Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Некоторые моменты, касающиеся Замысла (Прочитано 3505 раз)
03/02/02 :: 4:58am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Поскольку у нас в очередной раз всплыло понятие «Замысел», а не все из наших гостей присутствовали на старом ДОске во время соответствующего обсуждения, полагаю, придется пояснить, что я имею в виду, когда говорю о Замысле.
Заранее прошу прощения у тех, кому эта идея не нравится: не думайте, что мне самой она нравится больше.
Также заранее прошу прощения за обрывочность мыслей: если что-то требуется объяснить,пояснить на примере или уточнить (тут должен следовать тяжкий вздох...) - ну, спрашивайте, что ли...

Кажется, первоначально речь у нас зашла о Берене и Лютиэнь и о некоторых странностях этой истории, которые нельзя объяснить иначе, как чудом, Божественным вмешательством; например, как удалось Берену миновать Нан Дунгортэб (нет ни одного «зарегистрированного» случая прохода через эту долину, все упоминания о ней довольно смутны, а сам Берен не рассказывает ни о том, с чем он там столкнулся, ни о том, как ему удалось выбраться), или как он смог пройти через Пояс Мелиан (чего не удавалось сделать ни одному Смертному; для тех, кто вспомнил Турина – его и его спутников в Дориат проводят). В связи с этим возникла фраза из «Сильмариллион» о том, что «вложено было в сердце его [Берена]», что он должен идти в Дориат.
Далее мы разделились во мнениях: кто-то полагал, что Берен слышал «глас свыше» и, будучи как сын вождя готов к роли избранника, повиновался ему вполне осознанно, кто-то считал, что для Берена это было чем-то вроде интуитивного импульса, которому он повиновался, не задумываясь. В общем-то, это уже частности.

Ну, «это была преамбула. А теперь начинается амбула.» (с)
Когда-то Сэнтой была обронена фраза о том, что «содержание Сильмариллов находится вне их». И это действительно так: дело не в том, что Сильмариллы наполнены светом Двух Дерев, дело в том, что они – Камни-Судьба, воплощение Замысла Единого в мире.

«И наконец, кроме начальных условий, могут _задаваться_ (или _корректироваться_ по ходу дела) промежуточные точки-события так, чтобы привести историю в конце концов в цели Замысла. Это, IMHO, и было сделано Эру.» (с) Eid

Замысел представляет собой гибкую систему, содержащую обязательные опорные точки - события, которые не могут не произойти. Прямо или косвенно, но все эти точки завязаны на Сильмариллы. История может варьироваться: точки пребывают. (И именно эти базовые точки неизменных событий присутствуют в любом апокрифе, именно они чаще всего и более всего интересуют авторов. Вариант развития событий, скажем, «по Taiere» (Мелькор сам хотел отдать Сильмарил Берену), приводит к тому же результату: Камень «уходит» из Ангбанда.)

