Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Кса (Оксана Санжарова) про художников. (Прочитано 2762 раз)
08/21/10 :: 1:00am

Юкка   Вне Форума
Живет здесь
Ололо я водитель НЛО
Москва, Россия

Пол: female
Сообщений: 5215
*****
 
Наша замечательная Кса  разрешила разместить (и в будущем размещать) ее статьи про художников у нас на Доске. И вот что я скажу: Кса - это вот именно такой искусствовед, каким  он должен быть - и можете мне поверить, потому что искусствоведов я видела достаточно, я и сама, извините, на этом факультете училась - ну и вы видите, что из меня вышло...хм. А Кса - это вот мастер своего дела. Ну, словом, вот. Смотрите самиУлыбка
 

...Вдруг ты завтра помрешь? Хочешь, чтобы твою чашку обвязали траурной ленточкой и выставили на всеобщее обозрение с гнусной надписью: «Мы помним тебя, о, заблудший брат наш»? (с) Табаки
IP записан
 
Ответ #1 - 08/21/10 :: 1:13am

Юкка   Вне Форума
Живет здесь
Ололо я водитель НЛО
Москва, Россия

Пол: female
Сообщений: 5215
*****
 
http://users.livejournal.com/_ksa/753380.html

Диего Веласкес
...


Итак, дон Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва (1599-1660),место рождения - Севилья, день рождения неизвестен, потому как кому оно было надо, а дата крещения - 6 июня.
Как вы можете заметить - "дон", а значит - дворянин, хотя небогатых дворян в Испании было как в Бразилии Педро, зато гонор у них был примерно, как у грузинских князей (которых тоже дофига). Впрочем, наша Мария Дмитриева, написавшая сильно охудожествленную биографию Веласкеса "Рыцарь без меча", вывела его происхождение прямо от того Веласкеса, с которым ходил в Новый Свет Кортес, и полкниги именует художника грандом. Ну так фиг вам, не тот это Веласкес, и не всё то гранд, что дон. Зато рядом с дворянством в происхождении Веласкеса есть забавная заковыка - часть биографов утверждает, что предки его по отцу были португальскими "марранами" - крещёными евреями (которых Дмитриева временами путает с морисками - крещёными мусульманами). Ничего особо странного в этом нет, в Португалии с гонениями на евреев было чуть легче, а выкрестов (в отличии от Испании) трогали и вовсе мало. А как у маррана вышло стать дворянином? Тут имеется вторая версия - по женской линии, то есть, взять в жёны барышню из дворян, последнюю - и вот неприятность - женскую ветвь угасающего рода и присоединить её имя к своему. Пустячок, но в свете дальнейшей карьеры Веласкеса данный нюанс выглядит довольно занятно.

Отец прочил сыну карьеру юриста или литератора (что не зазорно было и для дворянина), но, как пишут биографы: "заметив у сына тягу к изобразительному искусству" (что, применительно к десятилетнему пацану, я думаю, означает "рисовал где попало, чем попало, на чём попало и довольно неплохо"), отдал его в ученики к живописцу Франциско Эррере (Старшему).

Хорошо, конечно, что отдал, но педагога можно было бы поискать и другого, потому как у Эрреры было лучше учиться как-нибудь без личного контакта. Ибо "солнце живописи"(так назвал его Лопа де Вега) характер имел отвратительный и для учеников был бичом божьим. Веласкеса в его мастерской хватило на год. Если верить той же Дмитриевой, этот год мальчишка уже пишет картины и получает от учителя нагоняй за неспособность придумать новый сюжет. Это, извините, туфта. Чему за год можно научиться с нуля? Растирать краски, грунтовать дерево и холст - немногому, в общем. И рисовать в любую свободную минуту.

А вот чуть-чуть творчества Эрреры для примера:
Эррера (старший) "Св. Бонавентура вступает в францисканский орден""

http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nb_pinacoteca_painting/nb_pinacoteca_he...

"Исцеление ребёнка св. Бонавентурой"

http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nb_pinacoteca_painting/nb_pinacoteca_he...

Я бы сказала, что за единственный год обучение мальчишка подсмотрел у Эрреры всё ценное, что тот мог предложить - неплохую лепку формы, свободную, чуть грубоватую манеру письма, тягу к некоторому артистическому хулиганству. А вот с композицией у "солнца живописи" было не очень.


Полагаю, что следующего учителя - Франциско Пачеко - опять таки выбрал папа, вряд ли 11-летний пацан мог сам решить, к кому сваливать. Но выбор был неплох.
Найти работы Пачеко сложновато, показываю один портрет:

http://s47.radikal.ru/i118/1007/6f/e20915a536e0.jpg

Хорошая, крепкая, качественная работа.
Собственно, Пачеко и был крепким середняком, один из мастеров, которых много в каждом веке, но - середняком с идеями. В его доме бывали: Сервантес (тот самый), археолог Родриго Каро, историк Ариас Монтано, теоретик искусства Пабло де Сеспедес. Впрочем, и сам Пачеко не чужд был искусствоведению - написал книгу "Искусство живописи", высказывая в ней мысли полезные, а для статичной Испании довольно смелые: "Мне кажется, что одетый манекен, как мертвая природа, не может заменить живой натуры, которую я и предпочитаю, и если бы мог иметь ее всегда и во всякое время не только для изображения голов, обнаженных тел, рук, ног, но также и для правильного изображения складок сукна и шелка и всего остального, то было бы весьма хорошо". Знания Пачеко были настолько признаны, что в 1618 инквизиция предложила ему должность "цензора по вопросам искусства", а это, ребята, серьёзно.

