Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Сравнивая Арду и Землю ... (Прочитано 4980 раз)
02/15/01 :: 7:18pm

Yasch   Вне Форума
сантехник
RTFM
Москва

Пол: male
Сообщений: 937
*
 
Возник достаточно интересный вопрос/предложение:

А даавйте попробуем сопоставить исторические периоды развития цивилизаций на Земле и в Арде.

Историки, ау?!
 

И тогда Чудовище схватило жертву, и, дружно хохоча, обожрало ее со всех сторон...
IP записан
 
Ответ #1 - 02/16/01 :: 11:47am

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Настоящий торжественно подтверждаю, что мы с Кеменкири ушли думать до... наверное, понедельника.Улыбка

На вскидку же могу сказать, что проследить с полной аналогией соответствие исторических периодов в Арде и на Земле практически невозможно в связи с наличием эльфийской культуры и эльфийской государственности, не вписывающихся в наши привычные рамки. В первом приближении рискую предположить, что Первая Эпоху в Белерианде по уровню развития соответствует эпохе раннего феодализма - примерно 7-9 век нашей эры.
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #2 - 02/17/01 :: 11:30am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Как правило, действие фэнтэзи происходит в ОДНОМ СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННОМ ПЕРИОДЕ эволюции общества, и переходов из периода в период НЕ БЫВАЕТ (единственное известное мне исключение -- "Золотой ключ", где происходит переход от высокого средневековья к абсолютизму и далее к парламентской эпохе). В Средиземье мир устроен так, что там всегда раннее средневековье. Этот этап, похоже, там продолжается по крайней мере до ухода Трех Колец.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #3 - 02/17/01 :: 11:37am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
По крайней мере, развития технологий там не наблюдается, и, как вариант, наблюдаться не будет. Другой путь развития. Вариант с "индустриальными пейзажами" не рассматриваем: в Мордоре для периодического появления подобных пейзажей существует естественная причина, а с Саруманом вообще непонятно, но старый вопрос одного из критиков Толки(е)на о том, почему при, вроде бы, развитии техники в Отрханке (и Мордоре) там продолжают производить "untechnological warfare"  витает над головой, как известная птица. Что-то и там, у Сарумана, не так...
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #4 - 02/19/01 :: 2:13am

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
(сие пишет Кеменкири из моей квартиры и с некоторой моей помощью):

Первое: археологическая периодизация по "металлическим" векам практически НЕ работает. Точнее, только в делении "знают металл" - "не знают металла". И правильно. Периодизация _человеческая_ - на людях она и работает. Эльфы, похоже, знакомятся со всеми металлами весьма рано, чуть ли не до прихода Ороме: корень ANGA  есть уже в праэльфийском, а железо у нас - самое позднее по времени освоения.
О гномах - видимо, то же, с совершенно не-земным делением: сначала (Сильм, гл. 10) охотнее работали с железом и бронзой, чем с серебром и золотом. У нас - полунаоборот: вначале бронза и золото.
Люди, как только пересекаются с теми и другими, немедленно этот "многометаллизм" перенимают.
Да еще путающие ситуацию мифрил и галворн...

Правда, археологическая периодизация металлом не исчерпывается, - но что мы о керамике средиземской знаем, а?
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #5 - 02/19/01 :: 2:27am

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
(сей околомаразм все еще продолжает писать Кеменкири - и компрометирует тем Сабрину! - а под своим именем не пустили;-()

Бейте меня долго, но любимое государственное (?!) устройство эльфов напомнило мне полис. Город и округа. Более одного города в Первую эпоху только у Кирдана до разгрома - бывали и парные полисы. Впрочем, город необязателен, и что считать городом - я вот сомневаюсь, что Менегрот под такое определение подходит. Кажется,  более крупная единица существовала только под управление Гил-Гэлада во Вторую, пала и не возобновлялась.

Люди же появляются в Белерианде на стадии разложения родового строя, и не сильно-то активно он у них разлагается, даже под эльфийским влиянием: ни одного городоподобного центра так и не возникает - или их существование скрыто от нас за неполнотой письменных источников. А археологических, увы, не положено.

Итогго, имеет-таки несколько неопределенное раннее средневековье западноевропейского образца, причем у эльфов несколько менее "раннее". Люди при том некую эволюцию (в пределах периода) совершают, но медленно и в частности под эльфийским и валинорским влиянием. Люди Запада, конечно. О прочих - источники, источники... Как и о госудаственном устройсте энтов и энтских жен и многих иных интересных существ.
(Несколько больше иных известно про гномов. Если кто-нибудь может сделать из того выводы - сделайте, у меня. кроме наличия городов, ничего не суммируется).


