Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Дорлас и события в Бретиль (Прочитано 1286 раз)
02/18/02 :: 8:24pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Возникли у меня очень странные размышления относительно судьбы Дорласа из народа Халет, судьба которого прописана в «Нарн и Хин Хурин». Замечу сразу, что все нижеследующие размышления имеют  право на существование тоько в том случае, если мы договоримся рассматривать именно_мир, а не текст, точнее – текст как исторический источник о неких реально имевших место событиях.

А теперь полюбуемся на то, что мы имеем в текстах (сразу извиняюсь за то, что цитировать буду много, дабы лучше прояснить повествование):

1) Дорлас вызвался идти вместе с Турином против Глаурунга. В «Нарн»:
«Тогда выступил вперед Дорлас и сказал:
     - Я пойду с тобой,  господин - я предпочитаю идти навстречу врагу, чем дожидаться его.
     Но остальные  не  спешили  откликнуться на призыв,  ибо страх пред Глаурунгом овладел ими,  а рассказы разведчиков, видевших Дракона, разнеслись по селению и были сильно преувеличены. Тогда вскричал Дорлас:
     - Слушайте, люди Бретиля! Теперь видно, что в нынешние злые времена мудрость Брандира оказалась тщетна.  Прятаться некуда.  Неужто никто из вас не пойдет с нами вместо сына Хандира, чтобы не опозорить Дом Халет?
     Так оскорбил  он Брандира,  который хоть и сидел на почетном месте главы собрания,  но никто не обращал внимания на него.  Горечь наполнилось его сердце;  ибо Турамбар не одернул Дорласа».

Сомневаться в вышеописанной сцене мы, очевидно, не можем, ибо здесь свидетелями выступает все собрание халадин в Эфель Брандир.

2) Следующий пунктом – Турин, Дорлас и Хунтор уходят втроем. Дальше мы видим Дорласа в момент, когда трое совещаются о том, как им лучше и быстрее добраться до перекрестье Тейглин и отразить удар дракона. Они решают идти к обрыву Кабед-эн-Эрас – «Когда Дорлас услыхал это,  сердце у него упало: он знал земли Бретиля лучше любого другого,  и Кабед-эн-Арас был воистину страшным  местом» - однако в тот момент он не спорит.

3) «Наконец, к тому времени, как совсем стемнело, Турамбар с товарищами вышли к Кабед-эн-Арас;  они были рады шуму воды - правда, он предвещал опасную переправу, но зато заглушал все прочие звуки. Дорлас провел их немного в сторону, к югу, и они спустились по расселине вниз, к подножию утесов;  но тут сердце у Дорласа упало:  река неслась по огромным валунам и обломкам скал, и воды грохотали, скрежеща камнями.
     - Это же верный путь к гибели! - воскликнул Дорлас.
     - К гибели или к жизни,  другого пути нет, - ответил Турамбар, - и не станет он безопаснее, если мы задержимся. Так что - за мной!
     И он спустился первым,  и его ловкость и отвага - а быть может,  и его судьба,  - помогли ему перебраться через реку. Он обернулся посмотреть, кто идет за ним. Рядом стояла темная фигура.
     - Дорлас? - спросил он.
- Да нет,  это я,  - ответил Хунтор. - Дорласу не хватило духу перейти реку. Человек может любить войну, но бояться многого другого. Наверно, до сих пор сидит трясется на том берегу - позор ему,  что он так отозвался о моем родиче».

Кто свидетель, откуда мы можем узнать об этом диалоге? Заметим, что Хунтор погибает практически вскоре после описанной сцены; Турин до момент своей гибели также вряд ли мог бы кому-то рассказать о трусости Дорласа (если проследить его путь, то видно, что ему собственно особенно было некогда да и незачем этим заниматься)
Таким образом, по-видимому мы имеем дело с позднейшей реконструкцией.
Едем далее.


