Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
"Ирония судьбы..." (Прочитано 781 раз)
12/30/22 :: 4:21pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27720
*
 
Кажется, наконец-то я увидела толковую статью об "Иронии судьбы", сердечное спасибо автору.

«Ирония судьбы»: новогодняя быль о детях войны

«Ирония судьбы»: новогодняя быль о детях войны
Если верить социологическим опросам, «Ирония судьбы» до сих пор остается самым любимым новогодним фильмом жителей нашей страны - даже тех, кто родился спустя десятилетия после показанной в фильме эпохи. Самая частая точка зрения на созданную Рязановым картину - это добрая сказка о том, что порой любовь ждет человека в другом городе и встречается совершенно случайно и внезапно. Поэтому неудивительно, что любая другая точка зрения может вызвать негодование - так и произошло, когда год назад я изложила свой взгляд на классику. Меня сразу обвинили в нелюбви к нетленке, что было чрезвычайно обидно: к Наде, Жене и Ипполиту я отношусь с глубоким сочувствием. И именно это сочувствие лишает (лично для меня) показанную в фильме историю романтического флера. А сам фильм, на мой взгляд, и не сказка вовсе, а печальная быль. Типичная в то время для нашей страны история, в основе которой лежит трагедия целого поколения. И именно тень этой трагедии делает героев такими печальными и по-детски беспомощными в отношениях. Почему же я пришла к такому выводу?
Удивительно, но довольно долго мне и в голову не приходило посчитать, в каком году родились главные герои «Иронии судьбы». Пока в одном из видеообзоров автор ролика не сделал акцент на их возрасте. Если допустить, что в фильме показан год, в котором он вышел - т.е. 1975 - то становится понятно: 34-летняя Надя родилась в 1941 году, а 36-летний Лукашин - в 1939. Ипполит постарше, ему скорее 40-45 - значит, его год рождения - 1930-1935.
Эти трое - дети войны, причем нельзя исключать, что двое из них не знали своих отцов. И это не могло не отразиться на их дальнейшей жизни. Попытаемся представить, что они пережили в свои первые годы, еще ничего в общем-то не понимая. Не зная, что война выдала им очень непростую путевку в дальнейшую жизнь - полную незаслуженных страданий.

