Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 
Мироглядство - глупость или измена? (Прочитано 8831 раз)
08/31/01 :: 9:21pm
Morion   Экс-Участник

 
* * *
Извините за столь долгое молчание... У меня не было доступа в интернет.

Прошу прощения, если я кого-либо обижу этой статьей. Мне не хотелось бы делать этого, но не высказать свою точку зрения по данной проблеме я никак не могу. Я не полагаю ее единственно верной, потому что считаю, что каждый верит в то, во что он хочет верить.

Мироглядство - глупость или измена?

Dragon Kings
Dying Queens
Where is salvation now
Lost my life lost my dreams
Rip the bones from my flesh
Silent screams laughing here
Dying to tell you the truth
You are planned you are damned
In this brave new world

Iron Maiden
"Brave New World"

Почему измена и почему глупость? А почему так, порой, получается у нас в фэндоме, как у Стругацких: объяснение магии и сказки с научной точки зрения. С той точки зрения, с которой смотрит на человека каждая действительность, имеющая определенные законы и правила. Что для нас колдовство необъясненное и, более того, необъяснимое? Обман зрения и  пустое суеверие...
А что для нас мир Толкиена? Он, к моему сожалению, все более стремится при  помощи  некоторых к упорядоченности и объяснимости... Нахождение гипотез к его полному объяснению и упорядочиванию становится идеалом для "продвинутого в канонических текстах" толкиениста. За этим уже последовало логичное выяснение и нахождение законов движения литосферных плит в сказке! Как совместить Арту и Арду, имеют ли орки души или нет, что есть истина по-эльфийски, а что по-людски - того же порядка.

Галлемар говорит:
"Весь вопрос не в (позволю себе скзать двоично) 1, а в 0. Бездарный продолжатель Толкина, (даже и не именующий себя Джоном), бездарный извратитель Толкина (пусть даже не пишущий "Тошнит от..."), бездарный инженер подгтовки МинЭнергоМаша, не видящий разницы между атомным реактором и иным источником тепла, бестолковый искатель сенсаций вроде Савелия Кашницкого из "МК" - у них есть две общих черты: они не знают, о чём говорят\пишут и они допускают отвратительные и грубые ошибки в области логики, методологии науки, т.н. "здравого смысла", психологии, и т.п. Ни в чем из вышеперечисленного, например, Ниэннах обвинить нельзя. А Мелькорчиков\Морготищев-Ужастсающих, Элхей-Много-перееханных и прочих почмоидов - можно."
Вы меня извините, но не думаете ли вы, что следует вначале доказать существование иного мира, а уж потом требовать логики, психологии и "методологии науки". Очередное убийство сказки рационализмом не принесет ничего хорошего, потому что сказка обращенная в реальность слишком часто превращается в религию.
К тому же некоторые люди уже предполагают появление толкиенистской Церкви! И не так уж это абсурдно на первый взгляд... Вначале мы поверим в мир иной, потом мы поверим в то, что туда после смерти попадем, потом будем готовится к этому переходу, потом будем передавать знание о переходе непосвященным, потом сформируем иерархию и т.д.
Чему мы изменяем и как мы ошиблись? Как свернули с пути понимания и чувствования к логике и попыткам воплотить мир иной в действительность через Игру? Как нашли хорошее прикрытие в виде "мироглядства"? Мы "видим" и соответственно можем объяснить любую нелогичность вроде человека "в меховой шапке и темных очках" (Стругацкие): мы не все "увидели". Толкиен не "увидел" детства своих героев, но мы их "увидим"! А вы можете так описать действительность, чтобы возникло ощущение этой действительности? Чтобы ты понял, что перед тобой мир действительный, а не созданный человеческим воображением? Просто опишите действительность, известную всем нам так, чтобы не пропустить ни одной детали, ни одной черточки. Боюсь, что это невозможно. Если возможно, то приведите примеры.
Мы "видим" не все в ином мире. Соответственно, мы можем "видеть" разное: каждый "видит" то, что ему удалось "увидеть". А еще, учитывая существования нескольких, к примеру, Сауронов, можно сказать, что, дескать, существует множество миров, а люди "видят" разное: от Саушки до Толкиена. 
Каждый "видит" иной мир таким, каким он сам хочет его "увидеть" - вот моя точка зрения.
Мы изменили сказке, вот чему мы изменили. Мы изменили сказке ради действительности, ради действительно существующего мира иного, ради достижения объективной истины. В конечном счете, чем более мы материализуем иной мир, тем более мы становимся материалистами. Материалист именно тот, кто полагает действительно реальное Бытие мира иного, его независимое существование от человека.
И мы действительно глупы, если считаем, что чем более мы объясняем сказку, говоря, что Лея не могла быть в белом платье, потому что по мусорному отсеку ходила, а воитель и король Финголфин, вдруг появившийся с распущенными волосами во время сражения с Мелькором, - просто нонсенс, тем лучше! А зачем же еще объяснять в ответ, что длинные волосы во время сражения не мешают?! Еще более приблизим сказку к действительности, объясним, что всякий сказочный момент может быть объяснен, простите, за тавтологию. И это последствия теории "мироглядства", веры в действительное существование мира иного с законами и правилами. И это и есть определенного рода "материализм".
Но что плохого в "мироглядстве", скажут некоторые? Чем оно, например, отличается от веры в существование мира идеального у папуасов? (Только не подумайте, что я испытываю неуважение к папуасам!) Я считаю, что ничем не отличается. Папуасы тоже люди и тоже говорят, что "видят". ИМХО.
И я понимаю, чем именно я раздражаю верующих в Толкиена людей. Толкиен, принесший весть, "увидевший" первым, показал путь "мироглядству". К нам через Толкиена пришла религиозность. А вместе с ней и все, что ей, так сказать, сопутствует.  А я, материалист, видите ли, заговорил, что сказку следует оставить в покое, что мы не "видим", а творим миры. Что если вы уж религиозны, так почему же вам мало веры, а столь нужны объяснения? (Так, потому, как я считаю, что людям, думающим и ищущим, мало веры и законов, накладываемых ею.)  И еще  я говорю, что мы в своем творчестве пытаемся понять действительность, что боги, к примеру, суть символы, обозначения того, что мы стремимся понять. Что сказка -  это особое ощущение и я, к сожалению, не могу передать его словами. Я думаю, все чувствовали это. Я сам ощущал сказку, я действительно верил в мир Средиземья, я был там. Я держал у себя в руках настоящий меч и разговаривал с Галадриэлью, которая приходила ко мне и садилась на край моей постели.  Мне и в голову не приходило вычислять, как питались жители Лориэна, и не о том я с ней разговаривал. Теперь мне объясняют, что эльфы Лориэна питались за счет того-то, и того-то, что меч, который я держал в руках суть игрушка, но мы его представляем как настоящий. Вы видите разницу между "представляю" и "действительно верю"?
Сказка уходит  в прошлое. Появляются новые системы, трактующие Толкиена по христиански, по язычески, по сатанински, и много же таких "по" появилось. Появляются течения, направления, организации и движения в толкиенизме, которые имеют свой взгляд на построенный Толкиеном мир, забывая о его первооснове, равной и единой для всех людей, - сказочной, идеальной основе.   
Что дальше, спрашиваю я вас? Что дальше?

I will hope
My soul will fly
So I will live forever
Heart will die
My soul will fly
I will forever

Iron Maiden
"The Thin Life between Love and Hate"

Морион Лаурэфин
2001-06-28
 
IP записан
 
Ответ #1 - 08/31/01 :: 11:30pm

Gellemar   Вне Форума
сантехник
Пилосец.
Dubai, UAE

Пол: male
Сообщений: 2613
*
 
Эх-эх... то интересно, бОльшую часть послания Мориона можно легко прочитать "верую, ибо неразумно." И призыв только к неразумной вере. Лично мне это странно. Почему? Могу объяснить.

На сей раз именно Морион проявляет двоичную логику: Если мы не верим в Лею в белом платье, то Звездные Войны для нас не волшебная сказка. Здрасте-приехали. Ежли кто не знает, то лично я - боольшой фанат этого фильма. И уже успел замучать своими восторгами половину своих знакомых. (А как бы Вы среагировали на фразу: "Во! Вот этот шлем для мотоцикла я куплю, потому что он похож на шлем Имперского пилота из ЗВ!" ?) Нет. Всё гораздо проще и сложнее одновременно. Лея в белом платье после мусорки - бред. Но этот бред не мешает мне любить и верить в этот мир. Хотя бы потому, что ЗВ - Повстанческая пропагандистская лента. И герои там по определеню в "белом фраке". Но я не смог бы полюбить этот фильм, если бы, скажем, крейсер класса Imperial Star Destroyer сначала гонялся бы за Milennium Falcon (который корабль Хэна Соло) практически не отставая, а серией раньше не мог бы догнать корвет с Леей на борту (кторый корвет существенно больше и тормознее Соловского транспорта, но меньше крейсера). Потому что это вопиющий ляп. Который раздражает. И портит всю картину. Именно для этого я требую логичности.

Помимо логичности также в той своей реплики я требвоал и талантливого описания. Потому что некрасиво рассказанная сказка не доберется ни до ума, ни до сердца.

Я не требую полного описания "до винтика". Это не реально и не нужно. Этого нету ни в одной хорошей даже сугубо реалистичной-из-этого-мира книге. Но даже в такой книге герой не должен быть на одной странице во фраке, а на следующей, без передевания (или хотя бы времени на него) - в рубище.

Я не думаю, что нужно прежде всего доказать существование иного мира. (Кстати, а будем ли мы доказывать наличие сказочного мира, если считать, что сказка в принципе непознаваема? Подмигивание ) Есть он или нет его - вопрос совершенно третий. Но если в этом мире маловато логики etc. - то скорее всего его нету. Солжнее поверить в него. Сложнее его себе представить. Сложнее представить, что он может просуществовать хоть одну секунду, не войдя в противоречие сам с собой.

Что же до измены сказке. Здесь я вообще не понимаю... Разве сказка обязана быть необъяснимой? Именно необъяснимой, а не необъясненной? В таком случае, мы как раз приходим к позиции помянутых морионом папуасов... Для них колдовство необъяснимо в принципе. Да и зачем? Колдовство. Сам термин колдовство для них вполне достаточное объяснение. А для какого-нибудь религиозного "деятеля" будет универсальное объяснение "на то воля Б-жья"... Они живут в сказке? Мы должны брать с них пример, чтобы не дай Тьма, Б-г, (нужное вписать), не изменить сказке?

Чтож, хорошо. Добро пожаловать в сказку. Где всё необъяснимо, и (видимо именно из-за этого) - прекрасно. Вы хотите жить в таком мире, где понять Вы всё равно нчего не сможете?

"Мы глупы, если верим, что чем более..." Конечно же нет. Мы не глупы. И чем более мы объясняем электричество (явное колдовство для папуаса), тем понятнее оно для нас, тем лучше мы им сможем пользоваться. Человер сколнен искать объяснения. И главная беда Мориона в том, что он не понимает одно простой вещи: сказка - это тоже объяснение. На определенном уровне. И колдовство - это тоже объяснение. Но это не значит, что это _наилучшее_ объяснение. И не значит, что на бедную сказку можно валить всё. "Ах, в этом сказочном мире может быть всё что угодно..." Поэтому что бы ни случилось - всё так и должно быть. Потому что сказка. И великий воин окажется не могущим поднять камушек. Только кто поверит в эту сказку? Чем он воевал-то?

И напоследок вопрос ко всему тексту: разве сказка красива и пленяет именно необъяснимостью?

(Я-то, старый механист, думал - что красотой слога, сюжета, характеров, самой системы мироздания...)

Логика и сказка - вещи не взаимоисключающие.

Ну а уж до "каждый видит мир таким..." Конечно. И любую сказку он тоже видит именно такой, какой хочет увидить. И одно и то же зеркало он видит отлично от вИдения другого человека... Вполне естественно.

И ещё интересно... "Как мы ушли с пути понимания и чувствования..." Увы и ах. Именно путь понимания лежит через логику, объяснения, теории... В зазубренной фразе "это сказка (колдовство) и поэтому тут может быть всё что угодно" - понимания нет ни на йоту. А ушли мы с этого пути непоинмания на полсекунды позже, чем впервые догадались поднять палку, дабы сбить ею вкусный фрукт. Только вот постоянно пытаемся на него вернуться. Потому что многим думать лень.

Последнее изменение: Gellemar - 08/31/01 на 20:30:03
 

Работа не волк... Волк здесь я!
IP записан
 
Ответ #2 - 09/01/01 :: 1:44am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Морион: а все-таки, почему Сказка не допускает логичности?
Если нет логичности, внутренней структуры -- боюс', получится
уже не Сказка, а что-то вроде Дворов Хаоса.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #3 - 09/02/01 :: 12:07am

Индеец   Вне Форума
Зашел поглядеть
maya

Пол: male
Сообщений: 2
*
 
А зачем вообще проводить грань между сказкой и реальностью?
Вся наша земная реальность местами очень смахивает на сказку Улыбка

На мой взгляд, разрабатывая миры описаные в литературе мы делаем их сложнее и интереснее, но ни в коем случае не делаем их более скучными.

Если мы в состоянии определить что-нибудь с помощью физических законов, а не магии, то лучше сделать это. Гораздо интереснее смотреть на расширяющийся горизонт, чем на застывший, пусть и очень красивый, пейзаж.
 

Hi, I'm a signature virus. Please, set me&&as your signature and help me spread Улыбка
IP записан
 
Ответ #4 - 09/02/01 :: 12:24am
Morion   Экс-Участник

 
Принцип, "Верую,ибо абсурдно", как сами знаете, не мной придуман, но мной в данном случае разделяем.  Почему? Во-первых, я полагаю, что вере - одно, а разуму - другое. Учение о двойственной истине тоже не мной придумано. Понимать его каждый понимает по своему: марксист - так, Вильям Оккам - иначе. Но есть одно: есть разница, граница между верой и разумом. Во-вторых, не мне объяснять что получается когда говорят "Верую, ибо разумно". Причем так бывает, что вначале я  "верую", а уж потом у меня все "разумно". Вот не по душе мне Аквинат, а больше по душе мне Сигер Брабантский. Кто из них более логичен? 
А вопрос у нас такой: куда нам сказку девать? К вере али к разуму ее отнести?
Давайте на примере "Звездных Войн", которые я тоже очень люблю.
Итак, для меня то, что написано пером, не вырубишь топором. Если Крейсер может догнать корабль Хана Соло, значит, может. Я не задумываюсь над сказкой: я ее вижу такой, какая она есть, я в нее своей логикой не вмешиваюсь. А не-то: как там Люк перебил десяточек охранников и без единой царапины остался? Снова объянять или тоже ляп? Или удача Люка? Я предпочитаю не объяснять, потому что если начнем это делать - не кончим, поверьте.
Белое платье Леи - никак не бред. А если бред, то логично предположить - мусорный отсек - грязно и плохо пахнет - платье испачкалось. Логично в ответ преположить - не-а, у Леи всегда с собой очищающее платье средство, просто в фильме нам его не показали. Как не показали, что платье у нее испачкалось. Или вот: у нее прибор, который ей новое платье, скажем так, "телепортирует". И вот тут-то элемент сказочности и пропадает.
Сказка - для меня как нераскрытая тайна, как туман, скрывающий что-то необыкновенно манящее, волшебное. Она приводит в иной мир, она - мост между миром реальности и миром иным, скажем, миром фэйри (Прости меня, о вольнодумец Сигер, за то что предал я марксистский идеал). Маленькое пояснение: мир фэйри - реальность, такая же как и материя. Сказка -  граница между миром волшебным и миром обычным, место, где все переплетено и все изменяемо человеческой волей. Но это не в тему... и для отдельного разговора.
Вот что в тему... Для вас, Gellemar, сказка - "объясняет". Не спорю, конечно, и Владимира Яковлевича Проппа (вот какое имя знаю!) читал, и Фрэзера с Малиновским читаю на ночь. Замечательно! Но что все доводы людей науки против полета фантазии, против мечты о запретном, против попытки полетать? Меня в данном случае не интересует сказка как объянение чего-либо, внутреннего ли мира человнека, внешнего ли, меня интересует сказка лишь как способ удивиться неизведанному, потянуться к нему.
Ляпы из сказок не убираются, уж простите мне мою категоричность. Потому что ляпов в сказках не бывает.

