Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 ... 18
И снова о Финроде (Прочитано 43710 раз)
07/07/07 :: 3:55am

Leo Teamat   Вне Форума
При исполнении
Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 656
*****
 
Буквально только что я обнаружила на одном из форумов весьма интересные идеи, касающиеся Финрода. Их автор - Weird. С ее любезного разрешения я решила выложить их сюда.
Сразу скажу - я подписываюсь под каждым словом и готова отстаивать эту точку зрения как свою  Улыбка. Но мне очень интересно, что другие думают по этому поводу.

Итак, Weird (цитирую):
Я считаю, что Финрод был легкомысленным. Увлекающимся. Уверенным, что все само образуется. В тот момент, когда все перестало образовываться само, Финроду пришел конец.
Имха моя о Финроде основана вот на чем:
1) основание Нарготронда на земле Тингола (с благословения последнего), где изрядную часть населения составили синдар, до того, как прояснилась история с Альквалондэ. Я считаю это не только нечестным, но и необдуманным. Почему: рано или поздно о Резне узнали бы, или могли узнать, что в данном случае одно и то же. Трудно предположить заранее, как после этого сложились бы отношения Тингола с владыками нолдор. Если бы он заявил такое же отношение к Финголфину, как к сыновьям Феанора (что возможно), то не только лично Финрод, а весь Нарготронд оказался бы меж двух огней. С одной стороны, Финрод – подданный Финголфина, как верховного короля, с другой – он где-то и подданный Тингола, потому что королевство находится на земле Элу. Чью сторону займут синдар, которые подданные Финрода, тоже еще большой вопрос. По этой моей раскладке Финрод положился на авось и миролюбие Тингола. Не прогадал, в смысле, повезло.
2) «задаривание» кольца Барахиру, сопровождаемое небезызвестным обещанием. Если уж он (Финрод) такой человековед, то мог бы и знать, что потомки бывают многочисленные и разные. Что по смерти Барахира кольцо может попасть в руки практически кому угодно. Ладно, Берену был нужен Сильмарилл, но это Финроду опять в каком-то смысле повезло, потому что мог прийти еще кто-то, кому понадобилось бы, например, во имя кровной мести вырезать соседнюю деревню. И все – или ты клятвопреступник, или убийца невинных, спросите феанорингов о том, во что могут вылиться необдуманные клятвы.
3) долгие и многочисленные прогулки за сотни лиг от собственного королевства в военное время – случись что, решения принимать, видимо, Ородрету, у которого нет королевских полномочий. Но и тут Финроду везет.
4) предоставление убежища Келегорму с Куруфином. Комментарии нужны? Братьям было, куда пойти, так что это не был вопрос жизни и смерти. Не повезло, последствия известны и для Финрода, и для Нарготронда. Кстати, мне очень интересно, зачем они вообще пошли в Нарготронд?
По-моему, Финроду было свойственно предполагать, что все само по себе сложится наилучшим образом, и действовать соответственно этому предположению. Пока оно само так и складывалось, все шло хорошо. Отвечать за свои слова и поступки ему пришлось один-единственный раз, и то, что это раз оказался и последним, меня не удивляет.
(конец цитаты).

Подискутируем? Подмигивание
 

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей". (с)
IP записан
 
Ответ #1 - 07/07/07 :: 4:44pm

finn   Вне Форума
Дорогой гость

Сообщений: 131
***
 
Цитата:
1) основание Нарготронда на земле Тингола (с благословения последнего), где изрядную часть населения составили синдар, до того, как прояснилась история с Альквалондэ. Я считаю это не только нечестным, но и необдуманным. Почему: рано или поздно о Резне узнали бы, или могли узнать, что в данном случае одно и то же. Трудно предположить заранее, как после этого сложились бы отношения Тингола с владыками нолдор. Если бы он заявил такое же отношение к Финголфину, как к сыновьям Феанора (что возможно), то не только лично Финрод, а весь Нарготронд оказался бы меж двух огней. С одной стороны, Финрод – подданный Финголфина, как верховного короля, с другой – он где-то и подданный Тингола, потому что королевство находится на земле Элу. Чью сторону займут синдар, которые подданные Финрода, тоже еще большой вопрос. По этой моей раскладке Финрод положился на авось и миролюбие Тингола. Не прогадал, в смысле, повезло. 


Повезло? Да наверное, но мне кажется, что по мнению Финрода, Тингол все же против родственников не попрет. Все же Тингол только детям Финарфина позволил посещать Дориат.  Возможно, он просто пытался усидеть на двух стульях, мое мнение - он вовремя погиб. Подмигивание

Цитата:
2) «задаривание» кольца Барахиру, сопровождаемое небезызвестным обещанием. Если уж он (Финрод) такой человековед, то мог бы и знать, что потомки бывают многочисленные и разные. Что по смерти Барахира кольцо может попасть в руки практически кому угодно. Ладно, Берену был нужен Сильмарилл, но это Финроду опять в каком-то смысле повезло, потому что мог прийти еще кто-то, кому понадобилось бы, например, во имя кровной мести вырезать соседнюю деревню. И все – или ты клятвопреступник, или убийца невинных, спросите феанорингов о том, во что могут вылиться необдуманные клятвы.


Думаю, Клятва Финрода по смыслу идентична Клятве Феанорингов, но менее резкая по звучанию. Пообещать помощь неизвестно кому? А если бы пришел потомок Барахира с просьбой помочь убрать соперника  за власть, потомок элементарно может быть и обычным бандитом. И куда дется от Клятвы? Выполнять придется, как и Феанорингам.

Цитата:
долгие и многочисленные прогулки за сотни лиг от собственного королевства в военное время – случись что, решения принимать, видимо, Ородрету, у которого нет королевских полномочий. Но и тут Финроду везет.


Финрод одел на голову корону и решил что он король. Очень довольный Финрод не выполнял свои королевские обязанности, он ответственен за своих подданных и одновременно пропадает неизвестно где, с людьми общается. Самое интересное, что потом Финрод удивлялся что нарготрондцы не пошли за ним и обвинил их в нарушении присяги. А сам он свои обязанности короля выполнял? Нерешительный

Цитата:
4) предоставление убежища Келегорму с Куруфином. Комментарии нужны? Братьям было, куда пойти, так что это не был вопрос жизни и смерти. Не повезло, последствия известны и для Финрода, и для Нарготронда. Кстати, мне очень интересно, зачем они вообще пошли в Нарготронд? 


По одной из версий,  Келегорм и Куруфин во время Браголлах спасли жизнь Оородрету и тот привел их к Финроду. Но это в непереведенных материалах, поэтому каждый тут строит свои предположения. Круглые глаза

Думаю что тут везде исключительно авторский произвол, как и в случае с Береном. По логике событий Финрод давно должен был быть убит, а Нарготронд разрушен. Но у автора есть любимые персонажи, и тут не поможет никакая логика, ни здравый смысл, одно сплошное везение, или как говорят рояль,в кустах. Удивительно только, почему другим так не везло?  Нерешительный
 
IP записан
 
Ответ #2 - 07/07/07 :: 5:57pm

Julia Sun-spot   Вне Форума
Дорогой гость
Таганрог

Пол: female
Сообщений: 105
***
 
Лео Тэамат
Цитата:

Итак, Weird (цитирую):
Я считаю, что Финрод был легкомысленным. Увлекающимся. Уверенным, что все само образуется.

Его называли «мудрейшим из Нолдор».
Цитата:

В тот момент, когда все перестало образовываться само, Финроду пришел конец.

