Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 
Мироглядство - глупость или измена? (Прочитано 8832 раз)
Ответ #15 - 09/04/01 :: 5:15am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Логичность сказки -- это ее внутренняя непротиворечивость,
а не согласование с "обычным" миром (кстати, те же отделные
путешествующие идеи, которые были в "Синей птице" Метерлинка,
встречались у Снегова в "Экспедиции в иномир", вот и пример
нерезкости границы фентези и НФ). Должна быть пусть сказочная,
но система, т.е. у чудес есть причина.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #16 - 09/06/01 :: 4:43am
Morion   Экс-Участник

 
Кое-что об иллюзии:  иллюзия имеет одно отличие от сказки. Говоря об иллюзии и подчеркивая ее значимость как своеобразного зеркала, в котором отражаются как люди и их поступки, так и сам окружающий мир, дозволяя им взглянуть на себя со стороны, я упускал из виду то, что можно назвать зазеркальем. Зазеркалье, то, что находится за зеркалом-иллюзии, есть именно сакральное, о котором я говорил. Зеркало не только отражает, в таком случае, мысли и желания человека, но и показывает, в какой-то мере, сакральное. Зеркало - граница, на которой происходит смешение двух миров - обыденного и сакрального, причем представителем обыденного мира выступает человек.
Один из доступов к такому окну-зеркалу - творчество человека, через которое осуществляется попытка познать сакральное. Однако в процессе творчества с необходимостью проявляются личные качества, желания человека, что, по-видимому, не дает увидеть мир сакральный как нечто логичное. Таким образом мир сакральный остается вечно нелогичным для человека.

Еще для Гэллемара:
Понимаете, я ничего не имею против методологии науки. В нашем физическом мире ее применение более чем оправдано, необходимо. Однако попытка объяснить сказку приводит лишь к НИИЧАВО. Впрочем, подобные мысли мне тоже приходили в голову. Я хотел бы видеть вселенную упорядоченной и понятной. Боюсь, что это не совсем верно. Относительно одной ее части, нашего мира, и то нельзя сказать с определенностью - хаос или порядок? Что ж говорить о той его части, которая лежит ЗА границами разумного понимания?
Впрочем, и в самой моей системе можно увидеть такой порядок: трехчастное, я бы сказал "классическое", деление. Однако, возможно, не следует рисовать мир именно так - трехступенчато. Стоит, думаю, представлять сакральное как нечто не имеющее категорий, то, о чем помыслить нельзя, применяй апофатический метод, не применяй. Собственно, христианские теологи, много на этот счет размышляли.
Касательно вашего вопроса о том, к кому именно пришла религиозность. Конечно, правильнее было бы сказать "ко мне пришла религиозность", потому что отвечать могу только за себя, учитывая, что и себя-то знаю не столь хорошо, как хотелось бы. Однако, наблюдая за окружающим меня миром и некоторыми его представителями, я пришел к выводу, что не к одному мне пришли в голову мысли о действительном существовании мира Толкиена - Средиземья. Люди действительно верят в то, что они "оттуда", что они вспомнили и т.п. Они описывают мир иной, как будто видели его своими глазами, что в некотором роде напоминает результаты экстатических состояний у некоторых верующих. Существование мира иного, к примеру, как его понимает христианство, недоказано наукой. Это и позволяет мне говорить о некотором элементе религиозности в рядах толкиенистов.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что работа "Мироглядство: глупость или измена" была написана мной относительно давно, когда я еще не пришел к тем взглядам, которых держусь сейчас.
Элемент религиозности плох тем, что люди пытаются объяснить непонятное, в очередной раз возводя построение небесной сферы Беды Достопочтенного. Люди пытаются объяснить непонятное при помощи понятного, однако, тем самым лишь запутывают себя, обретая лишь иллюзию, созданную ими самими. Однако, если мы учитываем, что сакральное непознаваемо, то каждая попытка его познать оборачивается лишь очередной версией относительно этого непознанного. Множественность версий не дает проявиться истине.
Теперь вполне логичен вопрос: зачем нужно пытаться познать непознаваемое? Какой в том смысл? Я полагаю так: человек, в течении тех веков существования, которые ему отмерила история, стремился познать неизведанное - полететь  на Луну, докопаться до центра Земли, воскресить всех людей. Он пытался придумать логическое объяснение возможности это сделать. При нахождении логического объяснения он все дальше, уже на основе опыта, развивал науку. Но вопрос: на чем стоит наука, как не на постулатах веры? Мы ведь должны принимать в расчет те же аксиомы, которые принимали древние: ученики древнегреческих геометров, приходя к ним, должен был принимать определенные аксиомы без попытки сомневаться в них.
Попытка познать непознаваемое являет собой творческий акт, его воздействие отражается на судьбе этого мира, его истории. Пытаясь понять непонятное человек все больше узнает, глядя в зеркало, о себя и своем мире, в конечном счете развивая самого себя в духовном смысле. Таким образом, это нужно для духовного развития человека, задующего вопросы в неизвестное с самого детства, и через, творчество человека, развитие как других людей, так и того, что принято называть культурой.
С уважением, Морион
03.09.01

Важное уточнение, подсказанное замечаниями Гарета:
Итак, чем же плохо мироглядство, коль скоро оно именно "видит", а не строит иллюзорные конструкции, на основе догадок по поводу того, что увидело. Его основной минус, как его вижу я, в том, что оно утверждает реальное существование мира иного, равноценного и равносильного миру физическому. В такоим случае открывается простор теоретизированию в исследовании вторичного мира. Какой в этом смысл?
Как я вижу, это делается для того, чтобы еще крепче связать так называемый мир иной, в данном случае мир Толкиена, с миром физическим при помощи логики. Однако, имеет ли хоть какой научный смысл подобное исследование?    