Если мы посмотрим на I Эпоху, абстрагируясь от личной оценки событий и личного отношения к героям, то увидим, что события этого периода развиваются по определенному сценарию. Сценарий ветвится, варьируется в каких-то моментах, но неизбежно сходится к одной точке: плаванью Эарендила, «Вестника предреченного и нежданного». Именно рождение Эарендила предсказывает Тургону Хуор, говоря: «…от меня и от тебя возгорится новая звезда» (по этой фразе, запомненной и, вероятно, впоследствии повторявшейся, кстати сказать, очевидно, что Туор не мог быть Вестником или считать себя таковым).
Неизменные точки Замысла, в частности – это союзы Элдар и Эдайн, заключенные «по воле судьбы и ради великой цели», как и говорит Финрод.
Находясь вовне ситуации, мы знаем то, что неизвестно тем, кто находится внутри нее: предпринимавшийся вопреки здравому смыслу и без надежды на успех, поход Берена и Лютиэнь на успех, тем не менее, обречен. Это также одна из неизменных точек Замысла; на Замысел «работает» и Тингол, дающий Берену неисполнимое, по его мнению, задание («пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»), а Мелиан, будучи из народа Майяр, осознает, что Берен – избран, его судьба – особая, и именно поэтому ему и дано преодолеть стену ее чар (о чем она и говорит Тинголу). И Финрод, увидев перед собой Берена, выслушав его рассказ, понимает: это – зов Судьбы, той Судьбы, которой никто из Элдар не может противостоять, с которой никто из них не может бороться: можно только плыть по течению – или способствовать исполнению этой Судьбы.
(Кстати сказать, в истории Берена и Лютиэнь часто употребляется слово «Судьба», в оригинале – doom.)
Предопределены события, происходящие с Береном, так же, как предопределен путь Туора. Показательно в этом случае не то, что Туор становится глашатаем Ульмо, и даже не то, что Тургон охотно отдает ему в жены свою дочь: показательно спасение Воронве (единственного из всех, кто был на его корабле), которому предопределено стать провожатым Туора в Гондолин и без которого Смертный просто не попал бы в Скрытое Королевство.
Предопределены также события, приводящие к встрече Эарендила и Элвинг в Арверниэн и, в конечном итоге, к их путешествию в Валинор.

На старом же ДОске осталась тесно связанная с темой Замысла дискуссия о Турине. Пересказывать дискуссию – дело сложное и долгое. Однако одной из базовых точек дискуссии была следующая: именно Турин должен был стать отцом Эарендила – Вестник должен был стать посланником от всех Элдар и Атани Белерианда, и, если Турин и Туор равно подходят на роль отца Вестника, то Финдуилас явно более подходит на роль матери: в ней – кровь Нолдор (Финве), Ванъар (Индис), Тэлери (Эарвен) – и, если мы принимаем «последнее слово» Профессора на тему генеалогий князей Этъанголди, Синдар (жена Ородрета).
Однако тут в течение событий вмешивается неучтенный фактор. Как я уже и говорила, для Элдар противостоять Судьбе (в данном случае, Замыслу или Воле Эру) – немыслимо. Для Элдар – но не для Атани. И, если мы хотя бы предположим, что Турин ощущал или видел пути Судьбы, становятся понятными его поступки, внешне зачастую выглядящие, нелогичными, если не безумными. Он осознанно идет наперекор Судьбе, отвергая все ее дары.
Стоит отметить, насколько параллельны, сходны  истории Туора и Турина. Основное отличие в них – то, что воспитанный Элдар с весьма нежного возраста Туор относится к Судьбе так же, как они; Турин же избирает непредставимый для эльфа путь противостояния Судьбе. Отказываясь от Финдуилас, чье сердце «против воли обратилось к нему» (надо сказать, в основном мы согласились, помнится, что отношение Турина к Финдуилас все же не было братским),Турин таким образом отказывается и от своего места в узоре Замысла – и его место занимает Туор.

Цель Замысла приведена во Втором Пророчестве Мандоса: это Арда Возрожденная. «Мир будет разрушен, и возрожден снова»; и в этом, возрожденном мире, будут воссозданы первоначальные замыслы Илуватара.

Немного об Эстэл и об Арде Исцеленной (это стало для нас, насколько понимаю, основным камнем преткновения). В «Атрабет…» звучит мысль о том, что Люди призваны, в конечном итоге, исправить Искажение Моргота; этот «исправленный» мир и будет, собственно, Ардой Исцеленной. Однако, повторюсь, вера в Арду Исцеленную суть  вера, созданная людьми и эльфами, она человечна и прекрасна, что вовсе не означает, что она и есть Замысел. Именно потому, что Эстэл человечна именно в нашем, человеческом понимании, а Эру - не человек.
Очевидно, что Арда Исцеленная и Арда Возрожденная - не одно и то же. Очевидно, что вера в Арду Исцеленную (Эстэл) возникает в I Эпоху. Это вера, рожденная и созданная в мире, идущая изнутри.
Очевидно также, что Второе Пророчество* появляется по окончании Дагор Рут и после изгнания Мелькора (а, возможно, и позже). Очевидно, что Намо говорит по приказу Манве и по воле Эру: являясь Изрекающим Приговор Валар, он действует не по своей воле, но как глашатай Воли Единого, высказывает не свои мысли, но произносит слова, вложенные в его уста Единым.  Но, если результатом «работы» Замысла является Арда Исцеленная, мы вынуждены будем признать, что либо лжет Намо (или же ошибается, что равнозначно - и невозможно)**, либо Эру (чушь какая), либо вера в Арду Исцеленную, будь она сколь угодно красива, логична и приятна душе, есть сумма субъективных представлений Элдар и Атани о конечной цели Замысла,