Ему конец пришел не из-за недальновидности, а из-за того, что «эльдар одним не победить Моргота» и из-за того, что Проклятие все-таки должно было подействовать и на Финрода.
Цитата:

  Имха моя о Финроде основана вот на чем:
основание Нарготронда на земле Тингола (с благословения последнего), где изрядную часть населения составили синдар, до того, как прояснилась история с Альквалондэ. Я считаю это не только нечестным, но и необдуманным. Почему: рано или поздно о Резне узнали бы, или могли узнать, что в данном случае одно и то же. Трудно предположить заранее, как после этого сложились бы отношения Тингола с владыками нолдор. Если бы он заявил такое же отношение к Финголфину, как к сыновьям Феанора (что возможно), то не только лично Финрод, а весь Нарготронд оказался бы меж двух огней. С одной стороны, Финрод – подданный Финголфина, как верховного короля, с другой – он где-то и подданный Тингола, потому что королевство находится на земле Элу. Чью сторону займут синдар, которые подданные Финрода, тоже еще большой вопрос. По этой моей раскладке Финрод положился на авось и миролюбие Тингола. Не прогадал, в смысле, повезло. 

В принципе, по-человечески (по-эльфийски) Финрода (и остальных арфингов) понять можно. «Горе миновало», говорит Галадриэль. Естественно, им не хочется вспоминать былые ужасы и злодеяния других. Им не хочется «ябедничать» на родичей, тем более, что они только-только помирились. Вообще, это будет выглядеть не очень красиво – вот пришли и начали сразу «капать» на других родственников. Да, они родичи Тинголу, но они же родичи и феанорингам и Финголфину. Кого им выбрать? Им кажется, что феаноринги (которые по большей части виновны в Резне) уже достаточно наказаны, чтобы еще наказывать их, открывая правду Тинголу.  Им кажется, что эта правда, сразу же поселит вражду между Нолдор и Синдар (и так и вышло). Им кажется, что замалчивание будет длиться всегда и никто ничего не узнает (увы, из-за Моргота этого не получилось). Да, это можно счесть ошибкой Финрода (одной из немногих его ошибок), но продиктована она была благими побуждениями.

Теперь, что касается земель Тингола, на которых стоял Нарготронд. Надо различать формальное владение землей и реальное владение. Формально Тингол – владыка всего Белерианда, то есть не только Финрод, но и феаноринги и Финголфин и Тургон живут на его земле. Реально же Тингол не владел всем Белериандом, а лишь Дориатом – там где простиралась Завеса Мэлиан. И в любом случае – расскажи Финрод Тинголу сразу о Резне, то что бы изменилось? Он бы перестал быть подданным Финголфина? Нет. Он бы перестал жить на земле Тингола (формально)? Нет.
Цитата:

«задаривание» кольца Барахиру, сопровождаемое небезызвестным обещанием. Если уж он (Финрод) такой человековед, то мог бы и знать, что потомки бывают многочисленные и разные. Что по смерти Барахира кольцо может попасть в руки практически кому угодно. Ладно, Берену был нужен Сильмарилл, но это Финроду опять в каком-то смысле повезло, потому что мог прийти еще кто-то, кому понадобилось бы, например, во имя кровной мести вырезать соседнюю деревню. И все – или ты клятвопреступник, или убийца невинных, спросите феанорингов о том, во что могут вылиться необдуманные клятвы.

Если бы клятва Барахиру потребовала от Финрода какого-то бесчестного, неправедного поступка, то он бы просто нарушил клятву. Тем более, эта клятва не произносилась именем Эру, как у феанорингов. Нарушение клятвы во имя «высшей верности» в мире Толкина вполне допускается (см. случаи с Хуаном, с Келебримбором, с воинами феанорингов в Гаванях, с Амандилем).
Цитата:

долгие и многочисленные прогулки за сотни лиг от собственного королевства в военное время – случись что, решения принимать, видимо, Ородрету, у которого нет королевских полномочий. Но и тут Финроду везет. 

Не один Финрод уходил. Уходили и Маэдрос и Маглор и Келегорм с Куруфином. Уходя, Финрод оставлял наместника – что тут такого чрезвычайно страшного? Кроме того, когда это он уходил в «военное время»? Говорится только, что это происходило во время Осады Ангбанда – а это было время вполне мирное. Да и Нарготронд был далеко от врага. Ведь даже в Дагор Браголлах Моргот не добрался до него.
Цитата:

предоставление убежища Келегорму с Куруфином. Комментарии нужны? Братьям было, куда пойти, так что это не был вопрос жизни и смерти. Не повезло, последствия известны и для Финрода, и для Нарготронда. Кстати, мне очень интересно, зачем они вообще пошли в Нарготронд?

Дело в том, что это предоставление убежища Келегорму с Куруфином – след от более старой версии, где братья помогали спастись Ородрету во время взятия Минас-Тирита (в той версии это взятие происходило во время Дагор Браголлах). Потом Толкин эту помощь вычеркнул (видимо, хотел, чтобы нарушение гостеприимства с их стороны выглядело наиболее неблагодарным). А Келегорм с Куруфином в Нарготронде остались. Но даже в этой версии можно предположить следующее. Когда были взяты их земли, видимо, военная обстановка была такая, что путь на восток к Химрингу у них был отрезан и им пришлось отступать на юг. Далее, когда они пришли в Нарготронд со своей дружиной, Финрод увидел, что усиление королевства их воинами ему выгодно и предложил им пока остаться. Почему они сами не ушли – неизвестно. То ли вступила в силу некоторая эльфийская “тормознутость” (эльфы ведь редко спешат – у них слишком много времени впереди) и братья пока задержались, то ли они решили, что от добра добра не ищут, то ли у них уже зародились некие коварные планы по захвату власти.
Цитата:

По-моему, Финроду было свойственно предполагать, что все само по себе сложится наилучшим образом, и действовать соответственно этому предположению. Пока оно само так и складывалось, все шло хорошо. Отвечать за свои слова и поступки ему пришлось один-единственный раз, и то, что это раз оказался и последним, меня не удивляет.
(конец цитаты).

Просто Финрод действует по пословице «Делай что должен, и будь что будет». И хотя на поверхностный взгляд, это кончается крахом, на самом деле такие действия, наоборот, способствуют конечной победе над Морготом и спасению остатков эльфов и эдайн.
 

Сильмариллион трудно читать только первые десять раз
IP записан
 
Ответ #3 - 07/08/07 :: 7:33am

Leo Teamat   Вне Форума
При исполнении
Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 656
*****
 
finn
Цитата:
Повезло? Да наверное, но мне кажется, что по мнению Финрода, Тингол все же против родственников не попрет

Так о том и речь. Угадал, т.е. повезло.

Julia Sun-spot
Цитата:
Его называли «мудрейшим из Нолдор».

Есть один ученый, академик, назовем его Т. О нем говорят с большим уважением, консультации за его подписью стоят больших денег и имеют вес. Другие ученые ссылаются на его труды в своих работах. А вот что говорят о нем в кулуарных разговорах между своими... Так что потомки будут уверены, что Т. пользовался большим уважением.
Так и здесь. "Сильм" для меня - сборник летописей, воспоминаний. А для Вас? (заглянула в "Точки зрения, Вашей позиции там нет, поэтому вынуждена спрашивать Подмигивание).

Цитата:
Им не хочется «ябедничать» на родичей, тем более, что они только-только помирились. Вообще, это будет выглядеть не очень красиво – вот пришли и начали сразу «капать» на других родственников.

Джулия, я могу заблуждаться, но "прийти и сразу начать ябедничать" и "упорно не отвечать на прямые вопросы" - суть вещи разные, нет?
Цитата:
Им кажется, что замалчивание будет длиться всегда и никто ничего не узнает (увы, из-за Моргота этого не получилось).

Ну, насчет "никто и никогда" - это уже не наивность, это попросту глупость. Скорее, надеялись, что Тингол узнает как можно позже, и не от них. Как там галадриэль сказала: "Не от меня"?
Цитата:
Да, это можно счесть ошибкой Финрода (одной из немногих его ошибок), но продиктована она была благими побуждениями.

Джулия, помилуйте, да ведь никто не пытается очернить Финрода. Я прекрасно отношусь к нему! И подонком его ни в коей мере не считаю. Но ведь можно любить и при этом видеть недостатки любимого, верно?
Цитата:
И в любом случае – расскажи Финрод Тинголу сразу о Резне, то что бы изменилось?

