Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 
И. Шрейнер, "В защиту эскапизма..." (Прочитано 4716 раз)
01/30/02 :: 4:10am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Точнее, "Несколько слов в защиту эскапизма от эскапизма". Вот на этом вот сайте:
http://www.esgaroth.narod.ru/
Рекомендую. Полезно.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #1 - 01/31/02 :: 2:53pm

Тэсса Найри   Вне Форума
При исполнении
Дай лапу, друг!.. Ну,
заднюю хотя бы.(c)О.Арефьев
а
Москва

Пол: female
Сообщений: 1792
*****
 
Интересная статья. В целом.
Но есть там один момент, сильно меня озадачивший. Насчет нежелания принимать мир, "где нет ничего, за что стоило бы умереть". Сразу представляется этакая романтически-героическая личность, которая сидит и горюет: ах, я бедный, несчастный, не за что мне умереть. Как будто смерть во имя идеалов является _самоцелью_. По-моему, противоестественно это. Смерть может быть _средством_, причем крайним, поскольку сразу выводит тебя из игры, лишая возможности дальнейших активных действий. Так что я бы сформулировала несколько по иному: нужны не идеалы, за которые стоило бы умереть, а идеалы, ради которых стоило бы жить. И прилагать усилия. На мой взгляд, это в иной ситуации потруднее будет, чем броситься на амбразуру. Ну, понятное дело, все это исключительно мои личные соображения. Просто статья навеяла.
 

Чтобы не сдаться, не нужно «благодаря» -  &&достаточно «вопреки». &&(с) Могултай
IP записан
 
Ответ #2 - 02/03/02 :: 2:11pm

Mithgol the Webmaster   Вне Форума
Дорогой гость
Россия, Таганрог

Пол: male
Сообщений: 152
***
 
Статья нормальная, хотя немножко нетрадиционная благодаря своему подходу. Кто-то может сказать, что в солипсизме нет ничего нового; однако, по идее, под этой луной нет ничего нового, и вечного тоже ничего нет (в отличие от Ниэннах, в вечный Путь я тоже не верю).

Что касается смерти, то Фидлер вряд ли имел в виду самоубийство. Поскольку самоубийство на этой доске является, по-видимому, оффтопиком, то давайте поговорим о самопожертвовании. Вы, Лунная Певица, зря нападаете на людей, готовых к самопожертвованию. Ведь герои Толкина, в массе своей, наделены этой способностью. О да, смерть выводит тебя из игры, но доска такова, что приходится разменивать пешек на ферзей, а в ситуации LotR Валинор мог и вовсе проиграть партию, потому что Саурон активно действовал в миттельшпиле.

Что должен делать человек, когда его жизнь не может реализовать его идеалы, а его смерть - может? Более того, является единственным средством?

Что касается идей Фидлера, то в развитие этой идеи я рекомендовал бы читать Юрия Никитина, цикл "Русские идут", вплоть до полного просветления.

Сама по себе статья такова, что я её сохранил и стану читать в офлайне. ИМХО она того стоит.
 

...Но вода на губах их - горька, и на сердце - тоска,&&И для Света отныне навеки погибли они.
IP записан
 
Ответ #3 - 02/03/02 :: 4:03pm

Тэсса Найри   Вне Форума
При исполнении
Дай лапу, друг!.. Ну,
заднюю хотя бы.(c)О.Арефьев
а
Москва

Пол: female
Сообщений: 1792
*****
 
Помилуйте, Митгол! Улыбка Я и не думала нападать на людей, готовых к самопожертвованию. Я их очень уважаю. И уж тем более я никоим образом не имела в виду самоубийство.
Я говорила лишь о критерии:
«Новое умонастроение, отрицающее наличие идеалов, во имя которых возможно ставить на карту жизнь - человечества, нации или просто многих людей, - принимает разные обличья, но в конечном счете сводится к формуле: "Нет ничего, за что стоило бы людям жертвовать собой, нет ничего, за что стоило бы умереть мне!"»
Ну, и соответственно эскаписты ищут мир, где было бы во имя чего умереть.
Почему именно смерть? Почему не жизнь – во имя тех же идеалов? Я не имею в виду ситуацию, когда самопожертвование необходимо. Но при чтении статьи создается такое впечатление, что люди стремятся в миры с другой системой аксиом _именно_затем_, чтобы там получить возможность геройски погибнуть за великое дело. То есть перепутаны цель и средство.
А статья интересная, спору нет. Если бы она мне не понравилась, я бы не стала ничего о ней писать.
А почему «Лунная Певица»? Улыбка Очень красиво, но непонятно.
 

Чтобы не сдаться, не нужно «благодаря» -  &&достаточно «вопреки». &&(с) Могултай
IP записан
 
Ответ #4 - 03/07/02 :: 4:49am
Morion   Экс-Участник

 
Очень интересная статья.

Как полагает Ирина Шрейнер «любая аксиоматика в любой области человеческой жизни основана на вере». Я думаю, что простой веры всегда мало, нужны ее проявления, которые я бы назвал, вслед за Христом, "плодами". Таким образом,  смысл и значение системы, построенной на принятых на веру аксиомах, проявляется в ее практическом воплощении.
К примеру, один человек верит в любовь, другой - в ненависть. Какая разница? Первое выражается, к примеру, в христианстве (только не поминайте крестовые походы!), второе - в фашизме. 

Также и эскапизм нужно оценивать именно в связи с его практическим влиянием на мир и на человека в отдельности, а не как простое расхождение в аксиомах, «другую аксиоматику». Думается, автор это прекрасно понимает.

Ирина Шрейнер говорит о том, что существует две системы ценностей – наша теперешняя земная,  и толкиеновская, напоминающая «идеализированное феодальное общество». Отсюда, логично вывести, что эскапизм – это попытка построить другую систему отношений, нежели система отношений в нашем мире. Это система, где «в ходу отвага, милость и честь».

Между тем не вполне понятно, зачем конструировать (видеть) мир, то есть строить систему ценностей, если подобная система уже была построена на Земле? И более того, если именно от каждого отдельного человека «здесь и сейчас» зависит как повести себя: с отвагой или трусостью, по чести или бесчестно. Человек именно в этом мире  должен решать как ему жить. В этом смысле создание других миров полезно с культурологической точки зрения, однако, тех же результатов можно добиться просто обратившись к истории. В конечном счете, можно быть рыцарем в костюме и с бабочкой (только не вспоминайте Бонда!).

Итак, эскапизм – это именно построение иной системы ценностей, желание человека быть в иной системе отношений. Другими словами - это бегство от действительности в некий «идеализированный» мир.
А зачем нам это надо? И насколько это по-человечески? 

Ирина Шрейнер верно заметила, что книга Сапковского – обыденность, так как там, помимо внешнего антуража, все как «у нас»: секс, кровь и т.п. табуированные вещи. Однако, что одному табу – другому обязательно для выполнения! Как у Толкиена, к примеру, размножались эльфы, гномы и прочая сказочная нечисть? Не надо на этот вопрос отвечать: это провокация!

Что такое «идеализированный» мир? С точки зрения Ирины Шрейнер это, к примеру, «отвага, милость, честь», но ведь это не для всех так! Расхождения между людьми по этому вопросу будут обязательно. И значит, единого для всех мира не получается. Есть лишь собственные представления человека о собственном «идеализированном» мире.

В мире Толкиена есть не только «отвага, милость и честь», а потому он не пресный, не скучный. Без столкновения, без взаимодействия неидентичных начал не рождается ничего нового. Любой подлинно «идеализированный» мир скучен, господа! Тем более он явно идеализирован под вас самих и, если вы не привыкли быть Богом, то вам, думаю, будет  подлинно скучно.

А если мир не идеальный, а такой же, как и наш, то зачем же ради внешнего антуража умножать сущности? 
Между прочим, и в нашем мире тоже есть «отвага, милость, честь».

И, кстати, к разговору о смерти. Разве в нашем мире нет ничего, за что стоило бы умереть и ради чего именно здесь стоило бы жить? 

С уважением,
Морион.
 