И последнее: мои идеи ни в коем случае не претендуют на истину. В подобных вопросах нет ничего устойчивого, есть вариации некоторых тем, из которых человек волен выбирать.

Еще важное: Маблунг говорит, что если бы я не читал Толкиена, то я бы никак не заметил ошибки Диэр (если она была, конечно). Но, извините, не совсем можно с подобным утвержднием согласиться. Можно сказать: Диэр могла увидеть вселенную, которую описал Толкиен, не читая Толкиена. Такое возможно, как я понимаю с точки зрения мироглядства. Поэтому, даже не читая Толкиена, можно узнать вселенную Толкиена.

К вопросу Маблунга:
Понимаете Маблунг, конечно, мой предыдущий ответ - вовсе не ответ. Следовало бы ответить так: как мистик отличается подлинное видение от неподлинного, священник - дьявола от Бога? Мне не думается, что тут есть определенные признаки вроде выглядывающего из под рясы хвоста (что кстати и встречается в скульптуре Средних Веков). Думается, он старается отличить сердцем, в соответствии  с тем, что имеет за душой (здесь вспоминается Паоло Коэльо и его "Алхимик"). Такой ответ мне кажется лучше отражает то, что я думаю по этому поводу, однако, в целом подход тот же - вынесение вердикта зависит от каждого конкретного человека. А может быть сказок второй свежести тоже не бывает?
С уважением, Морион.

Еще касаемо заметок, прочитанных после написания ответа:
Для Маранты:
Многоуважаемая Маранта, я нисколько не отрицаю возможной внутренней логичности сказки. Конечно, объяснять сказку с точки зрения логики этого мира неразумно. Между тем, есть еще одно важное обстоятельство. Я полагаю, что подобная "логичность" сказки превносится самим человеком, пытающимся объяснить для себя увиденное. Эта логичность - результат действия этого мира через человека. Таким образом, всякая сказка - зашифрованное послание о непонятном. Вглядываясь в сказку, не поддаваясь на логичность и вычисление ее законов (которые существуют, но увы незначимы) мы смотрим в неизвестное, задаваясь вопросом. В этот момент вопрошания человек и встречается с неизвестным.
Я не стал касаться случая с подпругой вот по какой причине. Ее создательница - человек, который не очень хорошо разбирается в лошадях. Ее ошибка - ошибка фактическая, связанная с этим миром, где никак нельзя держаться за подпругу. Вопрос в том: насколько фактическая ошибка этого мира может считаться ошибкой мира сказки. Мое мнение таково: Диэр ошиблась потому, что не знала о подпруге в нашем мире и перенося эпизод из нашего в мир сказки совершила ошибку. То, что для Диэр было логично в этом мире осталось для нее логичным и в мире ином. Логику мира нашего она перенесла в мир сказки. Если логика сказки была бы иной, нежели в нашем мире, поняли бы мы эту логику? Таким образом, говоря о ляпах в сказке, я говорил  о том, что в сказке, как месте встречи мира обыденного и мира сакрального, любой ляп может быть оправдан.
Понимаете, я начал говорить не столько о логике в сказке, сколько о том моменте, когда человек, при помощи сказки, пытается посмотреть в мир иной. Логика, да и само конкретное содержание сказки иллюзорны, если человек пытается посмотреть в мир иной, и важна, если мы используем сказку, чтобы взглянуть на самих себя, внутрь самих себя. 

Для Индейца:
Уважаемый Индеец, понимания не требуется, если мы пытаемся увидеть мир иной, не зашоренный нашей логикой. Посмотрите вокруг, в нашем мире столько неразгаданных тайн. Зачем разгадывать тайны мира сказки, когда под рукой люди умирают от СПИДА?

Для Ассиди:
Премногоуважаемая Ассиди, если мы принимаем сказку, как путь к непознанному, то ни содержание, ни форма нас перестают интересовать. Конечно, раньше я этого не понимал, когда говорил, что "я верил в то, что меч был настоящим". Более того, я не верил, я ЗНАЛ это. По иному быть и не могло. Но теперь я думаю, что и меча то не было, а было это ощущение знания своего участия в сказке (логично, нелогично участие - неважно) и через это ощущение я соприкасался с непознанным. Я раньше, думается, не понимал этого: мне нужны были конкретные вещи, чтобы передать ощущение. Абстракции оказывалось мало, нужна была и символика.
 