Тингол узнал бы о Резне. Что бы изменилось? Возможно, ничего, Вы правы. Ну так и рассказал бы. Вместо того, чтобы полагаться на "авось" - авось пронесет, и Тингол не узнает...
Цитата:
Если бы клятва Барахиру потребовала от Финрода какого-то бесчестного, неправедного поступка, то он бы просто нарушил клятву

Здесь, на мой взгляд, Weird просто привела не слишком удачный пример, и отсюда некоторое недопонимание. Речь идет о том, что кольцо могло попасть в руки кому угодно, понимаете? Т.е. было бы лучше, если бы Финрод просто дал клятву Барахиру и его потомкам, не "замыкая" ее на кольцо. Ну вот давайте немного затронем альтернативную историю. Прошло не несколько лет, а несколько веков. И является к Финроду дальний-дальний потомок Барахира. И просит о помощи - нет, не требующей бесчестных поступков. Но требующей, например, пойти на конфликт с другим эльфийским королем. И что?
И потом, опять же, уж обещаешь помощь - обещай ее роду. Вот это я бы поняла. Я обещаю тебе, Барахир, прийти на помощь тебе и твоему роду, буде в этом возникнет необходимость, как то: неурожай (и, следовательно, голод), набеги соседей, война с кем- либо (тут я защищу тебя). Из-за кольца же Финрод вынужен решать в том числе и личные дела каждого конкретного потомка, что с моей точки зрения - бред. Бросать государство, чтобы уладить какие-то личные проблемы отдельного человека... (я сейчас не о Берене, а о гипотетическом потомке).
Цитата:
Уходя, Финрод оставлял наместника – что тут такого чрезвычайно страшного?

Да ничего в этом страшного нет. Только вот обязанности короля - это не только корону носить. Позвольте опять же один пример. Вот есть некое предприятие. Огромное предприятие. Управление им требует много времени и сил (мой шеф в порту, бывало, засиживался на работе до двух ночи!). И вот генеральный директор постоянно отлучается по своим личным делам, оставляя вместо себя заместителя.
1. Через какое-то время вполне нормальной будет ситуация, когда
- именно заместителя и станут воспринимать ген. директором
- сам заместитель скажет: "Родной, а это нормально, что работаю я, а зарплату и бонусы, полагающиеся ген. директору, получаешь ты?"
2. Когда встанет вопрос о помощи ген. директору, служащие скажут: "какой-такой павлин-мавлин? Ты вообще не вправе нами командовать...
И не будем забывать, что иногда случаются авральные ситуации, требующие присутствия руководства на месте. Пока Финрод об этом узнает, пока вернется...
Цитата:
Финрод увидел, что усиление королевства их воинами ему выгодно и предложил им пока остаться.

Джулия, простите, я правда не настолько хорошо знаю матчасть. Не могли бы Вы объяснить, чем так выгодно присутствие феанорингов Нарготронду? Если без них действительно никуда - я этот пункт сниму.
Цитата:
Просто Финрод действует по пословице «Делай что должен, и будь что будет».

Хм... Делай что должен:
- должен замалчивать правду, не отвечая на вопросы;
- должен обязательно дарить кольцо, т.е. обещать помощь не только роду, но и каждому конкретному индивидууму (ух, широкой души был эльф, благодарил так благодарил!);
- должен был регулярно отлучаться из своего королевства, от трона опять же не отказываясь (что бы тогда не сделать королем брата? Он и так де факто король);
- должен был оставить в своем доме бомбу замедленного действия.
Простите, Джулия, я слишком хорошо отношусь к Финроду. И предпочитаю думать, что это его ошибки, а не обдуманные и взвешенные поступки.
Цитата:
И хотя на поверхностный взгляд, это кончается крахом, на самом деле такие действия, наоборот, способствуют конечной победе над Морготом и спасению остатков эльфов и эдайн.  

С этой Вашей позицией я знакома еще по АнК и полностью ее разделяю. Вот только Финрод не знал, что его поход с Береном приведет к этому. Так что опять же - повезло Улыбка

 

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей". (с)
IP записан
 
Ответ #4 - 07/08/07 :: 9:22am

Weird   Вне Форума
Дорогой гость
а потом малышка Мю выросла...

Пол: female
Сообщений: 176
***
 
Цитата:
Ну вот давайте немного затронем альтернативную историю. Прошло не несколько лет, а несколько веков. И является к Финроду дальний-дальний потомок Барахира. И просит о помощи - нет, не требующей бесчестных поступков.

Кстати, а ведь кольцо осталось у Берена. Следовательно, если бы Финроду удалось выжить, он остался бы должен Диору, потом - Эльвинг... А там дошло бы и до нуменорских королей... А там и на Запад уплыть нельзя было бы - оттуда помощь людям оказывать затруднительно.
Опять повезло Финроду Смех!
 

Все очень неопределенно, и это-то меня и успокаивает (с) Туве Янссон
IP записан
 
Ответ #5 - 07/08/07 :: 11:58am

Leo Teamat   Вне Форума
При исполнении
Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 656
*****
 
Таки да, ибо, насколько я помню, в Клятве не упоминалось про ее "одноразовость". Т.е. Финрод, произнеся ее, стал Вечным должником. Бедняга... "Е-мое, что же я наделал-то?" (с).
 

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей". (с)
IP записан
 
Ответ #6 - 07/08/07 :: 6:27pm

Weird   Вне Форума
Дорогой гость
а потом малышка Мю выросла...

Пол: female
Сообщений: 176
***
 
Julia Sun-spot
Цитата:
Цитата:
Теперь, что касается земель Тингола, на которых стоял Нарготронд. Надо различать формальное владение землей и реальное владение. Формально Тингол – владыка всего Белерианда, то есть не только Финрод, но и феаноринги и Финголфин и Тургон живут на его земле. Реально же Тингол не владел всем Белериандом, а лишь Дориатом – там где простиралась Завеса Мэлиан. И в любом случае – расскажи Финрод Тинголу сразу о Резне, то что бы изменилось? Он бы перестал быть подданным Финголфина? Нет. Он бы перестал жить на земле Тингола (формально)? Нет. 

Э-э... ну мы же вроде уже договорились в свое время (наполовину договорились) о том, кто где жил и что считать Белериандом? И что не входили в него ни Хитлум, ни Дортонион, ни, тем паче, Тумладен?
То есть (Юлия, опять-таки - не издеваюсь), Финголфин, Тургон и Маэдрос с Маглором точно живут не в Белерианде, а на землях, к Тинголу отношения не имеющих? К тому же не Тингол объявил себя владыкой Белерианда, а народ Белерианда признал его своим королем. А раз так, то нарогские синдар не пошли бы в подданные Финроду, если бы не было на то согласия верховного короля - Тингола. Согласие же было дано в условиях сильно недостаточной информированности, только Тингол об этом не знал.
 

Все очень неопределенно, и это-то меня и успокаивает (с) Туве Янссон
IP записан
 
Ответ #7 - 07/09/07 :: 1:52am

Julia Sun-spot   Вне Форума
Дорогой гость
Таганрог

Пол: female
Сообщений: 105
***
 
Лео Тэамат

Цитата:

Есть один ученый, академик, назовем его Т. О нем говорят с большим уважением, консультации за его подписью стоят больших денег и имеют вес. Другие ученые ссылаются на его труды в своих работах. А вот что говорят о нем в кулуарных разговорах между своими... Так что потомки будут уверены, что Т. пользовался большим уважением.
Так и здесь. "Сильм" для меня - сборник летописей, воспоминаний. А для Вас? (заглянула в "Точки зрения, Вашей позиции там нет, поэтому вынуждена спрашивать).

Да, все я не доберусь до той темы. Поэтому отвечу здесь.
1) Арда – мир нереальный и вымышленный автором, но имеющий очень много совпадений и параллелей с нашим реальным миром.
2) Все тексты – исключительно художественные произведения, лишь по прихоти автора имеющие форму исторических хроник и летописей.
3) Для себя я различаю два взгляда на эти тексты: наружный и внутренний. Снаружи я могу смотреть и рассуждать как читатель, видеть каким образом в текстах преломляется наша земная история (хотя здесь я всегда помню о том, что Толкин не любил, когда его тексты сравнивали с европейской историей – но никуда от этого не денешься) и его собственная биография, как он старается текстом проиллюстрировать какую-то свою мысль или суждение. Изнутри же я стараюсь взглянуть на события как житель Арды, то есть для меня нет вопроса «А существуют ли Валар?» или «Кто сотворил мир?».

Теперь вывод. Поскольку Арда – мир вымышленный и единственный авторитетный знаток его - Профессор Толкин, то я доверяю всем его суждениям и оценкам. Вряд ли он был глупее меня, значит, если что-то мне кажется противоречивым, то либо это он просто не успел проработать этот момент, либо это я чего-то не понимаю. Так как у нас нет ни материальных свидетельств, ни других хроник, то следовательно, все, что написано от имени автора в текстах – чистая правда и истина в последней инстанции, пусть даже нет ни одного свидетеля произошедшего. Если написано, что Берен сражался с потомками Унголианты – значит, сражался. Если написано, все в Ангбанде уснули от песни Лутиэн – значит, все уснули.

Теперь что касается разных фактов в разных источниках. За основной критерий я беру ВК – как роман, подготовленный к публикации самим Профессором. Если что-то из других текстов ему противоречит - значит оставляю версию из ВК как правильную. Если что-то в неопубликованных текстах друг другу противоречит – значит, я оставляю для себя понравившуюся версию.

Следовательно, если написано от имени автора, что Финрод – мудрейший из Нолдор, значит, он мудрейший. Да и Атрабет не заставляет меня в этом усомниться – это один из самых, если можно так выразиться, насыщенных мудрыми мыслями текстов.
Цитата:

Джулия, я могу заблуждаться, но "прийти и сразу начать ябедничать" и "упорно не отвечать на прямые вопросы" - суть вещи разные, нет?

В принципе, суть ябедничества от этого не меняется – будете Вы выкладывать все сразу или в ответ на вопрос.
Цитата:

Речь идет о том, что кольцо могло попасть в руки кому угодно, понимаете? Т.е. было бы лучше, если бы Финрод просто дал клятву Барахиру и его потомкам, не "замыкая" ее на кольцо.

Клятва была дана «Барахиру и его роду». Кольцо – это просто знак. Если бы пришел неизвестно кто и предъявил кольцо и потребовал помощи – то ему надо было бы предъявить доказательства, что он из рода Барахира. Берен не предъявлял, потому что его Финрод просто узнал (то ли видел раньше, то ли по сходству с отцом). Поэтому я не вижу разницы – давать кольцо или нет – коли уж все равно бы потребовалось доказательство родства с Барахиром.
Цитата:

Прошло не несколько лет, а несколько веков. И является к Финроду дальний-дальний потомок Барахира. И просит о помощи - нет, не требующей бесчестных поступков. Но требующей, например, пойти на конфликт с другим эльфийским королем. И что?

Объясняю свою позицию еще раз – клятву Финроду надо выполнять, если она не требует выполнения неправедных поступков и если цель самого попросившего помощи не несет в себе зла. То есть, сама цель должна быть праведна и поступки для ее достижения должны быть праведны. Если этот гипотетический другой эльфийский король противится исполнению какого-то праведного деяния, значит он сам неправеден и выступать против него можно. Ну, например, такая ситуация: Маэглин все-таки стал эльфийским королем и по собственной ли воле или посредством каких-то чар перешел на службу Морготу. Следовательно, если бы целью потомка Барахира было бы противостояние Маэглину и его народу и он бы попросил Финрода ему в этом помочь – выполнение клятвы не было бы злом.
Цитата:

И потом, опять же, уж обещаешь помощь - обещай ее роду. Вот это я бы поняла. Я обещаю тебе, Барахир, прийти на помощь тебе и твоему роду, буде в этом возникнет необходимость, как то: неурожай (и, следовательно, голод), набеги соседей, война с кем- либо (тут я защищу тебя).

Договор тогда надо было составлять. С пунктами: вот здесь я тебе помогаю, а вот здесь – нет. Вы вот себе такое представляете? Я лично нет. А уж в чем кому нужна помощь – это должен решать тот, кому дана клятва.
Цитата:

Да ничего в этом страшного нет. Только вот обязанности короля - это не только корону носить.

Опять все на Финрода валят. Я ведь уже несколько раз говорила – не один он отлучался (хотя и говорится, что чаще других). И Маэдрос и Маглор и Келегорм с Куруфином отлучались – и что? Обязательно только на Финрода наезжать? И вообще, у нас что – есть календарный график этих отлучек? Как часто он отлучался – раз в год, раз в десять лет и на какое время?

Теперь давайте рассмотрим вопрос: а должен ли король постоянно сидеть на месте (не в военное время и не во время какой-либо катастрофы). Ответ – нет. В земной истории множество примеров, когда короли уезжали на некоторое время из государства – и что? Государства разваливались? Нет. А некоторые такие короли даже остались в памяти как чуть ли не идеальные (например, Ричард Львиное Сердце). Или вот возьмем для примера нашего Петра I, когда он уезжал с посольством в Голландию. Разве за время его отсутствия что-то произошло (переворот, война)? Нет. Разве его упрекали, что он бросил страну? Нет. Зато из этого путешествия он привез много полезного – для государства. Так же и Финрод. За время этих своих отлучек он а) Укреплял межэльфийские отношения (охотился с Маэдросом и Маглором); б) Нашел надежных и смелых союзников – эдайн, которые сильно укрепили войска Эльдар.
Конечно, такие отлучки – риск, но ведь всего не предугадаешь. А может, как раз отъезд главы государства и послужит к укреплению силы государства. Вот Тургон сиднем сидел в Гондолине – и как, помогло это городу устоять?
Цитата:

Джулия, простите, я правда не настолько хорошо знаю матчасть. Не могли бы Вы объяснить, чем так выгодно присутствие феанорингов Нарготронду? Если без них действительно никуда - я этот пункт сниму.

Просто написано: «Их народ увеличил силы Нарготронда» и все. Надо полагать, что увеличение сил выгодно любому государству? Финрод говорит: «Они выказывали дружбу ко мне в любой нужде», следовательно, эта помощь была.
Цитата:

Хм... Делай что должен: 
- должен замалчивать правду, не отвечая на вопросы;
- должен обязательно дарить кольцо, т.е. обещать помощь не только роду, но и каждому конкретному индивидууму (ух, широкой души был эльф, благодарил так благодарил!);
- должен был регулярно отлучаться из своего королевства, от трона опять же не отказываясь (что бы тогда не сделать королем брата? Он и так де факто король);
- должен был оставить в своем доме бомбу замедленного действия.
Простите, Джулия, я слишком хорошо отношусь к Финроду. И предпочитаю думать, что это его ошибки, а не обдуманные и взвешенные поступки.

Ошибкой здесь является только первая. Все остальное – иллюстрация тезиса «все не предугадаешь». 
Цитата:

С этой Вашей позицией я знакома еще по АнК и полностью ее разделяю. Вот только Финрод не знал, что его поход с Береном приведет к этому. Так что опять же - повезло

Вообще, здесь по моему, надо определить, что такое в Арде «везение». Как лично я считаю, там «везение» или «удача» достаются герою, когда он делает что-то согласно Замыслу Эру. Недаром самоубийственные походы (вроде похода Фингона или похода за Сильмарилем) заканчиваются удачно.

Weird
Цитата:

Э-э... ну мы же вроде уже договорились в свое время (наполовину договорились) о том, кто где жил и что считать Белериандом? И что не входили в него ни Хитлум, ни Дортонион, ни, тем паче, Тумладен?
То есть (Юлия, опять-таки - не издеваюсь), Финголфин, Тургон и Маэдрос с Маглором точно живут не в Белерианде, а на землях, к Тинголу отношения не имеющих?

Да, с Хитлумом я действительно ошиблась. Однако, Белерианд – это все земли южнее Хитлума и к востоку до Голубых Гор. То есть Дортонион и владения феанорингов – это Белерианд.
 

Сильмариллион трудно читать только первые десять раз
IP записан
 
Ответ #8 - 07/09/07 :: 3:08am

Leo Teamat   Вне Форума
При исполнении
Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 656
*****
 
Julia Sun-spot, знаете, мне пришла в голову любопытная мысль: а ведь мы с Вами обе понимаем, что никогда не сойдемся во мнениях - потому что щупаем слона с противоположных сторон. И тем не менее, продолжаем диалог... И я вдруг поняла, что это очень интересно: не сходиться с оппонентом "грудь на грудь", не вести яростных споров с пеной у рта, не пытаться доказать, переубедить, ибо заранее знаешь, что бесполезно... И вот в этой определенной бессмысленности наших диалогов есть для меня какая-то особая прелесть...
Ладно, к делу.
Цитата:
В принципе, суть ябедничества от этого не меняется – будете Вы выкладывать все сразу или в ответ на вопрос.

Вот так люди и теряют доверие. Если я узнаю, что человек, общающийся со мной, долгое время замалчивал важную для меня информацию (в т.ч. молчал, когда я задавала ему прямые вопросы)... Боюсь, что он не отделается простым "извини". Потому что, как кто-то верно сказал "доброе имя трудно приобрести, но очень легко потерять" (кажется, это из Правил ДОска Улыбка). Финроду в данной ситуации просто фантастически повезло с Тинголом.

Цитата:
ему надо было бы предъявить доказательства, что он из рода Барахира. Берен не предъявлял, потому что его Финрод просто узнал (то ли видел раньше, то ли по сходству с отцом).

Ну, если уж заниматься буквоедством, то в "Сильме" сказано: "он не нуждался в кольце, чтобы вспомнить о роде Беора и о Барахире". О Берене тут речи нет. Во-вторых, боюсь, что приди кто-нибудь к Финроду через несколько веков - сходство столь давнего потомка с Барахиром не было бы "визуально" легко определимым. А в-третьих, а какие доказательства мог бы предъявить потомок? (Я не про Берена, я про того, что через несколько веков).

Цитата:
То есть, сама цель должна быть праведна и поступки для ее достижения должны быть праведны

Вооот, о чем мы с наслаждением с Вами спорим уже очень давно... Вы наделяете давшего клятву правом судить, когда ее исполнять, а когда нарушать. Я ему в этом праве отказываю. И потом, всегда ли можно определить, что праведно, а что нет? Я знаю, есть люди, которые четко знают: вот добро, вот зло. Это хорошо, это плохо. Я, увы, такой категоричностью суждений похвастаться не могу. Потому и не взяла бы на себя ответственность определять праведность того или иного деяния. И (да, я готова на секунду встать на вашу позицию) так как Финрод - мудрейший, ему эти сомнения должны быть знакомы куда лучше, чем мне - обычному среднестатистическому человеку. Величайший из людей, если Вы помните, так и не ответил на вопрос "Что есть истина".

Цитата:
Договор тогда надо было составлять. С пунктами: вот здесь я тебе помогаю, а вот здесь – нет. Вы вот себе такое представляете? Я лично нет.

И я нет. Я просто вкладываю несколько иной смысл в понятие "помощь роду". И в эту помощь устройство личных проблем отдельных людей ну никак не входит.

Цитата:
Опять все на Финрода валят. Я ведь уже несколько раз говорила – не один он отлучался (хотя и говорится, что чаще других). И Маэдрос и Маглор и Келегорм с Куруфином отлучались – и что? Обязательно только на Финрода наезжать?

Ну право же, Джулия, где Вы увидели наезд? Про то, как я люблю Финрода, я "не писала только Саманте Смит, все остальные уже в курсе" (с).

Цитата:
Конечно, такие отлучки – риск, но ведь всего не предугадаешь.

Ну а я о чем? По-ве-зло!!!

Цитата:
Просто написано: «Их народ увеличил силы Нарготронда» и все. Надо полагать, что увеличение сил выгодно любому государству?

Хм... Смотря какую цену за это придется заплатить... Финрод же "мудрейший" да плюс к этой "мудрейшести" ему и некоторые моменты  будущего открыты. И неужели никакой опасности от братцев-крол... феанорингов не почувствовал? И стоил ли этот риск "увеличения сил"? Что, эти силы были так жизненно необходимы?

Цитата:
Ошибкой здесь является только первая. Все остальное – иллюстрация тезиса «все не предугадаешь».

А знаете, Мне понравилось стоять на Вашей позиции. Можно, я еще тут постою? Итак, "все не предугадаешь" - это для нас, так сказать, простых смертных. А Мудрейший, во-первых, видит больше и глубже, чем мы с Вами. А во-вторых, в любом случае не полагается на авось (все равно везде соломы не накидаешь), а пытается хотя бы некоторые (пусть и не все) ситуации предугадать. Мудрейший Финрод мог бы быть и чуточку мудрее Подмигивание
 

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей". (с)
IP записан
 
Ответ #9 - 07/10/07 :: 12:55am

Julia Sun-spot   Вне Форума
Дорогой гость
Таганрог

Пол: female
Сообщений: 105
***
 
Лео Тэамат
Цитата:

Вот так люди и теряют доверие. Если я узнаю, что человек, общающийся со мной, долгое время замалчивал важную для меня информацию (в т.ч. молчал, когда я задавала ему прямые вопросы)... Боюсь, что он не отделается простым "извини". Потому что, как кто-то верно сказал "доброе имя трудно приобрести, но очень легко потерять" (кажется, это из Правил ДОска ). Финроду в данной ситуации просто фантастически повезло с Тинголом.

Понимаете ли, тут можно подходить с двух сторон.
1) Есть некто, некогда совершивший преступление. За это преступление он понес определенное наказание, раскаялся и осознал. Решил начать жизнь с нового листа. Пришел в какое-то место, начал новую жизнь, завел семью, друзей и стал хорошо жить, при этом не помышляя о новых преступлениях и закаявшись вести себя так, как он вел себя раньше. Тут приходит еще кто-то и начинает рассказывать его жене, друзьям и т.д. все о прошлом этого человека. Что он такой-сякой, убийца и нехороший гад. Жена и друзья начинают коситься, относиться с прохладцей, некоторые даже разрывают отношения (фу, какая сволочь, а вдруг он здесь примется за старое?) Бывший преступник сначала в недоумении, потом в обиде, потом в гневе (когда узнает, что его прошлое раскрыто) – и дело заканчивается новым преступлением, потому что он подумает: ага, они думают, что я плохой, ну так я оправдаю эти надежды! В общем, все плохо.
2) Есть некто, некогда совершивший преступление. За это он понес определенное наказание, не раскаялся, просто решил уйти в другое место, где его никто не знает. Ушел, завел семью, друзей, но втайне продолжал обдумывать новые преступления. И пришел некто, кто его знал раньше, но решив, что не стоит накалять ситуацию (см. пример 1), промолчал. Преступник, воспользовавшись доверием окружающих, совершает новые преступления. В общем, опять все плохо.

Вот так получается. Неизвестно, надо ли скрывать плохое прошлое (как в примере 1) или наоборот, объявлять о нем во всеуслышание (как в примере 2). Финрод, его братья и сестра решили, что надо скрыть, как в первом примере, не накаляя вражду. Да, это можно счесть ошибкой, но это ошибка не из глупости, а из лучших побуждений. К тому же, если бы дела обстояли так, как в первом примере, это не было бы ошибкой. 
Цитата:

Ну, если уж заниматься буквоедством, то в "Сильме" сказано: "он не нуждался в кольце, чтобы вспомнить о роде Беора и о Барахире". О Берене тут речи нет.

Если уж совсем заняться буквоедством, то вот полная цитата:

«Thus Beren came before King Finrod Felagund; and Felagund knew him, needing no ring to remind him of the kin of B?or and of Barahir.»

«Так Берен предстал перед Королем Финродом Фелагундом; и Фелагунд узнал его, не нуждаясь в кольце, чтобы вспомнить род Беора и Барахира».

Странно, что потрудившись найти цитату, Вы не прочитали первую часть предложения. Здесь явно видно, что Финрод именно узнает Берена в лицо (не совсем, правда, ясно, узнает ли он его потому, что видел раньше, или потому, что он был похож на отца).
Цитата:

Во-вторых, боюсь, что приди кто-нибудь к Финроду через несколько веков - сходство столь давнего потомка с Барахиром не было бы "визуально" легко определимым. А в-третьих, а какие доказательства мог бы предъявить потомок? (Я не про Берена, я про того, что через несколько веков).

Понятия не имею какие. Факт в том, что наверное, какие-то бы предъявил, кроме кольца. Как в ВК, например, - «Руки Короля – руки Целителя». Или, например, понимает же Леголас сразу, просто поглядев на князя Имрахиля, что в нем течет кровь эльфов (хотя прошло уже несколько веков после того, как Митреллас покинула Дол Амрот и сменилось несколько поколений князей).
Цитата:

Вооот, о чем мы с наслаждением с Вами спорим уже очень давно...

Я с наслаждением поспорю еще Улыбка.
Цитата:

Вы наделяете давшего клятву правом судить, когда ее исполнять, а когда нарушать. Я ему в этом праве отказываю.

Кто же еще может судить?
Цитата:

И потом, всегда ли можно определить, что праведно, а что нет? Я знаю, есть люди, которые четко знают: вот добро, вот зло. Это хорошо, это плохо. Я, увы, такой категоричностью суждений похвастаться не могу.

Для чего же человек и придумал определения «добро» и «зло», как не для того, чтобы их различать? Да, я знаю, сейчас многие говорят: «все зависит от точки зрения», «у каждого – своя правда», но это не так. Есть некие «идеалы» и «высшие ценности», наработанные людьми за тысячелетия жизни на Земле. Они достались путем горького опыта и ошибок и их нельзя отбрасывать.
Лео, мне кажется, Вы слегка лукавите, говоря, что у Вас нет категоричности суждений. Наверняка, узнав о некоторых вещах, Вы говорите: «Какой ужас!» или «Как хорошо!». Разве это не суждения? Ну вот признайтесь честно, что Вы скажите, если узнаете, что маньяк изнасиловал и убил восьмилетнюю девочку и что Вы скажете, если узнаете, что мать отдала свою почку для пересадки ребенку?
Цитата:

Потому и не взяла бы на себя ответственность определять праведность того или иного деяния.

Позволю себе Вам не поверить. Наверняка, Вы говорите себе: «вот это я должна сделать» («должна» – подразумевается «это хороший поступок») или говорите – «а вот от этого я должна удержаться» (подразумевается – «это плохой поступок»). «Я должна вымыть посуду», «я не должна грубить окружающим» – вот реальные примеры, когда Вы определяете «праведность» своего деяния, пусть даже это идет на бытовом уровне.   
Цитата:

И (да, я готова на секунду встать на вашу позицию) так как Финрод - мудрейший, ему эти сомнения должны быть знакомы куда лучше, чем мне - обычному среднестатистическому человеку.

Он знал: нарушать клятву – чревато плохими последствиями, в особенности, когда над всеми Нолдор нависли «предательство и страх предательства».
Цитата:

Величайший из людей, если Вы помните, так и не ответил на вопрос "Что есть истина".

Возможно, не потому, что не знал ответа, а потому, что люди не способны были его понять.
Цитата:

Я просто вкладываю несколько иной смысл в понятие "помощь роду". И в эту помощь устройство личных проблем отдельных людей ну никак не входит.

Он пообещал «помощь в любой нужде Барахиру или его роду». Ключевое слово «любой». А уж помощь в каком деле нужно оказать, наверное, давайте дадим определить тому, кому дана клятва?
Цитата:

Ну а я о чем? По-ве-зло!!!

Что «повезло»? Я уже говорила, что в Арде «везет» тем, кто действует согласно Замыслу Эру, а содействие Замыслу Эру – это в Арде мерило высшей ценности поступка.
Цитата:

Хм... Смотря какую цену за это придется заплатить... Финрод же "мудрейший" да плюс к этой "мудрейшести" ему и некоторые моменты  будущего открыты. И неужели никакой опасности от братцев-крол... феанорингов не почувствовал? И стоил ли этот риск "увеличения сил"? Что, эти силы были так жизненно необходимы?

«…они выказывали мне дружбу в любой нужде…». Если бы не Клятва – выказывали бы и дальше (по крайней мере, по мнению Финрода). Финрод предчувствовал гибель, но до прихода Берена он не знал, с чем конкретно она будет связана, поэтому выгонять феанорингов с сильной дружиной только из одних необоснованных подозрений – это как-то… в общем, не походит на действия «благородного и великодушного сердцем» Финрода. 
Цитата:

Можно, я еще тут постою? Итак, "все не предугадаешь" - это для нас, так сказать, простых смертных. А Мудрейший, во-первых, видит больше и глубже, чем мы с Вами. А во-вторых, в любом случае не полагается на авось (все равно везде соломы не накидаешь), а пытается хотя бы некоторые (пусть и не все) ситуации предугадать. Мудрейший Финрод мог бы быть и чуточку мудрее

Тем не менее, он не всеведущ и все предугадать просто не мог. И вообще, я Вам могу придумать такие варианты, при которых «мудрые» на первый взгляд действия Финрода приведут к всеобщей катастрофе. Может быть, и он о них подумал, потому и ушел с Береном?
 

Сильмариллион трудно читать только первые десять раз
IP записан
 
Ответ #10 - 07/11/07 :: 10:30pm

Leo Teamat   Вне Форума
При исполнении
Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 656
*****
 
Julia Sun-spot:
Простите, что отвечаю с опозданием - не было возможности выйти в Интернет.
Во-первых, по поводу приведенных Вами примеров с замалчиванием. Видите ли, с моей точки зрения, и в том, и в другом случае виноват будет тот, кто решил промолчать. Да, возможно, он исправился. Возможно, он хочет начать все с чистого листа. Но я бы не хотела узнать о темном прошлом моего мужа или друга от посторонних людей. И если бы такое произошло, боюсь, мой брак (или дружба) на этом бы прекратилась. Потому что я считаю доверие одной из высших ценностей. И я была бы благодарна этому постороннему, раскрывшему мне глаза.
Насчет узнавания потомков - спорить не буду, Вы привели веские аргументы в пользу своей позиции.

Цитата:
Цитата:


Вы наделяете давшего клятву правом судить, когда ее исполнять, а когда нарушать. Я ему в этом праве отказываю.

Кто же еще может судить?

Повторюсь, тот, кому дана клятва. Только он имеет право от нее освободить. Да, согласна, может случиться, что Вы просто не в силах будете продолжать служение кому-либо. Но и тогда недопустимо, на мой взгляд, самовольно снимать с себя обязательства. На Уделе один из собеседников очень хорошо сказал (приведу его слова):
"Есть еще компромиссный вариант  - придти к тому, кому была дадена клятва и сообщить что "извини, по таким-то и таким-то причинам в дальнейшем считаю себя свободным от обязательств".  Если случится пережить последствия такого заявления - то свободен" (Пегги).

Цитата:
Есть некие «идеалы» и «высшие ценности», наработанные людьми за тысячелетия жизни на Земле.