Итак, дамы вперед: Надя Шевелева.
Жизнь Нади Шевелевой началась в роковой 1941 год.
Война началась, когда Наде было от силы пара месяцев от роду - а то и вовсе до ее рождения. Папы в ее жизни никогда не было - дай Бог, если осталась совместная фотокарточка родителей или снимок отца в военной форме, над которой по ночам мама проливала бессильные слезы.
В фильме мама Нади производит впечатление добродушной и такой… какой-то простой (в хорошем смысле) женщины.
Женщины поколения Надиной мамы знали цену мужчине в доме - немыслимую цену для послевоенных лет, когда возвращавшиеся в некоторые села и деревни два с половиной мужика поневоле отвечали за демографическую ситуацию во всем населенном пункте.
Как ни странно звучит это для нас сегодня, но тогдашние женщины без особой рефлексии «делили» между собой одного мужчину. А та, которой повезло получить супруга живым и здоровым, закрывала глаза на мужнину «гуманитарную помощь» в виде бегающих по соседним дворам одинаковых ребятишек. Прощала и пьянство - бич фронтовиков. «Зато мужик в доме», «плохонький - да мой» - над этими фразами сейчас принято смеяться и осуждать простецкие нравы «совка».
Почему я так уверенно пишу об этом: подобная ситуация сложилась и в селе, где жили мои прадед и прабабка (на фото справа) - из всех мужиков с войны вернулось то ли двое, то ли трое. Причем мой прадед вернулся одноруким калекой, но это не помешало ему быть объектом тотального женского интереса, что принесло немало горя прабабке.
В общем, из песни слов не выкинешь: Надя росла с пониманием, что мужчина в доме - это ценность, и не важно, что он выпивает или, например, женат.
Мы же помним историю, которую Надя скупыми фразами поведала Лукашину? Была замужем «наполовину»: она много лет встречалась с женатым мужчиной, который проводил у нее все вечера будних дней, а по выходным она оставалась одна.
Удивительно слышать эту историю от по-настоящему красивой женщины, которой, казалось бы, на роду написано выбирать из толпы поклонников.
Надя рассказывает о своем романе с женатым без обиды, без посыла «вот козел» - возможно потому, что в ее понимании это было приемлемо.
Так же приемлемо, как для женщин поколения ее мамы встречаться с мужьями соседок и приятельниц - лишь бы получить толику тепла, помощь по хозяйству, а главное, если повезет - ребеночка. Не раз наблюдавшая подобные отношения Надина мама, думаю, не осуждала дочку за связь с женатым. Наверняка вздыхала про себя, мол, что ж моя красавица не нашла кого получше - ну да уж какой есть, и на том спасибо…
Неудивительно, что маме так нравится Ипполит - целый отдельный мужик дочке с неба наконец-то свалился, да еще и такой основательный. Сокровище.
И пусть не факт, что ждет с ним Надюшу счастливое будущее, да и не любит его дочка вроде - и на том спасибо. Фото с просторов интернета.
И пусть не факт, что ждет с ним Надюшу счастливое будущее, да и не любит его дочка вроде - и на том спасибо. Фото с просторов интернета.
«И на том спасибо» - кто-то видит в этой фразе обреченную всеядность советских людей. Я же вижу смирение и готовность играть теми картами, которые выдала не слишком милосердная судьба. А женщинам военного и послевоенного времени карты она выдавала преимущественно паршивые.
Отсюда и вызывающая презрение современных девушек установка: главное - не быть одной, хоть какой-то мужчина в доме да нужен.
Исходя из этой установки Надя и проявляет такую уступчивость в отношениях с «абьюзером» Ипполитом.
Для нее, не знавшей отцовской любви, более зрелый, властный, успешный Ипполит - не только «мужик в доме», но и замена отцу - ну как она себе может его представлять, конечно. Достаточно посмотреть, как по-детски она оправдывается перед ним, пока он ее отчитывает - как провинившаяся школьница перед строгим папашей.