Ко всем участникам дискуссии:
Ребята, я без вас очень скучал. Без вас как-то одиноко. Извините, если несколько по другому пытаюсь представить свою, как сказал Индеец, "концепцию", нежели представлял ее в первом сообщении. Мысль идет дальше, чем слово.

Восхваляя общественность,
Морион
Писано за полчаса до полночи 4 сентября 2001 года.
 
IP записан
 
Ответ #17 - 09/06/01 :: 5:42am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Морион: а насколько логика сказки должна отличатся от логики нашего
мира? И еще -- если бы сказки строились по принципиально
другой логике, чем наша, мы бы не могли их принять. Не лучше
ли сказать, что мир сказки есть мир, который отличается
от нашего некоторыми законами? (кстати, граница фентези и НФ
очен нерезкая -- берем Перн Маккеффри, "Дипломированного чародея"
Спрег де Кампа и Претта, "Операцию Хаос", а не только НИИЧАВО,
кстати, "Понедельник" я воспринимаю как роман не столько
о сказке, сколько о науке). Я проводил мысленный эксперимент
-- пытался ставить себя на место героев сказок. И у меня получалось,
что при некоторых допущениях (конечно, противоречащих
в основном опыту нашего мира) -- т.е. при измененных законах природы
-- мои поступки и решения вполне логичны. То есть я бы сказал
-- отличие нашего мира от сказочного не в том, что наш мир логичен,
а сказочный нелогичен, а в том, что в сказочном мире несколко
другие законы. Но все же это законы. То есть они дают
"воспроизводимые эксперименты".
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #18 - 09/07/01 :: 6:59am
Swart   Экс-Участник

 
Здрась.

Влезу со своим имхом. Как я понял, прочитав тред, для Мориона важно, чтобы сказка получила в его душе мощную психическую реакцию определенного типа "щемит в душе, ощущение тайны" и т.п. Я так думаю, что эти штуки достигаются приемами авторского мастерства. К примеру, от "Последнего Единорога" Бигля в душе щемит не меньше. А чего там непознанного? Если кто найдет, скажите. Ответ "душа человека" не считается :)

А труды по логическому объяснению чего-либо в тексте, к примеру, Толкина, (напр. проблема с населением Нуменорэ) меня просто-напросто не волнуют. Кто бы ни были Том Бомбадил и Золотинка - все равно сцена их встречи с хоббитами для меня останется волнующе прекрасной. То же самое и с платьем Леи. Вообще, кстати, "ЗВ" - не лучший повод дискутировать, ибо народу было официально объявлено: "Да, мы знаем, что взрывов в вакууме не слышно!" :) Не знаю, как вы, а я после этого дисклаймера прекратил выискивать несообразности с физикой.

И еще имха: творим ли, видим ли миры - это совсем другой вопрос. Жизнь сказки от этого не зависит.
 
IP записан
 
Ответ #19 - 09/08/01 :: 1:07am
Мориэль   Экс-Участник

 
Приветствую всех.
Небольшая поправка насчет "Последнего единорога" Биггля. Это было одним из самых таинственных и философских произведений, прочитанных мною за последнее время. Ну, взять хотя бы образы Красного быка и Единорогов... Что заставляет единорогов бежать от него? И почему бык в конце произведения уходит в море? А если вспомнить Шмендрика... Маг, который не может управлять своей же силой... Действительно, многое зависит от авторского мастерства. Наверное, именно это и создает впечатление края мира, за которым нет ничего кроме моря - королевства короля Хагарда (если я не ошибаюсь в имени), ощущения мира, который каждое мгновение готов пропасть, раствориться, исчезнуть...  Все это, конечно, мое мнение и мое впечатление от книги, у другого человека оно может быть абсолютно иным в силу того, что все мы разные...
С уважением,
Мориэль
 
IP записан
 
Ответ #20 - 09/08/01 :: 4:52am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Не верь ни мольбе, ни молве, ни хвале, ни хуле,
Не верь никому из ходящих по грешной земле,
Ни ненависти, ни любви, ни друзьям, ни врагам,
Ни демонам ночи, ни древни м забытым богам;
Не верь ни Фортуне, ни Паркам, ни просто - Судьбе,
     Но прежде всего - не верь самому себе.
Не верь никому из ходящих по грешной земле:
Любой из живущих - безумец, а нет - так подлец,
А коль не подлец - значит, сентиментальный палач,
И, чтоб оградить на пути себя от неудач,
Не верь ни сердечной дружбе, ни ярой вражде,
     Но прежде всего - не верь самому себе.
Не верь ни пророчествам звезд, ни безумью стихов,
Ни шорохам леса, ни книгам, ни мудрости снов,
Ни песне нездешней, зовущей ступить за порог -
Ведь нет никаких островов, материк одинок, -
Не верь же тому, что летаешь - хотя бы во сне,
     Ни им - ни Ему - никому, ни себе и ни мне.
Не верь, что закат после боя в крови омыт,
Не верь, что восстанет на зов тот, кто в битве убит,
Не верь, что слово сильнее, чем сталь или медь,
Не верь, что любовь и память сильнее, чем смерть,
Не верь никому, кто скажет - "я видел зарю"...
     Но прежде всего - тому, что я говорю.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #21 - 09/08/01 :: 4:14am
Мориэль   Экс-Участник

 
ЗдОрово! Но чье это, Ваше?
 
IP записан
 
Ответ #22 - 09/08/01 :: 4:22am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
да Улыбка
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #23 - 09/08/01 :: 6:32pm
Morion   Экс-Участник

 
Да, да, да. Совершенно неважно, видим ли, творим ли мы миры. Важна сказка. Такое мнение разделял и я в свое время. Что заставило меня от него отказаться?
Сказка прекрасна сама по себе. Прекрасно получать "мощную психическую реакцию" от написанного талантливым автором произведения. Однако есть одно НО: как только мы выходим за границы сказки, мы наталкиваемся на мир, в котором мы родились. Мир этот не очень-то приветлив к нам, мы словно заброшены в него, без смысла и без цели. Точнее сказать, мы обречены самостоятельно выбирать себе цель. И это заставляет задуматься: сказка сталкивается с реальностью, переплетается  с ней в тугой узел на манер ЧКА, и становится несколько противно от "щемящего чувства", которое обращается в жалкую попытку спрятаться внутри скорлупы собственных мечтаний. Впрочем, всегда можно сказать: не побег дезертира, но побег заключенного. Как совместить мир сказки и мир физический? Из этого вопроса и появляются разные теории.
Мир сказки, порой, оборачивается для некоторых людей миром реальным. И тут очень даже зависит: сотворена ли сказка человеком и воплотилась ли она посредством Слова Человеческого в жизнь или же сказка - это окно в другой, всамделишный мир.
Хорошо говорить: шизофреников просьба не беспокоиться, за сходящих с ума на Играх мы не отвечаем. И мне их жалко. И к черту весь хваленый логицизм, да подальше от современных облагороженных, вскормивших себя на  Ницше "свободомыслящих". Мне их  до боли жалко: они "видят", но зачем они "видят"? За что им дали видеть и не прозреть? НЕ прозреть для всей Вселенной, для всех миров, если уж кому-то надо ,чтобы они все существовали! Зачем они ищут мир, который есть, будто этот мир - наказание, епитимья, наложенная кем-то, за грех. Это есть, то - было, будет - помни, но знай, где ты. Мир иллюзий - опасная штука. И не надо говорить мне о безумцах: может в них действительно вселился дух Наполеона? Для меня в них вселилась иллюзия.
Гораздо сложнее понять, почему все это происходит. Сложнее понять, почему некоторые живут в двух мирах и ничего, а некоторые быстро съезжают с катушек. Впечатлительность? Склонность к психозам? И я вижу ответ таким: уверенность в том, что мир сказки действительно существует. Через подобную уверенность прошел и я.  И полагаю, что в первую очередь следует смотреть не на мастерство художника, а на картину. Нужно вглядываться в полотно, но не пристальным взглядом мастера, оценивая его достоинства и недостатки, но как бы погружаясь в него, чувствуя себя его частью.
Да, я полагаю, что сказку нужно прежде всего ощущать, а не анализировать. Для меня анализ сказки, ее классификация бессмысленны. Не потому что это  в принципе невозможно, а потому, что при любом препарировании теряется один немаловажный элемент. Теряется элемент веры. Без него никак не понять, что же чувствовал к примеру Августин, как ни  вчитывайся в его "Исповедь". Нужно поверить, а потом читать, смотреть сердцем.
Для Вас мир сказки не зависит от того, сотворен ли он или "увиден". Бог с вами. Я предельно рад, что еще есть люди, которые чувствуют прежде, чем  думают.
Нельзя согласиться вот с чем: мастерство художника определяет наше отношение к его произведению. Нет, не мастерство. Сами критерии мастерства могут быть утрачены: сейчас, задай  читать кому книгу Фомы Аквината - не позавидуешь. Однако, он - признанный мастер. Со временем, изменяются критерии мастерства и, чтобы понять их , надо прежде всего ощутить себя частью того Средневековья, в котором жил этот известный теолог. Так и сказка. Один поймет одну сказку, другой - другую, кому-то ирландский эпос покажется занудным, кому-то нет. Но от этого его достоинства не умаляются. Поэтому я говорю: не в мастере дело, но в человеке, воспринимающем творение мастера.
С уважением, Морион.
7.09.01.   
 
IP записан
 
Ответ #24 - 09/11/01 :: 10:35pm

Mithgol the Webmaster   Вне Форума
Дорогой гость
Россия, Таганрог

Пол: male
Сообщений: 152
***
 
До боли жалко, говоришь? А вот у меня до сих пор остаётся чувство, что для таких людей существует выбор - либо сбиваться в стаи и видеть коллективно, либо освободиться от этого мира, если нет им более в нём места.

И приходится сожалеть, что я до сих пор не создал на этом WWW-Dosk`е тему, посвящённую самоубийству. А ведь и предлагали мне, да и сам я хотел. А здесь это оффтопик.

Но вообще-то отвратительна сама ситуация, заставляющая противопоставлять "чувствовать" и "думать". Шизофрения это, психоз это, отсутствие самоконтроля это. Но как красиво...
 

