Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Владислав Крапивин (Прочитано 3887 раз)
10/17/18 :: 5:33pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 817
*****
 
Искал тему об его творчестве, но не нашел. А здесь хочу просто выложить ссылку на сайт с текстами о его творчестве: https://godliteratury.ru/projects/deti-zheltoy-polyany-vladislavu-krapiv. Потому что для меня он оказался одним из программных авторов. Для меня рядом стоят три имени -- Толкиен, Крапивин и Карсак.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #1 - 10/18/18 :: 12:06am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3516
*****
 
А мне он не зашел от слова совсем. Хотя мне его пихали усердно) Правда, в приличном возрасте) Впрочем, боюсь (я ж честно прочел повесть или даже две) мне б и в детстве не покатило - никогда не любила про детей и их приключения и превозмогания))))
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #2 - 10/18/18 :: 12:21am

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 817
*****
 
Ириш, наверно, это личный ассоциативный ряд так работает. Потому что я, например, помню, что мне отозвалось тогда в детстве - не столько мечты о дальних странах (они были далеко не только у Крапивина), сколько мотив, что тот, кто старше и выше по статусу, не всегда прав, и нет ничего неестественного в том, чтобы отстаивать перед ним свою правоту и не смотреть на него снизу вверх. В общем, мне у Крапивина отозвалось практически все, от грез о дальних странствиях до абсолютного отторжения телесных наказаний. (Собственно, единственное, чем я отличался от героев Крапивина -- это тем, что они в отличие от меня вполне спортивны).
И кстати, может быть, что градация такая -- Крапивина любят те, кто испытывает потребность, чтобы их мечты и фантазии разделял хоть кто-то рядом.
« Последняя редакция: 10/18/18 :: 3:38pm от Luz-das-Estrelas »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #3 - 10/19/18 :: 1:05am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3516
*****
 
Леш, наверное)
Хех, мне и так в голову не приходило никогда на кого-то смотреть снизу вверх, а со взрослыми мне было комфортнее, чем с детьми)))) ну если взрослые не совсем упоротые (но о же и о детях, среди детей изредка попадались адекватные)))).
А насчет потребности, чтобы разделить с кем-то - а то)))) Но вот для этого у меня никогда коллектив не подходил, достаточно было одного, максимум двух конфидентов) А чтоб прямо коллектив - я уже в детстве понимала, что это из области фантастики... Может, потому еще мне книги крапивина казались... надуманными. Типа сказок, но сказки на то и сказки, а у него - про пионЭров, типа как бы реальных детей - а это анриал))))
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #4 - 10/19/18 :: 1:14am

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 817
*****
 
Ириш, а я скорее всего просто верил, что где-то такое (сообщество с настоящей дружбой) бывает Улыбка. И может, я о нем мечтал тем больше, чем больше я испытывал трудностей в соответствующем возрасте. В общем, наверно, это особенности личного восприятия.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #5 - 10/19/18 :: 4:09am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3516
*****
 
Леш, вера дело такое... Я на продвинутом этапе предпочла(и смогла) поверить в Бога)))))
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #6 - 10/19/18 :: 1:43pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 817
*****
 
Просто я всегда думал -- если есть один-два человека, с которыми можно разделять мечты и фантазии, то их может быть и больше. В конечном счете у меня был еще и опыт ФМШ, который это вполне подтверждал.
« Последняя редакция: 10/19/18 :: 6:32pm от Luz-das-Estrelas »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #7 - 10/20/18 :: 1:25am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3516
*****
 
Я всегда предпочитала одного-двух _реально_ ближних, чем пионэротряд... Ну, плохо у меня с миссионерством)))))
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #8 - 10/20/18 :: 1:56am

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 817
*****
 
Ириш, а мне хотелось, чтобы было много. Так же, как хочется много слушателей на докладах. Но это тоже - особенность восприятия.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #9 - 10/20/18 :: 2:05am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3516
*****
 
Леш, мне тоже хотелось бы чтобы вокруг было побольше вменяемых и креативных) Просто экологически)))) *по ходу, я непрочь, чтоб мои картины покупали сотни, а не десятки (но это уже такое, деловое))))). Но толпы аки секта/тусовочка мне никогда не хотелось - хотя возможности сколотить кодлу были)))) Но да, доклады дело такое, это тоже чисто деловое, как и вернисаж, и тут неладно, когда слушают полторы калеки))) Но тут уже и речь не о мечтах и поделиться сокровенным))))
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #10 - 08/29/20 :: 2:37pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 817
*****
 
И недавнее интервью Крапивина: http://ug.ru/archive/84523.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #11 - 09/01/20 :: 1:48pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 817
*****
 
А сегодня его путь завершился. Вечная память.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #12 - 09/09/22 :: 1:13am

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 817
*****
 
Любопытный анализ книг Крапивина, нашел здесь: https://pikabu.ru/story/knigi_vladislava_krapivina_ya_prochital_ikh_vsepraktiche....

