Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 4 5 
Мелькор и всё остальное (Прочитано 14200 раз)
Ответ #30 - 04/29/03 :: 7:34pm

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
Панча, ну вот, абсолютную этическую шкалу мы завели. То, что у объективное добро получилось в районе плюс бесконечности, имхо, хорошо, а не плохо. Главное - замыкание есть. Разовьёмся (просветлимся и т.д.) до бесконечности - замкнёмся. Так?
То, что объективное зло не ноль, а минус бесконечность, это уже интереснее. Симметрия получается? Тогда кроме Большого Плюса должен быть Большой Минус.
Что таки будет при замыкании в эту степь?

Дальше, смотрим на практическое применение шкалы - получаем, что условия применения норм надо учитывать... так? Этическое поле общее, но поступок как таковой не задаёт вектора, только вместе с окружающей действительностью? Ситуативная, "мгновенная" этика получается?

Насчёт борьбы со злом. Вообще бывает как самостоятельное явление, в такой-то модели?

Насчёт "встроенного компаса" - помнишь, обсуждали? Модель твоя, имхо, требует наличия этого девайса. Без него не генерализуется.
 
IP записан
 
Ответ #31 - 04/29/03 :: 7:37pm
Ципор   Экс-Участник

 
R2R, vam vopros tot zhe.  Улыбка Chto takoe "ob'ektivnoe dobro"? Mozhno opredelenie? Poka ego net - imho, eto obmen nichego ne oznachajushimi frazami.
"

 
IP записан
 
Ответ #32 - 04/30/03 :: 12:52am
Лапочка   Экс-Участник

 
Вообще-то разная мотивация разрушения Столпов - это также разная фактология. В ЧКА от Столпов и правда вред, так что поступок Мелькора для мира хорош.

Зачем люди преподносят нам миры, в которых уничтожать кого-то именно под корень хорошо и правильно? Для начала это очень редко удаётся воплотить. Я не вижу необходимости истреблять толкиеновских орков, а уж брилёвских Тёмных и подавно. Почти всегда выходит, что _по тексту_ уничтожать таки нет необходимости, это только в замысле автора так.   _Настолько_ извратить нашу этику - это нужен очень незаурядный талант, просто гений, который таким авторам редко достаётся - бодливой корове Бог рогов не даёт. А мы читаем книги, а не замыслы. Да, но зачем такие "миры" постулировать? Просто - потому что с реальными людьми, с реальным миром не выйдет доказать, что надо разных технократов/атеистов/сатанистов /кого там не любит данный автор уничтожать под корень. А вот опиши их жуткими орками - глядишь, кто и согласится с тобой. Тогда образ "злых орков" и "империи Зла"* в массовом сознании накладывается на представление о реальных людях-противниках и их реальной культуре, и моральный барьер в их отношении снижается - их начинают видеть как орков... Это общая схема действия литературных (и кино- и телевизионных) агитсюжетов о Врагах.

*Толкиеновское "evil empire" (=Мордор) американцы очень успешно применяли по отношению к СССР.
 
IP записан
 
Ответ #33 - 04/30/03 :: 5:44pm

Бенедикт   Вне Форума
Матерый
Германия/Росток

Пол: male
Сообщений: 315
****
 
Ципор (уточнение): вавилоняне и о загробной жизни заботятся, если считают, что она есть и на нее можно повлиять. АФАИК, так было и в самой Месопотамии, не говоря уж о Египте. С другой стороны, есть люди и даже целые секты, называющие себя христианами, но отрицающие загробную жизнь или равнодушные к ней. Имхо, здесь различие не столько в этике, сколько в представлении о фактах.

Панче и R2R: не люблю слова "объективный", но мне кажется, что наиболее приемлемый (теоретически) этический идеал - это такое состояние мира, в котором все желания всех населяющих его существ либо уже удовлетворены, либо удовлетворяются по мере возникновения. Думаю, что ни вавилоняне, ни теоцентристы не будут против такого мира.

Различия начинаются, когда желания противоречат друг другу, и приходится расставлять приоритеты. Например, если божество обещает мне, условно говоря, плюшку в обмен на поклонение, а я плюшку-то съесть хочу, а поклоняться - нет. Теоцентрист в такой ситуации скажет, что я обязан согласиться на эти условия и еще поблагодарить божество за плюшку, а вавилонянин - что такая сделка неприемлема.
« Последняя редакция: 04/30/03 :: 7:26pm от Бенедикт »  
IP записан
 
Ответ #34 - 04/30/03 :: 6:56pm
Сиоре Саэнни   Экс-Участник

 
Панча,так называемая "абсолютная" шкала температур тоже относительна - относительно точки замерзания...не помню сейчас,чего именноПодмигиваниеСоберутся академики,договорятся насчет другого показателя,взятого за основу - и хана абсолютуУлыбка
В философских построениях ,а спор об этике именно таков,понятия абсолютного(то, что надо всем) и объективного(то,что вне сознания субъекта) не равнозначны.