...Но вода на губах их - горька, и на сердце - тоска,&&И для Света отныне навеки погибли они.
IP записан
 
Ответ #25 - 09/12/01 :: 12:59am
Morion   Экс-Участник

 
"Под луной ничто не вечно
  Кроме вечного пути..."
Ниеннах

Зачем мы говорим о том, чего нет? Нет ни островов, ни миров, ни людей, ни земель... Нет ничего, есть лишь иллюзия, потери, абстракции... Нет ничего материального, того, к чему нельзя прикоснуться, почувстввавть физически. Словно какой-то сон, страна теней, давно умерших и обреченных посещать мое воображение, потому что сердцу не прикажешь... Но сказка всегда остается сказкой, ты обречен жаждать ее воплощения, ты живешь этим ожиданием... Но поймешь ли ты, когда придет время вступить в нее, сделать из нее дейцствительность. Сможешь ли принять ее? Ты забудешь сказку, ты увидишь иной мир. И в ином мире ты познакомишься с тем же, что не хотел искать  в этом мире, что не нашел в нем. Ты поймешь, что жизнь такая же, как в этом мире, так и в том.  Ты поймешь, что сказка - не рай христианский, но подобие нашего мира. И тогда ты задашься вопросом: зачем я пришел в иную реальность? Что дейстивтельно нового найдешь ты здесь? Люди, земли, миры, острова -  все это есть, но что с того, когда они полд рукой. Ты смотришь дальше, ты ищещь иных островов, иных миров, и снова меняешь мир, меняешь, чтобы снова искать. Ты вечный путник на дороге через миры, потому что, открывая одну цель, ты видищь другую, преодолев тайну, ты видишь новую. И подумай, круг замыкается уже на первом мире: ты ищешь то, что отдаляется от тебя, по мере нахождения. Ты надеешься, ты почти ловишь мечту, и вот нежданное разочарование. А зачем искать? Зачем искать, когда мир вокруг тебя - сто крат лучше иллюзии сказки. Ты смотришь в сказку, но не идешь в нее. Ты ищешь истину, оставаясь на месте, погружаясь в сказку, растворяясь  в ней.
Но вот дом, его не так то легко найти. Кто оказывается лишенным дома, тот понимает, что я имею в виду. Ты был там, а стал здесь. Ты не веришь  в это, ты знаешь это. Остается мысль о доме и то, что зовется воспоминанием. Как назвать твою память: шизофренией? И как отделить шизофрению от нормальности: по полезности для общества? Или может быть ты именно веришь? И потому ты не шизофреник с точки зрения современного западного сознания?
Не-шизофреник - тот, кот способен к членораздельному общению? Тот, кто не дергает головою или рукою, когда говорит и просто так? Кто не сидит, уставившись в одну точку? Ты знаешь, я же не о шизофрении, как о болезни, а как об обозначении ненормальности. 
Что объединяет? Вера объединяет. Но что такое дом - там, где хорошо или какое иное определение подобрать, чтобы описать ощущение дома? Почему возникает ощущение оторванности от дома, откуда возникает знание о такой отделенности: вопрос, который достаточно важен. В конечном счете, можно обобщить: откуда появляется желание жить в ином мире, ощущать его своим домом и т.п. Как легко объяснить талантом автора: повлиял, дескать, он сильно, вот и "вспомнил" человек. А ты подумай: почему кому-то Толкиен - по боку, а кому-то - очень даже ничего? Почему кто-то хочет к Профессору, а кто-то к Ниеннах? Отчего это зависит? Как легко найти ответ: от характера человека. И тут же другой ответ: от того, что люди эти из разных миров. Но какой выбрать? Собственно тебе выбирать, спор стародавний. Упрекни одних в слабости, других в примитивизме, но с чем останешься?
"Почему вообще есть сущее, а не наоброт - ничто?" (М. Хайдеггер)
Вопрос действительно по чину первый.
И ответь ты на вопрос так: "люди из разных миров", то столкнешься с трудностями. Да, конечно, много делается, чтобы их разрешить. Пишутся статьи, придумываются логически выверенные пояснения. Но вот бывает так, что логика не спасает. Не спасает от веры. Представь, что к тебе подходит человек, которого ты не знаешь. Он говорит, что помнит тебя по иному миру. Но тебе этот человек нериятен: по виду ли, по манере говорить, по мимике, да мало ли что? В общем, ты отвергаешь гипотезу о том, что вы из одного мира. Ты игнорируешь его: мало ли еще у тебя дел. К тому же ты уже УСТАЛ реагировать на подобные "воспоминания": каждый второй тебе это говорит. Ты думаешь, что ты чувствуешь сердцем, оно ведет тебя? Тебя, может быть, и ведет, но другой человек верит в то, что говорит. Он ощущает связь, а ты нет? Кто виноват? Этот мир? Человеческие характеры?
Ты путаешься в мыслях.
"Rape me, my friend.
  Rape me again."(Nirvana)
Ты чувствуешь, как ему больно? Или сердце зачерствело?
Ты чувствуешь как он тянется к тебе? Ты чувствуешь, что он - это не Оно, но Ты?
Ты прозрел для мира иного, но не ослеп ли для этого?
Ты читаешь со спокойным сердцем? Если "да", то подлинно, что талант автора решает ВСЕ.
"Каждый видит как он хочет видеть", есть и такое мнение. Все правильно: фраза "Я вижу нечто", неравносильна фразе "Я говорю, что я вижу нечто". Мир вполне может быть иным, просто мы выкладываем на стол карты, на которых помечен наш собственный опыт. Но признать этот тезис так сложно, знаешь ли ты это? Мне как-то пришлось наблюдать такую сцену:
"Я хочу быть полуэльфом."
" Могу предложить толко эльфа или человека"
"Да нет, ты не понимаешь, полуэльфы - это..." 
Дайте мне твоего бога - я застрелюсь при помощи его. Потому что вопрос вовсе не в том, что человек видит. Вопрос как ЭТО отражается на других людях? Как вопрос, заданный одному человеку, отражается на другом. Как из непонимания рождается недовольство. Недовольство тем, что существовало до тебя, рождается потребность менять, танцевать на костях, строить из этих костей новое здание.
ДА, каждый видит так, как хочет, но зачем потребность поделиться увиденным? Вспомнить вместе, совместить точку сборки, черт возьми? Для чего отдавать увиденное бумаге, чтобы те, кто не знали, узнали? НЕ говори мне об этике и о всем таком! Не может одна этика подвигнуть рассказать о личном переживании. Есть нечто другое: глубокая способность поделиться знанием, передать его, глубокая убежденность, что не ты один смог "вспомнить". Не путай это с пониманием, человек вовсе может не нуждаться в нем! Да разве сможет другой человек понять боль твою, которую ТЫ испытал, вглядываясь в звезды? Там, за горизонтом, за солнцем, за звездным небом - страна, где ты обретешь то, чего хочешь обрести. Ты вспомнил, и он вспомнил, но вот ваши взгляды расходятся кое в чем. А как же? Ведь он же все помнит по другому, он - другой человек.
И здесь ты переживешь раскаяние за то, что доверился, за то, что рассказал о своем видении. Потому что придет время, и Он, другой, вспомнит по-другому. Он перестанет быть Ты. И ты не будешь знать что делать.
Общие воспоминания никогда не станут личными, запомни этого. Боюсь, что ты-то как раз ищешь личных воспоминаний. Ты ищешь того, кто понял бы тебя, разделил, почувствовал...
Ты - в клетке,  а название ее: ты сам. Ты заперт в своем мире, в том мире, который "видишь" только ты.
Остается толко одно. Один вопрос в неизвестность: что дальше?
Вопрос остается без ответа, потому что ответ у каждого свой.

