Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 ... 5
Мелькор и всё остальное (Прочитано 14162 раз)
04/23/03 :: 8:33am
Лапочка   Экс-Участник

 
"Если прислушаться, жизнь окажется музыкой. Такой, где, чтобы не лажать, достаточно гаммы и чувства ритма. Это тем, кому не солировать. То есть достаточно совершать поступки, от которых никому не становится хуже, и говорить слова, за которые ничего не будет. Ни кнута, ни шербета. Приблизительно это и есть синхронизм, совпадение с миром. Чем чище совпадение, тем неслышней скрежет и шумы жизни, тем ровнее рельеф бытия, тем меньше злодеев и праведников, которым и не пристало роиться."
(с) Павел Крусанов, "Петля Нестерова"

(Вот тут начинали, то есть продолжали бесконечную дискуссию о Мелькоре и его "Падении". Можно и дальше продолжать.
http://elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?board=tora;action=display;num=1050562769;st...  
http://elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?board=fendom;action=display;num=1688;start=... )
« Последняя редакция: 06/27/13 :: 12:22pm от Элхэ Ниэннах »  
IP записан
 
Ответ #1 - 04/26/03 :: 8:17am
Лапочка   Экс-Участник

 
2Ципор (продолжение отсюда: http://elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?board=tora;action=display;num=1050562769;st... ):
   Письма Толкиена - только его личные мнения Подмигивание А топящий целый народ бог не особо благ, и точка.
   "Если он благ и всезнающ - то, то что он замыслил - есть оптимальный вариант для мира, а любой выход за пределы Замысла  будет ухудшением, как минимум."
Согласна. Но также возможно, что небольшим ухудшением как максимум.  Мелькор не становится чудовищем из-за его несогласия с Замыслом. Его Песня привела к таким вещам, как сильные перепады температур, бури, вулканы и т. п. – красивые и величественные вещи, но для существования людей и эльфов не слишком полезные. Не любил Мелькор тихий райский климат. Так он же не знал, что из Песни будет мир и что в Арде должны жить Дети. О них Айнур ничего заранее не знали.
   «"Никто не признает за ребёнком права украсть игрушку, которую у него забрали родители."  
Я признаю. Ребёнок - человек со всеми правами.
Тогда вы редкое исключение в вопросе признания за ним этого конкретного права.»
Не редкое... в защиту прав детей есть законы. Вообще нельзя забирать игрушку просто так. Ребёнок имеет право на игрушку, она ему принадлежит.
    «А остальные права - поджечь дом/поиздеваться над кошкой - тоже признаете?“ - Это уже лишнее...
   «Это есть констатация факта. Иное было бы ложью. Вы считаете нормой лгать ребенку, чтобы он не обиделся?»
Можно было сказать как-то иначе. С любовью. Love is behavior (с) Andrew Vacchs – для обьекта любви любовь есть, когда она как-то выражена.
« Последняя редакция: 06/27/13 :: 12:22pm от Элхэ Ниэннах »  
IP записан
 
Ответ #2 - 04/26/03 :: 9:53am
Ципор   Экс-Участник

 
Письма Толкиена - только его личные мнения  А топящий целый народ бог не особо благ, и точка.  
Тогда у вас проблема с Потопом в христианстве.  Улыбка Точка зрения либерального богословия мне известна, но, как я понимаю, мы обсуждаем тему не с этой точки зрения (и в любом случае она не является единственной).

Согласна. Но также возможно, что небольшим ухудшением как максимум. Мелькор не становится чудовищем из-за его несогласия с Замыслом.
А я лично так и не считаю. Чудовищем он становится из -за других вещей - выведение орков, к примеру.

Можно было сказать как-то иначе. С любовью.
А это субъективно. На мой взгляд, вполне нормально сказано.
 
IP записан
 
Ответ #3 - 04/26/03 :: 7:03pm
Taess (Tay Iceheart)   Экс-Участник

 
(проходя мимо).. какое хорошее название темы... просто "Винни-пух и все-все-все..."  Улыбка

(останавливаясь на минутку) граждане, вы б определились, вы спорите о мире просто или о мире книги? Если о мире книги, так в ем, болезном, автор прав во всем, и как что он сказал - так оно и есть. Сказал "Сатана и негодяй", так и опа... Сказал "Защитник и герой" - так и тоже оп-па... А ежели о мире просто... так сначала нехило было бы определиться, совпадает ли этика этого мира с миром нашим. А то, знаете ли, бывают и внятные расхождения, ходить же со своим уставом в чужой монастырь - нелепо.
 