Да, конечно, но не всегда все однозначно. Согласитесь, для кого-то вполне естественно, скажем, обнажиться перед посторонними, а для кого-то это неприемлемо. И вторые посчитают первых "распущенными" и "развратными", а первые вторых - "ханжами". И кто прав? (Уточню: я не имела в виду выйти на Красную площадь и раздеться. Но я, например, спокойно раздеваюсь перед друзьями в сауне. А кто-то весь вечер кутается в простыню).
Не всегда "правильность" очевидна. Да, я могу сказать за себя: вот это правильно, хорошо. А это плохо. Но это будет только моя правда. Да хотя бы тот же пример с почкой. Да, Вы правы, я посчитаю такой поступок правильным. Но я никогда не осужу того, кто отказался отдать свою почку.

Цитата:
Возможно, не потому, что не знал ответа, а потому, что люди не способны были его понять.

Вам не кажется, что тут есть некоторое противоречие? С одной стороны Вы говорите: Каждый способен судить, что правильно, а что нет. С другой: "не способны понять"...

Цитата:
Я уже говорила, что в Арде «везет» тем, кто действует согласно Замыслу Эру, а содействие Замыслу Эру – это в Арде мерило высшей ценности поступка.

Джулия, мне все-таки думается, что Вы неверно меня понимаете. Крылья Финроду сшиты мною уже давно. И я ни в коем случае не принижаю его достоинств. Но как кто-то очень хорошо сказал на одном из форумов - "нельзя ставить везение в заслугу". Эру помогает ему, потому что он действует согласно его Замыслу. Но речь-то о том, что многие его поступки могли иметь весьма печальные последствия. И не обернулись ничем ужасным именно по той причине, что "повезло". И неважно, что это"везение" носит имя Эру.

Цитата:
поэтому выгонять феанорингов с сильной дружиной только из одних необоснованных подозрений – это как-то…

Цитата: "Ныне в чертогах моих живут Келегорм и Куруфин, и хотя здесь король - я, сын Финарфина, в моих владениях они обрели большую силу, к тому же с ними много их сородичей". Ну и далее он говорит, что "если цель твоя будет объявлена", то их понимания Берен не найдет Улыбка. К чему я привела эту цитату? Возможно, здесь опять виновато мое какое-то кривое восприятие мира Толкиена, но я ясно вижу: король не уверен, что сможет удержать братьев. Король не уверен, что его власть и авторитет в Нарготронде непререкаемы. И это, на мой взгляд, дико. Ты пускаешь в свой дом силу, которую, возможно, не сумеешь обуздать! Нормально для короля? Да даже не для короля, для любого хозяина.
 

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей". (с)
IP записан
 
Ответ #11 - 07/11/07 :: 11:24pm

Weird   Вне Форума
Дорогой гость
а потом малышка Мю выросла...

Пол: female
Сообщений: 176
***
 
Сейчас обратила внимание на одну фразу Юлии:
Цитата:
Им кажется, что замалчивание будет длиться всегда и никто ничего не узнает (увы, из-за Моргота этого не получилось). Да, это можно счесть ошибкой Финрода (одной из немногих его ошибок), но продиктована она была благими побуждениями. 

Это что же получается - и Финрод, и его не менее благородные братья и сестра собирались жить во лжи, и в мире, на этой лжи построенном?
 

Все очень неопределенно, и это-то меня и успокаивает (с) Туве Янссон
IP записан
 
Ответ #12 - 07/14/07 :: 10:18pm

Julia Sun-spot   Вне Форума
Дорогой гость
Таганрог

Пол: female
Сообщений: 105
***
 
Лео Тэамат
Цитата:

Повторюсь, тот, кому дана клятва. Только он имеет право от нее освободить. Да, согласна, может случиться, что Вы просто не в силах будете продолжать служение кому-либо. Но и тогда недопустимо, на мой взгляд, самовольно снимать с себя обязательства. На Уделе один из собеседников очень хорошо сказал (приведу его слова):
"Есть еще компромиссный вариант  - придти к тому, кому была дадена клятва и сообщить что "извини, по таким-то и таким-то причинам в дальнейшем считаю себя свободным от обязательств".  Если случится пережить последствия такого заявления - то свободен" (Пегги).

Ничего подобного. Тот же Келегорм или тот же Ар-Фаразон считали, что они все так же достойны верности своих подданных, воинов, слуг и т.д. Попробуйте им сказать, что вы от службы им отрекаетесь и идете защищать Берена или предупреждать Манвэ. Вряд ли вы живыми от них выйдете. У Хуана на это вообще просто не было времени (даже если бы он прямо там заговорил еще раз). Нет времени говорить – действовать надо! Келегорму уже говорили, что он неправ – Финрод говорил, нарготрондцы говорили,  его собственные воины говорили. Он не понял и продолжал действовать в том же духе – ну, что же, его проблемы. Но хранить ему верность в такой ситуации – совершать зло. То же самое с Фаразоном – наверняка, Амандиль ему тоже говорил, что он делает зло, слушая Саурона и принося жертвы Мелькору. Фаразон его не слушал - тут уже все, он потерял право на верность Амандиля, поскольку отрекся от идеалов «высшей верности». А открыто идти к нему и говорить – слушай, дорогой король, я вообще-то сейчас поплыву в Валинор Манвэ предупреждать, что ты на него войной идешь – Вы это себе представляете? Я – нет. Поэтому Амандиль отплывает тайно. И так же тайно Исильдур похищает плод Белого древа – и только благодаря этому «воровству» оно сохраняется в своем потомке -  а если бы Исильдур пошел бы просить Фаразона оставить ему плод – ничего бы он не добился. Когда разговоры и уговоры не действуют на злодеев – надо противостоять им силой или хитростью и это не считается злом.
Цитата:

Да, конечно, но не всегда все однозначно. Согласитесь, для кого-то вполне естественно, скажем, обнажиться перед посторонними, а для кого-то это неприемлемо. И вторые посчитают первых "распущенными" и "развратными", а первые вторых - "ханжами". И кто прав? (Уточню: я не имела в виду выйти на Красную площадь и раздеться. Но я, например, спокойно раздеваюсь перед друзьями в сауне. А кто-то весь вечер кутается в простыню). 

Вы привели плохой пример, потому что вопрос одежды претерпел немалые изменения за все время существования человечества и «вечной ценностью» считаться не может. Я же имела в виду другое. Приведу пример – рабство или геноцид. Спросите, хорошо это или плохо – и 99 человек из 100 скажут, что плохо.
Цитата:

Не всегда "правильность" очевидна. Да, я могу сказать за себя: вот это правильно, хорошо. А это плохо. Но это будет только моя правда. Да хотя бы тот же пример с почкой. Да, Вы правы, я посчитаю такой поступок правильным. Но я никогда не осужу того, кто отказался отдать свою почку. 

В основном, все-таки мы можем определить – правильно мы поступили или нет. Иначе вообще невозможно принять какое-либо решение. Пример с почкой я привела для того, чтобы показать, что существуют вещи практически для всех однозначные. Опросите людей – и подавляющее большинство скажет, что мать поступила хорошо и правильно.
Цитата:

Вам не кажется, что тут есть некоторое противоречие? С одной стороны Вы говорите: Каждый способен судить, что правильно, а что нет. С другой: "не способны понять"...

Вообще, здесь вопрос излишне абстрактный. «Что есть истина?» Вообще-то, Христос может сказать, что «истина – это бог». Однако, ответить так – это значить вообще не ответить, потому что сразу возникнет вопрос «что есть бог?» А бог для человека – непостижим. Тем не менее, бог ниспосылает человеку некие правила поведения, которым надо следовать, то есть, наставляет его в «объективной истине». Христиане надеются, что бог им укажет – что правильно и что нет в каждом конкретном случае, молятся о «вразумлении». Нам, атеистам, сложнее, приходится спрашивать у своей совести и решать в соответствие с ней. А совесть – это сложный клубок из культуры, психологии человека, моральных установок, воспитания и т.д. Однако, как я уже говорила выше, есть «вечные ценности» вокруг которых каждый человек и строит свою этику и обычно эта этика у людей одной культуры схожа. Но даже и у разных культур есть точки соприкосновения – все-таки все мы люди и психология у нас человеческая. Вот от этого и надо отталкиваться. 
Цитата:

Но как кто-то очень хорошо сказал на одном из форумов - "нельзя ставить везение в заслугу". Эру помогает ему, потому что он действует согласно его Замыслу. Но речь-то о том, что многие его поступки могли иметь весьма печальные последствия. И не обернулись ничем ужасным именно по той причине, что "повезло". И неважно, что это"везение" носит имя Эру.

Это Вы меня не понимаете. Я имею в виду следующее: если ты действуешь правильно, то твои дела будут идти в согласии с Замыслом Эру и в безвыходной ситуации он тебе поможет. Это и называется «везением». Фингон действовал «правильно» и в безвыходной ситуации ему была ниспослана помощь. То же самое с Финродом, с Фродо, с Береном, с Эарендилем, с Туором и т.д. Не все и не всегда можно сделать своими силами. Но если ты действуешь «как надо» и если свои силы и возможности ты уже исчерпал – тебе помогут. Это отнюдь не значит, что надо всегда надеяться «на доброго дядю». Бездеятельным помогать и не стоит. Но эта мысль (что помощь свыше посылается достойным в самых крайних ситуациях) прослеживается на протяжении всех текстов Толкина. Можно называть это везением, можно – судьбой, можно – помощью свыше, суть дела это не меняет. 
Цитата:

Цитата: "Ныне в чертогах моих живут Келегорм и Куруфин, и хотя здесь король - я, сын Финарфина, в моих владениях они обрели большую силу, к тому же с ними много их сородичей". Ну и далее он говорит, что "если цель твоя будет объявлена", то их понимания Берен не найдет

Вы забыли еще одну цитату. «Они выказывали мне помощь в любой нужде». То есть – пока не было сказано о Сильмарилях, Финрод не имеет каких-либо оснований подозревать феанорингов в чем-то плохом и следовательно, выгнать их в такой ситуации – приобрести себе врагов. Вообще-то, здесь однозначно сказать нельзя. Вот Маэдрос привлек на службу к себе вастаков – а они его предали в самый ответственный момент. Это – вопрос доверия. В принципе, любой может предать в любой момент, королю или правителю приходится верить клятвам своих подданных и союзников – но ведь может случиться что угодно! Окажется, что эти союзники уже служат твоему врагу или придет Берен с вопросом о добыче Сильмариля – и все, союзники становятся врагами. А может Саурон придет и всех околдует. Невозможно все предугадать. Нельзя же всех и всегда подозревать. Обычно такое тотальное подозрение ничем хорошим не кончается.   
 

Сильмариллион трудно читать только первые десять раз
IP записан
 
Ответ #13 - 07/15/07 :: 9:44am

Leo Teamat   Вне Форума
При исполнении
Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 656
*****
 
Цитата:
Попробуйте им сказать, что вы от службы им отрекаетесь и идете защищать Берена или предупреждать Манвэ. Вряд ли вы живыми от них выйдете.

Естественно! Так никто же не говорит, что нужно расписывать, куда ты собрался идти и что делать. А сообщить: "Извини, я тебе больше не служу" - надо.
Цитата:
Амандиль ему тоже говорил, что он делает зло, слушая Саурона и принося жертвы Мелькору. Фаразон его не слушал - тут уже все, он потерял право на верность Амандиля

Прааавильно. Амандиль ведь говорил. И Фаразон имел все основания на дальнейшую верность Амандиля не расчитывать. Если мне человек объяснит, что он считает мои поступки плохими, неверными, что он со мной не согласен, я же не буду думать, что он в дальнейшем меня поддержит, правда? (Если, конечно, я не полный идиот). А когда с бухты-барахты, не предупреждая ни о чем в самый ответственный момент ты поворачиваешь мечь против сюзерена - это уже совсем другое дело.

Цитата:
Вы привели плохой пример, потому что вопрос одежды претерпел немалые изменения за все время существования человечества и «вечной ценностью» считаться не может.

Я привела этот пример, потому что помимо "вечных ценностей" есть еще вещи, которые кому-то кажутся "злом", а для кого-то вполне естественны. И если с вечными ценностями, действительно, как правило все ясно, то вот в таких, "второстепенных" вопросах есть нюансы. "Я не буду с тобой дружить, потому что ты распутна" - это же аналог "Я не буду тебе служить, потому что ты моей верности недостоин".

Цитата:
Опросите людей – и подавляющее большинство скажет, что мать поступила хорошо и правильно.

Хорошо. Другой вариант: мать НЕ отдала почку. Опросите людей - все ли однозначно ответят, что она поступила плохо? Я ее не осужу, и ничего плохого о ней не скажу. Потому что не имею права.
Цитата:
Я имею в виду следующее: если ты действуешь правильно, то твои дела будут идти в согласии с Замыслом Эру и в безвыходной ситуации он тебе поможет.

Джулия, в"глобальном" смысле Вы правы, не буду спорить. Но я говорю о более, скажем так, обыденных вещах. Прогулки вдали от Нарготронда, к примеру, не имеют никакого отношения к Замыслу, понимаете? Это просто жизнь, просто повседневные дела.
Можно, конечно, сказать, что каждый шаг (любой, даже то, что Вы едите на завтрак) предопределен Судьбой (по имени Эру). Вот только в этой области я с Вами даже спорить не буду, для меня это - дикость.

Цитата:
А совесть – это сложный клубок из культуры, психологии человека, моральных установок, воспитания и т.д. Однако, как я уже говорила выше, есть «вечные ценности» вокруг которых каждый человек и строит свою этику и обычно эта этика у людей одной культуры схожа.

Под первым предложением - ППКС с огромным удовольствием. Насчет "вечных ценностей" - я уже сказала, не из них одних состоит мир.

Цитата:
пока не было сказано о Сильмарилях, Финрод не имеет каких-либо оснований подозревать феанорингов в чем-то плохом и следовательно, выгнать их в такой ситуации – приобрести себе врагов.

Я, честное слово, не знаю, можно ли поставить тут знак равенства: "не уверен, что может их сдержать" и "подозревает в чем-то плохом". Возможно, он действительно ни в чем их не подозревает. Но сам факт, что он уже не уверен, что является полновластным хозяином в своем доме...
 

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей". (с)
IP записан
 
Ответ #14 - 07/15/07 :: 5:24pm

Nevermind   Вне Форума
Зашел поглядеть
Even-tempered twilight
Москва

Пол: female
Сообщений: 26
*
 
Есть у меня скромная ИМХА про Финрода Улыбка
Мне кажется, что имеет смысл все-таки оценивать Финрода-личность и Финрода-короля по отдельности.
и получается тут вот что
1. Как король Финрод - отличный тактик и никакой стратег.
Строительство Нарготронда, союз с людьми и прочие его поступки - это цепь тактических побед при отсутствии стратегического видения дальнейших событий.
Тут Финрод вполне мог руководствоваться логикой того, что будущего в перпективе у них-то и нет, в свзяи с Проклятием прежде всего, поэтому планировать что-то, ориентируясь на перспективу попросту бессмысленно.
А вот был в Белерианде король, который действовал всегда с ориентацией на перспективу.
Тингол звали.
Результат, в общем, закономерный.
2. Как человек Финрод опять же всегда действует по обстоятельствам.
Тут интересно сравнивать его с Галадриэль.
Она - целеустремленна, он - действует по обстоятельствам.
Она - действует, о - размышляет.
Она - идет вперед, он не забывает оглядываться назад
Она - становится частью Средиземья, он остается эльфом из Амана.
Мне кажется, им надо было бы вместе держаться)) Но это уже совсем ИМХА субъективная. ничгео общего с анализом не имеющая)))

 

Be foe, or friend...
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 ... 18