Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 
Голлум... Бильбо... Кольцо! (Прочитано 20697 раз)
Ответ #60 - 04/06/10 :: 5:00pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27684
*
 
(подсказывает) А можно сюда скопировать. А внизу написать, кто автор и где оно лежит Улыбка
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #61 - 04/06/10 :: 6:05pm
Ingolwen   Экс-Участник

 
Цитата:
[quote]Действительно, терминология - темный лес и мое больное место Печаль
Ingolwen, Элхэ Ниэннах, спасибо большое! Улыбка  Постараюсь соответствовать, только сперва разберусь чему Подмигивание

Все поправимо Улыбка. Я Вам еще пару ссылок найду чуть позже, можно даже в приват, чтобы здесь не перегружать,  а вообще - welcome к нам в "Лингвистику"! Улыбка

Цитата:
*шепотом* Ingolwen, тема "Валар - Творцы, Стихии, Хранители, ..." слишком флеймоопасная, я туда идти боюсь. Может поговорим здесь про Голлума, Бильбо и Кольцо? Подмигивание Со сроками их хоббитской жизни так и не определились...

Вот про них, родимых, мы и поговорим, для того тут и собрались. Затрагивать при этом тех, кто им на пути встречался и влияние на них имел (Гандальф, Том Бомбадил, Саурон и пр.) все равно придется - главное, не уезжать слишком далеко.

(тоже заговорщическим шепотом) А флейм в теме про Валар уже давно погашен, и новый поворот темы как раз погасит оставшиеся угольки.
В связи с чем я и переношу несколько сообщений об отношениях Валар и Времени, а также о дарах и части в них в ту тему.

Не беспокойтесь Улыбка.

Цитата:
Мне видится только знакомство с _технологией_, а не с самой _вещью_. Майяры друг друга всегда поймут Подмигивание Гендальф не в счет, он весь в образе Главного Противника Ужасных Сил Тьмы. Вот если бы Толкин описал приватный диалог Тома и Гендальфа про Кольцо...

Очень может быть, что и не с самой вещью...  может, и с "технологией", а уж с создателем вещи - наверняка. (И даже не факт, что они при этом конфликтовали Подмигивание). А разговор Тома и Гандальфа про Кольцо, несомненно, имел место. М-да, недосмотрел Профессор... или не был уверен, что правильно напишет - такое ведь тоже может быть?


 
IP записан
 
Ответ #62 - 04/06/10 :: 8:09pm
salpe   Экс-Участник

 
Цитата:
(подсказывает) А можно сюда скопировать. А внизу написать, кто автор и где оно лежит

Элхэ Ниэннах, хорошо что можно. Ho там же мнооого! И все взаимосвязано. Давайте я выложу только часть про нашего героя Тома. Eсли модераторы сочтут текст неуместным, то ведь пост всегда легко снести, правда?
____________________
http://www.kulichki.ru/tolkien/forum/showthread.php?s=16f961f78b250c7f0717fe4d6a... - статья Merrybran в Арде-на-Куличках

[...]
   Попробую все-таки подробно разобрать те указания на сущность хоббитской культуры, которые встречаются в толкинских текстах и максимально точно обосновать те выводы, которые я сделала относительно оных текстов.
[...]
(Список литературы - в конце)
[...]
Об источниках. Для ее описания мне придется принять хоббитскую позицию: я хочу сказать, что я постараюсь забыть обо всех «эльфийских» источниках и опираться только на те, которые созданы в рамках самой хоббитской культуры. Я имею в виду в первую очередь ВК, Хоббита и массив стихотворений, именуемые у Толкина «Плавание Тома Бомбадила и другие стихи из Алой Книги» [4, с. 41 - 96].
[...]
   Почему указанные источники я назвала хоббитскими:
*Потому что все указанные источники по сути являются частями алой Книги, включающей хронику Войны Колец и те литературные произведения, которые записал Бильбо.
*Упомянутые стихи из Алой Книги – представляют собой образец хоббитского фольклора: Плавание Бомбадила и Приключения Бомбадила, Фаститоколон и Прыткий Перри и т. д.
*«Хоббит» и ВК написаны от лица хоббита(ов), это его впечатления от путешествий: именно эти два труда были изложены в той книжке, которую Бильбо отдал Фродо, и, наверно, ни у кого не вызывает сомнений факт, что в обоих случаях мы воспринимаем события книг глазами и ушами хоббитов. Нет ни одного события, которое бы не восприняли именно хоббиты. Либо они видели событие своими глазами, либо им об этих событиях рассказали; причем в случаях рассказа читатель оказывается «в шкуре» хоббита: он видит и слышит все так как это бы видел и слышал хоббит, в достаточной мере чуждый корням «валинорской» культуры. Под валинорской культурой я понимаю тот пласт культур народов Средиземья, которые базируются на эльфийском миропонимании. Да, в конце концов, пролог ВК начинается словами: «Разговор у нас прежде всего пойдет о хоббитах»!

