Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 4 5 
Еще раз об авторском праве (Прочитано 19351 раз)
Ответ #45 - 10/13/09 :: 2:31pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Кстати, о последнем поминавшемся: вот оно же на новом движке, "картинок" прибавилось, авторства - ни-ни: http://vlastelinkolecpoliny.narod.ru/shablonchik/index.html

Но я не об этом, собственно, а не хотелось открывать новую тему, поэтому о копирайтах давайте, что ли, тут продолжим - фактически. в продолжение первоначального сообщения.

Почему я воюю с копирайтом

С 1 января 2009 года в России ужесточён закон "Об авторских и смежных правах" - прим. переводчика.

И, всё-таки, чем так важна вся эта тема реформы копирайта? Что стоит на кону?
Всё.
До совсем недавнего времени копирайт был промышленным правом. Если вы были в области ведения копирайта, значит могли пользоваться экстраординарным промышленным оборудованием — печатным станком, кинокамерой, аудиостудией. Стоимость оборудования была значительной, так что не было затруднительно добавить ещё сотню баксов на услуги хорошего адвоката по копирайтам. Юридические расходы составляли всего пару процентов от себестоимости работы предприятия.
Когда лица не от промышленности (люди, школы, прихожане в церквях и т.д.) имели дело с объектами копирайта, они делали то, о чём законы об авторском праве ничего не говорили: читали книги, слушали музыку, пели у пианино или ходили в кино. Они обсуждали книги. Пели песни, моясь в ду́ше. Пересказывали сказки (додумывая детали) детям на ночь. Цитировали. Рисовали на стенах в детских садах героев книг.
Затем настали ранние дни войны за копирайт, аналоговый период: пришли видеомагнитофоны, двухкассетники, ксероксы и другая множительная техника. Теперь у себя дома можно было делать то, что попадало под законы об авторском праве (копировать, показывать, записывать). В комнатах отдыха в многоквартирниках иногда появлялись плохо сшитые «романы» фэн-фикшена, подростки ублажали друг друга собственными «сборниками» песен, можно было записать передачу с кабельного канала на видеокассету, прийти с ней к соседям и устроить киносеанс.
Тем не менее, этот процесс был малоопасен. Большие группы правообладателей, естественно, считали всю эту технику «атомной бомбой в чемодане», сравнивали видеомагнитофон с Чикатило и заявляли, что «магнитофоны в домах убивают музыку». Конечно, такие действия вряд ли были законными, но заставить всех соблюдать закон было слишком дорого. Издатели, лейблы и студии не могли следить за вами дома, на работе и в гостях: стоимость слежки за людьми превзошла бы все убытки, понесённые от копирования.
Появились интернет и персональный компьютер. Две этих технологии, словно буря, легко могут закинуть человека в далёкие моря, где правят законы об авторских правах. Потому что в каждом доме есть техника, позволяющая многократно нарушать авторские права (компьютер) и делать это по публичной связи (интернет), которую легко отслеживать, что позволяет при небольших затратах наказывать простых людей тысячами.
Более того, передача данных в интернете намного вероятнее нарушит права копирования, чем в их нецифровых аналогах, потому что в каждой операции в интернете данные копируются. Интернет — система для очень эффективного копирования с компьютера на другой. Разговор у вас на кухне состоит всего лишь из колебаний воздуха, а в таком же разговоре по интернету делаются тысячи копий данных. Каждый раз когда вы жмёте кнопку, сигнал копируется несколько раз внутри вашего компьютера, затем копируется в сетевую карту, затем в цепочке маршрутизаторов, потом (часто) на сервер, который может скопировать данные в сотню мест — как на мгновения, так и надолго — и затем сообщение идёт до других собеседников, у которых тоже копируется десятки раз.
Закон об авторском праве оценивает копирование как редкое и существенное событие. В интернете же копирование происходит автоматически, массово, мгновенно, бесплатно и постоянно. Напечатайте карикатуру про Дилберта и повесьте на двери офиса — авторских прав вы не нарушили. Сфотографируйте эту дверь и выложите на домашней странице, чтобы её увидели ваши коллеги — и вы уже нарушили закон об авторских правах, и поскольку ЗоАП считает копирование очень редким явлением, он назначает наказания в сотни и тысячи долларов за каждое нарушение.
Есть слово для всего, что мы делаем с плодами творчества — все обсуждения, пересказ, пение, выступления, рисование и обдумывание: это называется культура.
Культура существует давно. Дольше, чем копирайт.
Культура придаёт авторскому праву ценность. Причина, по которой люди готовы платить деньги за произведения искусства, — в том, что у нас бесконечный аппетит на песни, чтобы петь вместе, на истории, чтобы пересказывать, на картины, чтобы увидеть и расширить наш визуальный кругозор.