IP записан
 
Ответ #5 - 03/07/02 :: 7:55pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Отвечаю главным образом Мориону (так как у меня тоже
были размышления на эту тему):
Мир Толкиена (а равно короля Артура и, кстати, мир многих
русских исторических книг) -- мир идеалов, мир отчасти
идеализированный. И эти идеалы -- мне кажется, не попытка
к бегству (разве только бегство из тюрьмы, см. "О волшебных
сказках"), а скорее поиск чего-то вне "стандартного набора",
вне "основных инстинктов" и т.д. И этот идеал можно найти
и более того по возможности сообразовываться с ним и в нашем
мире. Просто обращаясь к легендам, мы видим не "то, куда
хочется убежать", или во всяком случае не только это --
мы видим возможные решения, отличающиеся от
"средних" решений. Да, в нашем мире люди ведут себя
в основном подобно героям не Толкиена, а "ментовских" сериалов.
Но кто сказал, что и мы должны быть такими же? Мы можем
быть другими, а для этого нам нужен идеал, который просто
легче выбрать вне обыденного мира. Так что "ескапизм" в
данном случае -- скорее обращение к другим мирам/временам
в поиске других решений, не похожих на "среднестатистические".
А "идеализированность" мира в данных случаях состоит
только в одном -- достаточное значение имеют как раз те
герои и те поступки, которые сообразуются с идеалом, а не
с "основными инстинктами". Так вот цель -- именно взять этот идеал.
Откуда угодно. Чтобы не зацикливаться на "средних" ценностях.
И прийти обязательно с этим идеалом в наш мир. "Вера без
дел мертва" (C) кажется, апостол Иоанн.



Последнее изменение: Хольгер - 03/07/02 на 16:55:56
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #6 - 03/08/02 :: 3:18pm
Morion   Экс-Участник

 
В принципе верно, Хольгер.

Вопрос не в том, что само построение идеализированного мира - попытка к бегству от действительности, как дезертира с поля сражения. Дело в другом: представьте, что существует действительно идеальный мир. Если он останется идеальным для нас, то есть, если мы не попадем в него, то ничего плохого в этом нет. Здесь я с тобой абсолютно согласен, Хольгер. Мир идеальный - пример для мира реального. 
Однако, если мы стремимся туда попасть, то сразу возникает вопрос: что такое человек в подобном мире? И соответственно второй вопрос: а нужно нам это?
И третий вопрос: а что такое человек?
Идеальные миры разные, повторяю я. Хольгер, ведь вполне возможно мои идеалы отличаются от твоих, а наши вместе - от, допустим, третьего человека. И у каждого собственный идеальный мир.
Но этот идеальный мир "подогнан" под себя, под свои идеалы.
И таким образом мой "идеальный" мир неидеален для всех людей.

Для меня и мир Толкиена неидеален. Идеальна, причем с некоторой натяжкой, партия светлых, образующая некоторое замкнутое сообщество. Это идеал, окруженный морем "неидеала" - орков, попавших под власть Кольца людей, магов и прочей нечисти. И это для меня в целом неидеальный мир. Он, возможно, идеален для светлых, обладающих исключительно (ой, ли?) положительными качествами.
Для меня даже такой (где партия светлых - один идеал) идеальный мир скучен, где я знаю, что друг, мой лучший друг, допустим, Саруман Белый, не может меня предать. И он все же в мире Толкиена предает. И, таким образом, слава Богу, это мир не идеальный...
А хорошие качества и в нашем мире можно найти. Другое дело, что человеку

Однако сам вопрос еще не нашел свой окончательный ответ.
 
IP записан
 
Ответ #7 - 03/09/02 :: 4:38am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Так... В-1-х, выражение "идеальный мир", наверно, не очень
удачно -- или по крайней мере его надо иначе понимать, как
мир, в котором решающее значение имеют идеалы, а не
просто "основные инстинкты". В-2-х, идеалы есть и в нашем мире,
но в "придуманных" (условно назовем так) мирах они более
бесспорны (рассуждения о недостатках Арагорна или Финрода
гораздо более притянуты за уши и потому неубедительны, чем
о недостатках самых достойных иза исторических личностей, будь то
Алксандр Невский или Авраам Линкольн).
А вообще отношение к идеалам бывает 4 видов:
1-й вид -- идеальные понятия явно присутсвуют в нашем
мире и все определяют, отсюда идея "добро побеждает".
2-й вид -- идеалы в мире есть, но их осуществление
сопряжено с явными трудностями и трагично.
3-й вид -- идеалов нет, цель -- просто выжить.
4-й вид -- идеалы есть чистпо умозрительное понятие.
В фентези эти 4 вида реализованы соответственно у Толкиена,
Ниенны, Сапковского и Урсулы Ле Гуин.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #8 - 03/09/02 :: 5:35am

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 

Цитата:
2-й вид -- идеалы в мире есть, но их осуществление
сопряжено с явными трудностями и трагично.
3-й вид -- идеалов нет, цель -- просто выжить.
4-й вид -- идеалы есть чистпо умозрительное понятие.
В фентези эти 4 вида реализованы соответственно у Толкиена,
Ниенны, Сапковского и Урсулы Ле Гуин.


