Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
И. В. Головкина, "Побеждённые" (Прочитано 997 раз)
07/12/06 :: 2:55pm

Юкка   Вне Форума
Живет здесь
Ололо я водитель НЛО
Москва, Россия

Пол: female
Сообщений: 5215
*****
 
Очень мне это нравится:
http://belolibrary.imwerden.de/wr_Golovkina.htm
     Фрагменты из романа "Побеждённые"

     "...Часто, очень часто бродил он по городу и как будто не узнавал его. Улицы были насквозь чужие, дома, силуэты, лица — все изменилось. Ни одной изящной женщины, ни одного нарядно одетого ребенка в сопровождении няньки или гувернантки. Исчезли даже породистые собаки на цепочках. Серая, озабоченная, быстро снующая толпа! Ни поданных ландо, ни рысаков с медвежьей полостью, ни белых авто, ни также извозчиков, — гремят одни грузовики и трамваи. В военных нет ни лоска, ни выправки — все в одних и тех же помятых рыжих шинелях, все с мордами лавочников, и ни один не поднесет к фуражке руку, не встанет во фрунт, не отщелкает шаг. Хорошо, что они не называют себя офицерами — один их вид опорочил бы это звание! Вот Аничков дворец без караула. Вот полковой собор, но нет памятника Славы из турецких пушек. Вот Троицкая площадь, но — где же маленькая старинная часовня? Вот городская ратуша, но часовни нет и здесь. В Пассаже и Гостином дворе вместо блестящих витрин зияют пустые окна... Цветочных магазинов и ресторанов нет вовсе. А вот здесь была церковь в память жертв Цусимы... Боже мой! Да ведь все стены этого храма были облицованы плитами с именами погибших моряков, висели их кресты и ордена... Разрушить самую память о такой битве! Еще одно преступление перед Родиной. Еще одна обида.
     Душа города — та, что невидимо реет над улицами и отражается в зданиях и лицах, — она уже другая. Этот город воспевали и Пушкин и Блок — ни одна из их строчек неприложима к этому пролетарскому муравейнику. И как не вяжется с этим муравейником великолепие зданий, от которых веет великим прошлым и которые так печально молчат теперь!
     Вот вам особа женского пола из автомобиля высаживается. Язык не поворачивается назвать ее дамой; кокотка — и то много чести. О, да она с портфелем, и шаг деловой: вон с какой важной миной вошла в учреждение. Бывшая кухарка, наверное, — теперь ведь каждая кухарка обучена управлять государством. А вот еще портфель — наверно, студент нынешний, второй Вячеслав Коноплянников. А давно ли Белый в своих стихах о Петербурге изобразил студента — «я выгляжу немного франтом, перчатка белая в руке...» До чего много этих «пролетариев». Легион. На бред похоже. «Где вы, грядущие гунны, что тучей нависли над миром», — вот они. Они все здесь, а этот шум — их чугунный топот. Не зря пророчили поэты, но им не внимали вовремя. Из заветных творений, наверное, скоро не сохранится ничего. И в самом деле колыхнется поле на месте тронного зала, а книги уже теперь складывают кострами. Завернули же Олегу пшено в страницу из Евангелия. Остается появиться белому всаднику или Архангелу с трубой. «Я, может быть, начинаю с ума сходить? Последствие черепного ранения?»..."

     "...5 апреля. Большевики молчат о том, что сделали в Крыму, и, кажется, надеются, что это забудется, и Европа никогда не узнает их подлостей... Не выйдет! Найдутся люди, которые помнят и не прощают! Они напишут, расскажут, закричат когда-нибудь во всеуслышание о той чудовищной, сатанинской злобе, с которой расправлялись с побежденными. Желая выловить тех белогвардейцев, которые уцелели при первой кровавой расправе (немедленно после взятия города), советская власть объявила помилование всем, кто явится добровольно на перерегистрацию офицерского состава белых. Ведь очень многие из офицеров перешли на нелегальное положение, скрываясь по чужим квартирам, сараям и расселинам в городе и окрестностях. Многие, подобно моему Олегу, обзавелись солдатскими документами, многих выручил химик Холодный, он в имении Прево под городом устроил мастерскую фальшивых паспортов. Любопытно, что однажды к нему нагрянули с обыском, но кто-то из его домашних успел набросить тряпку на чашку, где мокли паспорта, и чекисты не заинтересовались грязным бельем... Своими паспортами этот великодушный человек выручил множество лиц. И вот чекисты путем перерегистрации задумали выловить ускользнувших. Я никогда не забуду этот день! Из наших окон было видно здание, где должна была происходить перерегистрация. Мы с тетей стояли у окна и смотрели, как стекались туда раненые и больные измученные офицеры — кто в рабочей куртке, кто в старой шинели, многие еще перевязанные! Наш знакомый старый боевой генерал Никифораки прошел туда, хромая, в сопровождении двух сыновей-офицеров. Моя тетя сказала: «Ох, не кончится это добром!» И в самом деле, едва только переполнились залы и двор и лестницы, как вдруг закрылись ворота и подъезды, и хлынувшие откуда-то заранее припрятанные отряды ЧК оцепили здание (гостиницу около вокзала). Я помню, как рыдала моя подруга по Смольному, она проводила туда жениха, отца и брата, радуясь, что они дожили до прощения! Наше офицерство слишком доверчиво, оно привыкло иметь дело с царским правительством, которое было немудрым, близоруким, легкомысленным, но воспитанным в рыцарских традициях. Кто мстил побежденным? Когда сдалась Плевна, раненного султана усадили в экипаж и пригласили к нему русского хирурга. А Шамиль? Его сыновей приняли в пажеский корпус и допустили ко двору. В нетерпимости большевиков есть что-то азиатское! Никакого уважения к противнику, ни признака великодушия ни в чем, никогда! Из этих ворот — там, в Феодосии, — не вышел ни один человек..."

