Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 ... 7 8 9 10 11 ... 14
Смысл пытки Мелькора (Прочитано 57671 раз)
Ответ #120 - 12/18/08 :: 6:51pm

Змей   Вне Форума
Живет здесь
homo military
Москва

Пол: male
Сообщений: 563
*****
 
Цитата:
Atharvan - замираю в тихом восхищении.

Я тоже впечатлён. Респект.
 

... а тот, кто с нами, тот без вины,&&в рядах коричневой и красной чумы... (с)
IP записан
 
Ответ #121 - 12/18/08 :: 10:09pm

Gvendolen   Вне Форума
Матерый
морда, которая все простит
Москва

Пол: female
Сообщений: 362
****
 
*тихо булькая*
Нет, я скажу, я скажу…
Мы, господа, все же на каких  источниках основываемся, обсуждая эту ценную тему?
Оно зависит, на самом деле…
Потому что если по ЧКА, то вопросов никаких лично у меня нет и быть не может,  тут мнение Atharvana, в общем-то, все более или менее объясняет…
А вот если по Толкину, то тут, боюсь, появляется некоторая проблема, о которую я разбила лоб в щебенку (с) и которой я могу придумать только одно объяснение.      
Все карательные действия, которые производятся в каноне над Мелькором-Морготом на протяжении всего «Сильмариллиона» и прочих разных «Преображенных мифов» полностью укладываются во вторую главу… м-м-м…  «Надзирать и наказывать» Мишеля нашего Фуко.  Цитату из коей и прилагаю, для пущей доказательности.
«Блеск казни» глава называется.

«1. Прежде всего, из осужденного делают глашатая собственного приговора. Его заставляют, в каком-то смысле, возвещать и свидетельствовать истинность обвинения. Вождение по улицам; дощечка на спине, груди или лбу, напоминающая о приговоре; остановки на перекрестках; зачтение приговора; публичное покаяние у врат храмов, где осужденный торжественно признается в преступлении: "Босой, в рубище, с факелом в руках, коленопреклоненный, он должен объявить, что - злобно, ужасно, коварно, преднамеренно - содеял гнуснейшее преступление и т. д."; выставление к позорному столбу с оповещением о деянии и приговоре; еще одно оглашение приговора у подножия плахи. Приговорен ли человек просто к позорному столбу или к сожжению и колесованию, он обнародует свое преступление и вынесенный приговор, показывая их физически, на собственном теле.
2. Еще раз повторяется сцена признания. Публичное принудительное принесение покаяния дополняется спонтанным и публичным признанием. Публичная пытка становится моментом истины. Эти последние мгновения, когда виновному уже нечего терять, отнимаются в пользу истины, которая должна явиться в полном свете...
3. Публичная казнь "привязывалась" к самому преступлению; между ними устанавливался целый ряд хорошо прочитываемых отношений. Труп осужденного выставлялся на месте преступления или на одном из ближайших перекрестков. Казнь часто вершилась в том самом месте, где было содеяно преступление.  Предпринимались "символические" казни, где форма экзекуции определяется характером преступления: богохульникам протыкают язык, запятнавших себя злодеяниями предают очищающему огню, убийцам отсекают кисть правой руки; иногда осужденного заставляют нести орудие преступления   …старая юриспруденция была "целой поэтикой".
4. Наконец, медленность процесса казни, ее драматические повороты, крики и страдания осужденного играют роль последнего испытания в завершение судебного ритуала. Всякая агония сообщает определенную истину, но агония на эшафоте сообщает ее с большей силой, ибо она ускоряется болью; с большей строгостью, ибо она проявляется на самой грани между судом людским и судом Божьим; и с большей оглаской, ибо она происходит на публике. Страдания в процессе казни продолжают страдания предшествовавшего судебного дознания; однако в судебном дознании игра не сыграна и подозреваемый еще может спасти свою жизнь; а теперь он несомненно умрет, а значит, должен позаботиться о спасении души. Вечная игра уже началась: казнь предваряет потусторонние кары; она показывает, в чем они заключаются; она - театр ада; крики осужденного, его сопротивление и проклятия уже возвещают его неотвратимую судьбу.
Правонарушение, согласно праву классического века, помимо ущерба, который оно иногда причиняет, и даже помимо нарушаемого им правила посягает на право того, кто защищает закон: "Противозаконное действие, даже если оно не причиняет ущерба, не наносит телесного повреждения или оскорбления личности, является правонарушением, которое требует возмещения, поскольку нарушает право высшего и наносит оскорбление его достоинству". Помимо непосредственной жертвы преступление направлено против суверена: против суверена лично (поскольку закон представляет волю суверена) и физически (поскольку сила закона есть сила государя). Ведь "для того, чтобы закон действовал в королевстве, он должен исходить непосредственно от государя или по крайней мере подкрепляться печатью его власти". Следовательно, вмешательство суверена - не третейский суд, разрешающий спор двух противников; оно даже много больше, нежели действие, которое должно обеспечить соблюдение прав индивида; оно - прямой ответ человеку, оскорбившему государя. "Проявление могущества суверена при наказании преступлений является, несомненно, одной из основных частей отправления правосудия". А значит, наказание не должно расцениваться как возмещение ущерба и даже соизмеряться с ущербом; в наказании всегда должна присутствовать доля, принадлежащая государю, и даже в соединении с предусмотренным возмещением ущерба она является наиболее важным элементом уголовно-правовой ликвидации преступления. Однако доля государя сама по себе не проста: с одной стороны, она требует возмещения ущерба, нанесенного его королевству (так, причинение беспорядка и дурной пример, поданный другим, - серьезный ущерб, не идущий ни в какое сравнение с ущербом, нанесенным частному лицу); но она также требует, чтобы государь отомстил за оскорбление, нанесенное его личности.»