* Возможно, имеет смысл привести «реконструкцию» Второго Пророчества, поскольку, хотя оно и упоминается в нескольких текстах, окончательного варианта, судя по всему, так и не было написано.
Придет время, когда боги (читай: Валар) устанут, и страж, несущий дозор у Стены Ночи, утратит бдительность; тогда Моргот, рассудив, что его время пришло, переберется через Стену Ночи (я не шучу, так в текстах написано!), и будет великая Битва Битв, Дагор Дагорат, и Фионве, сын Манве (> Эонве, глашатай Манве; по другим текстам - Турин)  будет сражаться с Врагом, и, чтобы уничтожить своего врага, уничтожит мир. Итак, мир будет разрушен, и создан заново, и в нем будут восстановлены первоначальные замыслы Илуватара. Тогда Феанаро покинет чертоги Мандос, и будут вновь собраны Сильмарилли из глубин моря, из недр земных и из высей небесных; и Феанаро поднесет их Йаванне, и с их помощью она воскресит Древа Света, и свет их разольется по всей земле. И тогда Валар, и Майар, и Дети Единого, эльфы и люди (по другой версии – и гномы) воспоют в едином хоре, и будет эта музыка прекраснее, чем даже Айнулиндалэ.

** На мой взгляд, Намо не способен исказить слова Единого, как Туор не может исказить послание Ульмо.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #1 - 03/02/02 :: 9:40pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Действительно, Сильмариллы вобрали в себя нечто очень мощное
-- не просто свет, они вобрали в сея как бы "жизненную силу"
мира (ведь их Свет мог бы воскресить Дерев'я -- с одной стороны,
и их разрушение привело бы к гибел Феанора, который был, мне
кажется, больше, чем ельф). И эта "жизненная сила",
конечно же, была неразрывно связана с Илуватаром и актом
Творения. Поетому на тех, в чьи руки попадали Сильмариллы,
сказывался Замысел. (кстати, не потому ли история Турина
так трагична, что он отклонился? и насколько я помню, где-то
упоминается ключевая роль Турина в Дагор Дагорат --
может, это тоже связь с Замыслом?)
И идея нащет узловых точек мне что-то напоминает... А именно,
она чем-то похожа на "Дюну", где Пол Атридес видел именно
центральные точки.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #2 - 03/02/02 :: 11:16pm
Хрюнлейв   Экс-Участник

 
1)Такое построение Замысла мне кажется самоочевидным: на месте Эру (икаю трижды, Х.Улыбка  ) я бы действовал так же. (Может, не так уж он и не человек? Хотя бы не полу-человекУлыбка*  )


2)Идея "узловых точек" совершенно естественна, но вот любопытные следствия из неё... Абсолютно автоматом из неё следует _многократное_ дублирование.

В старом фильме "Принцип домино" киллер, стрелявший с вертолета, специально стреляет мимо - но Президент-таки убит. Как потом разъясняют организаторы: "У нас только на земле было ещё три ствола..."

У Профессора дублированы все основные сюжетные линии и герои. И часто - многократно. 