IP записан
 
Ответ #4 - 04/26/03 :: 7:35pm
Ципор   Экс-Участник

 
K Tay

Поскольку "граждан" в этом треде пока всего двое, то, я так понимаю, ваш призыв относится и ко мне. Улыбка
Я отвечала на возражения Лапочки , относяшиеся к треду "ельфы и падение" ( по какой-то причине сделанные еju в этом треде). Ну а "падение" ельфов, людей да и вообще кого бы то ни было довольно сложно рассматривать не с точки зрения христианства. Улыбка

Что касется мира и книги

Если о мире книги, так в ем, болезном, автор прав во всем, и как что он сказал - так оно и есть. Сказал "Сатана и негодяй", так и опа... Сказал "Защитник и герой" - так и тоже оп-па...

Не согласна. Автор прав в своем мире исключительно в отношении фактологии, а этическую оценку действиям героев выносит читатель на основании собственной этики с поправкой на этику описанного мира. Если автор описал в своей книге подонка , а потом провозгласил, что это положительный герой , достойный всякого уважения - неужто читатели должны с ним согласиться? Улыбка
При рассматривании мира "изнутри" ничего не меняется. Разумеется, этику описанного мира надо учитывать как часть фактологии.
 
IP записан
 
Ответ #5 - 04/26/03 :: 8:01pm
Taess (Tay Iceheart)   Экс-Участник

 
Нет, не так. Создавая мир, автор задает в нем все: от географии до этики. Я могла бы потрудиться и написать рассказ о месте, в котором категорически другая этика; впрочем, а что тут трудиться... http://belhegor.anihost.ru/taess/textfiles/arson.htm  - вот, пожалуйста, если не лениво - познакомьтесь. И скажите - неэтичны ли поступки "аборигенов", и если да - то с чьей точки зрения?

Аналогично и для другого описанного авторского мира: можно, конечно, судить героев со стороны нашей этики, но что это даст читателю? А ничего, кроме того, что кое-что заберет: для того, чтобы попробовать мыслить внутри этики мира и героя, нужно совершить усилия, но они вознаграждаются интересным опытом. А стороняя, наша оценка поступков героя - что она дает? Наша этика и так при нас... лишний раз ее поиспользовать.. ну... неинтересно.

Ципор, а что значит - опишет негодяя, и скажет герой? Где он негодяй? У нас в мире - да, пожалуйста. Но живет он в своем. И представим себе, что в нем, в этом мире, общество договорилось, что убивать - хорошо, а воровать еще лучше (ровно также, как у нас договорились об обратном). Может, перенаселение у них... И что, по чьим меркам негодяй тот, кто убивает всех подряд? По нашим - негодяй, а по логике мира - герой. Так что же будем делать с таким героем?
 
IP записан
 
Ответ #6 - 04/26/03 :: 8:38pm
Ципор   Экс-Участник

 
Так, мы уже в оффтопике. Хотя... этот разговор можно отнести ко "всему остальному"  Подмигивание

Тай, так я же пишу "с поправкой на этику описываемого мира".  Простой пример в соседнем треде о ПТСР. Для большей части беорингов норма сделать пленницу своей наложницей, не спрашивая ее согласия. Но это не значит, что беоринги такие сволочи, просто автор описывает мир архаики. А вот если бы автор описывал современный мир - то они таки были бы сволочами, несмотря на любые утверждения автора о том, что они белые и пушистые. Этику чужого мира, без сомнения, надо учитывать.  А оценивая героя при учете чужой этики, мы опять же берем в расчет только факты , указанные автором, а не авторскую оценку. В вашем примере: в этом мире считается, что убивать - это хорошо. Это факт. Мы это примем к сведению и будем учитывать при оценке героя. А высказанное где-нибудь в частной переписке или интервью (а то и в самой книге) мнение автора, что этот герой - молодец/сволочь идет лесом. Сами разберемся на основании сообщеной автором фактической информации.
Дело в том, что среди населения довольно распространен взгляд , согласно которому, если автор сказал, что герой его книги - благородный человек, то так оно и есть. Так я считаю что это неверно. Герой может быть плохим/хорошим, но не потому , что так сказал автор, а потому, что это следует из содержания книги.

PS: Ваш рассказ прочитаю чуть попозже, тогда и выскажусь - сейчас у меня нет времени читать.
 
IP записан
 
Ответ #7 - 04/26/03 :: 9:11pm
Taess (Tay Iceheart)   Экс-Участник

 
Цитата:
Тай, так я же пишу "с поправкой на этику описываемого мира"..


