Продолжим.
------------дисклаймер-----------------
Мне в даном обсуждении всё равно, что говорит УК. Но я неявно предполагаю в людях-персонажах ПТСР человеческую физиологию и психологию. Если это не так, спорить вообще не о чем - у нас аксиоматического базиса нет.
Мне, в сущности, всё равно, Арда этот мир или нет. Пусть не Арда. Пусть будет Адра, Ноинотрод, злой демон Торгом и светлый рыцарь Нереб, оруженосец Илиг и рабыня (а как ещё называется пленный, в жизни и смерти которого волен захвативший его в плен?) Тэрйад. Но будем считать, что кто уж люди - те уж люди, а не загадочные и необъяснимые существа. Пойдёт?
--------конец дисклаймера------------
Если базис у нас есть есть (надеюсь) - тогда продолжим.
Ципор, как по-вашему, существует объективный критерий "хорошего" и "плохого" человеческого поступка? Который хорош или плох независимо от того, кто его совершает, вражеский шпиён или наш разведчик? Или всё субъективно?
Насчёт битья - вы просили цитату, я дала цитату. Девушку бьют. Слова Илига достают её не меньше, чем его - её слова, но она его не бьёт, а он её бьёт. Sapienti sat.
Когда купец Дадла собирается сделать Илига рабом (что явно хуже, чем просто поругаться с ним), - Илиг потрясён, но он пытается сбежать, а не бьёт с ходу Дадле морду. То есть, гнев на сильного - ноги, гнев на слабого - по роже. Право сильного, в чистом виде.
И если бы не старший товарищ, у Илига был бы шанс на себе ощутить, как это - "сопротивлялся не до смерти - значит, сам хотел в рабство".
Насчёт ругания Гитлера при захваченном в плен немецком солдате - ладно, примем аналогию. И порассуждаем. На вопрос "почему" ответ искать бессмысленно. Потому что так хочется. Потому, что взявший его в плен прав и сражается за Родину, за великого и гениального вождя всех народов Сталина, во имя победы мирового пролетариата, а пленный - полный урод и сражается за, мать его, бесноватого Гитлера и во имя гнусного фашистского режима. Это-то понятно. Так же, как и Сталина ругать в присутствии советских пленных. Зеркальная ситуация. Кто победил - тот и прав.
Но задумаемся, а _зачем_.
Или нет никакого "зачем", дикари-с, дети природы, захотелось чего - сразу желание реализуем, а мысли пачкают мозги?
А ведь это Три Племени, не папуасы какие-нибудь. Впрочем, у нас мир не толкиновский, может, и папуасы.
Я ведь не жду от деревенского парня, волею судьбы попавшего в партизанский (бандитский?) отряд, каких-то высот духа и глубин анализа ситуации. В том-то и фишка, что не жду.
Нормальный он. И поступает вполне естественно. Поганец, конечно, но в пределах общечеловеческой нормы.
Он нормален. Так ведь и с той стороны фронта - такие же, нормальные. Орки не в счёт - а люди нормальные.
И отсюда результат у меня получается простой до невозможности. Волшебный камень Лирамьлис был один (ну ладно, три, но Нереб взял один). Одного бандита камешек реморализовал по самые уши. Ладно.
А их, таких вот _нормальных_ рыжиков, рождается на Адре в день не по десятку тысяч. Где взять столько Лирамьлисов? Какой-то другой способ должен быть, чтобы они поняли, что то, что естественно, не всегда пристало человеку. Чтобы думали. Головой. Мысли. Чтобы действовали не "почему", а "зачем", хоть немножко.
Неребу Дорниф что-то объяснял - так ведь и Дорнифа к каждому не приставишь.
Просто перебить всех, кто по ту сторону фронта, - не выход, потому что по эту сторону такие же.
При правильном-то идеологическом загрузе Илиг вон какие чУдные дела воротит. Что будет делать обычный ноинотродский житель, песен не сочиняющий и с эльфами не общавшийся?
Илиг извиняется? То есть, он понимает, что сделал что-то не то? А ведь законы ватаги на его стороне. По этим законам он не сделал ничего плохого. Он ни в чём не виноват, чего извиняться? Или есть таки объективная мерка - всё равно, спутник ГПГ совершил некий поступок или подручный ГГ?