Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 4 5 ... 9
Искажение, Страшслое и Ужаслое (Прочитано 26519 раз)
Ответ #30 - 12/30/08 :: 3:11am
Spokelse   Экс-Участник

 
Модно. Но там объяснения сводятся к формуле "Постмодернизм - "не наше нифига"! А на всевозможных литконкурсах сей термин - кистень судей, позволяющих забраковать любой текст... Мои не браковали, но все-таки...
 
IP записан
 
Ответ #31 - 12/30/08 :: 6:46pm

Gvendolen   Вне Форума
Матерый
морда, которая все простит
Москва

Пол: female
Сообщений: 362
****
 
Цитата:
Модно. Но там объяснения сводятся к формуле "Постмодернизм - "не наше нифига"! А на всевозможных литконкурсах сей термин - кистень судей, позволяющих забраковать любой текст... Мои не браковали, но все-таки...

Ну, поскольку тема про Искажение, кажется, таки упокоилась в бомбах и империях, давайте расскажу, что я имею в виду, когда говорю про постмодерн. Только сразу предупреждаю: термин этот очень многозначен, и совсем не факт, что сферические судьи с кистенями понимают его так же, как я.
Итак.
Постмодерн в философии - это такая штука, которая выросла из 1) теории "лестницы прогресса" 2) романтизма/модернизма 3) истории XX века. Лестница прогресса - это выдумка просвещенческая, рационалистская: люди в каменном веке жили ужасно, в рабовладельческом государстве - очень плохо, при феодализме - плохо, при нас - плоховато, а в будущем заживут хорошо. А почему? А потому что прогресс: наука, техника, гуманизм, а главное, люди чем дальше, тем умнее становятся: философию выдумывают, социологию, права человека... Вот так подумают-подумают, и выдумают, как жить так, чтоб не было мучительно больно, а было, наоборот, всем хорошо и прекрасно, а главное, всего поровну.
Романтизм и модернизм - это философия, которая стоит, в первую очередь на ценности личности. На ценности "шоне зээле" - прекрасной души. Индивидуальности. Ты не похож на других? чувствуешь? думаешь? - этим ты прекрасен, дорог и многоценен. То, что лишает тебя индивидуальности, - зло, чем бы оно не прикрывалось. Эпос интересуется героями, в эпосе не может быть Станционных смотрителей и Леопольдов Блумов - а в модерне они есть. И ничем не хуже Улисса и Финна. Наоборот, про них, положа руку на сердце, интереснее читать. Потому что у них есть души и индивидуальности - а не только функции.
При наложении этих двух парадигм получается смешная штука:
раз история развивается от плохого к лучшему, к некоторой такой вершине,
а высшая ценность есть личность,
кто та личность? Какая она? А она - это я. Потому что я- Гегель, Маркс, Ницше - очень мудрый и совершенно рационально могу доказать. как следует действовать, чтобы достичь полного рая на земле. Ведь это же так очевиидно, - ну неужели вы не понимаете?
И я сейчас придумаю всеобщую теорию всего, которая раз и навсегда укажет, как нам обустроить мир.
А история ХХ века - это как раз очень показательная демонстрация того, как работают на практике всеобщие теории всего. Эта самая история , казалось бы, вдребезги сокрушила лестницу прогресса с ее железобетонной иерархией ценностей - и тут же создала новую. Пришел  Бодрийар и сказал, что Страшный суд уже свершился, и значит, история закончена, заново ничего выдумать нельзя,дом построен,  а можно только передвигать мебель в уже построенном доме.
Пришел Пирс, а за ним Соссюр - и сказал, что вселенная есть текст, а текст состоит из знаков, а все знаки равны между собой: крест - знак, свастика - знак, черный квадрат, роза, консервная банка, Мадонна Лита, лицо Джонни Деппа - все это знаки.
А в литературу пришел Барт и сказал, что автор мертв, и текст живет своей собственной жизнью, а значит, любое толкование имеет право на то, чтобы его высказать, и что там думал себе автор, никого не интересует. Даже если живой автор бегает вокруг и размахивая руками, кричит, что имел в виду совсем не то - кого это волнует? он ведь и сам уже не тот, каким был когда писал текст, и неизвестно, что он там себе полагал, когда писал, а сейчас он так же вдумывает в него смыслы, как и мы, многогрешные.
Вот такой подход к тексту, при котором

