Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 
Валар и Арда (Прочитано 20017 раз)
Ответ #60 - 12/08/01 :: 6:01pm

Bark   Экс-Участник
Белый Ворон

Пол: male
*****
 
Хольгер: Цитата:
[...] И в некоторый момент (а именно -- высадка Ар-Фаразона в Амане) отклонение стало настолько велико, что вместо плавного перехода к равновесию наступил катастрофический
скачок -- система перевернулась, подобно тому, как переворачивается сильно накренившийся корабль. И естественно,катастрофа в конструкции мироздания обернулась реальной природной катастрофой.


Да. И если бы катастрофа свершилась в тот самый момент, когда сапог Короля коснулся берега Амана - пазл сложился быУлыбка Но, согласно "Акаллабет", войско Ар-Фаразона не только высадилось без проблем, но прошло через Калакирию и стало лагерем у Туны - "whence all the Eldar had fled".
HAD FLED!!! Этому нет никакого рационального объяснения, это невозможно уразуметь - в это можно только поверить: бежали те, кто победил бесчисленные полчища Моргота в Войне Гнева. "But at the last the might of Valinor came up out of the West, and the challenge of the trumpets of Eönwë filled the sky; and Beleriand was ablaze with the glory of their arms, for the host of the Valar were arrayed in forms young and fair and terrible, and the mountains rang beneath their feet."

Барк
 
И раса наша табула, и люпус/Нам люпус эст, и гром гремит на нас (с)
IP записан
 
Ответ #61 - 12/08/01 :: 7:09pm

Anton   Вне Форума
Дорогой гость
Москва

Пол: male
Сообщений: 155
***
 
Мне кажется, что дело в том, что Валинор был в мире Арды и поэтому ступивший на него смертный приносил явный смещения равновесия. Хотя если вспомнить всем нам известного марехода? Он то вполне себе по Аману гулял. Вот что интересно.
Я могу понять, что Фродо, Бильбо, Леголас и Гимли в Аман пришли, когда он был вне Арды, как бы мир в мире.
Отсюда напрашивается вывод, что на Аман впринципе могли ступить праведники по меркам Валинора.
Кстати вспоминается ХИ-2000, когда я играл человека, по задумке игры праведного, и как бы в конце ушел в Раздол и Элронд (кто знает из Тампля Жак Де Моле), сказал, что возмет меня в Аман.
Не буду рассказывать всейпредыстории. Ограничусь лишь после диалоом в конце игры.
- После того, как я провожу корабль я брошусь на пристани на меч, у меня в этом мире больше ничего не осталось. - мой персонаж
- Ты можешь плыть снами.
- Но я же погибну, та земля принимает только ваш род.
- Надо только верить. Больше ничего не нужно. - Элронд
Может в этом обычном игровом диалоге и есть смысль? В Валинор люди могли попопасть только в виде исключения, как в виде исключения были браки между эльфами и людьми. Ведь таковых, если мне не изменяет память было всего лишь три.
 

Anton
IP записан
 
Ответ #62 - 12/08/01 :: 7:44pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
У Еарендила, в отличие от Ар-Фаразона, не было цели
сменит' конструкцию мироздания. А вот почему вес'
Аман не сопротивлялся Ар-Фаразону? Это другой вопрос.
Может, потому что система была слишком неустойчива?
(например, риск полного крушения конструкции мира --
Дагор Дагорат в конце 2-й Епохи?)
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #63 - 12/08/01 :: 9:04pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27684
*
 
(жизнерадостно) А вы все уже давно в оффтопике сидите, господа!

Дуглас: предположим, это даже красивая система. Нечеловеческая абсолютно, но красивая. Но оная «свобода выбора» мне кажется, в данном случае, иллюзорной. Ты говоришь: «Поэтому одновременно: Эру знает, что Мелькор не раскается, и у Мелькора есть шансы раскаяться.» Дело даже не в том, что Эру  знает - Мелькор не раскается (ключевое слово здесь – «знает», от «послезнания» Эру), то есть, уже – знает, что шанс свой Мелькор не использует. Дело здесь вот в чем: если вдруг (предположим) Мелькор использует свой шанс и пойдет тем путем, который положен для него Эру, значит, «послезнание» Эру окажется неистинным; значит, Он не всеведущ. А Он – всеведущ; это аксиома. И свобода выбора в этом случае становится чем-то глубоко теоретическим. Теоретически, феаноринги посреди I Эпохи, осознав тщетность Клятвы, могут отказаться от ее исполнения. Теоретически, падая со скалы, Эол может не разбиться. Теоретически, Туора могут убить за нарушение границ Гондолина даже после того, как выяснится, что он – действительно посланник Ульмо. Теоретически может быть все, что угодно. Но этого уже не было (с точки зрения «послезнания» Эру), и свобода выбора – это игра в столь нелюбимое мною «что было бы, если бы…?»
Да, собственно, с этой точки зрения, еще при создании Мелькора – еще до его создания Эру уже знал, что дары, полученные от Эру, Мелькор «использовал не вовремя, либо не по назначению, либо не использовал вообще» - и тут-то прошедшее время будет оправдано. И «пытался исправить» - бессмысленно, в этой ситуации. И все равно придем мы к тому, что Мелькор был нужен именно таким, какой он был, иначе всеведущий Эру не стал бы его создавать (и проблема вмешательства в область чужого разума, воли, выбора для  Него вообще не вставала бы). А зачем – «это уже второй вопрос, Профессор».
«Эру надеялся» и «Эру пытался исправить», в рамках данной концепции, это – гончар взял для сосуда рыжую глину и надеется, что сосуд получится белым, и пытается его белым вылепить. А он все равно получится рыжим, и гончар это знает.

Соответственно, на рассуждения о необходимости Мелькора я отвечать уже не буду  - понятно, почему. И на то, что «устранение со сцены» Мелькора лично ничего не изменит, в общем-то, отвечать тоже особого смысла нет – в X томе HoME все сказано на эту тему, и все уже цитировалось.

Антон, «катар» и «катары» - это две совершенно разных вещи, пожалуйста
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #64 - 12/08/01 :: 9:53pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Тогда Еру был предопределен создать то, что внесет
искажение в его замысел? То есть получается некий парадокс:
с одной стороны, Еру всесилен, с другой -- он знает, что
создаст то, что нарушит его замысел, и не может с этим
ничего сделать?
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #65 - 12/09/01 :: 5:10am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27684
*
 
Господа, что вы имеете в виду под «сменой конструкции мироздания»? Смена правления? – это нереально. Аман не дает бессмертия людям, Валар неуязвимы для людского оружия (попробуй мечом ранить Море) – Мелькор в этом отношении исключение, не забывайте об этом! У него – плоть, у Валар – «одежды плоти», которые им сбросить так же просто, как людям сменить одежду. Нельзя разрушить Чертоги Ожидания и выпустить на волю заключенные в них души. Что произойдет даже в том случае, если Тар-Калион воссядет на трон Манве? – да ничего, ровным счетом. Он умрет через некоторое время, равно как и его люди, и все вернется на круги своя. Да, это будет неприятно. Очень. Это будет похлеще Резни; но все когда-то кончается, плохое тоже…
И проясните для меня, пожалуйста, о каком «равновесии» все время идет речь? Равновесие – оно между чем-то; так вот между чем и чем равновесие здесь?

Кстати насчет того, чтобы воевать с людьми… насчет того, чтобы, скажем, потопить корабли на подступах к Валинору. Корабли Элдар в I Эпоху до Валинора доплывали? – не доплывали. И далеко не все аккуратно «заворачивались» назад, что ясно хотя бы по ситуации с Воронве (кажется, он один спасся?). То есть, Валар не просто запретили Нолдор, ушедшим в добровольное изгнание, возвращаться в Валинор, но и обеспечили исполнение этого запрета  (кроме Эарендила, но он – особый случай). В отношении людей Нуменорэ такой запрет также существовал, и Элдар, помнится, оных нуменорцев неоднократно предупреждали, что плавать те могут куда угодно – но не на Запад. На Запад-де можно только смотреть. И выходит вот что: либо запрет был, но исполнение его ничем не гарантировалось, кроме доброй воли людей; либо с нуменорцами Тар-Калиона пребывала какая-то сила, более великая, чем все Валар вместе взятые; либо… хм, либо Смертным и Великое Море по колено, и запрет Валар вкупе со Стеной Тумана – не указ. То есть, «что  русскому (Смертному) благо, то немцу (Эльфу) смерть».

А вот тому, что Элдар не дали отпора войску Тар-Калиона, - именно Элдар, а не Валар: положим, те считают, что не вправе воевать с Детьми Единого, - должно, обязано быть другое объяснение кроме «эльфы устрашились».  А если не положим - в принципе, силы любого из Валар хватило бы на то, чтобы уничтожить этот флот еще до того, как он приблизился к берегам Валинора. Если, конечно, мы не думаем, что они (по крайней мере, Стихии) растратили свои силы так же, как Мелькор, «вложившись» в материальные творения.
[Касательно Стихий и Сил: этого, конечно, в первоисточниках нет; да, собственно, для себя я столь жесткой границы не провожу. Но чисто терминологически можно принять термин «Стихии» для Манве, Ульмо, Йаванны, Ауле – для тех, кто связан с творением материальных объектов, термин же «Силы» - для Намо, Ирмо, Ниенны, Эстэ, Варды… - то есть, для тех, кто действует скорее в духовной сфере. Просто – чтобы нам было удобнее.]
Тоже, кстати – почему бы и нет? Кто-то в свое время предполагал даже, что и силы Эру небезграничны, что и Он изрядно растратил их в ходе творения… Я не говорю, что поддерживаю эту гипотезу (пока что, по крайней мере); однако ж, если мы ее принимаем, то частично утратить былую силу должны были все Валар: Мелькор – в бОльшей степени,  поскольку вложил часть своей силы «во все, что есть плоть мира», остальные – в меньшей, но – тем не менее… Типа, закон сохранения энергии.

Хольгеру:
«Про Нуменор -- прежде всего, во время падения Нуменора (высадка людей в Амане) конструкция мира была чересчур сильно выведена из равновесия, т.е. этот момент стал
точкой неустойчивости для конструкции мира в целом.»
- Хольгер – почему? Ничего такого с Благословенной Землей от присутствия в ней Смертного (Смертных) не произойдет, никакого равновесия не нарушится (да и в чем оно, это равновесие?). Можно при желании найти цитату, в которой излагается, что было бы со Смертным, живи он в Валиноре, но тут мне придется просить помощи у тех, у кого под рукой есть первоисточники: сама не могу вспомнить, честно говоря.

Антону:
Эарендил – своего рода, Дитя Пророчества, он – «Вестник предреченный и нежданный»; он – вообще отдельный вопрос. Эарендил – действительно исключение, причем исключение дважды: он по отцу – Смертный, по матери – из рода Этъанголди, то есть – из тех, кому путь в Валинор закрыт. В «Сильмариллион» об этом все достаточно четко сказано («О плаванье Эарендила», цитату искать лень, уж простите меня). Но: судьба Эарендила – в руце Единого.
А что касается веры… увы, нет. Даже Эарендилу и Элвинг (именно «даже»!) предлагается самим выбирать между путями Элдар и Атани, и они выбирают путь Элдар. Вопрос, во что верили они сами и кем считали себя, эльфами или людьми, не подинмается в текстах; да и роли он не играет.
И еще, Антон: что такое «праведник» с точки зрения Валинора? Выходит, Фродо и Бильбо – праведники? Ведь обоих хоббитов, в итоге, поддавшихся искушению и сумевших избавиться от него только при помощи «силы извне» (Гэндалф – в случае с Бильбо, Голлум – с Фродо), в Валинор пускают (берут, то есть, на небо при жизни)…

Барку:
Барк, хотите серьезно? Предпетый мир, тот мир, каким его знали Валар, кончился вместе с I Эпохой. Нет уже того мира, в котором все было предречено и известно. Мир вовне Земли Благословенной – непредсказуем для Валар. Они не действуют во II Эпоху, потому что не знают, как действовать. Они взывают к Эру, потому что не знают, как действовать. Они буквально предают себя в руки Его, дабы Он действовал, решал ситуацию – по Своему усмотрению. Он и решает. Представлять себе в данном случае, как гибель Нуменорэ выглядела с точки зрения Валар, я не хочу: один раз уже представила.

Последнее изменение: Элхэ Ниэннах - 12/09/01 на 02:10:10
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #66 - 12/09/01 :: 5:11am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27684
*
 
Мысль здесь гуляет, как и куда ей заблагорассудится, уж не обессудьте.

Вспомнилось по ходу. Во-первых, господа и прекрасые дамы, мы это уже обсуждали, на старом ДОске еще. Правда, с несколько другим составом участников дискуссии. А во-вторых, я возьму на себя смелость по этому поводу процитировать себя же из старой дискуссии (не пропадать же добру!) – в том, что, как раз, касается милосердия Эру:

«Собственно, размышление одно, и оно очень простое. Любая (практически) религия неизбежно очеловечивает бога (богов). Иначе в него (в них) трудно верить, непонятно, зачем возносить молитвы, странно - уповать на помощь, etc. Очеловеченный бог - понятен: он такой же, как мы, только сильнее, добрее, могущественнее, древнее... (вписать недостающее, зачеркнуть ненужное). В «языческих»  верованиях это проявляется отчетливее, в монотеистических - возможно, менее отчетливо; но проявляется везде.
Я это к чему? - я к тому, что бессмысленно говорить о том, что Эру  добр или зол, милосерден или жесток... справедлив или несправедлив, в конце концов. Поскольку мы (это уже другие «мы», не пять лет назад)  в ЧКА исходим из положения «Бог не есть человек». Человеческие понятия к нему неприменимы.
Конечно, можно рассматривать ЧКА с точки зрения христианства: в принципе, что угодно можно рассматривать с любой точки зрения, а тут «затравок» хватает, вроде бы - и аллюзии на Библию, и модифицированные (или не очень) цитаты...  Но можно этого не делать, и даже лучше бы не делать. Потому что иным является базовое положение: Творец _не_ человечен. Это не очень могущественный человек, способный творить мир и живые существа:  Он попросту _не_ человек. 
(Вот ведь как долго и путано, а, казалось бы, так просто...)
Как только мы начинаем рассуждать о Едином любящем или ненавидящем, справедливом или несправедливом, милосердном или гневающемся, мы вступаем в область человеческих представлений о Творце. В область веры.  И спорить здесь бессмысленно. По крайней мере, я - не хочу. Даже не потому, что доказательств в области веры нет: потому, что очень трудно делать это, не задевая веру.
(Ну, впрочем, о Замысле можно рассуждать и веря в милосердного Творца. Потому что: разве не ведет Замысел ко благу?..)
Я соглашусь: у меня могло не вполне получиться передать эту мысль в тексте. Тяжело потому что. Очень. Я согласна: по временам неизбежно «съезжаешь» не человеческое восприятие. Потому что по-другому - трудно. И почти невозможно - посмотреть на мир глазами Творца-не-человека. И очень трудно понять Стихии и Силы. Наверное, потому, что в какой-то мере и для меня понять = стать. Хотя бы - ненадолго, на долю секунды.»