С интересом,
Морион Лаурэфин
В последний день Августа, без двух минут Осень.
 
IP записан
 
Ответ #5 - 09/02/01 :: 1:50am

Джаргал   Вне Форума
сантехник
Black Hunter
Samara

Пол: male
Сообщений: 909
*
 
Ох, влезу и я, мерзостный материалист, в своих любимых подкованных армейских ботинках российского производства...

Цитата:
Но что все доводы людей науки против полета фантазии, против мечты о запретном, против попытки полетать?

Позволю себе на образ ответить чем-то вроде оного. Доводы людей науки - ничто, а вот сила притяжения - очень даже "кое что". Такое "кое что", что от него не отбрыкаешься...

Джаргал,
по поводу дождя четвертые сутки испытывающий на редкость неприятные ощущения в спине, перебитой после попытки сделать двойное сальто и падения на бетонный пол...
 

"И смеется твой Бог - АК-47!.." (с) Берсерк
IP записан
 
Ответ #6 - 09/02/01 :: 4:20am
Morion   Экс-Участник

 
Вы меня извините, если, что не так. Я прямо в логово материалистов попал, не заметил. Видно с моего последнего посещения (К ВОПРОСУ ОБ ИЛЛЮЗИИ) многое переменилось. Отбили у меня статус матерого материалиста, отбили. А потому требуется уточнение: я же не говорю о реальности, где все мы можем копчик отбить и не делая двойное сальто, я говорю о сказке, где герой зачастую ничего себе не отбивает, пусть он даже с десятого этажа упадет на спину. Но это так, к слову.
Как я понимаю, или лучше сказать, чувствую сказку?
Есть стихотворение Толкиена, большинству из вас, наверное, известное. Называется «Шаги гоблинов». Отрывок из него, в переводе К.Королева, я привожу:
«Крадусь за ними вслед.
Вожатый – лунный свет
Манит,  с пути мне не давая сбиться.
Чу! Сладостный напев
Звучит в тени дерев,
Где ручеек проворный серебрится.
Но нет, мне не успеть,
Фигур не разглядеть –
Исчезли за ближайшим поворотом.
Куда же вы, друзья?
На сердце у меня
Тоскливо так, признаться, отчего-то.

О! Тропа в лесной глуши! О! Мгновенье волшебства!
О! Продлить его, продлить – да только нечем!
О! Как звонок каждый шаг – звонок, легок каждый шаг!
О! Как жаль, что мимолетна встреча!»

Извините за столь обширную цитату. Я полагаю, она лучше всего выражает то чувство, которое я испытываю при соприкосновении с миром сказки. Именно за светлую грусть, за мимолетность я благодарен Профессору, познакомившему меня с миром Средиземья. За ту щемящую боль разлуки, от которой захватывает сердце, но которую так не хочется прерывать. Вечная, непознаваемая тайна, в которую можно лишь смотреться как в воду, или на огонь, но так и не понять, не разгадать ее смысл.

С уважением ко всем присутствующим,
Морион

9 минут 0 часов. Сентябрь, день второй.      
 
IP записан
 
Ответ #7 - 09/02/01 :: 12:17pm

Michael_Atlas   Вне Форума
Бывает набегами
А по сопатке?
Israel / Haifa

Пол: male
Сообщений: 68
**
 
K slovu o logichnosti - malen'kij primer.
Kak to neskol'ko let nazad devushka Dier
pisala stihi.

I upotrebila tam neskol'ko fraz.
Naprimer , "venok mellornov" .
I skakal u nee tam kto to , esli ne oshibayus' ,
derjas' rukami za podprugu.

Dyk ne prochitay Vy , Morion , Tolkiena ...

Itak , Morionu vopros.

Kak Vy otlichaete plohuyu skazku ot horoshej ?
Esli logichnost' ustroystva mira skazki dlya vas
ne predmet dlya obsujdeniya ?

Veruyu , ibo absurd - eto , konechno , horosho.
Tol'ko odin absurd vami odnoznachnpo prinimaem ,
a drugoy - kategoricheski net. Po kakomu priznaku delite ?

Mablung , s ubazheniem.

P.S. Ya na matematiku smotryu kak na skazku.
     Predlojite li vy ne pol'zovatsya v nej logokoj ?
 

Weiler's Law: Nothing is impossible for the man who doesn't have to do it himself.&&
IP записан
 
Ответ #8 - 09/02/01 :: 8:47pm

Gellemar   Вне Форума
сантехник
Пилосец.
Dubai, UAE

Пол: male
Сообщений: 2613
*
 
Не в порядке придирки, а в порядке просьбы прояснения смысла.
Морион пишет "...К нам через Толкиена пришла религиозность..."
К кому пришла религиозность через Толкиена? Кто имеется в виду под словом "мы"?
 

Работа не волк... Волк здесь я!
IP записан
 
Ответ #9 - 09/02/01 :: 11:01pm
Morion   Экс-Участник

 
Прежде всего, большое спасибо Маблунгу за то, что он, своими замечаниями, повернул разговор в другое русло. Если прежде мы говорили о том, как воспринимает человек сказку, то теперь настала пора поговорить каким я вижу мир сказки, насколько ему присущи логические связи.
Прежде всего я признаю существование мира материального. Также я признаю существование мира сакрального, волшебного. Сказка находится аккурат между ними, сочетая в себе черты как сакрального так и обыденного миров. Человек творит сказку, но не из ничего, а улавливая смутные образы мира иного-сакрального. Логика вносится позже, разумом человека, чтобы хоть как-то разложить по порлочкам поступившую информацию. Таким образом складывается картина сказки - феерическое представление, за которым можно лишь наблюдать.
Изменяя что-либо в сказке, ты создаешь уже иную сказку.
Леди Мореранте действительно говорила о венке мэллорнов. Здесь, как я вижу, несколько путей: первый - сказать, что она ничуть не ошиблась. Дескать, есть такие цветы мэллорны, Толкиен их как-то не описал. Почему бы и нет: это путь мирогляда. Второй путь - э нет, цветы растут на мэллорнах, а потом их вплетают в венок - путь логика.  Третий - можно все списать на человека: пытаясь попасть именно в сказку Толкиена, Диэр не смогла учесть все логические составляющие, перепутала их местами.
Таким образом, устанавливать логические связи в сказке можно, однако что нам может это дать, если мы считаем, что связи в сказке построены и больше не изменяемы (ИМХО)? Кроме того, сказка - не устоявшаяся система, которой каждый обязан придерживаться, позволю себе заметить, ее изменяет каждый сам для себя, видит и чувствует ее по своему.
То, что вы называваете развитием сказки, все более стремит ее к упорядочиванию, к обыденности, оставляя в стороне само сакральное, непознаваемое.
Попытка понять сакральное обращается в сказку. Человеку остаются одни догадки, предположения, озарения, попытки выразить себя в творчестве, скажем так, в сказительстве.

Нас подстерегают две опасности: мироглядство в виде додумывания и апелляции к слову я "увидел" (так и самое нелогичное пройдет) и использование логики в доказательство возможности и невозможности того или иного момента сказки. В действительности это одна опасность: признание реального существования мира сказки ведет к пониманию этого мира, как обыденного, чьи тайны можно и нужно разгадать. Учитывая недоказанность существования сказочного мира, все может быть сведено в конечном счете к религии.
Принцип "Верую ибо абсурдно", не означает, что верую в действительное, материальное существование сказки. Он отражает лишь мое стремление показать, как нужно относиться к сказке, как ее можно и должно чувствовать, не занимаясь ее препарированием.   

Да и еще: откровенный идеализм (мир сакральный и т.п.) позволяет мне говорить лишь о моем личном мнении по данному вопросу. Естественно, многоуважаемые участники конференции, вольны думать по другому. Я - не истина в последней инстанции. 