3) Следующим человеком, который видел живого Дорласа, был соответственно Брандир, который в свою очередь возвращается от Кабед-эн-Эрас в сторону Нен-Кирит (заметим, что это уже после смерти Ниэнор, так что вполне можно предположить душевное состояние Брандира на тот момент)
Снова процитируем большой отрывок:

«И он, содрогнувшись, обошел Дракона и заковылял назад к Нен Кирит.
На крутой  тропе  он повстречал человека - тот осторожно выглянул из-за дерева и, заметив Брандира, шарахнулся назад. Но свет заходящей луны на миг озарил лицо встречного, и Брандир признал его.
     - Эй,  Дорлас! - окликнул он. - Что там было? Как ты спасся? И что с моим родичем?
     - Не знаю, - огрызнулся Дорлас.
     - Странно, - сказал Брандир.
     - Ну, если хочешь знать, - запальчиво ответил Дорлас, - Черный Меч заставил нас  перебираться  через  Тейглин,  вброд,  и в темноте.  Чего странного, если я отказался?  Секирой я владею лучше многих, но я же не горный козел!
     - Значит, они пошли на Дракона, а ты остался? Но как же он оказался на этой стороне? Ты ведь, наверно, был тут, неподалеку, и все видел?
     Но Дорлас промолчал - он смотрел на Брандира исподлобья,  и  глаза его горели ненавистью.  И Брандир вдруг понял,  что этот человек бросил товарищей, от стыда утратил мужество и спрятался в лесу.
     - Позор тебе,  Дорлас! - воскликнул Брандир. - Из-за тебя все наши беды: ты подзадоривал Черного Меча,  ты навлек Дракона на нашу  голову, ты опозорил меня, ты погубил Хунтора - а сам струсил и удрал в кусты!
     Тут ему пришла новая мысль, и он гневно вскричал:
     - Ведь ты мог бы хоть прийти и рассказать обо всем! Этим ты отчасти искупил бы свою вину. Принеси ты вести, госпожа Ниниэль не пришла бы сюда, не встретилась бы с Драконом,  она бы теперь была жива! Дорлас, я ненавижу тебя!
     - Ненавижу! Подумаешь! - фыркнул Дорлас. - Твоя ненависть бессильна, как твои советы. Да если бы не я, орки давно бы повесили тебя вместо пугала в твоем же огороде. Сам ты трус, понял?
     Дорлас сгорал от стыда,  и потому был еще вспыльчивей обычного. Он замахнулся на Брандира огромным кулачищем - и умер, не успев как следует удивиться:  Брандир выхватил меч и убил Дорласа на месте. Он стоял и дрожал - ему стало плохо от вида крови.  Потом Брандир отшвырнул меч, и потащился дальше, тяжело опираясь на клюку».

А теперь – внимание – следующий вопрос! А кто же свидетель этой сцены? Дорлас мертв. Обратим внимание на следующую приведенную фразу: «И Брандир вдруг_понял,  что этот человек бросил товарищей, от стыда утратил мужество и спрятался в лесу» - то есть это мысли самого Брандира, Дорлас ему ничего не говорил; и в ответ на обвинение Брандира, что ты дескать «сам струсил и удрал в кусты» - Дорлас никак не отвечает: ни подтверждает и ни опровергает их, а лишь выражает свою неприязнь к Брандиру вообще – которую он, впрочем, выражал еще задолго до решающих событий.

Получаем: 1) свидетелей бегства Дорласа нет 2) свидетелей убийства Дорласа Брандиром – тоже нет.
Впрочем, Брандир, конечно, является свидетелем – но когда и кому он рассказал о смерти Дорласа?
Едем дальше.

4) Брандир выходит к Нен Кирит и рассказывает о смерти Ниэнор/Ниниель и о предполагаемой им (на тот момент) смерти Турина. Люди, столпившиеся вокруг, видят, что Брандир крайне взволнован (что совершенно неудивительно) и возможно даже сошел с ума. Примерно в это время появляется и Турин, и Брандир ему в свою очередь рассказывает о смерти Ниэнор.
Далее обращаем внимание на следующее:
«Но одна из женщин, жена Дорласа - она недолюбливала Брандира - за-
вопила:
- Не верь ему, не верь ему, господин мой! Он свихнулся. Притащился и кричит, что ты, мол, умер, и это добрые вести. А ты ведь жив. Значит, и про Ниниэль все вранье, что она будто умерла, и еще похуже!»
Так вот. Мне кажется, уже исходя из одной этой фразы, что жена Дорласа на тот момент еще ничего о смерти своего мужа (и тем более о предполагаемых обстоятельствах его смерти) не знает – иначе бы она кричала совсем по-другому и другие слова.
А следовательно, Брандир вряд ли кому-то что-то успел рассказать о смерти Дорласа.
Сразу вслед за этим следует ссора Турина и Брандира, в ходе которой Брандир соответственно погибает.