Ну, традиционно: я это к чему? Я это к тому, что мы опять упорно пытаемся говорить о милосердии Эру. А милосердие (милость сердца?) – человеческая категория. Когда мы говорим о том, что Эру волен в Своем творении, как писатель или художник волен обращаться с созданной им книгой или картиной по своему усмотрению, мы рассматриваем Эру не как человека; но тут же мы пытаемся говорить о Его милосердии, о том, что Он на что-то надеялся, etc. Художник может сочувствовать картине? Проявлять по-отношению к ней милосердие и жестокость – в той же мере, в которой проявляет их в отношении себе подобных? Гоголь, сжигая вторую часть «Мертвых душ», был, возможно, жесток по отношению к себе самому, но не к рукописи. Соотношение Художника и Картины, Писателя и Книги – грубо, но наиболее верно; и тогда нелепо вопрошать, как милосердный, всеблагой, милостивый Эру мог потопить Нуменор. Художник исправил не понравившийся ему элемент картины. Писатель переписал заново абзац, который его не устраивал – или вовсе его вычеркнул.

И вот еще нашла рассуждения об умалении силы Валар.

«Два вопроса. В топик?Улыбка - Щекн, хао Илумагмо
"Но работать без подручных
Толи грустно, толи скучно..."
(Высоцкий)

1) Зачем Эру создал Айнур?
1а) - Что мешало ему непосредственно и сразу сотворить не болванку-заготовку и толпу   проектировщиков-строителей, а сразу готовенькую неискаженную Арду со всеми Детьми:   растущими, бегающими, говорящими (олвар, келвар, квенди-атани и пр.)? Или тут сам процессс   важнее результата? (Как говаривали оппортунисты:"Цель -ничто, движение - всё"?)

1б) Куда делись и чем заняты прочие айнур, не вошедшие в Арду? (А таких, вроде, большинство,   хотя - вроде же - не самых " сильных"... "Мелкие, но много"?).   Участвовали ли эти, не вошедшие Айнур в Музыке? (Слушатели?). Если да, то как же без их партий?

2) Мелькор умалился. (Манве и К, видимо, тоже).   А Эру? (Пантеизм)
В письмах Толкина достаточно подробно развивается идея, что создавая другие существа - по   крайней мере, одушевленные, обладающие какой-то душой и свободой воли, "подручных", Мелькор   "умаляется", как бы постепенно расходует себя, теряет силу, превращается - как я пытаюсь это   себе представить - в сумму этих "подручных", суб-существ, суб-тварей. ("Он расточился" - где-то на   АнК есть точная цитата, сразу не найдуУлыбка...)
Похоже, что это же происходит со всеми Валар - потому-то, похоже, они все меньше вмешиваются в   жизнь Арды как цельные личности, постепенно - можно _предположить_! - как бы растворяются в   соответствующих стихиях (т.е., скажем, Ауле в 4-эпохе - это гномы + горы + камни +....)...
А происходит ли это с Эру? Как первичный творец он должен бы "расточиться" более всех... -   потому его и не видно в Арде непосредственно? Тогда получается, что Эру, когда-то бывший   единым, сперва - совокупность всех Айну, а потом, по мере их "диссипации", постепенно и   становится той Ардой, которая есть, пронизывая и одушевляя её... Т.е. куда ни взгляни - везде   увидишь Его (как голос Ульмо звучит в каждом ручье и, видимо, водопроводном кране тож).
Однак что получается: чистой водыУлыбка пантеизм... или близкая к нему схема Творения типа   древнеиндуистской, ведической: всё сущее создано из частей космического пра-человека, Пуруши....
Хм... (Чешет за ухом. Задней лапойУлыбка...)
Куда это меня опять занесло?...
Хм...

«Под знаком IMHO Улыбка – (это уже я)

1) Зачем Эру создал Айнур?
1а) «Мы были... нет, не орудиями Его: мы были нужны Ему, чтобы ощущать вкус, осязать, видеть, вдыхать, осознавать мир. Один мир: тот, для которого мы сами плели и пели гобелен Судьбы в Великой Музыке Айнулиндалэ...»
А еще, может быть, Эру было интересно, какие вариации в общей теме могут создать порождения Его мысли.
1б) Есть вероятность того, что Эру продолжает творить, и что прочие Айнур предназначены для других миров, как  Четырнадцать - для Арды. Не знаю, принимали ли они участие в Музыке: возможно, да - но вели Музыку, опять же, Четырнадцать.

2) Мелькор умалился. (Манве и К, видимо, тоже).   А Эру? (Пантеизм)
Это очень красивая теория, правда. Но.
- Для того, чтобы ее принять, нужно принять и то, что сила Эру конечна; а этого мы не знаем.
- Айнур - часть разума Эру; драконы, тролли, кэлвар и олвар, гномы - _создаются_ Валар: тут есть разница. Валар, собравшиеся в Маханаксар в _единый_ круг  - это Единый для Арды. А, собрав воедино всех кэлвар и олвар, Йаванну не получишь : ))) Это не возражение, просто пытаюсь указать на различия.
- Валар-Стихиям нет нужды в стихиях растворяться: Валар _являются_ стихиями.
- Впрямую Валар вмешиваются  в жизнь Арды только до появления Детей - что логично; исключение - Война Могуществ, но то вещь глобальная и сражение, опять же, между Валар. В Войне Гнева Валар уже не участвуют (прямых указаний у JRRT нет, но, судя по всему, это действительно так) - нет смысла: Мелькор утратил бОльшую часть своей силы, его воинство, в основном - смертно. При таких «раскладах» вполне хватит Валинора (в смысле, народа Валар), людей и эльфов, это столкновение не стихий, но армий. На этом Валар и успокоились, разобравшись с тем, кто «принадлежит к их Ордену»; то есть, Валар-Стихии остаются стихиями, Закон, Память, Исцеление, Видения остаются сами собой и никуда не деваются, но в облике, подобном облику Детей, они уже не являются вне Валинора (в смысле, земли Валар). Следующий момент вмешательства - гибель Нуменорэ; но тут Валар отказываются от власти решать и судить, тут действует Эру. Что, впрочем, отдельная тема. К чему я это все? - к тому, что, после изгнания Мелькора, Валар нет противников в мире, им не с кем воевать, их непосредственное вмешательство смотрелось бы... ну, как тот самый удар полотенцем по комару.
- Не все Валар являются Стихиями. Ну, Йаванна, Ауле, Ульмо, Манве - я понимаю. А что прикажете делать с теплой компанией Феантури и сопутствующими им дамами? Или с Тулкасом? Я вот опять «упрусь» в столь любимого нами Намо: он есть Закон, данный Единым, Закон воплощенный. Ежели он, скажем, растворится в законе/законах Детей, то все законы должны будут стать отражениями Единого Закона: оно так? И (чувствую, что меня сейчас занесет не туда), если оно так, то каждая религия будет являться отражением Истинной Веры. Ну, кристалл один, а граней много...
И любая война суть «проекция» Тулкаса. Или любой воин.
(Чешет за ухом) Тоже красивая теория... Неправильно оно, мнится мне, но - красиво...»
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #67 - 12/09/01 :: 5:19am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27684
*
 
Все зависит от точки зрения. Потому что есть вариант:
"И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
"И сказал Господь сатане..."
И далее по тексту: Иов, 1:6-12.
Я, например, осталась в некотором недоумении: что, неужели такой вариант никому не понравился?
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #68 - 12/09/01 :: 2:22pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
*** Можно при желании найти цитату, в которой излагается, что было бы со Смертным, живи он в Валиноре, но тут мне придется просить помощи у тех, у кого под рукой есть первоисточники: сама не могу вспомнить, честно говоря.

А вот оно.Улыбка Прошу прощения за длинную цитату, но тут придется привести целиком:

"Не ступала в Амане нога человека, по крайней мере, никто еще не возвращался оттуда; ибо Валар запретили это. Почему? Нуменорцам они говорили, что сделали это по причине запрета Эру на допуск Людей в Благословенное Королевство; и объявили также Стихии, что люди там будут не благословлены (как они сами себе представляли), но прокляты и "сгорят, как мотылек в пламени",

Мы можем лишь догадываться, что стоит за этими словами. Тем не менее, вопрос можно рассмотреть следующим образом. Не только Эру запрещал Валар такие попытки они не могли изменить природу Детей, "рок", назначенный им Эру, в который входит и скорость их роста (соотнесенная со всей жизнью Арды), и продолжительность жизни. Даже Эльдар в этом отношении остались прежними. Давайте предположим, что Валар допустили в Аман нескольких Атани, и там были рождены "смертные" дети, так же, как дети Эльдар. Тогда, хоть и находясь в Амане, смертный ребенок все равно достигнет зрелости приблизительно за двадцать Солнечных лет, и естественная продолжительность его жизни, период связанных вместе Hro"a и fёa, составит не больше, чем, скажем, сто лет. Никак не больше, несмотря на то, что он не будет испытывать ни болезней, ни тревог - ведь в Амане нет никакого зла. (Если только люди не принесут зло с собой, - а почему нет? Даже с Эльдар в Благословенное Королевство пришла частица Тени над Ардой, под которой они появились).

Но в Амане такое создание будет чем-то преходящим, самым мимолетным из всех живых существ. Ибо вся его жизнь продлится чуть больше полугода, и в то время как другие будут казаться ему неизменными, остающимися в жизни и радости с надеждой на бесчисленные незамутненные годы, он вырастет и уйдет - подобно тому, как на Земле трава поднимается по весне и жухнет в предзимье. И тогда он наполнится завистью, считая себя жертвой несправедливости, обделенным дарами, предоставленными всем остальным. Он не будет ценить то, что имеет, чувствуя себя среди самых низших существ. Скоро такой человек начнет презирать свой род и ненавидеть тех, кому дано больше. Никогда не покинет его страх своей быстрой смертности, своего жребия на Земле, в Арде Искаженной, но будет лежать на душе невыносимым бременем.

Любой может спросить: почему в Амане ему не будет дано благословение долгой жизни, как оно было дано Эльдар? На это должно ответить. Натура Эльдар отлична от человеческой. Эльфийское fёa обречено сопровождать этот мир до конца, а эльфийское Hro"a - нестареющее изначально. Так что fёa, в союзе с поддерживающим его и неустающим от земных радостей Hro"a, будет продолжать свое существование [sic!] . Многие Эльдар действительно сомневаются в том, что на них лежит какое-то особое благословение, кроме допуска их в Аман. Ибо они считают, что в возрастающей усталости их Hro"ar (в отличие от fёar - процесс, который не был заметен до поздних Эпох) виновато Искажение Арды, приход Тени и порча Мелкора, которая осквернила материю (hro"a)[8] Арды, если только не всего Эа. Так что в Амане эта слабость эльфийских Hro"ar попросту не развивалась в тамошнем здоровье и Свете Древ.