   Но приступим. Прежде всего, необходимо провести границы. 
   Какова хоббитская вселенная? Мир, в котором обитает большая часть Хоббитов, никогда не переступая его границ, расстилается на просторах Эриадора и простирается «на пространстве в 40 миль между Лисьими ложками и брендидуимским мостом и в 50 миль – от западных взгорий до болот на юге» [2, с. 9]. Однако к этому необходимо добавить обозримую «заграницу», включающую в себя Вековечный Лес и земли вплоть до Бри, расположенные на востоке (дальше этих мест для обычного хоббита расположено только Глухоманье, где он никогда не бывал и бывать не собирается). Таким образом, однако, в тексте ВК и Хоббита более-менее четко очерчена именно восточная граница «хоббитского мира», тогда как остальные рубежи куда более расплывчаты.
[...]
   Теперь от «обрядовой» части перехожу к собственно мифологической. 
   Оказавшись в Вековечном Лесу четыре Хоббита в конце концов сталкиваются с тремя персонажами, в которых, не побоюсь этого слова, и находит свое воплощение хоббитская «религия».
1. Старый Вяз (Old Willow). Это дерево, растущее, судя по всему, у истока Ветлянки (она чуть ли не бежит из-под его корней). О Вязе известно, что он подчинил себе весь Лес и стянул к себе все пролегающие в Лесу тропинки. Также об этом дереве известно, что у него гнилая сердцевина (“his heart was rotten, but his strength was green” [1, p,128]) и что, он «боится самого корабельного повара», т.е. Тома Бомбадила, который способен Вяз уговорить, если захочет и если понадобится. Также об этом дереве известно, что оно каким-то образом, предварительно усыпив, то ли съедает, то ли запирает забредших к нему путников. Из «Приключений Тома Бомбадила» [4, с. 50] мы узнаем, что в свое время Том и сам успел и в речку макнуться, и внутри Вяза посидеть (выбрался он оттуда, пощекотав Вяз пером со своей шляпы), т.е., пережить все, от чего он спасал хоббитов. 
   Мне представляется, что значение этого дерева для хоббитов трудно переоценить и считать его выжившим из ума гворном несколько опрометчиво, тем более, если вспомнить, что по другую сторону Брендивина, в Хоббитоне находится еще одно дерево, описанное с особым вниманием. Я имею в виду Праздничное Дерево, под ветвями которого Бильбо устроил свой прощальный День рождения, а юные гости устроили на столе танец «брызгу-дрызгу» с колокольцами в руках (рискуя показаться приверженкой психоанализа, добавлю, что подобный танец, тем более с колокольцами вполне может оказаться ритуалом культа плодородия). Таким образом, получаем в мире живых и мире мертвых два симметричных и вместе с тем противоположных дерева, которые, по сути, могут являться одним и тем же Мировым Деревом в его единстве противоположностей (на эту мысль меня натолкнул образ эддического Иггдрасиля, ясеня (то бишь, вяза), кстати, тоже с гнилой сердцевиной).
2. Том Бомбадил.
{Помните анекдоты о полевых ролёвках?
"- Я Арагорн, сын Арахорна.
- Я Гимли, сын Глоина.
- А я Иван Петрович, здешний лесник, и в ваши дурацкие игры не играю!"
Из FAQ Арды-на-Куличках:
"Кто такой Том Бомбадил?
Вероятно, начать следует с того, что прототипом этого образа послужила деревянная кукла с пером в шляпе, принадлежавшая одному из сыновей Толкиена, Майклу. Бомбадил стал героем поэмы Приключения Тома Бомбадила, опубликованной еще до того, как в свет вышел Хоббит, а потом - героем Властелина колец. Толкиен также назвает Бомбадила "духом (исчезающей) оксфордской и беркширской сельской местности". Сам Толкиен отрицает толкование "Том=воплощение Эру", но и не дает ясного ответа: "Даже в мифической эпохе должны быть какие-либо загадки, как это всегда бывает. Том Бомбадил - одна из таких загадок (намеренно)".}