     "...— До чего же исподличались люди за эти пятнадцать лет! — сказал Олег, закуривая. — В прежнее время предательство считалось позором и решиться публично на предательство — значило быть выброшенным за борт в любом прежнем обществе: в военном ли, учебном ли, в студенческом ли, в рабочем ли — все равно! Я знаю случай, когда студента, заподозренного в сношении с Третьим отделением, открыто бойкотировали все: никто на всем курсе не подавал ему руки. Помещики никогда не принимали у себя жандармских офицеров. Когда шел процесс над декабристами, было широко известно, что целый ряд лиц, из самых аристократических кругов, осведомлен о существовании союза, и, однако же, никто не репрессировал их. Известен разговор Николая Первого с молодым Раевским. Император спросил: «И вы не сочли долгом сообщить мне?!» А тот ответил: «Такой поступок не вяжется с честью офицера, Ваше Величество!» И Николай пожал ему руку со словами: «Вы правы!» В те дни сочли бы подлостью то, что вы называете «отмежеванием». Я вспоминаю историю в Пажеском корпусе при Александре Втором. Мне она хорошо известна, в нее был замешан мой отец: группа кадетов была уличена в неповиновении и шалости, за которую грозило исключение. В заговоре была вся рота, иначе говоря — класс; пойманы несколько человек, которые, разумеется, отказались выдать товарищей. Дело, однако, не в этом — интересна реакция начальства: прибегли к авторитету Императора, который ответил: «Мои будущие офицеры иначе держать себя не могут — предателей вы из них не сделаете! Немедленно выпустить из карцера!» Вот как говорили императоры: а ваш вождь призывает к массовым доносам и утверждает выслеживание как доблесть! Картина, которую мы наблюдали сейчас в зале, возможна только при вашей системе власти, Вячеслав..."
Там по ссылке можно скачать весь роман.
 

...Вдруг ты завтра помрешь? Хочешь, чтобы твою чашку обвязали траурной ленточкой и выставили на всеобщее обозрение с гнусной надписью: «Мы помним тебя, о, заблудший брат наш»? (с) Табаки
IP записан
 
Ответ #1 - 01/17/12 :: 6:24pm

Юкка   Вне Форума
Живет здесь
Ололо я водитель НЛО
Москва, Россия

Пол: female
Сообщений: 5215
*****
 
Таак. Я снова, как в первый раз, взялась за Головкину. И в этот (кажется, в пятый раз)  - интересная книжка, оказывается!
А вот в этот раз нашла Дмитрия Быкова еще про "Побежденных".


Дмитрий Быков о книге Ирины Головкиной-Корсаковой


 

’ Роман Ирины Головкиной (внучки Н.А.Римского-Корсакова) – отнюдь не новинка: в 70–80-е он ходил в самиздате, в 1992 году его сокращенный и отредактированный «журнальный» вариант был напечатан в «Нашем современнике» под названием «Побежденные». Тогда из него были изъяты значительные фрагменты, а слог был отредактирован. И вот в 2009 году (на титуле указан прошлый, но книга в продаже с весны) роман вышел в полной авторской редакции под авторским же названием «Лебединая песнь». Редактура, безусловно, «способствовала много к украшенью» – вылезли длинноты и некоторый дилетантизм, но тем выше историческая ценность, да и давно уже распродана серая книга 1993 года…

Многие склонны считать это произведение в первую очередь историческим, во многом автобиографичным, повествующим об «ужасах диктатуры пролетариата», «сталинских репрессиях», «кровавом гепеу» и «мордовских лагерях». Но поколение теперешних 30–40-летних с некоторым ужасом узнает именно себя в петербургской молодежи из «бывших», описанной в романе. Чрезвычайно схожие ощущения и настроения – «погибла Россия», «не хочется выходить на улицу, чтобы не видеть этих физиономий», «родной город изменился до неузнаваемости»… Разве мы не прошли – не проходим – через это? Отлично помню, как меня, 17-летнюю, шокировали неграмотные передачи новоявленного «Радио России», реставрация герба, тут же получившего у нас кличку «курица», чужие гимн и флаг. Не то чтобы я чувствовала себя беспримесно советской (как и многие герои «Лебединой песни» вряд ли были такими уж разлюли-монархистами, – но моего ума и опыта в 1991 году хватало, чтобы заметить второсортность замен, явную деградацию, тенденцию к вырождению – вместо обещанного радостного обновления).

Смена эпох неизменно ломает жизни, и в первую очередь жизни тех, кого мы привыкли называть «интеллигенция», кого раньше называли более уместным словом «аристократия». Они – «оранжерейные цветы», неприспособленные к реальности, их дети вырастали в обстановке достатка и спокойствия, они не хотят и боятся перемен, «сквозняков», которые разрушат прежде всего ИХ уютный мир, ИХ планы на будущее, ИХ страну. Ведь это они – умные и образованные, именно они знают, как «обустроить Россию», они – истина в последней инстанции, и глупо, преступно делать что-то, с ними не посоветовавшись.
Дело, собственно, не в лагерях и высылках. Это все можно вынести. Нельзя примириться лишь с чувством потери Родины. Последняя революция в России была «бескровной», но посмотрите: все та же эмиграция – «утечка мозгов», все та же безработица, прозябание «интеллигенции» (а по сути – советской аристократии) в полунищете, все те же репрессии и та же оргия самоистребления, только не в виде гражданской, а в виде криминальной или межнациональной войны.

Те, кто не уезжает из страны, а остается, учатся жить на Родине – без Родины. Кто-то пытается создать свой микромир и «не выходить на улицу», что практически невозможно в условиях коммунальных квартир, очередей и других неискоренимых прелестей российской действительности. Герои романа – семьи Нелидовых и Дашковых – выбирают именно этот вариант. Они живут прошлым. Настоящее им противно, а будущее они себе представляют только как реставрацию монархии, во что, впрочем, верят с трудом. Они – «бывшие». И непременно обречены. Встроиться в систему, адаптироваться – представляется им немыслимым, невозможным. Окружив себя множеством условностей и ритуалов, они ревностно оберегают себя как от плохого, так и от хорошего «советского», полагая, что отступить хоть в чем-то – означает «измельчать».

Вся беда этого поколения интеллигенции в том, что они не придумали, не создали хоть сколько-нибудь приемлемой модели будущего. Но ребята! Вы же такие умные, Головкина вас такими написала, и вполне убедительно! Что ж, вы не видели, что монархия обречена? Что, вы этим фетишем надеетесь кого-нибудь сплотить и подбодрить самих себя? Та же беда постигла и интеллигенцию советскую, аристократию, которая привыкла жить одним днем и о будущем не задумываться, которая уже привыкла безнаказанно брюзжать, отлично понимая гнилость системы, но даже не задумываясь всерьез об альтернативе (единичные попытки вроде «Из-под глыб» – не в счет, да и там предлагались в основном устаревшие, лишь слегка подновленные конструкции; кроме сахаровской «конвергенции», никаких моделей в семидесятые не просматривалось). Материальные блага, гос­пайки, штат «помощников» и «заместителей» на службе выработали леность ума, привели к неспособности эффективно управлять, а то и действовать вообще. А «оранжерейные» детки их и вовсе, от рождения, неспособны менять мир: полная атрофия простейших инстинктов, что хочешь с ними делай – все будет Божия роса. Надо ли удивляться, почему они оказались неприкаянными, невостребованными и лишними, «попав» в эпоху перемен? Они не смогли бы при всем желании выбрать для себя ничего другого, кроме как тихо гнить, доживать, продавая серебряные подсвечники, фамильные драгоценности и «бывших соболей».

Уйти, «эффектно хлопнув дверью» – немыслимо, потому что элита эпохи вырождения элементарно неспособна на Поступок. Остается – писать дневники, боязливо пряча их от «гепеу» в сарае, жить под чужой фамилией и с чужой биографией, высокомерно не пытаясь при этом хотя бы правдоподобно выглядеть; остается вздрагивать от каждого звонка в дверь, бояться поставить на место зарвавшихся хамов – соседей по коммунальной кухне, бояться общаться – а вдруг кто настучит… Все это – плоть и ткань книги Головкиной. И это не худший вариант. Худший – от отчаяния и безденежья стать сотрудницей ненавидимого тобою же «гепеу», выйти замуж за предприимчивого еврейчика только ради того, чтобы жить в достатке, к которому так привыкла, заигрывать с тупым и ограниченным сослуживцем, находя его остроты «смешными» лишь потому, что ты молода, хочется любви, а мужа отправили в ссылку, его рядом нет. Почему Головкина – большой писатель? Потому что – и жалеет, и брезгует. Этого не спрячешь.

Кстати, в интеллект и благородство «бывших» я должна верить на слово: как-то у автора не находится красок, чтобы живописать их великие достоинства. Я не вижу в них ни утонченности, ни благородства, ни пресловутой интеллигентности, ни сколько-нибудь живого и острого ума – даже следить за новинками современной литературы они считали для себя чем-то излишним: главная героиня лишь случайно открыла для себя Горького, перебирая книги в тетином шкафу. Только неуместная в их положении кичливость, чванство, вздорность, особенно присущая бывшим гранд-дамам, невоспитанность и – неискоренимый антисемитизм, куда ж без него. Пожалеть и накормить соседского пятилетнего малыша, родители которого – дремучие забулдыги, считается неприличным и даже опасным – ведь может пропасть «серебряная ложечка». Опасно даже приютить попавших в беду родственников – а вдруг они обоснуются в твоей квартире, нарожают здесь детей, станут претендовать на твои подсвечники и прочую рухлядь? Сдается мне, Головкина лучше понимала и беспощаднее видела этих людей, чем ее интерпретаторы и критики; это и поднимает ее единственный роман на уровень прозы, превращая качественную, хоть и слюнявую, беллетристику в явление серьезной литературы.

С революцией жизнь «бывших» потеряла смысл – это общее место, рецензионный штамп. А был ли он до нее? В чем они его видели? В выездах в свет? В мехах и бриллиантах? Их лучшие моральные качества, их внутренняя свобода и духовность, их готовность к самопожертвованию остались невостребованными – если и были. Во время Первой мировой банкротство всех прежних установок было уже ясно всем, способным видеть, – многие ли из них сумели что-то противопоставить торжествующему хаму? Был ли в России хоть намек на «третью силу»? По себе помню: и в девяностых не было.

…Их остается просто «жалеть симптоматически». Как и всех людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Как калек, бомжей и нищих. Как нынешних заключенных, чаще всего – обычных уголовников, которых все также избивают в тюрьмах и лагерях. Но сожалеть о том, что у неспособных к действию «отняли» страну, которую они привыкли считать своей, – глупо.

Эпилог романа, в котором приводятся строки из дневника главной героини Елки, о том, что «большевизм органичен» и «в случае войны я… с большевиками», куда как неубедителен (и сменовеховство подтвердили наивность этих иллюзий). Эти слова из уст несгибаемой Елки воспринимаются как усталость, как бессильный и равнодушный взмах рукой. Очень слабо они себе представляли, пожалуй, и что такое «великая» Россия, и кому нужно ее величие… Россия для них – некая абстрактная идея, наряженная в символы. В конкретике же это в первую очередь они сами со своим миром – «цвет нации», их поместья, «земля и березки», победы в войнах, опять-таки абстрактные, давно мифологизированные. До подлинной России никому нет дела – а потому все закрепостители и освободители лишь усугубляют ее страдания да уничтожают друг друга, а воз и ныне там.

Эта подлинная Россия в романе у Головкиной есть. Несколько образов людей из народа – да еще, конечно, пара искренних и простодушных комсомольцев – наводят на мысль, что не все потеряно; что, когда все «бывшие» наконец перебьют друг друга либо вымрут в замкнутости и деградации, тайная жизнь народа, как Неглинка, заключенная в трубу, вырвется на волю, и мы еще увидим чудеса…

Только эта слабая вера и превращает книгу Головкиной из лебединой песни отживших (и неживших) – в горькое и умное размышление о русской судьбе.

http://chch-magazine.livejournal.com/10392.html

П.С. Или не Быков, раз "меня, 17-летнюю". Не понил, короче.  А статья хорошая, и объясняет мне, почему я в пятый раз хожу теми же дорогами. То есть опять наткнулась на Головкину и подумала -  какая интересная книжка, надо же, надо прочитать.
 

...Вдруг ты завтра помрешь? Хочешь, чтобы твою чашку обвязали траурной ленточкой и выставили на всеобщее обозрение с гнусной надписью: «Мы помним тебя, о, заблудший брат наш»? (с) Табаки
IP записан