(В общем, это была первая попытка подумать. Возражайте - подумаем еще).
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #6 - 02/19/01 :: 1:04pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
у эльдар и эдайн - не удержусь, чтобы не кинуть ссылку на понравившуюся статью:

(по первой эпохе - первая часть):

http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/vlast_nu.shtml


 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #7 - 02/20/01 :: 4:30am

Дуглас   Экс-Участник

Пол: male
***
 
Я еще соберусь с мыслями и как-нибудь что-нибудь скажу. Пока же маленький комментарий:

Цитата:
(сие пишет Кеменкири из моей квартиры и с некоторой моей помощью):

Первое: археологическая периодизация по "металлическим" векам практически НЕ работает. Точнее, только в делении "знают металл" - "не знают металла". И правильно. Периодизация _человеческая_ - на людях она и работает. Эльфы, похоже, знакомятся со всеми металлами весьма рано, чуть ли не до прихода Ороме: корень ANGA  есть уже в праэльфийском, а железо у нас - самое позднее по времени освоения.
О гномах - видимо, то же, с совершенно не-земным делением: сначала (Сильм, гл. 10) охотнее работали с железом и бронзой, чем с серебром и золотом. У нас - полунаоборот: вначале бронза и золото.
Люди, как только пересекаются с теми и другими, немедленно этот "многометаллизм" перенимают.
Да еще путающие ситуацию мифрил и галворн...


Насколько я помню, первые упоминания о стали относятся к Нуменору. До того - только железо.
 
IP записан
 
Ответ #8 - 03/19/01 :: 4:30pm

Элентир   Экс-Участник

Пол: male
****
 
Насчет статичного Средневековья (aka раннего феодализма aka доклассового Золотого Века). А как же Нуменор года этак после 1800? Это уже вполне себе централизованное государство, прошедшее "революцию кшатриев" (по Генону) - смену у власти Короля-Первосвященника на Короля-Воина. Развитие общественных отношений (хотя бы морская торговля и вынос производства в колонии) ко времени падения предполагает и образование классов внутри третьей касты. И рабы при Фаразоне были - см. Акаллабет.
А про технологии - см. Lost Road - "теперь наши корабли сделаны из железа и могут ходить без ветра" (цитирую Элендила по памяти). Даже если это галеры с окованными железом бортами, все равно для их строительства требуется некоторое развитие производительных сил (и отношений) по сравнению с Золотым Веком.
Падение Нуменора отбросило "общественный прогресс" (сиречь духовный упадок) эдайн назад, к корням, в раннесредневековые королевства-в-изгнании, которым развиваться мешала война.
 
Свободу опоздавшим на праздник, Подарки раздарили со Среды на Четверг&&Еще один вселенский отказник Из
IP записан
 
Ответ #9 - 03/20/01 :: 5:14am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Может, конечно, это я чего не понимаю? Мне всегда казалось, что рабовладельческий строй _предшествовал_ феодальному. Да, после 1800-х годов действительно произошла "смена у власти Короля-Первосвященника на Короля-Воина"; но при государе Тар-Калионе процесс происходит обратный: Тар-Калион - тоже Государь-Первосвященник, только уже не Эру...
LR брать за первоисточник мы не будем, наверное: за давностью написания текстов (если не ошибаюсь, там они с 1914 года включительно). Но феодализм, опять же - не Золотой Век... а о том, что "теперь наши корабли сделаны из железа и могут ходить без ветра" - такая вещь: флот Тар-Калиона - парусный, при этом к тому же на веслах у него сидят рабы... тоже можно без ветра ходить, они и идут...

"Падение Нуменора отбросило "общественный прогресс" (сиречь духовный упадок) эдайн назад, к корням, в раннесредневековые королевства-в-изгнании, которым развиваться мешала война."
- Вопрос "духовного упадка" мы сейчас не будем обсуждать; но, опять же, получается, что падение Нуменора "отбросило" Гондор и Арнор из эпохи рабовладения - в феодализм: Вам ничего здесь не странно? А насчет "развиваться помешала война" - так европейские государства испокон века воевали, и ничего, технологическое развитие шло себе вполне... Не следует также забывать длительные мирные периоды, а равно и то, что войны, в основном, начинает именно Запад: следственно, есть у него и силы, и средства для этих войн. На промышленную революцию - нет, а на поход в земли за Морем Рун иил на очередной захват Умбара - есть...
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #10 - 03/20/01 :: 11:36am
Хрюнлейв   Экс-Участник

 
    
--------------------------------------------------------------------------------

     (в легком недоумении) Но позвольте...   (Дата отправления сообщения: 03/20/01 на 02:14:00)   

--------------------------------------------------------------------------------

Может, конечно, это я чего не понимаю? Мне всегда казалось, что рабовладельческий строй _предшествовал_ феодальному. 