К замечанию Геллемара:
Колдовство у папуасов объясняет окружающий их мир и их самих. Слова на "то воля Божья" объясняют окружающий священника мир. Слова "естественный процесс" объясняют мир физический, материальный. Сказка, во всяком случае в моем понимании, не входит в мир материальный, соответственно, сравнение с "колдовством" не принимаю. Брать с папуасов пример не надо: у нас есть на то наука. Но в вопросах сердца она часто бессильна.

"Чтож, хорошо. Добро пожаловать в сказку. Где всё необъяснимо, и (видимо именно из-за этого) - прекрасно. Вы хотите жить в таком мире, где понять Вы всё равно нчего не сможете?" (Галлемар)
Вы считаете, что понимание заключается  вспособности устанавливать логические связи? Смысл не в том, чтобы понимать (как вы понимаете это слово), а чтобы наблюдать, видеть неразгаданные тайны, тянуться к ним, ощущать чувство неизведанности. Разгаданная тайна перестает быть тайной. Изведанный Бог станет лишь обыденным фактом (ИМХО). Мне думается, лучше разгадывать тайны мира физического, чем придумывать законы для мира сакрального.

Теперь, я отвечу на вопросы Маблунга:
"Kak Vy otlichaete plohuyu skazku ot horoshej ?Esli logichnost' ustroystva mira skazki dlya vas ne predmet dlya obsujdeniya ?"
"Veruyu , ibo absurd - eto , konechno , horosho. Tol'ko odin absurd vami odnoznachnpo prinimaem ,  drugoy - kategoricheski net. Po kakomu priznaku delite ?"
Нет, у меня авторитета, чтобы сослаться. Как жаль! (подсказка: Библии нет). А если серьезно, то по принципу: что вижу, то и существует. Эдакий солипсизм. Только к материальному миру никакого отношения подобное восприятие не имеет, учтите. Я не считаю, что есть единый критерий для сказок, с которым можно сверять качество любой сказки. Каждый воспринимает и оценивает сказку по своему.
Ya na matematiku smotryu kak na skazku. Predlojite li vy ne pol'zovatsya v nej logokoj ?
Вы извините меня, если обижу, но я на математику не смотрю как на сказку. Поэтому вы можете пользоваться логикой.
С уважением ко всем присутствующим, Морион
14.25 2 сентября
 
IP записан
 
Ответ #10 - 09/02/01 :: 11:56pm

Maranta   Вне Форума
При исполнении
Москва

Пол: female
Сообщений: 2021
*****
 
Здравствуйте, уважаемые учатники дискуссии!

Я несколько раз внимательно прочитала весь тред, особенно - сообщения Мориона, начавшего эту тему.
Мне кажется, что участники несколько по-разному понимают проблему (впрочем, это впечатление со стороны). Если ошибаюсь - поправьте.
Во-первых,уважаемый Морион, мне не совсем ясно, против какой "логичности" Вы выступаете? Возражения против попыток объяснить сказку логикой нашего мира мне вполне понятны. Да с этим никто не спорит. В одном мире есть магия, в другом - мечи джедаев, в третьем - драконы и т.п. Многое из этого не укладывается в изветсные нам законы физики, математики, логики и так далее. Не укладывается, да и не надо.
Дело совсем в другом. Если мы внимательно посмотрим на сказочные или фантастические миры, то увидим, что все они _внутренне_ логичны. Да, явления, которые происходят в этих мирах, могут показаться нереальны, абсурдными с точки зрения нашего мира,но мы в них верим. Почему же? Да потому что все эти явления составляют часть того мира, в котором существуют, они связаны с этим миром, а он - с ними. Это и есть внутренняя логика (увы, я не знаю другого слова).
Вспомните все те сказки, в которые вы верили... Перечитайте еще раз... и вы увидите, как _гармоничны_ эти миры... Вот, может быть это как раз нужное слово - гармония, непротиворечие. Причем непротиворечие не _нашим_ законам, а законам того мира.
Тут уже столько примеров привели на эту тему, что я даже не знаю, как лучше пояснить, что я имею в виду.
В сказке может быть все - все, что не укладывается в привычные рамки. Но вот в рамки этой сказки все явления должны укладываться. Иначе получится полный абсурд.

Маранта
 
IP записан
 
Ответ #11 - 09/03/01 :: 12:03am

Maranta   Вне Форума
При исполнении
Москва

Пол: female
Сообщений: 2021
*****
 
Ох, не дает мне покоя одна фраза, сказанная г-ном Морионом:
"Ляпы из сказок не убираются, уж простите мне мою категоричность. Потому что ляпов в сказках не бывает."

а как же быть с тем персонажем, который скакал держась за подпругу? (я тоже помню этот стих)...

 
IP записан
 
Ответ #12 - 09/03/01 :: 1:45am

Индеец   Вне Форума
Зашел поглядеть
maya

Пол: male
Сообщений: 2
*
 
Разгаданая тайна перестает быть тайной, но дает нам возможность обнаружить существование новых тайн.

Морион! Вы предлагаете нам концепцию, при которой не останется ничего, что требовало бы понимания. Мир субъективен, потому что у нас нет доказательств его существования.... Тут стоило бы применить что-нибудь вроде презумпции невиновности... Давайте не будем говорить "не существует", пока это ПРЯМО не доказано.

Давайте все таки исходить из развития. Сказку можно воспринимать как непонимание нами каких-либо законов.

Как уже было верно замечено, логичность в любом мире необходима. НО, требуется делать скидку на то, что нам могут быть неизвестны (а в большинстве случаев так и есть) все параметры "уравнения". То, что сейчас кажется нам нелогичным может оказаться абсолютно логичным на другом уровне знания.

Бессмысленность дискуссии вы определили еще во вступлении к своему тексту.
 

Hi, I'm a signature virus. Please, set me&&as your signature and help me spread Улыбка
IP записан
 
Ответ #13 - 09/04/01 :: 2:01am

Ассиди   Вне Форума
Бывает набегами
Перекресточка
С-Петербург

Пол: female
Сообщений: 72
**
 
С интересом прочитала все реплики в дискуссии и больше всего мне созвучно мнение Маранты. Мир сказки должен быть внутренне непротиворечив. Это бесспорно. Но встает вопрос - а является ли то, что мы читаем, смотрим и т.д. действительно миром сказки? Пока что ответить "да" можно только по отношению к миру Толкина. Но нельзя не признать, что в последнее время народ из фэндома увлекается не только миром Толкина, и вот тут то как раз возникают трудности по осознанию этого мира. Логика нужна для того, чтобы отделить сожержание сказки от ее формы. В массовом искусстве есть законы жанра, к которым как раз относится пресловутая Лея в непачкающемся белом платье (кстати сейлоры в своих белоснежных купальниках тоже всегда остаются чистыми, даже после падения со второго этажа). Смотришь такое и думаешь - злодея убили потому что его убили или потому что сценаристу нужно, чтобы добро победило, иначе его фильм не купят? (Например, после показа последних серий первого сезона Sailor Moon было много возмущенных откликов от зрителей, которым не понравилось, что сейлоры погибли и в американской версии сериала сделали так, что никто не умер. А как раз по внутренней логике нужно было, чтобы они умерли, я не могу объяснить, но я чувствую, что это так). Толкину было хорошо - он писал для себя, и поэтому его мир целен и без додумывания. Про другие миры этого не скажешь. А при отделении формы от содержания без логики не обойтись...
 

Хотели, как лучше, а пришлось превозмогать
IP записан
 
Ответ #14 - 09/04/01 :: 4:20am

Maranta   Вне Форума
При исполнении
Москва

Пол: female
Сообщений: 2021
*****
 
Ассиди, боюсь, что как бы мы ни старались, мы не сможем дать ни определения сказки, ни критериев "сказочности". И любые дискуссии на эту тему ни к чему не приведут.
В отношении того, "что считать действительно миром сказки" - каждый выбирает для себя. И, наверное, так и должно быть...
 
IP записан
 
Страниц: 1 2 3