Т.е. "обреченность на удачу" приобретает несколько ИНОЙ, нелобовой, безличный смысл. Может,это и имелось ввиду, но я не почувствовал - а получается так:

Турин (Берен, Фродо, Гендальф, Арагорн.... продолжить по вкусу) НЕ обречены на удачу ЛИЧНО. Обречено их ДЕЛО (достижение "ключевой точки"). Если они сломаются (как Фродо) - их подстрахует/будет активирован кто-то третий. Четвертый. Пятый... Все пути ведут в.

(Кстати, тогда Голлум есть......Угу. Турин Третьей эпохи. А Фродо (вернее, команда Бильбо/Фродо) - дублёр Голлума. Ведь Смеагорл именно чо пытается сныкать Кольцо для себя самого и не следовать Судьбе/Пути Хранителя (а он ведь - Хранитель, и с самым большим стажем по этой специальностиПечаль  ). Вот только Режиссер тоже учится и второй раз замешивает трагедию с фарсом еще круче: пытающийся не следовать Судьбе  не просто отстраняется и заменяется дублером, но и используется этой самой Судьбой - в назидание? -именно для того, от чего пытался убечь: Эдип, адназначна.)

Но самый интересный (для меня сейчасУлыбка  ) вопрос - а КТО эти запасные "ружья в кустах"? Кто мог заменить главных героев?
(хотя увидеть мы можем только ближайших, полу-активированых уже дублеров. Более дальние просто не попали в легенды. Или если "первый" справился без особых трудностей - вроде дублеров и не было.)
 
Ну, помимо Голлума, Сэм страхует Фродо довольно очевидно. Ульмо открыто дублирует Гондолин и Нарготронд. Ну, Гендальф открытым текстом говорит, что занимает место, предназначеное Саруману.  А кто страховал Гендальфа? Радагаст? Синие?

Хм, интересно бы составить список/граф этих самых ключевых точек и сходящихся к ним дорожек/судеб.

Кто бы мог, например, заменить Арагорна? Который, кстати, сам удивительно долго "ждет знака судьбы", ходит в дублёрах.

*********************************

*Примечание 1: Это - если это кому интересно - конечно, не по теме треда, но если "Эру - не человек" (хотя бы частично, каким-то боком), то Арда Толкина - мир очевидно и заведомо НЕ ХРИСТИАНСКИЙ. Ибо то, что человек создан "по образу и подобию" - входит в символ веры. У Толкина же про облик Эру не сказано (AFAIK) вообще ничего, о Валар же прямо говорится, что они - НЕ гуманоидны, атропоморфный облик - не есть их истиный, "одежда" - не более того. В облике  собак, драконов, барлогов и т.п. айну себя чувствуют ничуть не хуже. Костюм другой, и только.

Так что "христианский писатель Толкин" - бред и бред очевидный.
(Отсюда никак не следует, что он хоть каким-то боком ПРОТИВОхристианский. Выполнять не все условия - не значит НЕПРЕМЕННО нарушать их.)
 
IP записан
 
Ответ #3 - 03/03/02 :: 4:50am

Одна Змея (Натали)   Вне Форума
Зашел поглядеть
Москва

Пол: female
Сообщений: 29
*
 
>Также заранее прошу прощения за обрывочность мыслей: если что-то требуется
     объяснить,пояснить на примере или уточнить (тут должен следовать тяжкий
     вздох...) - ну, спрашивайте, что ли...

Дискуссию на старом Доске я читала, но по техническим причинам участвовать в ней тогда практически не могла. Так что спрашиваю - с не менее тяжким вздохом.Улыбка

Вопрос первый - текстологический. Где-то в старых тредах Дуглас обронил фразу, что не знает, откуда взято это слово - "Замысел". Так вот, мой вопрос: где у Толкиена об этом самом Замысле сказано, кроме "Музыки айнур"? Вообще у меня была мысль пройтись поиском на это слово по всем 12-ти томам. Боюсь, улов наш будет невелик.Улыбка Так вот, какими текстами Профессора подтверждается эта концепция, на чем она основана?

