Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
WWW-Dosk
   
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 
Ursula (Прочитано 21896 раз)
Ответ #60 - 04/25/12 :: 5:32am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Вроде здесь еще не было -- наш текст с Мориэль, еще 2002 г., о параллелях между Урсулой и Толкиеном: http://eressea.ru/tavern7/inf-0030.shtml
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #61 - 01/24/18 :: 1:48pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 693
*****
 
Сегодня сообщили, что умерла Урсула Ле Гуин.
Для меня она - автор, сыгравший колоссальную, ключевую роль.
Помню, как в 1989 г. я случайно увидел ее "Планету изгнания" в "Букинисте" и заинтересовался ее биографией и стал искать другие ее книги, изданные на тот момент. Ее книги слишком сильно отличались от подавляющего большинства НФ, которая была опубликована на тот момент, но именно из-за этого они привлекали меня чем-то совершенно особенным - не так, как книги Франсиса Карсака, которого я на тот момент уже очень любил, не так, как книги Станислава Лема, у которого меня очаровывали тогда в основном комические вещи, а как-то совсем особенно...

В 1990 году я нашел в Томской областной библиотеке две ее книги на английском - "Очень далеко отовсюду" и "Малафрену" и прочитал их - насколько хватало моих знаний английского на тот момент. А потом ее начали издавать очень много, и каждая книга впечатляла совершенно особенно - и "Левая рука тьмы", про странную планету, на которой "всегда год Первый", царит вечная зима и стоит время, и "Станок небес", о том, что будет, если вдруг осуществятся наши сны (а теперь постфактум я понимаю, что это еще и иллюстрация поврежденности нашего мира и нашей природы), и, конечно же, "Земноморье" с Истинными Именами - много позже я нашел мотив Истинного Имени в Откровении Иоанна Богослова. Впечатление было столь сильно, что я (и не только я) путал Земноморье со Средиземье, и вопрос "кто лучше, Урсула или Толкиен?" среди моих друзей стал ярким вопросом-разделителем, почти так же, как вопрос "что лучше, Виндоус или Линукс" среди компьютерщиков.

В 1997 году наступил новый этап - с подачи своих друзей я очаровался аналитической психологией К. Г.Юнга и... обнаружил, что лучшей ее иллюстрацией, иллюстрацией архетипов оказываются как раз книги Урсулы - чего стоит одно понятие Тени, появившееся и у Юнга, и в "Земноморье". Мы написали несколько текстов на этот счет, я докладывал эту тему на психологической конференции. А потом был и текст с Мориэль по исследованию параллелей между Урсулой и Толкиеном (которого Урсула очень любила): http://eressea.ru/tavern7/inf-0030.shtml.

А сегодня я узнал, что ее путь в нашем мире завершился. И хочется сказать - Царство Божие и вечная память, и все-таки как хорошо, что она была в нашем мире.
« Последняя редакция: 01/24/18 :: 4:31pm от Luz-das-Estrelas »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #62 - 01/29/18 :: 3:42am

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 693
*****
 
Полемический текст, посвященный Урсуле: https://gorky.media/context/ursula-le-guin-kak-prorok-strany-chudes/.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #63 - 03/17/19 :: 5:39pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 693
*****
 
Любопытная статья-размышление Урсулы: https://syg.ma/@alieksandr-14/ursula-lie-guin-tieoriia-khudozhiestviennoi-litier....
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #64 - 03/18/19 :: 7:23pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 693
*****
 
И еще про Урсулу подумалось, конкретно про "Омелас".
Что такое рассказ "Те, кто уходит из Омеласа"? Прежде всего это - притча. Не столько фэнтези, сколько именно притча.
А в чем ее суть? В том, что это мысленный эксперимент. Да, на известную тему классической проблемы "оправдано ли счастье одних несчастьем других", доведенной до предела (которая в этой теме раньше обсуждалась). Но главное - именно то, что это мысленный эксперимент. Кажется, других мысленных экспериментов в литературе не вспомнить.
« Последняя редакция: 03/18/19 :: 11:55pm от Luz-das-Estrelas »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #65 - 11/13/19 :: 8:27pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 693
*****
 
По-моему, хороший текст об Урсуле: https://www.mirf.ru/book/ursula-le-guin.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #66 - 12/26/19 :: 7:26pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 693
*****
 
Роскошная ошибка прочтения (сюда, потому что Земноморье): прочитал Earthsea как Eressea.
« Последняя редакция: 12/26/19 :: 10:04pm от Luz-das-Estrelas »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #67 - 10/21/20 :: 2:35am

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 693
*****
 
Ко дню рождения Урсулы - интервью Урсулы, которое в этой теме еще не выкладывали: https://redrumers.com/2015/08/26/le-guin-talks/.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #68 - 02/20/21 :: 5:05pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 693
*****
 
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #69 - 10/21/21 :: 1:01pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 693
*****
 
Сегодня день рождения Урсулы. И в Контакте выложили вот такой текст:

"Когда-то Роберт Шекли в интервью мне сказал: «Урсула Ле Гуин блестяще доказывает, что женщина, не обладая логическими навыками мужчины, обладает гораздо более развитым воображением. И вообще воображению вредна логика». «И вообще лучше всех Урсула», — он всегда это говорил".
(с) Дмитрий Быков

У́рсула Крёбер Ле Гуи́н(Ursula Kroeber Le Guin; 21 октября 1929 года, Беркли, США— 22 января 2018, Портленд, США) — известная американская писательница и литературный критик, автор романов, стихов, детских книг, публицист. Наибольшую известность получила как автор романов и повестей в жанрах научной фантастики и фэнтези.
Книги Ле Гуин отмечены интересом к межкультурному взаимодействию и конфликтам, даосизму, анархизму и коммунизму, феминизму, психологическим и социальным темам. Она является одним из наиболее авторитетных фантастов, обладательницей нескольких высших наград в области научной фантастики и фэнтези («Хьюго», «Небьюла», «Локус»).

Эта женщина, чьи заслуги перед фантастикой и — шире — литературой неоценимы. Достаточно сказать, что Урсула Ле Гуин стала единственным фантастом США, которого удостоили чести при жизни войти в пантеон авторов элитной «Library of America». Прежде там издали Филипа К. Дика и Курта Воннегута, обоих — спустя годы после смерти.

В России Ле Гуин была популярна не менее, чем на Западе, несмотря на то, что главных ее книг советским людям пришлось ждать аж до перестройки. Последнюю четверть века в российском фэндоме писательницу ласково и уважительно именовали «старушкой Ле Гуин», подразумевая, что старушка-то она старушка, но, так сказать, «всё еще». Многие помнят, что ее стихи звучат в песне «Аквариума»: последний куплет «Кад Годдо» из альбома «Дети декабря» — переложение сочиненного самой Ле Гуин эпиграфа к ее «Волшебнику Земноморья». Вот этот эпиграф:

Только в молчании — слово,
Только во тьме — свет,
Только в смерти — жизнь:
Светел полет сокола
В пустом небе.

Это дань древнекитайской «Книге о Пути и Силе», фундаменту даосизма с его вроде как враждующими, но вечно перетекающими друг в друга первоосновами бытия, инь и ян.

Урсула Ле Гуин: создающая миры, мать наших детских снов

Когда говорят «женская фантастика» — вспоминают её, Урсулу. Когда говорят «классика фантастики» — вспоминают опять её, Урсулу. Что сделало её легендой, женщину по имени «Медведица»?

Фантастка с приставкой «супер»

Пять премий «Хьюго», пятнадцать премий «Небьюла», двадцать одна — «Локуса». Ле Гуин жила и писала долго, но даже с учётом её долголетия, творческого и обычного, количество престижных фантастических премий потрясает. Многие из тех, кто получал те же премии, говорили, что выросли на романах и повестях Ле Гуин — а теперь увидели себя номинированными одновременно с ней. Разве не потрясающее чувство?

В России массово переводить Ле Гуин начали только в девяностые. Для Советского Союза темы и детали сюжета у неё бывали неудобные: то какие-то умозрительные социальные эксперименты вовсе не в сторону противостояния социализма капитализму, то сексом персонажи занимаются. Правда, взгляды Ле Гуин имели ярко выраженную антиколониалистскую направленность, но поди ещё докопайся до этих взглядов сквозь желтоглазых инопланетян.

Если спросить запойных читателей тех лет, какое произведение Урсулы можно назвать знаковым, то ответы разойдутся. Для одних это «Левая рука Тьмы» — о злоключениях землянина на планете гермафродитов. Для других — фэнтези-цикл о «Волшебнике Земноморья». Для третьих — те самые желтоглазые инопланетяне («Хайнский цикл») или «Слово для мира и леса одно».

Кажется, нет ничего особенного в том, чтобы создавать в своих книгах общества непривычного устройства — когда они развились в радикально отличных от Земли условиях, на дальних планетах. Но Ле Гуин на деле была одной из первых. Изначально фантасты переносили одно из известных им человеческих обществ на Марс, на Луну или в страну эльфов. Те, кто заявил, что иные условия жизни дают иные отношения между людьми, пришли в фантастику в середине двадцатого века. Что стало базой для них? Для Ле Гуин, без сомнения — профессия родителей.