возможно любое толкование вне зависимости от того, насколько оно вытекает из самого текста
отсутствует иерархия знаков (что Валинор, что оранжевая революция, что картечь - все прекрасно совмещается в одном пространстве)
отсутствует даже потенциальная возможность верификации высказанной гипотезы
OOC и AU никак не мотивируются -

и есть постмодернистский подход. "А тут он ее трах дубинкой по голове! И с тех пор всегда полагался на ее литературное мнение" Улыбка
Поэтому. Можно, размахивая какой угодно матчастью, доказывать, что в толкиновском мире инспирировать создание ядреной бомбы (пороха, картечи, империи) - это значит лично участвовать в создании бомбы (пороха, картечи, империи) со всеми вытекающими последствиями, что сила, чай, не капитал в банке, чтобы быть потраченной на создание драконов (орков, троллей, воющих ракопауков), и что Мелькор (ну, Моргот, как ни назови) вовсе не потому перестал быть сильнейшим из валар, что тварей натворил... И даже то, что аналог цветной революции в Валиноре уже имели, а потом имели ещё один...
да только зачем? Если мы не признаем незыблемость мира-в-тексте и его законов,  то почему бы и бомбу не придумать?
Правда, потом - я имею в виду, не после Мелькора, а после Бодрийара и Пирса - пришел, например, такой Рорти и придумал, что толкование возможно любое, а полезно только то, которое прибавит нечто новое к имеющейся у нас информации, раскроет что-то, что не было понятно без него, - но это уже са-а-авсем другая история. *

* я лично, исходя как убежденный рортианец Класс из указанного постулата, в апокрифе Могултая, например, продуктивность вижу, а вот...

upd
ага, я знаю, что непереносимо занудна Плачущий...
« Последняя редакция: 12/30/08 :: 11:06pm от Gvendolen »  

The Phantom of the Opera
is there - inside my mind. (c)
IP записан
 
Ответ #32 - 12/30/08 :: 7:50pm

Sharlett   Вне Форума
Зашел поглядеть
Москва

Пол: female
Сообщений: 19
*
 
Гм.... если порох в Мородоре - это канон, то почему бомба - уже постмодернизм?  Озадачен
И вообще, Арда - условное прошлое Земли, значит атомная бомба в соответствующей эпохе - тоже канон.
 

Если человек идиот - то это надолго, если эльф идиот - навсегда.
IP записан
 
Ответ #33 - 12/30/08 :: 7:57pm

Gvendolen   Вне Форума
Матерый
морда, которая все простит
Москва

Пол: female
Сообщений: 362
****
 
Sharlett писал(а) 12/30/08 :: 7:50pm:
Гм.... если порох в Мородоре - это канон, то почему бомба - уже постмодернизм?  Озадачен
И вообще, Арда - условное прошлое Земли, значит атомная бомба в соответствующей эпохе - тоже канон.


Постмодернизм - не в бомбе или в порохе Улыбка Постмодернизм - в общем представлении о. Улыбка
В ООС, в моделируемой логике, в самом типе рационализации, который выбран.
Я же не говорю, что мне что-то не нравится. Улыбка
 

The Phantom of the Opera
is there - inside my mind. (c)
IP записан
 
Ответ #34 - 12/31/08 :: 3:18am
Spokelse   Экс-Участник

 
Gvendolen писал(а) 12/30/08 :: 6:46pm:
А в литературу пришел Барт и сказал, что автор мертв, и текст живет своей собственной жизнью, а значит, любое толкование имеет право на то, чтобы его высказать, и что там думал себе автор, никого не интересует. Даже если живой автор бегает вокруг и размахивая руками, кричит, что имел в виду совсем не то - кого это волнует? он ведь и сам уже не тот, каким был когда писал текст, и неизвестно, что он там себе полагал, когда писал, а сейчас он так же вдумывает в него смыслы, как и мы, многогрешные.


Смех Где-то у меня был смайлик "под столом"... Т.е. я получаюсь - убежденный бартианец?
Ибо именно так и есть...  Смех Частично, во всяком случае.