Это ТОЛЬКО в Европе (и тоже не очень везде)- классики МАРКСИЗМА затвердили СЛУЧАЙНЫЙ порядок (они не виноваты: тогда данных по другим странам не было, и они-то это оговаривали) как всеобщий, а советская школа задолбила это как аксиому,  как всегда - в упрощенной плоской форме.

Даже если не вспоминать такую антисоветскую вещь как "античный капитализм", советские историки головы сломали в дискуссиях об "азиатском способе производства"[(с)Маркс]: как вписать его в школьную схему, если в том же Китае рабство/феодализм сменяли друг друга НЕОДНОКРАТНО.
(Могу дать ссылки, правда, работы старые, советские. Но ясно, что не всё тут ясноУлыбка  )

И уж если взглянуть в зеркало: в России-то как раз рабство (крепостное), у феодальных  славян Руси почти неизвестное, всё крепчало, феодализм им почти что закончился (если он вообще закончилсяПечаль  )... не говоря уж о колхозахПечаль 


Я не историк, только любитель, но из всего читанного на этот счет моему небольшому интеллекту доступен и симпатичен, естественно, самый простой вывод: по большому счету есть только две КАЧЕСТВЕННО различных исторических формации: машинная и до-машинная. А внутри до-машинной разные варианты могут тусоваться, сочетаться и смешиваться, как Бог на то, чего у орков нету положит или как там давным-давно ПредвытоУлыбка... "Чистое" рабство и "чистый" феодализм - крайние случаи, обычно всегда какая-то их смесь...

Хрюнлейв (полуорк) 
 
IP записан
 
Ответ #11 - 03/20/01 :: 8:46pm

Элентир   Экс-Участник

Пол: male
****
 
Продолжаю начатое (в т.ч. геноновщину)

Цитата:
Может, конечно, это я чего не понимаю? Мне всегда казалось, что рабовладельческий строй _предшествовал_ феодальному.


Хрюнлейв верно сказал про смену формаций. А потом Средние Века в Европе, феодализм германцев после рабовладения римлян - это именно ВОЗВРАТ к традиции, уничтожение государства в нынешнем смысле слова. Рабство же нуменорское/античное (чисто с экономической т.з.) подразумевает специализацию труда, сложную иерархию и товарное производство (сверх потребления в хозяйстве). Соответственно, появляется эксплуатация. Все это возникает после отхода от традиционных, кастовых, условно "феодальных" отношений.
У Эдайн первой эпохи (и видимо, третьей) были слуги, например Садор у Хурина, но это явление не было связано с эксплуатацией человека человеком, а скорее со служением как Путем. Путь у них такой - четвертая каста, шудры.

Не в строку. В описании Аст Ахэ мне интересен факт, что социальные группы, соответствующие трем верхним кастам, равно называются Воинами (соответственно, Слова, Меча и Свершения). То есть фактически, присутствует только вторая каста - кшатрии. Мне кажется, это особенности не языка Ах'энн, а искаженной структуры общества. Стихия воина - чистое Действие, направленное от центра к периферии, преодоление. То есть, Воины Слова и Свершения были действительно воинами, соответственно Поэтами и Мастерами, а не Хранителями и Производителями.
Ну производство (сиречь Действие, направленное к центру) зависимые племена обеспечивали, а вот со стихией первой касты, с Созерцанием (сиречь с хранением знаний) дело плохо было. За это один Мелькор отвечал, то есть был не просто "Первосвященником", но и единственным Созерцателем. Т.о., помимо искаженности, ведущей к ограничению реализации Путей и к внутренним противоречиям (вроде бунта Дейрела), система неустойчива, что и подтвердилось после поражения.
Не знаю, насколько такой взгляд правомерен, но вот написалось...