Некто, именующий себя Хозяином здешних земель, который был здесь с самого начала мира и который, вероятно,  пребудет до самого его конца:
[...]
Ни переводы, ни оригинальный текст в конечном счете не дают ясного ответа, кто же такой, на самом деле, Бомбадил, и откуда он взялся. Однако, представим себе хоббита, которому собеседник сообщает, что он старше, чем река и деревья, т.е. старше, чем Река и Лес, к которым этот хоббит относится с таким почтением. И, кроме того, собеседник называет себя «хозяином здешних мест» - не повелителем, а хозяином, который тем или иным образом отвечает за край, «держит» его, но никем при этом не управляет. Впрочем, оставим пока Бомбадила и взглянем на его жену.
3. Золотинка (Goldberry),
{Eе статус в Ардe тоже очень странен - двуногая пресноводная русалка с ведьминским талантом управления погодой. Больше таких существ не встречается. Она тоже бессмертна как Том? Знаете, мне почему-то эта пара напоминает Волшебника и Хозяйку из Обыкновенного Чуда: "Спи, родная моя. Я на беду свою бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навек". Очень похоже, да и Волшебник Шварца напоминает Тома - своим жизнелюбием, громогласностью и любовью к жене. Да, у Тома и Златеники нет детей - хотя все условия позволяют - почему?}
Дочь Реки, которая однажды весной вытащила из лодки Бомбадила, свесившего бороду в реку [4, с. 50]. Также о ней известно, что она каждую осень (примерно в период осеннего солнцестояния или чуть позже: в 3018 году Третьей эпохи это – 27 сентября, о привязке уборки к определенному числу судить трудно) занимается годовой уборкой, а каждую весну отправляется к Реке купаться. [1, р. 124; 2, с. 136; 3 (т 1), с. 169].
   А еще она сохраняет зимой кувшинки, которые каждую осень ей приносит Бомбадил [там же] и меняет цвета одежды соответственно сезонам, разделенным осенней уборкой (и, вероятно, соответственно, весенним купанием) [1, p. 121, 129; 2, c. 133, 142; 3 (т 1) с. 165, 175]
   Также интересным является тот факт, что, вероятно, Золотинка вышла замуж за Бомбадила во вполне обозримом прошлом. «Приключения Тома Бомбадила» сообщают, что, Умертвие в период сватовства к Золотинке являлась к Тому. Кстати, Золотинки ее, Река (Ветлянка), почему-то очень сокрушается оттого, что дочь досталась Бомбадилу [4, с. 52-53] Если к моменту свадьбы существовало Умертвие, то, вероятно, были уже и курганы Могильников, а, соответственно, места уже обезлюдели. Следовательно, это не могло произойти ранее 1974-75 годов Третьей Эпохи, когда были уничтожены и Северное Княжество, и Ангмар. Таким образом, срок брака между Золотинкой и Бомбадилом (или хотя бы срок существования легенды о нем) не превышает срока существования «суверенной» Хоббитании [2, приложения, с. 1073]. 
   А теперь рискну высказать версию о том, как роль Бомбадила и Золотинки могут понимать хоббиты. Итак, в хоббитской картине мира они представляются Временем и Смертью. Время было всегда – раньше, чем что бы то ни было другое. А Смерть может появиться только тогда, когда появятся живые (т.е., не раньше прихода хоббитов, «носителей культа»). Говоря о Смерти, важно учитывать, что именно Смерть, в конечном счете, является силой животоворной, ибо обеспечивает смену поколений, не позволяет природе останавливаться и вечно дряхлеть. Смерть вполне может быть избавлением от гнета Времени.
   В подтверждение высказанного тезиса снова вспомню эпизод в Фангорне. Пиппин говорит: «…Деревья тоже, глянь, в сухой листве: листопадов для них словно и не бывало! Неприбрано, в общем. Вот уж не знаю, какая здесь может быть вестна, а тем более весенняя уборка»  «Однако же солнце сюда порой заглядывает», - возражает Мерри [3 (т.2), с. 70] [...] Там где нет обновления, нет смерти, нет и жизни. И вновь появляется тема уборки: средства обновления и главного, судя по всему, занятия Золотинки. 
   Рискованное предположение: Золотинка  - и есть то Солнце, которое, хотя и не приводит к обновлению, но, по мысли Мерри, в Фангорн все-таки заглядывает – и поэтому там не так жутко, как в Лихолесье, совершенно не живом лесу (обратимся-таки минимально к эльфийским истокам, возможно сохранившимся в народном сознании хоббитов, и предположим путь их преломления: Солнце = Плод Лаурелина = Золотая Ягода = Goldberry ( ). Содержание верований, по сути, совершенно не должно зависеть от реальности физики небесных сфер).

   Теперь вернемся к тому, что случилось с хоббитами после того, как они окунулись в «чудеса» Вековечного Леса: Перво-наперво их заманил Старый Вяз и двоих из них проглотил, а одного чуть не утопил в Ветлянке. За то, что «попадание в Вяз» и «купание в Ветлянке не являются случайными процедурами, говорит также сцена со «сватовством» Бомбадила к Золотинке, где сам Бомбадил претерпел все выпавшие на долю хоббитов напасти.
   Зачем эти процедуры нужны, я пока ответить не готова, однако приходится констатировать, что некое влияние на их пережившего они оказывают. О последнем можно судить по снам, которые снились хоббитам в доме Бомбадила: если Пиппину и Мерри, побывавшим в Вязе снились вполне хоббитские «лесные кошмары», то Фродо видел совсем другой сон, и вряд ли это связано с воздействием Кольца, потому как ничего ужасного ему не приснилось. Сэм, не подвергшийся ни одной из процедур спал без сновидений.
[...]
   Все описанные процедуры  очень похожи на многоступенчатую инициацию, начавшуюся в Вязе, а закончившиеся умыванием в доме Тома Бомбадила. [1, р.  122; 2, с. 135; 3 (т.1) с. 167 ] Мол, «готовы ли гости к ужину?», не повредит ли им «пища богов» без специальной подготовки? Не покажется ли пылью и прахом?
 
IP записан
 
Ответ #63 - 04/06/10 :: 8:23pm
salpe   Экс-Участник

 
Том Бомбадил действует - эпизод в Могильниках и выводы автора
____________________
http://www.kulichki.ru/tolkien/forum/showthread.php?s=16f961f78b250c7f0717fe4d6a... - статья Merrybran в Арде-на-Куличках (продолжение)

   В конце концов, не является ли посещение Могильников «обязательной частью программы» пребывания хоббитов во владениях Бомбадила? Случайно ли они туда угодили? 
   А теперь, после всего вышесказанного, мне хотелось бы вернуться к разговору, который, в конечном счете и послужил поводом для этого разбора
[...]
В той беседе камнем преткновения послужила брошь, взятая Томом из Могильников.
Том Бомбадил взял из груды драгоценностей в Могильниках только брошь в виде бабочки (точнее, похожую на нее цветом, и переливами): "...A brooch, set with blue stones, many-shaded, like flax-flowers or the wings of blue butterflies" [1, p. 142]
   Возникает вопрос: почему? Почему он взял именно это. Ведь скорее всего, дело было не в какой-нибудь исключительной художественной ценности данной броши, а в связанных с нею обстоятельствах. 
[...]
Брошь и ее хозяйка по имени не названы, что удивительно. В Аpp. А. есть предположение о том, кому принадлежал курган (последнему князю Кардолана), но никаких деталей там больше нет. В то же время этот курган не просто так попался хоббитам, и Том не просто так последовал за ними, и дал им туда угодить (то, что он за ними последовал,  наиболее логично об'ясняет его мгновенное появление по зову Фродо - в книге никто не перемещается мгновенно, и пеший не обгоняет конного). Т.е. мы можем предположить, что привело их туда то же, что привело Бильбо в пещеру некоего Голлума   
   Предметы в Средиземьи довольно часто имеют некую привязанную к ним судьбу, которая как бы передается людям (эльфам, хоббитам), этими предметами (временно) обладаюшим. Я представляю себе этакие невидимые обычному глазу "нити судьбы".
   В большинстве мифологических традиций (от Средиземноморья до Японии) бабочка является метафорой души [см. например: 5, с. 71-72; 6, с. 363 (сказка № 176), с. 385, коммент. № 2 к сказке № 176]. Если я верно понимаю роли Тома Бомбадила и Золотинки в хоббитском космосе (я имею в виду, что они являются какими-то силами, отвечающими за плодородие, смерть и возрождение, возможно, за время), то взятие Бомбадилом бабочки=души для Золотинки=Смерти было бы вполне закономерно.
   Эмигрант: Бабочка в описании броши упоминается, но не прямо для описания формы. "...A brooch, set with blue stones, many-shaded, like flax-flowers or the wings of blue butterflies"  дословно "Брошь с голубыми самоцветами, многих оттенков, как цветка льна или синева крыла бабочки". Случайны ли эти оттенки? Не могу проверить про бабочку, а вот flax-flowers (именно цветы), если верить найденному мной на сети, в средние века считались предохраняющими от колдовства (sorcery).    Другие пишут, что лен принадлежал  богине по имени Hulda, предположительно связанной с загробным миром, зимой и курганами (burial mounds), откуда, опять же предположительно, Hulda = Hel (с чем не все согласны, и предлагают Hulda = Frigg). Очень интересный, как оказалось, цветок!
[...]
Если все предыдущие предположения верны и брошь, действительно «содержит» душу, главным становится вопрос о ее хозяине. Варианта здесь два:
   Это душа кого-то из хоббитов. Предположительно – Фродо, у которого душа изъята и заменена, скажем, «душой Кольца». Как она была изъята, если это так? 
• Возможно, что это связано с «притягиванием» Старым Вязом,
• Тогда Ветлянка, возможно, сойдет за Стикс, и купание в ней не может иметь «животворящей» силы.
• Кстати, на Фродо чары Умертвий не действовали, может быть, потому, что он был не вполне жив?
• Из всего вышесказанного можно заключить, например, что хоббиты, подверглись неким процедурам инициации. Прощаясь с Бомбадилом, хоббиты были выпущены обратно, в мир живых. Но одну душу Том все-таки забрал.
   Это была версия номер раз. Вот версия номер два:
• Брошь не имеет к хоббитам прямого отношения, душа принадлежит постороннему существу.

   Остановлюсь на приведенной ниже версии:
• Бомбадил, глядя на брошь, вспоминает некую даму: «Та, что некогда ее на плече носила, Краше звезд была лицом, солнечней сапфира…» [3 (1), с. 188]
   Что это за дама?
• Если предположить, что это некая арнорская женщина, скорее всего, какая-нибудь княжна.
• Арнор граничит с Ангмаром и постоянно с ним воюет.
• Король-мертвец, предводитель назгулов, был когда-то правителем Ангмара.
• Ему предсказали, что он погибнет от руки женщины.
• Мерри, приходя в себя после пребывания в Могильниках, говорит: «Ночью напали они с севера, и было их не счесть. Копье пробило мне сердце…» [3 (т 1) с. 186], повторяя слова какой-то неупокоенной души.
• Меч которым был убит Король-Призрак был «родом» из Могильников.

   Вот набор фактов, собранных, вроде бы в случайном порядке. Теперь, что у меня из них получилось:
1. Душа, воплощенная в броши, принадлежит «Той, что некогда…» 
2. Именно ей было суждено убить назгула, но она, в силу обстоятельств, своей миссии не выполнила.
3. Поэтому ее душа не успокоилась, возможно, она – и есть Умертвие. Хотя, с другой стороны, это можно только предполагать, поскольку неизвестно, что там творится, в Могильниках, и кто, собственно такое (такие) Умертвие (Умертвия).
4. Бомбадил успокоил душу (или Умертвие), передав ее предназначение через хоббитов дальше, а самой душе даровав место в царстве мертвых – «на плече Золотинки».
5. Остается вопрос: от чего умер назгул – от руки женщины Йовин или от меча Мерри, несущего в себе предназначение?
   Эмигрант: В сцене гибели короля назгулов - а там этому мечу посвящен целый абзац, что само по себе свидетельствует о его неординарности - подчеркивается, что "no other blade ... would have dealt that foe a wound so bitter... breaking the spell that knit his unseen sinews to his will" [1, р. 826] - ужасно трудно перевести, но как ни переводи, мы имеем "никакой другой клинок" и "разрушив чары".
   Безразлично, тот ли самый единственный клинок, или "другой такой же подошел бы", в любом случае его обретение и дальнейшая цепочка "случайностей" приведшая его на Кормалленское поле в то самое место и время - случайности, наверное, того же рода, что и в истории Бильбо, случайно отставшем и заблудившимся. По крайней мере, более четких указаний никому, даже Мудрым, никогда не дается, кроме очень редких случаев (скажем, Элронд чувствует, что только Фродо, из всех присутствующих, может быть суждено уничтожить Кольцо - но на то он и потомок Мелиан, майа, обладавщей предвидением.)
[...]

В эссе «О волшебных сказках» Дж. Толкин, рассуждая об их природе сказки говорил, что обычно мало интересны те события, которые происходят в самой Волшебной Стране. Куда интересней приключения обитателя «обычного мира» в Волшебной стране («истории, посвященные исключительной жизни фей, которые в современном английском языке включают понятие «эльфы» сравнительно редки и малоинтересны. Гораздо чаще хорошие сказки повествуют именно о приключениях человека в волшебном царстве, полном опасностей, или у его туманных границ» [4, c. 144]). 
   Путешествие хоббитов из Хоббитании в «остальной мир» по сути, как мне кажется, является таким же путешествием в Волшебную Страну, тогда как сама Хоббитания – в некотором смысле – Волшебная Страна для остального мира (не случайно Король Элессар в конце ВК запрещает остальным народам доступ в Хоббитанию – 1427 г. (Л.Х.) [2. приложения, с. 1085]). Тем самым он как бы оставляет за хоббитами «почетное право» быть «жителями холмов», т.е. волшебными существами, тогда как весь остальной мир, интегрируясь, в конечном счете перестает быть волшебным, поскольку включает волшебство в жизнь, позволяет ему существовать вне каких-либо магических рамок. Здесь видение мира мифологическое (свойственное хоббитам) трансформируется в богословское, и отныне дуализм «волшебное=чужое/не волшебное=обыденное» сменяется проблемой взаимоотношений добра и зла, принадлежности каждого к одной или другой стороне.
   Однако, на мой взгляд, особое положение, которое в Четвертой эпохе, согласно королевскому эдикту 1427 года занимает Хоббитания, является со стороны Толкина некоторой уступкой Волшебной стране: он не хочет (или не может) окончательно объединить «тот» и «этот» миры и устанавливает между ними границу – прозрачную, проницаемую, - но, тем не менее, чрезвычайно значимую. Значимость этой границы особенно иллюстративна в случае ее отсутствия или разрушения: см. труды Н.Д.Перумова, а так же любое фэнтези, где «волшебные существа» живут, погруженные в «бытовуху» и не замечают своей инаковости. Так, у  Перумова, меня несколько покоробил его способ манипулировать именами и сущностями внутри Хоббитании. Чего стоит одно имя Фолко Брендибак: Фолко – имя типично Бэггинсовское (в конечном счете – обывательское, ибо Бэггинсы – одна из наиболее «благонадежных», а потому наименее «волшебных» хоббитских семей), и сочетание его с фамилией Брендибак дает фантом, подобный, например, «Васе Плантагенету» или «Пете Рюриковичу». По этой же причине Брендибаки НЕ МОГУТ тогровать репой: не для того они существуют. Отпорная Городьба НЕ МОЖЕТ быть разрушена, поскольку это – не просто забор, а силовая линия хоббитского мира, разрушение которой возможно только после того, как умер последний Брендибак. А, возможно, и вовсе вместе со смертью последнего хоббита.
[...]

   Несколько слов в заключение. Моей целью было показать, что хоббиты обладают собственной и даже вполне самостоятельной культурой. И говорить в данном случае, что, мол, «все от эльфов», в данном случае мне представляется бессмысленным: это все равно, что сказать, что мы с американцами – индоевропейцы, мы как нация образовались раньше, поэтому американцы испытывают постоянное и направляющее влияние русской культуры. 
   Мне хотелось рассмотреть, на мой взгляд, почти совсем не изученную область Средиземья, понять, почему же ВК начинается словами «Разговор у нас пойдет прежде всего о хоббитах» - и, наверное, доказать, что хоббиты не так просты, как это кажется. Мне кажется глубоким заблуждением считать, что хоббиты – просто веселые обжоры, не имеющие собственного языка, пришедшие неизвестно откуда, неизвестно зачем. В ВК важной темой являются рассуждения об исключительной живучести этого народа. А живучий народ не может существовать без собственной культуры, достаточной для того, чтобы питать его. Мне просто хотелось очертить эту культуру так, как я ее вижу.

Литература:
1.J.R.R.Tolkien, “The Lord of the Rings”/HarperCollinsPublishers.- London.- 1995.
2.Д.Р.Р.Толкиен, «Властелин Колец»/пер. Н.В.Григорьевой и В.И.Грушецкого, - Ленинград, «Северо-Запад» - 1991.
3.Дж.Р.Р.Толкиен, «Властелин Колец»/пер. В.Муравьева и А.Кистяковского - М. «Радуга» 
( в 3-х томах), - 1991- 1992. 
4.Дж.Р.Р.Толкиен,  «Возвращение Беортхнота»/пер. с англ. – М.: «Эксмо-Пресс»; СПб.: Terra Fantastica. - 2001.
5. Энциклопедия символов, знаков, эмблем /сост. В. Андреева и др. М.: Локид; Миф. – 1999. 
6. Японские народные сказки/ Сост. и пер. В.Н.Марковой. – М.: «Наука» гл. ред. восточной литературы. – 1991.

Благодарности: Большое спасибо Татьяне Емельяновой, Ольге Ксендзовской и Эмигранту
за плодотворные обсуждения и идеи.
 
IP записан
 
Ответ #64 - 04/09/10 :: 2:49am
salpe   Экс-Участник

 
Как лихо Том Бомбадил засушил хорошую тему! Я им почти горжусь  Подмигивание

Итак, еще одна попытка продолжить обсуждение. Хочу спросить, это мой личный глюк или как-то можно обосновать деление "Валар/майяр - Слуги Эру, эльфы/люди - Дети Эру"?

Логике Арды вроде не противоречит. Манве (самый главный из Слуг) именуется наместником Эру в Арде, подчеркивается, что он жестко связан правилами и законами, по спорным моментам все время советуется с начальством... В общем, несамостоятельная фигура...

Как это мы можем использовать?

Например, в Очень Большом Театре "Арда" есть вспомогательный персонал, отвечающий за помещение, реквизит, удобства и т.п., и есть актеры, обеспечивающие Зрелище. У каждого свои функции, только Мелькор не удовлетворился должностью Главного Администратора и полез на сцену. За что был понижен в должности, а затем и вовсе арестован и вытолкан из Театра взашей...

Если провести такую аналогию, то продолжительность жизни актеров-"эрухини" может зависеть от того, насколько хорошо они играют свою роль. Если Главный Зритель был захвачен Действом, то Он может шоу продлить, а актеров (aka "Берен&Лютиен", народ Нуменора) наградить вотпрямщас, не сходя со сцены. Это будет "правильное" продление жизни (не бессмертие!). Но есть и "неправильное", когда плохой актер хочет любой ценой остаться на сцене (Мелькор, Ар-Фаразон, эльфы-кольценосцы, Горлум). Так появляется идея-фикс и ее материальные воплощения (Сильмарили, Кольца, Земля Бессмертных), погоня за которыми тоже продлевает жизнь, но "неправильно". Потому что такой товарищ (в процессе "Остапа несло") сжигает не только себя, но и "доходы будущих периодов", до которых способен дотянуться (детей, народ, страну - свое будущее, в общем).

Какие будут вопросы, возражения, уточнения?  Стоит ли разворачивать дальше? Улыбка

Ingolwen, Элхэ Ниэннах,  я походила по ссылках и в Лингвистике. Поняла, что одного на всех Заратустры пока нет Подмигивание Поэтому в своей писанине буду
следить за содержанием, а форма, надеюсь, никого не обидит. В крайнем случае, меня спросят/поправят, OK?  Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #65 - 04/09/10 :: 4:04pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27684
*
 
Цитата:
Ingolwen, Элхэ Ниэннах,  я походила по ссылках и в Лингвистике. Поняла, что одного на всех Заратустры пока нет Подмигивание Поэтому в своей писанине буду следить за содержанием, а форма, надеюсь, никого не обидит. В крайнем случае, меня спросят/поправят, OK?  Улыбка

Да не вопрос! Улыбка
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #66 - 04/09/10 :: 8:07pm
Ingolwen   Экс-Участник

 
salpe, не ругайте Тома, он не виноват! Смех
А вот автор статьи - ой, уехал в сферы Озадачен. Я уже прочитала, чуть-чуть по ней скажу, но пока отвечать подробно времени нет.

А Заратустра все-таки есть один - в приложениях к "ВК" и "Сильмариллиону" Подмигивание - только вот на русский эти тонкости не всегда даже и переводятся. Но некоторые правила все-таки есть - как, скажем, со множественным числом и склонением имен.
Проще, скажем так, не слишком русифицировать, наверное.
Хотя если ради шутки: Феанорычи, Галадриэль Финарфиновна и т.д., то и не страшно. Или ради рифмы иногда, к примеру:

где менестрели пели ели
в лесах златых галадриэли

или
(Арагорн):
ну что вы, милые народы
вас спас не я а хоббит Фродо
(Народ):
Мы, нечёсанный народ,
никаких не знаем фрод.
царствуй, Арагорн, ца-а-арствуй!

(с) Хатуль "Назгуэль"

А про продление жизни - конечно, давайте! Вот, кстати, тому же Тому Бомбадилу оно было ну абсолютно без надобности.
 
IP записан
 
Ответ #67 - 04/10/10 :: 7:12am
salpe   Экс-Участник

 
Цитата:
Я уже прочитала, чуть-чуть по ней скажу, но пока отвечать подробно времени нет

Ingolwen, я сейчас тоже... Печаль В общем, терпеливо жду. И по "Театру" тоже. А то без отзывов непонятно, то ли глупость несусветная, то ли нарисовано с выпендрежем что-то новое Круглые глаза

Цитата:
А про продление жизни - конечно, давайте!

Даю про продление жизни Подмигивание Тема "Театра" с другой стороны. Опять спорные тезисы, поэтому welcome критиковать (по логике Земли или Арды - без разницы)  Улыбка

Сначала про эмоции. Именно их наличием, развитостью и широкой сферой применения Эрухини в Арде отличаются от "всего остального" (Валар руководствуются _преимущественно_ чистым разумом, хозяйство Йаванны - инстинктами, низшие фейри - вообще непонятно чем Нерешительный

Эмоции - это такая встроенная "палочка-выручалочка", позволяющая отреагировать быстро. Следовательно, Валарам эмоции не очень нужны: у них интеллект, они головой думают быстро (еще быстрее, чем эрухини "ж...й чувствуют"). Конечно, лучше не попадать в чрезвычайную ситуацию и пользоваться головой (т.е. волей и рассудком) все время. Но в критичной ситуации эмоции спасительны, т.к. 1)позволяют действовать хоть как-то 2)спасают мозг от "перегрузки", экономят ресурсы (aka Скарлет О"Хара: "Я подумаю об этом завтра" или комментарии после терактов вроде “так москвичам и надо” Печаль).

В первые Эпохи Арды разного форс-мажора у эрухини - выше крыши (исключение - Валинор, но и там Мелькор поработал...). Поэтому тогда в истории засветилось много героев, ведомых страстями. Феанор, Турин - отрицательные (но отношение к этим гадам жертвам обстоятельств скорее сочувственное - сорвались, перегорели, "ну не шмогли"). Берен&Лютиен, Финрод, Хурин - положительные (ура, не все безнадежно в Датском королевстве, можно выглядеть достойно и с напрочь "выключенными" мозгами) Улыбка
Дальше, из-за изгнания Мелькора (и периодичного обуздания Саурона), Арда "устаканилась", и у эрухини появилась возможность, эээ, комфортно задействовать голову, т.е. время для личностного созревания. Теперь можно _безнаказанно_ чувствовать любопытство к окружающему миру, а не только узконаправленую ненависть к врагу/любовь к Родине(человеку/эльфу, коллективу). Новыми героями стали ученые-исследователи-философы (Келебримбор, Элронд, истари, образованные хоббиты).

К чему все это? А вот, по Профессору, направление развития людей - эволюция сознания (от обезьянычеловека - к Вала).

"Атрабет...": "Люди (Пришедшие Следом, или Вторая раса) пришли вторыми, но предполагалось, что в изначальном замысле Бога им было предназначено, пройдя обучение, принять на себя власть над всей Землей и, в конце концов, стать валар, дабы "обогатить Небеса", Iluve".

"Повесть Аданэли":"Вы - мои дети. Я послал вас, чтобы вы жили здесь. Придет время, и вы унаследуете всю Землю, но пока вы еще дети и должны учиться. Взывайте ко мне, и услышу; ибо я смотрю на вас"

Т.е. неугоден Эру тот, кто идет по пути деградации. Кто в привычном режиме существования (не форс-мажор!) вместо изучения мира, отгораживается от него. Кто мышление и развитие считает роскошью, заменяя их одной конкретной эмоцией, черпая силы в ней и пытаясь найти для этой эмоции новое топливо. И именно такие "отказники" легко "ловятся" на магические артефакты. Заметим, что кольца эрухини (3 и 9) как раз завязаны на замедление времени. Т.е. вместо того, чтобы обучаться "правильно применять" эмоции (т.е. ориентироваться в обстановке и правильно реагировать на нее), отдельные несознательные личности захотели "зафиксировать" ситуацию, в которой уместно испытывать "любимую" эмоцию.

"Сильм": "Саурон захватил все прочие Кольца Власти и передал их прочим народам Средиземья, надеясь таким образом привести под свою руку всех, кто жаждал тайной силы, не дарованной изначально его расе"

Цитата:
про продление жизни ... Вот, кстати, тому же Тому Бомбадилу оно было ну абсолютно без надобности

Ingolwen, разумеется! Он же майя, не эрухини (против "эрухин" личный Заратустра брыкается, извините Смех). Том в чудеса не верит, он _знает_, что время не остановишь. Поэтому Кольцо его и не цепляет...