Таким образом, во всей этой истории я не вижу ни одного подходящего момента, когда информация о поведении и смерти Дорласа могла бы стать известна хоть кому-либо из возможных будущих свидетелей.

Собственно, косвенное текстовое подтверждение у нас имеется.
Оставим «Неоконченные сказания» и возьмем «Странствия Хурина» в 11 томе (ибо ныне, благодаря стараниям Элентира – низкий реверанс в сторону, - по счастью я избавлена от необходимости возиться с самостоятельным переводом) Подмигивание

«И [вычеркнуто: еще] ходили темные слухи о Дорласе, [вычеркнуто: его отце, близком друге Харданга,] (45) ибо хотя ничего не было известно с определенностью, он был найден убитым далеко от места битвы с Глаурунгом, и окровавленный меч, лежавший рядом с ним, был мечом Брандира (46)»

Далее еще любопытнее читаем в толкиновских примечаниях к этому месту:
«46. В рукописной истории о смерти Дорласа в последней части Нарн Брандир забрал свой меч. Впоследствии сказано, что "Брандир, увидев на лице Турина свою смерть, обнажил свой короткий меч и приготовился к защите", и Турин "поднял Гуртанг, отбил меч Брандира и сразил его насмерть". После поздних изменений история приобрела тот вид, который приведен в Неоконченных Сказаниях: Брандир бросил свой меч после убийства Дорласа (стр.139), и встретившись с Турином, "он не дрогнул, хотя не имел оружия кроме своего костыля", и слова "отбил меч Брандира" были вычеркнуты (стр.143)».

Таким образом, похоже что о судьбе Дорласа ходили лишь «темные слухи» и ничего определенного известно не было (добавим здесь – возможно, что не было известно на момент событий, описываемых в «Странствиях Хурина», то есть на момент прихода Хурина в Бретиль). Откуда же Дирхавель с такой уверенностью реконструирует события?

Я полагаю, что к изложенному надо добавить еще пару комментариев. Относительно судьбы вдовы Дорласа нам, по-видимому, ничего не известно. Сын Дорласа фигурирует в тех же «Странствиях Хурина» под разными именами (но конечным вариантом вроде бы является имя «Авранк») в виде фигуры достаточно зловещей: он резко выступает против Хурина, поднимает мятеж и в конечном итоге убивает Мантора, одного из вождей халадин, выступившего на стороне Хурина. Относительно дальнейшего следует лишь невнятное упоминание в примечаниях:
«[Так пал Бретил, ибо >] Здесь сказано, что / те, кто [были] с Хардангом, не были схвачены все, и пришли другие, услышав эти известия, и была битва в Обеле, и великий пожар, пока все не было разрушено (см. сноску 53). Но когда безумие [дописано сверху: гнев] остыло, люди заключили мир, и некоторые говорили:
- Что околдовало нас? Неужели Хурин принес это зло, и Харданг и Авранк были мудрее? Они не должны были бы впустить его, если бы смогли.
Тогда они избрали вождем Авранка, ибо из Дома Халет не осталось никого, но [?? ему не было] такого почтения и уважения, как прошлым Вождям, и Народ Бретила стал похож на своих родичей во [внешних] лесах – каждый думал о своем поместье и … их … было потеряно.
Но многим не понравилось это, и не желая служить Авранку, они присоединились к Хурину."
Дальнейшая судьба Авранка покрыта мраком, неизвестно также, что он знал о судьбе собственного отца (в одном месте упоминается лишь, что Авранк «презирал людей так же, как и его отец»).

Заметим кроме того, что на тот период времени отношения между верхушкой различных кланов в племени Халет были явно отнюдь не безоблачными: сразу несколько человек могли претендовать на власть, которая у халадин была наследственная лишь отчасти.

«Плохие отношения должны были быть между ветвями Дома Халет: с одной стороны родичи Дома Хадора (через Глорэдель и через Харет и Хириль), с другой – линия Хундара."
В другом месте, в примечаниях к «Странствиям»: "Брандир Хромой избирается вождем, хотя многие предпочитают Хунтора или Харданга, его двоюродных братьев": до этого не было указаний на раскол в связи с избранием Брандира. Судя по высказываниям людей Бретила, записанным в Нарн, они непременно использовали бы это, если бы знали».
Однако Дорлас и его род на власть в Бретиль по-видимому никак не претендовали до истории с Авранком и приходом Хурина.