...................
"Под луной ничто не вечно,
  Кроме вечности самой..."
Ниеннах
 
IP записан
 
Ответ #26 - 09/12/01 :: 7:55am
Swart   Экс-Участник

 
Удивительно, но вымышленные миры внутри моей головы (или реально существующие, если верить мироглядам) у меня прекрасно уживаются с грубой реальностью. И от анализа этот самый элемент веры не дохнет. Дохнет э... невинность, истекающая из незнания. Фальшивый ореол, я бы сказал. И этот подход фундаментально противоположен вашему, и нет между ними компромисса, увы. Либо ты ищешь знания, либо веры.
Я глубоко уважаю подход веры, но скептически отношусь к догмам. Поэтому подход "оставить все как есть и глубоко чтить" мне чужд. Если уж я во что-то верую, то предварительно убеждаюсь, что это действительно абсурдно (или недоказуемо), если такая метафора не будет слишком грубой.
Так что мне, собственно, не о чем дискутировать с вами, уважаемый Морион. Спасибо, вы подняли хорошую тему, которая заставила меня заново осмыслить то, что я получаю от книг.
 
IP записан
 
Ответ #27 - 09/23/01 :: 1:39pm

Mithgol the Webmaster   Вне Форума
Дорогой гость
Россия, Таганрог

Пол: male
Сообщений: 152
***
 
Что-то мне не верится, что ответ у каждого свой.

Не сочтите занудным философствованием, друзья... но, во-первых, у кого-то этот ответ общий.
Во-вторых, у кого-то этот ответ и вовсе не свой, а чужой.

Последнее изменение: Mithgol the Webmaster - 09/23/01 на 10:39:32
 

...Но вода на губах их - горька, и на сердце - тоска,&&И для Света отныне навеки погибли они.
IP записан
 
Ответ #28 - 09/28/01 :: 9:37am
Эстера   Экс-Участник

 
А вот ЭТО тебе ничего не напоминает, а? Почти твои мысли. Только выражены гора-аздо хуже и по другому поводу.

=========================================

     Кто не желает слушать правду...
(размышления по поводу "Правды о Золотом Лесе"
          П. Скулачева).

Ну что ж... в "Правде о Золотом лесе" точка зрения
была изложена новая и необычная. Не затертая. И потому
небезынтересная. Только мне тут увиделся один
недоброкачественный прием - и да простит мне автор, если
это только моя подозрительность.

Нажимает уважаемый господин Скулачев на то, что иная
реальность - это все же реальность и воспринимать ее
нужно реально. В отличие от параллели между Лориэном и
Брокилоном, эта-то идея очень не нова. И Ниеннах в
"Черной Книге" ею руководствовалась. Более того, эта идея
уже стала общим местом в мировоззрении всех ролевиков. На
смену наивному "светлому" запалу первых лет ролевого
движения (лично мне известных, увы, лишь по рассказам)
пришло "критическое" и скептическое восприятие иной
реальности. (Не говорит ли это о том, что гнильцой в
воздухе запахло?) И имеется соответствующий стереотип -
быть наивным романтиком-энтузиастом, мечтающим о
Средиземье как у Профессора, не только необычно, но и
неприлично даже для новичка. И без "Правды о Золотом
лесе" так есть. А "Правда..." потакает этому стереотипу
(да один тон чего стоит!) и давит на читателя, мол, либо
соглашайся, либо в "дивнючие" угодишь. Мало найдется
таких, которые все же не поддадутся на провокацию.

Я вот поддалась. И дело не в стереотипе, вернее, не
только в нем. Я просто понимаю, что каким бы сказочным и
магическим мир ни был - законы жизни и общества остаются
те же, что и у нас, а может прибавиться и еще что-то, с
точки зрения нормального человека неприемлемое и
кошмарное. В "реальном" мире, подобном нашему (пусть он и
живет по законам магии, а не техники) и правда все будет
именно так:

"История красива, спору нет, но только если забыть о
стрелках, охраняющих границу, и о том, что посягнувший на
границу не узнает о решении по свисту стрел, который не
всегда успевает услышать. Ты также забыл, что любая
ощетинившаяся граница в большинстве случаев вызывает
ненависть и страх, а не уважение, а еще ты забыл о том,
что ненависть заглушает разум и заставляет совершать
неисправимые ошибки:

"...Прочь из Брокилона, человек,... - Не имеет значения,
что тебе лишь пятнадцать и ты продираешься сквозь лес,
ошалев от страха, не в состоянии отыскать дороги домой.
Не имеет значения, что тебе уже семьдесят и надо идти за
хворостом, иначе тебя за ненадобностью выгонят из халупы,
не дадут есть. Не имеет значения, что тебе всего-то шесть
лет и тебя приманили цветы, голубеющие на залитой солнцем
поляне. Прочь из Брокилона! Свист и удар!..."

Все так. Это и _реально_ и _правдиво_. Но даже у меня,
человека не очень легковерного и вообще-то слабо
эмоционального, все в душе сжимается от такой трактовки.
Господи, думаю, неужто и помечтать нельзя о том, чего по
жизни не бывает и не могло бы быть: о просветленной и
мудрой Владычице, мудрой без холодности и равнодушия к
людям, об обособленности, которая не влечет за собой
ненависти и жестокости, о Добре, а не о Меньшем Зле, о 
мудром решении, за которое не нужно платить... Ведь почти
всем иногда хочется, чтобы именно так все и было. А так
не бывает. Остается мечтать.

И потом, неужто призрак реализма так и будет ходить за
нами следом? Те, кто "живет" в иной реальности - не от
него ли убегали? Вопрос встает - а нужна ли вообще
"правда"? По-моему, нет.
 
Почему? А зачем человеку вообще пытаться "жить" в какой-
то иной реальности? Наверное, потому, что ему эта не
нравится. Или его в ней не принимают. Или и то, и другое.
Мне, например, и "здесь" не плохо, а Толкиен, сказки,
ролевые игры, фантастика - ну как приправа к основному
блюду. Хотя не скрою, важная приправа, так как без нее
блюдо уж больно пресное. А кому совсем здесь плохо -
тогда и становится Средиземье основным хлебом. Не говорю
сейчас, плохо это или хорошо, просто так есть.

А реальность Средиземья - другая, и она должна
качественно отличаться от нашей. А если туда "тащить" все
тот же груз, которым обременены здесь - неверие в Добро и
его победу, мысли, что за все нужно платить - не станет
ли та реальность такой же загаженной, скучной и унылой,
как эта, из которой "убегают"? Зачем тогда она вообще
нужна? Живи "здесь" и не жалуйся. Другие живут и радуются
жизни.

"...И последнее. Ты уверен, что описываемые тобой
проблемы и несправедливости здешнего мира присущи именно
миру, а не тебе самому? Ты уверен, что не принесешь с
собой в Иную Реальность свои страхи и недостатки, уверен,
что тебе следует изменять окружающую реальность, а не
себя самого? И так ли уж необходимо придумывать Иную
Реальность вместо того, чтобы попытать понять, что нужно
сделать в этой, нынешней, для того, чтобы стать лучше:

"Люди...любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами
себе они не кажутся столь уродливыми и ужасными.
Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлестывая
жен вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя
топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами
последнего оставшегося на свете единорога, они любят
думать, что ужаснее и безобразнее их все-таки приведение,
которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на
душе. И им проще жить..."

Оцените - хороший пример выдергивания цитаты из контекста
и смешения разных вещей: Сапковский-то говорит о
придумывании страшилищ в обыденной жизни, о
бессознательном замутнении своей реальности; а те, кто
бежит в иные реальности, по жизни как раз не суеверны,
они понимают, что мир непрост и  _сознательно_ хотят
избавиться от этой не простоты.