Кстати, Ingolwen,Элхэ Ниэннах, есть вопрос. Термин для _Айнур_спустившихся_в_Эа_. По аналогии с "эрухини"? Как одним словом можно обзывать Валар/майяр? Озадачен
 
IP записан
 
Ответ #68 - 04/10/10 :: 2:27pm

Li   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
*долго чеша затылок*
М-м-м-м-м... Матчасть. То, что "эрухини" - это только эльфы-люди, а к валар-майар этот термин не применяется - это банально сказано в Сильме.... щас поищу где и как конкретно о Детях Илуватара...
Цитата:
И случилось так, что когда это видение Мира развернулось перед ними, Аинур заметили, что оно содержит в себе нечто, чего не было в их замыслах. И они увидели с изумлением приход Детей Илюватара и место приготовленное для них. И Аинур ощутили, что они сами, трудившись над своей музыкой, были заняты подготовкой местопребывания Детей Илюватара. Но все же они не поняли, что смысл создания мира не только в воплощении красоты их замыслов, потому что Дети Илюватара - это позднейшие эпохи, это конец Мира.

Айнур - сами по себе, Дети Эру - сами по себе. Точка.

Далее. Валар-майар одним словом - это по одной версии "Айнур" - поющие. По другой версии, где "Айнур"="Валар и только Валар" майар несколько выбиваются из контекста. Но поскольку они по этой же версии "орудия" Валар, то и "причислять их к сонму святых" как-то много чести. Ну и вообще, зачем айнур-валар-майар как-то называть, если они УЖЕ как бы называются? Более того:
Цитата:
И эти Аинур стали жизнью Мира, а он - их жизнью. И потому их называли Валар, Силы Мира.

"Потому их называли Валар". Те, Айнур, кто спустился в Эа - И ЕСТЬ Валар. Точка.

Копия ломаются, каким боком в эту схему впихнуть майар, по поводу их "айнурскости" и участия, соответственно, в Айнулиндале... А так, в принципе, особой нужды в _дополнительном_ термине как бы и нет. Матчасть, по-моему, все по полочкам.

И да. Крайне рекомендую прочесть "взгляд с другой стороны", если говорите, salpe, что ЧКА еще не читали. Там как раз немало тонких моментов о Детях Эру (которые на самом деле Дети Мелькора), майар-орудиях и прочих.
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #69 - 04/10/10 :: 11:51pm
salpe   Экс-Участник

 
Li, благодарю. Валар так Валар Улыбка

Цитата:
То, что "эрухини" - это только эльфы-люди, а к валар-майар этот термин не применяется - это банально сказано в Сильме....

Вот и мне так помнилось, а потом мне сказали, что "Валар - тоже дети Эру", и пошли сомнения...

Цитата:
И да. Крайне рекомендую прочесть "взгляд с другой стороны", если говорите, salpe, что ЧКА еще не читали. Там как раз немало тонких моментов о Детях Эру (которые на самом деле Дети Мелькора), майар-орудиях и прочих.

Я уже читаю потихоньку. Только пока не могу связать ЧКА-шную Арду и профессорскую, это 2 разных мира, ИМХО  Печаль
Может я повторяю то, что давно написано в ЧКА, а народ стесняется мне это сказать? Или просто, находясь здесь, неприлично быть незнакомым с "классикой"? Озадачен
 
IP записан
 
Ответ #70 - 04/11/10 :: 12:21am

Li   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Вот как раз мысль про "Валар - тоже дети Эру", она навевается ЧКА-версией. Там вообще много... детей.

И нет. Про Тома Бомбадила в ЧКА ни слова, так что, не повторяете. Просто, Ваши рассуждения об актерах, которые не хотели со сцены и тянули одеяла на себя, годятся только для Сильм-версии. И лично мне кажется, что... дополнив, что ли, свои исходные посылки ЧКА-версией, Ваши построения, выводы получатся еще более многообещающие! Улыбка Ну или какие-нибудь параллельные, если так и не склеится стереоскопическая картинка. Все равно удобнее станет понимать друг дружку. Спасибо, кстати, что напомнили идеи Merrybran.
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #71 - 04/12/10 :: 5:11am
salpe   Экс-Участник

 
Цитата:
Ваши рассуждения об актерах, которые не хотели со сцены и тянули одеяла на себя, годятся только для Сильм-версии
И это прекрасно! Улыбка На большее и не претендовалось

Цитата:
И лично мне кажется, что... дополнив, что ли, свои исходные посылки ЧКА-версией, Ваши построения, выводы получатся еще более многообещающие!

Li, расскажите, пожалуйста. Как Вы это видите? У меня Толкин и ЧКА, как еж с ужом, не скрещиваются. Арда (и наша Земля, ИМХО) - однополярный мир Эру, а в ЧКА - два полюса (Валар и Мелькор). Разные модели...

Цитата:
Спасибо, кстати, что напомнили идеи Merrybran.

Не за что  Улыбка А как Вам они?
 
IP записан
 
Страниц: 1 ... 3 4 5