(аплодирую всем, кто дочитал, - мне кажется, оно потраченного времени стоит)
Здорово, правда? И никаких вопросов.
Если бы не одно НО.
Это, стало быть, Толкин у нас описывает нормальный юридический процесс «классического века».
Есть Государь (который Манвэ и компания), есть Преступник (который Моргот), есть Народ (который ардынское население во всей его полноте). Соответственно, «проявление могущества суверена при наказании преступлений является, несомненно, одной из основных частей отправления правосудия», «доля государя требует, чтобы государь отомстил за оскорбление, нанесенное его личности» и  преступник «обнародует свое преступление и вынесенный приговор, показывая их физически, на собственном теле».
Глубоко, глубоко // угнездился ты, Фуко.  
Все бы было ничего (в смысле – понятно и с определенной точки зрения разумно), если бы при этом не заявлялось однозначно:  Арда = Земля, Валар = Силы, Эру = Господь.  
Потому что представить себе, как  Господь и Его ангелы руководствуются во всех своих действиях средневековой поэтикой казни, - воля ваша, у меня не получается. Ибо поэтика эта человеческая, а люди у нас, как в Писании сказано, того-с… пали.  А Толкин настаивает, что у него и Эльдар – народ непадший, где уж там говорить о.
Мне, значит, при таких разговорах неоднократно указывали на Ветхий Завет. Только вот читая Ветхий Завет, знаешь, что через  N страниц будет Новый. А читая дорогого Профессора, знаешь только, что через N эпох будет Дагор Рагнарек. И всё.  
И в результате  мы наблюдаем некоего Врага вообще (с), которого для полного торжества справедливости Плюс-плюс хорошим персонажам надо долго мучить, после того, как Плюс-плюс хорошее дело уже победило.  При этом мучительство будет бессмысленным и беспощадным, так как заранее известно, что никакого покаяния никаким образом от него добиться невозможно. И логика типа «что ж ты отрываешь мухе лапки, а если тебя так?» не сработает. И ни о каком своем нехорошем поведении он задуматься в принципе не способен, ибо до того истощил себя во зле, что сил на покаяние у него не осталось по факту (ага-ага, это у Профессора тоже написано, кто захочет цитату – я найду, по-моему, те же MT).  Валар, они, конечно, от Моргота сильно пострадали – но мстить… таким образом… н-да.
И это Плюс-плюс хорошие  и непадшие персонажи, - вот эти вот, которые такими вещами занимаются? Ой.
Не дай вам Бог родиться при Генрихе Шестом (с). Дорогой дон Румата, забери меня отсюда.
Это значит, что, допустим… если бы тот же Финголфин, совершив свой вынужденный ледовый поход, застал бы в Средиземье Феанора живым и устроил бы тому что-нибудь подобное – он был бы не то что понятен, но и праведен после этого? И в глазах автора тоже?
…в Эдде, на которую тоже по этому поводу регулярно указывают,  оно, конечно, с тем же Локи ещё хуже получилось. Но Эдду писали не в двадцатом, пардон, веке, не филологи, знакомые с нехемульским таким багажом богословских текстов, и не после, дважды пардон, эпохи Возрождения в европейской культуре.  А самое главное, нигде в Эдде никто и не утверждает, что это Один есть всеблаг и всемогущ. Или что его действиями управляет Некто всеблагой и всемогущий…
И на какую же мысль это меня наводит? А наводит только на одну.
Несовместим эпос, каким мы знаем его в его цвету,  с христианством, двадцатым веком и сознанием читателя, который уже и романтизм кушал, и модернизм кушал. Хочешь эпос – а получается такое, что смотреть страшно.
И объяснить, таким образом, все эти страсти-мордасти по поводу корон-ошейников можно только неразрешимым жанровым кризисом у профессора Толкина, которому надо было и архаику, и воплощенное Зло и евонное (Зла) посрамление впихнуть в один и тот же конфликт. Проблема это. Ошибка.