Ципор то,что вы говорите о социуме -
Цитата:
1) взаимное ограничение желаний, которые реализуются за счёт существенного ушерба соседу -(...)
2) долг взаимопомощи - общество, в этике которого отсутствует такое понятие, сдохнет при первом же кризисе
3) непричинение лишнего вреда - при достижении цели выбирать способ, причиняющий наименьший вред окружающим. (...)

- это все применимо и к стае крыс.У них есть этика?УлыбкаМы  таки уравниваем "объективное добро"  с физическим выживанием популяции?

Сиорэ
 
IP записан
 
Ответ #35 - 04/30/03 :: 7:08pm

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Рейнджер, оказывается, без "встроенного компаса", указующего "верную дорогу", не обойтись.

По здравом размышлении, на эту роль у меня назначилось нечто, в просторечии именуемое совестью. Принцип работы: эмпатия, чувство "другого как себя". Спасибо Брилевой, надоумила.

Теперь, что касается Большого Минуса. Симметрия имеется, правда, но - кажущаяся. Почему. На "плюсе" расположен Бесконечный Источник Бытия. Высшая ценность, таким образом, у нас "бытие" (существование?). Объективное добро. Постулируется. Количество "бытия" в направлении минуса абс. этич. шкалы, естественно, уменьшается. Вплоть до полного отсутствия оного в "предельной точке". Минусовая точка-бесконечность мне видится, как "пустая" точка, не принадлежащая множеству "сущего" (обладающего "бытием"). Плюсовая же точка, напротив, исполнена "бытия" под самую завязку, зачерненная точка, принадлежащая множеству (и являющаяся его "первоисточником"). Это я извращаюсь, памятуя о Великой Сфере Римана, где для "бесконечности" зарезервирована всего одна точка. А т.к. знаков м-б два, то "полнота бытия" достается плюсу, а минусу - ничто. В "сумме" плюс-точка (точка)  и минус-точка (дырка от бублика) - одна точка и есть.

"Борьба со злом" как глобальное явление - это вряд ли. Скорее, как "работа над ошибками" в случае "уклонения от правильного курса". Ибо если курс правильный, как бы и бороться не с чем. Мне идея "отрицания отрицания", как фактического "добра", пришла в голову по ассоциации "оправдания сопротивлением злу".

Ципор, если применить предложенную мной абс. этич. шкалу к Вашим примерам, то христианская этика получается очень даже близкой к объективному "добру". Ориентируется на Бога, Бог бесконечен, дал бытие миру и человеку и т.д. Что до спасения души - это, в рамках моей концепции, естественное следствие стремления к плюс-бесконечности, которая есть Источник Бытия. Ну а раз имеется очевидная корреляция, лично я смотрю на Библию, как на столь желанное "практическое руководство", рекомендации по мудрому прожитию жизни, достижению полноты бытия, внутренней гармонии и щастья.

Так, а теперь к Арде/Арте. Прав тот, чей идеал более "бесконечен" Улыбка В Арде Эру всегда прав. В Арте Эа будет "поединее" Илуватара. Хотя наличие высшего порядка в ЧКА вовсе не отменяет того простого факта, что Эру - милостию Эа царь Арды. А царям, вообще-то, следует "отдавать кесарево". С другой стороны: "Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы. Ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным." (Эккл. 4,13-14) И в конце-концов, лучше нам, конечным, совсем воздержаться от абс. этич. оценок: "Не судите, да не судимы будете". (Матф. 7,1)

Сиоре, спасибо за занудство Улыбка Пойду, помедитирую над абстракциями "объективность" и "абсолютность".
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #36 - 04/30/03 :: 7:37pm

Бенедикт   Вне Форума
Матерый
Германия/Росток

Пол: male
Сообщений: 315
****
 
Сиоре: от институтского курса физики у меня остались смутные воспоминания, что абсолютная шкала температур отсчитывается от точки полного прекращения любого теплового движения (состояния, в котором средняя кинетическая энергия молекул равна нулю). Мне кажется, это как раз нечто настолько объективное, насколько это вообще возможно.

Панче: откуда Вам известно, что ведет к Абсолюту или объективному этическому идеалу, а что нет? Из Библии? (Не подумайте, что я иронизирую, я сам христианин, хоть и адогматический.)
 
IP записан
 
Ответ #37 - 04/30/03 :: 8:15pm

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Про абс. т-ру. Это понятие теоретическое, вводится на основании второго начала термодинамики. Полная абстракция. Бенедикт привел достаточное для понимания сути определение абс. нуля т-ры. Если хотите, залезу в физ. словарь и уточню.

Конечно же, мне ничего не известно, "где конкретно лежит Истина". Что я могу сказать?.. Там, в бесконечности. Если вам нужна бесконечная Истина... За всем, мною тут написанным, стоит лишь одна мысль: порядок быть должОн! Хотя бы по теории. Да! И я не имею в виду, что раз должОн, то его как бы надо повсюду навести. Такой порядок, как я мыслю, он сам себя вполне соблюдает и в услугах конечных "помощников" не больно нуждается...
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #38 - 04/30/03 :: 8:17pm

Wirade   Экс-Участник
do live here

Пол: male
*
 
Бенедикту:

"этический идеал - это такое состояние мира, в котором все желания всех населяющих его существ либо уже удовлетворены, либо удовлетворяются по мере возникновения. Думаю, что ни вавилоняне, ни теоцентристы не будут против такого мира". 

Не знаю насчет теоцентристов, но это в точности и есть вавилонский идеал - очень точная его формулировка. Народный аналог: "Чтоб все всем было и никому ничего за это не было".

"...если божество обещает мне, условно говоря, плюшку в обмен на поклонение, а я плюшку-то съесть хочу, а поклоняться - нет. Теоцентрист в такой ситуации скажет, что я обязан согласиться на эти условия и еще поблагодарить божество за плюшку, а вавилонянин - что такая сделка неприемлема".

Вавилонянин такого не скажетУлыбка. Он скажет, что если (при прочих равных) больше хочется плюшки, чем не хочется кланяться - поклонись, а если больше не хочется клняться, чем хочется плюшки - то не кланяйся.

Если бы вавилоняне говорили то, что предполагаете Вы, то они никогда никому не приносили бы жертв.
Вот если вместо поклонись подставить "искренне поклонись как Тотальному Абсолюту, отказавшись от самости" - тогда вавилонянин скажет "не кланяйся", так как ему предлагают, собственно, умереть, чтобы получить плюшку (на делее ее получит Новая Личность) - а зачем мертвецу плюшки?
 
For as we come and as we go (and deadly soon go we!)&&the people, lord, Thy people, are good enough for me!&&&&Rudyard Kipling&&
IP записан
 
Ответ #39 - 04/30/03 :: 8:29pm

Бенедикт   Вне Форума
Матерый
Германия/Росток

Пол: male
Сообщений: 315
****
 
Wirade, спасибо за уточнение. Именно такое поклонение я и имел в виду. А насчет теоцентристов - что же еще они могут подразумевать под благостью Бога? Хотя об этом надо бы у них самих спросить.
 
IP записан
 
Ответ #40 - 04/30/03 :: 9:09pm
Ципор   Экс-Участник

 
- это все применимо и к стае крыс.У них есть этика?Мы  таки уравниваем "объективное добро"  с физическим выживанием популяции?   (Сиоре Саэнни)

Ja kak raz i ishodila iz minimuma, neobhodimogo dlja vyzhivanija a populjacii. Sverh etogo net nichego ob'ektivnogo ,na moj vzgljad. Komu chto bol'she nravitsja i sudit' chuzhuju sistemu mozhno lish' s tochki zrenija svoej sobstvennoj.
Ja ne znaju chto takoe "ob'ektivnoe dobro", a nikto iz prisutstvujushih mne poka etogo ubeditel'no ne ob'jasnil. Улыбка

Ципор, если применить предложенную мной абс. этич. шкалу к Вашим примерам, то христианская этика получается очень даже близкой к объективному "добру". Ориентируется на Бога, Бог бесконечен, дал бытие миру и человеку и т.д. Что до спасения души - это, в рамках моей концепции, естественное следствие стремления к плюс-бесконечности, которая есть Источник Бытия. (Pancha)

Povtorju to, chto uzhe napisala v trede o Znakah Zodiaka. Eto vasha chastnaja sistema cennostej . Eto ne "ob'ektivnoe" (t.e. obshee dlja vseh) dobro - eto vashe predstavlenie o dobre.

этический идеал - это такое состояние мира, в котором все желания всех населяющих его существ либо уже удовлетворены, либо удовлетворяются по мере возникновения. Думаю, что ни вавилоняне, ни теоцентристы не будут против такого мира".  

Не знаю насчет теоцентристов, но это в точности и есть вавилонский идеал - очень точная его формулировка. Народный аналог: "Чтоб все всем было и никому ничего за это не было".
(Wirade)

Nedostizhimyj, chto interesno. Улыбка A u teocentristov - ne uverena. Wirade, sm. diskussii v Udele. Pomnitsja, nekotorye teocentristy (i dazhe ateisty) protiv takoj sistemy vozrazhali. Улыбка
Tol'ko eto ne eticheskij ideal - eto ideal'noe sostojanie mira. V takom mire etika ne nuzhna voobshe, potomu chto etika - eto kriterii, opredeljajushie porjadok prioritetov v otnoshenii razlichnyh zhelanij i sposobov ih osushestvlenija. Esli "u vseh vse est' i nikomu za eto nichego net"  Улыбка- etika ne nuzhna.
 