[/quote] после 1800-х годов действительно произошла "смена у власти Короля-Первосвященника на Короля-Воина"; но при государе Тар-Калионе процесс происходит обратный: Тар-Калион - тоже Государь-Первосвященник, только уже не Эру...
[/quote]

А разве не Зигур? Оно может и "золотоликий король идет во храм", но обряды хвалы Мелькору он разве сам творил? ИМХО, Ар-Фаразон как раз типичный Воин, "Деятель".
Это Тар-Палантир реставрацию проводил, да не вышло у него, увы...

Кстати, Элхэ, почему вы постоянно называете последнего государя эльфийским именем? Есть в этом смысл какой-то, разработки про действительное соотношение синдарина и адунаика в конце II эпохи?
 
Свободу опоздавшим на праздник, Подарки раздарили со Среды на Четверг&&Еще один вселенский отказник Из
IP записан
 
Ответ #12 - 03/21/01 :: 4:07am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
"Не знаю, насколько такой взгляд правомерен, но вот написалось..."
- Неправомерен. Представления не имею, откуда Вы такое взяли. Слабо представляю, что есть «зависимые племена»: народ Улдора, что ли? А до того, значит, питались Духом Святым?.. А что и чем подтвердилось, случайно так, после поражения?

"А разве не Зигур? ... обряды хвалы Мелькору он [король] разве сам творил? ИМХО, Ар-Фаразон как раз типичный Воин, "Деятель"."
- А не творил? Есть указания? Там вообще как-то плохо с подробностями, в Нуменоре. Мне так кажется, что творил; хотя это и не так важно...

"Кстати, Элхэ, почему вы постоянно называете последнего государя эльфийским именем? Есть в этом смысл какой-то, разработки про действительное соотношение синдарина и адунаика в конце II эпохи?"
- Потому что на Адунаик говорили Люди Короля, а на Синдарин - Верные (хотя имя, собственно, на Квэниа - но, мнится мне, Вы это и без меня знаете). Я ответила?


 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #13 - 03/22/01 :: 2:37pm

Элентир   Экс-Участник

Пол: male
****
 
Цитата:
"Не знаю, насколько такой взгляд правомерен, но вот написалось..."
- Неправомерен. Представления не имею, откуда Вы такое взяли. Слабо представляю, что есть «зависимые племена»: народ Улдора, что ли? А до того, значит, питались Духом Святым?.. А что и чем подтвердилось, случайно так, после поражения?


Возможно по причине похмельной мрачности Печаль я не очень четко сформулировал то, что сформулировал. Видит Небо, наезжать или голословно выражаться я хотел меньше всего.

Воин Свершения это Мастер, а не ремесленник, он создает шедевр, а не массовую продукцию. Каждый раз что-то новое, потому и Воин. Мастера, делающего Чашу (из рассказа про Делхара), можно назвать Воином, но не гончара, делающего горшки, чтобы продать их. Или обычного крестьянина. А для обеспечения тех же Черных Сотен, если я что-то понимаю, нужны именно крестьяне и ремесленники, а не Мастера. В рассказе про начало Аст Ахэ Мелькор и говорит, что племена Севера должны сами обеспечить пропитание тех, кто уходит в Твердыню.

А насчет отсутствия полноценной первой касты, мудрецов-хранителей знания, и завязанности народа Аст Ахэ на одного Мелькора, разве не это имелось в виду в описании упадка Семи Городов? Если что не понял, заранее извиняюсь. Здесь еще на меня повлияла давняя дискуссия о Мудрецах и Поэтах, которая шла совсем в другом месте.

И вообще, разговор отошел от темы данной нити aka thread'a. Я начал ее в пику тем, кто говорил о статичности общественных отношений в течении Трех Эпох, тем самым пытаясь показать, что в разных землях в разные времена была совершенно различная общественная структура. А уж что вышло, то вышло Улыбка
 
Свободу опоздавшим на праздник, Подарки раздарили со Среды на Четверг&&Еще один вселенский отказник Из
IP записан
 