Во всей этой концепции мне почему-то ради разнообразия обидно за Эру,Улыбка ведь он именно что _не человек_. А выглядит в результате как 14-летний подросток, написавший первое в своей жизни стихотворение. Ему говорят: "Видите ли, молодой человек, деепричастный оборот обычно выделяется запятыми", - а он в ответ впадает в тяжкую депрессию, уходит из интернета и заодно сносит пару Досок.Улыбка (Есть такие персонажи, я не преувеличиваю.Улыбка) И история мира в связи с такой трактовкой Эру представляется мне детективом о серийном маньяке (ЗамыслеУлыбка) и его жертвах.Улыбка Прошу прощения. Мне действительно обидно - и за Эру, и за "жертвы Замысла", и за тех, кто в рамках этой концепции  чудовищу служит.Улыбка

>На старом же ДОске осталась тесно связанная с темой Замысла дискуссия о
     Турине.

Дискуссию о Турине я тоже пропустила, поэтому все же задам свой вопрос, возможно, в старой дискуссии он уже звучал.

>Однако тут в течение событий вмешивается неучтенный фактор. Как я уже и
     говорила, для Элдар противостоять Судьбе (в данном случае, Замыслу или
     Воле Эру) – немыслимо. Для Элдар – но не для Атани. И, если мы хотя бы
     предположим, что Турин ощущал или видел пути Судьбы, становятся понятными
     его поступки, внешне зачастую выглядящие, нелогичными, если не безумными.
     Он осознанно идет наперекор Судьбе, отвергая все ее дары.

Ну ладно эльфы - уж такие они есть.Улыбка Но не могу я понять, каким образом служил Замыслу Брандир, что Турин за 10 минут до самоубийства его все ж таки убивает?Улыбка А Белег - он тоже был орудием Замысла и вынашивал в отношении Турина матримониальные планы?Улыбка

>В «Атрабет…» звучит мысль о том,
     что Люди призваны, в конечном итоге, исправить Искажение Моргота; этот
     «исправленный» мир и будет, собственно, Ардой Исцеленной. Однако,
     повторюсь, вера в Арду Исцеленную суть  вера, созданная людьми и эльфами,
     она человечна и прекрасна, что вовсе не означает, что она и есть Замысел.
     Именно потому, что Эстэл человечна именно в нашем, человеческом понимании,
     а Эру - не человек.

Выходя за пределы мира, мы не можем не признать, что "Атрабет..." написал Д.Р.Р. Толкиен, вполне себе homo sapiens,Улыбка так что вера в Арду Исцеленную не может не быть человечной.
Глядя изнутри... насколько я помню старую дискуссию, много места в теории Замысла занимала мысль Финрода из "Атрабет...", что брак между людьми и эльфами будет возможен только ради великой цели. Так вот, я не понимаю, почему в одном случае в отношении одного и того же текста мы верим Финроду, а в другом нет (я имею в виду его слова об Арде Исцеленной). Как мы в этом случае судим о достоверности источника?

> Очевидно, что Арда Исцеленная и Арда Возрожденная - не одно и то же.

Для меня неочевидно.Улыбка Что мешает им оказаться одним и тем же? Так, навскиду я не помню, где и в каких случаях употребляется выражение "Арда Возрожденная", в каком контексте? Чем этот контекст противоречит упоминаниям об Арде Исцеленной?

>Но, если
     результатом «работы» Замысла является Арда Исцеленная, мы вынуждены будем
     признать, что либо лжет Намо (или же ошибается, что равнозначно - и
     невозможно)**, либо Эру (чушь какая), либо вера в Арду Исцеленную, будь
     она сколь угодно красива, логична и приятна душе, есть сумма субъективных
     представлений Элдар и Атани о конечной цели Замысла,

Здесь, видимо, обрыв, текст выложился не полностью, так что, возможно, я чего-то не поняла,
Из приведенной цитаты о Втором пророчестве как раз неочевидно, что Арда Исцеленная и Арда Возрожденная - две большие разницы.Улыбка
Я не поняла, чем Второе пророчество мешает эстель.

С уважением -
Одна Змея (надеюсь, сильно никого не покусавшаяУлыбка).
 
IP записан
 
Ответ #4 - 03/04/02 :: 2:26pm

Элентир   Экс-Участник

Пол: male
****
 
Элхэ, прошу прощения, но ведь пророчество Хуора о благом вестнике - потомке самого Хуора и , главное, Тургона - прозвучало за 20 лет до прихода Турина в Нарготронд.
 
Свободу опоздавшим на праздник, Подарки раздарили со Среды на Четверг&&Еще один вселенский отказник Из
IP записан
 
Ответ #5 - 03/05/02 :: 4:25am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Натали: насколько я понял, Исцеление от Возрождения отличается
тем, что первое достигается БЕЗ катастрофы мира. Естел --
как раз надежда (среди прочего) избежать катастрофы.
Обязательна ли катастрофа? И обязательно ли осуществится
Второе пророчество? Вот пример идей, которые друг другу
противоречат...
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #6 - 03/05/02 :: 5:06am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Второе Пророчество четко говорит о Дагор Дагорат, в которой погибнет мир. Если Второе Пророчество "обязательно к исполнению" (а я, кажется, попыталась объяснить, почему обязательно), то мир должен быть "уничтожен и воссоздан снова", должен вернуться к состоянию Арды Неискаженной - и происходит это именно через катастрофу, через гибель мира.
Арда Исцеленная действительно не предполагает катастрофы: это (очень грубо) "исправление" мира изнутри, силами живущих в нем людей (в первую очередь).
Так что одно другому - и мешает, и противоречит. В принципе. Но, еще раз говорю: Второе Пророчество "дано свыше", Намо ничего не придумывает и не изобретает. Он также не ошибается и не лжет. А идея Арды Исцеленной рождена в мире, эта вера создана Элдар и Атани. Пророчество - извне, Эстэл - изнутри.
Ушла думать дальше.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #7 - 03/05/02 :: 10:16pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Естел' появилас' ран'ше, чем Второе пророчество. Может быт',
мир слишком переменился после Войны Гнева, и это стало причиной
появления пророчества?
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #8 - 03/05/02 :: 10:56pm

Одна Змея (Натали)   Вне Форума
Зашел поглядеть
Москва

Пол: female
Сообщений: 29
*
 
Элхэ, Хольгер - прошу прощения, если я что-то в старых тредах пропустила и сейчас прошу повторить. Также прошу прощения за возможные пробелы в образовании - но где сказано, что:

> Арда Исцеленная действительно не предполагает катастрофы: это (очень
     грубо) "исправление" мира изнутри, силами живущих в нем людей (в первую
     очередь).

Я не помню этого в текстах. Пусть меня поправят, если я ошибаюсь.

Хольгер: да, Второе пророчество обязательно к исполнению. Как и Первое, как и любое другое, если таковые будут.Улыбка Это один из законов мира, если хотите.

Если вы говорите о собственных точках зрения или имхах по поводу разницы между Исцелением и Возрождением, тогда понятно. Лично моей вере в Арду Исцеленную неизбежность Дагор Дагорат никак не противоречит.

С уважением -
Натали.
 
IP записан
 
Ответ #9 - 03/06/02 :: 4:18am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Прошу прощения, больше так не буду.

Хольгеру:
- Связано, связано, всё связано! Вы совершенно правы! И действительно, трагедия Турина (повторюсь) в том, что, судя по его поступкам, понимая назначенную ему роль, он ее не принимает. Как я в свое время говорила, я далека от того, чтобы говорить, что Турин прав. Но далека и от того, чтобы обвинять его: он действует по-человечески – как по-человечески срывается Черный Баламут у Олдей, поняв в какой-то момент, что «и города подставлены, и бабы подложены», и слава, и удача, и успешность (почему-то вспомнились статьи И.Шрейнер) – с чужого леча, заемные. Дарёные.