Похоже, именно благодаря призывам учителя к "рисованию с натуры" появились ранние работы Веласкеса - так называемые "бодегонес" ("харчевня") - сценки из жизни простолюдинов. По-крайней мере, эти натурщики обходились недорого. К тому же в "бодегонес", за счёт скверного освещения, можно было поиграть в контрасты в духе Караваджо(творчество которого Пачеко ставил превыше других).
Так тихо-мирно рисуя темноватые кабацкие сценки (с неизменным суровым испанским натюрмортом на переднем плане - пара яиц, кувшин вина, хлеб да сыр какой-нибудь) он закончил ученичество, получил звание мастера и, практически сразу за этим женился на единственной дочери учителя - Хуане. Вскоре после вступление в гильдию у него появился первый собственный ученик. Уже неплохо.
Вот, кстати, одна из картин-бодегонес, написанная уже Веласкесом-мастером - "Кухарка, жарящая яйца" (1618 г) - помнится, в китчен-нахе спорили - она таки яйца жарит или варит? Но не суть.

http://staratel.com/pictures/velazquez/pic1.jpg

На мой взгляд, это пока ещё не Веласкес, а вовсю Пачеко - глухой безвоздушный фон, чеканный рисунок, караваджистская тяга к резким контрастам света и тени, и при всей точности изображения жеста, изображение движения отсутствует. Мне вспоминается действие заклятья в "Спящей красавице" - "...заснул огонь в очаге..."

Как вы понимаете, художник того времени без картин "о божественном" невозможен. Так что вот написанный в том же 1618 "Христос в доме Марии и Марфы":

http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/1153.jpg

Собственно говоря, это тоже "бодегонес", к которой насильственно, картинкой в окне кухни прицеплен божественный сюжет.
На первый взгляд, послабее "Кухарки" будет? Композиция едет, движение по-прежнему стоит, моделирование тенями жёсткое, сценка в окне написана небрежно до вранья пропорций, перспектива стола вывернута... ну, дофига огрехов. в целом - но здесь уже прорастает взрослый Веласкес - с игрой с композицией в композиции - в окне ли, в зеркале ли, с пока ещё робкой попыткой передачи воздуха, с поисками своего серебряного колорита.

Почти четыре года художник набивает руку на жанровых сценках и портретах, прежде чем попытаться продать себя в столице. Как раз недавно скончался король Филипп III, а смена короля сулит большую ротацию придворных кадров. Представить свои картины молодому королю ему не удалось, но получилось написать портрет довольно известного поэта Луиса де Гонгоры. Вот этот, предположительно:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/52/Luis_de_G%C3%B3ngora_y_...

Физиономия у поэта, конечно, желчная, но - сравните хотя бы с портретом работы Пачеко - насколько легче даны тени, насколько менее графично и более живописно вылеплено лицо.

Портрет этот за год посмотрела масса полезного народа, включая нового (я же говорю - ротация) первого министра, герцога де Оливароса, который на удачу был земляком Веласкеса и знакомым Пачеко, и через год, в 1623 году, художник получил аудиенцию у короля, заказ на портрет (не сохранился) и, по написанию - (ощущаете масштаб везенья) предложение стать придворным живописцем. В 24 года.
Как вы понимаете, он не отказался.

А дальше начинается чистая сказка - Филипп IV, король испанский - король страны с невероятно жёстко установленами правилами приличий снисходит не просто до общения, а до практически дружбы с художником. То есть, с небогатым дворянином, который и своё хилое, по матери, дворянство в красках вывалял (ибо, если писать пьесы считалось делом высоким, то живопись уже являлась вполне себе работой, и заниматься ею не для развлечения, а для заработка дворянину было зазорно). Устраивает ему мастерскую в своих покоях, имеет от неё ключ, чтобы во всякое время приходить и смотреть, как работает художник.

Ну и давайте уже познакомимся с его величеством:

http://smallbay.ru/images7/velasquez_07.jpg

Это портрет 1628 года, Веласкесу 29, королю - 23. То есть (несложно посчитали) во время их знакомства ему было 18. Так что не как пишут биографы "удивительна эта дружба великого короля с простым живописцем", а юноша-король, нашедший чуть более старшего друга. Ну, художника - бывает.
А теперь про портрет - чтобы понять скачок, который совершает в испанской живописи Веласкес, показываю портрет гранда (и, похоже, родственника короля) дона Диего де Вальмайора работы Пантохи де ла Круса (и поза сходна и доспех похож)- всего за какие-то лет двадцать до портрета короля работы Веласкеса. А ощущение, что за сто.

http://works.tarefer.ru/31/100273/pics/image002.jpg

Что называется, почувствуйте разницу (это притом, что к де ла Крусу я отношусь с огромным почтением).
Картина Веласкеса - торжествующее барокко на марше - широкий, свободный мазок, звучные краски, умения передать материал - металл ли это, ткань ли, кожа, не "вылизывая" поверхность. Но, я не зря уточняю, что это скачок именно для испанской живописи - не напоминает ли вам эта манера кого-то ещё? Подсказка - ровно в том же 28 году в Испанию прибыл художник и дипломат Питер Пауль Рубенс. Я понимаю, что для большинства Рубенс - это дамы с большими жопами, но портретист-то роскошный. И главное - обладающий совершенно несвойственной испанским мастера лёгкой, летящей манерой письма.
Судя по всему именно с лёгкой руки Рубенса написан "Вакх" - сюжет для Испании новый:

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/20/376/20376153_1205521312_00012.j...

Что мы видим? Правильно, опять сценку бодегонес, разбавленную мифологией.
Жёсткие, тёмные лица типичных испанских крестьян забавно сочетаются с пухлым, белокожим Вакхом караваджистского толка.

Вероятно, именно Рубенс посоветовал Веласкесу поездку в Италию - расширения кругозора ради. С одной стороны - в королевских коллекциях было довольно много и оригиналов и копий с итальянцев, но одно дело - смотреть их в погребном освещении Эскориала, а совсем другое - на месте создания. Одним словом, король дал добро и денег на дорогу, и Веласкес, побросив жену, убыл на полтора года в Италию - копировать Тициана и Рафаэля. Что, несомненно, пощло его кисти на пользу. Особенно Тициан.
Вот, скажем, "охотничьи" портреты Филиппа и его жены Изабеллы (покажу только Изабеллу) - несомненно навеяны Тициановским портретом Карла V (который, впрочем, Веласкес видел в Мадриде) - с его серебристым пейзажем:

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/33/373/33373385_01.jpg

Итак, что мы имеем - рисунок по прежнему чеканный, детали выписаны дотошно, но уже возникает знаменитое жемчужное мерцание, сближающее и объединяющее цвета.

Ну и, чтобы два раза не вставать - портрет первенца короля - инфанта Бальтазара в охотничьем костюме:

http://s47.radikal.ru/i118/0903/03/ad4018eea756.jpg

С детьми Филиппу везло не слишком - красавица Изабелла, дочь Генриха IV (того самого, что решил, что Париж стоит мессы) родила ему восемь детей, но до совершеннолетия дожила лишь Мария-Терезия, ставшая женой Людовика XIV.
Но к Марию-Терезию я покажу позже, а сейчас имеет смысл сравнить, скажем, "Старуху" и вот этого милого принца. Лично я, не зная, что это работы одного художника, никогда их одной руке не приписала бы - ушла жёсткость письма, контрастность теней, избыточные детали, радикально высветлилась палитра, нашлась любимая гамма, с изобилием всё объединяющих оливковых, серых, коричневых оттенков, живопись из корпусной стала валёрной (с наложением прозрачных слоёв), кисть приобрела лёгкость, испанцам того времени несвойственную. Я бы сказала, что ближе всего Веласкесу этого периода стоит художник, работы которого он вряд ли видел - Франс Хальс - только он из современников дошёл до вольности письма практически импрессионистской.
http://shkolazhizni.ru/img/content/i75/75593_or.jpg

Франс Хальс "Портрет кавалера"

Или вот этот, ещё более показательный детский портрет:
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/27/661/27661991_Frans_Hals_Smeyusc...

Но у Хальса, в отличии от Веласкеса, буйность кисти подкреплялась буйностью нрава.

Причём, заметьте, меняя собственный стиль письма, Веласкес потихоньку дрессировал вкус двора. Потому что одно дело, когда художник ощущает потребность забить на вылизывание каждой жемчужинки, чеканку доспехов и выписку волосков, а совсем другое, когда его сиятельные клиенты согласны это проглатывать. Тому же Хальсу или Рембрандту удержать интерес на себе надолго не удалось. Особенно после девочки с курицей в "Ночном" (если отмыть - "Дневном") дозоре". А Веласкес мог написать "Сдачу Бреды" с лоснящейся лошадиной задницей на переднем плане, и никто не спрашивал его - "а что символизирует сей зад на стороне наших победоносных войск?"

Сдача Бреды. 1635
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1e/Velazquez-The_Surrender...
Ну и фрагмент:
http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/1145.jpg
- просто чтобы оценить великолепную небрежность письма.

Вот тут мне вероятно положено показать портреты карликов и рассказать про "глубокое проникновение мастера в душу этих людей, изуродованных физически, но сохранивших..." Вот можно я это блаблабла не буду? Королевских карликов, шутов, уродцев писали и до Веласкеса, портреты эти выставлялись, и вовсе не обязательно были смешны. Вот вам, к примеру, бородатая женщина Магдалена Вентура с мужем и сыном кисти великого Риберы:

http://i032.radikal.ru/0911/19/9c34a6da9086.jpg

Хотя, конечно, подход у дона Диего был своеобычный.