При всем моем уважении к тому же "Ведьмаку" Сапковского
(любимая книга, между прочим) не думаю, что кто-то по-
настоящему захочет "жить" в том мире, пусть интересном,
ярком, колоритном, но до странности похожем на наш и
таком же непростом. Где так же, как у нас, нет Добра, а
есть Меньшее Зло.

А можно ли придумать что-то совсем другое? Или просто
поверить, что может быть по-другому? Или хотя бы
абстрактно допустить? Те, кто поверил в Средиземье как
оно есть в оригинале, а стрелков на границах Лориэна
воспринял как очередной результат козней все того же
Врага - они, может быть, вовсе не проявляют недомыслия,
как это кажется многим (в том числе иногда и мне самой).
Они, может, наоборот, стремятся вырваться из того
порочного круга, что мы зовем "реальностью", реализмом,
объективными законами, которые вовсе не совершенны.
Может, здесь мы сталкиваемся именно с высшим проявлением
человеческого разума - быть _сильнее_ окружающей
действительности.

И вовсе не зря так много народу любит простые книги с
положительными и отрицательными героями, которые либо
правы, либо совсем не правы, безо всякого там Равновесия,
Меньшего Зла и прочих "заморочек". Простые, "примитивные"
понятия из детских сказок заложены в нас еще с детства и
направляют лучшие поступки нашей жизни. И если не дай Бог
эти понятия забудутся или разрушатся - разрушение грозит
и самой личности человека. И обратно, "возвращение" к ним
оздоровляет душу. Наверное, это происходит потому, что
они естественны.

"Жить" в чистом, светлом и непохожем на наш мире хоть и
трудно, но целительно. Там краски ярче и черты резче.
Ведь если  не видишь чистого света или хотя бы не слышал
о нем - откуда вообще узнаешь, где светлое, а где темное?
И чем чище этот свет, тем возвышеннее цель и быстрее
исцеление. Да ведь просто сама иная реальность не
потерпит тех недостатков, которые человек принесет с
собой из этой жизни. Она либо посереет и загрязнится,
либо переделает человека под себя.

Это-то и есть высшая работа над собой: когда твои же
мечты и чувство идеала будут держать тебя в рамках,
избранных тобой же, но удержаться в которых тебе порой
трудно. Что ж, так и надо - "дух силен, а плоть слаба".

А потому может статься, что описание Толкиена - это вовсе
не "парадный портрет" и даже не просто "правда" для мира
той книги, а высшая, особая правда, к которой стремится
человек, но которая, увы, в нашем мире не существует. И
все же является правдой, ибо истинная правда - это не то,
что перед глазами, а то, что в душе.
 
IP записан
 
Ответ #29 - 09/28/01 :: 7:58pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Морион и Естера: в данном случае (боюсь, я прав) смешиваются
2 разных понятия "реальность".
Понятие первое -- реальность,
это мир, который существует -- то ли материально, то ли
чисто информационно, в виде системы закономерностей (как
шахматы -- если не знать правил игры, то это просто деревянные фигурки,
а если знать, то это целый мир, в котором есть своя история,
см. об этом и "Алису в Зазеркал'е", и хатулевский "Разговор с
королем"). Так вот эта реальность может быть какая угодно.
В том числе и сильно идеальная, в которой нет всего того,
что не нравится нам в нашем мире. И нам не стоит называть ее
иллюзией, потому что это -- такой же взгляд на мир, если угодно,
"система координат", как и взгляд "обычных" людей. Конечно,
естественно выплывет вопрос -- а какая система координат лучше?
С этим сложно. (кстати, это проблема сер'езная не только в
нашем случае, но и в той же квантовой механике)
Но всегда найдется кто-то еще, кто думает похоже,
или очень близко. А главное -- разные точки зрения НЕ
противоречат друг другу, а дополняют друг друга
(конечно, это опять квантовомеханическая аналогия, но
почему бы и нет?). То есть точка зрения никогда не лишена
смысла, и всегда для нее найдется близкая. Не такая же...
но где вы видели двоих людей (елфов, гномов...), которые обо
всем думают совсем одинаково?
И понятие второе: реальность -- это мир, известный нам из
повседневного опыта. Очень многие не могут себе вообразить
ничего другого, отсюда и выискивание у всех героев мотивов
по Фрейду (помню, как я выступил против поиска фрейдистских
мотивов в "Алисе", и какой ушат грязи на меня вылили!), и
уверенность в том, что ни от кого не жди добра (постсоветские
детективы -- преступления милиции, особенно запомнилась
ударная фраза из одного такого опуса: преступный авторитет
и по совместительству что-то вроде замгубернатора говорит:
"А что это милиция нами опять недовольна? Мы им
следственный изолятор подарили!"). Да, это есть. Но почему
мы не можем себе представить, что все может быть иначе?
То есть вывод такой: миров -- много, и они отличаются друг
от друга -- но есть миры очень похожие. И есть место
и похожести, и различию.

Последнее изменение: Хольгер - 09/28/01 на 16:58:01
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Страниц: 1 2 3