Да не с поправкой, не с поправкой. А исходя из логики описываемого мира, а потом уже накладывая поверх свою. Иначе получается чужой монастырь со своим уставом.


Цитата:
А вот если бы автор описывал современный мир - то они таки были бы сволочами, несмотря на любые утверждения автора о том, что они белые и пушистые.


Хм-м, не уверена. Наш мир - он весьма разнообразен, за Африку и Азию не будем. В данном случае имеется в виду, видимо, "евро-американская культура"?

Цитата:
Сами разберемся на основании сообщеной автором фактической информации..


Хм, это если автор действительно толково все это подал... а таких книг - по пальцам перечесть, где мир подан и с фактологией, и с этикой. А вот если нет - что чаще бывает - то приходится уточнять у автора.  "Шо конкретно ты имела в виду?"(С)...

Цитата:
Герой может быть плохим/хорошим, но не потому , что так сказал автор, а потому, что это следует из содержания книги..


Опять же, если автор все внятно сказал, а не имел в виду, что это и так очевидно...  Подмигивание


 
IP записан
 
Ответ #8 - 04/26/03 :: 9:57pm
Ципор   Экс-Участник

 
А исходя из логики описываемого мира, а потом уже накладывая поверх свою.

Cогласна.

В данном случае имеется в виду, видимо, "евро-американская культура"? 


Да, конечно.

А вот если нет - что чаще бывает - то приходится уточнять у автора.  "Шо конкретно ты имела в виду?"(С)...

Да, но и в этом случае уточнения должны идти по фактологии. "Я имел/а в виду, что в этом мире такие-то обычаи", а не "я имел/а в виду, что это порядочный человек"  Улыбка

**Герой может быть плохим/хорошим, но не потому , что так сказал автор, а потому, что это следует из содержания книги..**
Опять же, если автор все внятно сказал, а не имел в виду, что это и так очевидно... 


Ну, в этом случае это ,как правило, проблемы автора - надо уметь правильно подавать информацию. Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #9 - 04/27/03 :: 5:57am
Лапочка   Экс-Участник

 
2Тай: о книгах и героях я согласна с Ципор. Автор, бывает, такого напишет, что мать родная не узнает, кто там герой, а кто чума ходячая. Пример - знаменитая "Матрица".

Об этике. Как-то это абстрактно и слишком обобщительно. Большая часть фантастики пишется так, что из этих миров никакой иной этики не следует. Есть книги, которые пишут просто с целью преподнести моральный урок читателю. Целые миры, бывает, создаются под таким соусом... Чем же, с Вашей точки зрения, этика Арды отличается от нашей? Я понимаю, что в Айнулиндале само поняте "этика" ещё не существовало; а в остальном? Где тут подлог?
 
IP записан
 
Ответ #10 - 04/27/03 :: 6:14am
Taess (Tay Iceheart)   Экс-Участник

 
Об этике и Арде? Да вот, пожалуйста, зачем далеко ходить: возьмем две книги, "ЧКА"  и "Сильмариллион". И увидим, как изначальная авторская установка на "хорошо" и "плохо" определяет все дальнейшие . Один простой факт: разрушение Столпов.

Толкин: "плохо". Ибо возжаждал, воззавидовал и вредить захотел. Отрицательный герой совершает дурной поступок по предосудительным мотивам.
ЧКА: "хорошо". Ибо видит, что от тех Столпов один вред для мира. Положительный герой совершает хороший поступок по одобряемым мотивам...

А теперь представьте себе на минуточку, что вам выдрали две странички из одного и другого произведения и дали прочесть... как кто-то что-то сломал, и вышла большая катаклизма... Как вы оцените поступок некоего дяди, который что-то поломал? Как, по каким меркам, вы оцените его вне контекста? По здешним? И что получится?

А книги, в которых непонятно, кто герой, а кто чума ходячая - они же самые интересные...  Подмигивание
 
IP записан
 
Ответ #11 - 04/27/03 :: 7:19am
Ципор   Экс-Участник

 
Толкин: "плохо". Ибо возжаждал, воззавидовал и вредить захотел. Отрицательный герой совершает дурной поступок по предосудительным мотивам.
ЧКА: "хорошо". Ибо видит, что от тех Столпов один вред для мира. Положительный герой совершает хороший поступок по одобряемым мотивам...