Покажу вам портрет франциско Лезано (1642-45 год) - просто потому, что ещё один отличный образец "серебристого" Веласкеса:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//46/639/46639230_36d9837535bd029cf...

А вот теперь вы меня должны спросить: а когда уже "Менины", потому что по тексту понятно, что развития мастерства дальше не будет. Ну, собственно, скоро и "Менины". Потому как королева Изабелла умерла очередными родами, инфант Бальтасар Карлос, увы, тоже, наследника нет - и пришлось королю Филиппу жениться второй раз - в 42 года на своей племяннице, Марие Анне Австрийской. Приходится признать, что невеста была очень-очень Габсбург. То есть, имела все характерные черты - крупный, вислый нос, круглые, совиные глаза, тяжеловатый подбородок, мясистый рот с выпяченной нижней губой... И придать этому набору очарование не смог даже Веласкес:
http://i015.radikal.ru/1003/0a/4e20e2a1fa2d.jpg

Он пишет её исключительно декоративно, механически, зато в полном объёме используя хорошо отработанные приёмы своей новой техники, пишет, так, что перо в причёске живее принцессы - как куклу, как фарфоровую статуэтку, волосы у которой лежат мертвыми геометрическими наплывами из того же фарфора, а полосы и розы платья просто нарисованы на теле...

Вскоре - в той же позе, так же раскинувшей руки по необъятным фижмам, он будет писать её дочь - маленькую Маргариту.

В розовом платье:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/957/11957147_Velazquez_Infanta_...

Традиционная поза, скучный цвет, скучная работа, ребёнок - тряпичная кукла с фарфоровой головой и мягкими руками-варежками. Здесь она ему совсем неинтересна, возможно Веласкес просто очень устал писать детей, которые с таким завидным постоянством мрут, но ощущение, будто мастер откатился назад, ко временам де ла Круса и при этом утратил всё, кроме быстроты кисти. То есть, в отличии от детских портретов де ла Круса этот даже неинтересно рассматривать.

http://pics.livejournal.com/melanyja/pic/000awsys

вот вам для сравнения инфанта де ла Круса.


А дальше начинается преображение.

Ничего говорить не буду, просто покажу немного картинок:

Маргарита в белом с чёрным кружевом:
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/30/162/30162273_1217972393_image00...

В жемчужно-белом:
http://www.museum.ru/imgB.asp?10718

В синем:
http://lh4.ggpht.com/_t8LXx66Gxi8/SsesTfHr8kI/AAAAAAAAS6M/ZT1tn6c2O7M/s1600/Dieg...

В серо-алом:
http://pics.livejournal.com/melanyja/pic/000ah5qk

Большая часть этих портретов осядет в Вене - инфанта предназначена в жёны своему дяде, императору Австрии Леопольду I, и Веласкес ведёт живописную летопись роста невесты.

Ну и, конечно, "Менины"
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/957/11957012_Velazquez_Las_Meni...
И ближе:
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/30/162/30162279_1217972707_466pxIn...

Очаровательный совёнок.

В "Менинах" Веласкес применил тот же приём, что и в "Христе у Марии и Марфы" - картина в картине. Королевская чета, которую пишет художник, отражается в зеркале, в дверном проёме замер гофмаршал - благодаря рамам они воспринимаются дополнительной парой картин на стенах мастерской, наравне с копиями Рубенса. Действительно живыми выглядят здесь маленькая инфанта, её слуги и художник... Обычно не любящий в портретах лишних деталей, на этот раз он написал непривычно много фона, втащив в композицию изнанку огромного холста на мольберте, стену со шпалерами, высокий затенённый потолок - и заполнив всё это пространство серебрящимся воздухом.

Да, если вдруг кому интересно, как сложилась судьба маленькой инфанты - так себе сложилась. Вышла замуж в 14, с супругом жила вполне согласно, но мечтая родить наследника, устроила гонения на венских евреев (ударив по экономике), потому что считала, что из-за их чар наследник не получается. Была за всё это нелюбима народом и умерла в 21 год.

А вот её более удачливая старшая сестра Мария-Терезия, позже - королева Франции, жена Короля-Солнце:
http://www.bibliotekar.ru/kVelaskez/17.files/image001.jpg

Ну и чтобы было не так печально о Маргарите - покажу ещё две самых знаменитых картины.
"Пряхи"(1657 год)

http://www.booksite.ru/flax/pryadenie/pic52.jpg

Снова картина в картине - в дверном проёме - античный сюжет, спор Афины с пряхой Арахной (который для второй окончится превращением в паука), на переднем плане - современная художнику ковровая мастерская. Эту картину Веласкес писал без предварительного картона, без эскизов, прямо на холсте, что для того времени большая редкость.