Позвольте ещё раз сказать: копирайт существует потому что культура создаёт рынок для творческих произведений. Если бы не было рынка для них, не было бы причин волноваться о копирайте.
Не содержание произвдений самое главное, а культура. Зачем вы идёте в кино? Чтобы потом было о чём общаться. Если вас сослать на необитаемый остров и дать выбор: либо ваша фонотека, либо ваши друзья, то надо быть социопатом чтобы выбрать музыку.
Культура требует делиться информацией, культура является общей информацией. Читатели научной фантастики знают это: вот рядом с вами в метро парень с фантастическим романом в броской обложке. Он — часть вашей группы. Вы наверняка читали те же книги, у вас много общих тем и есть о чём поговорить.
Услышав песню, которая вам понравилась, вы играете её людям из вашего круга. Вы прочли книгу, которая понравилась вам, и даёте её своим друзьям, чтобы они тоже её прочли. Увидев отличную передачу, вы показываете её друзьям или ищете людей, которые тоже смотрели её, и начинаете беседу с ними.
В общем, у каждого, кто под впечатлением от произведения искусства, есть естественное стремление поделиться им. Поскольку «делиться» в интернете — то же самое, что «копировать», вы оказываетесь в зоне поражения авторского права. Все копируют. Дэн Гликман, бывший конгрессмен, ныне председатель Американской ассоциации киноиндустрии (MPAA), наичистейший максималист копирайта, какого можно найти, признался, что скопировал документальный фильм Кирби Дика «Картина ещё не оценена» (это жёсткая критика системы рейтинга ААК), но нашёл отговорку, что копию он хранит «[у себя] в подвале». Делать вид, что вы не копируете, — значит принять участие в запутанном лицемерии викторианцев, утверждавших, что не маструбировали ни разу в жизни. Каждый знает, что врёт, и многие знают, что врут все вокруг.
Но проблема копирайта в том, что большинство копирующих бодро сознаются, что копируют. Большинство пользователей интернета, нарушая авторские права, выкладывают файлы в интернете. Если завтра подавить раздачу файлов, они будут передавать те же и новые файлы, обмениваясь жёсткими дисками, флэшками, смарт-картами, и опять данные будут переходить из рук в руки, пусть и медленнее.
Копирующие либо знают, что нарушают закон, но им наплевать, либо верят, что их действия не подпадут под действие закона, а закон наказывает более вопиющие случаи копирования, например, продажу пиратских DVD на улице. На самом деле закон намного меньше карает продажу DVD, чем бесплатную раздачу тех же фильмов в интернете, и риск при покупке DVD намного меньше (благодаря высокой стоимости контроля за людьми в реальном мире), чем при скачивании файлов.
Копирующие заняты написанием сложного морального кодекса о том, что можно копировать, а что нельзя, и с кем, и при каких обстоятельствах. Они присоединяются к группам файлообмена, обсуждают нормы между собой и на словах и на деле создают множество авторских пара-прав, отражающих общепринятое понимание, как надо поступать.
Трагедия в том, что авторские пара-права не имеют почти ничего общего с настоящим авторским правом. Неважно, как вы им следуете, закон вы, вероятно, нарушаете. Например, в группе делающих клипы из анимэ (ролики с поп-музыкой и нарезкой фрагментов из мультфильмов анимэ — чтобы увидеть примеры, поищите «amv» в гугле) вы можете соблюдать все правила группы, запрещающие показывать видео посторонним и используя только определённые источники музыки и видео, но всё равно каждый раз, садясь за компьютер, вы совершаете нарушения на миллионы долларов штрафов.
Неудивительно что пара-права и ЗоАП друг с другом почти не пересекаются. В конце концов, авторские права регулируют отношения между гигантскими компаниями. Пара-права регулируют отношения между людьми в культурной среде. Нечему удивляться, что эти два набора правил так далеки друг от друга.
Между копирующими и держателями прав совершенно возможно добиться разрядки напряжённости в виде набора правил, регулирующего только «культуру», а не «индустрию». Но единственный способ пустить копирующих к столу переговоров — это перестать настаивать, что копирование без разрешения — это плохо, воровство и преступление. Те, кто знают, что копировать легко, хорошо и полезно, слыша это, думают, что либо вы несёте чушь, либо речь не о них.
Потому что, если завтра прекратить копирование в интернете, из него исчезнет и культура. Ютуб исчезнет без архива клипов, нарушающих ЗоАП. Живой журнал умрёт без интересных аватарок и потрясающих постов с материалами из книг, новостей и других блогов. Flickr сошёл бы на нет и закрылся, если бы в нём не выкладывали фотографии объектов, произведений и мест, защищённых копирайтом, законами о торговых марках и чем-либо ещё.
Мы нуждаемся в произведениях, которые обсуждаем, именно потому что мы их обсуждаем. Фан-фикшен пишут люди, любящие книги. Клипы Ютуба делают те, кто хочет показать вам свои любимые передачи и обсудить их с вами. Иконки в ЖЖ выражают симпатию к картинкам.

Если культура проиграет в копирайтной войне, с ней умрёт и нужда в авторском праве.

Кори Докторов, журнал Locus, ноябрь 2008
(источник) http://www.locusmag.com/Features/2008/11/cory-doctorow-why-i-copyfight.html
перевод Лебедева Дмитрия (http://ryba4.com [http://ryba4.com/translations/], detail@ngs.ru), август 2009


Отсюда: http://ryba4.com/translations/copyfight


Upd. ссылку я у Экслера нашла, там еще небольшое обсуждение. Возможно, его тоже имеет смысл прочесть: http://www.exler.ru/blog/item/7077/?12
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #46 - 11/03/09 :: 1:40pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
Острота момента. Выпуск 4


Запомни крепко: в доме не свистят. Не будет денег. Так гласит примета. И постепенно смысл приметы этой становится понятен всем подряд. Пока ты в доме исполняешь свист, ты нарушаешь авторское право. И в дверь твою уже стучится РАО и говорит, что ты рецидивист. Ты нарушаешь авторский закон. Не верите — спросите у юриста: есть автор у исполненного свиста, и даже не беда, что умер он. Так даже проще — чтобы не мешал. И пусть при жизни он не знал про РАО, но РАО восстановит честь и право, устроив юридический скандал. Он умер, но мелодия живет. А там, глядишь, и родственники живы. И вместе с РАО требуют поживы с любого, кто свистит и кто поет.

Не пой под душем песен никогда! Наследники уже под дверью ванной. Приклеились к двери как листик банный и ждут, пока отключится вода. И в тот же миг они тебе несут отнюдь не полотенце или тапки, а строгие бумаги в красной папке, среди которых есть повестка в суд. Суду все ясно, он уже привык. Он постановит твердо, без нюансов: изъять твое имущество, финансы, а также вырвать грешный твой язык. Чтоб не совал его, закон поправ, в сокровищницу мировой культуры, беря без спросу рифмы, партитуры и прочие объекты смежных прав.

Не для того поэт, и музыкант, и композитор, вечная им слава, творят объекты авторского права, успешно применяя свой талант. Не для того, чтоб ты спустя года бесплатно слушал радио в маршрутке. Предмет искусства — это вам не шутки, а ценные улики для суда.

Услышал где-то музыку — беги, мизинцами заткнув покрепче уши. И отрицай, что ты ее прослушал, иначе образуются долги. Концерты в телевизоре не смей просматривать с семьею — только лично! Иначе исполнение — публично, и ты попал на миллион рублей. Приемник лучше подари врагам: пусть слушают налево и направо. В конце концов их всех поймает РАО, и выйдет им немало по деньгам.

С невестой в ЗАГС под музыку пошел? Отдай все деньги и ступай на зону! А РАО передаст их Мендельсону. Придет — получит. Нет — и хорошо.

Придумал стих? Исполнить не спеши. Хоть ты и автор, и законы в силе, но Авторское общество России оставишь без положенной маржи. Зарегистрируй, денег принеси, представь заявку и дождись отметки. И прочитай домашним с табуретки в назначенную дату и часы.

Велели в школе вызубрить стишок? К доске не выходи ни в коем разе! Публичным исполнением при классе юристы назовут такой урок. И за чужой стишок получишь два (условных года по итогам дела). И в кассу РАО местного отдела уплатишь штраф за все свои слова. Сидите, дети, лучше по домам. Забудьте, дети, про кружок вокальный, не подходите к школе музыкальной — чужое исполнять научат там. Литературу с музыкой — забыть: с правами там не ясно и не чисто. Пусть в школах учат только на юристов, а также адвокатов, может быть. Непобедимый, страшный, как дракон, мы в школах лишь один предмет оставим: об Авторском, а также Смежном праве — великий славный божий наш закон!

Семейные альбомы изучай. И твой прапрадед, как ты сам увидишь, Кирилла и Мефодия подкидыш, вдруг может оказаться невзначай. А значит, у тебя в руках права на авторские буквы алфавита. И каждый, кто напишет их открыто, обязан заплатить тебе сперва. А если родословной вовсе нет — то значит, из народа вышел родом. И все твое, что числилось народным: любая поговорка и куплет. Услышал исполнение — звони в ближайшую районную управу. И вызывай наряд в мундирах РАО, и пусть воришку в суд ведут они.

Вот ты прочел поэму до конца. А кто тебе, скажи, позволил это? Губами шевелил? Гони монету! Я выступаю в качестве истца! Пошел в свой блог и сделал копипаст? А ну-ка денег заплати нам с РАО! Оно на все искусство сверху срало, оно его и купит и продаст!

http://kaganov.f5.ru/post/88793
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #47 - 11/03/09 :: 1:58pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Отлично!
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #48 - 11/03/09 :: 10:06pm

Дмитрий Винoxoдов   Вне Форума
Живет здесь
Рожденный в СССР
Ораниенбаум, Россия.

Пол: male
Сообщений: 520
*****
 
Блестяще!

Эх, эти бы слова, да Богу в уши.
 

С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий.
====================================
"И ты бы, Ваня, у них был ванья..." В. С. Высоцкий
====================================
IP записан
 
Ответ #49 - 11/05/09 :: 12:57pm

Nightwalker   Вне Форума
Живет здесь
...Нас убивает Земля,
Нас воскрешает Небо...
Москва

Пол: male
Сообщений: 786
*****
 
Не богу, а законодателям. Только к словам -- немножечко ума, чтоб поняли, что это все сарказм, а не программа действий.
 

...И наделены они были холодной, безжалостной мудростью воинов...
IP записан
 
Ответ #50 - 03/28/11 :: 6:39pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Восхищаться "Открытым письмом русских и русскоязычных писателей Президенту России Д.А. Медведеву" я буду исключительно вечером (по техническим причинам), а вот один из откликов могу сюда закинуть прямо сейчас. Что и делаю.

Воровать нельзя платить
Закон об авторском праве был сочинен в индустриальную эпоху. Сегодня на роль посредника между талантами и поклонниками он не годится

Наверное, дорогие товарищи, меня можно назвать вором.
Это не чистосердечное признание, но возможная оценка моего поведения Российским союзом правообладателей (который "михалковский"), Всероссийским обществом интеллектуальной собственности и массой других организаций и людей. Например, я вор с точки зрения Полины Дашковой, Аркадия Арканова, Сергея Лукьяненко и Евгения Евтушенко, подписавших письма против (для краткости упрощаю) перехода библиотек на электронные копии и в целом против свободного хождения таких копий (да-да, Евтушенко, распространявшийся в СССР в самиздате, сегодня против самиздата!). В этой компании даже Людмила Улицкая!
А еще я вор с точки зрения управления "К" МВД России, которое недавно возбудило дело против пользователя Сети "В контакте", выложившего на своей страничке несколько чужих музыкальных записей: бедняге теперь светит до 6 лет по статье 146 УК РФ ("Нарушение авторских и смежных прав").
Сейчас распишу свои преступные действия во всей красе.
В прошлом году я просмотрел 71 фильм, прочитал 30 книг, а уж музыки прослушал без счета. Оплатил я при этом три билета в кино и 37 DVD-дисков. Остальные скачал из бесплатных файлообменных сетей. И если в начале года я заказывал недорогие — 99 рублей — диски через интернет-магазин OZON, то после третьего или четвертого бракованного плюнул: нет хуже, чем когда настроишься провести вечер с женой за просмотром прошкинского "Чуда", а на 15-й минуте диск застывает, прямо как главная героиня этого фильма.
Из книг, правда, я лишь шесть штук добыл, не заплатив, в электронном формате. Зато уже в этом году почти все мое чтение — бесплатное: под Новый год я скачал одним файлом библиотеку в 129 тысяч томов.
Почему я больше не хожу в магазины? Почему игнорирую кинотеатры? Почему не хочу, чтобы моя денежка попала в карман хоть Прошкину, хоть Улицкой, да хоть Михалкову с его правообладателями? Потому что жадный?
Вовсе нет: за технику для чтения, прослушивания и просмотра я заплатил немало.
Подлинная причина в другом. В том, что в распространении книг и фильмов, музыки и фотографии в последние годы случилась революция: их можно мгновенно копировать и передавать в любую точку мира. И в том, что издательства и магазины, кинотеатры и правообладатели эту революцию не то чтобы прохлопали, но не смогли поставить себе — и мне — на службу. Они по отношению ко мне — как Хоботов с Людочкой из "Покровских ворот" по отношению к Савранскому (и надо ли говорить, что пьесу Леонида Зорина я только что взял с электронной полки, чтобы перечитать известную сцену?).