Поспорю насчет Сапковского. В его мире есть нравственность и понятия о нравственности - следовательно есть и идеалы. Так что это скорее 2-й вариант. А Ле Гуин... разве "Левая рука тьмы" - это умозрительные понятия?
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #9 - 03/09/02 :: 11:06pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Может, выражение не очень точно, но под умозрительност'ю
идеалов я имел в виду, что идеалы (и прежде всего -- добро и зло)
существуют, но как абстрактные понятия, не привязанные
к героям или сторонам книги (Гендальф -- безусловный носитель Добра, а
Естравен при всех его достоинствах ве-таки нет). То есть в 4-м варианте
Добро и Зло (и другие идеалы) заданы как нечто "надмирное".
Сапковский? Честно говоря, я у него стремлений к идеалам
не вижу. Но примеров 3-го варианта -- много (например, многие
книги Спрег де Кампа).
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #10 - 03/10/02 :: 6:24am
Мориэль   Экс-Участник

 
А Гед? Разве он не является носителем не абстрактных идеалов? Во всяком случае, в сопоставлении с Джаспером (Яшмой)/Кобом/Аспеном он является носителем добра, разве нет? Так же и Тенар, и Аррен в конце концов, мне кажется, несут вполне понятную функцию, чем, скажем, Аррен так уж отличается от короля Артура или Арагорна, разве что возрастом? Но он тот же король, которому предназначено ОБЪЕДИНЯТЬ, Впрочем, я могу и ошибаться.
 
IP записан
 
Ответ #11 - 03/11/02 :: 5:51am
Morion   Экс-Участник

 
Хорошо, Хольгер.
Я согласен с предложенным тобой определением "идеального мира". Однако проблема в том, что идеалы различны по существу, а не по наличию или трагичности. Скорее, подлинная трагичность в том, что идеалы часто не совпадают, интересы не сходятся, а оттого и возникает непонимание между людьми. Впрочем, наверное, и разнообразие в мире от того же.
Я согласен с тем, что рассуждения о недостотках Арагорна, Финрода "притянуты за уши". Как и прочие рассуждения о том, в каком платье Лея ходила и насколько полезны длинные распущенные волосы во время сражения.
Какие именно идеалы ты имеешь в виду, Хольгер?
Насчет творчества Ниэннах я с тобой не совсем согласен. "Осуществлять" человеку идеалы там, думается, достаточно легко, однако, их осуществлению мешают другие люди. В этом и трагичность.
 
IP записан
 
Ответ #12 - 03/11/02 :: 6:03am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
"Насчет творчества Ниэннах я с тобой не совсем согласен. "Осуществлять" человеку идеалы там, думается, достаточно легко, однако, их осуществлению мешают другие люди. В этом и трагичность."
А вот тут я попрошу более развернутого пояснения. То есть, я понимаю, Вы видите у меня много трагического (если судить по вашим статьям); я бы даже сказала, в основном трагическое. Однако ж "идеалы" in question, кажется, определены были  словами - отвага, верность, честь. И я действительно не понимаю, как можно помешать человеку "осуществить" такие идеалы. Разве что сам он себе... хм, помешает...
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #13 - 03/11/02 :: 6:32am
Мориэль   Экс-Участник

 
А мне кажется, что "отвага, верность, etc." в Вашей книге скорее расположены на периферии, они являются основными скорее для первого типа произведений, хотя есть исключения, конечно. Основным же идеалом мира Арты мне видится любовь, любовь к миру, любовь к человеку, любовь к знанию и к творению, любовь к жизни и даже к смерти. И на пути любви действительно можно встать, впрочем, это верно лишь для материальных ее проявлений. А из этого чувства любви, любви мировой и надмировой уже могут происходить эти самые "верность, честь..." Конечно, я могу ошибаться... Но право на ошибку есть у каждого...
 
IP записан
 
Ответ #14 - 03/12/02 :: 4:13am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Отвечаю:
Мориель: "Земномор'е", конечно, слегка выбивается из ряда
других книг Урсулы, потому что там (и только там! ни в "Левой
руке тьмы", ни в "Обделенных", ни в других книгах) есть
силы, которые можно ассоциировать с Добром или Злом. Но в то же
время победа Добра выглядит достаточно своеобразно -- как
устранение не полюса в двухполюсной системе, а "фактора
деструкции" (в отличие от мира Толкиена).
Морион: да, идеалы не совпадают -- но чаще получается,
что не совпадают не идеалы, а формы их реализации.
Все: конечно, любовь -- САМЫЙ главный из идеалов!
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Страниц: 1 2