Вот вам деталька:
http://varvar.ru/arhiv/gallery/baroque/velazquez/images/velazquez7.jpg

Фейхтвангер в "Гойе" предполагает, что модель для пряхи в белом - с такой дивной гибкой спиной - та же, что для "Венеры". Может и так, хотя исскусствоведы никак не решат - отнести её к году создания "Прях" или лет на восемь-девять раньше, а женщины тогда старились быстро. А, с другой стороны, точную дату её установить невозможно, при жизни Веласкеса о ней лишь ходили слухи. Отчего так? Оттого, что женскую наготу в Испании не писали. Вот вплоть до 19 века так и не писали.
http://ljplus.ru/img4/s/u/sunworks/Diego-Rodriges-de-Silva-Velaskes.jpg

Следующую обнажённую напишет Гойя.

Умер Веласкес в 1660, опять же процитирую биографов, "подорвав здоровье, устраивая празднество бракосочетания инфанты Марии Терезии с с французским королём Людовиком XIV", потому как уже восемь лет был не только придворным художником, но и обер-гофмаршалом - практически, министром церемоний.
Отличная карьера и по тем временам долгая жизнь.
Через восемь дней после мужа умерла его вдова, та самая Хуана, дочь художника Пачеко.

А испанское искусство, как это обычно бывает после всплеска, довольно быстро увязнет в манерном, детальном письме.

А кто скажет, что я не показала ещё кучу картин и не рассказала, как папа римский про свой портрет сказал "Слишком правдиво". но золотой медальончик мастеру таки подарил - гугль вам в помощь, ищите и обрящете, моя работа не нафаршировать, а заинтересовать.
 

...Вдруг ты завтра помрешь? Хочешь, чтобы твою чашку обвязали траурной ленточкой и выставили на всеобщее обозрение с гнусной надписью: «Мы помним тебя, о, заблудший брат наш»? (с) Табаки
IP записан
 
Ответ #2 - 11/13/10 :: 2:04am

Юкка   Вне Форума
Живет здесь
Ололо я водитель НЛО
Москва, Россия

Пол: female
Сообщений: 5215
*****
 
Сто лет как обещала написать про нидерландский натюрморт 17 века, даже картинки сложила - и бросила.
Исправляюсь.
Итак, "мир вещный", 17 век.

То, что "местом силы" натюрморта в 17 веке стали именно Нидерланды не странно совершенно - они сделали для этого всё ещё в те времена, когда ни о каком натюрморте, как самостоятельном жанре, и речь не шла. Посмотрите на потрясающую вещность любой бытовой детали в религиозной живописи и оцените, насколько часто ваза с цветами, фрукты, ткань оказываются убедительнее и живее, чем люди:
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/582/47582568_DAVID_Gerard_Mado...
Герард Давид "Мадонна с Младенцем" - обратите внимание - в одной картине скрыто три натюрморта.


В принципе, многие из художников были готовы к сооружению уютной ниши нового жанра уже в 15 веке. Век 16, с его религиозными войнами, выдернул из-под живописцев отделившихся провинций самую богатую тему - религиозную, предложив взамен глубже копать любую из её естественных составляющих - портрет, натюрморт, интерьер, быт. Но и в провинциях католических рамки канона (и без того в Нидерландах не шибко жёсткие) разваливались на глазах.
И вот нам век 17-тый - европейцы испорчены Ренессансом, с его относительной вольницей, философами, с их интересом к человеку и миру вокруг него, раны войны зализаны и каждый хочет немножечко обогатиться - и мир и богатства его нуждаются в зримом воплощении. Добавьте к этому никуда не ушедший пока язык символов, позволяющий зашифровать в наборе предметов пословицу, философское высказывание, пожелание благополучия - и вы поймёте, почему именно натюрморт становится самым популярным жанром.
Кстати, сам термин "натюрморт" возник только в конце 17 века, а до этого изображения неких композиций из предметов и (по возможности) без людей условно делились на:

Цветочные - «blompot» (горшок с цветами).

Аллегории - их нередко называли «vanitas» - "суета сует" - за смысловой посыл "всё проходит".

Ответвление "аллегорий" - натюрморты-обманки, создающие максимальную иллюзию объёма.

В противовес «vanitas» всем знакомые "завтраки" пели славу жизни.

Композиции кухонные - нечто переходное между "завтраками" и "Лавками".

И совершенное торжество изобилия - мясные, рыбные и зеленные "лавки".

Делить всё это ещё и на строго голландские и строго фламандские я не буду, потому что и те, и другие в какой-то мере отдали должное почти всем жанрам.

Но стоит ещё заметить, что натюрморты "суеты и тщетности" особо удавались мастерам из университетского Лейдена, рыба - портовой Гааге, "завтраки" - практичному Харлему, а букеты - Утрехту, славившимуся цветоводством.


