то подобное в нем усмотрели, мне очень жаль, я ничего такого не вкладывала.
Еще раз приношу свои извинения.
 

Чтобы не сдаться, не нужно «благодаря» -  &&достаточно «вопреки». &&(с) Могултай
IP записан
 
Ответ #17 - 12/27/01 :: 12:55am

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Еще раз перечел этот тред, в своем последнем сообщении я выразился некорректно - Эллери Ахэ не чуждались Курумо (хотя он мог казаться им чуждым), они действительно признавали его право на уединение - здесь я полностью согласен с Тэссой.
 
IP записан
 
Ответ #18 - 12/27/01 :: 1:12am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Может быть, Курумо вносил в мир Еллери Ахе какие-то чуждые елементы?
Хотя... есть идея (Геллемар, оцени!) Сообщество Еллери Ахе
воплощало собой так называемый инволюционный подход к
миру -- т.е. высшей ценност'ю является равновесие, гармония
с окружающим миром. Курумо же со своими изобнретениями
ввел еволюционный подход -- создание в мире принциплально нового, что
может изменить его картину. Эти два подхода несовместимы. Вот
и получилась несовместимость Курумо и Мелькора.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #19 - 12/27/01 :: 5:34am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Ради всего святого. Я прошу прощения, мне действительно не следовало встревать в разговор.  Единственное, что я, собственно, хотела сказать - это то, что среди Эллери были далеко не только "гуманитарии". И что на этапе развития культуры in question технические знания _не могут не быть_ прикладными; теоретические дисциплины развиваются позднее. Сколь понимаю - всегда.
Еще раз прошу прощения, никоим образом не хотела Вас задеть; просто точка зрения "все Эллери были сугубыми гуманитариями" является подозрительно распространенной и приводит по временам к, хм, весьма своеобразным выводам.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #20 - 12/27/01 :: 7:58pm

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Хольгер, очень любопытная идея, но, имхо, необходима определенная детализация.

Как мне кажется, отказывать миру Лаан Гэлломэ в эволюционной составляющей было бы не совсем правильно - одна только готовность Эллери Ахэ встать на Путь Людей чего стоит - по сути дела, это можно рассматривать как сознательное изменение своей сущности ради освобождения от оков Замысла. Чем не эволюция, причем в высшей своей форме - эволюция осмысленная и направленная не на внешний мир, а на внутреннее содержание?

С другой стороны, Эллери Ахэ, безусловно, направлены на гармонию с миром, о чем многократно говорится в ЧКА. Но гармония с миром все же, имхо, не исключает эволюцию - просто Эллери Ахэ эволюционировали бы вместе с миров (имхо) - опять-таки не могу вспомнить про эпоху Сердца и эпоху Разума.

Что касается Курумо, то эволюционный подход здесь на первый взгляд налицо, но если разобраться, то он скорее направлен на подчинение природы своим целям - то, что он сделал с орками, иначе как дрессировкой назвать нельзя (привлекая данные Толкиена - выведение новой расы орков и индустриализация в Шире - позволю себе вспомнить об этом, поскольку, имхо, здесь ВК и ЧКА сходятся в оценках). Он способен к нестандартным решениям, он прагматичен и направлен на результат. Но - эта эволюция отдает советским разворотом сибирских рек - да, задача грандиозная, да, она демонстрирует могущество человека и его Разума - в том смысле, что сверхзадача поставлена и успешно решена. Но - долгосрочные последствия не просчитаны - не от нехватки ума, о нет, просто эти последствия изначально никогда не задавались как критерии оптимальности. И по этой причине, имхо,  полноценно действовать он может - имхо - только на пару с Гортхауэром - что, собственно говоря, и планировалось Мелькором, если я правильно толкую текст. Для Гортхауэра, мне кажется, это тоже верно, хотя и заметно намного слабее.

Кстати, формулируя в терминах управления персоналом, можно сказать, что Курумо направлен на достижение результата, а Гортхауэр - на гармонию с собой, миром и обществом. Курумо не идентифицирует себя с Эллери Ахэ - он хочет идентифицировать себя только с Тано. С Гортхауэром - ситуация другая, прямо противоположная.

Надеюсь, что мои рассуждения никого не задели и заранее прошу прощения.
 
IP записан
 
Ответ #21 - 12/28/01 :: 12:19am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Что касается "гуманитарности" Еллери Ахе, то это стереотип,
применимый почти ко всем "традиционным" (не-промышленным)
кул'турам кроме разве что Древней Греции. Потому что у многих
на уме дилемма: либо промышленност', либо искусство.
Иван: в моем случае "еволюция" и "инволюция" -- понятия
скорее системного анализа. Кстати, подчинение окружающего
мира своим целям -- признак еволюции согласно этому
понятию. (вообще, черта еволюции в этом смысле -- неограниченный
рост). А главное, восприятие Курумо, если бы его поставит' во
главу угла, было бы прямо противоположным целям кул'туры
Еллери Ахе.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #22 - 12/29/01 :: 12:29am

Тэсса Найри   Вне Форума
При исполнении
Дай лапу, друг!.. Ну,
заднюю хотя бы.(c)О.Арефьев
а
Москва

Пол: female
Сообщений: 1792
*****
 
Иван, согласна насчет направлений развития культуры Эллери Ахэ. Попробую еще немного развить Ваши мысли. Насчет эпох Сердца и Разума вот что в голову приходит. Эпоха Сердца - время эльфов (интуитивное знание природы, близость к ней). К примеру, едва ли им приходилось экспериментально выяснять действие тех или иных растений на организм. Были Говорящие с травами, которые полагались на свое чутье, на свой дар. Думаю, эльфийские кузнецы так же _чувствовали_ металл. А эпоха Разума - время людей (развитие технологий, поиск формул, отражающих законы природы). Поскольку эльфы - Перворожденные, эпоха Сердца предшествует эпохе Разума. Я вот все думала - почему у меня (а оказывается, не только у меня) возникло такое впечатление, что Эллери Ахэ были преимущественно гуманитариями? Пожалуй, цепочка ассоциаций вырисовывается следующая: Сердце - интуитивное восприятие информации о мире - художественный склад личности. Мне кажется, что это не исключает умений выделывать кожи, варить стекло и т.д., о которых я поначалу забыла и на которые совершенно справедливо указала Элхэ. Дело скорее в подходе к тому или иному ремеслу. Вот, к примеру, можно испечь пирог, строго следуя определенному выверенному рецепту, а можно действовать исключительно по наитию, причем результат может быть очень удачным в обоих случаях, но подход-то разный. И когда Курумо, для которого естественно руководствоваться рецептами (канонами) и логикой, видит такой интуитивный подход - он теряется (я вовсе не утверждаю, что у Морхэллена _совсем_ не было интуиции).
Насчет архитектуры Лаан Гэлломе и Валинора у меня ассоциации, близкие к Вашим Улыбка Хотя это именно ассоциации, т.к. я пока не искала специально упоминаний об архитектуре (отмазка на всякий случай Улыбка).
 

Чтобы не сдаться, не нужно «благодаря» -  &&достаточно «вопреки». &&(с) Могултай
IP записан
 
Ответ #23 - 12/29/01 :: 12:50am

Тэсса Найри   Вне Форума
При исполнении
Дай лапу, друг!.. Ну,
заднюю хотя бы.(c)О.Арефьев
а
Москва

Пол: female
Сообщений: 1792
*****
 
Хольгер, мне кажется, предположение, что Курумо нес в себе изменение, а культура Эллери Ахэ была скорее направлена на сохранение гармонии окружающего мира, противоречит книге. Если нужно, могу поискать конкретные цитаты, но в "ЧКА" не раз подчеркивается, что Мелькор - это изменение, а к неизменности стремятся Валар. Так что, по-моему, конфликт Курумо и Мелькора лежит все же в другой плоскости.
Вот, кстати, мне тут бросилась в глаза еще одна деталь. Когда Мелькор спрашивает пришедшего к нему Артано об имени, тот отвечает: "Имени больше нет". Он готов впитывать новое, он полностью открыт и не оглядывается назад. Вспомним, как важно имя в Арте, как тесно связано оно с особенностями личности, с даром, с выбором Пути. А вот появляется Курумо - и что мы слышим?
"Ты хочешь знать свое имя?
- Я - Курумо, Высокий..."
То есть он не пытается познать свою истинную суть, он не спрашивает, какое имя дал ему Мелькор, он держится за Валинорские установки, он не свободен от них. И это, мне кажется, первый барьер на пути к изменению, который Курумо, сам же и ставит.
 

Чтобы не сдаться, не нужно «благодаря» -  &&достаточно «вопреки». &&(с) Могултай
IP записан
 
Ответ #24 - 12/29/01 :: 6:18am

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
*** Или архитектура - у меня Валинор почему-то ассоциируется с монументальностью Древнего Египта, а Хэлгор - с летящей, воздушной готикой.

Эээ... вот на что архитектура Валинора точно не похожа, так это на Древний Египет. Не знаю точно, но мне скорее представляется что-то вроде древнерусской суздальско-владимирской архитектуры: белые стены, купола...