Вот. Это.
Я трижды… нет, четырежды прошу прощения за то, что так длинно. Правда.
 

The Phantom of the Opera
is there - inside my mind. (c)
IP записан
 
Ответ #122 - 12/18/08 :: 10:19pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Прочтя первый абзац, могу сказать: первоисточники - любые, главное, чтобы они были оговорены в самом сообщении.
А вот теперь буду читать.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #123 - 12/18/08 :: 10:32pm
Spokelse   Экс-Участник

 
Gvendolen писал(а) 12/18/08 :: 10:09pm:
*тихо булькая*
Нет, я скажу, я скажу…


Я тоже... Смущённый
Цитата:
Ибо поэтика эта человеческая, а люди у нас, как в Писании сказано, того-с… пали.  А Толкин настаивает, что у него и Эльдар – народ непадший, где уж там говорить о.


Вы ошибаетесь: Профессор в одном из Писем говорил, что Элдар - пали. Цитату искать?

UPD Нашел. "Высокие эльфы были изгнаны из Благословенного Королевства Богов (после их собственного, отдельного эльфийского падения), и «религии» (или, скорее, религиозных обрядов) у них не было, ибо обряды пребывали в руках богов, восхваляющих и почитающих Эру, «Единого», Илуватара, Отца Всего Сущего, на горе Амана." (с) письмо 156

Цитата:
И объяснить, таким образом, все эти страсти-мордасти по поводу корон-ошейников можно только неразрешимым жанровым кризисом у профессора Толкина, которому надо было и архаику, и воплощенное Зло и евонное (Зла) посрамление впихнуть в один и тот же конфликт. Проблема это. Ошибка.


Согласен! Справедливости ради замечу, что кризис этот и впрямь неразрешим! Я еще не встречал удачных попыток соединить все это в одном флаконе. Ну, скажем, попыток, более удачных, чем у Профессора.
 
IP записан
 
Ответ #124 - 12/18/08 :: 10:50pm

Gvendolen   Вне Форума
Матерый
морда, которая все простит
Москва

Пол: female
Сообщений: 362
****
 
Цитата:
Вы ошибаетесь: Профессор в одном из Писем говорил, что Элдар - пали. Цитату искать?


Упс. Наверное, можно поискать, если время будет. Потому что, как мне казалось, пали Нолдор, которые изошли. Вот как изошли - так и пали. А всякие Ваниар не падали никуда. В частности, Ваниар, которые участвовали в Дагор Рут.
Но я готова и согласиться прямо сразу, только в данный момент оно мне и вовсе не поможет что-то понять: Эонвэ и Манвэ не падали у Толкина точно. Так и стояли, в эпических позах, всю Первую эпоху.


А совмещение "всего этого" - эпоса и модерна - в одном флаконе, оно в ВК гораздо лучше смотрится, чем в Сильме.
Так и хорошие там, в общем, хорошие, - на мой, конечно, вкус.
 