Итак, номер первый - "Цветочные горшки":
Едва ли не самые известные мастера "цветочного" фламандского натюрморта - семья Босхартов - Амброзиус Старший и три его сына - Амброзиус Младший, Абрахам, Иоганнес, ну и за компанию зять - Бальтазар ван дер Аст.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//51/437/51437067_bosschart8.jpg
Амброзиус Босхарт Старший "Букет в арочном окне"
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//51/436/51436867_bosschart3.jpg
Амброзиус Босхарт Старший "Букет в стеклянной вазе"

При всём совершенстве письма, композиционно букеты Босхартов наивны, как детские картинки "нарисую маме тюльпанчиков" - вот стол, обычно гладкий, едва обозначенный, вот фон - чаще тёмный, изредка фоном становится оконный проём, тогда зритель получает в компанию к букету небо и кусочек пейзажа. Главным героем, заполняющим практически всё полотно неизменно остаётся букет - преувеличенно пышный и яркий, составленный без правил "совместного выживания" цветов, но с обязательным присутствием языка цветочных символов. Каждый цветок пишется объёмно, выпукло и узнаваемо, но одновременно условно - их стебли слишком тонки для тяжёлых голов. Любая роза - не столько живой цветок, сколько символ идеальной розы. Не сразу замечаешь, что портретируемые часто довольно явно умирают - и не только потому, что многие цветы эффектнее выглядят в увядании (хотя сравните пластмассовую гладкость свежих тюльпанов и великолепную изогнутость дохнущих), но и потому, что гибель красоты, краткосрочность цветения, зыбкость земного существования оставались излюбленой темой и вне религиозных сюжетов. Кстати, если на цветочках уютно устроились мухи или по столу ползёт какая-то гусеница - это говорит не о антисанитарии в мастерской художника, а опять таки ненавязчиво намекает на тлен и бренность.

Со временем цветочный натюрморт усложняется (очень не быстро, кстати), больше внимания получает окружение, иногда мастер позволяет себе смешать разные темы, "втащив" к цветам "суету" иными способами, кроме как напустив на цветы гусениц, или украсив букетом типичный "завтрак":

http://territa.ru/_ph/680/2/447935648.jpg
Якоб ван Эс - "Натюрморт с цветами и лимоном" - улиточка ползёт по столу тоже не просто так - на языке символов живая улитка могла означать и лень и плотский грех, а если к этому добавить лимон, символизировавший кислоту и горечь, скрытую в красоте, да совместить всё это с розовым букетом - шифровка получается незамысловатая, даже рассеянный профессор Плейшнер разгадает.

http://territa.ru/_ph/680/2/50246560.jpg
"Натюрморт с драгоценностями и венком" - писал прославившийся цветочными натюрмортами Ян Брейгель Бархатный (сын Питера Брейгеля Старшего)

http://allday.ru/uploads/posts/2009-08/thumbs/1249838972_3.jpg
"Цветы и фрукты" - Корнелис де Хем - его отец, Ян де Хем, предположительно учился у Бальтазара ван дер Аста.

http://allday.ru/uploads/posts/2009-08/thumbs/1249838999_1.jpg
"Натюрморт с цветами, письмом и раковиной наутилуса" - Корнелис де Хем

Между натюрмортами Босхартов и де Хема - почти шестьдесят лет.

Можем прогуляться и в начало 18 века - вот цветы и фрукты от Яна ван Хейсума:
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/28/289/28289728_291_Heysum_YAn_van...

Как видите, никаких особенных изменений "цветочные горшки" не притерпели.

Привычные нам "фруктовые" натюрморты в 17 веке ещё достаточно редки, не цветов, так хоть листиков к фруктам добавим. Естественно. живописно прогрызенных:
http://territa.ru/_ph/680/2/1624352.jpg

"Натюрморт со сливами", Якоб ван Эс

Ну да бог с ними, с цветами, перейдём к материи серьёзной - символическим натюрмортам "ванитас".

Особо известен натюрмортами суеты был университетский Лейден - скорее всего потому, чтто именно там концентрировались заказчики на подобную "интеллектуальную" продукцию.
Вот так выглядел типичный "натюрморт суеты" в 16 веке:
http://alldayplus.fanstudio.ru/2009/25_11_09/1.jpg
Бартхель Браун

- так и хочется высунуться из часов скрипучей кукушечкой и проквакать "Ме-мен-то мо-ри". Напрягаться с толкованием символов особенно не приходится: погасшая свеча - окончившаяся жизнь, муха - разложение, бумажка с пессимистическим изречением - для особо грамотных, ну и череп - сами понимаете, почему, да и предмет фактурно богатый и в живописи интересный. особенно если челюсть вот этак сбоку кокетливо пристроить.

Потихонечку мрачные натюрморты обрастают деталями:

Питер Клас - типичный натюрморт, намекающий на бренность жизни:
http://allday.ru/uploads/posts/1193516776_6caaaa1958582f6f48.jpg

Что мы тут имеем помимо уже понятной символики?
Опрокинутый бокал - как символы суетных удовольствий, которые конечны.
Часы - быстротечность времени.
Ключ - дом, владение, имущество(тоже с собой не заберёшь).
Книга, писчее перо - ну, это просто - наука.
А если, скажем, не книга, а письмо - то может подразумеваться общение, связи семейные или дружеские.

Ракушки всякие пустые тоже символизировали смерть, улитки - леность, моллюски - похоть. А ещё (про это не надо забывать) - они все очень живописны.
Доспехи означали власть и силу, которая проходит (а ещё они очень живописны. особенно с чеканкой и шлемы с перьями).
Монеты и драгоценности - тщеславие женское, непрочность материальных ценностей (а ещё они очень живописны).
Бутылка, кубки - грех пьянства.

Череп, притом, может из картинки и выпасть - способов намекнуть на "мы все умрём" и без того довольно.

Вот вам, кстати, образчик "ванитас" без черепа, но с цветами, кубками и монетами -
работы Петерса, причём достаточно ранний - 1612 года:
http://shkolazhizni.ru/img/content/i17/17947_or.jpg

Или вот такая фруктовая "напоминалка" от Бальтазара ван дер Аста:
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/682/51682784_ast4.jpg

- намекаю - яблоко, если кто забыл, символ грехопадения (а тут ещё и червивое). Это если кому намёка ракушками мало.

Разбитые и опрокинутые бокалы, битая посуда, мыльные пузыри означали краткость и непрочность жизни (а ещё они, опять таки, очень живописны), трубки, табакерки - проходящие мирские удовольствия.
Часы механические и песочные - неумолимый бег времени (а ещё, ну, вы меня поняли).

Вот вам маленький натюрморт про краткость времени от Геррита Доу (больше известного портретами). Заметьте - черепа тоже нет, а пессимизма навалом:
http://onaturmorte.ru/wp-content/uploads/2009/03/d0b4d0bed18321.bmp

Тонкий намёк зрителю: ты тут книжки почитываешь, письма пописываешь, гравюры коллекционируешь - а оно утека-ает...

А вот - в противовес - "богатый ванитас" работы Адриана ван Утрехта:
http://www.wga.hu/art/u/utrecht/vanitas.jpg

Тут и подвядающие цветы, и украшения, и деньги, и книга, и трубка, и аж сразу двое часов, и обрывок сгоревшего письма, и пустой бокал - высокий и узкий (привет, дедушка Фрейд) в комплекте с стеклянной широкой и пустой же вазой, чаша серебряная, раковина наутилуса... Расшифруете на досуге.
Причём, и это не предел того, что тогдашний художник мог накидать в аллегорический натюрморт.
Вот ещё один, как пример явного перебора:
http://www.artrenewal.org/artwork/062/4062/21681/large_vanitas_still-life-large....
Питер Бойл (вторая половина 17 века)
То есть всё буквально пропадёт - богатство, власть светская и духовная, науки, искусство (видите - там и кисти, и музыкальные инструменты), мебель поломается, архитектура - в руины, "тлен и суета, друзья мои, тлен и суета, что мы все тут делаем?"
По мне так от переизбытка компонентов вместо аллегории бренности получился интерьер ломбарда, имеющего очень высокопоставленную клиентуру. Причём, после землятрясения.
В студенческие времена у нас такое получалось, если педагог позволял охломонам с первого-второго курса самим поставить натюрморт. Заходишь в натюрмортный фонд, а там столько богатства, что клювом щёлкнуть не успеешь, как вместо чугунка с разделочной доской и парой луковиц из папье-маше уже настелил пять драпировок, антикварный столик, треснутое зеркало, утюг, самовар и полуголого юношу в ржавых кандалах времён юродивого Василия Блаженного.

Ну и чтобы приглушить впечатление от этого помпезного бардака - вышеобещанное ответвление аллегорического натюрморта - натюрморт-иллюзия (работы ученика Рембрандта Самюэла ван Хогстратена):
http://2.bp.blogspot.com/_nE3n9d4qCfU/S7w5T5h8WEI/AAAAAAAAAFY/3gdQznP0ls4/s1600/...
Ну или вот Корнелиус Гийсбрехтс:
http://onaturmorte.ru/wp-content/uploads/2008/10/d0ba-d0b3d0b8d0b9d181d0b1d180d0...

Думаю, некоторое представление о натюрморте "ванитас" я дала, от печальных мыслей лично мне всегда хочется есть, поэтому перейдём к знаменитым голландским "завтракам".

Таким, к примеру:

http://i145.photobucket.com/albums/r222/HansPB/paint/goblet.jpg

Работа одного из родоночальников этого жанра - Виллема Клааса Хеда - "Завтрак с устрицами".

Сами понимаете, здесь без символов тоже не обошлось - тут вам и ракушки пустые, бренности ради, и лень, и утехи плотские, и грех винопития, но - прежде всего здесь великолепная передача стекла и металла, мерцание перламутра, фактуры полотна гладкого и смятого, ноздреватости разломанного хлебв.
В отличии от букетов, которые явно домысливались, завтраки - предмет совершенно реальный, нуждающийся в материальной натуре - недаром у мастеров из картины в картину кочует особенно эффектный бокал или блюдо.
Вот с этим кубком мы буквально только что встречались, узнаёте?

http://s60.radikal.ru/i167/0906/48/5b10fb05fb4f.jpg

Считается, что завтраки "самозародились" в модных тогда портретах стрелковых рот. Вот типа этого, хальсовского:
http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2010/02/Banquet-of-the-Officers-of-the-St...