Книги Владислава Крапивина. Я прочитал их все (практически) и вот что я хотел о них сказать. Часть I (из 5, наверное)

Введение.

Короче, в комментариях к одному из постов я в очередной раз выпендривался тем, что прочёл всего Крапивина в рамках собственного марафона. Да, все романы, повести и сборники рассказов (ещё раз похвастать этим фактом — check!). И довыпендривался: меня попросили поведать, как и что там творится. Поэтому я решил написать крайне субъективный гид по автору. Это всего лишь первая часть. Остальные буду выкладывать по мере написания. Внимание, много текста.

Часть нулевая.

Где читателям предстоит узнать про мои личные отношения с автором и причины марафона. Если не хочется читать, можно пропустить.

Начну с того, что Крапивин — один из моих любимых авторов. Начал читать его ещё в детстве, лет этак в семь. И первой книгой стала... Кажется, это был «Портфель капитана Румба», который я начал читал в журнальном варианте. Финал истории Гвоздика я узнал только через 30 с лишним лет. А может, это была «Тень Каравеллы». Или «Дети Синего Фламинго» — первая моя книга про «попаданцев»? Короче, не помню. Но зато у меня навсегда в душе поселилась тяга к дружбе, мальчишескому миру и детскому пониманию справедливости, певцом которых был Владислав Крапивин. А еще то, что я называю «Фантомной ностальгией». Со мной никогда не происходили события из книг, у меня не было настоящих друзей, я не отстаивал справедливость и не сражался с хулиганами, пришельцами и бюрократами. Но я вспоминаю их как произошедшие со мной лично. Настолько мне хотелось оказаться на месте героев. Чтобы так же сидеть вечером у кого-то в гостях и знать, что завтра ещё будет новый день, полный приключений и открытий.

Но, увы, никто не вечен, даже автор твоих любимых книг. Это произошло в прошлом году. Если быть откровенным, я давно не следил за его книгами, живя только воспоминаниями. Да и боялся трогать свою хрустальную ностальгию жирными пальцами реальности, вдруг разочаруюсь. Но на этот раз решился: открыл библиографию и пошёл планомерно читать. Оказалось, что я не читал процентов 70 его книг. После этого марафона многое стало для меня более очевидным. Автор начал раскрываться с новой стороны. Нет, в книгах по-прежнему полно тех чувств, которые я черпал будучи ребёнком, но теперь я замечаю совершенно другие нотки. Оказалось, что даже взрослый человек, сможет найти в этих книгах что-то для себя. Пусть это будет даже «фантомная ностальгия», как в моём случае.

Часть первая:

В которой автор решил рассказать свою методику классификации произведений, хотя его об этом никто и не просил.

Каждый любитель Крапивина, назовет основной цикл автора — «Великий Кристалл». Это такой массивный пласт творчества, который набрал гравитацию и начал втягивать в себя остальные произведения. Следы его воздействия встречаются часто: отсылки, намёки, пасхалки. Вторым в списке, возможно, станет автобиографический «Мемуарный». Скорее всего, вспомнят «Безлюдные пространства». Но, я бы выделил ещё несколько циклов, которые, на мой взгляд, помогают лучше структурировать сюжеты. Может быть, даже помогут выбрать нужную книгу — найти похожие по атмосфере, по духу и так далее. Вот, например:

«Хорошее место» — рассказы позднего  Крапивина о том, как герои находят убежище от реальности (не только безлюдные пространства, но и всяческие Города, задворки Института, новые миры) и начинают его отстаивать\осваивать\просто наслаждаются жизнью.

«Мемуары» (не путать с официальным «Мемуарным») — все книги, действие которых происходит где-то в послевоенные годы. Подобные истории обычно наполнены ностальгией по тем временам: деревянные тротуары, очереди к водокачке, огонь в печурке.

«Сказки» — откровенно детские истории, происходящие в мирах со сказочными деталями. Обычно всё происходящее в них намеренно наивно и с точки зрения  взрослого душного человека (то есть меня) в них много абсурда и логических провалов. Однако под этой розовой с блёстками пеленой, встречаются и серьёзные мысли.

«Быт» — Всё то, что происходит в «условно» нашем мире, с обычными детьми, без примеси фантастики и сказки.