Цитата:
Вот такой подход к тексту, при котором

возможно любое толкование вне зависимости от того, насколько оно вытекает из самого текста
отсутствует иерархия знаков (что Валинор, что оранжевая революция, что картечь - все прекрасно совмещается в одном пространстве)
отсутствует даже потенциальная возможность верификации высказанной гипотезы
OOC и AU никак не мотивируются -

и есть постмодернистский подход.


Ага. Кажется, понял.  Улыбка Спасибо. Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #35 - 12/31/08 :: 1:13pm

Gvendolen   Вне Форума
Матерый
морда, которая все простит
Москва

Пол: female
Сообщений: 362
****
 
Цитата:
Т.е. я получаюсь - убежденный бартианец?

А Вы хотите? Значит, так.
Мне просто слово "рортианец" очень нравится. Хорошее слово, богатое.
Как название пришельца с какой-нибудь хитрой планеты Смех

Цитата:
Ага. Кажется, понял.  Улыбка Спасибо. Улыбка


Ну и славно, трам-пам-пам. Нема за що.
 

The Phantom of the Opera
is there - inside my mind. (c)
IP записан
 
Ответ #36 - 12/31/08 :: 1:21pm
Spokelse   Экс-Участник

 
Gvendolen писал(а) 12/31/08 :: 1:13pm:
Цитата:
Т.е. я получаюсь - убежденный бартианец?

А Вы хотите? Значит, так.


Я не хочу, оно само получается. Улыбка
("Не виноватая я - он сам пришел" (с))
Если серьезно, то я согласен частично со всеми перечисленными г-дами. Если не пытаться абсолютизировать одну из точек зрения, то все они правы.

Gvendolen писал(а) 12/31/08 :: 1:13pm:
Мне просто слово "рортианец" очень нравится. Хорошее слово, богатое.
Как название пришельца с какой-нибудь хитрой планеты Смех


Ага.
- Чем Рортианцы от Бартианцев отличаются?
- Тем же, чем "ро" от "ба"!  Класс
 
IP записан
 
Ответ #37 - 12/31/08 :: 5:58pm

Sharlett   Вне Форума
Зашел поглядеть
Москва

Пол: female
Сообщений: 19
*
 
Может вернёмся к списку гадостей? У меня тут на счёт создания космических ракет и подлодок с последующим отловом Сильмариллей такие планы!
Кстати,  вопрос: насколько реально пользоваться стихией против её воли? Скажем водой, если Ульмо не хочет? Вроди никаких проблем?
 

Если человек идиот - то это надолго, если эльф идиот - навсегда.
IP записан
 
Ответ #38 - 12/31/08 :: 6:21pm
Spokelse   Экс-Участник

 
А насколько реален контроль Ульмо над водой в середине, допустим, Третьей Эпохи? Подмигивание
 
IP записан
 
Ответ #39 - 12/31/08 :: 6:57pm

Sharlett   Вне Форума
Зашел поглядеть
Москва

Пол: female
Сообщений: 19
*
 
В Третьей Эпохе валар от контроля уже отказались. Но мы обсуждаем сейчас ситуацию с Мелькором, когда до этого было далеко.
 

Если человек идиот - то это надолго, если эльф идиот - навсегда.
IP записан
 
Ответ #40 - 12/31/08 :: 7:06pm
Spokelse   Экс-Участник

 
А насколько реален контроль Валар над силами природы в Первую Эпоху?  Подмигивание
В том-то и дело, что Искажение сводилось к лишению Валар этого контроля. А весь конфликт - к борьбе за власть в берлоге между медведем и коллективным заменителем медведя.
В итоге, как в старом анекдоте, пришел лесник... Смех
 
IP записан
 
Ответ #41 - 01/09/09 :: 2:01am

Алмиэон   Вне Форума
Дорогой гость
Уфа

Пол: male
Сообщений: 138
***
 
Gvendolen

Цитата:
а) Искажение – материально? грубо говоря, «испорченная» материя влияет на дух, и дух «портится» тоже? То есть оно идет из мира внешнего в мир внутренний, а не наоборот?


В случае с Детьми Эру - да. Хотя, наверное, тоже не всегда. А в случае с Майар это влияние на феа.