The Phantom of the Opera
is there - inside my mind. (c)
IP записан
 
Ответ #125 - 12/18/08 :: 10:57pm
Spokelse   Экс-Участник

 
Ну правильно: пали нолдор. Так о непавших элдар в "Сильмариллионе" почти ничего и нет! Одни непавшие сиднем сидят у ног Великих, другие непавшие "нолдорские драгоценности в море кидают"... Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #126 - 12/18/08 :: 11:35pm

Gvendolen   Вне Форума
Матерый
морда, которая все простит
Москва

Пол: female
Сообщений: 362
****
 
Цитата:
Ну правильно: пали нолдор. Так о непавших элдар в "Сильмариллионе" почти ничего и нет! Одни непавшие сиднем сидят у ног Великих, другие непавшие "нолдорские драгоценности в море кидают"... Улыбка


Дык. Тема носит феерическое название "смысл пытки Мелькора".
Начали с чего: зачем ЧКАшные валар пытают Мелькора? Автор пришел и резонно послал всех к Профессору. А Профессор на резонный вопрос "зачем непадшим существам кого-то пытать?" ответа не дает. Я все пыталась понять, в каком письме он это объяснил, а он не объяснил ни в каком. А я уже давно на эту тему расстраивалась, а тут смотрю - кто-то тоже переживает.
Если бы четко было сказано - все они падшие, и мир у них такой падший, и вообще идет нормальная война у нормальных архаических/эпических/средневековых суперволшебников, у меня бы вопросов не было. Только тогда пришлось бы отменить весь христианский пласт Сильма (и все, кстати говоря, громокипящие дискуссии типа "Сатана ли Моргот?" заодно с этим пластом).
А Ваниар, кроме сидения сиднем, совершили только одно деяние, упомянутое в летописях, - поучаствовали в Войне Гнева.

upd. Ну проблема у меня, проблема. Ну страшненькое добро получается, когда оно с кулаками, - тем более, с такими, тем более, когда при этом оно постулируется как абсолютное добро. Может быть, для кого-то и не страшненькое, а я его боюсь.
Может, я бы решила, что это Толкин просто такой... э-э... странный человек, что другого добра себе не представляет, и перестала бы вообще об этом думать,  но ведь у того же автора в том же мире мы наблюдаем персонажей, которые вроде и не так себя ведут. Вот я и пытаюсь объяснить себе этот плюрализм мнений в отдельно взятой голове.
 

The Phantom of the Opera
is there - inside my mind. (c)
IP записан
 
Ответ #127 - 12/18/08 :: 11:47pm
Spokelse   Экс-Участник

 
Адын мамент! Я по поводу христианского пласта в "Сильмариллионе".

ИМХО:

Ну нет там никакого христианского пласта! Нет там его! И не может быть! Я понимаю, что оффтоп... Я понимаю, что из копий, сломанных на эту тему, можно сотворить нехилый погребальный костерчик, которому любой викинг позавидовал бы... Но христианского пласта в "Сильмариллионе" нет. "Сильмариллион" - переосмысление _языческих_ легенд. Окажись Профессор атеистом, этого пласта там было бы в упор не видно. Окажись он мусульманином, там сторонники "пласта" увидели бы мусульманский "пласт".
На самом деле Профессор использовал ту этику, которую знал лучше всего - христианскую.
Кроме того, языческую этику Профессор применил к Аданам. Всю. На элдар осталась - христианская...

Gvendolen писал(а) 12/18/08 :: 11:35pm:
А Профессор на резонный вопрос "зачем непадшим существам кого-то пытать?" ответа не дает.


Кстати... А Валар (по Профессору) точно - непадшие? Они не пали, ввязавшись в войну, которой не было в изначальной теме Эру? Подмигивание

Охх... вот разложили тут грабли, панимаишь... Пройти нельзя...  Плачущий Смех
 
IP записан
 
Ответ #128 - 12/19/08 :: 12:01am

Gvendolen   Вне Форума
Матерый
морда, которая все простит
Москва

Пол: female
Сообщений: 362
****
 
Цитата:
Адын мамент! Я по поводу христианского пласта в "Сильмариллионе".