Второй наш герой: Женя Лукашин - мальчик 1939 года рождения. День 22 июня 1941 года, скорее всего, никак не отпечатался в его памяти - всего два годика...
Не помнит он ни как плакала его тоненькая интеллигентная мама, ни как решительно ходил по комнате и собирался хмурый отец - возможно, снявший свою бронь работник науки или искусства.
На мой взгляд, мама Лукашина производит впечатление женщины из старорежимной интеллигентной семьи. Можно предположить, что ставший хирургом Женя продолжил семейную традицию, поскольку его отец мог быть врачом - в таком качестве и ушел на фронт. Где… не обязательно погиб, кстати. Потерять мужа в то время можно было разными путями.
Можно предположить, что на фронте Лукашин-старший встретил новую любовь, например, медсестру или связистку.
Он мог уйти из семьи уже после войны, когда, как уже говорилось выше, на одного взрослого, дееспособного мужчину приходилось несколько женщин брачного возраста.
Трагедия многих женщин, переживших войну в возрасте 25+ еще и в том, что к 1945 году подросло новое поколение «невест». Думаю, непросто было фронтовику преодолеть искушение завести роман с молоденькой и, как бы это ужасно ни звучало, чистой и беззаботной девушкой - не покалеченной службой на фронте или тяжелой работой в тылу. Сколько потерявших в военные годы здоровье и красоту жен и невест остались без любимых по этой причине - остается только гадать.
Мы же помним фразу мамы Лукашина о том, что он - бабник?
Как обреченно и горько она повторяет это слово - как будто обращается к кому-то из прошлого. Мол, я так и знала, что так будет, «яблочко от яблоньки»...
Даже если это исключительно мои фантазии, сути это не меняет: Женя остался единственной маминой радостью и мужчиной всей ее жизни.
Что такое для одинокой женщины единственный сын, думаю, часами могут рассказывать психологи. Скорее всего, первые Женины отчетливые воспоминания - это неистовая, отчаянная, всепоглощающая мамина забота. Свет в окошке, сыночка-кровиночка, мамина радость - нет числа эпитетам для таких мальчиков.
Что мама Лукашина говорит в самом конце фильма, видя своего разбитого расставанием с Надей сына? А говорит она 36-летнему хирургу: «Бедный ты мой ребенок!» Помним и как сдержанно она отзывается о Гале, явно давая понять, что девочка ей не нравится - просто потому, что претендует на главное сокровище всей маминой жизни.
А как внимательно смотрит «мировая мама» на внезапно появившуюся Надю: что эта белобрысая с хитрыми как у лисы глазами девица принесет моему сыночку? Лично у меня, собаку съевшей на теме маминых сынков и их матушек, сомнений нет - Надя маме тоже будет как кость в горле.
Нередко мать-одиночка настолько страстно любит своего сына, что разрывается между вполне нормальным желанием семейного счастья для него и нежеланием делить главного мужчину своей жизни с кем-то еще.
Вспомним, как сам Женя говорит фразу, которая явно действует как бальзам на материнское сердце: «Все равно никто не будет заботиться обо мне, лучше, чем ты». А мама в ответ: «Хитрец…» Он и есть хитрец, но не по злому умыслу.
Просто маленький мальчик, мамин сынуля в теле взрослого дядьки, отлично знающий, что мама простит и примет его любым.
И того же ждущий от других женщин, разумеется. Просто потому, что не было рядом того, кто показал бы на своем примере, как быть не мальчиком, но мужем. Как заботиться о своей женщине, как брать на себя ответственность. Поэтому праведный гнев Ипполита на Лукашинскую безответственность, честно говоря, совершенно мимо кассы: Жене не у кого и негде было научиться быть ответственным, не с кого взять образец для возмужания.
Мельком упомянутый эпизод на свадьбе друга, когда Женя при всех пожелал невесте развестись с супругом и уйти к нему, мне кажется, говорит не о том, что Женя отморозок без тормозов. Скорее это пример детского желания испортить всем праздник, раз уж понравившаяся игрушка (любимая девочка) досталась не ему. Манера требовать то, что приглянулось, не считаясь с мнением окружающих, возможно, проистекает из привычки получать все по первому требованию - от мамы. Ну или еще проще - привычка с детской непосредственностью говорить все, что приходит на ум, зная, что в итоге мама простит все.
В сценах с Галей - моих любимых, кстати, в этом кино - представлен впечатляющий ассортимент уловок, с помощью которых Лукашин, словно угорь, изворачивается из цепких рук молоденькой подруги.
И хотя Галя лет на 10 моложе Жени, с ней он ведет себя как неразумный мальчишка, не осознающий важности происходящих с ним событий - например, надвигающейся женитьбы.
Он прикидывается полуглухим, игнорирует намеки, валяет дурака - лишь бы не решать что-то самому. Это вовсе не потому, что Лукашин - токсичный «нарц» и матерый манипулятор. Достаточно вспомнить, как умеют выкручиваться из неприятных ситуаций дошкольники и младшие школьники - и все становится понятно. Женя, представитель самой ответственной профессии, способный разрезать человека и зашить его обратно - в личной жизни совершенно не приспособлен к любым отношениям, кроме как со всепрощающей мамой. Увы, как значительная часть выросших без отца мальчиков.

И снова 22 июня 1941 года: где-то в Ленинграде крошечная Надя лежит беспомощным кульком, в Москве двухлетний Женя таращит ничего не понимающие глаза на куда-то уходящего отца. А это же время Ипполит - подросток лет 10, возможно, также наблюдает за отцовскими сборами.
Мне кажется, что Ипполит был старшим ребенком в большой семье.
Уходя, отец наверняка сказал что-то вроде «береги маму и маленьких». Так Ипполит из ребенка стал главой семьи - старшим мужчиной в доме.
Возможно, там был целый набор совсем маленьких братцев и сестричек - которых теперь нужно было исключительно самому поднимать по утрам, одевать, кормить, вести в сад, потому что мама работает, разрешать их ссоры, вместе учить уроки, укладывать спать. Возможно, на его долю выпала эвакуация, во время которой мог погибнуть кто-либо из малышей. В возрасте 10-15 лет Ипполит вполне мог и принимать участие в обороне Ленинграда: помогать взрослым бойцам ПВО и санитарам, работать на заводе, а живя в Ленобласти - помогать партизанам. Голод, смерть близких, жестокость - мало ли что выпало на долю подростка 40-х годов.
Как бы то ни было, взрослая жизнь началась для Ипполита внезапно и потребовала моментально стать серьезным и ответственным. Еще совсем ребенок наверняка научился принимать решения за себя и за других.
Эти качества, выработанные в годы войны, помогли Ипполиту стать тем, кого мы видим в первой серии на пороге Надиной квартиры. Привыкший руководить человек, суровый к слабостям и порокам своим и чужим.
Как человек, многое переживший и, наверняка, потерявший, он знает цену безответственности и ошибок. Неудивительно, что Надина «безалаберность» и Лукашинские пьяные приключения так раздражают Ипполита, явно привыкшего держать все под контролем.
Однако, несмотря на эту «правильность» у Ипполита есть двойное дно. Точнее, если немного залезть на территорию психологов - Тень. В юнгианстве Тень - это средоточие тех аспектов личности, которые человек отвергает и подавляет в себе. И именно эти аспекты наиболее сильно раздражают человека в других людях, которые не стесняются проявлять «запретное». Неприятно, но факт - мы бичуем в других то, что не можем позволить себе.
Судя по тому, как Ипполит вскидывается на недостаток серьезности у других - именно это и есть его «слабое место». То, от чего ему пришлось отказаться в раннем возрасте, чтобы до срока стать взрослым.
И эта «слабость» указывает на главную проблему в жизни Ипполита - будучи по объективным причинам лишенным нормального детства, он «не наигрался». Тяга к не пережитому в полной мере ребячеству и легкости у него проявляется в финале фильма. Алкоголь, который ранее, видимо, Ипполит старался употреблять крайне редко и умеренно, снял запрет на несерьезное поведение и выпустил на волю не наигравшегося безответственного мальчишку.
Убегая в ночь и возвращаясь, залезая под душ в одежде и пр. Ипполит не делает ничего ужасного - он просто капризничает и хулиганит. Это не просто пьяный дебош и не «абьюз» в адрес Нади, а возвращение в детство.
Его просто до чертиков достала привычка быть правильным, ответственным, серьезным - у Ипполита праздник непослушания. То, что легко всегда позволял себе «мамин сыночек» Женя, Ипполит с отчаянным упоением начинает творить лишь на пятом десятке…
Особенно вот эти побеги и возвращения - пример очень знакомого детского поведения. Уйду я от вас и умру, вот тогда узнаете - и ребенок убегает из дома, и ждет, что за ним побегут. А если этого не происходит, то он возвращается, чтобы проверить: ну как там мама, волнуется, переживает? По-настоящему взрослый человек уходит оттуда, где его унизили, а не прибегает то и дело проверить - наступило раскаяние у обидчика или нет. А Ипполит, такой вроде бы взрослый, не может просто взять и уйти.