Уберите всё это пьяное офицерьё, небрежно, но красиво сдвиньте композицию на край стола, добавьте доминанту в виде высокого кубка (а можно и без неё) - и получите типичный знаменитый голландский натюрморт с завтраком, суть которого в том, что он должен давать эффект присутствия хозяина и потребителя всей этой еды. Вот буквально только что герой выдавил лимон в пару устриц и бросил пустые ракушки на стол, вот прямо сейчас разломил энергичной рукой булочку и намазал половину вареньем из инжира, вот только что промокнул губы и бросил смятую салфетку, или даже вот три минуты назад выпил последний бокал и рухнул под стол, сражённый Бахусом, бокал при том разбив и скатерть почти стащив.


Кроме натюрмортов "столовых", были в моде натюрморты кухонные, в духе, скажем, этого эрмитажного Гейсбрехтса:
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/28/239/28239233_1214941767_F_Geysb...
Кухонные натюрморты не требовали такого фантастически гладкого, шёлкового письма, как завтраки, да и композиционно были не столь вычурны - скатертей крахмальных можно было не стелить, стекла и серебра не демонстрировать, из утвари довольно доски, ножа, да какого-нибудь блюда с кувшином. Зато можно писать зелень и овощи, плотные рыбьи тела, пестроту неощипанной дичи...

От натюрморта кухонного совсем немного до рыночного - изобильных мясных и рыбных "лавок".

"Лавки", кстати, практически не создавались в Голландии. Я думаю, не оттого, что бюргеры-протестанты так тяготели к пище уже готовой. Скорее здесь дело в масштабах. Лавка - полотно, которое обязано быть большим, попытка уместить прилавок, заваленный рыбой, на полотне меньше метра по длинной стороне с точки зрения техники может быть вполне успешна, а вот с точки зрения впечатления...
Одним словом, подобной живописи в буржуазной Голландии было просто практически негде висеть. В Бельгии же осталось вполне достаточно дворцов, способных уместить на стене солидный кусок искусства.
Писать "лавки" начали, кстати, ещё в 16 веке - вот, к примеру, "Торговка овощами" Питера Артсена - середина 16 века:
http://smallbay.ru/artholland/images/aertsen03.jpg

И после Артсена писал продуктовое изобилие много кто, но (если вы не занимаетесь этим временем всерьёз) помнят только Снайдерса.
И есть за что.
Снайдерс прошёл великолепную щколу - его учителями были Питер Брейгель Младший, Хенрик ван Бален, и отчасти (влияние этого учителя заметно более всего) - Питер Пауль Рубенс. С Рубенсом Снайдерс сротрудничал, став уже вполне взрослым дядей, но учиться никогда не поздно. Считается, что Снайдерс писал порой цветы, плоды и животных в композициях Рубенса. И наоборот - что кисти Рубенса принадлежат некоторые люди в композициях Снайдерса.
Вполне может быть, кстати, особенно некоторые барышни имеют характерный для Рубенса типаж.
Но даже если какие-то фигуры в его полотнах писал Питер Пауль, Снайдерс всё равно велик. Потому что с равной лёгкостью и убедительностью писал металл, стекло, ткань - то есть, натуру "вовсе мёртвую". и фрукты, цветы. дичь ("мёртвое-живое"), и совсем живое - собак, кошек, птиц, людей, в конце-концов (хоть и не особенно они ему интересны).
Вобщем, сами смотрите - "Рыбная лавка" - вот. кстати, здесь довольно рубенсовская дама:
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/27/877/27877210_1214424338_Snayder...

"Торговец рыбой":

http://artniderland.ru/f-snyders/img/e20fish.jpg

"Натюрморт с крабами и фруктами" (и котиком):

http://artniderland.ru/f-snyders/img/15crab.jpg

"Натюрморт с дичью, фруктами и овощами на рынке":

http://artniderland.ru/f-snyders/img/14stillife.jpg

"Торговец рыбой"

http://artniderland.ru/f-snyders/img/20fish.jpg

"Кухарка у стола со снедью":

http://artniderland.ru/f-snyders/img/30cook.jpg

"Повар у стола с дичью" (у нас, в Эрмитаже)

http://artniderland.ru/f-snyders/img/e34kok.jpg

"Фруктовая лавка" (тоже Эрмитаж):

http://artniderland.ru/f-snyders/img/e18market1.jpg

Как и большинство натюрмортов того времени, картины Снейдерса полны аллегорическим смыслом, но его я копать сейчас просто не буду, потому что со смыслом или без - он невероятно хорош и (сколько бы ракушечек и прочей символики бренности не понапихал в свои натюрморты) - исключительно радостен.

*Продолжение, а вернее, дополнение, как говорит Кса, будетУлыбка

Ссылка на пост у Ксы в ЖЖ
 

...Вдруг ты завтра помрешь? Хочешь, чтобы твою чашку обвязали траурной ленточкой и выставили на всеобщее обозрение с гнусной надписью: «Мы помним тебя, о, заблудший брат наш»? (с) Табаки
IP записан