Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Келебримбор в I Эпоху: что мы о нем знаем? (Прочитано 1675 раз)
07/29/02 :: 6:35pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Есть два факта бесспорных:
1. Келебримбор родился в I Эпоху;
2. Келебримбор был сыном Куруфина.
А дальше мы вступаем в область сплошных загадок. Если есть какие-то «данные» из первоистчников, то они мне интересны в первую очередь; во вторую – IMH-и. Итак:

I. - Где родился Келебримбор – в Валиноре или уже в Белерианде? Кем была мать Келебримбора?
- Если Келебримбор родился в Валиноре, последовала ли жена Куруфина за своим мужем в Белерианд? - Давал ли Келебримбор клятву вместе с сыновьями Феанора, и, если да – почему об этом нет упоминаний? Если нет – опять же, почему?
- Если Келебримбор родился в Белерианде, кем была его мать: нолдэ или тэлерэ? Какова была ее судьба?

II. – Где жил Келебримбор?
В «Неоконченных сказаниях» существует текст «Элессар», где рассказываетя о том, что Келебримбор жил в Гондолине; если да – как он туде попал и когда? Почему не жил с отцом? Почему о такой примечательной личности нет никаких упоминаний (а примечателен он не только тем, что во II Эпоху создает Кольца и (возможно) Элессар №2, но и тем, что он – единственный внук Феанаро, например)?
Если нет – живет ли он во владениях отца? Присутствует ли при разгроме Дориата – и участвует ли в этом разгроме? Что делает после падения Дориата: опять же, где живет?

III. Где обретается Келебримбор в конце I Эпохи?
- Если он до того жил в Гондолине, остается ли он в Гаванях или отправляется к Кирдану и Гил-галаду?
- Если до падения Дориата он обретается вместе с отцом, живет ли он вместе с Майдросом и Маглором – или с и-Венъин?
- Принимает ли он (с любой стороны) участие в битве при Гаванях?
- Где он оказывается к началу Дагор Рут?
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #1 - 07/29/02 :: 9:18pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Цитата:
Есть два факта бесспорных:
1. Келебримбор родился в I Эпоху;
2. Келебримбор был сыном Куруфина.
А дальше мы вступаем в область сплошных загадок. Если есть какие-то «данные» из первоистчников, то они мне интересны в первую очередь; во вторую – IMH-и. Итак:


Увы и ах, эти факты не столь бесспорны, как нам хотелось бы (то есть я действительно их полагаю бесспорными, однако же приведу здесь длинную цитатку, предоставляя народу возможность самому разбираться):

Итак, один из позднейших текстов - "О гномах и людях" (около 1969 года, 12 том):

"В Эрегионе в то время использовалось не только Письмо Феанора, задолго до этого ставшее стандартным (с различными вариациями) среди 'пишущих' народов, общавшихся с нуменорцами, [6] но и древний 'рунический' алфавит Даэрона, разработанный [>использовавшийся] Синдар. Произошло это, несомненно, из-за влияния Келебримбора, Синда, ведущего свой род от Даэрона. [7]"

К этому месту пространный комментарий Кристофера:

" 7 [Как и Гил-галад, Келебримбор был персонажем, впервые появившемся во Властелине Колец, и чье происхождение отец изменял снова и снова. Самые ранние заметки по этому поводу можно найти в тексте Относительно Галадриэли и Келеборна, появившемся после Властелина Колец, где сказано (ср. Неоконченные сказания с.235):

В свите Галадриэли и Келеборна был нольдорский мастер Келебримбор. Он происходил из Нольдор и жил в Гондолине, где считался искуснейшим мастером Тургона – но был очень горд и обладал почти 'гномьей' страстью к ремеслу.

Он вновь появляется в тексте Элессар как гондолинский мастер-ювелир (см. Неоконченные сказания, сс. 248 и далее); но рядом с только что процитированным отрывком из Относительно Галадриэли и Келеборна отец сделал пометку, что было бы лучше 'сделать его потомком Феанора'.

Поэтому во втором издании Властелина колец (1966), в конце вступления к Повести Лет Второй Эпохи, он добавил фразу: 'Келебримбор был Владыкой и величайшим из мастеров Эрегиона; он был из рода Феанора'.

В одном из своих экземпляров Возвращения Короля он подчеркнул имя Феанор в этом предложении и написал на другой странице следующие два замечания (началом первой из них должно быть, по моему мнению: ''Кто же были его родители ? Он должен быть потомком одного из сыновей Феанора, но об их потомстве ничего не сказано."

Как это возможно ? У Феанора было семеро сыновей, шестеро из них достигли Белерианда. К этому моменту ничего не было сказано про их жен и детей. Вероятно Келебринбаур (Среброрукий, > Келебримбор) был сыном Куруфина, но несмотря на то, что он унаследовал от отца способности к мастерству, он был эльфом абсолютно иным по темпераменту (его мать отказалась от участия в восстании Феанора и осталась в Амане вместе с народом Финарфина). Когда он жил в Нарготронде, как изгнанник, он полюбил Финрода и его жену, и был поражен поведением своего отца и не ушел с ним. Позднее он стал большим другом Келеборна и Галадриэли.

Вторая заметка:

Старший из сыновей Маэдрос, по-видимому не был женат, как и двое младших (близнецы, один из которых по злой случайности сгорел вместе с кораблями); Келегорм тоже, так как он планировал взять в жены Лучиэнь. Но Куруфин, любимый сын своего отца, унаследовавший его способности, был женат, и имел сына, который также отправился в изгнание, хотя жена (неназванная) осталась. Остальные двое – Маэлор, Карантир – были женаты.

[skip]

Эти записи о Келебримборе сыне Куруфина послужили основой для фрагментов, помещенных редактором в опубликованный Сильмариллион, с.176 (см. V.300-1), и в О Кольцах Власти, там же, с.286. Но в поздних заметках (1968 или позднее) по вопросу о переводе слова 'рука' на Эльдарин отец написал следующее:

Обычный Эльдарин имел основу KWAR 'сжимать вместе, сдавливать, жать'. Производное от нее *kw~ara: qu^ar (Квенья), p~ar (Телерин), paur (Синдарин). Это можно перевести как ’кулак’, хотя главным образом это слово использовалось для обозначения руки, крепко сжимающей инструмент, а не для ’кулака’, которым бьют. Ср. имя Келебрин-баур > Келебримбор. Это синдарская форма от Телперимпар на Телерине (квенийское Тиэлпинкуар). Имя это часто встречалось у Телери, которые кроме навигации и кораблестроения еще были известны как серебряных дел мастера. Знаменитый Келебримбор, герой-защитник Эрегиона в войнах с Сауроном во Вторую эпоху, был Телер, один из Телери, сопровождавших Келеборна в изгнание. Это был великий мастер, в Эрегион его привлекли слухи о замечательном металле, найденном в Мории, морийском серебре, которому он дал имя мифрил. В работе с мифрилом он соперничал с гномами, или скорее был равным им, так как между Келебримбором и гномами возникла великая дружба, и они делились друг с другом секретами и тайнами мастерства. Точно также имя Тегилбор давалось мастеру-каллиграфу (тегил - это синдарская форма квенийского текил 'перо', неизвестная Синдар до прихода Нольдор).

Написав это, отец проигнорировал добавление к Приложению В во втором издании, о том, что Келебримбор 'был потомком Феанора'; без сомнения, он просто забыл о том, что эта теория уже появилась в печати, если бы он помнил, то наверняка считал бы себя связанным этим. – Об утверждении, что Келебримбор был 'одним из трех Телери, отправившихся в изгнание вместе с Келеборном' см. Неоконченные сказания, сс.231-3.

И даже здесь, в этой самой статье, датированной примерно тем же временем, что и заметки о эльдаринских словах, использовавшихся для перевода слова 'рука', приведены радикально иные слова о происхождении Келебримбора: 'Синда, являющийся потомком Даэрона'.]

Заметим, что позднейшие фрагменты "Истории Галадриэли и Келеборна", в которых Келебримбор вновь называется потомков Феанаро, относятся хронологически примерно к тому же самому периоду, что и цитированное выше эссе "О гномах и людях"

Цитата:
I. - Где родился Келебримбор – в Валиноре или уже в Белерианде? Кем была мать Келебримбора?
- Если Келебримбор родился в Валиноре, последовала ли жена Куруфина за своим мужем в Белерианд?


См. выше - если принять все же версию о том, что Келебримбор был из рода Феанаро, то на этот вопрос есть более-менее четкие ответы.

Цитата:
- Давал ли Келебримбор клятву вместе с сыновьями Феанора, и, если да – почему об этом нет упоминаний? Если нет – опять же, почему?


Чистая имха - предполагаю, что не давал. Навскидку пока что объяснить это ощущение не могу - но это скорее ощущение от персонажа во Вторую Эпоху - в том Келебримборе, которого мы видим в ситуации с созданием Колец, нет внутреннего надлома, внутренней Тьмы, если угодно (хотя не люблю это выражение) - он чист и незапятнан, им движет исключительно естественное ненасытное любопытство и жажда знания. Так что - нет, не давал! Но - текстологических доказательств нет.

Цитата:
II. – Где жил Келебримбор?
В «Неоконченных сказаниях» существует текст «Элессар», где рассказываетя о том, что Келебримбор жил в Гондолине; если да – как он туде попал и когда?


Насколько я понимаю, Толкин не смешивал версию "Келембримбора - одного из лучших мастеров Тургона" и "Келебримбора - сына Куруфина", то есть с чисто текстологической точки зрения по-видимому надо выбирать "или-или", и кажется, что версия "сына Куруфина" получается все-таки более поздней. Однако вот тут в одном старом треде я пыталась как-то эти две версии совместить - разумеется, это чистая имха:
http://kor.mk.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?board=main&action=display&num=409&start=0

Цитата:
Почему не жил с отцом?


Дык известно же, почему не жил - остался в Нарготронде после изгнания К&К.

Цитата:
Присутствует ли при разгроме Дориата – и участвует ли в этом разгроме? Что делает после падения Дориата: опять же, где живет?


Думаю, что не участвует - если принять версию, что он остался в Нарготронде, то он расстался с отцом явно не в самых лучших отношениях. Так что даже если он оставался в Нарготронде вплоть до его падения и выжил - сомнительно, чтобы он вернулся после этого в ставку феанорингов.

Цитата:
III. Где обретается Келебримбор в конце I Эпохи?
- Если он до того жил в Гондолине, остается ли он в Гаванях или отправляется к Кирдану и Гил-галаду?


Моя глубокая и ничем не подтвержденная имха такая - Келебримбор в конце 1 Эпохи обретается на Балар вместе с Кирданом и Гил-Галадом. В принципе это возможно как в том случае, если бы он попал в Гавани после падения Нарготронда - у Кирдана нашли приют многие беженцы, так и в случае, если бы он действительно был в Гондолине и затем пришел в устье Сириона вместе с беженцами из Гондолина.
Почему я думаю, что его все-таки не было в самих Гаванях во время разгрома феанорингами Арверниен? Потому что его присутствие там поставило бы персонажа в ситуацию такого этического выбора (и так против своих, и эдак против своих) - что опять-таки ему после этого хоть сразу на меч бросайся. А он - повторяю - в изложенной ситуации Второй Эпохи - чист, светел и не надломлен.

Цитата:
- Принимает ли он (с любой стороны) участие в битве при Гаванях?


См. выше

Цитата:
- Где он оказывается к началу Дагор Рут?


Имхо, на Балар.

Последнее изменение: Элхэ Ниэннах - 07/29/02 на 18:18:09
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #2 - 07/31/02 :: 6:36pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Вот небольшой апокриф в тему:
http://gallardo.narod.ru/arhiv/tvor/estelin/celebrimbor.html


 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан