Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 4 
Вопрос по Перумову относительно Феанаро. (Прочитано 15674 раз)
Ответ #15 - 01/29/02 :: 5:42pm
Halgar Fenrirsson   Экс-Участник

 

Цитата:
Ну, Мелиан все же майа... А вот насчет Тингола - после Серой гавани с ним Перумов мог сделать что угодно Улыбка  


Насчет Мелиан - согласен, но Тингол - определенно не майя... Хотя - возможно, кто спорти - у Профессора ничего определенного не сказано, а право на гипотезу имеет каждый.

А вот насчет СГ - что из написанного по сему вопросу Перумовым не влазит в "правила игры"?
 
IP записан
 
Ответ #16 - 01/29/02 :: 9:17pm

Mithgol the Webmaster   Вне Форума
Дорогой гость
Россия, Таганрог

Пол: male
Сообщений: 152
***
 
Прямо сейчас, когда я пишу эти строки, на сайте http://arts.krovatka.ru/ происходит чат с Ником Перумовым. Я задаю вопрос, цитирую: "Ник, в WWW-форуме Элхе Ниэннах людей сильно интересовал вопрос: почему именно пламенный дух Феанаро покидает Арду и перемещается в Хъёрвард последним?" Ник Перумов ответил, цитирую: "потому что Феанор сильнее других привязан был к этому миру".

Вот так я расстарался ради вас, друзья мои, и приволок самый авторитетный ответ на вопрос о том, почему у Перумова всё было именно так, а не иначе: ответ самого Ника Перумова!

Всем всего доброго.
 

...Но вода на губах их - горька, и на сердце - тоска,&&И для Света отныне навеки погибли они.
IP записан
 
Ответ #17 - 01/29/02 :: 9:44pm

Amarie   Вне Форума
Дорогой гость
Russia, Nizhny Novgorod

Пол: female
Сообщений: 162
***
 
К сожалению, я уже не успела. А так хотелось его еще и об этой парочке спросить... Улыбка
 

Всего хорошего,&&Amarie.
IP записан
 
Ответ #18 - 01/29/02 :: 11:32pm

Amarie   Вне Форума
Дорогой гость
Russia, Nizhny Novgorod

Пол: female
Сообщений: 162
***
 

Цитата:
А вот насчет СГ - что из написанного по сему вопросу Перумовым не влазит в "правила игры"?


Простите, но что это такое - СГ? ???
 

Всего хорошего,&&Amarie.
IP записан
 
Ответ #19 - 01/29/02 :: 11:41pm

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Серая Гавань, насколько я понялПодмигивание.
 
IP записан
 
Ответ #20 - 01/29/02 :: 11:50pm

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
но не смог удержаться - анонс "Кольца Тьмы" с bolero.ru:

http://www.bolero.ru/catalog/book/pages/pages-612337.html?

и много-много смайликов...правда, непонятно каких - грустных или веселых...
 
IP записан
 
Ответ #21 - 01/30/02 :: 1:47pm

Amarie   Вне Форума
Дорогой гость
Russia, Nizhny Novgorod

Пол: female
Сообщений: 162
***
 
Да, аннотация чудесная, спасибо, Иван.  Такие перлы... Особенно меня поразило высказывание о магическом ключе Улыбка
А про СГ - я хотела сказать, что после разрушения Серой Гавани, все эти несостыковки с майар воспринимаются как нечто мелкое и несущественное.
 

Всего хорошего,&&Amarie.
IP записан
 
Ответ #22 - 01/30/02 :: 2:56pm
Halgar Fenrirsson   Экс-Участник

 

Цитата:
А про СГ - я хотела сказать, что после разрушения Серой Гавани, все эти несостыковки с майар воспринимаются как нечто мелкое и несущественное.


Повторяю вопрос: чем (с точки зрения соответствия системе) Вам не угодило разрушение Серой Гавани?
 
IP записан
 
Ответ #23 - 01/30/02 :: 8:27pm

Amarie   Вне Форума
Дорогой гость
Russia, Nizhny Novgorod

Пол: female
Сообщений: 162
***
 

Цитата:
Повторяю вопрос: чем (с точки зрения соответствия системе) Вам не угодило разрушение Серой Гавани?


Для начала хотелось бы узнать, какую именно систему Вы имеете в виду. И что именно подразумевается Вами под этим понятием... Если Вы о системе Толкиена, то туда не вписывается концепция Перумова, и, следовательно, и разрушение Серых Гаваней тоже. Если брать книги Перумова, то такое разрушение вполне закономерно, ибо оно символизирует в том числе и гибель старого мира.
Мне абсолютно безразлично, разрушает Перумов Серые Гавани у себя в книгах или нет. Меня просто изумила та легкость, с которой он отнесся к чужому миру. Повторяю, мои претензии сугубо личны и не имеют цели оскорбить Н.Д.П. или его поклонников.
 

Всего хорошего,&&Amarie.
IP записан
 
Ответ #24 - 01/31/02 :: 11:53am
Halgar Fenrirsson   Экс-Участник

 

[quote]

Повторяю вопрос: чем (с точки зрения соответствия системе) Вам не угодило разрушение Серой Гавани?

Для начала хотелось бы узнать, какую именно систему Вы имеете в виду. И что именно подразумевается Вами под этим понятием...
[/quote]
Средиземье. Как комплекс объектов и связей между ними, причем полностью мы не знаем ни объекты, ни связи.

[quote]
Если Вы о системе Толкиена, то туда не вписывается концепция Перумова, и, следовательно, и разрушение Серых Гаваней тоже. Если брать книги Перумова, то такое разрушение вполне закономерно, ибо оно символизирует в том числе и гибель старого мира.
Мне абсолютно безразлично, разрушает Перумов Серые Гавани у себя в книгах или нет. Меня просто изумила та легкость, с которой он отнесся к чужому миру. Повторяю, мои претензии сугубо личны и не имеют цели оскорбить Н.Д.П. или его поклонников.[/quote]

Если другие апокрифы (например, чтобы не ходить далеко за примерами, книги Ниэннах) вызывают у Вас аналогичные чувства - Ваша точка зрения ясна и вопрос снят (см. подпись ;).

Если нет - то в чем конкретно заключается не угодившая Вам легкость (кстати, ИМХО, кажущаяся)?
 
IP записан
 
Ответ #25 - 02/01/02 :: 4:49pm

Amarie   Вне Форума
Дорогой гость
Russia, Nizhny Novgorod

Пол: female
Сообщений: 162
***
 

Цитата:
Если нет - то в чем конкретно заключается не угодившая Вам легкость (кстати, ИМХО, кажущаяся)?


Primo - я уже говорила, что эта легкость - мое личное ощущение и мнение, которое я ни в коей мере не собираюсь навязывать другим.
Secundo - изменять что-либо настолько существенное в мире, который не ты сам создал несколько неэтично по-моему. А Перумов очень многое там меняет - вплоть до пресловутой Серой Гавани.В сравнении с Профессором, который этот мир выстраивал в течении всей своей жизни, это действительно кажется легким - уничтожить город в одно мгновение. Все, повторяю, моя ИМХА.

 

Всего хорошего,&&Amarie.
IP записан
 
Ответ #26 - 02/01/02 :: 5:03pm

Amarie   Вне Форума
Дорогой гость
Russia, Nizhny Novgorod

Пол: female
Сообщений: 162
***
 
Хоть и немного не в тему, но, ИМХО, статья интересная. После неё возникает желание сразу написать ответ автору. Улыбка

ДЫМ НАД СЕРОЙ ГАВАНЬЮ
Противостояние идей в жанре фэнтези
Роман Кулик ака "Кельт"


Всякий, кто хоть как-нибудь интересуется событиями, происходящими в среде поклонников фэнтези, без сомнения слышал о вечном конфликте между ортодоксальными поклонниками Толкиена и читателями авторов, пишущих в жанре популярного на сегодняшний день динамического фэнтезийного реализма. Тот же, кто чуть более искушен в вопросе, с уверенностью скажет Вам, что наиболее острое противостояние имеет место быть между толкиенистами и сторонниками известного российского автора Н.Д. Перумова, написавшего вольное продолжение "Властелина колец".

Выход книги Перумова заставил толкиенистов спешно точить свои деревянные мечи, для которых наконец-то нашлась достойная цель. Куда там Свиридову с его "Звирьмариллионом"! Праведный гнев толкиенистов сплотил их всех, от мала до велика, на борьбу с чудовищем, что безжалостно вторглось в их мир. И вот уже который год на различных форумах поклонники Толкиена предают Перумова анафеме, а его книги виртуальному торжественному сожжению на костре.

И вот ведь парадокс - враги толкиенистов в большинстве своем очень любят Толкиена. По крайней мере, относятся к нему с большим уважением. Для многих "Властелин колец" был первым путешествием в замечательную страну фэнтези, впечатления о котором никогда не будут забыты.

Кроме того, нападки на Перумова подчас носят абсолютно абсурдный характер. Ну, те, кто вздернув нос, говорит , что "Мне его книги не нравятся" высказывают свое субъективное мнение, которое является их личным делом. Речь не о них. Но ведь большинство с упорством, достойным воистину лучшего применения, проводят долгие часы в поисках противоречий в Перумовских текстах. И, в результате, пытаются, к примеру, доказать невозможность существования конных арбалетчиков. Какие при этом рождаются теории! Какой полет мысли и фантазии! Увы, существование конных арбалетчиков - исторический факт. Тем не менее, споры не утихают. Так в чем же первопричина вражды, заставляющей людей идти против элементарного здравого смысла и фактов?

Попробуем пролить свет на корни этого противостояния. Для этого придется рассмотреть книги Толкиена и современных авторов, в том числе Перумова, на предмет расхождений в наполняющих их идеях и, соответственно, в психологии их читателей.

Итак, что из представляет "Властелин колец" в идейно-психологическом плане?

Прежде всего, необходимо учесть, что на ее создание оказали влияние два очень важных фактора - католическая мораль и вторая мировая война. Христианское наполнение книги впечатляет - можно сказать, что Толкиену удалось написать вторую Библию, при этом ни разу явно не упомянув Бога. Реалии же второй мировой войны помогают понять отношение автора к враждующим сторонам, и способствовали созданию царящей в книге атмосферы отчаяния, надежды и героизма.

Католицизм и вторая мировая - вот и все, что осталось в книге от материального мира. "Властелин колец" - абсолютно идеалистическое произведение. Это надо понять твердо, ибо это есть краеугольный камень построения вселенной "Властелина". Герои в ней действуют руководствуясь желаниями автора, их поступки зачастую иррациональны, а жизненные реалии опущены за ненадобностью. Зло у Толкиена - воплощение вселенского зла, оно уродливо, жестоко, глупо, в общем, обладает всем спектром негативных характеристик. Добро же наоборот - абсолютно прекрасно. Толкиен в своей книге работает с человеческим духом, а земные реалии ему скучны. Ему важно показать, как прекрасно служение долгу, подкрепленное сознанием своей правоты. Его героям очень повезло - автор уже сделал за них выбор, причем единственный возможный. Реализм же Толкиену не только чужд, но даже вызывает у него отвращение - единственный пример реализма в книге, технологический прогресс показан как отвратительное загрязнение Хоббитанского Шира, и призван отвратить от него читателя в той же мере, что и автора.

Как же умиляют меня создатели фанфиков, пытающиеся описать события "Властелина" якобы глазами другой стороны! Как можно писать что-то хорошее о гоблинах или назгулах, когда автор вселенной изначально сделал их сосредоточением пороков. Для Толкиена, не забывайте, орки - это немецкие эсэсовцы, а Саурон - Гитлер. Нет и не может быть иной точки зрения на происходящее у Профессора, и не должно быть у любого здравомыслящего человека.

Собственно, "Властелин колец" прекрасная книга для тех, кто еще мал для Достоевского, но кому уже пора познавать человеческий дух в лучших его проявлениях. В форме прекрасной эпической саги, которая для младших является просто увлекательной сказкой, в этой книги подаются простые истины, которые способствуют формированию у подростка правильного взгляда на мир.

Долго, очень долго идеалистических подход господствовал в фэнтези, и авторы, в погоне за успехом "Властелина", загоняли себя в рамки идеализма. В результате, ничего, способного повторить книгу Профессора, так и не получилось. Живость и искра, сопутствующие приключениям Фродо, исчезли, и остались только армии эльфов, сначала терпящие от орков поражения, а потом, поднакопив силенок, разбивающие их наголову. Кольцо же, которое у Толкиена символизировало распад, отказ от своих идей во имя личных выгод, трансформировалось в бесчисленные артефакты, наделенные огромной мощью, и запрятанные за тридевять земель. Кузнецы литературного труда отковали из него великое множество корон, мечей, перстней и скипетров. И легионы будущих героев в первых главах очередных "Невероятных приключений" встречали у околиц зовущих их в путь великих магов, в которых пытливый глаз мог без труда идентифицировать Гэндальфа, генетически размноженного в тайных лабораториях литераторов.

Девяностые годы принесли смену декораций. Реализм начал плавно теснить идеализм с литературной сцены. Сначала это касалось только формы повествования - Черные Замки постепенно за ненадобностью сравняли с землей, а магические артефакты распродали на аукционах. Путешествия (квесты) героев стали не столь прямолинейными, миры же начали кардинально отличаться от Средиземья Толкиена. Мир реалистического фэнтези перестает быть иллюстрацией к эпическим сагам и легендам. Теперь это - квазисредневековый мир с реалиями, приближенными к Европе 13-14 веков. Мир средневековья жесток и мрачен, жестоки и книги реалистов - тут вам и ужасы войны, и интриги, и насилие. Сказочные персонажи, побледнев от ужаса, сходят со страниц этих книг, уступая место человеческим царствам, полным коварства, предательства, жестокости и алчности, которые и не снились драконам и гоблинам.

Вскоре после этого наступил очередной виток развития фантазийных произведений. В книгах реалистов начинается пропаганда социально-психологических ценностей, интересующих того или иного автора. Кардинально меняется тип героя - теперь это не всегда мирный обыватель, готовый устремиться на поиски приключений в компании гномов, а человек со сложившейся устойчивой системой мировоззренческих координат. И авторы бросают своего героя в круговорот событий, способных серьезно пошатнуть и даже переменить его мировоззрение. Наблюдение за таким героем в непривычных для него условиях, детальное описание внешней среды и ее воздействий на него, и динамический "экшен", разбавляющий философские споры, стали визитной карточкой современной фэнтези. Из европейских писателей наиболее ярким представителем "модернового" фэнтези является Анджей Сапковский, из российских авторов - Ник Перумов.

На практике различия реализма и идеализма выглядят следующим образом. Возьмем один конкретный и наиболее яркий момент из Толкиена и Сапковского, а именно изображение Второй мировой войны.

Что происходит после войны у Толкиена? Всеобщее благоденствие, мир во всем мире и полная благодать. Однако надо бы вспомнить, что окончание Второй мировой войны породило войну холодную и множество локальных конфликтов. Это естественный процесс государственной политики, но идеалисту Толкиену он не нужен. А вот Сапковскому, как реалисту, важно показать что у государств "нет вечных врагов и друзей, а есть только вечные интересы". И судьба героя войны отнюдь не всегда складывается наилучшим образом после заключения мира. Вот пожалуй наиболее простой и яркий пример различия целей и средств авторов.

Теперь можно перейти непосредственно к главной идее данного эссе - к конфликту перумовцев и толкиенистов.

Прежде всего, надо обозначить стороны баррикад. Кто такие Толкиенисты с точки зрения психологии и идеологии? Совершенно очевидно, что их идеология и психология основана на творчестве Профессора, т.е. в основе их мироощущения лежит субъективный идеализм. Это значит, что в отличие от обычных "ролевиков", толкиенисты не считают свое увлечение миром Средиземья невинным хобби, о котором следует забыть сразу же после окончания игровой сессии. Наоборот, для этих людей увлечение Толкиеном перерастает в образ жизни и мировоззрения. Добавим также, что субъективный идеализм особенно ярко проявляет себя в подростковом периоде, когда система ценностей личности еще не сформировалась. Таким образом, подмена объективного мироощущения идеалистическим на этапе формирования жизненных ценностей приводит к эскапизму. Отсюда - стремление играть роли рыцарей, королей, эльфов и гоблинов, роли, зачастую не соответствующие реальному образу жизни данного человека в мире. В иллюзорном мире не существует проблем мира реального, поэтому подростки уходят в мир иллюзий, чтобы чувствовать себя такими, какими они себя воображают.

Замечу, что не считаю движение толкиенистов злом. Разумеется, из двух зол надо выбирать меньшее - пусть лучше человек считает себя эльфом, чем станет уличным бандитом. Но идеализм тем беден и убог, что защищая своего последователя от проблем мира, наделяя мнимыми достоинствами и заставляя радоваться иллюзорным победам, не позволяет ощутить красоту реального мира, развиваться в мире в силу своих способностей и одерживать истинные победы.

Что же до перумовцев, то прежде чем говорить о читателях, познакомимся сначала с творчеством автора, Н.Д. Перумова, а точнее с его книгой "Кольцо Тьмы", являющейся свободным продолжением "Властелина", и по сей день вызывающей споры и упреки.

Действие в "Кольце" разворачивается триста лет спустя после событий "Властелина". На этом, собственно, ее родство с "Властелином" и заканчивается. Конечно, есть еще упоминания о Гэндальфе, Красная книга и т.д., но все это уже не имеет никакого отношения к Профессору. Ибо Перумов - реалист, и его книга написана в соответствии с правилами данного жанра.

По сути, Перумов пишет альтернативную историю Средиземья. Его мир - это уже не мир абстракций и идей, а мир квазиисторического феодального общества, с детальной проработкой социальной среды. Города у Перумова - это средневековые города с цехами, магистратами, законами и нравами, соответсвующими реалиям средневекового мира. Конфликт противоборствующих сил у Перумова - это конфликт порожденный объективной исторической необходимостью, и никакая магия тут ни при чем. Конечно, фэнтезийный антураж сохранен и даже играет не последнюю роль, но магию и предназначение уверенно теснят миграция, ресурсы, человеческая воля и прочие факторы, соответствующие земной истории.

Если Профессор ставил во главе долг, то Перумов, хоть и заставляет своих героев отправится в квест, больше внимания уделяет выбору. Надо заметить, что одержимость автора свободой выбора подчас серьезно запутывает повествование, так что порой и не различишь, кто есть кто, но разве в реальном мире зло не рядится в одежды добра? Разве не бывает выстлана дорога в ад благими намерениями?

При этом Перумов не пишет конфликт глазами другой стороны. Его "злые" - вовсе даже не "злые" при ближайшем рассмотрении. Это люди, стоящие под другими знаменами, и верящие в свою правду, основанную на иной системе ценностей. Не забывайте, что средневековый мир - жестокий мир, и если Малыш с его "драться против тех, кто первый напал" понятен жителям ХХ века, то пассионарные кочевники-истерлинги, с их тягой к завоеванию смотрятся ничуть не менее привлекательно в глазах своих современников.

Последнее, что стоит коротко сказать о "Кольце Тьмы" - это книга о возможности реальных событий. Конечно, все могло быть иначе, и Средиземье мирно и благополучно жило бы еще пару тысяч лет, но вариант Перумова ничуть не хуже в плане реалистичности. Читая о воинах, собравшихся под Мордорскими знаменами, мы вслед за Фолко с ужасом восклицаем "Как? Они что, за Черного Властелина?". Злые орки? Снова? Абсурд? Господа, будьте реалистами - прошло 50 (а не 300!) лет со дня победы над фашизмом, и по Московским улицам, я уж не говорю о Германии, вновь шагают молодые "гитлерюгенд". Правда, вместо орлов рейха у них славянская символика, но ведь и у Олмера была Корона в круге, а не Всевидящее Око.

Таков Перумов. И раз у него так мало общего с Профессором, то логично предположить, что и у его читателей мало общего с толкиенистами. Перумов пишет для людей действия, для тех, кто не боится жить, кто готов делать выбор и отвечать за все его последствия. Книги Перумова не ведут к эскапизму, т.к. бежать в его мир от проблем реального бессмысленно - там проблем еще и побольше. Перумов встряхивает замечтавшихся читателей и говорит: "Вот она, жизнь, такая как есть. Живи, действуй, твори, пусть мечты будут явью, а не сном.". Читатели Перумова готовы к жизненным потрясениям, они готовы отстаивать и свой выбор, и свое право на выбор. Таковы перумовцы.

Но представьте потрясение толкиенистов! В их мир, в их прекрасный сон вторгся ужасный мясник и маньяк! Он принес им технологию, тактику, общественные отношения, систему денежного обмена и новые народы, такие же жадные до действия как он сам. В результате - трупы, смерть, разрушения и горящая Серая Гавань! Кошмар! Это же реализм! Не потерпим, кричат толкиенисты. Как это "Зло" победило "Добро" с помощью арбалетов? Да не было у Толкиена никаких арбалетов. И кочевников у него не было.

Вот так и выглядит это противостояние. Толикенистам не нужен Перумов, т.к. им не нужен реализм. Они выступают не против Перумова, но против реализма в мире Толкиена. Они, видящие сладкий и приятный сон, настойчиво пытаются выключить звенящий под ухом будильник, ибо не хотят просыпаться. Они не готовы к тому, что ждет их после пробуждения. К миру, не имеющего ничего общего с их мечтами.

Будет ли этому конец? Вряд ли, ибо речь идет о противостоянии идеалистического и реалистического мировоззрений. Поэтому копья будут ломаться вновь и вновь, не взирая на факты и здравый смысл. Это спор из разряда вечных, вроде противостояния религии и науки, идеализма и материализма в философии e,t.c. Диалектика учит нас единству и борьбе противоположностей как движущей силе существования вселенной, так что возможно, этот процесс в конечном счете приведет к благой цели.

Пока же нам остается только быть терпимее друг к другу.

С наилучшими пожеланиями

Кулик Роман ака "Кельт"

25 декабря 2001 г.



 

Всего хорошего,&&Amarie.
IP записан
 
Ответ #27 - 02/04/02 :: 12:20pm
Halgar Fenrirsson   Экс-Участник

 
Ладно, ежели ИМХА - то не буду настаивать. Хотя жаль, что ответа насчет других апокрифов не прозвучало.

[quote]Хоть и немного не в тему, но, ИМХО, статья интересная. После неё возникает желание сразу написать ответ автору. :)
[/quote]

ждем-с ;)
 
IP записан
 
Ответ #28 - 02/04/02 :: 1:39pm

Amarie   Вне Форума
Дорогой гость
Russia, Nizhny Novgorod

Пол: female
Сообщений: 162
***
 

Цитата:
Хотя жаль, что ответа насчет других апокрифов не прозвучало.


Смотря какие апокрифы. Зависит еще и от того, как они написаны - не люблю тексты с грубыми речевыми ошибками. Пристрастие будущего филолога УлыбкаКстати, к ЧКА я отношусь совершенно нормально. Улыбка
 

Всего хорошего,&&Amarie.
IP записан
 
Ответ #29 - 02/04/02 :: 3:14pm

Amarie   Вне Форума
Дорогой гость
Russia, Nizhny Novgorod

Пол: female
Сообщений: 162
***
 
ГОТОВЬТЕ ПРОТИВОГАЗЫ!
ОТВЕТ НА
ДЫМ НАД СЕРОЙ ГАВАНЬЮ
Противостояние идей в жанре фэнтези
Роман Кулик ака "Кельт"


Всякий, кто хоть как-нибудь интересуется событиями, происходящими в среде поклонников фэнтези, без сомнения слышал о вечном конфликте между ортодоксальными поклонниками Толкиена и читателями авторов, пишущих в жанре популярного на сегодняшний день динамического фэнтезийного реализма. Тот же, кто чуть более искушен в вопросе, с уверенностью скажет Вам, что наиболее острое противостояние имеет место быть между толкиенистами и сторонниками известного российского автора Н.Д. Перумова, написавшего вольное продолжение "Властелина колец".

С первых же строк можно понять, на чьей стороне автор. Вот оно - "ортодоксальные толкинисты" и "динамический реализм". Все четко и ясно, здесь враги, там наши - все это конечно хорошо, но вряд ли при таком вступлении это будет объективное исследование.

(поскипано за однообразностью)
И вот уже который год на различных форумах поклонники Толкиена предают Перумова анафеме, а его книги виртуальному торжественному сожжению на костре.

Уважаемые собравшиеся! Объясните мне, пожалуйста, что это такое - виртуальное сожжение и как это вообще осуществимо? Кстати, этим оказывается, занимаются на форумах - странно, что я здесь такого еще не видела... Короче говоря, в своем пассаже насчет дероевянных мечей автор просто зарывается в поисках разных красивостей.

Но ведь большинство с упорством, достойным воистину лучшего применения, проводят долгие часы в поисках противоречий в Перумовских текстах. Увы, существование конных арбалетчиков - исторический факт.

Еще один вопрос - существование конных арбалетчиков, я полагаю, такой же исторический факт, как и существование пластинчатых и гофрированных кольчуг?
Но это заинтресовало меня меньше, нежели наличие гномовского хирда в книгах Перумова. Собственно хирд - дружина у древних скандинавов, я конечно понимаю, что у Н.Д.П. это совершенно другая вещь - кстати, как римская черепаха могла маршировать в подземелье? -  но можно же было просто не брать этого слова, чтобы не создавать себе лишних проблем с ассоциациями читателей. Мы же, например, называем окончание флексией тоже для этого - для избежания нежелательных ассоциаций...

Итак, что из представляет "Властелин колец" в идейно-психологическом плане?

Совершенно милая фраза, этот "идейно-психологический" план меня просто умиляет... Простите за подробности, но наша учительница по истории, которой лет семьдесят, тоже такими фразами бросается... Как-то сразу вспоминается идейно - классовая борьба и тому подобные вещи... 

Прежде всего, необходимо учесть, что на ее создание оказали влияние два очень важных фактора - католическая мораль и вторая мировая война.

Уважаемый автор! Позвольте спросить, вы Толкиена читали? Если читали, то плохо, значит. И придется мне привести цитату...
Что касается внутреннего смысла - подтекста книги, то автор его  не
видит вовсе. Книга не является ни аллегорической, ни злободневной.  По
мене своего роста сказка пускала корни в прошлое и выбрасывала  неожи-
данные ветви, но главное ее содержание основывалось на неизбежном  вы-
боре Кольца как связи между нею и "Хоббитом". Ключевая глава  -  "тень
прошлого" - является одной из самых первых написанных глав сказки. Она
была написана задолго до того, как 1939 год предвестил угрозу всеобще-
го уничтожения, и с этого пункта рассказ развивается дальше по тем  же
основным линиям, как будто это  уничтожение  уже  было  предотвращено.
Источники этой сказки заключены глубоко в сознании и имеют мало  обще-
го с войной, начавшейся в 1939 году, и с ее последствиями.
   Реальная война не соответствует легендарной ни по ходу, ни по  пос-
ледствиям. Если бы война вызывала или бы направляла развитие  легенды,
тогда, несомненно, Кольцо было бы использовано против Саурона:  он  не
был бы уничтожен, но порабощен, а Барад-Дур не разрушен,  а  оккупиро-
ван. Мало того, Саруман, не сумев завладеть Кольцом, нашел бы в Мордо-
ре недостающие сведения о нем, сделал бы Великое Кольцо своим  и  сме-
нил бы самозваного правителя Средиземья. В  этой  борьбе  обе  стороны
возненавидели бы хоббитов; хоббиты недолго бы выжили даже как рабы.
   И другие изменения могли бы быть сделаны с точки  зрения  тех,  кто
любит аллегорические или злободневные соответствия. Hо  я  страшно  не
люблю аллегории при всех их проявлениях, и сколько я себя помню, всег-
да относился к ним так. Я предпочитаю историю, истиную или притворную,
с ее применимостью к мыслям и опыту читателей. Мне кажется,  что  мно-
гие смешивают "применимость" с "аллегоричностью": но первая  оставляет
читателей свободными, а вторая провозглашает господство автора.
(отрывок из предисловия Профессора ко второму изданию ВК)
Кажется, со Второй Мировой мы разобрались. Теперь переходим к христианству.
Действительно, Толкиен был католиком. Действительно, это отразилось в его книгах. И по этому поводу мне очень хочется привести одну замечательную цитатку:
"Он пишет: "Вам удалось создать мир, в котором вера как будто существует, но напрямую о ней нигде не говорится; она - свет, исходящий от невидимой лампы". ( Из письма К. Бэттен - Фелпс). Вопрос исчерпан.

"Властелин колец" - абсолютно идеалистическое произведение. Это надо понять твердо, ибо это есть краеугольный камень построения вселенной "Властелина".

А вот это уже полная и абсолютная ИМХА автора. И не очень красиво навязывать её читателям.

Зло у Толкиена - воплощение вселенского зла, оно уродливо, жестоко, глупо, в общем, обладает всем спектром негативных характеристик. Добро же наоборот - абсолютно прекрасно.

И еще раз - читайте Толкиена... Где-то было, не хочу присваивать себе слова о том, что, если у Зла в книгах Профессора все руки в крови, то у Добра - всего лишь по локоть.

Его героям очень повезло - автор уже сделал за них выбор, причем единственный возможный.

Вот эта сентенция вызывает у меня бурю эмоций. Интересно, когда эе это автор сделал выбор за Фродо? За Гэндальфа? За Галадриэль? Да за всех в конце концов! Поистине, мне становится жаль человека, который написал эту статью - каким же надо быть, чтобы так воспринимать ВК? Если человек не хочет видеть что-то, то он и не увидит. Не буду далее распространяться насчет свободы выбора, которая, конечно, у героев Толкиена есть - это все и так знают.... "Каждый выбирает для себя..." (С)Юрий Левитанский.

Реализм же Толкиену не только чужд, но даже вызывает у него отвращение - единственный пример реализма в книге, технологический прогресс показан как отвратительное загрязнение Хоббитанского Шира, и призван отвратить от него читателя в той же мере, что и автора.

И вот мы подходим к самому проблемному месту статьи. Автор сего труда, видимо, не совсем точно понимает, что такое реализм, а что такое натурализм. Хотелось бы посоветовать автору открыть детский учебник по литературе и прочитать, что значат сии понятия. Ибо реализм - не есть изображение грязной и противной действительности, но правильное "реалистичное" изображение психологии героя, его поведения и т.д. Я не настаиваю на правильности этого моего определения, ибо высказано оно сию минуту, когда найду свой словарь литературных терминов, запощу определение оттуда. Но хотя бы из этого моего экспромта видно, что автор статьи подменяет натурализм и технический прогресс реализмом. Особое негодование у него вызывает тот факт, что Профессор не любил технический прогресс. Простите, автор, но технический прогресс должен соответствовать моральному, нравственному прогрессу, ибо одно без другого приводит к ужасающим последствиям.

Как же умиляют меня создатели фанфиков, пытающиеся описать события "Властелина" якобы глазами другой стороны! Как можно писать что-то хорошее о гоблинах или назгулах, когда автор вселенной изначально сделал их сосредоточением пороков.

И опять большая ИМХА автора. Причем, опять же, злостно навязанная читателям. Если автор не понимает, как это может быть, значит, этого не существует.

Для Толкиена, не забывайте, орки - это немецкие эсэсовцы, а Саурон - Гитлер. Нет и не может быть иной точки зрения на происходящее у Профессора, и не должно быть у любого здравомыслящего человека.

См. цитату выше.


Девяностые годы принесли смену декораций. Реализм начал плавно теснить идеализм с литературной сцены.

Об этом я уже говорила. Реализм пришел в литературу, вообще-то, уже с 19в. И как это автор не заметил?

На практике различия реализма и идеализма выглядят следующим образом. Возьмем один конкретный и наиболее яркий момент из Толкиена и Сапковского, а именно изображение Второй мировой войны.

Опять - см. цитату выше.

Что происходит после войны у Толкиена? Всеобщее благоденствие, мир во всем мире и полная благодать.

Несомненно. Всеобщее благоденствие. И "Новая тень"... Из статьи Одена:
"Толкиен слишком честен, чтобы обманывать читателя благими выдумками. Добро восторжествовало над Злом только в Третью Эпоху Средиземья, и нет никакой уверенности в том, что это торжество - окончательное и бесповоротное."

Несколько слов о Сапковском. Во-первых, в мирах Сапковского и Толкиена есть огромное количество различий. Во-вторых, Сапковский неоднократно заявлял, что его война с Нильфгаардом - Вторая Мировая война. Толкиен - см. цитату выше. И как можно сравнивать две совершенно разыне вещи?

Наоборот, для этих людей увлечение Толкиеном перерастает в образ жизни и мировоззрения. Добавим также, что субъективный идеализм особенно ярко проявляет себя в подростковом периоде, когда система ценностей личности еще не сформировалась.

Я молчу за себя - т.к. 16 лет - это все-таки еще подростковый период. Но почему есть толкинисты, которые гораздо меня старше? Неувязочка.

Но идеализм тем беден и убог, что защищая своего последователя от проблем мира, наделяя мнимыми достоинствами и заставляя радоваться иллюзорным победам, не позволяет ощутить красоту реального мира, развиваться в мире в силу своих способностей и одерживать истинные победы.

О бедности и убожестве идеализма говорить не буду. Ибо автора не переубедить...
Обэскапизме тоже говорить не буду - если бы книги Толкиена проповедывали эскапизм, вряд ли бы погибли Гондолин и Нарготронд. Впрочем, идея эта уже не новая.

Действие в "Кольце" разворачивается триста лет спустя после событий "Властелина". На этом, собственно, ее родство с "Властелином" и заканчивается. Конечно, есть еще упоминания о Гэндальфе, Красная книга и т.д., но все это уже не имеет никакого отношения к Профессору. Ибо Перумов - реалист, и его книга написана в соответствии с правилами данного жанра.

И опять внимание: ибо реализм автора не есть настоящий реализм. Здесь он имеет в виду скорее излишний натурализм. И, кстати, реализм - не жанр, опять грубая ошибка. Автор, прочитайте акое-нибудь пособие по литературе, ибо в голове у вас каша.

По сути, Перумов пишет альтернативную историю Средиземья. Его мир - это уже не мир абстракций и идей, а мир квазиисторического феодального общества, с детальной проработкой социальной среды.

Я молчу насчет детальной проработки. Ибо плакать хочется.
Если Профессор ставил во главе долг, то Перумов, хоть и заставляет своих героев отправится в квест, больше внимания уделяет выбору.

О свободе выбора я уже писала. Поэтому повторяться не буду. Что кому больше нравится - квест или долг?

Далее поскипаны все рассуждения автора о свободы выбора и добре и зле, ибо я уже писала о том же в мире Толкиена. Надо сказать лишь одно - касательно путаницы - у Толкиена мир черно-белый с огромным количеством мельчайших оттенков обоих цветов, а у Перумова, если сравнивать в том же ключе, получилась такая серая мазилка.

Последнее, что стоит коротко сказать о "Кольце Тьмы" - это книга о возможности реальных событий. Конечно, все могло быть иначе, и Средиземье мирно и благополучно жило бы еще пару тысяч лет, но вариант Перумова ничуть не хуже в плане реалистичности.

И об этом я уже писала. И итату Одена приводила.
Таков Перумов. И раз у него так мало общего с Профессором, то логично предположить, что и у его читателей мало общего с толкиенистами. Перумов пишет для людей действия, для тех, кто не боится жить, кто готов делать выбор и отвечать за все его последствия.

Все это напоминает мне высказывания одного знакомого инженера о том, что все "технари" - люди действия, решительные, умные, а гуманитарники - безответственные мямли. Смешно Улыбка

Книги Перумова не ведут к эскапизму, т.к. бежать в его мир от проблем реального бессмысленно - там проблем еще и побольше.

О, здорово! Автор открыто заявляет, что мир Перумова ему не нравится! Если честно, я бы тоже туда не побежала. Улыбка

Но представьте потрясение толкиенистов! В их мир, в их прекрасный сон вторгся ужасный мясник и маньяк! Он принес им технологию, тактику, общественные отношения, систему денежного обмена и новые народы, такие же жадные до действия как он сам.

И грустно и смешно... Интересно, чем занимался в Белерианде Карантир, если не экономикой? И это за сколько лет о Перумова? А в Нуменоре что, не было технологии и тактики? Нет, поистине, Ник Данилович великий изобретатель, не хуже Феанора! Улыбка
(Феанорингам - не принимайте всерьез, это черный юмор)

Вот так и выглядит это противостояние. Толикенистам не нужен Перумов, т.к. им не нужен реализм.

Интересное высказывание. Если толкинистам не нужен реализм, значит, им не нужен сам Толкиен, ибо его книги - реалистческие произведения. Вот насчет того, что им не нужен излишний материализм я бы ответила утвердительно.


Пока же нам остается только быть терпимее друг к другу.

Пока я бы посоветовала автору перечитать Толкиена.

Хальгар, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу этой статьи.
 

Всего хорошего,&&Amarie.
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 4