Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 
Новое Средиземье Сапковского (Прочитано 12600 раз)
02/15/01 :: 12:09am
Хазбр   Экс-Участник

 
Очень сильное впечатление на меня произвел цикл Анджея Сапковского "Ведьмак" (со всеми продолжениями). Мне кажется, А.С. создал мир, способный на равных конкурировать с миром Профессора. Поговорим о мире Геральта?
 
IP записан
 
Ответ #1 - 02/15/01 :: 12:24am

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Формулируй конкретные вопросы или проблемы - с удовольствием поговорю, ибо поклонница Сапковского.Улыбка

 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #2 - 02/15/01 :: 12:17pm

Yasch   Вне Форума
сантехник
RTFM
Москва

Пол: male
Сообщений: 937
*
 
... выбран, мягко говоря, неверно.
Конкурировать в чем? В популярности? В "кассовости"? В достоверности? Или в чем еще?

Пан Анжей, создавая "Ведьмака", преследовал свои цели, ставил свои задачи (в частности, он писал "антифэнтэзи", причем декларативно). Профессор - свои.
Говорить о конкуренции миров Сапковского и Толкина примерно то же самое, что говорить о конкуренции, скажем, произведений Манна и Дрюона ...

А поговорить о Сапковском можно. Думаю, что найдется большое число желающих.
 

И тогда Чудовище схватило жертву, и, дружно хохоча, обожрало ее со всех сторон...
IP записан
 
Ответ #3 - 02/16/01 :: 1:40am
Хазбр   Экс-Участник

 
Говоря о конкуренции миров Профессора и Сапковского, я прежде всего имел в виду, естественно, достоверность, или проработанность мира - его географии, истории и т.д. Да и интересность у Сапковского не уступает Толкиену.

Что касается "антифэнтези"... Не знаю, не знаю. Сапковский, мне кажется, просто отходит от канонов фэнтези - хорошие слева, плохие справа, надо, чтобы все плохие стали хорошими (это нарочито грубое сравнение, прошу не бить за него ногами Улыбка ), создает свой собственный стандарт, и это, имхо - хорошо.
 
IP записан
 
Ответ #4 - 02/16/01 :: 1:27pm

Yasch   Вне Форума
сантехник
RTFM
Москва

Пол: male
Сообщений: 937
*
 
Боюсь, что в отношении проработанности мира пану Анжею (при всем моем к нему уважении) до старика профессора далековато.
Ни столь детально проработанной лингвистики, ни географии, ни, тем более, истории (как самого мира, так и его народов) у Сапковского нет.
Есть некий отрезок истории со ссылками на ранее происходившие события, подробности которых не разбираются. Да, в общем, Сапковский и не ставил перед собой цели углублятся в это во все.
"Ведьмак" - это история не мира, а конкретной группы персонажей, вокруг которых вращается мир, созданый Сапковским. То, что не столь близко связано с этими персонажами описывается вскользь (если описывается вобще).
Но тут, как я говорил раньше, играет роль существенная разница целей и задач авторов.

Касаемо "интересности" - ну так это дело вкуса. Кому рыба, кому колбаса.

Насчет антифэнтэзи - термин этот придумал не я, его выдал сам пан Анжей. И, мне кажется, что основной смысл его в том, что в противовес обычной романтизации фэнтэзийных миров Сапковский пошел по пути максимальной реалистики выдуманного мира. Причем местами его заносило в откровенное смакование физиологических подробностей, с чем он палку явно перегнул.
А неделение (да простится мне этот термин) на хороших и плохих присутствует отнюдь не только в произведениях Сапковского. Есть оно много где еще. Сапковский отличается именно тем, что мир у него выглядит реальным, а не эдакой лубочной картинкой.
Вот, собственно, мой взгляд на это.