«Грань Кристалла» — всё то, что происходит не в нашем мире. Я особо помечаю цикл «Великий Кристалл», который объединён общими героями и деталями. Но встречаются у Крапивина истории, которые происходит в мирах отличающихся в деталях от нашего. Вроде автомата Б-2, кочующего из книги в книгу. Есть в них свой Кавказ и Украина, носящие различные имена. С первого взгляда этот цикл похоже на «Быт», но более жестокий И главное — нет чёткой связи с Великим Кристаллом. Так, намёки и пасхалки.

Теперь переходим к периодам творчества. О, на мой взгляд, это самое важное. Время, в которое была написана та или иная книга. В принципе, по нему можно довольно легко предсказать, какая будет в книге атмосфера, дух и сюжет. Понятно, что это не идеальный индикатор — скорее сборник указаний, а не чёткая рекомендация. Но, знание периодов может сильно помочь с выбором книги.

I Этап. «Проба пера». С 1950-тых годов и до конца семидесятых. Автор начинает свой творческий путь. Только пробует силы и проверяет границы дозволенного. Всё просто и понятно: «Пионеры дружно в ряд». В основном рассказы, но как венец — несколько повестей. Чем ближе к концу, тем более сложные проблемы и яркие герои. Оптимизм.

II Этап «Золотая эпоха». С конца семидесятых до начала девяностых. Это «тот самый Командор». Полным ключом бьёт романтика мальчишеской дружбы, остро встают проблемы детства, со страниц сходят яркие герои. Здесь царствует цикл «Быт», но это даже прекрасно. Именно из этих книг я почерпнул много уроков для себя как для ребёнка, так и для себя как отца. Да, в этих историях всё ещё сильна роль партии и вертикали власти социализма. Но уже не так, как на первом этапе. Командор потихоньку переходит к «пионерия не оправдала» и «детям нужны свои объединения, права и достоинство». Чем ближе к концу, тем громче звучат требования автора. Оптимизм с нотками тревоги и требований.

III Этап SNAFU. Девяностые и дальше. Самый неоднородный и при этом самый плодотворный (практически все романы написаны именно на этом этапе) период творчества. Тут уже можно проследить всю боль автора. Разрушение его личной системы мира, полный раздрай в душе, непонимание, что делать дальше. Дети, которых он так превозносил, вдруг оказались никому не нужны. Родители заняты поиском средств к выживанию, государство — своими проблемами, детские организации — попытками не закрыться. Автор ушёл практически в полную оборону от ОЗМ (озверелого мира, как позднее скажет один из его героев). И сделал он это в своих маленьких мирках и воспоминаниях. Циклы «Мемуаров» и «Хороших Мест» прут как на дрожжах. Эскапизм с частицами надежды.

Теперь кратко про оценки (напомню про субъективность):

Яркость книги — насколько сильно она запала мне в душу и память. Измеряется от 0 (вообще не помню о чём книга) до 10 (в памяти осталась куча деталей).

Эпичность — то, насколько автор размахнулся в своих фантазиях и глобальности событий. 0 (проблемы бытового уровня) до 10 (решаются судьбы вселенной и заигрывание с эпическими силами).

Возраст — для кого написана эта книга. От 0 (будет интересно исключительно детям) до 10 (только взрослые, дети не поймут большей части). 5 — будет интересно и детям, и взрослым.

Часть третья:

Где топикстартер наконец-то конкретизирует список книг.

Ну и вот, наконец, сами книги. Мой личный топ.

15 которых необходимо прочитать:


1. Болтик (1979 год).

И вот вам первая неожиданность. История, которую обычно вспоминают где-то на третьем плане. Но на мой взгляд, это одна из лучших вещей, чтобы начать чтение. Маленькая, уютная, но содержащая все характерные авторские черты. Да, не все они выражены, есть смазанности, но это замечаешь только на фоне других книг. Это история одного дня из жизни третьеклассника. Очень важного дня. Герою предстоит выступить на концерте, который будет снимать телевиденье (представьте, чем это было в те времена). Ещё ему предстоит совершить подвиг, найти друга, столкнуться с несправедливостью, переступить через свои страхи и многое понять о себе и окружающих. Очень приятный и милый герой плюс непростые события, которые его меняют. За этот день он переживает столько, сколько взрослый может и за год не испытать. И именно в Максиме Крапивин кристаллизует сущность мальчишки, которую будет поддерживать во всем своем творчестве. Именно здесь хорошо видно как создается история о «крапивинском мальчишке». Плюс даже сейчас эта книга ничего не потеряла.

Золотой век, «Быт», Яркость: 10, Эпичность: 1, Взрослость: 3

Почему надо читать: незаслуженно забытая история об одном дне школьника, наполненном приключениями, неудачами, достижениями и осознанием себя.

2. Трое с площади Карронад (1979).

Одна из «золотого фонда» Крапивина. И в своё время эта вещь меня потрясла. История исполнения мечты одного мальчишки. Жил в далёком городке, бредил морем и кораблями, страдал от серости мира вокруг и недостатка друзей. В школе его задирают, дома не всё гладкое. Небольшая отдушина внезапно закрывается. Но всё меняется, как по мановению волшебной палочки — он попадает к морю и встречает НАСТОЯЩЕГО друга. Это как прибытие в рай. И я очень живо примерял все это на себя. Ведь я тоже обитал в подобном сером районе (начало девяностых, вокруг замороженные стройки) и мечтал о друге, который для меня  ночью рванет через весь город. Я видел в Славке Семибратове себя, поэтому проглотил книгу залпом. Герои, поступки, сюжет, переживания и атмосфера самого Города — в ней всё прекрасно. Да еще и совершенно новый способ рассказа, резко отличающийся от прочитанных ранее книг. Никакого сюсюканья и смягчения острых углов. Например, тут есть сцена с угрозой ребенку ружьем, истории про смерть, несправедливость и безразличие взрослых. Когда я читал эту книгу, я чувствовал, что со мной говорят на равных. Рассказывают о сложных вещах, но при этом обещают, что надежда есть всегда. И до сих пор «Трое» греют моё сердце.

Золотой век, «Быт», Яркость: 10, Эпичность: 3, Взрослость: 5

Почему надо читать: одна из самых знаменитых книг автора. История дружбы, детской психологии и мира, в котором они живут. Попадание в рай, изгнание из него и возвращение.

3. Дети Синего Фламинго (1981).

А вот это первая моя история о попаданцах. Появилась еще до того, как это стало мейнстримом. Ребёнок из привычной нам реальности попадает в практически сказочный мир. Ему нарекают Избранным и заставляют спасать социум. Но потом всё идёт не так, как ожидалось, мир оказывается не тем, чем выглядел, а социум не вызывает желания его спасать. Ставим кучу галочек в списке «штампы о попаданцах», да. История выглядит наполненной детской сказочностью. Невидимость, гигантские фламинго, стирание памяти, огромные механизмы в стиле стимпанка. Но в ней скрывается взрослая жёсткость реальности.  Стрельба по детям, горе родителей, потерявших ребёнка, противостояние «правильного порядка» и «настоящего детства», порка детей как основа дисциплины. То, что в детстве заставляло сердце биться сильнее и отзывалось наивной яростью. Это сказка с неожиданными поворотами и переосмыслением тропов. Сейчас книга выглядит побледнее на фоне уже прочитанных историй, но на меня до сих пор действует безотказно.

Золотой век, «Сказки», Яркость: 10, Эпичность: 6, Взрослость: 3

Почему надо читать: сказочная история для детей и взрослых. Прекрасно написанная и поданная.

4. Журавлёнок и Молнии (1983).

Это ещё одна история, которая обычно находится на краю внимания общественности. Она кажется стандартной Крапивинской историей. Просто рассказ о ребёнке с обострённым чувством справедливости. Как завещал его дед: «Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами». И он следует этому завету. Чистый, незамутнённый детский максимализм в концентрированном виде. Сколько уже такого было у автора? Но Журка — один из самых принципиальных Крапивинских героев. И это круто. Словно встретил человека, которым ты хотел бы быть. У него хватает смелости попытаться изменить то, что ему не нравится. Без всяких: «что подумают окружающие?». И на мой взгляд, это одна из самых мощных книг Крапивина. Да, обычный быт детей того времени: знакомства, простые события в школе и дома. Но при этом — сложности с родителями, неоднозначные герои (Капрал, сколотивший банду из подростков, режиссёр, который снял сюжет про пьяниц, ребёнок бросивший камень в стекло — какие они, хорошие, плохие?). Чувствуется, что к моменту написания книги у автора набралось много проблем на разбор и целая картотека неоднозначных героев. Сложность с книгой только в том, что во взрослом возрасте, я понимаю, что «максимализм» — это, конечно, хорошо, но нужны компромиссы. При этом ребёнок внутри меня активно протестует в стиле «что же с нами стало?». А, да, ещё здесь прекрасно описаны проблемы детей. То, какими глобальными могут оказаться для них вещи, кажущиеся нам банальными и неважными.