Вот такая странная история. Собственно говоря, я не собираюсь подвергать сомнению трусость Дорласа и убийство Дорласа Брандиром – но хотелось бы понять логику Дирхавеля, реконструирующего эту историю.
Заинтересовало же это меня прежде всего потому, что имеет непосредственное отношение к моей личной игровой квенте на ближайший сезон.Улыбка
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #1 - 02/19/02 :: 6:09am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27684
*
 
Единственный и неповторимый: Хурин. Он видел все, и именно у него был повод не испытывать к Дорласу приязни: громче всех кричал "Айда на дракона!" - и тут же струсил, как до дела дошло. При этом: совершенно необязательно, что речи Дорласа (те, которых никто не мог слышать) были приведены дословно: они эмоционально окрашены именно отношением Хурина. Он же и рассказывать мог обо всем. Правда, тогда, в принципе, сын Дорласа должен был знать, как именно умер его отец... хотя необязательно.
А автору "Нарн и Хин..." это мог рассказать кто-то из Халадин; опять же, это был "перессказ перессказа" - по человеческим меркам, времени проходит немало.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #2 - 02/19/02 :: 8:13pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Как версия, принимается… однако все же сомнительно. Начать с того, что ловлю на слове: помнится, в свое время мы долго обсуждали, кто был свидетелем встречи Ниэнор и Глаурунга и решили, что это реконструкция, частично по рассказам Маблунга. Однако же: если мы признаем Хурина, который все_видел, за полноценного свидетеля – то он должен был видеть и встречу своей дочери с драконом.Подмигивание

С другой стороны, как раз если Хурин является свидетелем – то сын Дорласа ничего не должен был знать об обстоятельствах смерти своего отца: обстоятельства их встречи сложились так, что Хурин Аврану явно ничего не рассказывал, а до освобождения Хурина информация и вовсе не могла бы пройти.
Ну а с третьей стороны… нет, не думаю я, что Хурин вообще кому-то что-то рассказывал в принципе… судя по тому душевному состоянию, в котором он находился после освобождения и которое подробное описано в тех же «Странствиях». Да и кому и когда он мог рассказать? Не в Бретиле, не в Нарготронде, не в Дориате… по дороге из Дориата? Но нам об этом ничего не известно.

Пожалуй, единственно возможный вариант – это то, что Хурин что-то рассказывал тем людям из Дор-Ломин, которые признали его и отправились вместе с ним в странствия. Если какая-то информация от этих людей могла потом пройти в Гавани… - да, такой путь в принципе возможен. Но все-таки я бы поискала еще какого-то свидетеля.
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #3 - 02/20/02 :: 8:11am

Элентир   Экс-Участник

Пол: male
****
 
Та "сотня" людей, которую Хурин увел от Перекрестка Тейглина на Нарготронд (согласно WH) - это 1) отряд Асгона - хитлумские повстанцы, 2) бретилцы, не признавшие власть Авранка, 3) разноплеменные изгои из лесов к югу от Тейглина. Они шли за Хурином как за признанным вождем, последним героем Нирнаэт. Но Хурин чуть ли не с самого начала своего освобождения отказывается от предводительства. Придя в Хитлум, он говорит Асгону, одному из последних Верных:
"Люди изменились. Находясь в рабстве обрели они сердца рабов. Я не желаю власти ни над ними, ни где-либо еще в Средиземье. Я покину эту землю и уйду один, если никто из вас не пойдет со мной. Ибо у меня нет больше цели, если я не найду возможности исправить ошибки моего сына."
Хурин проходит путь Турина наоборот: Бретил - Нарготронд - Дориат, но ради собственной мести (Харданг - Мим - Тингол). Завершив свой путь (особенно учитывая последний разговор с Мелиан), он и подавно не стал бы возглавлять повстанцев. Он ушел в никуда, а люди, шедшие с ним от Бретила, рассказали в Гаванях (куда, как известно, с начала 6-го века стекались все неприкаяные), то, что мы знаем сейчас.

