Я вспомнила, что за мной остался должок.-)
Однако же по здравом размышлении я поняла, что моим_ответом на этот вопрос будет только мое же старое эссе на тему о «Лэйтиан» - собственно, здесь как раз и говорится о противопоставлении «Лэйтиан» и «Нарн и Хин Хурин» Если вдруг кто-то еще не читал – то повторяю:
Почему "Лэйтиан" - "освобождение от оков"? Мир "Сильма" - мир строгой математики. Законы рока незыблемы: проклятие настигнет проклятого, за преступлением последует наказание, виновному не найти прощения. Поэтому противоположны "Нарн и Хин Хурин" и "Лэйтиан": первая - поэма о проклятии, вторая - поэма об освобождении от него. "Лэйтиан" – поэма об эстель. С точки зрения здравого смысла события этой легенды невозможны. Невозможно добыть сильмарилл, невозможна любовь героев, неизбежна их гибель. Но они добывают камень, возвращаются из Мандоса - зачем, почему? Чтобы и они сами, и все другие поверили - спасение возможно, дважды два - не всегда пять, чудеса хоть иногда, но случаются. В конечном итоге история любви Берена и Лютиэнь - залог грядущего спасения для всех нолдор, для всех эдайн, обещание того, что "в доспехах судьбы найдется щель", можно обойти или изменить даже проклятие Мандоса. Рок справедлив, жалости он не знает, и ускользнуть от него обычно нельзя. Ветхозаветный мир (условно говоря), и Новый Завет (тоже условно), когда в мир приходит милосердие. Может быть прощена вина. Может быть действенна жалость. И остается место для Эстель - надежда на лучшее, на иную правду, на то, что неумолимая математика законов природы даст сбой, и ты "проскочишь" сквозь жернова, успеешь прокричать: "Милосердия" - и оно будет даровано. Военной силой проклятия Мандоса не одолеть. Я вспоминаю цитату из "Левой руки Тьмы" У.Ле Гуин «Здесь часто говорят: «Все дороги ведут в Мишнори» и правда: даже если повернуться к Мишнори спиной, пойти от него прочь, то идти-то все равно будешь по дороге, ведущей в Мишнори. … Нужно непременно идти совсем в другом направлении, непременно иметь совсем иную цель, только тогда и выйдешь на другую дорогу». Героям Лэйтиан дается шанс – тот самый шанс «найти другую дорогу», найти Эстель, - и они этим шансом пользуются, - не ожидая, когда их настигнут удары Рока, а наоборот, делая осознанный выбор, борясь за свое счастье и надежду для других . Это именно их любовь и верность преодолевает любые преграды. Я как-то особенно не люблю "Нарн и Хин Хурин", - после прочтения черное отчаяние овладевает сознанием. В "Лэйтиан" - сквозь боль, слезы и скорбь возносится душа. В "Нарн..." Турин и Ниэнор, побежденные Роком, в "Лэйтиан" - Финрод, Берен и Лутиэнь, Вставшие Над Судьбой.»
Если же говорить о месте сюжета Нарн и Хин Хурин в истории – то опять же эта история важна потому, что так или иначе завязана фактически на все последующие ключевые события в истории Первой Эпохи, и в этом смысле тоже важна не менее, чем Лэйтиан. Посчитаем – падение Нарготронда – здесь же, прямо в тексте, опосредованно – через историю с Наугламиром – эта история завязана на падение Дориата, опосредованно же – тоже через судьбу Хурина – с падением Гондолина.
Возражения и дополнения принимаются.-)
Искренне,
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
|