Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 4 ... 7
Проклятие валар (Прочитано 18193 раз)
Ответ #15 - 05/05/06 :: 7:14pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Уход в Эндорэ -- состояние бунтующего детства. Кстати, у Юнга есть архетип, безупречно описывающий Феанора... и состояние души всех Нолдор в тот момент -- Вечное Дитя.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #16 - 05/05/06 :: 11:46pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Хольгер, а я не люблю психоаналитиков Улыбка Безусловно, рациональное зерно в их теориях есть, но я как-то не уверена, что методы человеческого психоанализа, изобретенные людьми для исследования психики людей, будут стопроцентно работать в отношении эльфов, которые людьми все-таки не являются. Улыбка

Уважаемый El-Tinve, а Вы мне не ответили. Или Вас больше не интересует этот вопрос? Озадачен
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #17 - 05/06/06 :: 12:31am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Элхэ -- в-1-х, думаю, что архетипы примерно одинаковы для всех разумных существ (по крайней мере в культуре Арды, которая, скажем так, не слишком отличается от Земли), в-2-х, Толкиен все-таки был человеком и мыслил человеческими архетипами Улыбка
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #18 - 05/06/06 :: 1:21am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Хольгер, а строго по Профессору мы не тут говорим Подмигивание. Тут  ым делаем скидку на то, что эльфы (гномы, маяйр, Валар...) описываются человеком - и, следственно, в большой степени "очеловечиваются", но, вроде бы, пытаемся помнить, что на самом-то деле это не люди, и потому психология у них всех несколько иная...
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #19 - 05/06/06 :: 1:38am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Вопрос в том, насколько иная и в какой степени. И этот вопрос -- сильно дискуссионный... Просто я текст пишу про эльфийское мировосприятие, и мне кажется, что психологию эльфов вполне можно описать адекватно, и, более того, в ней будут черты, встречающиеся у людей, пусть редко.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #20 - 05/06/06 :: 2:19am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Хольгер, отличия мировосприятия эльфов и людей - это моя любимая мозоль. У меня такое ощущение, что мы каждый раз до чего-то договариваемся - и каждый раз к моменту следующей дискуссии все это забывается напрочь...

Давай, наверное, ты опишешь тот архетип, на который ссылался: всё разнообразие будет Подмигивание
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #21 - 05/06/06 :: 2:39am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Элхэ -- у меня очень большой текст по поводу эльфийского архетипа, но, вероятно, имеет смысл скопировать из него этот кусок.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #22 - 05/06/06 :: 2:48am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Давай, обязательно Улыбка
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #23 - 05/06/06 :: 2:56am

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
  Гм... Понятие и впрямь обсуждалось здесь, и неоднократно. Насколько я понимаю определение "Пророчество..." предполагает, в частности, вариант, что нолдор стали жертвой естественого хода событий (не умаляя их собственной вины, разумеется). А валар, стало быть, лишь "предсказали"/"предрекли" дальнейшую судьбу их, и тех, кто будет связан с ними. Возможно ведь такое толкование? А оно-то явно устроит не всех. Отсюда и неприятие, хотя бы частичное... Вот как-то так мне представляется.Нерешительный
   Правда, представляется мне, что при такой постановке вопроса отчасти теряется смысл формулирования (валар) и произнесения (Намо лично) этого самого Пророчества. Ибо "ход событий" он и есть "ход событий"; "шли-пришли-вышли..."; а разум/совесть/воля нолдор - они как бы вне зависимости от всех этих воль и пророчеств, нет? Иными словами, если бы и не прорек  Намо этот самый "Жребий Нолдор" - все равно ничего бы  (ну, плюс-минус...) не изменилось. А следственно - валар вообще не при чем. Что странно... Озадачен
  Сам же я могу только предположить (в духе любимой версии), что сие (т.е. Пророчество ака Проклятие) было именно а)выражением воли валар (хотя бы "власть имеющих" ), и б)именно действием, имевшим определенные последствия (И, в духе любимой версии, в)кроме всего прочего - еще и действием, расходящимся с волей Эру).
  Такая вот "трансформация аксиоматики" Подмигивание
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #24 - 05/06/06 :: 3:39am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Элхэ -- выкладываю обещанный кусок.

    Итак, эльфы. По Толкиену эльфы – старшие Дети Илуватара, у которых чрезвычайно обострено чувство гармонии окружающего мира и чувство своей гармонии с окружающим миром (чем, собственно, и обусловлены необычные свойства и эльфийского искусства, и материальных предметов, сделанных эльфами). Очевидный синоним гармонии – красота, а чувство красоты, конечно же, активизирует стремление к творчеству. Естественный вопрос – как это могло бы отображаться в нашем мире? На наш взгляд, наиболее естественный образ эльфов в нашем мире с точки зрения ориентации на красоту как главную ценность – это творческие личности, для которых творчество и познание является программной ценностью (вероятно, самым ярким примером такой личности является Нильс Бор, см. его жизнеописания в [12]). Их черты можно описать с помощью разных психологических классификаций. Так, с точки зрения гумилевской концепции пассионарности эльфов отличает положительная пассионарность. Это понятно – заниматься творчеством без положительной пассионарности немыслимо: с отрицательной пассионарностью личность быстро начинает деградировать, и все, чем она владеет, приходит в запустение, а с нулевой пассионарностью можно лишь поддерживать стабильность при отсутствии внешних угроз, но не создавать новое. Кроме того, в рамках той же концепции эльфов от большинства людей отличает аттрактивность – ориентация на идеалы (по Канту, все идеалы сводятся в конечном счете к трем – истине, красоте и справедливости) в противовес преобладающей у «обычных» людей ориентации на земные ценности – достижение материальной пользы либо страх наказания (подобные ценности «заземляют» взгляд на мир и закрывают горизонты творчеству). С точки зрения соционики все это означает, что у эльфов сильна интуиция, причем наиболее вероятно, что эльфы либо будут интуитивными экстравертами, либо обладателями сильной интуиции возможностей [13]. Если же попытаться описать эльфов с позиции психософии – еще одной системы психологических типов, представленной в [14], то для эльфов характерны высокая (1-я или 2-я) Эмоция в силу их тонкочувственно-эмоционального мировосприятия и низкая (3-я или 4-я) Физика в силу их низкой привязки к материальному миру. Кроме этого, у эльфов практически не встречается 4-я Воля (в силу того, что им органически присуще чувство собственного достоинства) и сравнительно редка 1-я Воля (для эльфа естественнее чувствовать гармонию, чем доминировать), а наиболее вероятна 2-я (в основе которой признание своего достоинства вместе с уважением достоинства окружающих).
   С точки зрения христианства эльфы – народ, не знавший коллективного падения [15]. Естественный вопрос – в чем это проявляется и какой аналог этого факта можно было бы найти в нашем мире? Иногда утверждают, что в мире Толкиена это прежде всего проявляется в бессмертии эльфов. Бессмертие эльфов в нашем мире не воспроизводимо, но оно по сути не является решающим фактором – ведь и людям в молодости вне зависимости от уровня духовного развития не слишком свойственно задумываться о старости и смерти. Иногда отсутствие падения связывают с отсутствием в поступках эльфов мелкого бытового зла, но и это на наш взгляд не является решающим фактором: при достаточном уровне культуры мелкое бытовое зло минимально, но чаще всего похожим на эльфа при этом не становишься – не случайно так докучают «правильные» личности. На наш взгляд, падение людей и отсутствие его у эльфов состоит в том, что люди подчинены власти материального мира – а именно, в них доминирует стремление к выживанию (что лежит в основе концепций марксизма и фрейдизма). Для эльфов же доминирующим является не стремление к выживанию (поскольку эльфы – часть Арды, жизнь в Арде им дана «по определению»), а более высокие (с точки зрения как христианской этики, так и, скажем, пирамиды потребностей Маслоу или гумилевских уровней пассионарности) потребности, например, стремление к творчеству и реализации талантов. Поэтому естественно, что доминировании таких потребностей можно считать естественным аналогом эльфийского характера в нашем мире.
   Подробно мы описали черты эльфийского мировосприятия раньше [13]. Но стоит напомнить, что проекции (аналоги) черт эльфов Арды в нашем мире, кроме уже упомянутого обостренного стремления к творчеству и красоте – следующие. Во-первых, это некоторая ахроничность (вневременность) восприятия, проявляющаяся в умении абстрагироваться от состояния текущего момента в пользу вечного (которая в рамках мира Толкиена есть следствие бессмертия эльфов), с точки зрения соционики это – усиленная интуиция возможностей (которая отвечает именно за восприятие того, «как могло бы быть», а не реального времени). Во-вторых, это обусловленное той же интуитивностью явное преобладание идеальных мотивов в труде и активности перед материальными (в мире Толкиена это следствие того, что эльфы – непадшая раса, и библейские слова «в поте лица своего добывай хлеб свой» к ним неприменимы; в нашем мире, понятно, эту модель поведения можно воспроизводить лишь приближенно, однако, она может быть воспроизведена в очень сильной степени – нелишне вспомнить и слова французского богослова Оливье Клемана о том, что настоящее творчество всегда бескорыстно [16]). В-третьих, это целомудрие и чистота мировосприятия (эльфы – это народ, не тронутый злом, и если вспомнить евангельские слова «кто не примет Царство Небесное, как дитя, тот не войдет в него» (Мк, 10, 15), то понятно, что для эльфов как раз было характерно именно такое восприятие Высшего). Обязательно надо отметить также стремление эльфов воспринимать мир через правое полушарие (т.е. восприятие у эльфов – образное, а не схематическое). Это в мире Толкиена проявлялось в том, что у них любой труд был сродни искусству, а изделия не повторялись. В нашем мире это, понятно, воспроизвести очень трудно, поэтому для многих ощущающих себя эльфами наиболее адекватными сферами оказываются искусство и фундаментальная наука – наиболее «образные» сферы активности. Более того, для эльфов характерно осознание себя Детьми Эру, которым по праву принадлежит мир, и следующее из этого естественно чувство собственного достоинства и стремление к поиску позитивных, а не негативных, черт в окружающем мире. Так, эльф скажет «без меня Божественный замысел не совершится», а не «я не должен помешать осуществлению Божественного замысла», тогда как большая часть духовно-назидательной литературы настолько зациклена на пороке, не рассматривая позитивные решения совсем, что читая ее, иногда кажется «зачем вообще что-то делать?». Восприятие себя Детьми Эру также имеет естественный аналог в христианской литературе. Как известно, христианство знает три пути: путь раба, путь наемника, путь сына (см., например, тексты митрополита Антония Сурожского). И для эльфов подходит только путь сына, других путей они просто не могут допустить (например, им совершенно абсурдным кажется использование такого широко распространенного «стимула», как боязнь наказания). А в качестве вывода -- ориентация на активность и позитивность в нашем мире есть, таким образом, естественный аналог непадшести эльфов в мире Толкиена. Поэтому и наиболее естественный путь эволюции для эльфов в нашем мире состоит не в избежании пороков, а в реализации позитивных решений. Впрочем, этот путь, на наш взгляд, подходит не только для эльфов, потому что именно совершенствование достоинств безгранично, а борьба с пороками во многих случаях похожа на бесконечное переписывание одной и той же страницы текста.
    Таким образом, мы видим, что практически все существенные черты эльфов мира Толкиена находят аналог (проекцию) в чертах характера, встречающихся в нашем мире. Поэтому естественно считать носителей таких черт аналогами (проекциями) эльфов в нашем мире, тем более, что значительная часть из них при знакомстве с Ардой выбирает именно эльфийскую квэнту (что очень хорошо ложится в концепцию Игры, разработанную Тэлпе [17] – отметим, что в основе концепции Игры лежит именно созвучность внутреннего мира, а внешние признаки играют минимальное значение). Эти черты, к тому же, довольно заметно выделяются на фоне «среднего» типа поведения и ценностей – так же, как выделяются среди людей настоящие поэты и художники (мировосприятие которых иногда оказывается вполне эльфийским).