ИМХО:

Ну нет там никакого христианского пласта! Нет там его! И не может быть! Я понимаю, что оффтоп... Я понимаю, что из копий, сломанных на эту тему, можно сотворить нехилый погребальный костерчик, которому любой викинг позавидовал бы... Но христианского пласта в "Сильмариллионе" нет. "Сильмариллион" - переосмысление _языческих_ легенд. Окажись Профессор атеистом, этого пласта там было бы в упор не видно. Окажись он мусульманином, там сторонники "пласта" увидели бы мусульманский "пласт".
На самом деле Профессор использовал ту этику, которую знал лучше всего - христианскую.
Кроме того, языческую этику Профессор применил к Аданам. Всю. На элдар осталась - христианская...


Ну оффтоп. Ну придет кто-нибудь из модераторов - переместите нас, пожалуйста, куда-нибудь.
*нехорошим голосом* м-м... Ну Профессор-то считал, что христианский пласт там есть. Нет, постструктурализм - оно конечно...
*голос нехороший потому, что по поводу "насколько важно то, что считал автор" копьев сломано ещё больше, а не потому, что мне что-то тут не по душе*
Но тогда все равно все очень невесело получается. Наверное.
 

The Phantom of the Opera
is there - inside my mind. (c)
IP записан
 
Ответ #129 - 12/19/08 :: 12:14am
Spokelse   Экс-Участник

 
Там не пласт, что б Профессор ни считал.  Класс
Там...
Ну, оффтопить, так оффтопить... Когда-то я марки собирал... Так вот, на сирийских марках Ленин похож на араба. На китайских - на китайца похож... Жаль, что африканских марок с Владимиром Ильичом видеть не довелось...
Профессор писал, как мог... Вот когда он писал сцену с Бильбо и троллями, он очень старался написать речь троллей похожей на речь городских "низов". И что? А тролли у него и говорят, как оксфордские профессора, увлекшиеся на старости лет ролевыми играми...
 
IP записан
 
Ответ #130 - 12/19/08 :: 3:34am

Atharvan   Вне Форума
Дорогой гость
Москва

Пол: male
Сообщений: 200
***
 
С моей скромной точки зрения, там действительно есть христианский пласт. ЗАПАДНОхристианский. А там добро должно быть с кулаками. Вы вот удивляетесь, но на самом деле вы просто увидели нашу разницу в морали. Да, там у них такое добро- с кулаками, "страшненькое", добро, которое придет, увидит зло и зверски его убьет. И ещще вобьет в землю по самое дальше не могу. И нечему удивляться. Это же зло пытают, злодея! Так что это именно западнохристианский подход к проблеме. Я думаю для Толкина Мелькор - это в некоторой степени сатана конечно. И Эру - это тот самый Бог, который устроил всемирный потоп и затопление Нуменора. Чего бы его ангелам-валар не пытать пойманного беса? Это же христианство без Христа. Вот и получилось. Это ветхий завет и порожденные им вещи, без проповеди всепрощения. Отчасти католический, отчасти протестантский подход - опять же предопределено все Замыслом - есть предопределенные к спасению, изначально чистые, которые падут чтобы указать остальным всю ужасть падения, есть изначально грязные - орки, которые не спасутся ни за что, есть люди, среди которых есть те и другие. Одни - верные, предопределенные к спасению, другие неверные, которым спасение не светит
Все в рамках западнохристианской морали. Ведь увы, нет более общехристианского подхода. Есть западнохристианский и восточнохристианский (как минимум эти два), наш то бишь. Нам потому конечно непонятно, зачем пытать сдавшегося Мелькора (даже если он есть аспект сатаны). Нц не поступают так всепрощающие сущности. А у нас Бог  - это всепрощение и вселюбовь. А у них Бог-  это всевоздаяние и справедливость и предопределенность к спасению одних и падение столь же предопределенное других.
Поэтому в Толкине есть пласт христианства, который нам сложно опознать как таковой - пласт католичества и отчасти протестантизма. С их крестовыми походами, охотами на ведьм (протестантизм оченно любил, инквизиции не снилось такое) и всем остальным для нас непонятным.
Да, и по поводу Фуко. "Средневековая поэтика казни", там описанная - откуда она пришла? Из того же культурного пласта, западно-христинского, католического.
Просто надо решить - что есть Бог? Для наших западных иудушек братушек это идея что "ВСЕМ воздастся по полной! //маты маты маты//" А для нас - прощение
"Не называй Бога справедливым, ибо если Бог справедлив, то я погиб." преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневейский, седьмой век нашей эры
"По справедливости мы все должны быть в аду" фразу я вычитал в "Людях Огня", ее там произносила святая Тереза из Лизье. Не знаю, произносила ли она ее в жизни. Но мысль Исаака Сирина она продолжает, эта фраза.
В чем пафос казни Мелькора в сильме? Пафос, который наша душа отказывается понимать и чувствовать? В СПРАВЕДЛИВОСТИ ВОЗДАЯНИЯ, того, что нам совершенно культурно чуждо. Чужд нам пафос воздаяния, только и всего.
 

Credo, quia absurdum est (Тертуллиан: "Верую, ибо абсурд").&&"Безумец, кто встал на пути наступающей Тьмы!" (цитата из песни "Эовин", автор - Светлана Хвостенко)
IP записан
 
Ответ #131 - 12/19/08 :: 4:04am

Gvendolen   Вне Форума
Матерый
морда, которая все простит
Москва

Пол: female
Сообщений: 362
****
 
Atharvan писал(а) 12/19/08 :: 3:34am:
С моей скромной точки зрения, там действительно есть христианский пласт. ЗАПАДНОхристианский. А там добро должно быть с кулаками. Вы вот удивляетесь, но на самом деле вы просто увидели нашу разницу в морали. Да, там у них такое добро- с кулаками, "страшненькое", добро, которое придет, увидит зло и зверски его убьет. И ещще вобьет в землю по самое дальше не могу. И нечему удивляться. Это же зло пытают, злодея! Так что это именно западнохристианский подход к проблеме. Я думаю для Толкина Мелькор - это в некоторой степени сатана конечно. И Эру - это тот самый Бог, который устроил всемирный потоп и затопление Нуменора. Чего бы его ангелам-валар не пытать пойманного беса? Это же христианство без Христа. Вот и получилось. Это ветхий завет и порожденные им вещи, без проповеди всепрощения. Отчасти католический, отчасти протестантский подход - опять же предопределено все Замыслом - есть предопределенные к спасению, изначально чистые, которые падут чтобы указать остальным всю ужасть падения, есть изначально грязные - орки, которые не спасутся ни за что, есть люди, среди которых есть те и другие. Одни - верные, предопределенные к спасению, другие неверные, которым спасение не светит


Да, есть такое. Я согласна и тоже об этом думала, про разницу между западным и восточным христианством.
Но в итоге на том я и успокоилась - на том, что эпос в модернистском мире всегда будет внушать жуть и что таки-да, это такое специальное толкиновское (ну, в смысле, западное) христианство.

Atharvan писал(а) 12/19/08 :: 3:34am:
Все в рамках западнохристианской морали. Ведь увы, нет более общехристианского подхода. Есть западнохристианский и восточнохристианский (как минимум эти два), наш то бишь. Нам потому конечно непонятно, зачем пытать сдавшегося Мелькора (даже если он есть аспект сатаны). Нц не поступают так всепрощающие сущности. А у нас Бог  - это всепрощение и вселюбовь. А у них Бог-  это всевоздаяние и справедливость и предопределенность к спасению одних и падение столь же предопределенное других.
Поэтому в Толкине есть пласт христианства, который нам сложно опознать как таковой 


Да-да, я поняла, наверное.
А пока не поняла, правда, жутко было.
 

The Phantom of the Opera
is there - inside my mind. (c)
IP записан
 
Ответ #132 - 12/19/08 :: 4:06am

Gvendolen   Вне Форума
Матерый
морда, которая все простит
Москва

Пол: female
Сообщений: 362
****
 
Atharvan писал(а) 12/19/08 :: 3:34am:
"По справедливости мы все должны быть в аду" фразу я вычитал в "Людях Огня", ее там произносила святая Тереза из Лизье. Не знаю, произносила ли она ее в жизни. Но мысль Исаака Сирина она продолжает, эта фраза.
В чем пафос казни Мелькора в сильме? Пафос, который наша душа отказывается понимать и чувствовать? В СПРАВЕДЛИВОСТИ ВОЗДАЯНИЯ, того, что нам совершенно культурно чуждо. Чужд нам пафос воздаяния, только и всего.

Давайте я вам руку, что ли пожму... На расстоянии.
Как у нас в школе делали, когда ответы сходились, м?
 

The Phantom of the Opera
is there - inside my mind. (c)
IP записан
 
Ответ #133 - 12/19/08 :: 4:58am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Эхехе....
"...ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков". (Откр., глава 20, стих 10.)
Да нету там особых противоречий... Там - людское переложение эльфийских сказаний, и всё в порядке. Но и для эльфов должно было быть что-то понятное. а всё вот  это - с оковами, с ошейником из короны... - оно понятно. понятная, внятная кара за преступления. Как должно.
Тут еще делайте мне скидку: я в категориях "падший/непадший" не рассуждаю вообще. Я их не понимаю в приложении к данному миру. Сказано было, что эльфы пришли в Валинор по доброй воле, и по доброй воле могут его покинуть: это вовсе не та ситуация, которую мы наблюдаем с Адамом и Евой в Ветхом Завете. Не говорится, что по факту желания покинуть Валинор эльфы на что-то там осуждены осуждены те, кто принимал участие в истории, м-м, с Алквалондэ - а это вполне конкретное и подсудное преступление. Под раздачу попадают те, кто следует за преступником (а значит, так или иначе, поддерживает его и то, что он сделал): заметьте, до того момента Валар только лишь не советуют эльфам покидать Валинор - не более того. А хуже того и больше того: не было воли Эру на то, чтобы эльфы переселились в Валинор, то было решение Валар, от коего проистекли многие бедствия (дословно цитату не помню, потому и пересказываю по памяти). Ну - нет тут совпадений, воля ваша.
В общих чертах мне всё именно так и видится: именно от того, что Валар - не эльфы и не люди, а идею наказания того, кто восстал против воли Эру, нужно было донести и до тех, и до других (до первых - непосредственно, до вторых - опосредованно), мы и получаем имитацию - ну, скажем так, человеческого суда и человеческого наказания.
Что для Айнур/Валар не имеет особого (физического) значения. Проблема в том, что Мелькор, по любым источникам, не является Валой. то есть, его физическая оболочка - не фана, а роа. Упс.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #134 - 12/19/08 :: 4:38pm

Gvendolen   Вне Форума
Матерый
морда, которая все простит
Москва

Пол: female
Сообщений: 362
****
 
Ух, чувствую, я сейчас напрочь запутаюсь и не выберусь. Я «Откровение», наверное, никак комментировать не буду, потому что толкование Апокалипсиса – это уж совсем для меня вопрос не по окладу. У меня есть некоторое определенное мнение по этому поводу, но внятно и аргументировано изложить его на форуме, я, скорее всего, не сумею. По той простой причине, что боюсь его переврать и испортить.
А тексты Толкина писаны таки человеком двадцатого века и таки внутри европейской культуры. Он может постулировать, что Валар не люди, и с человеческой точки зрения их не понять. Но и я не могу своими человеческими силами реконструировать нечеловеческую логику – а логику автора, который про этих самых Валар пишет, могу попытаться и понять, и оценить, и высказать предположение (хотя бы сама для себя), откуда она такая берется.

О падших и непадших в Арде.
Я попробую объяснить, что я под этим понимаю. Тут есть некоторый зазор между «назвать» и «показать». То есть можно двадцать раз сказать и в письмах, что нолдор пали, а ваниар не пали, но пока не покажут, как и в чем, собственно, оное падение нолдор выражалось, мне будет не ясно, о чем идет речь.
Значит,  так. Есть в конце ВК всем известный эпизод со смертью Сарумана. Вот в этом эпизоде Фродо (на мой субъективный вкус) ведет себя как существо не падшее, когда говорит, что «Нет, Сэм, не убивай его! Все равно не убивай! Ведь он меня даже не поцарапал. Да и в любом случае я не хочу, чтобы его убили, когда он так обозлен! Некогда он был славен и велик. Он принадлежал к благородному братству волшебников, и не нам вершить расправу над ним. Он пал, и поставить его на ноги мы бессильны. Но какой бы ни была глубина его падения – я бы его пощадил. Может, он когда-нибудь обретет исцеление?» (пер. Каменкович). Если бы хоббиты Сарумана на месте убили, и Фродо вместе с автором это одобрили – это было бы понятно, это было бы заслуженным воздаянием, но… сам персонаж по имени Фродо после этого уже воспринимался бы по-другому, как и те хоббиты (или это только для меня так, и я не права?). Но, по-моему, Саруман это мнение как раз разделял – а то с чего бы он распинался о том, как его деятельность по искажению Шира сделали бессмысленной.
То есть как бы это объяснить… Месть и воздаяние в чистом виде,  и зачем они нужны тому, кто их производит, понять-то несложно. Сложности (лично у меня) начинаются там, где такое поведение признается не только нормой, а прямо-таки добром в самой высшей его форме. Которое ни у кого никаких вопросов не вызывает. И метаний «как поступить» тоже. И даже сожалений о том, что так приходится поступать.
А если Манвэ, который «мудрейший и осмотрительнейший дух из всех» (опять-таки откуда-то из МТ цитата), не разбирается, у кого фана, а у кого роа, – ну кто ж ему доктор после этого… Упс – оно не только в ядерной физике самое страшное слово. Так и «упс» ещё надо сказать.