Хотя мы не знаем точно, что именно произошло в Обел Халад после ухода Хурина и Мантора на похороны Морвен (еще один довод в пользу происхождения Нарн и связанных текстов от ушедших с Хурином халадин), но сам факт избрания Авранка вождем должен означать некоторое положение его рода (а следовательно, и Дорласа). Вождь халадин Харданг назначает Авранка своим представителем на суде. Со стороны Мантора и его людей за все время противостояния выдвигаются лишь два конкретных обвинения: Авранк - дезертир (нарушил приказ Мантора) и Авранк - молодой (вышел к Камню вперед старейшин). Если бы его отец Дорлас был ославлен как трус и враг Брандира, это не могло бы остаться забытым на Совете. ДОЛЖНЫ были бы сторонники Мантора это припомнить - припомнил же сам Авранк родство Мантора и Хурина. Попутно, Харданг обвиняет Асгона и народ Хадора в убийстве Турином Брандира, "right Chieftain of Brethil", значит по крайней мере официально новая власть уважала Брандира.

Далее, Мантор является не просто одним из побочных выборных наследников правящего рода (a la шляхтич последних веков Речи Посполитой), но и владетелем восточной части Бретила. Можно предположить, что халадин, не признавшие власти Авранка и ушедшие на юг с Хурином, могли принадлежать именно к манторову домену. А поскольку Бретил - халадин, оставшиеся с Авранком - как таковой, худо-бедно держался до Войны Гнева, закрывшись ото всех, то информаторы Диравеля вполне могли излагать историю рода Дорласа-Авранка предвзято (в смысле подтверждения/опровержения слухов о смерти Дорласа и  вооружения Брандира - таки меч или костыль?).

Так что, версия о неаутеничности отображения Дорласа в Нарн может иметь под собой основания.

НО: я совершенно согласен с Элхэ: в те времена имели место быть и косвенные свидетельства - будь то песни провидца Глируина или то, что показывал Мелькор самому Хурину во время его плена (а Хурин мог упоминать в разговорах с будущими поселенцами Гаваней - хитлумцами, бретилцами и прочими изгоями). И для Диравеля такие свидетельства могли быть не менее значимы, чем рассказы прямых свидетелей последних лет жизни Турина в Бретиле.
 
Свободу опоздавшим на праздник, Подарки раздарили со Среды на Четверг&&Еще один вселенский отказник Из
IP записан
 
Ответ #4 - 02/20/02 :: 11:53pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 

Цитата:
Хотя мы не знаем точно, что именно произошло в Обел Халад после ухода Хурина и Мантора на похороны Морвен (еще один довод в пользу происхождения Нарн и связанных текстов от ушедших с Хурином халадин), но сам факт избрания Авранка вождем должен означать некоторое положение его рода (а следовательно, и Дорласа). Вождь халадин Харданг назначает Авранка своим представителем на суде. Со стороны Мантора и его людей за все время противостояния выдвигаются лишь два конкретных обвинения: Авранк - дезертир (нарушил приказ Мантора) и Авранк - молодой (вышел к Камню вперед старейшин). Если бы его отец Дорлас был ославлен как трус и враг Брандира, это не могло бы остаться забытым на Совете. ДОЛЖНЫ были бы сторонники Мантора это припомнить - припомнил же сам Авранк родство Мантора и Хурина. Попутно, Харданг обвиняет Асгона и народ Хадора в убийстве Турином Брандира, "right Chieftain of Brethil", значит по крайней мере официально новая власть уважала Брандира.


Тут есть еще и другое - возможно даже прямо противоположное соображение. Дело в том, что как раз сторонникам Мантора может быть не очень выгодно припоминать обстоятельства смерти Дорласа потому, что они выставляют в не слишком выгодном свете не только Дорласа, но и самого Брандира. Убийство из одного лишь подозрения, в состоянии аффекта... вряд ли это было бы одобрено  - по хорошему Брандир, заподозрив Дорласа в трусости, должен был не самосуд чинить, а притащить его на племенное собрание для решения.Подмигивание
Так что... не все однозначно.

Цитата:
НО: я совершенно согласен с Элхэ: в те времена имели место быть и косвенные свидетельства - будь то песни провидца Глируина


Я ничего не имею против косвенных свидетельств. Но Глируин - провидец, то есть, надо полагать, способен предвидеть будущее, но не вглядываться в прошлое. Или как? А судьба Глируина вообще крайне интересна... Иных упоминаний о нем ведь нет? Кто он был - человек из халадин? Оказался ли потом в Гаванях? Общался ли непосредственно с Дирхавелем? Вроде бы ответов у нас нет, можно лишь фантазировать на эту тему.
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан