Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 4 
Две статьи о поэзии/песнях фэндома (Прочитано 14633 раз)
Ответ #30 - 06/05/03 :: 5:05am

Ингвалл Колдун   Вне Форума
Дорогой гость
Нью-Йорк

Пол: male
Сообщений: 155
***
 
Бардовская песня, как мне кажется, отличается от ролевой по жанровости описания происходящего. Если мы представим каждую отдельную песню как иллюстрацию или пересказ прозаической повести, при проекции бардовской песни мы получим в большинстве случаев реализм, сатиру или (весьма нечасто) детскую сказку, а при проекции песни фэндомской - фэнтези, толкиенистский апокриф, исторический или псевдоисторический авантюрный роман. Сказка и притча могут встречаться и там и там.
 

С уважением, Ингвалл
IP записан
 
Ответ #31 - 06/05/03 :: 12:30pm

Хатуль   Вне Форума
Живет здесь
Большой и Пушистый
Хайфа, Израиль

Пол: male
Сообщений: 1315
*****
 
Но в том-то и дело, что песню не всегда можно с чем-то однозначно сопоставить. Возьмём даже такой очевидный, реалистический текст некоего Ингвалла Колдуна, под названием "Прощание с XX веком":

Прошёл двадцатый век. Усоп. Покойся с миром,
Век яростных страстей, кровопролитных войн,
Век боли и борьбы, век славы, век кумиров,
Век мудрости людской и подлости людской!

Прошёл ужасный век. Не заживают раны,
Оставленные им на теле многих стран:
Весь этот век огонь войны терзал Балканы,
И мира не видал суровый Иордан.

Прошёл прекрасный век - и никогда не будет
Ни зеленей травы, ни голубей небес.
Как много в этот век чудес свершили люди!
Как вырвался вперёд технический прогресс!

На Крите моряки построили галеры,
В Египте создан пресс для деланья вина..,
Прошёл двадцатый век до христианской эры.
Век девятнадцатый, что ты готовишь нам?


Какая проекция этого текста на прозу?

С другой стороны, если переключиться с В.Барановского на А.Городницкого, и рассмотреть такой текст:

У геркулесовых столбов лежит моя дорога 
У геркулесовых столбов, где плавал Одиссей
Меня оплакать не спеши, ты погоди немного   
И черных платьев не носи, и частых слез не лей    

Еще под парусом тугим в чужих морях не спим мы
Еще к тебе я доберусь, не знаю сам, когда.
У геркулесовых столбов дельфины греют спины
И между двух материков огни несут суда

Еще над темной глубиной морочит нас тревога
Вдали от царства таоего, от царства губ и рук
Пускай пока моя родня тебя не судит строго
Пускай на стенке повисит мой запыленный лук

У геркулесовых столбов лежит моя дорога
Пусть южный ветер до утра в твою стучится дверь
Ты не спеши меня забыть, ты подожди немного
И вина сладкие не пей, и женихам не верь


То его "проекцией" рискует оказаться, например, роман Олдей "Одиссей, сын Лаэрта" (написанный, правда, через 30 лет после этой песни). При том, что Городницкий писал этот текст о себе и назовет его реалистическим.

Так кто из вас ролевик?

* * *

Я к тому, что трудно рассматривать поэзию как "проекцию прозы". Или я совсем не прав?
 

Эли Бар-Яалом
IP записан
 
Ответ #32 - 06/05/03 :: 12:47pm

Кара   Вне Форума
Дорогой гость
Самара

Пол: female
Сообщений: 171
***
 
Хатуль: К сожалению, дела обстоят немного не так. На Груше я вхожу в команду звукооператоров и звукозаписи, а статус творческих мастерских, где мне доводилось участвовать, не превышал городского.
Я не считаю, что песенное движение можно разделить. Я лишь говорю о том, что существует некая абстрактная субстанция, позволяющая (вне зависимости от темы) с довольно большой степенью вероятности вычислить, обитает человек в ролевых или околоролевых кругах или нет. Показателем качества отнесение в ту или иную степь это не является ни в коем случае.
Когда сутками, извиняюсь, торчишь возле эстрады на Груше, слух воспринимает "типичных представителей" как сплошной поток. Аналогично - я хожу на большинство концертов на Зиланте, там то же самое, но с другим значком. Я тащу в свою фонотеку все, что попадается под руку, но лично мне этот ни капли не помогло с четкими определениями.
Но есть ведь что-то, пусть и со смазанными границами.
 
IP записан
 
Ответ #33 - 06/05/03 :: 12:54pm

Кара   Вне Форума
Дорогой гость
Самара

Пол: female
Сообщений: 171
***
 
Мне кажется, в поэзии фэндома присутствует больше абстракции, больше символов, тогда как суть бардовской песни - реализм, пусть и завуалированный.
 
IP записан
 
Ответ #34 - 06/05/03 :: 2:57pm

Хатуль   Вне Форума
Живет здесь
Большой и Пушистый
Хайфа, Израиль

Пол: male
Сообщений: 1315
*****
 
Цитата:
Мне кажется, в поэзии фэндома присутствует больше абстракции, больше символов, тогда как суть бардовской песни - реализм, пусть и завуалированный.

Асаэ! Но ведь тогда Окуджава относится именно к фэндомской поэзии! От самой первой песни -

Неистов и упрям,
гори, огонь, гори,
на смену декабрям
приходят январи


- до самой последней:

С Моцартом мы уезжаем из Зальцбурга.
Бричка вместительна. Лошади в масть.
Жизнь моя, как перезревшее яблоко,
тянется к теплой землице припасть
.

Сплошь абстракции и символы. (Даже если знать, что "Моцартом" в последней песне был скрипач Владимир Спиваков).

А вот если взять как эталон ролевой песни, скажем, "Ячмень" Михаила Русина, мы видим как раз здоровый, крепкий аграрный реализм:

  Расти,  ячмень , расти!
  Цвети, ячмень, цвети!
  Броди, ячмень, броди!
   Пьяни ,  ячмень ,  пьяни !
  Пустим по кругу кружку эля...


И никакие упоминаемые в тексте "эльфийские девы" и "волшебные кони" этого реализма не отменяют.

ИМХО.

Так насколько же ясны эти критерии?

(Как сказал Сергей Михалков:

И вывод, стало быть, таков:
Все дело ... в человеке!
)
 

Эли Бар-Яалом
IP записан
 
Ответ #35 - 06/05/03 :: 3:06pm

Анориэль   Экс-Участник
Справедливость прежде
всего.

Пол: female
*****
 
Цитата:
(Как сказал Сергей Михалков:

И вывод, стало быть, таков:
Все дело ... в человеке!
)


Хатуль, истинно так  8)  О чем как раз упоминает Любелия в своей статье, как я отметила выше Улыбка
 
* Анориэль *
IP записан
 
Ответ #36 - 06/05/03 :: 3:17pm

Кара   Вне Форума
Дорогой гость
Самара

Пол: female
Сообщений: 171
***
 
Хм. Правда, не знаю. Это была всего лишь попытка.
Могу с уверенностью сказать только об узнавании и ощущениях от песен. Кстати, наверное, стоит повторить, что мне сложно разбирать в этом ключе Окуджаву, Городницкого, стихи Гумилева и прочее. Я говорю о том, что написано недавно или просто мне совсем неизвестно, но поет вещь человек сейчас, видимо, потому, что она ему нравится. И о том, наверное, как он ее поет (не в смысле хорошо или плохо, а в смысле наличия этого загадочного "ролевого" посыла).
Вконец ударяюсь в мистику  Улыбка
Конечно, у костров чего только не поют, разве что оперные арии не поют, на фестивалях поменьше выбор, но вот если свое пишут...
Критерии из пальца высасывать мне кажется не очень разумным. Но и сходу откидывать возможность найти в творчестве фэндома общие черты как-то не хочется. Бродит оно где-то тут... ИМХО.
 
IP записан
 
Ответ #37 - 06/05/03 :: 3:23pm

Хатуль   Вне Форума
Живет здесь
Большой и Пушистый
Хайфа, Израиль

Пол: male
Сообщений: 1315
*****
 
Асаэ, да нет, я-то чувствую как раз, что есть что-то, что отличает "не-ролевое" творчество от "ролевого": Казанцеву - от Кеменкири, Дольского - от Лоры, Новеллу Матвееву - от Иллет, Елену Фролову - от Хозяйки нашего Доска. Но - что именно? И реально ли это отличие?

(Кстати: а кто тогда получаюсь я сам?)
 

Эли Бар-Яалом
IP записан
 
Ответ #38 - 06/05/03 :: 3:45pm

Кара   Вне Форума
Дорогой гость
Самара

Пол: female
Сообщений: 171
***
 

"Кстати: а кто тогда получаюсь я сам?"

А тут я точно пас  Улыбка  Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #39 - 06/05/03 :: 5:15pm

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
Ну и что таки отличает первых - от вторых?

У меня пока, навскидку, получается, что у вторых где-то как-то на каком-то плане в голове есть Арда. И это в стихах прорезается, потому что голова есть, её не выключишь.
То есть, основное различие - это вот "дополнительное пространство". Наш мир плюс ещё один. Причём этот второй - необязательно явно упомянутый в стихах. Но - имхо, - ощущаемый не менее реальным, чем наш (хоть и по-другому реальным).

Хатуль, вы, по-моему, среди тех, у кого в стихах Арда есть, даже когда её там нет. Улыбка

Насчёт Городницкого. А у него есть в стихах "пространство древней Греции в голове у автора". (пытаясь абстрагироваться от того, что песни Городницкого я услышала раньше, чем прочитала "ВК")

У Окуджавы тож:
"Исторический роман
Сочинял я понемногу,
Пробираясь, как в туман,
От пролога к эпилогу.
В путь героев снаряжал,
Наводил о прошлом справки
И поручиком в отставке
Сам себя воображал".


А у Гумилёва, по-моему, вообще "иные пространства в голове" были весьма разнообразны. Поэтому он и ощущается "своим". Пусть не Арда, но всё равно - иное измерение, иная реальность.

Прошу прощения, если предположение моё кого-то обидело.
 
IP записан
 
Ответ #40 - 06/05/03 :: 5:43pm

Кара   Вне Форума
Дорогой гость
Самара

Пол: female
Сообщений: 171
***
 
Иные пространства в голове... это интересно. Только совсем не обязательно Арда, ИМХО, Профессора сейчас не все ролевики читают. Может быть, как раз возможность как-то оперировать этими пространствами? (сейчас до магии договорюсь  Очень довольный)
В смысле, чувствовать себя причастным к творению и вообще деятельности миров?
А еще вопрос отличия менталитетов. Немец от англичанина, во всяком случае раньше, заметно отличался. А со стороны папуасов, например, все одно...  Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #41 - 06/05/03 :: 8:53pm
Сэйанн   Экс-Участник

 
Можно замечание в тему? ИМХО, даже не "другой мир в голове" каким бы он не был, а менталитет "гражданина Галактики" (с). Т.е. существо знает, возможно на уровне подсознания, что миров много и опять таки на уровне подсознания, они у него стоят _на том же уровне бытования_ что и мир сегодняшнего дня. Подчеркиваю - это знание может и не быть сознательным. А поскольку через творчество очень сильно "фонят" именно подсознательные установки, то и продукты этого творчества у "граждан Галактики"  несут совершенно неуловимый, неопределимый словами но внятный акцент, отражающий это знание.
ИМХО, например В.С. Высоцкий, уж никоим боком не относящийся к фэндому, несет этот акцент очень во многих своих песнях...
А  в фэндомской поэзии ИМХО, просто более высока концентрация этого "иномирового" духа, так уж "исторически сложилось" что именно в этой социокультурной прослойке наиболее сконцентрированы и проявлены на данный момент такие типажи.
А отдельные примеры "граждан Галактики" можно найти как в фэндом-среде, так и в кругу КСП, так и в любой другой среде и в любые другие времена...
 
IP записан
 
Ответ #42 - 06/06/03 :: 4:34am

Ингвалл Колдун   Вне Форума
Дорогой гость
Нью-Йорк

Пол: male
Сообщений: 155
***
 
Цитата:
Возьмём даже такой очевидный, реалистический текст некоего Ингвалла Колдуна, под названием "Прощание с XX веком":
[...]
Я к тому, что трудно рассматривать поэзию как "проекцию прозы". Или я совсем не прав?


Текст Ингвалла Колдуна 1) не является песней вообще (попробуй-ка спой последнюю строчку - "викдЕ-витнАц-цатЫй"!) 2) не является текстом ни ролевым, ни, хвала Единому, бардовским. 3) несёт в себе минимум сюжетности и значения помимо прикол(л)а в самом конце. Его проекция на прозаический план явится буквальным пересказом стихотворения, только без соблюдения рифм и размера. Скажем, коротенькая юмореска в духе какого-нибудь Альтова.

Текст Городницкого -  дневниковая путевая зарисовка с уклоном в романтические размышления: "Смотрю на Геркулесовы столпы и размышляю о том, как сейчас поживает моя девушка".

Поэзия, вне всякого сомнения не ЯВЛЯЕТСЯ проекцией прозы, но искуственная конструкция подобной проекции может послужить неплохим инструментом литературоведения.
 

С уважением, Ингвалл
IP записан
 
Ответ #43 - 06/06/03 :: 4:46am
Лапочка   Экс-Участник

 
Когда человек вместо "слава Богу" говорит "хвала Единому", то дух фэндома сложно не уловить. И в песнях такое тоже проскальзывает. К тому же иные миры несут свою внутреннюю проблематику, которая частично нашей не соответствует. И вот переживания поэта по поводу этих ненаших идей тоже узнаваемы.

А у Высоцкого мне таки кое-что Арду напоминает. Как там было в одной из его военных песен, "Мы вращаем Землю": "...Чтобы солнце взошло на Востоке!"   Подмигивание
 
IP записан
 
Ответ #44 - 06/06/03 :: 12:35pm
Сэйанн   Экс-Участник

 
Лапочка, это еще, ИМХО, не самый яркий пример. Вот например:

"Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно,
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно...
Твой лес колдунами на тысячу лет
Укрыт от меня и от света
И думаешь ты что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот..."

Ну и так далее. Класс) Песня Берена просто. Класс
 
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 4