вот тут "Муки и радости", про Микеланджело.
http://ruslib.com/INPROZ/STOUN/agony.txtа тут "Жажда жизни", про Ван Гога
http://ruslib.com/INPROZ/STOUN/lustlife.txt"При ярком свете большой лампы с желтым абажуром, стоявшей посреди
стола, Винсент перерисовывал свои наброски, которые сделал за день в поле.
Теодор смотрел, как сын рисует одну и ту же фигуру десятки раз и с
недовольным видом отбрасывает прочь рисунок за рисунком. Наконец пастор не
вытерпел.
- Винсент, - сказал он сыну, наклоняясь к нему через стол, - а
когда-нибудь у тебя получается как надо?
- Нет, - отозвался Винсент.
- Тогда боюсь, что ты делаешь большую ошибку.
- Я их делаю множество, отец. О какой именно ты говоришь?
- Мне кажется, что если бы у тебя был талант, если бы ты и впрямь
родился художником, то все получалось бы как надо с первого раза.
Винсент взглянул на свой рисунок - крестьянина, который, стоя на
коленях, собирал картофель в мешок. Линию руки крестьянина Винсент никак
не мог найти, сколько ни бился.
- Да, отец, может быть, это и так.
- Вот я и говорю, что тебе нет смысла рисовать одно и то же по сто раз
без всякого успеха. Если бы у тебя были природные способности, это удалось
бы тебе сразу, без всякой мазни.
- На первых порах натура всегда оказывает художнику сопротивление,
отец, - промолвил Винсент, не выпуская из рук карандаша. - Но если я
взялся за это всерьез, то я должен одолеть сопротивление и не поддаваться
натуре. Наоборот, надо еще упорнее биться и победить ее.
- Не думаю, - сказал Теодор. - Зло никогда не рождает добро, а плохая
работа хорошую.
- В теологии это, может быть, в так. Но не в искусстве. У искусства
свои законы.
- Сын мой, ты заблуждаешься. Работа художника может быть либо плохой,
либо хорошей. И если она плоха - он не художник. Он должен понять это с
самого начала и не тратить времени понапрасну.
- Ну, а если художник счастлив, пусть даже работа удается плохо? Что
тогда?
Теодор старательно перебрал в уме все богословские доводы, но ответа на
этот вопрос не нашел.
- Нет, - сказал Винсент и стер на рисунке мешок с картошкой, отчего
левая рука крестьянина неуклюже повисла в воздухе. - В самой сути природа
и истинный художник всегда в согласии. Может быть, потребуются многие годы
борьбы и стараний, прежде чем природа подчинится художнику, но в конце
концов даже очень плохая работа станет хорошей, и труд оправдает себя.
- А если работа все-таки окажется плохой? Ты вот рисуешь этого парня с
мешком уже сколько дней, и все без толку. Представь себе, вдруг ты будешь
корпеть над ним год за годом, а лучше не сделаешь?
Винсент пожал плечами.
- Это игра, отец, и художник идет на риск.
- А стоит ли такого риска выигрыш?
- Выигрыш? Какой же именно?
- Деньги. Положение в обществе.
Впервые за весь разговор Винсент оторвал глаза от бумаги и вгляделся в
лицо отца, вгляделся зорко и пристально, словно перед ним сидел чужой
человек.
- Но мы, кажется, говорили не об этом, а об искусстве, - сказал он."