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #25 - 05/06/06 :: 3:46am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Эрин, вот смотрите: я вижу человека, который занимается сетевым воровством (только что ситуация была, поэтому - первое, что приходит в голову). И я смотрю на этого человека, и говорю ему: "Дорогой друг, ты такого натворил, что в ближайшее время у тебя будут неприятности. Более того: ближайшей "разборкой" эти неприятности не закончатся: тот, кто такое сотворил хотя бы единожды, в дальнейшем будет получать массу неприятностей, и дело не во мне, и не в окружающих: дело в тебе самом". Натурально, неприятности у человека будут - и в текущей ситуации, и в дальнейшем, поскольку тот, кто промышляет подобными вещами, имеет в самом себе некий изъян, который в дальнейшем будет сказываться на его судьбе.
Я скажу только то, что вижу в данный момент, и что могу прогнозировать, исходя из банальных логических построений.
Можно ли будет расценивать мои слова как пророчество?
Можно ли будет расценивать мои слова как проклятие?
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #26 - 05/06/06 :: 4:03am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
А здесь срабатывает очень тонкий эффект -- мы часто воспринимаем того, кто сообщил нам дурную новость (или предсказание), как ее виновника -- или как желавшего, чтобы это дурное событие произошло.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #27 - 05/06/06 :: 4:04am

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
Элхэ: Подмигивание Натурально, нет! Ни то, ни другое, на мой вкус. Логика и расчет.
Но получается именно описанное мной: если даже Вы ничего и не скажете, означенный субъект с большей или меньшей долей вероятности поимеет на свою неразумную голову означенные последствия. Это раз. Вы можете тем или иным способом (действием, словом, выражением эмоции) повлиять на ситуацию так, что последствия он поимеет раньше, либо с большей долей вероятности (и это будет таким же свободным проявлением Ваших... свойств и качеств, что ли...). Это два. И Вы, при всем моем уважении - это все-таки Вы. А имевшие отношение к дискутируемому Пророчеству/... - они ж все-таки Силы/Стихии мира. Со всеми предусмотренными и непредусмотренными последствиями. Плюс сила слова/Слова произнесенного. Это три.
Как по-моему, все равно неоднозначно.  НерешительныйХотя вроде бы и ясно. Озадачен
Истанаро: Ну да, по анекдоту: "Шаман, однако..." Подмигивание Улыбка
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #28 - 05/06/06 :: 4:12am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Эрин -- то есть Вы полагаете, что все беды на Нолдор посыпались не без участия Валар? Честно говоря, я не очень согласен (единственный подходящий пример -- буря, устроенная Оссэ и Уинен).
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #29 - 05/06/06 :: 4:20am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Нет, Эрин. Вот смотрите: это первые эльфы в истории мира, которые попробовали убивать своих - и у них получилось. Не сойду с этого места: для эльфов это момент еще более серьезный, чем для людей. Это эльфы, которые не поверили совету своих наставников и пренебрегли им. Это, если мы говорим о Первом Доме ( с моей точки зрения - потому что с точки зрения Профессора Воторой Дом в истории с Алквалондэ тоже проявил себя не лучшим образом), эльфы не вполне нормальные. Если угодно, не вполне здоровые - и дальнейшая история такой вывод подтверждает. Пророчество Намо - именно рассказ о том, что может быть. Если бы у феанариони и их последователей хватило сердца остановиться вовремя, оно не исполнилось бы. Эльфы вообще позиционируются как существа духовно сильные... могли бы - но не сделали.
По своей воле они пришли - по своей воле уходят, фактически, отрекаясь от Валар. Валар поступают в соответствии с их выбором: обещают, что не станут помогать Этъянголди. Что характерно, не держват своего обещания. Но ничего, противоречащего выбору Нолдор Исхода, они не делают.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 4 ... 7