Дитя свободы, книжных полок и антропологии

Полное имя писательницы — Урсула Крёбер Ле Гуин. #Крёбер — это фамилия её отца, её девичья фамилия. Да, её отцом был Альфред Луис Крёбер, крупный американский антрополог немецкого происхождения, а матерью — его ученица Теодора Кракау, женщина, исследовавшая последнего индейца племени яхи по имени Иши. Хотя Теодора училась на антрополога, в конечном итоге она стала известна, скорее, как автор нескольких книг, по большей части именно об Иши.

В детстве всё, казалось, подталкивало Урсулу стать именно той, кем она стала. Дом её родителей был местом, где всегда полно было гостей, очень разных: профессоров, студентов, индейцев. Книг было сколько хочешь, и брать и читать их детям можно было свободно. Родители всё время уезжали вести полевые исследования и возвращались с ворохом новых рассказов.

Урсула («медведица» — не выбрали ли ей имя, похожее на индейское?) — писательницей, заинтересованной в антропологии. Карл — учёным, заинтересованным в писательстве… то есть литературе, конечно. Английской романтической, и ещё индейской.

В девять лет Урсула написала первый фэнтези-рассказ, в одиннадцать — первый научно-фантастический. Его она отослала в журнал фантастики, но там публиковать опус маленькой девочки не стали. Через много лет, наверное, рвали на себе волосы: ведь они могли прославиться как первый журнал, где публиковалась сама Ле Гуин, а экземпляры с первым рассказом были бы легендарными и стоили бы страшных денег.

Пока глаза не закроются сами

Девочка росла, пока не превратилась в молодую женщину с дипломом. Диплом был, конечно, по литературе, но фантастикой от него и не пахло: Урсула изучала писателей Средних Веков и Ренессанса. Став магистром, Ле Гуин выиграла грант на обучение во Франции. По пути во Францию быстро познакомилась с французом — своим, американским, Чарльзом (Шарлем) Ле Гуином, молодым историком. Доехав до Парижа, они поженились. К сожалению родителей, научную работу после этого Урсула решила бросить. Теперь её, казалось, ожидает обычная история: утонуть в быту, погрязнуть в проблемах детей и мужа, навсегда забыть свои мечты и устремления и измениться до неузнаваемости, настолько, что муж скажет однажды: «Я женился на другой женщине».

Пара вернулась в Америку. Чарльз продолжал свою научную карьеру. Урсула преподавала в университете французский язык — пристойное занятие для жены учёного — и рожала детей, сначала дочери Каролина и Элизабет, потом сын Теодор. Водился за Урсулой, правда, грешок — она писала странные рассказы, имитирующие легенды Средневековой Европы. Их даже печатали. Но, поскольку ничего непристойного в них не было, такой грешок традиционалистская Америка могла и простить.

Писала Урсула ночами, уложив детей спать. Стучала по клавишам, пока глаза не закроются сами собой. Муж сначала… не возражал. Хобби жены ему не мешало. Но после первых громких публикаций о Земноморье он решил, что пора немного менять порядки в семье. К счастью Урсулы, это означало не вопли и скандалы — напротив, Чарльз стал чаще брать возню с детьми на себя. У фантастки появилось время писать днём.

Анархизм, феминизм, и коммунизм — интерес к этим темам делал её книги скандальными и неудобными в глазах многих американцев, и в глазах других многих — необычайно увлекательными. Деконструкция одних «незыблемых» законов общества и конструкция других, столкновение культур и порождённых ими психологий — Ле Гуин крутила вселенную человеческих мыслей, идей и опыта, разбирая и собирая, как кубик Рубика.

Первую премию, «Небьюла», за «Левую руку тьмы», Урсула получила в 1969 году — то есть, в свои сорок. Последнюю, «Локус», за роман «Лавиния» — в 2009, в свои восемьдесят. Разве в этих цифрах нет своей магии?

Не меньше, чем книгами, Урсула потрясала литературное сообщество своими интервью. Она отказывалась называть «ведущих писателей эпохи», потому что литература — «не конные скачки». Она насмехалась над «дисфункциональными городскими представителями среднего класса», книги о которых «написаны в настоящем времени», которыми заполнили нишу «интеллектуальной» литературы. Приветствуя новые технологии, она настолько категорически была против оцифровки компанией Google книг, что вышла из писательского союза. Она вела свой блог, но для озвучивания идей предпочитала полные аудитории, которые услышат её живое слово. Женщина, которую не раз выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, перечитывала детские приключенческие книги.

В 2015 году New York Times спросил Урсулу, кого бы она хотела видеть автором своей биографии. Писательница ответила, что уже попросила одну женщину стать этим автором. Многие задавались вопросом, кто бы это мог быть. Великая Урсула умерла в начале 2018 года, так что ждать ответа нам осталось, похоже, недолго.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Страниц: 1 ... 3 4 5