Последнее изменение: Yasch - 02/16/01 на 10:27:34
 

И тогда Чудовище схватило жертву, и, дружно хохоча, обожрало ее со всех сторон...
IP записан
 
Ответ #5 - 02/16/01 :: 4:09pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Ну… насчет проработанности мира «Ведьмака» – хорошо бы пан Анджей для начала карту нарисовал.-)))
Впечатление же общее такое, что создавался в ведьмачьем сериале не столько самостоятельный мир, сколько аллегория на наш мир собственный – с фэнтезийными названиями и буйным фэнтезийным антуражем, но это_именно_наш_мир, и именно так и воспринимается. И не следует думать, будто в этом мире нет четких критериев Добра и Зла – существует выбор между злом и меньшим злом, но это всегда выбор в сторону зла.
Сапковский нравственен. Он безошибочно сочувствует слабому и обиженному, именно тому, кого преследуют в данный момент. Не находят сочувствия те, кто исповедует власть ради власти и силу ради силы – Вильгефорц, Бонарт.
Банда Крысей - далеко не ангелы, но когда Бонарт зверски расправляется с Крысями, сочувствие автора явно на стороне малолетних разлойников, а не на стороне наемного убийцы. Нильфгаардская агрессия - зло, но когда после Цинтрийского мира союзники репатриируют нильфгаардских женщин с детьми и узелками, - это выселение осуждается как неправедное деяние.
Сочувствие вызывает Фаоильтиарна, бегущий из-под виселицы, преданный бывшими союзниками, - но не Францеска Финдабаир, торгующаяся за землю и власть с королем Демавендом и предающая ради власти свой собственный народ.
Мир "Ведьмака" держится на нравственности эпизодических, на первый взгляд, персонажей. Девушка Люсьена, подающая кусок хлеба эльфийке из разгромленной банды. Купец, приютивший Цири, матушка Нэннеке и ее жрицы, компания краснолюдов, помогающая беженкам. Староста в лагере беженцев, заступающийся за
полоумную девицу. Лекари в госпитале под Бренной. Отшельник Высогота, писарь Ярре, та же Райла, которая до последнего прикрывает беженцев. Сам Геральт, то и дело
вступающийся за кого попало. Ярпен Зигрин, который рассуждает о прогрессе в виде стада свиней, а через минуту защищает от озверевших погромщиков совершенно незнакомых ему не-людей. Именно на их чести и твердых понятиях о добре и зле и стоит этот мир.
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #6 - 02/16/01 :: 5:24pm

Gellemar   Вне Форума
сантехник
Пилосец.
Dubai, UAE

Пол: male
Сообщений: 2613
*
 

[qoute]...ведьмачьем сериале не столько самостоятельный мир, сколько аллегория на наш мир собственный... [/quote]

Да, это есть. И с оными аллегориями пан Анжэй под конец тооде уж слищшком сильно заигрался. Чего стоит одна "Родина-Мать", "А ты записался в солдаты?" и т.п. Не говоря уж о "серебрянных молниях бригады "Врихедд". Подмигивание Впрочем, и более замаскированные аллегории в количестве.

Цитата:
...Нильфгаардская агрессия - зло...


Не более, чем любая иная агрессия. Которая, естественно, злом тоже является далеко не для всех.

Цитата:
Сочувствие вызывает Фаоильтиарна, бегущий из-под виселицы, преданный бывшими союзниками,


Как ни странно, Фаоильтиарна действительно вызывает сочуствие (и не только в момент побега от расправы (а не из-под виселицы), но и ранее). Странно в этом то, что, полагаю, никто из нас в подобной ситуации не будет сочувствовать, ну, например, Басаеву. Что же до предательства собзниками, то, пардон. _Из бригады "Врихедд" нордлингам передали только офицеров, и ни одного солдата_. А если читать внимательнее, то можно заметить, что "Врихедд" формировалась исключительно их скоя-таэлей. Т.е. представителей диверсионно-партизанских формирований. Естественно, что "главарей бандитов" (а именно так всегда называются руководителей партизанских отрядов проигравшей стороны) передали военному суду. Любой диверсант прекрасно знает о таком финале. Так что Нильфгаард проявил немалое благородство (на ктоторое ушла, ИМХО, немалая часть того дипломатического потенциала, ктотрый образовавшался у него из-за того, что все-таки разгрома не было), "сдав" только офицеров.