Золотой век, «Быт», Яркость: 10, Эпичность: 4, Взрослость: 4

Почему надо читать: Одна из сильнейших историй у Крапивина со сложными героями и событиями. Детский максимализм во все края. Если сможете это пережить, то наверняка оцените.

5. Звёзды под дождём (1964).

Совсем маленькая история, которую можно прочитать буквально минут за двадцать. Но она очень показательна для понимания детей и авторских уроков по созданию атмосферы. Всё, что в ней происходит — мальчик, который вдруг сделал чудесное изобретение, путешествует вечером по городу. И это изобретение, с точки зрения взрослого, просто и банально. Всего лишь зонтик с дырочками, проколотыми в виде настоящих созвездий. Для чего? Ну, для того чтобы во время дождя можно было поднять глаза и увидеть звёзды, естественно. С подобным открытием он ездит вечером по городу, предлагая попутчикам взглянуть на это чудо. Ещё здесь есть несколько персонажей с узнаваемыми типажами — скандальная бабка, «правильный» военный, весёлая парочка друзей, застенчивый малыш. Герой, который ещё не получил прилагательное «Крапивинский» перед определением и первая попытка автора создать крупную прозу (до этого были только рассказы). И получилось, на мой взгляд, очень по-доброму и мило. Герою сочувствуешь, когда он натыкается на равнодушие окружающих и радуешься, когда ему встречается «его собеседник». Атмосфера гремящих трамваев в дождливый городской вечер — в комплекте. Короче, даже у меня взрослого это вызывает ту самую «Фантомную ностальгию».

Проба Пера, «Быт», Яркость: 10, Эпичность: 1, Взрослость: 4

Почему надо читать: Небольшая повесть, очень милая и душевная. Просто ещё одна грань таланта автора.

6. Острова и капитаны (1987-1989).

Книга, которую надо советовать острожнее. Но поместить её в другую категорию рука не поднимается. Если вам зашли предыдущие книги, то обязательно попробуйте и эту, иначе,лучше воздержитесь. Всё просто: я считаю «Острова и Капитаны» — Magnum opus Владислава Крапивина. Максимальная квинтэссенция таланта, атмосферы, убеждений и морали. И читать обязательно все три книги. Да, большой объём, но иначе вы упустите изюминку и смысл цикла. Это связанная история про династию мальчишек в которой собраны все «нефантастические» тропы автора. Начинается всё в послевоенные годы, когда герой знакомится с нелюдимым мужчиной, который пишет книгу с новой трактовкой путешествия Лисянского и Крузенштерна. Части этого сочинения, по доброй традиции Крапивина, будут вплетены в общую историю. А ещё это история отношения с компанией сверстников. Они в общем-то, положительные. Но... что-то у них не так. Второй том ставит в центр сюжета племянника повзрослевшего героя первой книги. На дворе семидесятые и племянник приезжает к дяде на море, где проживает свои самые чудесные деньки. Сбываются мечты любого Крапивинского мальчишки — волны, старые бастионы, паруса, новые друзья, открытия. Но... финал, который буквально разрывает сердце. Серьёзно, после такого удара под дых, можно отходить довольно долго. И наконец третья книга. Восьмидесятые и необычный главный герой — мальчишка, который у Крапивина практически всегда выступает в роли антагониста. Глава банды хулиганов, считающий себя лучше других, мерзковатый и наглый, гордый обладатель обеспеченных родителей. Но... всё может измениться. Как он связан с героями и событиями первых книг? Непосредственно. В общем, в этом цикле есть всё то, за что читатели любят Крапивина. Сложные темы, мысли о подвигах, самоубийстве, чести, предательствах, свой путь в жизни, паруса, дружба, последствия поступков, результаты насилия над детьми. И странно, что эту книгу так мало знают.

Золотой век, «Быт», Яркость: 10, Эпичность: 8, Взрослость: 8

Почему надо читать: Цикл наиболее полно раскрывающий Крапивина. Три разных периода, три разных героя, три разных судьбы.

7. Победители (1964 - 1976).

Сборник рассказов из раннего периода. Возможно, не всем зайдёт, просто потому, что тогда автор ещё опасался сложных тем, стараясь действовать в рамках «общей линии». Но здесь я его поместил, чтобы вы знали о том, что Крапивин это не только большая проза. Среди всех сборников рассказов — это, пожалуй, наиболее интересный и увлекательный. Несколько историй не связанных ничем. Их тут всего шесть штук и каждая о своём. Мелкие события в жизни мальчишек, подвиги в честь Народного Хозяйства, справедливость по-детски. Можно заметить, как автор пробует разные подходы к своим историям. Тут есть и своеобразный шок-контент в «Путешественники не плачут», упорство в «Победителях» и незамысловатая «Какая была планета». В общем спектр сюжетов и настроения, но без острых проблем. Такие пробнички — пару рассказов за вечер, можно осилить без труда. Главное — помнить, что это ранние работы и многих характерных его чёрточек здесь нет.