Хрюнлейву:
- В первую очередь, я бы хотела отметить вот что: я, говоря о Замысле, рассуждаю только в рамках I Эпохи.
То что обречены на успех не герои, а их дело – я даже спорить не буду, оно так и есть. Выигрывает не Пехотинец и не Король: выигрывает Игрок, передвигающий фигуры, n’est pas?
При желании, попытаться экстраполировать идею на ту же III Эпоху можно (при желании чего только не можно…); я сама бы не стала. Нет, внешне какая-то параллель между Сильмариллами и Одним Кольцом, вроде бы, существует (сюжетная – в обоих смыслах; как все, думаю, понимают, о сути данных артефактов сейчас речи не идет), я сама почти «купилась» на это…
В принципе, если хотите, можно, конечно, посмотреть на подобные «узловые точки» и в III Эпоху.

Натали (Одной Змее):
- Да и помню я, и понимаю ваше с Раисой негативное отношение к этому построению. И причины, в общем, вполне понятны. Если помнишь, я тоже просила в свое время пожалуйста меня разубедить, доказать мне, что я не права. В результате мы не сошлись во мнениях, а доказать, что я не права, не получилось.
Пойми меня правильно – это не повод немедленно и любыми способами бросаться опровергать (ко всем относится!.). В общем-то, я уже привыкла. Кроме того, я по-прежнему полагаю, что ваша концепция не просто «солидна и остроумна» - она заслуживает всяческого уважения, она прекрасна и человечна. Если бы я смогла верить, я бы уверовала в нее всем сердцем, правду говорю. Просто, по некоторым причинам, уже не могу.
Я тебе хуже скажу, Чешуйчатая (на случай если я не озвучивала эту идею): наши точки зрения не взаимоисключающи, хотя оно так и кажется – и на первый взгляд, и даже не на первый. Мы в свое время запнулись на моих попытках объяснить: я вижу ситуацию извне, а вы – изнутри. Ситуация одна и та же… нет, черт, все-таки сложно объяснить. Но ругаться я с вами не буду. Разумеется.
Ну, по пунктам, что ли…
Ты же прекрасно знаешь (не хуже меня) : нигде в текстах не присутствует слова «Замысел». Никакими текстами впрямую данная, хм, теория не подтверждается, нигде у Профессора она не изложена. Так, о Мудрая среди Чешуйчатых, в наших (я имею в виду всех обитателей и гостей данного ДОска) рассуждениях много что текстами не подтверждается и много чего не изложено… Я тебе даже не буду предлагать (в силу причин личного характера) абстрагироваться от эмоций и посмотреть на историю I Эпохи как на некую схему или сценарий. Ты этого делать не хочешь, и я тебя понимаю. Совершенно серьезно говорю, опять же.
Жертвы… нет, слово «жертва» здесь вообще неверно. Дело даже не в том, что «все ко благу». Ну, вот скажи: тот, кто принимает волю Господа, кто говорит – «Да будет воля Твоя, но не моя», он – жертва? И они не жертвы.   
Насчет Турина, Брандира, Белега… последнего в особенности… Натали, ты разрешишь, я тебе не буду отвечать? Дело даже не в том, что вопрос поставлен некорректно (ты уж извини, все-таки ты здорово завелась); а дело в том, что ты опять же упрощаешь саму систему. А система эта не отрицает проявления человеческих чувств (например). Не превращает никого в робота. Люди остаются людьми, и эльфы – эльфами, и Брандир вовсе не обязан воспылать любовью и преданностью к Турину (уже не являющемуся, кстати сказать, частью Замысла), и Белег вполне может относиться к Турину как к другу, в чем-то, возможно – как к брату, вне зависимости от того, является ли Турин частью Замысла, или нет. Система гибка, она редко проявляется явно и зримо; это мне – зримо, потому что я могу посмотреть извне на всю I Эпоху. А тем, кто внутри ситуации – нет. Ну, грубо говоря, развитие тех или иных тенденций в эпоху феодализма понятно и видно современному историку, но вовсе не обязательно видно и понятно человеку, в эту эпоху живущему.
Что касается Финрода. И что касается «Атрабет…». Там еще высказывалась идея воплощения Б-га в «земном» теле, помнишь?..
Когда Финрод говорит о смешанных браках, он не говорит – «Я верю в это». Слово «Вера» (или слово «Эстэл», как угодно) появляется, когда речь заходит от Арде Исцеленной: чувствуешь разницу? Смешанные браки, свершающиеся ради великой цели – факт. Арда Исцеленная – Вера.  Как можно заметить, я не оспариваю факта и не отвергаю Веры.
Но: Арда Исцеленная – воплощение идеи исправления зла.
Арда Возрожденная – уничтожения зла.
Если бы Второе Пророчество говорило об Арде Исцеленной, не звучало бы оно так: «И Моргот, раскаявшись в совершенном зле, принес покаяние свое пред лице Единого (или Короля Мира, как угодно); и был прощен, и раскаяньем этим исцелено было зло, что принес он в мир…»?
(Да, я помню и знаю, какую дискуссию мы цепляем этим: если надежда на Исцеление есть для всех – есть ли она для Мелькора?.. Помнится, точно так же и в той дискуссии 50 на 50 разделились мнения, и каждый остался при своем…)