Тай, так где тут разная этика? Мотивация разная - т. е. фактология.
А вот отношение к бунту против Эру самому по себе , к свободе творчества -  это уже действительно разная этика У АВТОРОВ. НЕ ЭТИКА МИРА - соответственно читателя она сама по себе ни к чему не обязывает. Толкин вон пишет, что эльфы были неправы, захотев быть "первыми в деревне" и потому не вернувшись в Аман после войны Гнева (письмо 131). Так вон Могултай с этой его этической оценкой не согласен категорически .  Улыбка

А теперь представьте себе на минуточку, что вам выдрали две странички из одного и другого произведения и дали прочесть... как кто-то что-то сломал, и вышла большая катаклизма... Как вы оцените поступок некоего дяди, который что-то поломал? Как, по каким меркам, вы оцените его вне контекста?

Я доп. информацию попрошу.  Улыбка А этика мира ЧКА от современной, имхо, не отличается, да и толкиновская тоже ( здесь:"современная" - существующая в современном мире у тех или иных групп населения/людей).
 
IP записан
 
Ответ #12 - 04/27/03 :: 11:01am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Нет-нет, Ципор, разная мотивация не есть разная фактология, все-таки. Вот если бы никаких Светильников не было, а было два куста гигантской клюквы, а то и их, возможно, не было - это да, это фактология разная. Подмигивание
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #13 - 04/27/03 :: 12:31pm
Ципор   Экс-Участник

 
Цитата:
Нет-нет, Ципор, разная мотивация не есть разная фактология, все-таки. Вот если бы никаких Светильников не было, а было два куста гигантской клюквы, а то и их, возможно, не было - это да, это фактология разная. Подмигивание


Ну, термины это не принципиально - я могу и поменять на более подходящий - подскажите какой.  Улыбка Я исхожу их того, что мотивация персонажа - это то, что читателем принимается как "дано" (факт). Если вы пишите, что Мелькор грохнул светильники потому что считал, что они наносят вред Арде, то тот, кто захочет рассуждать в рамках ЧКА (если, разумеется, он не желает занять позицию "автор может ошибаться" при которой внешний автор игнорируется и учитывается лишь "внутренний автор" - пример: разбор Сильма с той точки зрения, что это эльфийские летописи) не сможет утверждать, что Мелькор уничтожил их по иной причине - это уже будет не версия ЧКА. А никакой новой этики здесь нет. Вы приводите "хороший" мотив для существующей этики, а не создаете новую. Мне вообще кажется (о чем я и написала), что этика мира ЧКА ничем от современной не отличается.
Я хочу сказать следующее. Если автор пишет:"Мелькор уничтожил светильники, потому что считал, что они причиняют зло Арде/ из ненависти к Валар (утверждения а ) и поэтому был молодец/ негодяй (утверждения б)" , то для читателя существенны лишь утверждения (а) - это то, что он  принимает за "дано" , а утверждения (б) - это авторская оценка , которая, безусловно, интересна , но читателя ни к чему не обязывает. Соответственно, утверждение, что "автор прав в своем мире" распространяется лишь на утверждения а= А1(А2), а определять, чему равно б - тут у автора нет никаких бОльших прав, чем у любого читателя.
 
IP записан
 
Ответ #14 - 04/27/03 :: 12:51pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Ишь ты! "Термины - это не принципиально..."  Смех Еще как принципиально!
По сути-то все правильно. Морально-этические нормы одни и там, и там, этика не меняется. Фактология, в основном, не меняется тоже (под изменениями фактологии я имею в виду вот что: у Профессора, скажем, написано, что Аэгнор погиб в Дагор Браголлах, а в "апокрифе" - что Аэгнор попал в плен в Дагор Браголлах, или погиб во льдах Хэлкараксэ, или жил долго и счастливо вплоть до Дагор Рут. То есть, если изменяются "документально зафиксированные" факты). Меняется именно что мотивация.
То есть, вот Мелькор убил Финве. Это факт.
Если я напишу, что Мелькор Финве не убивал, а убил его Феанор (как кто-то тут предполагал... детективная история была, готовый материал для нового "апокрифа" Подмигивание), или что Финве покончил с собой, это будет изменение фактологии.
Если я напишу, что Мелькор Финве убил, и правильно сделал, потому что убивать - это вообще хорошо и правильно, то это будет другая этика.
А если я пишу, что Мелькор Финве убил, и это нехорошо, потому что убивать вообще нехорошо, но причины, по которым он это сделал, вот такие-то и такие-то - то не будет здесь ни нарушения фактологии, ни изменений этики, а будет исключительно другая мотивация. "В таком вот аксепте" (с)
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 ... 5