Новая реальность

Представьте себе, что вы в меру упитанный мужчина в полном расцвете 46 лет, который любит читать, но у которого на носу очки. То есть что вы — это я.
И вам, допустим, нужна книга Ранкура-Лаферьера "Россия и русские глазами американского психоаналитика". Сначала вы ищете ее в обычных магазинах, потом в интернет-магазинах, потом пишете в издательство "Ладомир", которое отвечает, что тираж раскуплен. И вы снова пишете, объясняя, что готовы платить за электронный текст.
Что сообщают в ответ Хоботов с Людочкой? Правильно: что они торговлей электронными книгами не занимаются. В переводе на русский это означает: еще чего, нашел дураков! Мы тебе, значит, вышлем файл, а ты его запустишь в оборот!
И что прикажете делать мне? Можно идти в бесплатные файлообменные сети. Если там нет (а там нет) — кинуть клич в социальных сетях. Есть вероятность, что обладатель заветного тома, желая помочь, разброшюрует книгу, заложит страницы в сканер и вышлет мне файл, которым я, в свою очередь, тоже поделюсь. С нашей точки зрения, мы ведем себя так, как положено приличным людям, которые хорошую книгу дают почитать другим, просто "дать почитать" теперь означает "дать скопировать".
Но, кроме нас, к этому оказался никто не готов.
Издательства оказались не готовы к спросу на электронный и аудиоформаты. Книжные магазины оказались не готовы к тому, что за бумажную версию читатель согласен платить, даже прочтя электронную. А законодатель оказался не готов к тому, что произведение отделилось, как душа от тела, от материального носителя. Вот если я книгу Улицкой дал почитать другу — это ведь не нарушение прав ни Улицкой, ни издательства, правда? А если у меня десяток друзей? Сотня? Тысячи? У меня в ЖЖ без малого три тысячи друзей!
А если в новом обществе вообще все по-другому? Скажем, нужно бесплатно работать в одном месте, чтобы деньги получать в другом, но без первого невозможно второе? (Непонятно? Но так сейчас у музыкантов в России — они не зарабатывают на дисках, зато берут свое на концертах, куда приходят вдохновленные бесплатными записями адепты.)

Старый век

На самом деле это конфликт идеологий: идеологии регламентируемого, дозируемого, дефицитного доступа к информации — и идеологии свободного выбора. Среди тех самых 129 тысяч книг, что я скачал, есть ведь не только Улицкая, Евтушенко и Лукьяненко. Там еще и Гитлер, и Троцкий, и Мао... Понимаете, да?
В индустриальную пору информацию можно было регламентировать, контролируя носители. Закон, запрещающий без согласия автора смотреть, читать, слушать и тиражировать, вообще уходит корнями в 1710 год. Конкретно — в Статут королевы Анны, он же Copyright Act, когда за творцами были закреплены 14-летние права на все копии. И этот Статут, по моему мнению, был разумнее сегодняшнего закона, когда права сохраняются не просто пожизненно за автором, но и еще и посмертно 70 лет за наследниками. То есть сегодня праправнуки решают, с чем общество можно познакомить и сколько с общества за это можно содрать.
Информационное общество живет по законам, напрямую обслуживающим общественный интерес. А доинформационное — по законам частного интереса. И герои прежних лет — защитники собственного интереса, а также тех, кто вложил в их раскрутку деньги — хотят остаться подданными королевы Анны, как будто информационной революции не свершилось. На знаменах их — знак копирайта, впереди, как щит,— писатели с письмами, а позади — управление "К".
А их враг — я со товарищи.

Киберномика и писатели

— И что же, ты хочешь, чтобы Улицкая писала романы бесплатно? — говорит мне жена, когда я рассказываю ей об этой статье.
Моя жена — умная, но до чрезвычайности наивная женщина, тоже (как и автор "Даниэля Штайна") любящая подписывать письма протеста под влиянием эмоций.
О господи! Да я обожаю Людмилу Улицкую (не говоря про жену). Я полон сочувствия не только к ней, но и, например, к книгоиздателю, приславшему мне письмо с рассказом, как торрент-трекеры, файлообменники, убивают его бизнес. Он написал, что свою книгу велосипедных маршрутов многажды видел бесплатно распечатанной в руках велосипедистов. Я засмеялся: вспомнил, как я — тоже велосипедист! — искал эту книгу по магазинам.
Но пару ласковых слов издателям и писателям я сказать все же хочу.
Отличительная черта информационной эры для меня в том, что теперь сразу видно, кто ищет истину, а кто — заработок.
На сайтах велолюбителей люди делятся рассказами о маршрутах не за деньги, а чтобы помочь другим любителям — и тем получают награду свою. Эту статью я пишу не ради гонорара, а чтобы в интересах общества изменить закон.
В ЖЖ, в твиттер, в социальные и файлообменные сети люди выкладывают информацию совершенно бесплатно: даже если они, как Юрий Деточкин, виноваты — они, как Юрий Деточкин, не виноваты.
И эта схема бесплатного обмена идей кажется мне куда более честной, моральной, полезной, чем базирующаяся на корыстном праве предыдущая. И здесь я бы поставил, конечно, точку, когда бы не вопрос: на что все-таки жить Улицкой?