Второе Пророчество не мешает Эстэл. Потому что Эстэл – не некий артефакт. Это Вера. Например, твоя личная Вера. А Вере, если это не просто следование определенной религии, ничто помешать не может – даже Армагеддон или Апокалипсис.
Замысел и Эстэл не мешают друг другу, как существование ДНК не может помешать христианской (а равно и любой другой) Вере.

Да, а выходя вовне мира мы вовсе не вступаем в область чистой литературы. Мы вовсе не переходим на план «Профессор написал».  Это два разных подхода… совсем. А разбираться, был ли Профессор просто сочинителем или еще и визионером, мы будем не здесь, ОК? Это, все-таки, не вполне по теме треда. Хотя тоже интересно – сколько копий сломано…

Элентиру:
Что касается слов Хуора о Благом Вестнике… навскидку – варианты.
1. Хуор как вождь был уверен в своей избранности и "неслучайности" своей судьбы, отсюда и уверенность, с которой он эти слова произносит.
2. Не сработай этот вариант, о словах Хуора никто бы и не вспомнил; они запомнились именно потому, что сбылись (сколько «несбывшихся пророчеств» было в истории…).
3. (не хочу в эту область вступать, поскольку не очень хорошо разбираюсь – но ничего не поделаешь) Если правы те, кто утверждает, что Эру пребывает вне времени, то для него «отступничество» Турина – уже свершившийся факт, потому Хуору и послано это откровение, прозрение, что – да, зажжется новая звезда, и именно от его крови. Что не исключает свободы выбора Турина.
Но тут дальше развивать мысль я не буду; то есть, я примерно понимаю, о чем речь, но идея не мной высказана, не мне по ней и говорить. Найду соответствующий тред с цитатой – процитирую.
(со вздохом) Так что оно-то ничему как раз не противоречит… в любом варианте.
И следует сказать: я не могу полностью просчитать все возможные повороты Замысла и все возможные его вариации. Не потому, что такая несообразительная, а просто я не уверена, что это возможно. Слишком большое количество «вероятностных вилок»…
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #10 - 03/06/02 :: 4:38am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Тогда получается следующий (очень наивный) вопрос:
не получается ли, что Война Гнева нанесла Арде неповторимый
вред, потому что исключила возможность Исцеления Арды?
(ведь до Войны Гнева не было полной уверенности в необходимости
Дагор Дагорат, а после -- последовало пророчество Мандоса?)
И если получается, то почему теперь Исцеление Арды стало
невозможным? Это раз.
Была ли Дагор Дагорат в Замысле с самого начала (до
отхода Мелкора)? Это два.
 

Lutar e vencer!
IP записан