О естественных последствиях.
Как, опять-таки, мне казалось, благой Господь тем, в частности, и отличается от Супер-дупер-волшебника, что тот, кто восстал против Его воли, наказал сам себя тем, что восстал. Ну как в педагогических книжках: бывает метод наказания (ты отказываешься обедать и скандалишь, тебе от мамы-папы по шее), а бывает метод естественных последствий (не обедал – ходи так, захочешь есть – подойдёшь извинишься). Поэтому, скажем, Пророчество Мандоса у меня никаких вопросов не вызывает. Никто никого не проклинал, всех честно предупредили, что будет.
И не Намо всех проклял, чтобы показать оставшимся в Валиноре, как плохо бывает ослушникам, - а просто тот, кто уходит через Алквалондэ со всеми вытекающими и за тем, кто это устроил, сам себе организует неприятности. А историю с сокрытием Валинора и сам Толкин хорошей, по-моему, не считал…
Если «идею наказания того, кто восстал против воли Эру, нужно было донести и до тех, и до других (до первых - непосредственно, до вторых – опосредованно» указанными методами, то по моему совершенно невежественному мнению, тут как раз и начинается то, в чем очень любят обвинять верующих атеисты: подчинение этому самому Эру не из любви, а из страха и корысти. У меня, ваниа или нолдо, есть свободная воля, я, может, и отпал бы – но делать этого не буду, потому что до меня донесли идею: кто восстает, тому устроят показательную казнь. Если речь идет об обыкновенном средневековом правителе, которому надо, чтобы у него в государстве не воровали и не восставали, - да ради всего святого, на то оно и средневековье. Но Толкин настаивает, что мы имеем дело с принципиально иной ситуацией…

О личном отношении.
Моя личная проблема с Толкином и его Сильмом целиком и полностью укладывается в то, о чем мы с Atharvan’ом вроде бы договорились выше. В то, почему не хочется читать и писать про то, что Бог справедлив.
Плюс – в «Г.А. сказал  как  бы  между  прочим:  закон  никогда  не  наказывает ПРЕСТУПНИКА. Наказанию подвергается всего лишь тварь  дрожащая  -  жалкая, перепуганная,  раскаивающаяся,  нисколько  не  похожая  на  того  наглого, жестокого, безжалостного мерзавца, который творил насилие много дней назад(и готов будет творить насилие впоследствии, если ему приведется  уйти  от возмездия). Что же получается? Преступник как бы ненаказуем. Он  либо  уже не тот, либо еще не тот, кого следует судить и наказывать...  Слава  богу, что хоть смертная казнь у нас отменена» (с)
С моей человеческой точки зрения, если мироправители, претендующие не только на политическую, но и на духовную власть, с Г.А. расходятся по данному вопросу, то они мне внушают страх, а не благоговение. Речь-то в треде шла о смысле кары, а не о причинах, не о том, "почему", а о том, "зачем". На вопрос "почему" может быть сколько угодно ответов, а если в данном раскладе данному Эру это "зачем"-то надо, то, боюсь, это для меня убивает напрочь всю Толкиновскую концепцию...
« Последняя редакция: 12/19/08 :: 6:50pm от Gvendolen »  

The Phantom of the Opera
is there - inside my mind. (c)
IP записан
 
Страниц: 1 ... 7 8 9 10 11 ... 14