Ответ #14 - 03/24/01 :: 4:48am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
> «Воин Свершения это Мастер, а не ремесленник, он создает шедевр, а не массовую продукцию. Каждый раз что-то новое, потому и Воин. Мастера, делающего Чашу (из рассказа про Делхара), можно назвать Воином, но не гончара, делающего горшки, чтобы продать их. Или обычного крестьянина. А для обеспечения тех же Черных Сотен, если я что-то понимаю, нужны именно крестьяне и ремесленники, а не Мастера. В рассказе про начало Аст Ахэ Мелькор и говорит, что племена Севера должны сами обеспечить пропитание тех, кто уходит в Твердыню.»
- Ну, насчет «Черных Сотен» - я бы попросила...
А так... Смотрите: та фраза, на которую Вы ссылаетесь, приводится в рассказе «Аст Ахэ», буде я не ошибаюсь -
«Что нужно будет, чтобы прокормить ваших детей, то и принесете. Остальное я дам им сам.» На тот момент в Твердыне, как Вы помните, живут всего трое, и все они - Бессмертные; позднее - шесть человек и все те же трое Бессмертных... А позднее, в рассказе «Бродяга», говорится так:
«- Кто не накормит своего ребенка? - вопросом на вопрос ответил Изначальный. - Сюда ведь приходят не только наследники вождей, но и дети землепашцев, кузнецов, ткачей, плотников... А вернувшись через несколько лет, они будут уже мастерами.
- Выходит, это плата за обучение? О да, ты очень умен, государь!
- Ну, знаешь ли, по одним книгам пахать землю и ковать металл не обучишься. При необходимости Твердыня вполне может себя прокормить - да и без того «подать», как ты выразился, с кланов-ирана не слишком велика.»
Не то чтобы я любила объяснять, что имела в виду, но что делать... Не знаю, насколько Вас удивит такой подход, но земледелец тоже каждый раз делает «что-то новое». Как кузнец, ткач, гончар, плотник... Немного детское определение: свою работу нужно делать с душой, это и есть честное мастерство. Помните, что говорит Ассоль угольщику? - это может смотреться наивно, но справедливым быть не перестает. Тот же Мастер Чаши что говорит? -
«- Это, то есть, - усмехнулся мастер, - чаши я делаю
- Только чаши? И ничего больше?
- Нет, почему... и меч могу сделать, и доспех, и плуг сработать, и ожерелье... А чаши все-таки больше люблю. Думаешь, чаша не так важна?»
Нет узкой специализации: честное слово, ну, не делает он чаши всю свою жизнь, и ничего кроме чаш! У Мастеров Свершения могут быть свои предпочтения, то, что они любят и умеют делать лучше всего: но это именно _предпочтения_.


> «А насчет отсутствия полноценной первой касты, мудрецов-хранителей знания, и завязанности народа Аст Ахэ на одного Мелькора, разве не это имелось в виду в описании упадка Семи Городов?»
- Я не знаю, что Вы имеете в виду под «упадком». Действительно не знаю. Это Вы из-за восприятия Гортхауэра?... Но говорится:
«...Здесь жили люди Севера - те люди, которых сам он привел сюда. Они строили дома из дерева и камня; они возводили прочные стены, хранившие их Семь Городов, и расстилались неподалеку вспаханные поля, и звенели в кузнях молоты, и тянулись нити пряжи; мастера стекла и витражей вплетали в паутину переплетов цветные осколки, и люди Памяти писали летописи, ведающие-травы собирали по лесам и берегам рек целебные растения...
Память и знание остались здесь.
Но он искал иного.»
Понимаете ли, осталось все то, что касалось материальной культуры; все, что касалось духовного опыта и развития. Единственное, что ушло - узы т’айро-ири. Но это отдельный разговор, и к «упадку», опять же, не имеет ни малейшего отношения.  В «Аст Ахэ» есть история Дана-Волчонка: обратите на нее внимание, и учтите, что это действительно _начало_.

> Если что не понял, заранее извиняюсь. Здесь еще на меня повлияла давняя дискуссия о Мудрецах и Поэтах, которая шла совсем в другом месте.
- Извиняться не надо, ничего страшного нет. (Хотите, поехидничаю немного? Я понимаю, что выражение «извиняюсь», увы, прочно вошло в русский разговорный; но оно ведь означает «извиняю себя», нет? Подмигивание  Более правильной была бы форма «прошу прощения». Но я действительно ехидничаю: моя мама, например, до сих пор периодически выслушивает от меня комментарии касательно глаголов «надеть» и «одеть» - помните «Отягощенных Злом»?..)
А что за дискуссия? Не могли бы Вы рассказать чуть подробнее?

> И вообще, разговор отошел от темы данной нити aka thread'a. Я начал ее в пику тем, кто говорил о статичности общественных отношений в течении Трех Эпох, тем самым пытаясь показать, что в разных землях в разные времена была совершенно различная общественная структура. А уж что вышло, то вышло
- При желании можем перенести разговор в другой тред.  Но факт остается фактом: вариации на тему общественных отношений сравнительно невелики в землях in question. Имеется в виду, в основном мы рассматриваем земли Запада.

 

My armor is contempt.
IP записан