Деньги и киберномика

Мои дальнейшие ласковые слова сводятся к нескольким идеям.
Первая: а с чего это авторы решили, что хождение электронных копий убивает обычные продажи? Продажи убивает отсутствие интереса к чтению. А я ничуть не перестал заходить в книжный магазин "Москва", где ночная торговля, приятная атмосфера и только наценка абсолютно адова. "Зеленый шатер" Улицкой я там, возможно, куплю, хотя, скорее, куплю там, где цены ниже. А пока да, читаю его бесплатно: магазин "Москва" торгует электронным файлом за 159 рублей, что есть не просто грабеж, но с особым цинизмом по предварительному сговору группой лиц, в которую Улицкая если и входит, то на правах младшей сестры (хотел бы я знать, сколько из 159 рублей пойдет ей в карман!). Так что если Людмила Улицкая считает, что ее обворовывают, пусть пойдет к директору "Москвы" Марине Каменевой и поговорит с ней сурово с глазу на глаз. Хотя Марина Каменева, скорее всего, скажет ей, что популярных писателей как покупали, так и покупают, хотя бы потому, что нет ничего приятнее перелистывания бумажных страниц. И что электронные книги не отменили обычные, как DVD не отменили кинотеатры, кинотеатры не убили театры, а грамзапись не убила концерты.
Второй важный момент. Пусть я полон сочувствия к писателям, но я не считаю, что занятия литературой — вид заработка. Это принимают как данность поэты, которые, за исключением позднего СССР, нигде не жили на гонорары, следуя формуле: "Землю попашет — попишет стихи". Некрасов, например, жил со своих поместий и карточной игры. Пастернак — с переводов. Бродский в Америке преподавал. А булгаковский Максудов писал роман о театре ночами, поскольку днем работал за зарплату в "Вестнике пароходства". И это, с моей точки зрения, нормально. Если тебе есть что сказать urbi et orbi — говори. Если мир твоими словами будет потрясен, ты получишь Нобелевку и миллион долларов. Если не будет — довольствуйся тем, что есть, и зарабатывай циклевкой полов. Джон Перри Барлоу, автор "Киберномики", первым описавший принципы постиндустриального мира, был ковбоем.
Третье. Возможно (это версия), что информационная экономика меняет местами продажу и оплату. В традиционной экономике я сначала оплачиваю билет в кино, далее смотрю "Утомленных солнцем - 2", далее плююсь и говорю, что зря смотрел. Но деньги обратно получить не могу, потому что кино — оно вроде лекарства или трусов, которое тоже возврату не подлежат. В киберномике возможен иной вариант. Он описан в книге "Экономика символического обмена" профессором ВШЭ Александром Долгиным. Идея в том, что плата за интеллектуальный продукт должна браться не авансом, а постфактум и на добровольных началах. То есть прочитал Долгина, восхитился — и заплатил ту денежку, которую считаешь должным. А скачал Михалкова, разочаровался — и не заплатил ничего. Именно так распространяются компьютерные программы по условно-бесплатному принципу shareware. Принцип может действовать и в иных формах: например, Улицкая может заявить, что для написания романа ей необходим миллион рублей, и объявить сбор средств. Это действует: когда Алексей Навальный объявил о сборе средств на создание антикоррупционного сайта "РосПил", то собрал за пару дней несколько миллионов. Кстати, Долгина можно скачивать бесплатно, не опасаясь репрессий. Он защитил книгу не копирайтом, а более гибкой лицензией Creative Commons: она позволяет автору делегировать часть своих прав в пользу, например, читателей.
Четвертое. Не исключено, что финансирование сложных произведений должно вестись в основном через гранты. Я сомневаюсь, что фильмы Киры Муратовой или Алексея Германа когда-нибудь окупятся. Однако я также не сомневаюсь, что Муратова и Герман — гении. А в интересах общества — через бюджет — гениев содержать. И затем, в идеале, распространять их фильмы бесплатно.
Пятое. Легкость доступа к информации отнюдь не мешает бизнесу, если бизнесом занимаются тоже гении — как создатель Apple Стив Джобс. Феерический успех его айфона и айпэда еще и в том, что одним касанием и за малую денежку можно скачать необходимые книгу, музыку или фильм: в этих гаджетах идеологии бизнеса и общества идеальным образом совпадают. Однако рискните сегодня в России купить через интернет билет в кинотеатр: в большинстве случаев это невозможно. А там, где возможно, неудобно и муторно: вот почему я редко бываю в кино.

В итоге

Чего я добиваюсь?
Как минимум — дискуссии об авторском праве.
Если бы сегодня срок его действия ограничили 14 годами в духе королевы Анны — это уже было бы успехом для общества.
Ведь именно подчинение нелепому, дикому, устаревшему закону наших законопослушных библиотек превратило их из хранилищ человеческой мысли в могильные курганы. Попробуйте, даже имея интернет и интерес к истории, получить хоть с какого могильника даже не Пайпса и Монтефиоре, а Соловьева и Костомарова! Фигушки. Спят курганы темные, солнцем опаленные, и туманы белые ходят чередой. Место хранилищ заняли частные бесплатные электронные библиотеки — тоже изрядно пощипанные обладателями авторских прав.
И поверьте, не все представители "старой экономики" сочтут меня разрушителем. Я вон как-то заикнулся в разговоре с Николаем Копаневым из питерской Публички — он заведует Библиотекой Вольтера — о своей сотне тысяч электронных книг.
— Это ноль! — в ответ Копанев на меня закричал.— Это просто ничто! Электронных копий должны быть миллионы! Миллионы! — топнул ногой и побежал к себе читать в подлиннике переписку Вольтера с Екатериной, к которой, увы, не имею интернет-доступа я.
Что я могу? Разве что добавить к несуществующим миллионам эту статью.

(с) Дмитрий Губин
Отсюда:
http://www.kommersant.ru/Doc/1600779?isSearch=True
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #51 - 03/28/11 :: 7:15pm

Black   Вне Форума
При исполнении
Персонификация Мирового
Зла

Пол: male
Сообщений: 1585
*****
 
Цитата:
я не считаю, что занятия литературой — вид заработка


Интересное мнение. Но с использованием авторских аргументов то же самое можно сказать о любом виде творчества. А если вдуматься, то и не творчества. Почему это врачи за свой труд деньги берут, как они могут наживаться на чужом несчастье?

При этом я тоже не поддерживаю закон об авторском праве в текущем его формате. И точно так же, как многие люди, покупаю бумажные книги после чтения электронных - потому что перечитывать мне намного приятнее в бумаге.
 

Though I may walk through the valley of the shadow of death, I will fear no evil, for I am the meanest motherfucker in the valley.

If you are going through hell, keep going.
IP записан
 
Ответ #52 - 03/29/11 :: 1:21am

Nаrmo   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 868
*****
 
Black писал(а) 03/28/11 :: 7:15pm:
И точно так же, как многие люди, покупаю бумажные книги после чтения электронных - потому что перечитывать мне намного приятнее в бумаге.

Cовершенно с Вами соглсна. Но тут ткое дело, что вообще читать приятнее с бумаги, нежели с экрана. Хотя, кому как удобнее... Нерешительный И, согласитесь, есть ряд книг, которых в печатном виде в природе не существует. Либо есть, но в таким малым тиражом, что плакать хочется...
Это я о ЧК, например... Круглые глаза Вот где ее найти в виде книги как таковой? а.. ппрр Нерешительный
*Narmo поглядывает на Элхэ...
Не-не, понимаю, что это дорого, нужны спонсоры, нужны издатели, нужны.... ну, итак всем все ясно кто/что и на что нужны... Молчу Подмигивание
 

Ash nazg! Fus ro dah! (c)
IP записан
 
Ответ #53 - 03/29/11 :: 1:35am

Black   Вне Форума
При исполнении
Персонификация Мирового
Зла

Пол: male
Сообщений: 1585
*****
 
Цитата:
И, согласитесь, есть ряд книг, которых в печатном виде в природе не существует. Либо есть, но в таким малым тиражом, что плакать хочется...


Факт, есть такая проблема. Сейчас это отчасти решается за счет принципа print-on-demand, но крупные издательства никогда на такую технологию не перейдут.
 

Though I may walk through the valley of the shadow of death, I will fear no evil, for I am the meanest motherfucker in the valley.

If you are going through hell, keep going.
IP записан
 
Ответ #54 - 03/29/11 :: 1:42am

Leo Teamat   Вне Форума
При исполнении
Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 656
*****
 
Цитата:
Чего я добиваюсь?
Как минимум — дискуссии об авторском праве.
Если бы сегодня срок его действия ограничили 14 годами в духе королевы Анны — это уже было бы успехом для общества.

А не вопрос. Давайте ограничим. Вот прямо сейчас. И посмотрим, что получится.

Я имущественной стороны касаться не буду, поговорим о личных неимущественных правах автора. Точнее, об одном из них. Разберем право на неприкосновенность произведения.
Ст. 1266 ГК РФ, пункт 1:  Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).
А теперь смотрим, что будет после внесения вышеуказанного изменения в закон.
Наталья Васильева, «Черная книга Арды». Открываем книгу на эпизоде пробуждения сердца Гортхауэра. Что? Автор убрала эту сцену из последующих изданий? Право, кого это заботит. Итак, открываем и видим иллюстрацию. Рейтинг: NC-21. Категория: слэш. Как вариант, эпизод еще может быть дополнен парой предложений. Весьма откровенного характера. Той же категории.
Или вот недавняя история с девочкой-фанаткой «Сумерек», которая «исправила» стихотворение «То ли сумерки, то ли снова рассвет».
По новому законодательству, нами принятому, все это законно. Сидите в углу, починяйте примус.

Ст. 1266 ГК РФ, пункт 3: Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.
Смотрим на последствия нашего законотварьчества.
Стихотворение «Полночь мира» все помнят, я думаю. Изменим в нем пару строк или даже слов. И вот идут по городу неонацисты, громя все на своем пути: «Встаньте на Битву конца времен!» - и сотни рук взлетают вверх в нацистском приветствии.
И саму по себе ст. 152 ГК здесь применить уже нельзя: она работает, только пока действует отсылочная ст. 1266. Четырнадцать лет прошло? Вы знаете, где угол с примусом.

Можно, казалось бы, ограничить четырнадцатилетним сроком только имущественные права автора. Можно? Увы, нет, потому что они тесно связаны с личными неимущественными, и действуют _в совокупности_.
Но это уже какая-то лекция получается. Простите, если утомила юридическими терминами.
 

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей". (с)
IP записан
 
Ответ #55 - 03/29/11 :: 2:00pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Что характерно, всё то же мы наблюдаем при действующем законодательстве в неограниченных количествах. К примеру, только правила форума не позволят мне сейчас накидать с десяток так ссылок на слэш-иллюстрации к тексту ЧКА образца 1995 года. Также никто не способен как-либо предотвратить появление текстов в каких угодно перепечатках, с любыми иллюстрациями (вот недавно как раз говорили, нет?), а заодно с любыми искажениями. Серьезные издательства подобным заниматься не будут что в рамках действующего законодательства, что в рамках описанного гипотетического, с Интернетом в тех же рамках воевать бесполезно, с самиздатом - тоже.
Так что я со своей точки зрения решительно не наблюдаю разницы.

А не надо из меня делать "всесредиземский например", пожалуйста.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #56 - 03/29/11 :: 2:18pm

Leo Teamat   Вне Форума
При исполнении
Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 656
*****
 
Элхэ, разница в том, что сейчас у тебя _есть_ право защищаться. Предотвратить - возможно, нет. Но защищаться постфактум - пожалуйста, закон на твоей стороне. Другое дело, что ты можешь этим правом не пользоваться. Но люди-то разные. Кто-то промолчит, а кто-то пойдет в суд и получит компенсацию плюс накажет нарушителей. Умно ли лишать _всех_ авторов такой возможности?
А тебя в качестве примера я привела по одной простой причине: мне нужен был кто-то, кого точно читали присутствующие здесь, и к чьим произведениям они относятся с уважением (равно как и к самому автору). Классику я по понятным причинам в пример привести не могла.
Собственно, я что хотела сказать своим длинным и нудным постом: прежде чем рассуждать об отмене авторских прав (или о сокращении срока их действия) имеет смысл представить, что будет после. На конкретном примере. На примере произведения, которое тебе дорого, и автора, которого ты уважаешь.
 

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей". (с)
IP записан
 
Ответ #57 - 03/29/11 :: 2:27pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Эхм... а вот до принятия "70-летнего закона" как жили люди?
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #58 - 03/29/11 :: 4:33pm

Leo Teamat   Вне Форума
При исполнении
Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 656
*****
 
Боюсь, я не настолько сильна в истории Средних веков.(( А с восемнадцатого века права автора уже защищались. Кстати, Дмитрий Губин, написавший вышеприведенную статью, несколько неверно понимает действие статута королевы Анны. Что, впрочем, в данном случае значения не имеет, т.к. он вносит вполне конкретное предложение: 14 лет, а потом все, никаких прав.
 

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей". (с)
IP записан
 
Ответ #59 - 03/29/11 :: 5:02pm

Black   Вне Форума
При исполнении
Персонификация Мирового
Зла

Пол: male
Сообщений: 1585
*****
 
Лео, а попробуйте все-таки объяснить, почему невозможно разграничить имущественные и неимущественные права автора. Я, например, не юрист, и с ходу логика мне не подсказывает, как так может быть и что конкретно этому мешает.

Плюс вброшу еще одно соображение в дискуссию. Вот есть переводные авторы. Зачастую переводят их безобразно, с грубыми ошибками, не говоря уже о несоблюдении авторского стиля. И в рамках текущего законодательства это - норма, потому что конкуренция отсутствует в данном сегменте рынка. Я не могу пойти и купить Кинга в другом переводе - права на издание его произведений принадлежат издательству "Аст", которое получает эксклюзивное право насиловать исходный текст. Это тоже не стоит менять? Или как?
 

Though I may walk through the valley of the shadow of death, I will fear no evil, for I am the meanest motherfucker in the valley.

If you are going through hell, keep going.
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 4 5