Цитата:
Девушка Люсьена, подающая кусок хлеба эльфийке из разгромленной банды.


Все же, в свете вышесказанного мною, и Вами, Сабрина, рекомендую называть это не бандой а отрядом (если помните, серди этих раненых эльфов один даже не стал спарывать знаки отличия).

Цитата:
...та же Райла, которая до последнего прикрывает беженцев.


У меня никакого сочувствия не вызывает. Прикрывая беженцев она формально исполняла свои служебные обязанности. Реально - давала выход свеой злобе, корни которой у нее исключительно в "великохуманском" шовинизме. Точно так же себя будет вести, какой-нибудь "красный кхмер".

Но, не соглашаясь с некоторыми приведенными примерами, с основной идеей Саьрины я, пожалуй, соглашусь.

И - Viva La Imperia! Улыбка
 

Работа не волк... Волк здесь я!
IP записан
 
Ответ #7 - 02/16/01 :: 5:57pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
[quote]
Да, это есть. И с оными аллегориями пан Анжэй под конец тооде уж слищшком сильно заигрался. Чего стоит одна "Родина-Мать", "А ты записался в солдаты?" и т.п.
Нет, ну самая убийственная аллегория там, на мой взгляд - это отсыл к пакту Молотова - Риббентропа ("И на мосту перед речкой Дыфня они пожали друг другу руки...", "Идем с братней помощью народам Нижней Мархии..." - цитирую по памяти, возможно, неточно)

...Нильфгаардская агрессия - зло...
Не более, чем любая иная агрессия. Которая, естественно, злом тоже является далеко не для всех.
В данном случае Нильфгаард четко ассоциируется с фашистской Германией

Странно в этом то, что, полагаю, никто из нас в подобной ситуации не будет сочувствовать, ну, например, Басаеву.
Эээ... возможно, что я и буду.Улыбка

Так что Нильфгаард проявил немалое благородство (на ктоторое ушла, ИМХО, немалая часть того дипломатического потенциала, ктотрый образовавшался у него из-за того, что все-таки разгрома не было), "сдав" только офицеров.
Пожалуй, я не совсем четко выразилась. Потому что у Нильфгаарда действительно на тот момент нет иного выбора. Неприятие же в данном ситуации вызывает именно и прежде всего поведение Францески Финдабаир - я сейчас не так хорошо помню текст, но вспоминается та сцена, когда она еще в разгар партизанской войны разговаривает с Филавандрелем и уже тогда говорит о том, что фактически скоятаэли выполнят свою роль и затем будут ею же пожертвованы на растерзание - примерно так.

Все же, в свете вышесказанного мною, и Вами, Сабрина, рекомендую называть это не бандой а отрядом
ОК.Улыбка

У меня никакого сочувствия не вызывает. Прикрывая беженцев она формально исполняла свои служебные обязанности. Реально - давала выход свеой злобе, корни которой у нее исключительно в "великохуманском" шовинизме.
Райла фанатичка, спору нет. Однако же на тот момент она реально спасает жизни людей - и далеко не все в тот момент тотального бегства оказались в состоянии выполнять свои "служебные обязанности".
А вот в тот момент, когда она появляется снова - как раз преследуя тот отряд, на который натолкнулась Люсьена и ее раненые, - в этот момент Райла, в отличие от Люсьены, по-прежнему обуреваема жаждой мести, мести по отношению к_уже_поверженным - и в этот момент она и жалка и чудовищна одновременно.

С уважением,
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #8 - 02/16/01 :: 6:14pm

Gellemar   Вне Форума
сантехник
Пилосец.
Dubai, UAE

Пол: male
Сообщений: 2613
*
 

Цитата:
Нет, ну самая убийственная аллегория там, на мой взгляд - это отсыл к пакту Молотова - Риббентропа ("И на мосту перед речкой Дыфня они пожали друг другу руки...", "Идем с братней помощью народам Нижней Мархии..." - цитирую по памяти, возможно, неточно)

На самом деле, при прямом вопросе "в лоб", еще до написания этой книги, пан Анжэй сказал, что пакт Молотова-Риббентропа - это Содденский мир. Но и этот вариант очень хорош. Так что на оный пакт он аллюзию давал дважды. Впрочем, в последней книге, как я уже говорил, все аллюзии, кроме аллюзии с 2-й Мировой Войно1 был практически забыты, а сама она - раздута до неимоверности. Примеры уже приводились.

Цитата:
В данном случае Нильфгаард четко ассоциируется с фашистской Германией

Да, эту ассоциацию пан Анжэй нам усиленно навязывает (особенно в последней книге). И эти слишком заметные аллюзии забивают нам глаза, и заставляют забыть, что _до_ нее были аллюзии и с Российской Империи времена Петра I (не только у меня, но и у Ящера): экспансивный путь развития Империи с неизбежным кровопролитием, с Римской Империей (Pax Nilfgaardiana) и многими другими государствами.

Цитата:
Райла фанатичка, спору нет. Однако же на тот момент она реально спасает жизни людей - и далеко не все в тот момент тотального бегства оказались в состоянии выполнять свои "служебные бязанности".

Ну, то, что фанатичные бойцы сражаются в определенных ситуациях гораздо эффективнее спокойных профессионалов - это факт давно известный. Это, знаете ли, фанатизм совершенно не оправдывает. Подмигивание


Viva la Imperia!
 

Работа не волк... Волк здесь я!
IP записан
 
Ответ #9 - 02/21/01 :: 12:49am
Хазбр   Экс-Участник

 
Что-то у меня проблемы со входом на эту страницу - "ехплохер" непробиваемо повисает и ни на что не реагирует, но каким-то чудом прорваться удалось. Это, конечно, оффтопик, но может быть, кто-нибудь в курсе причины этой проблемы? Помогите, панове...

Перейдем к основной теме Улыбка

Не могу сказать, что Нильфгаард вызвал у меня однозначные ассоциации с фашистской Германией. То есть, конечно, такие ассоциации есть, но проглядываются и хотя печальные для нас, но все же несомненные экивоки на Советский Союз (поведение придворных Эмгыра, манера Эмгыра общаться - не напоминает описание сталинских чиновников? - и т.д.). Вообще Сапковский иногда очень прозрачно намекает на исторические реалии (об этом уже говорилось - тот же пакт Молотова-Риббентропа, борьба друидов за экологию - чем не "зеленые", охота за ведьмами и прочее - вплоть до цитат газетных статей либо плакатов). Это, естественно, на любителя - фэнтези, крепко связанная с реальным миром (кто-то назвал фэнтези Сапковского "социальной"). А по поводу карты мира, о которой сожалеет уважаемая Sabrina, то сам Сапковский в одной из своих статей о создании карт отзывается довольно ядовито ("Пируг, или Нет золота в Серых горах", если я правильно помню название), так что тут он последователен в своих поступках.

Что же касается героев Сапковского, то однозначного мнения о них не имеет и сам автор - герои у него постоянно грешат, совершают преступления, изменяют, даже воруют и обманывают (не говоря уж о бесконечной резне, которую эти герои устраивают между собой постоянно). Пожалуй, только отдельные личности - вроде Бонарта и Вильгефорца - выкрашены Сапковским в однозначно черный (в смысле - негативный) цвет. Остальные - в том числе упоминавшиеся Исенгрим Фаоильтиарна, Белая Райла и прочие, прочие, прочие ведут себя соответственно обстоятельствам, в которых они находятся. Их цели меняются на протяжении всей книги - и для достижения своих целей они и действуют тем или иным образом.

О чем мне отдельно хотелось бы упомянуть - Сапковский создает большую часть подвигов Ведьмака (и его близких, разумеется) на основании известных сказок (а над некоторыми даже очень зло смеется - вроде как над сказкой "Двенадцать лебедей" или "Русалочка"). Угадываются такие сказки легко, но интересность книги повышается (опять же, это чисто субъективное мнение). Здесь, мне кажется, Сапковский иронизирует над Профессором (ой, не бейте меня!) - тот использовал тщательно переработанные кельтские мифы, Сапковский - славянские былины и сказки "народов мира" в их исходном, первозданном виде; практически, он их цитирует. Я вовсе не хочу столкнуть лбами Профессора и пана Анджея (я их обоих люблю!), просто с кем же еще сравнивать, как не с мэтром?
 
IP записан
 
Ответ #10 - 02/21/01 :: 3:29pm

Gellemar   Вне Форума
сантехник
Пилосец.
Dubai, UAE

Пол: male
Сообщений: 2613
*
 
Цитата:
Не могу сказать, что Нильфгаард вызвал у меня однозначные ассоциации с фашистской Германией. То есть, конечно, такие ассоциации есть...

Как я уже говорил, ассоциации на 3й Рейх пан Анжэй подсовывает нам особенно в последней книге, (возможно намеренно) забивая все другие аллюзии, связанные с Нильфгаардом.

Цитата:
но проглядываются и хотя печальные для нас, но все же несомненные экивоки на Советский Союз (поведение придворных Эмгыра, манера Эмгыра общаться - не напоминает описание сталинских чиновников?

Можете быть спокойны, поведение придворных - чиновников, да и манера Эмгыра общаться характерно для обитателей любой Империи. В т.ч. СССР, естественно.

Цитата:
кто-то назвал фэнтези Сапковского "социальной").

А сам он называл свои произведения "антифэнтэзи" Улыбка

Цитата:
Пожалуй, только отдельные личности - вроде Бонарта и Вильгефорца - выкрашены Сапковским в однозначно черный (в смысле - негативный) цвет.

Должен заметить, что появление явно-отрицательных персонажей характеро опять же только для последних 2-3 книг. Собственно говоря, только появившись на сцене, Вигельфорц тоже выглядел, ну, как минимум - не-отрицательно. "Еще один маг-мужчина" и только. Да и Бонарт (до разговора\резни с Крысами) тоже достаточно нейтрален.

За что я действтельно благодарен пан Анжэю - это за отсутствие однозначно-положительных героев. (Пардон, соврал. Как минимум один есть - Регис). Ладно. На пару практически полностью отрицательных имеется парочка практически полностью положительных. И что приятно, так это то, что отрицательные становятся основными врагами только в самом конце, а положительные - главными героями не становятся вообще. Что отрадно. (Кстати, именно в этом можно усмотреть некоторое сходство Сапковского с Толкином - один пишет про победу над Злом обычного человека (т.е. не-героя), а вотрой - про ту же победу обычного человека (быть может - героя, но весьма не идеального человека).

Цитата:
О чем мне отдельно хотелось бы упомянуть - Сапковский создает большую часть подвигов Ведьмака (и его близких, разумеется) на основании известных сказок (а над некоторыми даже очень зло смеется - вроде как над сказкой "Двенадцать лебедей" или "Русалочка"). Угадываются такие сказки легко.

Как объяснял тот же пан Анжэй собственно возникновение "Ведьмака": "Мне непонятно, почему в наших польских сказках дракона побеждает какой-то сапожник. Не солдаты, не рыцари, а сапожник.Как это он сумел? Сапожник должен шить сапоги. А на дракона должен охтиться специально обученный... ведьмак". (За точность цитаты не отвечаю, но смысл передан верно).

А аллюзии на сказки в дальнейшем прослеживаются все меньше и меньше. Можно сказать, что аллюзии на сказки напротяжении всей "многологии" плавно вытеснялись аллюзиями на наш мир. Ругать или судить пана Анжэя за это - решает каждый сам ждя себя.

Цитата:
Здесь, мне кажется, Сапковский иронизирует над Профессором (ой, не бейте меня!) - тот использовал тщательно переработанные кельтские мифы, Сапковский - славянские былины и сказки "народов мира" в их исходном, первозданном виде; практически, он их цитирует.

Ну, право слово, это натяжка. Без использования каких бы то нибыло мифологических традиций фэнтэзи не напишешь. Собственно, одно наличие магии (и ее форма) вполне указывает на ту или иную традицию сказок\мифов. Опять же, что Сапковский, что Толкин цитируют мифы весьма скудно. И главный сюжет к сюжетам мифов и сказок имеет не большое отношение.

Цитата:
Я вовсе не хочу столкнуть лбами Профессора и пана Анджея (я их обоих люблю!), просто с кем же еще сравнивать, как не с мэтром?

Я бы не рекомендовал заниматься таким сравнением. Мне кажется, что это примерно то же самое, что сравнивать, скажем, Пушкина с Manowar'ом (да простят меня все пятеро если кто-то из них сочтет такое противпоставление несоответвующим уровню таланта) или свиную отбивную с шоколадкой. Подмигивание
 

Работа не волк... Волк здесь я!
IP записан
 
Ответ #11 - 03/11/01 :: 8:02pm

Gellemar   Вне Форума
сантехник
Пилосец.
Dubai, UAE

Пол: male
Сообщений: 2613
*
 
Вот более точная цитата насчет пакта Молотов-Риббентроп:
Цитата:
ВОПРОС: В третьем томе многие разглядели аналогию с 1939 годом, с пактом Молотов-Реббинтроп.

САПКОВСКИЙ: Да, но чехи сказали, что это про то, как поляки отобрали часть чешских территорий. Это история. Пакт Реббинтроп-Молотов для вас, а для чехов - пакт Польша-Гитлер. Мы отняли у них  Tишинскую Силезию, вторглись и отняли. Чехи так это поняли. А я, конечно, писал про 17 сентября 1939 года, дату, которую все поляки помнят  наизусть. Это дата, когда Красная Армия вторглась в Польшу, нанеся ей удар в спину, и разделила нашу страну в четвертый раз. Я просто обратил это на фэнтези.


http://kiw.kuban.ru/books/BOOKS/SAPKOWSKIJ/sap-meet.txt.htm

 

Работа не волк... Волк здесь я!
IP записан
 
Ответ #12 - 04/18/01 :: 10:42pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Приветствую!

Скажите мне, пожалуйста, кто как понял после прочтения всего цикла Сапковского - исполнилось все же или нет Пророчество Итлины?
Потому что из последней книги это не совсем ясно.
Точнее, я поняла так, что не исполнилось, но может еще исполниться при определенном стечении обстоятельств. А еще какие есть версии?

Искренне,
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #13 - 04/18/01 :: 11:01pm

Gellemar   Вне Форума
сантехник
Пилосец.
Dubai, UAE

Пол: male
Сообщений: 2613
*
 
Цитата:
Скажите мне, пожалуйста, кто как понял после прочтения всего цикла Сапковского - исполнилось все же или нет Пророчество Итлины?

См. беседы Кондвирамурсы и Нимуэ. До исполнения пророчества Итилины - около 5 тыс. лет (если я не путаю). Опять же, там же. Эльфы, уходя уничтожили или забрали все произведения своего искусства. А эльфы, как известно, просто так не уходят. Подмигивание

Последнее изменение: Gellemar - 04/18/01 на 20:00:07
 

Работа не волк... Волк здесь я!
IP записан
 
Ответ #14 - 04/18/01 :: 11:03pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Хорошо, вроде бы так.
Но в таком случае мне не совсем понятно, почему эльфы так торопились уйти?

Искренне,
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Страниц: 1 2 3