Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Старое эссе о терпимости и терпении (Прочитано 753 раз)
07/08/01 :: 5:04am

Терн   Экс-Участник
Grammarye

Пол: female
*
 
Ток-шоу никогда меня особенно не увлекали. Тем не менее, одно, довольно популярное у нас в последнее время, "Табу", где обсуждаются самые различные вопросы - от гороскопов до феминизма и где участники четко разделяются на две части - тех, кто твердо "за" и тех, кто так же твердо "против", ѕ натолкнуло меня на размышления о некоторых чертах человеческой натуры  - прежде всего, своей.

Посмотрев несколько передач, я поймала себя на мысли, что не хотела бы принять участие в них по той простой причине, что не смогла бы выбрать, по какую сторону сесть. Если ты "за", скажем, вегетарианство - пожалуйста, кто тебе мешает, а если против - тоже, но зачем с пеной у рта доказывать, что нужно делать только так, как ты, и что именно твое мнение - некий критерий некой истины?

Итак, несколько раз придя к подобным выводам, я вдруг, можно сказать, испугалась, и бросилась звонить своей близкой подруге, которая изучала психологию, дабы узнать, а, вернее, посоветоваться - не являюсь ли я презренным конформистом-соглашателем, стремящимся избежать конфликта и готовым согласиться со всем, что ему предлагают, лишь бы в этот самый конфликт не вступать?

В ходе этого довольно длинного разговора я наконец-то четко сформулировала для себя то, что, в принципе, можно было понять и раньше - конформизм и терпимость - вещи абсолютно разные, хотя и имеющие иногда сходные внешние признаки. Умение принять и понять мнения разных сторон не означает согласиться с этими мнениями (одним или сразу со всеми, или по очереди) ради собственного спокойствия или ради него же вообще уйти в сторону от какого-либо решения...

Так что то, что поначалу показалось мне признаком слабости характера, можно, пожалуй, счесть признаком его силы и прихода зрелости - терпению приходится учиться долго... И я училась.

Будучи несколько лет назад почти на год отлученной от печатного слова на родном языке, и выискивая каждую крупинку, вплоть до старой газеты, в которую была завернута привезенная в подарок бутылка коньяка, я, тем не менее, гордо отказалась от предложенной щедрыми друзьями книги - "продолжения Толкина" (полагаю, Н. Перумова). Мое отношение к книгам Профессора всегда было настолько личным, что даже с близкими друзьями я предпочитала эту тему не затрагивать, а уж подумать о том, что бы взять в руки некое "продолжение"... Все это закончилось тем, что я долго высказывала свое мнение по поводу "продолжателей-извратителей-любителей-пользоваться-чужим" etc., при этом горестно приговаривая: "Ну вот зачем же только Толкиен? Можно еще продолжение "Войны и мира" написать..."

Знала бы - молчала. Вернувшись наконец-то в родные пенаты и буквально первый раз сев перед телевизором, я натолкнулась на рекламу... "Пьера и Наташи", того самого невольно угаданного "продолжения". Моего бурного возмущения (сводившегося к недовольному ворчанию) хватило еще на пару недель, пока оно плавно не перешло в непреодолимую уже, казалось, неприязнь к "продолжателям". И дело было вовсе не в качестве (хотя что это за категория для литературы...) таких произведений, а в самом факте, что кто-то берет книгу и пользуется ею как полигоном для своих собственных исследований. Или "игр на местности"...

О, эти игры на местности, даже не игры, а Игрища - уже не как метафора, а как факт, причем весьма прискорбный, как мне казалось... Толпы людей, размахивающих мечами и другими странными предметами, сочетание палаток и средневековых одеяний, пафоса эпоса и чего-то, напоминающего археологическую экспедицию... И эти люди, думалось мне, утверждают, что они поклонники творчества Профессора! И какие люди...

Идешь себе по улице, никого не трогаешь, беседуешь с другом и вдруг, встретив своих знакомых, он решает представить вас друг другу. Тощий лохматый парень в чем-то невообразимом и носатая девица... в точно таком же. Оказывается, он Арагорн, а она - Арвен. Мда... Вероятно, это можно сравнить с тем изумлением, которое охватило воинов Фарамира, натолкнувшихся в Итилии на Фродо и Сэма...

И еще подобные случаи, и еще, заставляющие тебя вздрагивать и бурно возмущаться такими нехорошими человеческими качествами, как ограниченность, нахальство, претенциозность... Во всяком случае, так казалось. (Вот сейчас, при мысли о том, как я на все это реагировала, я действительно вздрагиваю....)

И все было бы хорошо (вернее, плохо), но постепенно начинает приходить в голову, что не обязательно то, что думаешь и чувствуешь ты - это истина. Нет, это не истина. Это - правда. Твоя правда. Но она твоя. А раз она твоя, то с какое ты имеешь право навязывать ее другим? Наверное, это приходит не сразу. И, наверное, не ко всем. А жаль.

У меня это был длительный и почти незаметный процесс, который имел отношение не только и не столько к творчеству Профессора, сколько ко взглядам на жизнь вообще. И только тогда, когда меня стала возмущать чужая нетерпимость, я поняла, что понемногу избавляюсь от своей.

Не нравится - отвернись, уйди, не читай, не общайся... Но не претендуй на то что именно твое мнение - правильное. Нет, мы все, конечно, вольны его высказывать, но... ведь мы часто спорим не с самой идеей, а обсуждаем ее право на существование (не говоря уже о том, что иногда делаем это в настолько некорректной форме, что это сводит тем самым все усилия высказать что-то важное, и, возможно, наболевшее, на уровень "сам ты три дня не умывался").

Как много нас, толкиенистов - "интеллектуалов", читающих Профессора в оригинале, наслаждающихся литературно - лингвистическими изысками и считающих Хоббитские Игрища в лучшем случае - не стоящей своего драгоценного внимания ерундой... Почему бы не признать, что каждый любит творчество Профессора и выражает эту любовь по разному, и перестать презрительно кривиться при упоминании о ролевых играх?

Почему бы не воспринять очередную попытку "вторичного творчества" (продолжения или домысливания) как то, что автор, как минимум,  "неравнодушен" к оригиналу?... И изначально, еще не прочитав текст, не отвергать его право на существование?....

Нет, я не призываю ко всеобщему "благоденствию" в виде отсутствия дискуссий. Ни в коем случае! Но... Давайте будем корректны, давайте будем терпимы, давайте будем терпеливы, давайте, высказывая свое мнение, помнить, что это - наше (твое, мое) мнение... Не меньше, но и не больше... И наоборот...

Как писал Булат Окуджава:

Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...

Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.........

И если воспринимать слово потакая в более широком смысле, то и нам самим, и тем, с кем мы общаемся, жить будет гораздо легче.

P. S. Интересно, а может ли возникнуть нетерпимость к нетерпимости?....
 
IP записан