IP записан
 
Ответ #41 - 04/30/03 :: 9:32pm

Бенедикт   Вне Форума
Матерый
Германия/Росток

Пол: male
Сообщений: 315
****
 
Цитата:
Tol'ko eto ne eticheskij ideal - eto ideal'noe sostojanie mira. V takom mire etika ne nuzhna voobshe, potomu chto etika - eto kriterii, opredeljajushie porjadok prioritetov v otnoshenii razlichnyh zhelanij i sposobov ih osushestvlenija.


Когда это состояние достигнуто, этика не нужна, ясно дело. А вот чтобы к нему хоть чуть-чуть приблизиться - даже очень. Ну, а что достичь нельзя... До звезд тоже не доплывешь, но пользоваться ими в навигации это не мешает.

А какие были возражения против этой системы в Уделе? Что-то я запамятовал.
 
IP записан
 
Ответ #42 - 04/30/03 :: 10:35pm

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Цитата:
- это все применимо и к стае крыс.У них есть этика?Мы  таки уравниваем "объективное добро"  с физическим выживанием популяции?   (Сиоре Саэнни)

Ja kak raz i ishodila iz minimuma, neobhodimogo dlja vyzhivanija a populjacii. Sverh etogo net nichego ob'ektivnogo ,na moj vzgljad.


А что у меня "наверху" находится? Бытие-то оно бытие, а в нормальном человеческом переводе - жизнь. Или, говоря вашими словами, выживание. И чем большему числу "выживающих" способствует этика, тем она "добрее". Есть возражения? И само собой, любое умственное построение субъективно. Мое в том числе.  *пожимает плечами*
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #43 - 04/30/03 :: 11:07pm

Бенедикт   Вне Форума
Матерый
Германия/Росток

Пол: male
Сообщений: 315
****
 
Панче: у нас абсолютная температура определялась, кажется, как средняя кинетическая энергия, деленная на постоянную Больцмана. Но я физик только по Брилевой, а по жизни - математик.

А что касается этических идеалов, то у нас с Вами они, насколько я понял, достаточно похожи. Или Вас тоже не устраивает система "исполнения всех желаний"?
 
IP записан
 
Ответ #44 - 05/01/03 :: 12:03am
Ципор   Экс-Участник

 
2 Pancha

И чем большему числу "выживающих" способствует этика, тем она "добрее". Есть возражения?
В целом, направление правильное, но необходимо ещё посмотреть за счёт чего общество обеспечивает увеличение числа выживающих (либо повышение их уровня жизни - вы включаете в число критериев и это?). Пример: изобрели лекарство от тяжелой неизлечимой болезни. Проблема , правда, в том, что для того, чтобы приготовить дозу, спасающую от смерти 100 человек надо убить одного человека, чтобы использовать какие-то ткани человеческого тела для приготовления лекарства (иного способа нет). Количество выживающих при применении такого способа, конечно, увеличится. Что скажем об этике, которая сочтет допустимым подобную вещь? (добровольцев в расчёт не берем - только принудительное умершвление).
Так что цена, которую общество считает допустимой платить за достижение чего-то тоже существенна.

2 Benedikt
Когда это состояние достигнуто, этика не нужна, ясно дело. А вот чтобы к нему хоть чуть-чуть приблизиться - даже очень. Ну, а что достичь нельзя...
Dlja togo, chtoby k nemu priblizitsja, nuzhno ubirat' ne eticheskie, a tehnicheskie ogranichenija. Etika-to - eto i est' ogranichenie zhelanij imenno potomu, chto tehnicheskie ogranichenija takovy, chto nekotorye  zhelanija nel'zja realizovat', bez togo, chtoby ne prichinit' nesorazmernogo vreda sebe ili okruzhajushim.
Tak chto orientirom dlja etiki on sluzhit' ne mozhet, im ho.

А какие были возражения против этой системы в Уделе? Что-то я запамятовал.
Eto zdes':
http://www.kulichki.com/tolkien/forum/showthread.php?s=&threadid=601

Ну , вообще-то, возражения приводились не против этой картины мира как таковой, а против претензий, почему Бог не создал мир таким, чтобы в нем "всем все было и ничего за это не было". Что, естественно, означает, что надобно либо вводить какие-то механизмы, не позволяющие людям устроить в мире бардак (1) либо с ходу создавать людей совершенных, которые бардак устраивать не станут (2). Вот против этого приводились следующие возражения: (1) уважение к свободной воле людей (2) нельзя отнимать у человека возможность самосовершенствоваться, учась на оshибках.
Почитайте, там всего этого много и подробно.
 
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 4 5