Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 
Канон? Не канон? (Прочитано 8255 раз)
Ответ #30 - 05/08/02 :: 4:02am

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 

Цитата:
По поводу одного из близнецов - что ж, вполне возможно. Только Ринглину не говори. Улыбка


Спасибо, что предупредил, теперь обязательно скажу.Улыбка Зато как замечательно сразу же решается одна из всерьез занимающих мое воображение долгое время проблем - каким образом двум близнецам удалось сразу одновременно сложиться в Гаванях. А так все гораздо проще - один там близнец был, один.Подмигивание

Цитата:
О Пенголоде - полагаю, что более поздняя версия более точно соответствует рассказу Пенголода Эльфвине.


А поначалу у нас что же, Пенголод ошибался или Эльфвине не так расслышал? Улыбка
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #31 - 05/08/02 :: 10:09pm
Эстера   Экс-Участник

 
Добрый день.
Цитата:
Эстера, гм.. а бывает такое сочетание - "рациональная вера"?


Так мне самой интересно, бывает ли. Именно на этот счет я Godwin'а и пытаю. Как вообще идея реальности Средиземья может прийти в голову человеку в здравом уме, то есть, не захваченному этаким нерассуждающим экстазом и не перееханному ничьей необъятной харизмой (как это было, например, в свое время со мной)? Или роль носителя "необъятной харизмы" может сыграть сам Профессор? Подмигивание Я искренне пытаюсь понять точку зрения, при которой визионерство признается за источник истинных сведений, но - визионерство чужое, причем только одного человека, и, главное, не возникает соблазна посмотреть самому или послушать еще и других. Или свой глюк а приори объявляется менее авторитетным, чем чужой. Не верь глазам своим? А чему тогда верить? Наверное, ничему. Как я сейчас, например Печаль

Замечательно, ключевой аргумент я поняла - визинерство толкиенистов всегда вторично по отношению к визионерству Толкиена, и это верно, но при таком раскладе как раз самым интересным является в из видениях то, что не как у Профессора.

Попробуем заглянуть чуть-чуть за пределы толкиенизма, и увидим, что с таким подходом визионерство Соловьева (те самые многострадальные "Три свидания") вторично по отношению к визионерству Беме или к построениям гностиков с их идеей Софии. Неужто Соловьев, не во всем будучи солидарным с Беме и Валентином, должен был сидеть и не высовываться, плавясь от почтения к авторитетам? Тогда мы не имели бы ни "русского религиозного ренессанса", ни великой символистской поэзии. Хотя, несомненно, кто-то более прав - Соловьев или гностики, или неправы и тот, и другие... Но откуда нам это знать?

И вот такие параллели, ИМХО, более обоснованны, чем параллели с изучением истории. Все-таки визионерство об иных мирах более сродни мистике, чем науке. Фоменковщина от Арды связана скорее уж именно с наукообразным подходом, как у Переслегина, чем с визионерством.

Единственный способ, как разрешить все эти противоречия - это как раз то, на что ни один из нас, к счастью, все-таки не решится. А именно: объявить труды Толкиена богодухновенными и чтить их как Священное Писание (только тут уж без формирования Канона не обойтись), а всем исследованиям толкиенистов придать в лучшем случае статус Священного Предания (в худшем - ереси). И визионерство четко поделится на "прозорливость" и "прелесть". Но мне, человеку - несмотря ни на что! - православному, от этой идеи очень неуютно.
 
IP записан
 
Ответ #32 - 05/08/02 :: 10:24pm

Ru-mata   Вне Форума
Зашел поглядеть
Россия, Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 8
*
 
Эстера, могу, наверное, признать, что я вас очень хорошо понимаю. Теперь я склонна больше считать произведения Толкина неким очень манящим литературным вымыслом; манящим в том смысле, что очень хочется в него поверить. Что я собственно и сделала сначала. Но не кажется ли вам, что это как-то нелепо приходить сюда и убеждать людей, которые в это каким-то образом верят, что весьма глупо так поступать, вестись на то, что кто-то придумал, будучи в непонятно каком состоянии сознания. Вера в этот мир-личное дело каждого, кто приходит сюда и пишет свое мнение. Не думаю, что в ближайшее время  церковь будет резко заменена чем-то подобным, так что вас, как человека православного это должно сильно пугать. Вряд ли кто-то из власть придержащих держит под подушкой труды Профессора, тихо фанатеет и тайком мечтает, чтобы на земле настала этакая Арда. Так что я думаю, нам всем еще некоторое время можно будет спать спокойно. А канон это или не канон, это каждый решает сам для себя. Кому что ближе.
P.S. Это только мое скромное мнение.
 
IP записан
 
Ответ #33 - 05/08/02 :: 10:26pm
Эстера   Экс-Участник

 

Цитата:
Реальность Арды -- доказывается слишком эмоционально.


Именно что - эмоционально. То есть настолько эмоционально, что для каждого Арда - это его личная истина (будь он хоть три сотни раз "ортодоксальным" толкиенистом), либо его личная шиза, и среднего варианта я не вижу.
 
IP записан
 
Ответ #34 - 05/08/02 :: 10:44pm
Эстера   Экс-Участник

 
Добрый день.

Цитата:
Но не кажется ли вам, что это как-то нелепо приходить сюда и убеждать людей, которые в это каким-то образом верят, что весьма глупо так поступать, вестись на то, что кто-то придумал, будучи в непонятно каком состоянии сознания.


Увы, Вы не первый человек, бросающий мне обвинение в нелюбви к толкиенизму, хоть это вовсе и не соответствует истине. Я никого не пытаюсь убедить, мне просто хочется понять точку зрения Натали и Godwin'а. Пока я услышала только один аргумент и хочу еще. Я не считаю, что мои оппоненты поступают глупо. Я вообще не считаю, что кто-то поступает глупо - даже одиозные, в зубах навязшие, Галадриэли и Элхочки из Нескучника. По правде говоря, я именно за последних-то и заступаюсь Улыбка Потому что, как я считаю, и они имеют право на свой процент вероятности, что их построения окажутся истинными. Хотя бы для них самих, с точки зрения субъективного идеализма.
 
IP записан
 
Ответ #35 - 05/09/02 :: 12:11am

Ru-mata   Вне Форума
Зашел поглядеть
Россия, Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 8
*
 
Мне кажется, что Вы чересчур любезны к навязшим в зубах, зачем же так щедро давать им право на собственные идеалы. Похоже, Вас это сильно касается, раз Вы пытаетесь спасти их от подобного заблуждения. Не хочу показаться защитницей униженных и оскорбленных, но какие именно аргументы Вы хотите получить? Свидетельства о существовании того, о чем писал Толкин, или того, что никто в это не верит, а просто так развлекается, общаясь с умными людьми на модные темы. Это, мне кажется, так же, как спорить, а есть ли глобальный смысл жизни, или он пребывает в безнадежном эбсенте. Сколько бы мнений Вы не выслушали, вряд ли Вы так скоро что-то измените внутри себя. Если  я скажу, что Бога нет, не уверена ,что все посмотрят на меня круглыми глазами и ответят : "Правда? Да ты что! А мы и не знали, спасибо". Вероятно, я не самый-самый авторитет в этом деле. К тому же, кому, может, просто удобно верить, хотя Бога никогда  и не видел. Это, повторюсь,опять же на мой субъективный взгляд, личное дело каждого, быть ли Галадриэлями в энном количестве экземпляров или еще кем-нибудь. Почему Вас это так удручает?
 
IP записан
 
Ответ #36 - 05/09/02 :: 1:29am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Кстати! Сейчас и в науке красота -- достаточно значимый критерий истинности! (после слов Поля Дирака о том, что правильная теория должна быть
красивой). Так что красота Арды вполне влечет её истинность.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #37 - 05/09/02 :: 4:27am

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
Хольгер, красота - как критерий истинности? А разве красота не субъективна?

Конечно, "Изо всех моделей самолета лучше полетит самая красивая" (эту фразу приписывают нескольким авиастроителям). Но ведь для авиастроителя самой красивой покажется та модель, которая отвечает его внутреннему чувству гармонии... необязательно та, которая понравится домохозяйке. И мы опять возвращаемся к вопросу: кто и как будет устанавливать критерии - если не истинности/каноничности текста, так красоты/гармонии текста и глюка?

Мне пока близок "авиастроительный" подход - поскольку Профессор - лингвист, "более правильно" будет то, что "лингвистически красиво".
 
IP записан
 
Ответ #38 - 05/09/02 :: 4:47am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Красота, которую ценят профессионалы, может быть?
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #39 - 05/09/02 :: 5:01am

Ru-mata   Вне Форума
Зашел поглядеть
Россия, Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 8
*
 
Но не все же профессионалы оценят одну и ту же красоту одинаково, кто-то вообще не оценит. Получается, истины не будет?
 
IP записан
 
Ответ #40 - 05/10/02 :: 2:59am

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
Ru-mata, профессионал оценит некое явление из своей области знаний, опираясь на практический опыт. Его мнение, пусть субъективное, все равно будет основано на опыте, не только на эстетическом чувстве. А "чайнику" остаются только чувства, его восприятие "шире", но "мельче", оно не позволит вывести общее правило.
Т.е., если о том, какие тексты взять за канон, будет судить историк, он составит один список. Филолог - возможно, другой список. Но тот и другой, поразмыслив, смогут сказать, _почему_так_. Дальше читатель или исследователь может сравнить своё "почему" с этим критерием и принять или не принять указанный набор текстов как базовый.
А если на "почему" нет ответа кроме "мне так нравится", то мы можем полагаться на вкус этого ценителя (почему бы и нет), а можем и решить, что наш вкус ничем не хуже. Но в этих случаях не возникает _правила_, отделимого от его носителя.
Цитата:
Хольгер:
Красота, которую ценят профессионалы, может быть?

Да. А вот интересно, относительно Арды - в чем это могут быть профессионалы? В глюколовстве? Лингвистике? В построении миров? В художественной литературе?

Godwine, размышляю над вашим начальным вопросом в этом треде. Может быть, в каждом отдельном случае сначала задаться вопросом, _зачем_ разделять тексты на канонические и не-?
 
IP записан
 
Ответ #41 - 05/10/02 :: 5:04pm
Эстера   Экс-Участник

 

Цитата:
Хольгер:
Красота, которую ценят профессионалы, может быть?
Да. А вот интересно, относительно Арды - в чем это могут быть профессионалы? В глюколовстве? Лингвистике? В построении миров? В художественной литературе?


В том-то все и дело, что Арда хороша с очень многих сторон, и кто в чем лучше разбирается, тот то в ней и находит. А вот с точки зрения геотектоники Арда не очень хорошо продумана, поэтому она не понравилась Еськову... Да и традиционалисты не находят у Толкиена достаточного количества небесных иерархий и тайных знаний, передаваемых посвященным... Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #42 - 05/10/02 :: 5:42pm
Эстера   Экс-Участник

 
Добрый день, Ru-mata.

Повторюсь, что я не имею никаких претензий к глюколовам и "помнящим", воспринимающим Арду близко к сердцу и находящихся поэтому в эмоционально-перееханном состоянии. Более того, такое состояние я считаю если не просто нормальным, то лучше нормального Улыбка Я не считаю объективность и рассудочность лучшими способами понять истину и, соответственно, мнение, составленное под влиянием эмоций и в приподнято-эйфоричном состоянии, менее верным, чем принятое в состоянии трезвом и здравом. Бердяев, например, считал творческий подъем и радость разрыва с обыденностью высшими состояниями, и я склонна с ним согласиться. Про Соловьева с его "Тремя свиданиями" я и вообще молчу...

Далее. Эмоциональный подъем ("я помню!", "это было!") может иметь два источника: внешний (действительно, помнит, действительно, было... и более того, если человек действительно помнит, то это почти наверняка будет сопровождаться именно таким состоянием) и внутренний (нервы разгулялись, съел что-то не то, выпил лишнего...) Я не имею причин думать, что одни и те же явления у разных людей могут иметь разные источники - один действительно своими глазами видел в прошлой жизни Арду, а другой просто шизует. Нет, тут все равноправны, от Пифагора (считавшего себя воплощением Евфорба) до распоследней Галадриэлечки. Отличаются они только талантом и умом: убогая Галадриэлечка даже настоящую свою память не изложит так, чтобы ей поверили и прониклись, а Пифагор даже свои заблуждения облачит в такую прекрасную форму, что ему поверят если не все (далеко не все...), то многие. Поэтому примат чьего-то одного "я помню" над чьим-то другим "так было" (пусть даже Профессорского над глюколовским) я понять не могу.

Да, Толкиен был гений, а мы - далеко не, он доагдался первым, а мы (мы - слово собирательное, я ловить глюки не умею... в детстве мама не научила Улыбка) ловим глюки по его следам... но ведь отчего-то именно по его, а не по Майринковским, к примеру! А ведь "Голем" - книга не менее чарующая. Значит, именно Толкиен чего-то там в нашей душе разбередил, какую-то струну задел, значит, и мы тут каким-то боком замешаны, и глючимое нами есть по крайней мере наша субъективная истина. (А более ли объективно мы видим реальный мир?) Или наша субъективная шиза, но - у каждого своя и у всех равноправные.

Мне интересно услышать аргумент в пользу того, что Арда реальна, но без апелляции к тому, что что "помнишь" и "видел" ее сам. Что бытие Арды не сопряжено с нашим собственным в ней бытием.
 
IP записан
 
Страниц: 1 2 3