Цитата:
а-1) Возможно ли исправить искажение (в рамках ардынского мира или его части) при помощи любых, сколь угодно благих, артефактов по принципу «нажми на кнопку – получишь результат» - «вырасти Древо – Искажение исчезнет»?


Не знаю. Про Древа у нас написано в "Преображенных Мифах" и я не знаю, держал ли в уме этот момент Профессор, когда писал более поздние тексты. Но нам известно, что излечение возможно через много лет и этим "артефактом" были Валар:

"А проник он [Мелькор] в нее так глубоко, что все, кроме как в одном лишь Амане, имело склонность ко злу и к извращению исходных форм и путей. Так что те, что имели начало в Арде, и, более того, по природе своей были союзом духа и тела, черпающего силы из Арды Искаженной, должны всегда быть, в какой-то степени, подвержены печали, делать или сносить что-либо неестественное; и хотя жизнь в Амане может стать защитой от этого зла, она не несла полного исцеления, разве что через многие века." (с)

К тому же, даже сам Мелькор это Искажение не мог исправить:

"Ибо валар были весьма озабочены, обнаружив, что их труды по охранению Валинора от Тьмы были бесплодны, если что-либо, живое или неживое, было привезено туда из Средиземья, и они поняли теперь более ясно, как велик был вред, нанесенный в древние времена Мелькором веществу Арды, так что все, кто был воплощен и черпают телесные силы из Арды Искаженной, вовеки подвержены печали, и делают или сносят то, что неестественно для Арды Неискаженной. И нельзя было полностью уничтожить это искажение, даже и самому Мелькору, если бы он раскаялся; ибо сила ушла из него и не могла быть (неразборчиво), но продолжала свою работу в соответствии с волей, пославшей ее. " (с)

"б) Исказитель стремился к власти (полному контролю) над материей и поэтому (вследствие этого) искажал ее так, что она становилась недолговечной, болезненной, умалялась и ухудшалась качеством?"

Да, можно сказать и так

"в) Что такое (в Арде) моральный урод? В чем его отличие от принцев Первого дома от просто грешных и ошибающихся?"

Это я погорячился. Определения не дам, но это личности типа Эола и Маэглина

Цитата:
То есть Единый Сам войдет в Арду и вочеловечится, таким образом, ситуация удовлетворит обоим условиям. 


Не знаю почему, но эта версия мне не нравится. Мне больше по душе, что изнутри. Хотя я не знаю, как это можно сделать.

Цитата:
Уважаемый Almieon, что такое есть любовь к Арде? Как Вы понимаете это словосочетание?


Любовь и стремление к прекрасному и благому (это такая грубая формулировка)

Цитата:
Да Финрод великий философ. Он на всю Арду, на все три описанные Эпохи – один-единственный философ. Нет других. 


Ну не совсем один. Просто может самый великий и продвинувшийся из всех. Потому что он сам говорит о каких-то "эльдар" - нам они неизвестны.

Цитата:
Финрод – горе-философ?? Это кто ж такое придумал? А подать мне сюда Ляпкина-Тяпкина, я ему объясню, кто тут горе.


Встречалось такое...

 
IP записан
 
Ответ #42 - 01/09/09 :: 11:44pm

Хухичета   Вне Форума
Живет здесь
Москва

Пол: female
Сообщений: 506
*****
 
Возвращаясь к вопросу Улыбка

Всё ниженаписанное - есть исключительно моя ИМХА
Профессор, конечно, не описал в деталях сути Искажения, но дал направление, в котором его следует искать.
Этому важному моменту посвящена первая глава Сильма, то есть - Айнулиндалэ. Там мы видим  некий "проект" заданный Эру своим айнур для исполнения. Сначала просто в виде музыкальной Темы. Во время исполнения Музыки № 1 (от Темы Эру) происходит вмешательство Мелькора и возникает Диссонанс.
На мой взгляд, именно в Диссонансе (смешении разных Тем) и есть Искажение. То есть, Мелькор не создавал Искажения намеренно, но оно получилось в результате его вмешательства и столкновения Тем.
Далее, в Музыке № 2 имеет место противостояние Манвэ и Мелькора. Манвэ не справился, Диссонанс усилился. Искажение уже основательно проросло в первоначальный "проект", т.н. "Арды Неискажённой", которая уже стала "Ардой Искажённой".
Далее, в Музке № 3 - противостояние Тем уже на другом уровне. Мелькор против Эру. Не знаю, почему у Эру не достало сил справиться с Мелькором. Ответ на этот вопрос (от автора) мы уже не можем получить.
В общем, Эру подправил свой первоначальный проект, введя в Музыку Темы Детей.  Но Арда так и осталась искажённой.
Затем айнур спускаются в Арду и начинают воплощать то, что напели в чертогах Эру. Причём, валар стараются воплотить первоначальный проект - Музыку № 1 (до вмешательства Мелькора). В то время как окончательным проектом была уже Арда Искажённая (Музыка № 3 с добавленными к ней Темами Детей).
Мелькор, как мне думается, старался воплощать уже Музыку № 3. Контроль над материей в третьем варианте был необходим, иначе не удержать вещества Арды от Хаоса. Контроль, сам по себе, уже предполагает какой-то порядок. А порядок в Арде Искажённой совсем не то же самое, что было в музыке № 1. И, видимо, первоначальные несогласия между айнур касались вопроса - какой проект воплощать. Альмарен, с т.з. Мелькора, был инородным телом в Арде, так как воплощал собой Музыку №1.
После всех разборок и Падения Светильников валар продолжают свою версию воплощения в Амане. А огромное Эндорэ становится предосталвенным само себе (и Мелькору, разумеется). На Эндорэ им сил уже не хватило, так как воплощали они всё же не то, что предполагалось в окончательном проекте.
Судя по всему, Эру решил, что в Теме Мелькора что-то есть полезное, иначе не позволил бы ему спуститься в Арду вместе с остальными айнур. Однако рассчитывал, скорее всего, что его креативные чада смогут как-то договориться и начнут сотрудничать, а не воевать. Но чада упорно продолжали противостояние, то есть - множили и множили Диссонанс, и, соответственно, вместе и сообща, творили и множили Искажение.
Не спроста Эру убрал Аман в иное измерение. Не только из-за того, чтобы люди не плавали туда.
Я точно не уверена в своей памяти, но, кажется, у Профессора был совсем другой вариант гибели Нуменора. Версию с уничтожением острова руками Эру ввёл в повествование Кристофер. А у Профессора Нуменор топят Ульмо и Ауле. А потом уже Эру, глянув на художества своих айнур, и ужаснувшись, удалил Аман из Арды. Дабы валар, в своей праведной борьбе, не натворили ещё чего-нибудь похуже и не разнесли Арду в щепки.
« Последняя редакция: 01/11/09 :: 4:12am от Хухичета »  

Реальность можно выдержать, только если она не вся дана в ощущениях. Или дана не вся сразу.
IP записан
 
Ответ #43 - 01/09/09 :: 11:53pm
Spokelse   Экс-Участник

 
Может, и так. Может, искажение - диссонанс. Тогда и в самом деле виноват не Мелькор: диссонанс создаёт не одна нота!
Но в этом случае виновен в Искажении Эру самолично!  Ужас Что получается? Набрал Дирижер музыкантов, сколотил оркестр. Ни одной репетиции не провел, предложил стараться самим. Концертом дирижировать не стал, а когда все "разъехались" кто в лес кто по дрова, рассердился и всех разогнал.  Смех
И, кстати, очень логично выглядит.
 
IP записан
 
Ответ #44 - 01/10/09 :: 12:00am

Хухичета   Вне Форума
Живет здесь
Москва

Пол: female
Сообщений: 506
*****
 
2 Spokelse

Дык, Эру тоже был "молодой бог", без опыта Улыбка

Цитата:
Что получается? Набрал Дирижер музыкантов, сколотил оркестр. Ни одной репетиции не провел, предложил стараться самим. Концертом дирижировать не стал, а когда все "разъехались" кто в лес кто по дрова, рассердился и всех разогнал.


Именно за эту версию меня, в своё время, тут и пинали  Смех
 

Реальность можно выдержать, только если она не вся дана в ощущениях. Или дана не вся сразу.
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 4 5 ... 9