Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 ... 15 16 17 18 
О фэндоме в бессчетный раз (Прочитано 83647 раз)
Ответ #240 - 01/15/16 :: 5:01pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Отчасти в тему, потому что про мечты и капельку про фэндом: http://www.pravmir.ru/greshno-li-hristianam-mechtat/.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #241 - 04/12/16 :: 6:03pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Еще почему наскучивает фэндом.
Потому что человек понимает, что большая часть его эмоций -- это чисто его переживания, не особо относящиеся к объективной картине, например, обсуждаемой книги. И развивать такие переживания -- все равно что непрерывно смотреться в зеркало.
« Последняя редакция: 04/13/16 :: 12:46pm от Хольгер »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #242 - 04/13/16 :: 4:47am

eotvi   Вне Форума
Живет здесь
ходила погулять

Пол: female
Сообщений: 2006
*****
 
О, это интересно. Переживания неизбежно возникают при прочтении отличной книги, например. Но человек не знает, что с ними делать. К тому же со временем они бледнеют и утрачивают остроту. Но за ними могут стоять очень важные для человека вещи. И если он сможет нырнуть глубже, за чужой сюжет и героев, за свои ожидания - то у него есть шанс понять что-то важное для себя. А то и узнать, что стоит за искажённым отражением в чужом зеркале. За мутным стеклом.
 
IP записан
 
Ответ #243 - 04/13/16 :: 1:02pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Разумеется. Яркая книга всегда порождает переживания. Но если оказывается, что твои переживания окружающим непонятны -- то ли потому, что в основе имеют чисто твой ассоциативный ряд (а еще бывает "чтение между строк", причем одни видят одно, а другие другое, поэтому и у Толкиена, и у Булгакова порой вычитываются прямо противоположные вещи), то ли потому, что не получается формулировать свои идеи в форме, легко воспринимаемой окружающими -- ты и оказываешься как один перед зеркалом.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #244 - 04/13/16 :: 1:35pm

eotvi   Вне Форума
Живет здесь
ходила погулять

Пол: female
Сообщений: 2006
*****
 
Да, один. Но это и хорошо, работа с отражением очень интимный процесс
 
IP записан
 
Ответ #245 - 04/13/16 :: 6:27pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Да, собственно, при этом основная проблема в том, что такими переживаниями подчас не поделишься с окружающими, потому что эти переживания в основном будут завязаны исключительно на твой опыт.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #246 - 04/14/16 :: 12:35am

eotvi   Вне Форума
Живет здесь
ходила погулять

Пол: female
Сообщений: 2006
*****
 
С близкими можно, кто в теме. Могут и посоветовать что-то полезное
 
IP записан
 
Ответ #247 - 05/01/16 :: 1:19am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
*задумчиво* а умение доступно и внятно формулировать - очень такое важное и полезное умение)))))
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #248 - 07/19/17 :: 6:59pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27693
*
 
Устная история. Крупнейший в России конвент любителей фантастики и ролевых игр «Зиланткон» и зарождение отечественного толкинизма
Марийские морийские гномы, зеленодольские гоблины, занавеска раздора и Балрог в штанах

Статья большая, с фотографиями, всё не принесу, читать тут:

http://inde.io/article/5755-ustnaya-istoriya-krupneyshiy-v-rossii-konvent-lyubit...
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #249 - 07/21/17 :: 12:25am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Ух ты, какая история...))))
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #250 - 11/30/17 :: 8:32pm

Гильбарад   Вне Форума
Живет здесь
Собирающий осколки былого
Россия, Санкт-Петербург

Пол: male
Сообщений: 1211
*****
 
Передача про толкинистов (ролевиков) ТВ3, СПб, 1992 (?)
https://vk.com/jrrtolkien?w=wall-6516_1326375
(открывается ссылка?)
 

Если бы не было Тьмы, мы никогда не увидели бы звезд...
IP записан
 
Ответ #251 - 03/22/18 :: 6:47pm

Гильбарад   Вне Форума
Живет здесь
Собирающий осколки былого
Россия, Санкт-Петербург

Пол: male
Сообщений: 1211
*****
 
Хочу спросить: а у кого-нибудь есть запись передачи про ролевиков? В Покровском-Стрешневе снималась. С уклоном в философию, как говорят.
 

Если бы не было Тьмы, мы никогда не увидели бы звезд...
IP записан
 
Ответ #252 - 09/26/18 :: 12:57am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27693
*
 
Д'Арси тут выложил, спасибо ему.
https://www.youtube.com/watch?v=al7ESVF-CGU&feature=youtu.be
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #253 - 09/26/18 :: 4:06am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Хе... какие все ми-илые...))) Наташ, а ты почти не изменилась)))) И в конце так трогательно рассуждают) Не, с умилением посмотрела.
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #254 - 03/03/21 :: 1:08am

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 1004
*****
 
Этот текст написан в развитие идей, которые я высказывал на Весконе на круглом столе об эскапизме.

Итак, эскапизм. По изначальному определению это понятие означает “бегство от реальности”. Оно вызывает бурные споры, И, в соответствии с известным императивом “когда вы говорите о графине, определите, хотите вы говорить о сосуде или о даме” прежде всего надо определить, что такое эскапизм.

Определение мы построим от отрицания — “апофатическим” методом, говоря богословским языком. А для этого вспомним, что философия выделяет обыденное сознание среди прочих форм сознания. Определений обыденного понятия — много (например, можно взять статью “Обыденное сознание” из Психологического словаря), но все они сводятся примерно к следующему: обыденное сознание — это сознание, построенное на повседневном практическом опыте. Соответственно, взгляды, построенные на обыденном сознании, предполагают, что в основе всех решений любого человека лежит его повседневный практический опыт (либо повседневный практический опыт людей вокруг него). Естественно, это утверждает и сверхценность практических целей, и сверхценность практических умений. А также и убежденность, что безусловный приоритет имеют практические интересы, приносящие осязаемую пользу (улучшение материального благосостояния и повышение общественного статуса).

Основываясь на этом, дадим для начала максимально широкое определение: эскапизм — это взгляд на мир, основы которого (а значит, следующие из него ценности и интересы) лежат вне обыденного сознания. То есть по сути эскапизм в широком смысле — это интерес к любой деятельности, не имеющей повседневных практических целей, к знаниям, не предназначенным непосредственно для достижения повседневных практических целей и т.д. Это понятие имеет обширные корни в классике — достаточно вспомнить и героя Сервантеса, и Тома Сойера (хотя бы фразу из романа о нем: “Если бы Том был великим и мудрым мыслителем, вроде автора этой книги, он сделал бы вывод, что Работа – это то, что человек обязан делать, а Игра – то, чего он делать не обязан.”)

В этом смысле, конечно, интерес к миру Толкиена является очень ярким примером эскапизма. И, конечно, встает вопрос — а какие основы у интереса к миру Толкиена, почему он вызывает такой отклик у читателя?

Как говорилось в нашем тексте “Еще раз о реальности Арды” [1], существует 6 “простых” пониманий мира Толкиена — “реалистические” (простая выдумка, стилистическая игра, аллегория реальных событий и притча о добре и зле) и “фантастические” (параллельный мир и далекое прошлое). И как мы там же отмечали, ни одно из этих пониманий не способно объяснить нашу идентификацию с Ардой, стремление “войти” в нее (в случае “реалистических” пониманий, Арды как мира нет, есть только текст, а в текст войти нельзя, его можно лишь дописать или исправить, а в случае “фантастических” — заметим, что концепция параллельных миров вполне правомерна с точки зрения таких физических теорий, как многомировая интерпретация квантовой механики [2], теория вечной инфляции [3] и теория струнного ландшафта [4] — Арда, как и любой параллельный мир, отделена от нас непреодолимым интервалом пространства-времени, что делает попадание в Арду и обмен информацией с Ардой физически невозможными). Для объяснения причин ассоциироваться с Ардой в работах Румил и других участников Московского общества умельцев еще в 90-е годы была введена концепция “вторичной реальности”, см. скажем, работу Румил [5] (по-другому, та же концепция определяется как Игра с большой буквы в статье Тэлпе [6]), суть которой состоит в следующем: мир Толкиена воспринимается не как (физический) мир, отдельный от нашего, а как некая система образов (это и художественные образы, и архетипы — в культурологическом и психологическом смысле — персонажей и целых народов, и культурные стили), которая вполне может описывать и наш мир. Концепция вторичной реальности находит множество оснований — и в разнообразных философских и психологических теориях, и в математике, имея в виду опыт построения различных логически непротиворечивых систем, как, скажем, различные математические аксиоматики (классический пример — геометрия Лобачевского, в которой всего одна аксиома отличается от обычной евклидовой геометрии).

Естествен вопрос, как устроена вторичная реальность. Часто для ответа на этот вопрос приводят аналогии с шахматами и другими играми (на естественный аргумент, что шахматы — система с достаточно жестко определенными возможностями, можно ввести контраргумент — можно допустить возможность введения новых фигур, вроде магараджи или канцлера, или новых правил, все это широко применяется в шахматной композиции), но эти аналогии несовершенны по той причине, что особенность Арды (и вероятно, других фантастических миров, хотя для них это встречается в меньшей мере) состоит в том, что увлечение Ардой нередко позволяет формировать систему образов для описания нашего обычного мира, что в случае тех же шахмат хоть и встречается, но очень редко (например, “Квадраты шахматного города” Браннера, и, конечно, “Зазеркалье”).

Таким образом, Арда может становиться системой образов (либо аксиом) для описания нашего мира, наподобие координатной сетки, в том числе, например, системой художественных образов, описывающей поведение людей (что подтверждается таким хорошо известным в литературоведении понятием, как “вечные образы”). Заметим, что именно восприятие Арды как системы образов способствует известному явлению “узнавания” Арды в окружающем нас мире, а уж то, что мы видим в мире вокруг, безусловно является реальностью. Более того, восприятие Арды как системы художественных образов означает и гипотетическую возможность для создания целой культуры на базе Арды. Такой сценарий кажется фантастическим? Не обязательно. Достаточно вспомнить историю культуры гаучо — как вспоминают жители штата Рио-Гранде-ду-Сул, к 1940-м годам Порту-Алегри, столица штата, ничем особым не отличался — жители города носили джинсы, ели в “Макдональдсе”… Но в 1948 году собралась компания вполне молодых людей, самым ярким из которых был Луис Барбоза Лесса, и они решили возродить интерес к культуре гаучо — и в Рио-Гранде-ду-Сул постепенно образовалась сеть “центров традиции гаучо” — культурных центров, где поддерживаются традиции культуры гаучо. Успех был столь сильным, что позже Пайшао Кортес, один из классиков культуры гаучо, говорил, что чтобы стать гаучо, не обязательно родиться в Рио-Гранде-ду-Сул, надо любить культуру гаучо. Поэтому в принципе можно ожидать и появления сильной культуры на основе художественных образов Арды. Собственно, культура гаучо отчасти несет черты “вторичной”, воссозданной культуры в сильной степени именно потому, что она выходит за рамки собственно этнической культуры, создав систему образов, очаровывающую людей в разных странах. Отличие же между реальностью Арды и реальностью гаучо — простое: у реальности Арды нет физического плана, т.е. можно купить билет до Порту-Алегри, но невозможно купить билет, например, до Альквалондэ.

Но даже если культура Арды не может быть полноценно воссоздана, в любом случае существуют некие маркеры, позволяющие воспринимать определенные примеры культуры нашего мира как вполне ардовские, и это не только культура фэндома, но и прежде всего культура на основе кельтского эпоса, а также и много чего еще (едва ли имеет смысл рисовать таблицу, но стоит отметить, что восприятие определенных примеров музыки как эльфийских, к примеру, очень часто разделяется большими группами фэнов). А из этого следует сделать простой вывод — Арда являет для нас некий идеал, а если идеал существует, то его стоит попытаться реализовать.

Библиография

[1] Хольгер, Эльвинг, “Еще раз о реальности Арды”, http://eressea.ru/tavern7/005-0011.shtml .
[2] H. Everett. Rev. Mod. Phys. 29, 454 (1957). J. A. Wheeler. Rev. Mod. Phys. 29, 462 (1957).
[3] A. D. Linde. Mod. Phys. Lett. A1, 81 (1986). A. H. Guth. Phys. Reports, 333, 555 (2000).
[4] M. Douglas, JHEP 0305, 046 (2003).
[5] А. Хромова, “О невозможности плюрализма во вторичных мирах”, http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/liter/plural.shtml .
[6] Тэлпе, “Игра”, http://eressea.ru/tavern7/003-0115.shtml .
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Страниц: 1 ... 15 16 17 18