А вот архитектура Хэлгора по моим представлениям похожа на опять-таки древнерусское северное деревянное зодчество: что-то наподобие Кижей. В Новгороде есть такой "Музей деревянного зодчества под открытым небом" - там можно всякие образцы посмотреть. Воспоминания пятнадцатилетней давности.Улыбка
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #25 - 12/29/01 :: 6:41pm

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Ну, я ж не говорю, что мои ассоциации - единственно верныеПодмигивание.

Насчет русского деревянного зодчества - тут я склонен согласиться, но только по отношению не к Хэлгору, а к Лаан Гэлломэ - там действительно была деревянная архитектура, так что вроде все стыкуется. А вот Хэлгор как обитель Мелькора мне, имхо, скорее напоминает готикуПодмигивание - но, повторюсь, это только мои ассоциации, которые, вполне возможно, не имеют никакого отношения к тому, что было на самом деле.
 
IP записан
 
Ответ #26 - 12/29/01 :: 7:23pm

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Тэсса и Хольгер: вопрос с эволюцией, имхо, вообще очень тонкий. Я, к сожалению, не являюсь знатоком системного анализа, поэтому не смогу дискутировать, используя соответствующую аргументацию, но позволю высказать себе несколько общих соображений.

Прежде всего, что считать эволюцией:

- жизнь в гармонии с миром, и, соответственно, изменение себя вместе с миром?
- нежелание (осознанное или подсознательное)менять себя и, соответственно, изменение мира под свои запросы?

Артано идет скорее по первому пути, имхо - и история с именами - лишнее тому подтверждение: изменилось мировоззрение, изменилось место проживания (прошу прощения за официоз) - и потому он с готовностью принимает свое новое - изначальное имя. Потребность в изменении идет у него интуитивно, и интуитивно же он осознает, как ему следует меняться, дабы не нарушать гармонии с миром и Тано. Курумо же, придя к Мелькору, использует методы, зарекомендовавшие себя в Валиноре, он остается Курумо, он не готов принять свое изначальное имя, себя он воспринимает именно как майя, а не как фаэрни. И он считает, что он готов измениться - но пусть ему скажут, как, не самостоятельно. И он готов приспосабливать внешний мир под нужды Учителя - так, как он эти нужды понимает (объективно говоря, во многом он понимает их верно, ибо Мелькору действительно нужна защита...но, воистину, благие намерения приводят...к Войне Могуществ).

Можно ли обвинять Курумо в негибкости Разума? Возможно, только сначала нужно вспомнить, что ему за пару десятков лет приходилось полностью перестраивать свой стиль мышления, вырабатывать новые методы, отказываться от старого - всего, что было накоплено не за одно столетие и пока особо не подводило. После этого вопрос о негибкости пропадет сам собой, имхо.

Почему Гортхауэру пришлось легче - вряд ли потому, что он умнее Курумо. Панча справедливо указала, что Сердце безошибочно чувствует, как правильно. И Гортхауэр смог быстро перестроиться - именно по этой причине. Курумо намного сложнее - ему приходится искать логические пути. А все просчитать в такой ситуации - он все-таки не демон МаксвеллаПодмигивание.

А бесчувственность Курумо...Прошу прощения у Элхэ за вольную аллегорию, но окончательной на текущий момент редакции ЧКА нет эпизода с пробуждением Сердца Гортхауэра - имхо, жизнь Курумо в Хэлгоре - это пробуждение его Сердца - мучительное, растянутое во времени, с откатами назад, попытками рывка вперед. Еще раз прошу прощения за такое сопоставление.
 
IP записан
 
Ответ #27 - 12/29/01 :: 7:28pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Тесса: Валар стремятся навязать Арде свой сценарий, и
Курумо фактически действует в рамках этого сценария.
"Изменение", которое вносили Валар и Курумо и
которое я имел в виду, и есть это навязывание природе
(противоестественного) порядка. И то, что Курумо знает
свое имя -- это как бы проявляет его нежелание быть
естественным.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #28 - 01/02/02 :: 11:51pm

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Еще кое-какие соображения:

Может ли быть такое, что Курумо в первую очередь доказывал себе самому, что он наконец нашел своего Мастера, под руку которого он был создан, и естественным образом пропадет его чуждость, и он станет лучшим - не может не стать, ибо он теперь нашел свое место. А нашел он не Мастера (в валинорском смысле) - он нашел Тано. Курумо очень боится ошибиться в своем выборе - ведь иначе ему просто больше некуда будет идти. Ему так хочется верить, что он нашел свой дом, и он изо всех сил доказывает это самому себе.
 
IP записан
 
Ответ #29 - 01/14/02 :: 1:43pm

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Моя теория. Обещанного три года ждут Улыбка

Если я и заслужу чего своей говорильней, то это "звездочку" и, быть может, почетное звание "политрука"...
 
-x-=+
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 4 ... 9