Содержание:

Капитаны не смотрят назад (1964)

Львы приходят на дорогу (1966)

Такая была планета (1965)

Путешественники не плачут (1967)

Гвозди (1972)

Победители (1976)

Проба Пера, «Быт», Яркость: 8, Эпичность: 3, Взрослость: 6

Почему надо читать: Лучшие рассказы автора в одном сборнике. Разнообразие сюжетов и героев. Возможно, каждый найдёт здесь что-то своё.

8. Застава на якорном поле (1990).

Это третья история в Цикле Великого Кристалла, но начинать я советую именно с неё. Парадокс? Нет просто, на мой взгляд, эта книга максимально дружелюбна к начинающему читателю. Да, это фантастика и дело происходит не в нашем мире, но никто напрямую об этом не скажет. Может быть, не всегда понятны детали происходящего. Вроде Командоров и разных монеток. Словно какие-то части истории ускользнули. Но если вам это станет интересно, то всегда можно пройти по всему остальному циклу и разобраться. Кристалл, марсианские воины, само Якорное поле. Но даже без этого можно понять историю и сюжет. Главное, что здесь, максимально сконцентрированы важные детали фантастического цикла Крапивина. Ребёнок-сирота со сверхъестественными способностями, его тяжёлая доля, другие миры, путешествия между гранями, появление важных героев, намёки на мультивселенную и главное — всепоглощающая тоска по маме. Короче, прекрасная точка вхождения в весь цикл. Может быть, что-то от вас ускользнёт, но, с другой стороны, возможно это привлечет ваше внимание и к остальным книгам «Великого Кристалла».

Золотой век, «Великий кристалл», Яркость: 9, Эпичность: 7, Взрослость: 6

Почему надо читать: Для меня — лучшая история о Великом Кристалле. Все признаки фантастики и Крапивина в одной книге.


9. Мальчик со шпагой (1975).

Cамая знаменитая и скандальная книга Крапивина, с которой, как мне кажется, всё и началось. Для тех времён это было что-то жуткое и неоднозначное. Что? Дети против взрослых! Они отстаивают свои права! *шёпотом в сторону* У них что, правда есть права? Хм... Что? Защищают достоинство? Вы чего?! Взрослые в этой истории не всегда хорошие, и внезапно оказываются, что они тоже могут быть неправы. Бездушная бюрократия, попытки взрослых регулировать и контролировать детей. Какие-то сомнения в школе и даже... пионерии, пусть и едва слышно! Именно с этой книги начинается Крестовый поход Крапивина со знаменем «Больше детских организаций, хороших и разных». Наверное, рассказывать подробнее не стоит — об этой книге знают практически все, кто слышал имя Крапивина. Да, на мой взгляд, сейчас она выглядит местами наивно за счёт «курса Ленина» и значения комсомола, но части о детстве, дружбе и правах ребёнка, проработаны на таком уровне, что до сих пор не потеряли важности.

Проба Пера, «Быт», Яркость: 9, Эпичность: 4, Взрослость: 5

Почему надо читать: Пожалуй, самая знаменитая книга Крапивина. Да, немного устарелая, но при этом ознакомиться надо, чтобы понять, кто же такой Крапивин.

10. Тень Каравеллы (1969).

Первая попытка автора в автобиографию. Ну как... Герой — мальчишка по имени Владька... Хм, да, имя совпадает, согласен, но автор в предисловии оговаривает: «Кое-что про себя, кое-что про таких мальчишек, каким был сам». Здесь собрана куча деталей, произошедших в послевоенном детстве автора, которые проникнут в его книги через, практически сорок лет. Чувствуется вся та ностальгия, которую автор переживает. Рассказы о том, как он клеил кораблик, как огораживались картой, как жарили картошку на печке и прочие яркие детали своего детства. И тут же — то, как мама приносила еду, как холодно было в доме, как скучно и мрачно по вечерам. Но первоначально это история про «радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы». Я эту книгу прочитал одной из первых и потом даже как-то не понял, что автор этой книги и любимой мною тогда «Трое с помощи Карронад» — это один и тот же человек. Они разные, но при этом их схожесть можно увидеть, только став взрослым. Понять то самое чувство грусти по детству. Заметить детали, на которые ребёнок бы не обратил внимания, и сравнить со всем тем, что испытываешь сам. Пусть даже и без печи, в которой бьётся огонёк, разгоняя тени в комнате.

Проба Пера, «Мемуары», Яркость: 8, Эпичность: 3, Взрослость: 7

Почему надо читать: История про детство автора. Мечты о кораблях, наивные фантазии и приключения. Первая книга в «Мемуарах».

11. Голубятня на жёлтой поляне (1985).

И вот в дело вступает тяжёлая артиллерия для тех, кто любит посложнее. И это ещё один случай, когда читать стоит сразу весь цикл, составляющий своеобразный триптих. Тут видно, что «Великий Кристалл» уже начал собирать свои жертвы. Ссылки и указания на него проникли и сюда. И дай вам терпения продраться через все переплетения множества сюжетов в третьем томе. Не в том смысле, что там всё плохо и тяжело, а в том, что как раз где-то в той части и начинается довольно мощный психодел со снами, разными реальностями и мирами. По уровню сюрреализма этот роман прочно входит в мой топ три у Крапивина. А ещё это один из основных фантастических романов автора. История космонавта случайно нашедшего странного мальчика в рубке своего космического корабля. Притом что рубка вместе с кораблём активно бороздила пространство. Мальчик приводит героя в другой мир, похожий на обычный, но наполненный кучей странных вещей. Бормотунчики, Ветерки, пришельцы, неожиданные законы физики. А потом наступает второй том, который от эпичности Стругацких делает резкий разворот к герметичности обычного городка. После чего книги сливаются в экстазе, порождая... странные ощущения третьего тома. В слиянии уживается абсурд и логика. Вещи вроде безотцовщины и сурового мира взрослых переплетаются с детским доверием и ностальгией по беззаботным временам. В общем, если хотите странных вещей — эта подойдёт.

Золотой век, «Великий Кристалл», «Хорошее место», Яркость: 10, Эпичность: 9, Взрослость: 8

Почему надо читать: Сложноватый для прочтения цикл с сюрреализмом и слиянием нескольких сюжетов. Может фантастика получилась не очень, но история — хороша.

12. Гуси-гуси, га-га-га... (1989).

Второй том «Великого Кристалла». И взрослый главный герой. Да, такое уже было, но здесь взрослый — это стандартный человек, вероятно, похожий на читателя этих строк. Сидит в офисе. Вечером смотрит фильмы в качестве отдыха. Обычное существование без взлетов и падений. Вообще, эта книга скорее для взрослых. Просто посидеть, задуматься о том «чем я в своей жизни занимаюсь». Герою это предстоит осознать, после того как его выбивает из системы. Угу, у нас тут необычное государственное устройство. За любое нарушение закона наказание одно — смерть. Убил человека — смерть, бросил мусор на улице — смерть. Убийство при этом «весит» больше, чем выброшенная бумажка. В периодической компьютерной лотерее случайным образом выявляется «победитель» и его казнят. Ну а над всем этим стоит система идентификации. Каждому ребёнку при рождении присваивается номер, который заменяет в жизни всё — банковский счёт, паспорт и прочие бумаги. Нет номера — нет человека. И кажется, что всё хорошо работает и народ процветает. Но герой, изъятый из социума и вынужденный заботиться о детях-изгоях, вдруг видит, что небо затянуто облаками. Короче, задумка и герои здесь на отлично. События тоже поворачиваются не всегда так, как ожидает читатель. Много деталей важных для последующего цикла Кристалла. Именно здесь вводится понятие Командоров, новая грань, переходящие герои. Короче, если «Цикл Великого Кристалла» для вас — эту книгу пропустить никак нельзя.

Золотой век, «Великий Кристалл», Яркость: 9, Эпичность: 7, Взрослость: 8

Почему надо читать: Прекрасный представитель книг «для взрослых» от Крапивина. Взаимоотношения детей и взрослых, обоюдно меняющее их.

13. Бриг «Артемида» (2008).

Ещё один нежданчик от Крапивина. Сюжет, который оказался для меня сюрпризом. Это сказка на историческую тему и на мой взгляд, одна из уникальных вещей у автора. История, логика которой будет раскрыта только во второй части цикла: объяснены разные несоответствия в сюжете. Но и без этого можно жить. Ведь истории каждой книги цикла вполне самодостаточны.  Просто дополняют и поясняют друг друга. Главный герой «Артемиды» — Гриша, живёт в Сибири 19 века. И внезапно ему выпадает золотой билет — отправиться на корабле по океанам с секретным заданием. А это возможность стать офицером и потенциальным дворянином. Как? Ну, это читать надо. И вот герой плывёт на «Артемиде» по морям и океанам, по дороге встревает в различные приключения, которые так нравятся детям. Будут тут хитрые манёвры, новые острова, люди, интересные знакомые, понимание себя и пересмотр мира вокруг. И всё это подаётся под таким соусом «Хорошего места». Каких-то особых проблем нет, каждый день несёт что-то новое и интересное, рядом друзья, а все облачка, которые застилают небосвод, скоро сдует ветер. Бонусом на заднем плане просвечивает приснопамятный «Путь Героя». Если вам понравилось — можете прочитать и вторую книгу для полноты картины. А вот третью — не рекомендую.  Потом о моих претензиях к ней расскажу подробнее.

SNAFU, «Хорошее Место», Яркость: 7, Эпичность: 7, Взрослость: 5

Почему надо читать: Попытка автора переписать «Портфель капитана Румба» в псевдоисторическом сеттинге. Неожиданная попытка Крапивина написать историческую прозу с элементами фантазии — получилась неплохой.

14. Взрыв Генерального штаба (1996).

Я долго думал, какую книгу еще упомянуть. Хотелось показать всё разнообразие циклов Крапивина. Но для цикла «Хорошее место» у меня нет особых претендентов — обычно они мне не заходили. «Взрыв Штаба» стал компромиссом. В книге есть все признаки цикла «Хорошее место», но при этом — она немного отличается. Во-первых, эта книга направлена против военщины и политических амбиций. «Людям нужна не великая держава, а просто счастливая страна» или мысль антагонистов: «солдат, в кого бы он ни стрелял, будет оправдан и свят, если он делал это во имя Империи». По нынешним временам подобное уже тянет на экстремизм? Во-вторых, у неё неожиданный посыл. Главного героя — курсанта под прикрытием отправляют в приморский городок с заданием. И он попадает практически в рай. Маяк, ночное небо, луна, и друзья рядом. Где-то там далеко, конечно, войска, политические амбиции, а здесь прямо душа отдыхает. Но задание надо выполнять, и это значит предать новых друзей. Да и мечты о военной карьере уже не хочется воплощать. Хочется просто лежать на камнях и греться на солнце, впитывая в себя тепло. Но, внезапно поворот и всё оказывается ещё сложнее. Ну и третье — концовка. Она двойная. Дети увидят хэппи-энд, о котором сказано открытым текстом. Взрослые же сделают свои выводы. Единственное, что меня смущает в этой книге — финальный поступок героев. Чувствуется, что дух того времени уже достиг автора. Не так должны были поступить истинные крапивинские мальчики, совершенно не так.

SNAFU, «Хорошее Место», «Грань Кристалла» Яркость: 8, Эпичность: 5, Взрослость: 5

Почему надо читать: Антивоенная проза от автора и одновременно меморандум странному времени, в которое он писался.


15. Фрегат «Звенящий» (1997).

Ещё один неожиданный претендент на ваше внимание, о котором мало кто знает даже среди читателей Крапивина. Это целый справочник по парусным судам! Охренеть! Если ваши дети фанатеют от старинных кораблей — подарите им эту книгу. Устав от вопросов читателей: «а что такое бумстаксель», «где у корабля гюйс» и «почему юферс», автор просто собрал всё, что знает о парусниках и создал эту книгу. Как и с чего начинается строительство корабля? Как называли мачты? Куда можно идти под парусом, учитывая ветер? И ещё ответы на кучу вопросов. Масса информации с иллюстрациями, пояснениями и структурой. Выполнено правда, все в самом банальном виде: герои узнают про это от наставника. Каждый день они приходят к нему в гости и происходит лекция в формате «объяснение, потом вопросы и ответы». Сегодня мы говорим о том, какие бывают корабли, завтра про паруса. Сюжет для галочки, герои — функции, чтобы молодые читатели не заскучали от «академичности». Но здесь важно именно информация. В общем — моё личное открытие в творчестве Крапивина.

SNAFU, «Вне цикла», Яркость: 9, Эпичность: 3, Взрослость: 5

Почему надо читать: Справочник по корабельному делу. Для начинающих и интересующихся темой — просто находка.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #13 - 09/14/22 :: 12:57am

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 817
*****
 
Кстати, у этого же автора еще есть тексты о Крапивине (еще 5). На всякий случай его страница - https://pikabu.ru/@GHedgehog.
« Последняя редакция: 09/14/22 :: 1:45pm от Luz-das-Estrelas »  

Lutar e vencer!
IP записан