Но давайте предположим, что "благословение Амана" дано Людям*18. Что тогда? Будет ли это добром для них? Их тела все также будут быстро вырастать. Человек мог бы родиться и стать взрослым за одну седьмую часть года - за это время в Амане выводится и улетает из гнезда птица. Но затем птица не сгорит и не состарится, а будет жить, и радоваться этой жизни. А что с fёa этого человека? Его природу и судьбу не может изменить ни блаженство Амана, ни воля самого Манвэ. Эльдар говорят, что судьба людских fёar в руках Эру, и они должны не быть с Ардой, а оставить ее и уйти, возможно, обратно к Единому - уже для другого жребия, за пределами знаний и догадок Эльдар.

Очень скоро fёa и Hro"a Человека в Амане потеряют покой, разъединятся и станут противниками к великой боли обоих. Hro"a, наслаждаясь своей энергией и радостями жизни, будет цепляться за fёa - в страхе смерти; и против смерти Hro"a взбунтуется, подобно большому животному, убегающему от охотника, или в ярости оборачивающемуся против него. Но fёa будет, как бы пленена, все более и более уставая от наслаждений Hro"a, пока они не станут ей отвратительны, а затем даже то, что она еще получала через Hro"a и свои чувства, потеряет для нее всякое значение. Человек будет не благословлен, а проклят, а сам проклянет Валар, Аман и всю Арду. Он не покинет Аман по своей воле, ибо это будет означать быструю смерть, и ему придется продолжать мучить себя. Но к чему он придет, оставшись в Амане[9] до тех пор, пока Арда не переполнится и он не найдет покоя? Hro"a полностью подчинит себе fёa, и Человек превратится в зверя с мучающейся личностью внутри. Если fёa была сильной, она покинет Hro"a. Тогда случится одно из двух: либо все закончится ненавистью и жестокостью, Hro"a расколется и умрет во внезапной агонии, либо fёa с отвращением и без сожаления покинет Hro"a. А оно будет жить, безмозглое тело, настоящая работа Мелкора в сердце Амана, даже не зверь, а чудовище, которое сами Валар будут принуждены уничтожить.

Но все это лишь умствования и вопросы вроде "что, если...", ибо Эру и Валар под Его властью не дозволили Людям (таким, какие они есть)[10] обитать в Амане. Но, по крайней мере, уже можно видеть, что и там Люди не избегнут страха смерти, но будут гораздо больше и дольше подвержены ему. И более того, очень возможно, что смерть, со всем своим страданием и ужасом, вместе с Людьми войдет в сам Аман".

(Myth Transformed)


 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #69 - 12/09/01 :: 2:23pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
*** Я вот опять «упрусь» в столь любимого нами Намо: он есть Закон, данный Единым, Закон воплощенный. Ежели он, скажем, растворится в законе/законах Детей, то все законы должны будут стать отражениями Единого Закона: оно так? И (чувствую, что меня сейчас занесет не туда), если оно так, то каждая религия будет являться отражением Истинной Веры. Ну, кристалл один, а граней много...

Yes! То есть так ведь оно и есть, собственно говоря. А как иначе? Не может быть веры "правильной" или "неправильной".Подмигивание
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #70 - 12/09/01 :: 2:45pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Кстати, возвращаясь к первоначальному вопросу Антона о том, почему валар отгородились от мира. В тех самых Преображенных мифах, которые содержат наиболее поздние, во многом пересмотренные точки зрения Толкиена по многим вопросам, высказывается в том числе мысль о том, что сам по себе уход валар из мира не был таким уж благом:

"Последним начинанием такого рода, предпринятым Валар, стало возведение Пелори. Это было не добром, но отражением действий Моргота. Элемент эгоизма присутствовал в стремлении сохранить благословенность Амана для того, чтобы обитать там самим".
(интересно, кстати, что здесь Толкиен фактиески возвращается к самым ранним версиям - потому что примерно такая же оценка содержится в Лостах, но затем в последующих текстах бесследно исчезает)

И далее:

"Валар были похожи на архитекторов, работающих по плану, "спущенному" из правительства. Они становились все менее значимыми (но лишь структурно!) по мере воплощения плана. Уже в Первую Эпоху мы видим их после бессчетных тысячелетий труда, близкими к концу своей работы - но не своей мудрости. Чем мудрее они становились, тем меньше у них оставалось сил на то, чтобы сделать что-либо, кроме доброго совета."
(это уже к вопросу об умалении валар)

 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #71 - 12/09/01 :: 3:06pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Элхэ (и по поводу старой реплики Щекна): я думаю, речь должна идти не о растворении Эру/Валар/Стихий и т.д., а о сознательном_делегировании_части_полномочий - в данном случае Эру сознательно передает часть своих полномочий валар, а валар соответственно - Детям Единого. Эта сознательная передача вольно или невольно закрепляется в виде нового перераспределения функций. Является ли таким образом Эру, добровольно лишившийся части своих полномочий, после этого Всемогущим? Мне кажется, что нет - ибо нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

Вообще мне все время вспоминается - был в девятнадцатом веке такой поэт-декабрист Александр Барятинский, и написал он такую "Атеистическую поэму" на французском языке. "Атеистическая" - это конечно же достаточно условно, ибо полных атеистов в то время не существовало. Но там есть такая цитата (примерно):
"Если ты всеблаг, то ты не всемогущ,
Но если всемогущ, то не всеблаг"
Я это к чему? К тому, что сколько я наблюдаю в сети подобных дискуссий (а они периодически вспыхивают с теми или иными вариациями), еще ни одному из участников дискуссии не удалось совместить эти две категории: ну никак не выходит бог (в данном случае конкретно Эру - поясню: я не считаю, что Арда=Земля, но считаю в данном случае, что этическая модель мира едина, или во всяком случае очень похожа для того, чтобы мы могли строить достаточно обоснованные аналогии) одновременно всеблагим и всемогущим; попытка доказательства любой из позиций неизбежно приводит к логическим сбоям (причем что интересно, эти логические сбои очевидны только для оппонента). В принципе какой отсюда может быть вывод? Только один: мы пытаемся спорить в области веры, которая в принципе не поддается логичеким доказательствам. Более того - мы пытаемся спорить в области непредставимого - ибо при всем своем желании не в состоянии представить себе Бога. Любые подобные дискуссии помогают участникам лучше узнать друг друга (разумеется, если они ведутся без взаимной агрессии и обвинений - к счастью, как в данном случае пока), но ни на шаг не помогают приблизиться к постижению поставленного вопроса.Подмигивание
А вот что еще более интересно: исходя из совершенно разных посылок в области веры, все участники дискуссии по-видимому, исходят из единой (или достаточно похожей) этической системы (в противном случае не возникла бы сама дилемма о "милосердном боге", к примеру). Какое же соотношение между верой и нравственным законом?
Но это уже тема для совсем другого треда и, собственно говоря, для другой папки.Подмигивание

Еще коротко. Я исходила из позиции, что Эру всеблаг. При этом лично_я не считаю ни затопление Нуменора, ни выбрасывание Мелькора за Грань мира ни благом, ни вообще адекватным решением проблемы.
Вот такой логический сбой, если угодно.Подмигивание

Возвращаясь к собственно первоначальной теме треда - по поводу валар. А вот кто мне объяснит, почему именно 8 варар (то есть первоначально девять) стали Аратар? Говорится о том, что они были наиболее могущественными - а в чем именно проявлось их наибольшее могущество по сравнению с остальными? (почему, скуажем, Оромэ более могущественен чем Вайрэ, хотя вроде бы навскидку функции у Вайрэ кажутся лично мне более ответственными, что ли?) В чем принципиальные отличия именно этих 8 от остальных валар?
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #72 - 12/10/01 :: 6:16pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27684
*
 
"Валар были похожи на архитекторов, работающих по плану, "спущенному" из правительства. Они становились все менее значимыми (но лишь структурно!) по мере воплощения плана. Уже в Первую Эпоху мы видим их после бессчетных тысячелетий труда, близкими к концу своей работы - но не своей мудрости. Чем мудрее они становились, тем меньше у них оставалось сил на то, чтобы сделать что-либо, кроме доброго совета."
- Тут вот еще какой момент: совершенно необязательно, что умаляется сила Валар. Просто мир уже создан, все творения в нем – на своих местах. Создавать больше нечего – остается советовать. Создан единый живой организм; плох ли он в каких-то частях своих, хорош ли – но он живой.  Любое активное вмешательство Валар будет вмешательством хирурга; они предпочитают быть терапевтами…
Хотя, разумеется, концепция «делегирования полномочий» тоже красива – и возможна.

«Еще коротко. Я исходила из позиции, что Эру всеблаг. При этом лично_я не считаю ни затопление Нуменора, ни выбрасывание Мелькора за Грань мира ни благом, ни вообще адекватным решением проблемы.»
- Тут вариант тот, что в некоем отдаленном (возможно – удаленном непредставимо) будущем и эти решения (сиюминутно являющиеся… скажем, не-благом) приведут к благу. А вот почему этот вариант нам не нравится, я, пожалуй, возьмусь сказать. Потому, например, что мы здесь, в этой стране, с подобным подходом дело имели неоднократно и знаем, чем оно заканчивается, как правило…

 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #73 - 12/10/01 :: 6:17pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27684
*
 
Итак, Аратар – это Манве, Варда, Ульмо, Йаванна, Ауле, Намо, Ниенна, Ороме.
(Попутный вопрос: есть ли другие варианты состава восьмерки Аратар, кроме этого?)

Предупреждаю: я сейчас буду отталкиваться не только от первоисточников, но и от собственных представлений/текстов, так что не торопитесь говорить «этого нет в первоисточнике», ОК?
- Манве, Ульмо, Ауле, Йаванна – Стихии (помимо того, что Манве – еще и Король Мира): соответственно, Воздух, Вода, Огонь + материя, то самое «плоть Арды» (такое своеобразное сочетание стихии Огня и Земли, если идти по западной «раскладке» стихий), Жизнь/Живое (в восточных «раскладках» стихий Йаванне, вероятно, соответствовало бы Дерево).
- Варда – «координатор», ей известен «генеральный план строительства», ее дело – следить за тем,чтобы остальные следовали этому плану.
- Ороме – «корректор»; в том случае, когда в посторойке появляются непредусмотренные генеральным планом или попросту мешающие друг другу элементы, он устраняет это несоответствие (не думаете же вы всерьез,что вся деятельность Ороме сводится к тому, чтобы ездить на коне по лесам и на зверюшек охотиться?).
- Намо – Закон; об этом я, кажется, уже достаточно говорила.
Страннее всего в этой компании мне смотрится Ниенна, честно говоря. Одинокая видит нереализованные возможности, она «оплакивает» то, чего уже никогда не будет.

С другой стороны – а кто вместо? Кто остается?
- Ирмо – это Предвиденье, Сон, Исцеление.
- Эстэ - это тоже Исцеление и Покой, но я бы советовала обратить внимание на эпитет, к ней прилагаемый, кажется, в LT: «бледная Эстэ». Вечный Покой?..
- Вайрэ – условно говоря, Память (я ниже поясню свои представления о Феантури и Вайрэ).
- Нэсса и Вана: эта парочка своеобразна. Нэсса и Вана словно бы «выросли» из «детей Валар» - майяр; и дело даже не в том, что их функции четко не определены («богиня весны и юности» выглядит хорошо для какого-нибудь созданного людьми пантеона богов, но вот с точки зрения Сил Мира…) - они являются «подчиненными», в первую очередь, по отношению к Йаванне. Чем они «лучше» тех же Оссе и Уинен, я, например, не вижу. Как Оссе и Уинен – это Шторм и Штиль (условно говоря), продолжение Ульмо, так Вана и Нэсса – это что-то вроде Флоры и Фауны, продолжений Йаванны.
- Тулкас. Тулкас, как уже было говорено – это не Стихия и не Сила (как бы забавно применительно к Тулкасу это не звучало); это Задача. Одна и вполне определенная. Ему после I Эпохи и вплоть до гипотетической Дагор Дагорат вообще в Арде делать нечего – разумеется, если мы не возводим его в ранг «бога войны», что тоже – «человеческое, слишком человеческое»… Впрочем, в имеющихся текстах о Дагор Дагорат он как раз и не выступает в качестве противника, хм, Моргота: эта функция отводится либо «Фионве, сыну Манве» (читай: Эонве, глашатаю Манве), либо и вовсе Турину.

Аратар, в некотором роде – это четыре Стихии и четыре Силы (по той приблизительной терминологии, которую я давала раньше). И все-таки Ниенна в этом ряду явно лишняя – хотя тот же Ирмо на ее месте смотрелся бы не менее нелогично. Причем внешне все смотрится довольно уравновешенно, согласитесь: четыре Стихии – четыре Силы; четверо мужчин – четверо женщин…
Кстати - уточненная формулировка по Феантури и Вайрэ:
Намо видит то, что должно быть;
Ирмо – то, что может быть;
Вайрэ – то, что есть;
Ниенна – то, чего уже никогда не будет.
Почему нелогично смотрелся бы Ирмо? – каждый из Аратар, за исключением той же Ниенны – это некая данность. Стабильность. А Ирмо – воплощенное «может быть» (а Ниенна – «уже не может быть»). С этой точки зрения – да, верно, Вайрэ подходила бы больше; но это – если мы берем в качестве критерия стабильность. Вайрэ – это постоянное «сейчас», ее гобелены – сохраненное в вечности «сейчас», каждый момент настоящего.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #74 - 12/10/01 :: 7:23pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 

Цитата:
Итак, Аратар – это Манве, Варда, Ульмо, Йаванна, Ауле, Намо, Ниенна, Ороме.
(Попутный вопрос: есть ли другие варианты состава восьмерки Аратар, кроме этого?)


Мне пока случайно попалось только вот это (это из комментариев к позднему "Сильму" в 11 томе, кажется):

At the  end of  the account  of the  Valar and  Valier appears  the name and  conception of  the Aratar,  the High  Ones of  Arda, of  whom there
are  eight  after  the  removal  of  Melkor.  This  contrasts  with  the  conception  of 'the  Seven Great  Ones of  the Realm  of Arda'  (p. 147,  $10a),   among   whom   Melkor   is   numbered,   but  not   Orome,  nor Mandos.                                                         
"В конце перечисления валар и валиэ появляется имя и концепция Аратар, Наивысших в Арде, которых стало восемь после исключения Мелькора. Это противоречит концепции Семи Величайших в Королевстве Арда (п.147, 10а), среди которых Мелькор поименован, зато нет ни Оромэ, ни Мандоса"

А вообще с валар и их хм... семейным положением, дикая путаница.Улыбка Даже если оставить в покое Лосты (в которых вообще можно вычитать много всего интересного), то вот что мы читаем уж в четвертом томе ("Ранние Анналы Валинора"):

"В начале был Илуватар, "Отец Всего Сущего", и сотворил он Мир и Валар, что означает "Стихии". Было их девять: Манвэ, Улмо, Аулэ, Оромэ, Тулкас, Оссэ, Мандос, Лориэн и Мэлко. Самыми могущеcтвенными были Манвэ и Мэлко, и были они братьями; но Манвэ стал властителем Валар и он священен, а в Мэлко взыграли вожделение и гордыня и обратился он к насилию и злу, за что имя его было забыто и не произносится ныне, но зовут его - Моргот. Супругами Валар были Варда и Йаванна, сестра её; сестра Оромэ Нэсса - жена Тулкаса; Уинэн, Владычица Морей; Ниэнна, сестра Манвэ и Мэлко; и Эстэ. Улмо и Мэлко жён не имели"
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 6