Кто-то скажет: ну да, ну да, знаем, «все идет из детства», «во всем виноваты родители», что за ерунда, человек может преодолеть все что угодно, если захочет. Ну, я прожила уже, как минимум, половину жизни и могу с уверенностью сказать о тех, кто все это время жил в поле моего зрения - все они, так или иначе, либо реализовали детские установки, либо с разной степенью успешности сражаются с ними. Дочери алкоголиков и девочки, выросшие без отцов, за крайне редким исключением вышли замуж за партнеров с «сюрпризами», либо не вышли вовсе, предпочтя стезю «сильной и независимой женщины» с установкой «все мужики козлы, пьяницы и бабники». Выращенные мамами мальчики за таким же редким исключением упорно ищут «ту единственную» - т.е. ту, что примет его любым, как любящая мама. Либо изо всех сил пытаются не быть похожими на бестолкового или буйного отца - порой доходя до печального статуса «подкаблучника» и «терпилы».
Детство - пора, когда человек составляет для себя картину мира, усваивает некие образцы и нормы поведения. И нет ничего удивительного, что детство, покалеченное войной, не может не наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.
Я думаю, что именно так и произошло с главными героями «Иронии судьбы». Надя и Женя, не знавшие своих отцов, каждый по-своему, несут крест этого половинчатого сиротства - и тень этого креста неумолимо ложится на все отношения, которые они пытаются создать. Женя так и не стал мужчиной, не готов стать мужем и отцом - ему проще до старости жить у мамы под крылом. А Надя не знает, каким должен быть настоящий мужчина - и упорно ступает в отношения с теми, кто проявляет не самые лучшие качества. Ей встречаются три из четырех «всадников женского Апокалипсиса»: женатый бабник, вспыльчивый диктатор и маменькин сынок (Лукашин вообще идет за двоих, проявляя черты четвертого традиционного женского кошмара - алкоголика. Увы, в алкоголизме я разбираюсь и считаю, что Женя выпивает гораздо чаще, чем говорит сам. О признаках этого можно писать отдельную эпическую статью, но это уже точно будет «надругательство над классикой»). И все это для Нади, увы, приемлемо. Наконец, Ипполит, хлебнувший горя в более сознательном возрасте, словно до сих пор следует посылу - остаешься за старшего, несерьезным быть нельзя, легкомыслие опасно.
Фото с просторов интернета.
Фото с просторов интернета.
Именно поэтому для меня «Ирония судьбы» - очень печальный фильм. Фильм о том, как трудные времена и сокрушительные катастрофы калечат жизни людей спустя много лет. Самое печальное - калечат вроде бы незаметно, неочевидно, с отсроченными на годы последствиями. Потому я считаю, что этот фильм как никогда актуален сейчас, когда на наших глазах неумолимо формируется новое поколение тех, кого спустя годы будут звать детьми войны. И чья жизнь неизбежно будет отравлена ядом потери, который будет давать о себе знать спустя десятилетия. Мне бы очень хотелось завершить этот год словами о том, что все будет хорошо. Но скажу так: хорошо не будет, если ничего для этого не предпринимать. И об этом нужно знать и нужно говорить, чтобы быть готовыми к последствиям текущих событий. Нам, взрослым людям, в грядущем году непременно нужно приложить все усилия для того, чтобы таких печальных историй было как можно меньше. Дай Бог, чтобы мы все как можно быстрее осознали свою ответственность перед теми, чья жизнь сейчас только начинается.

https://vk.com/@7287300-ironiya-sudby-novogodnyaya-skazka-o-detyah-voiny
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #1 - 12/30/22 :: 4:38pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 1028
*****
 
Любопытная точка зрения. Впрочем, мне никогда и не хотелось осуждать героев "Иронии судьбы".
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #2 - 01/06/23 :: 9:07pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27720
*
 
А мне всегда было ужасно жалко Ипполита. Пожалуй, он мне там единственный нравился.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #3 - 01/07/23 :: 12:09am

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
У меня воспоминания скорее теплые. И грустные... тихая и глубокая такая грусть. Все милые, жалко всех.
И "Баллада о прокуренном вагоне"... просто по живому...
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #4 - 01/07/23 :: 2:43am

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 1028
*****
 
Мне "Баллада о прокуренном вагоне" всегда казалась очень страшной.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #5 - 01/07/23 :: 5:30pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
Цитата:
Мне "Баллада о прокуренном вагоне" всегда казалась очень страшной.

  ...и при этом очень, просто предельно реальной.
  Ну еще бы...
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан