Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 4
Критика Толкиенизма (Прочитано 18699 раз)
05/29/01 :: 4:53am
Мориэль   Экс-Участник

 
Толкиен и христианство.
Часто, слишком часто приходится наблюдать, как возносят памятник и поют дифирамбы христианству в земле Средиземья. Находят аналогии между религией, понимаемой, как совокупность догматов, и миром Толкиена, и приводят доказательства, представляющие, в действительности, сомнительную ценность для человека, который увлекся волшебством, иллюзией Мастера. Очень любят говорить о "скрытом смысле" и "непреходящем значении", которые Толкиен "заложил" в свою книгу. Уж не знаю, что там Толкиен "заложил", только происходит подмена действительно важного наименее важным. То, о чем говорят, как о "внутреннем", в действительности - наносное, оболочка, которую можно и нужно отбросить, чтобы добраться до плода. Ядро, непосредственно орех, - вселенная иллюзорная с собственной историей и верой, с богами и героями. Признав Христа в Средиземье, признается вторичность последнего к первому, его пародийность. Признав Христа, нисходите до догмы, в то время как мир Средиземья свободен в своей иллюзорности. Мир, созданный полетом фантазии и иллюзии, этот воздушный, теневой мир догмой вы обращаете в нечто безжизненно-постоянное. И имя ему - действительность, со всем ее эмпирической засильем и детерминизмом. В ней ищут спасения от иллюзии и зыбкости, ищут неизменности и вечности.
Начинаются рассуждение, нисколько не затрагивающие самой жизни мира, его сущности. Говорят: "Толкиен заложил…", "Толкиен имел в виду…" и оттуда следует логичное: "Мы, знающие, расскажем вам, преподнесем, так сказать, на блюде Толкиена в разрезе". Мало того, что потешаются и уродуют этот первозданно-девственный мир "исследованиями внутреннего смысла", так еще берут на себя роль мессий-всезнаек, истолковывающих "канонические" и "неканонические" тексты. Вот такие новые святые отцы-толкователи, монахи-самоучки вылезают из затхлых, пропахших бескрылой наукой камер-кабинетов и вещают, как пророки волю Толкиена своей интерпретации. А в действительности, хоронят Толкиена под грудой комментариев, уточнений и пояснений. Вот выстроить бы из него систему, упорядочить, объяснить - тешат себя надеждой они, соединяя научность с религиозностью, получая в конечном счете теологию.
Но мир, созданный профессором, мастером иллюзии, неподвластен: сколь ни сильно постоянство, он способен к саморазвитию и изменению. И тогда на всякую догму найдется своя ересь, всякая религия, потеряв свободу мистического поиска, мифотворчества, обратится в прах. Мир Толкиена если не шире, то глубже христианства и любой другой религии тем, что в нем живет подлинная свобода выбора самого себя, а не одной из сторон. И не надо делать из талантливого автора мумию или куклу из музея мадам Тюссо!

О "сущностях".
Еще существует такое поветрие: иметь много сущностей, выражающих ту или иную черту характера, "другую" личность. В каждой такой черточке, масочке, люди прячутся от самих себя, не в силах в себе, двуличие, трехличие цветут пышным цветом. В то время как цельность человека рассматривается как ограниченность и отсталость. И это не свидетельство многогранности души, это ее раскол и бессилие. Это боязнь что-либо предпринять, примерка актерской маски. И это болезнь, а не полет фантазии, это не новое, не новая "личность", а разложении единственной и цельной. Жалкая попытка к творению! А потом человек усаживает свои "личности" в кружок и начинает с ними советоваться. Благо, что сам не становится фикцией, как и его собеседники. Вот такая невозможная тоска по общению и страх движут новыми монахами-романтиками, цепляющимися за прошлое в лице своих фобий и делающих будущее прорывом в Ничто. Игра переходит в жизнь, а сама жизнь превращается в игру, в шутовскую, полупьяную улыбку смешного мима. Современные паяцы в костюмах "от феодализма", тюлевых шторках и лютиках в волосах. И хорошо бы такие буколистические картины вели к природе, к памяти, к постижению действительной жизни. Так нет, напротив, подобный маскарад служит уходу от мира, лишний раз словно доспехи отгораживает от жизни. Видно, стремление к царству Божию, к "идеалу" столь велико, что его уже пытаются воплотить в жизнь. Повторюсь: не надо опошлять иллюзию, приписывая ей качество действительности, превращать иллюзию в жизнь. Для очень многих игра - это шанс вырваться из злобной, отрицающей их деликатные натуры действительности, в которой они живут. Другими словами, это именно попытка к бегству. Надо слишком уважать иллюзию, чтобы купиться на такую христианскую идею…
     Я живу в этом мире и принимаю все, что в нем, в этом мире источник вдохновения. Не в головах свыше, не в выкриках пророков, не в непроницаемом ничто. Сколь прекрасен ЭТОТ мир, мне ли говорить? Сколь ужасен этот мир! Сколь прекрасен в изменении, в бесконечном повторении, в самом ощущении жизни. Именно здесь чувствуешь боль - источник всякого идеализма, романтизма и наслаждения - чувства жизни, порыва к жизни. Когда же предлагают новое проявление идеи спасения, я лишь беззастенчиво и открыто смеюсь над такими: до чего старо и, главное, глупо…

"Свой мир".
Многих очень волнует вопрос о собственном месте, "предназначении" в государстве. "Мы не винтики, мы не рабы, мы - иные" - такой крик слышится в каждой статье, посвященной очередному прорыву в мистическое пространство при помощи господина Глюка." Мы - контркультура, мы - антигосударственники, мы это воплощенный протест против произвола". И вот медленно, с натугой начинают отгораживаться фальшивкой от действительности: не только одеждой, но и мыслью. А сколько фальши в самой идеи такого "государства": кто верит в него до конца, чтоб никаких сомнений и отречений от мира? Так, по кирпичикам создают государство в государстве, а потом гордо кичатся своим новообретенным местом в очередной иерархии, положением в списках учеников. А походя ненароком скидывают Толкиена в мусорную корзину. Зачем нам иллюзия, когда мы создали новый "реальный" мир в противовес действительности. Такая псевдореальность, претендующая на действительность, найдет свой конец, видимо, только тогда, когда забудут о ее иллюзорности. Тогда, когда ее родители-государственники будут отправлены в психиатрическую лечебницу.

Толкиен и ЧКА.
Книга, вокруг которой наговорили столько, что хватит на еще один "апокриф", в действительности не нуждается в столь обширных комментариях. Она наиболее христианская из всех христианских, более, чем у Льюиса, гораздо более… От трогательных отношений между героями прямо такие веет десятью заповедями и, заметьте, всем историческим христианством вместе взятым: от аскезы до костра. Поэтому, когда говорят, что ЧКА - это сатанизм, иначе как глупостью назвать подобные чрезвычайно-субъективно-толкиенутные утверждения невозможно. Для того, чтобы назвать само слово "сатанизм", надо уже быть настолько "вывихнутым" в догматическом христианстве и "толкиенистики" что дальше некуда. И ради такого, как псы грызутся на досках, готовя друг другу то гильотину, то веревку, то костер. И если бы сами идеи чего-нибудь стоили, нет, борются за мираж, за фикцию, и как ни парадоксально, за реальную жизнь, делают из Толкиена пророка, из Элхэ Ниэннах - еретичку, из Илуватора - Бога, низводят сказку до действительности.
     Особенно удивляет мнение, что в ЧКА произошла простая подмена черного на белое. С точки зрения догмы - конечно, а с точки зрения морали? Если протестант делает добро, ну, к примеру, спасает человеческую жизнь, должны ли мы, благородные господа, рикос-омбрес, черт побери, предать его анафеме, а заодно и того, кого он спас, за то, что дал себя спасти? Напоминает ВОВ, не так ли?… Если пленен - значит предатель! Думается, что нормальный, "средний" христианин ставит выше нравственный закон, нежели Догмат (которого он порой и не знает вовсе). И еще существует такое мнение, будто ЧКА - это порождение Совка. Не отрицая определенного влияния последнего на книгу, не следует сводить все к нему одному. Так недалеко Толкиена свести к совку, Христа к Сталину. Это не так уж и смешно! Нельзя забывать, что человек ищущий не может жить с ограничениями, накладываемыми на его поступки, мысли, га самое его существование. Будь на месте Совка ортодоксальная церковь, подобное явления как ниэннизм возникло бы как ересь.

Поиск как сокрушение сердца. Покой как мертвечина.
Многие из "толкиенистов" искренне полагают, что "духовный поиск", который полагается, как единственно-правильный для человека, осознающего свое существование в этом мире обязательно должен сопровождаться внутреннем надломом прежних идеалов, причиняющим достаточно боли, до истерики. В истерике видится некоторым идеал существования, будто в ней происходят волшебные превращения человека слабого в человека сильного. В то же время  любого рода покой полагают как неспособность к развитию. Две очередные крайности сталкиваются в толкиенизме иногда находя себе последователей в лице поклонников ЧКА, либо в среде ортодоксально настроенных христиан.
     Человек идет по пути понимания, но идет по нему в покое. Для чего он идет и чего он ищет, когда его ждет неизбежная смерть, в очередной раз задаются вопросом философы-маралисты. Ничего он не ищет, он ощущает сам процесс познания, в самом процессе познания и есть истина. Жить в истине значит искать ее проявления. Да и слова Маркса, что смысл жизни в том, чтобы прожить ее со смыслом кажутся совсем неглупыми, только есть ли у жизни смысл? А ощущать боль, то есть, чувствовать, отнюдь не является признаком слабости человека. Собственный "духовный мазохизм" таковой является. Сострадать тому, кому ты уже не в силах помочь, разве стоит того? Не стоит ли с достоинством, в светлой печали проводит его, что называется, в последний путь, не делая его последние часы более тягостными своими рыданиями, не следует ли порадоваться его гибели, зная, например, что он найдет счастье в другом мире, не следует ли радоваться гибели Христа и славить событие, освободившее человека, подарившее ему бессмертие и жизнь вечную? Что ж плакать, Ученик, когда и тебе предстоит бесконечная дорога, которую избрали твои братья и сестры…

Морион Лаурэфин,
С наилучшими пожеланиями.
2001-05-28

P.S. Все вышеизложенное, естественно, имхо. Если кто-то не согласится с этой статьей или же изменит свое отношение к толкиенизму, то я буду считать свою задачу выполненной… еще кто-то задумался.
 
IP записан
 
Ответ #1 - 05/29/01 :: 6:50am
Луа Джаллар   Экс-Участник

 
Экс-Участник усаживается перед монитором: ну, что мы видим? Тут уже кажется никому мало не показалось...Ни христианам, ни ролевикам, ни мироглядам...Всем ухитрились на мозоль наступить...Хотя может автор хотел о крайностях написать...А получилось всех под одну гребенку и в один бооольшой общий котел. Ай, как нехорошо! Придется кадаврить.


...И христианство тоже.
В этом же разделе, под заголовком "Касательно смерти "фэндома", достаточно сказано о новоявленых христианах от Толкиенизма. Исчерпывающе сказано. Потому, о этой части нашего толкиенистского социума не будем. Нет смысла повторяться.
Но с другой стороны позвольте позвольте!
Что именно сам Толкиен хотел "заложить" в свои произведения, христианство, язычество, бомбу с часовым механизмом, это можно было бы спросить лишь у самого Толкиена, но увы. Он нам уже не ответит. НО! Никто не мешал нам, читателям и поклонникам его творчества видеть в его книгах то, что ближе нам по духу, по воспитанию. Если бы все видели в книге только одну и ту же идею, я не думаю, что книга была бы столь популярной. И ведь прелесть именно в том, что и христианин и язычник (у Толкиена ИМХО достаточно и древних германских, а может и кельтских мотивов) может найти в произведениях Профессора отдушину для себя. Не в этом ли секрет того, что книги ДЖ.Р.Р.Т привлекают к себе столь разную аудиторию. Ими зачитываются и христиане, и не христиане, и атеисты, и просто, пардон, любители хорошей сказки.
Да, оно ужасно, когда появляются псевдо-инквизиторы и псевдо-крестоносцы, которые готовы сожрать всех, кто не разделяет их точки зрения. Но, черт побери, почему тот же самый несчастный христианин не имеет права найти в книге то, что ему близко и понятно?!
Канон - ужасно. Но "иллюзия и только" - это тоже Канон. Здесь всплывает то же самое, только с другой раскраской: "Мы, знающие, расскажем вам, преподнесем, так сказать, на блюде Толкиена в разрезе. Мы знаем, что ни христианства, ни язычества ни чего б это ни было там видеть нельзя!" (Почти цитата)
И хоронят Толкиена не только те, кто видит в нем только христианскую мораль или языческий мотив. Хоронят Толкиена ВСЕ, кто не может понять, что все мы ИНДИВИДУУМЫ, что всем нам дано ПРАВО ВЫБОРА, всем нам в конце концов дано эелементарное право на собственную точку зрения и собственный взгляд на мир, и в том числе на мир Толкиена.

О "сущностях" и о "своем мире"
Плохо, когда человек скрывает свое лицо под маской. Плохо, когда блаародные рыцари "хлопают дверьми, чтобы тут же вернуться под новым именем и продолжать в том же духе" (тоже почти цитата, на сей раз Элхэ).
Но позвольте! Постойте!!! Зачем же одним махом всех в общий котел не разобравшись, кто прав, а кто виртуал? Улыбка
Чем помешали жить ролевики, исторические реконструкторы, актеры в конце концов, люди, которые перенесли кусочек мира Толкиена в наш мир?
Неужели это так ужасно? В чем беда, если девушка-студентка на выходные едет на игру и там вдохновенно, гораздо лучше современных мэтров театрального и кино-искусства, отыгрывает, скажем, Галадриэль? Или Эовин? Или другой любимый персонаж? Почему, ну почему мы так любим походя, не разбираясь кто свой, а кто нет, объявлять народ в эскапизме, неприспособленности к современной жизни, не нашедшими себе места в реальном мире??????? Я не буду говорить о себе, хватсться некрасиво, но я могу навскидку привести добрые пол-сотни (!) знакомых людей, которые прекрасно устроились в нашем мире, имеют семьи, детей, работу, друзей...И при этом имеют (о ужас!) СВОЙ МИР! Мир, где они, поверьте мне уж на слово, не только отдыхают и куда они отнюдь не сбегают из "тошнотворного реала", как некоторым кажется. Неужели СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР это болезнь, которую надо лечить? Хатуля с его Мирн-Кайа в психушку? Гимли с его Пеллой туда же? Элхэ вот, с Артой, во главе процессии, как Хозяйку Доска? Ассиди с ее удивительным Дайниартом? Со всеми стихами, прозой, рисунками? Всех под одну гребенку! Фантазирует?! ГЛЮЧИТ? СВОЙ МИР имеет?! В болото их!! Они эскаписты! Им не нравится наша мать-Земля!
Ээээ, батенька, ЭТИ лозунги мы уже ТОЖЕ ВИДЕЛИ.

Позволю себе процитировать Хатуля (надеюсь он не будет против):

ХАТУЛЬ (Эли-Бар-Яхалом)

МИРОГЛЯДСКИЙ ВАЛЬС

Мы не черти, не шизофреники,
не сектанты и не мутанты мы:
ваши скромные современники,
с непрактичнейшими талантами:

проникать в другие вселенные,
пребывать и в мире и вне его,
понимая одновременно и
человеческое, и змеево.

Это зрение многослойное
нам привычно, как вам - дыхание.
Дайте нам подышать по-своему,
Беспокойные вы создания!

Мы уйдем - не местные жители:
мы ползем, как жук в муравейнике.
Мы-то знаем, куда. Мы видели.
А вот вам-то как, современники?

Вот. Уже ВИЖУ как Морион Лаурэфин (автор предидущего послания) бежит к телефону, чтоб вызвать бригаду санитаров...Улыбка
А зря. Соврешенно зря. Хотя не думаю, что те, кто поголовно объявляет мироглядов, ролевиков и реконструкторов эскапистами и психами когда нибудь сделает над собой усилие, напряжет серое вещество, чтоб понять, что СВОЙ МИР бывает еще и интересен, и прекрасен, и дает пищу для творчества и совсем не мешает жизни на Матушке-Земле.

А насчет ЧКА, я думаю, лучше всего ответит Хозяйка Доска, Элхэ Ниеннах. Я же умолкаю. Надеюсь только, что статья Мориэль (Морион Лаурэфин) не отпугнет новичков от мира Толкиена, свободы выбора и мировоззрения, и не сделает их жертвами очередного Канона, только на новый лад.

Последнее изменение: Луа Джаллар - 05/29/01 на 03:00:58


Последнее изменение: Луа Джаллар - 05/29/01 на 03:04:46


Последнее изменение: Луа Джаллар - 05/29/01 на 03:50:58
 
IP записан
 
Ответ #2 - 05/29/01 :: 11:10am
Мориэль   Экс-Участник

 
Мориэль и Морион - совсем разные человека:) Просто у автора нет доступа в инет.

С уважением,
Мориэль
 
IP записан
 
Ответ #3 - 05/29/01 :: 8:17pm
Луа Джаллар   Экс-Участник

 
Кому тогда я должна адресовать свой ответ в итоге?
 
IP записан
 
Ответ #4 - 05/31/01 :: 4:58am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
S Morionom ya mogu soglasitsya maksimum na 50%, no ne bolee.
1. Pro hristianstvo. Eti kommentarii pishutsya avtorami-hristianami, kotorye vosprinimayut mir i cherez Tolkiena i cherez Bibliu -- pochemu by i net? No oni ne zacherkivayut drugie traktovki, a pishut v osnovnom v piku "kitovrasam" i izhe s nimi.
2. Pro begstvo ot realnosti -- ne soglasen! To zhe elfiiskoe mirovospriyatie -- ne begstvo ot mira, a prosto drugoi, esli ugodno, antimeschanskii vzglyad na mir (vot ya vchera sporil s odnim takim "trezvym realistom", hotya i vysochaishego klassa
professionalom, da ne v chem-nibud, a v teoreticheskoi fizike, gde mnogo vpolne elfov --
i on ne mog ponyat, chto mozhno smotret na mir inache, ne iz merkantilnyh sopbrazhenii!)
3.Gosudarstvo v gosudarstve. Byvaet. No skolko igr, gde tozhe nechto pohozhee. K chemu tolkienizm
vydelyat'?
4. A pro ChKA -- soglasen. Pochemu by i net?
Vsegda Vash,
Holger.

Последнее изменение: Хольгер - 05/31/01 на 01:58:32
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #5 - 05/30/01 :: 1:10am
Мориэль   Экс-Участник

 
Многоуважаемая Луа Джаллар!
По-видимому, я остался не до конца понят вами, я вовсе не пытался сказать, что виденье иного мира является признаком шизофрении. Иначе как-то странно смотрится подпись "Морион Лаурэфин" в конце статьи, не так ли? Однако, моя статья действительно, прежде всего, критическая,, направлена не столько на мир идеальный, который я именно ценю засчет его идеальности, недостижимости, сколько против попыток воплотить этот мир в действительной жизни, в его материализации. Я тоже знаю вполне нормальных людей, в которых находит свое органическое сочетание мир действительный и иллюзорный. Но для них мир иллюзий остается лишь миром иллюзий. Причем, повторяюсь: иллюзия замечательна и прекрасна, это самообман, необходимый человеку, присущий ему изначально, так же, как сама надежда на лучшее. Так же, я не против личности иллюзорной, но против личности "другой". В мире иллюзии личность должна быть той же, что и в действительном мире, вот что главное. Не должно быть никакого обмана наподобие: в церкви ревностный христианин, в семье - тиран. И я не против свободы мнения, иначе я бы, в первую очередь, закрыл бы себе рот, а уж потом другим людям. Я никому ничего не навязываю, я нахожусь в самостоятельном поиске и результаты его вы и могли увидеть. Я никого не отвращаю от идеализма, я призываю не разделять материю и дух, иллюзию и действительность. И иллюзия и действительность являют собой единое, неразлучное, как полагают многие.
Вам не понравилась моя категоричность суждений, но я и не думал кого-то обижать, "причесывать под одну гребенку". Я сказал, что я думаю по поводу сложившейся в среде толкиенистов ситуации. Мое имхо стоит за каждой строчкой и я не вижу причин, зачем создавать излишние вводные конструкции типа "мне кажется", чтобы смягчить восприятие моей точки зрения.
Вместе с тем, большое спасибо за отзыв.

Искренне ваш,
Морион Лаурэфин

P.S. Чтобы сразу пресечь все возможные вопросы и избежать непонимания, повторяю еще раз, ответ Мориона напечатан мной и добавлен на ДО, но автором я не являюсь. Поэтому я могу лишь передать ему ваш ответ по телефону, но отнюдь не ответить на ваши сообщения.
 
IP записан
 
Ответ #6 - 05/30/01 :: 11:16am
Луа Джаллар   Экс-Участник

 
ОК. Я принимаю пояснения автора статьи. Но все же позволю себе не согласиться с таким активным упором на иллюзорность. Я расцениваю иллюзию как обман, как нечто нереальное и невозможное, нечто, что никогда не сможет быть воплощено в Бытие. Именно потому она и иллюзия. И как раз именно в иллюзиях тиран может казаться себе добропорядочным христианином. А хитрый и умный тиран может еще и внушить подобные иллюзии о себе другим. Чего стоила России иллюзия об "Отце Народов"? Чего стоили миру иллюзии о "Святой" Инквизиции, защитнице от пособников Дьявола, сжигающей на кострах книги и "еретиков" вроде Джордано Бруно? А сколько народу уже в совсем современном мире загубило и заморочило "Белое Братство" и другие подобные секты, внушая им свои иллюзии и обещая им на блюде сомнительные идеалы?

>>это самообман, необходимый человеку, присущий ему изначально

Не могу, опять же согласиться. Самообман нужен человеку, неуверенному в своих силах, не знающему своего потенциала или не имеющему такового. Как раз тем, кто не нашел себе места в реальном мире. Кроме того идеал, который Вы так цените и который так пытаетсь защитить от грубых попыток воплощения в реальность, на самом деле может оказаться достаточно спорным вопросом. Для кого-то он идеал, для кого-то, увы, нет.

>В мире иллюзии личность должна быть той же...(с)

Ну, господи, как наивно это предполагать. Ведь мир иллюзий это же самообман? Правильно? Ведь Вы сами это утверждаете. А если обман, пусть даже "само", то как же можно говорить о "такой же" личности. Ведь самообман это как раз способ увидеть все не так, как это обстоит на самом деле, а так как _хотелось_ бы личности. Разве тирану _хотелось_ бы признаться себе в том, что он тиран? А неудачнику _хотелось_ бы еще и в иллюзорном мире снова плюхнуться в ту же лужу посреди площади, вызывая смех публики?
Иллюзия никогда не была единой с действительностью. Иначе она не была бы иллюзией.

Поверьте мне, что многие вещи, воплощенные в реальное Бытие могут быть гораздо прекраснее и справедливее иллюзий. Глупо всю жизнь гоняться за призраком, тратя драгоценные годы на пустые мечты об Идеале вместо того, чтоб своими руками и своим умом сотворить что-то, что гораздо быстрее приблизит к желаемой цели, чем витание в облаках.
Я бы как раз эскапизмом назвала бы уход в иллюзии, грезы.

Как ни странно, будучи визионером, существом верящим в иные миры и даже имеющим свой свобственный мир, который я и несколько моих друзей изучаем, смотрим и описываем, так вот, будучи таким, казалось бы, не от мира сего существом, я на самом деле являюсь совершенно убежденным реалистом. Я считаю свой мир совершенно реальным, разделенным с Землей Временм и Пространством. Совсем не иллюзорным и не идеальным. А то, что вместе со мной этот мир видят еще несколько человек, не живущих иллюзиями, вроде бы говорит о том, что это не мой персональный психоз и не массовая галлюцинация Улыбка Также как не психи ненормальные те, кто видит, смотрит и изучает Арду, считая ее вполне реальным себе миром. Также как считаю реальными миры моих друзей и знакомых.
И я считаю, что человеку, который познал себя, который знает, к чему стремится и нашел свое место и значение в этом мире, не нужен иллюзорный заменитель реальности, не нужен самообман. Хочется казаться лучше, чем на самом деле? - стань лучше! Стань добрее, честнее, скромнее...Хочется видеть этот мир лучше? - Приложи свои силы и ум, к тому, чтоб этот мир стал лучше. Ты, еще кто-то и еще...Мы можем изменить наш мир, нам это под силу. И не понадобятся иллюзии.

И кроме того, кто сказал, что Арда - идеал? На Арде существуют войны, злые орки, эльфы, устроившие резню своим собратьям, дабы завладеть их коряблями, нуменорцы, совращенные Сауроном, всякая нечисть, вроде Умертвий, сам Саурон, в конце концов. Поверьте мне, что Арда - это совершенно нормальный мир, со своими моральными ценностями и своими же злыднями, которые эти ценности не ценят Улыбка
Вы можете возразить, что на Арде, в отличие от реального мира, всегда побеждает добро, что благородные рыцари там всегда в сияющих доспехах, а злодеи в конце концов наказаны и повержены...
На что я могу сказать так: да, в битве, которой заканчивается 3-я эпоха победило вроде как добро. (Кому добро, а кому и нет...Вон оркам, не всех же их перебили в Пеленнорской Битве, оно совсем не добро. И совсем не сказано, что всякая мелкая нежить и нечить полностью покинула Средиземье с развоплощением Саурона. Да еще и всякие Харадримы остались, не исстребили же их поголовно, Вастаки те же...Просто плохие люди, обманщики, мошенники, тож наверняка остались, а? Подмигивание ) Но какова цена победы? Эльфы, а вместе с ними магия и незабываемая красота, которую могли привнести в Средиземье только эльфы, ушли за море. Ушли волшебники. Ушли Бильбо и Фродо... Люди, освобожденные от тени страшного Черного Властелина стали строить свое "Светлое Будущее". А каково оно будет это будущее? Профессор не открыл нам завесу над дальнейшей судьбой Арды. И возможно не потому, что она ему была неведома.

Я не стараюсь особо переубедить автора статьи, в конце концов он имеет такое же право на свое мнение как и я на свое.
Я всего лишь пытаюсь доказать, что иллюзорность еще не критерий идеальности, а смообман - совсем не позитивное и не конструктивное явление. И ко всему еще и опасное. Мир, воплощенный в Бытие прежде всего прекрасен. А вот глюки и иллюзии, даже идеальные, увы, всего лишь глюки и иллюзии. Миражи. Обман.

P.S. Было сказано в начальной статье "Но мир, созданный профессором, мастером иллюзии, неподвластен: сколь ни сильно постоянство, он способен к саморазвитию и изменению. "
Так вот, иллюзия к саморазвитию и изменению не способна. Ибо иллюзия не существует без того, кто ее воспринимает. Она - иллюзия. Она не существует в реальности. Она существует только в мозгу, ее породившем. О ней можно рассказать, о ней можно написать...Но она не станет от этого способной меняться и развиваться самостоятельно. Мираж города в пустыне не способен возникнуть без существования самого города где-то неподалеку. И тем более развиваться не способен и меняться не способен, если не развивается и не меняется город. К саморазвитию и совершенствованию способно только нечто, существующее ВНЕ нашего сознания и воображения. То, к чему Творец приложил свою способность творить. А стало быть реальное и воплощенное в Бытие. А иллюзорность и самообман, вдруг зажившие своей собственной жизнью в чьем-то мозгу, вот это уже, пардон, шизофрения Улыбка

Последнее изменение: Луа Джаллар - 05/30/01 на 08:13:56


Последнее изменение: Луа Джаллар - 05/30/01 на 08:16:24
 
IP записан
 
Ответ #7 - 05/30/01 :: 2:59pm

Хатуль   Вне Форума
Живет здесь
Большой и Пушистый
Хайфа, Израиль

Пол: male
Сообщений: 1315
*****
 
Я, по-видимому, не смогу ответить на статью Мориона Лаурэфина: Луа Джаллар дал столь полный и умный разбор, так удачно подчеркнул и сильные места этой статьи, и те, что нуждаются в исправлении, что мне просто нечего добавить.

Спасибо Мориону и Джаллару!
 

Эли Бар-Яалом
IP записан
 
Ответ #8 - 05/30/01 :: 3:05pm
Мориэль   Экс-Участник

 
Хатуль, спасибо вам, это было важно и для меня...
 
IP записан
 
Ответ #9 - 05/30/01 :: 9:42pm

Michael_Atlas   Вне Форума
Бывает набегами
А по сопатке?
Israel / Haifa

Пол: male
Сообщений: 68
**
 
Remarka Jallaru :

Bruno sojgli ne za astronomiyu , a tak vse vrode verno Улыбка
 

Weiler's Law: Nothing is impossible for the man who doesn't have to do it himself.&&
IP записан
 
Ответ #10 - 05/30/01 :: 10:07pm
Луа Джаллар   Экс-Участник

 
Котик, ты меня захвалишь Улыбка Но вообще - огромное спасибо! Если уж ТЕБЕ нечего добавить, значит я таки совсем не плохой кадавр Улыбка (Я только поэзию вот кадаврить не умею Улыбка

Маблунг - где ты нашел слово "астрономия"? Его там и близко нету! Улыбка Там сказано "еретики" вроде Джордано Бруно" Улыбка

А вообще я доволен. Мяу. Мурр. Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #11 - 05/31/01 :: 4:16am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
«Толкиен и христианство.»
- Так-то оно так... но вот ведь в чем штука: христианство как Вера много шире толкований, комментариев и трудов Святых  Отцов. Христианство как Вера дает, в частности, набор нравственных  императивов (что, впрочем, не только о христианстве можно сказать) общечеловеческих. Христианство как Вера говорит о Любви: не только о любви к Господу, но и о любви к ближним своим. Когда человек ищет в ближних искры Пламени Неугасимого, когда он пытается разглядеть в них, ближних - лучшее, помочь этому лучшему дать всходы  - я назову это просто любовью к людям, но с тем же успехом и так же правомерно, на мой взгляд, можно назвать это _христианской_ любовью к ближним. Христианство как Вера говорит о Надежде versus отчаянье, об исполнении Долга - не того, который суть обязанность, навязанная обществом, а того, который - внутренняя необходимость, потребность души, необходимость любви к людям. Впрочем, я не христианка вообще, с писаниями Святых Отцов не знакома вовсе, потому мое понимание христианства как Веры можно воспринять как неверное (прошу прощения за каламбур); что сильно меня расстроит. Так вот, «иллюзорный» мир, лишенный этого христианского набора - нравственных императивов, Любви, Долга, Надежды; идеалов, в конце концов  - не стоит того, чтобы верить в него; не стоит того, чтобы видеть его во сне; не стоит того даже, чтобы играть в него. Другое дело, что присутствие всего этого в мире можно и не объяснять христианской позицией автора. И совсем другое - то, что приписывать достоинства книги исключительно тому, что ее автор - христианин, и свою Веру, свои убеждения так или иначе отразил в тексте - подход неверный. IMHO, IMHO и еще раз IMHO. Вы будете смеяться, но такая я, воспитанная в советские времена в традициях интернационализма (я не шучу и не иронизирую) и так и не научившаяся делить людей по расовому признаку, не научилась делить их и по признаку религиозной принадлежности. Веротерпимость, знаете ли. Не будучи сторонницей ни одной из мировых религий, я полагаю, тем не менее, что в каждой из них можно найти многое (или все) из того, что я пречислила выше применительно к христианству. Я это к чему? - я к тому, что, рассмартивая Толкиена только с точки зрения догматического христианства, мы выбираем смотреть на описанный им мир через единственную, только одним цветом окрашенную, грань кристалла. Заставляя же других  смотреть так же на этот мир, мы в большой степени ограничиваем их свободу.
Стоит задуматься: приобрели бы или потеряли что-то книги Толкиена, если бы из них убраны были, скажем, все языческие мотивы? Мне кажется - потеряли бы. Повторюсь в уже однажды сказанном: от откровенно христианских мотивов, отраженных в «Атрабет...» (не имею в виду основной текст), Толкиен отказался, посчитав это «пародией на христианство». 
Но отрицать влияние христианских убеждений Профессора на его книги - нелепость. Аллюзии на Библию, христианские мотивы, присутствующие в Silm... и LotR - очевидны даже неспециалисту; приверженность той или иной философской школе, той или иной религии накладывает свой отпечаток на тексты, закрывать на это глаза... хм, неосмысленно.
К чему я вообще это все?
А вот к чему: я полагаю, что творчество Толкиена можно расценивать двояко (по крайней мере). Можно относиться к его произведениям как к описанию мира, принадлежащему перу визионера - что нам роднее, ближе, что дает возможность писать «апокрифы», доискиваться до истины, в чем-то противоречить автору, говорить о его субъективности, etc. Можно рассматривать все это как литературные произведения: тогда правомерно рассуждать о стиле, литературных приемах, сюжете, христианских, языческих и прочая мотивах,  - короче говоря, анализировать и изучать _книги_ Толкиена. Свобода действий, в этом случае, сводится к минимуму: автор - хозяин, что он написал, то написал, а мы можем только рассуждать о тех или иных тенденциях, влиянии исторической обстановки и тех или иных моментов биографии на творчество... Визионерский и литературоведческий подходы, короче говоря. Оба они имеют право на существование, оба по-своему интересны; нельзя сказать, что один из них хуже, а другой лучше, один - правильный, второй - нет. Вне зависимости от того, на каких позициях стоим мы сами. Я не права?

«О ‘сущностях’»
Об эскапизме говорилось много. Об эскапизме, присущем толкиенистскому фэндому - навряд ли меньше. Но вот что меня настораживает: не выплеснуть бы младенца вместе с водой. Если мне скажут, что большинство людей, ездящих на те же игры, воспринимают РИ как возможность «оттянуться» или поиграть кого-то еще, кто - не я, я соглашусь. Однако же: стоит ли начисто исключать существование среди участников РИ тех людей, для которых несколько дней, проведенных на играх, есть возможность пожить хотя бы немного в своем прошлом или будущем, вспомнить себя-другого? И стоит ли стричь под общеую гребенку тех, кто в играх реализуют невостребованный творческий, актерский потенциал? Если мне скажут, что и тех, и других немного, сравнительно, - я опять-таки соглашусь. Да, я тоже не вижу ничего хорошего в «занавесочных» (не по бедности нашей, а потому, что большего не надо, и не надо лучше) эльфах. Да, ничего хорошего я не вижу и в личностях, «просветленных/протемненных» до такой степени, что им безразличны тревоги и заботы их близких, равно как и чистота собственных носков и исподнего: а таких в «пионерском» фэндоме немало, ох, немало... Да, я согласна: толкиенизм в этом отношении позволяет дешево купить романтику: закатывание глазок, рассуждения об астрально-ментальном плане, о прогулках по астралу, чужие имена, чужие «легенды», анпяленные наскоро, а оттого сидящие вкривь и вкось, трещащие по швам - все это радовать не может... Анекдот хотите?
«- Ты в астрал последний раз давно ходил?
-  Да, давно...
- И не ходит. Там сейчас грязно, шумно, народ толпами бродит... А помнишь, как было когда-то? - чисто, светло, и - никого...»
И - «Тайная доктрина» на каждом углу.
Да: я тоже не могу уважать людей, которые, рассуждая о возвышенном,  не опускаются до того, чтобы зарабатывать на жизнь, заботиться о родителях, о доме, содержать себя в чистоте, в конце концов. И меня отталкивает безмерно противопоставление творчества и будничной жизни, в которой обставляют квартиры, готовят обеды, воспитывают детей и ходят на работу. Потому что я не вижу причин для такого противопоставления.
(А вот сейчас это будет воспринято как выпад, возможно - как переход на личности, и послужит причиной  очередной волны ругани в мой адрес, что мне безразлисчно, по сути; но - как забавно смыкаются представления «пионерии» фэндома - и, вроде бы, взрослых людей,  которые с той же степенью убежденности, чтобы не сказать - ожесточенности, противопоставляют жизнь в соответствии с убеждениями - и жизнь «сытых буржуа», которыми, при ближайшем рассмотрении, все мы, господа, и являемся. Работа есть? Деньги получаете? Детей растите? Думаете, что сделать по дому и что приготовить на обед? - буржуа, господа, буржуа...
Меня это шокирует. Честное слово, я совершенно не жажду вот прямо сейчас пойти и умереть за убеждения. Во-первых, потому, что умереть всегда проще - я еще не все сказала, мы не ищем легких путей. Во-вторых - как это я  заявлю, что вот сейчас пойду умирать? Не защищая Отечество (я опять-таки не иронизирую), свой дом, свою семью - а так просто, красивого слова для? Да в жизнь я такого не скажу. Потому что - у меня, знаете ли, родители, муж, братцы-сестрицы названые (родных не послал Бог)... А умирают, знаете ли, без возвышенных слов и красивых поз; за убеждения - тоже. Смерть, если рассматривать ее на физическом плане - некрасива. Особенно день на третий-четвертый. И умирание - некрасиво. И вообще: если уж Бог тебя зачем-то в мир послал, значит, ищи тот смысл жизни и Божественный промысел, а не кричи на каждом углу, что вот сейчас, дескать, и умрешь за веру, чтобы все видели!... Жить, я повторяю, труднее. В возвышенном (вспоминая Ницше) _живут_, как дома. А не умирают.
И вообще, самое страшное, господа, не люди, а идеи. Прав был Булгаков...)

Но я отвлеклась: что делать с легендами, не взятыми напрокат, а идущими изнутри, изнутри прорастающими? Что делать, когда ты понимаешь: да, я живу в этом мире, здесь родился, учусь, арботаю, прописан - хотите, паспорт покажу?... - но ведьпомнится, видится другое, то, что нельзя знать, а можно только чувствовать, во чо можешь только верить? Да, грань тонка, да, ее тяжело провести; но делать это нужно, каждый раз - заново, каждый раз - индивидуально, потому что нет общего критерия. А всех в одну кучу пусть валят журналисты и штатные корреспонденты, им не привыкать - да простится мне, если вдруг чью профессиональную честь задела,  потому что и журналисты с корреспондентами не все такие. Опасная это вещь - обобщения...

Да, я тоже не люблю слова «глюк», а равно и все однокоренные слова: по мне, это отдает наркоманией, к каковой отношение у меня однозначное, если кто не знает. Но если мы будем оперировать более приятными нашему слуху понятиями «мирогляд» и «визионер», что изменится?..
Между тем, Творчество (если это действительно Творчество, а не дешевая коммерческая поделка) требует не только высокого напряжения сил физических и духовных: оно требует со-участия, со-причастности Автора. Так или иначе, Творчество, Творение становится частью тебя; в той или иной степени, ты живешь им, и нет разницы, пишешь ты об ином мире, об альтернативной истории или об историческом и  мифологическом прошлом/настоящем/будущем того мира, в котором все мы, господа, имеем удовольствие жить. «Давайте поговорим о чем-нибудь реальном, например, о Евгении Гранде». (с)
Автор не может не верить в то, о чем пишет; не может не жить этим, иначе произведение, несмотря на все его художественные достоинства и красоты, окажется мертворожденным.  Когда Олдей в связи с «Черным Баламутом», помнится, спросили, во что верят они сами, они ответили именно так: автор обязан верить в о, о чем пишет. И я подпишусь под этим. Каковы религиозные, философские или иные убеждения самого автора, неважно: он может полагать, что придумывает мир, может считать, что творит или видит его - это внутреннее дело автора, гораздо более личное и интимное, чем его, автора, семейная жизнь: честное слово, ну, никого это не касается. Нужно вам для того, чтобы читать и воспринимать мою книгу, знать, какая у меня группа крови и чем я болела в детстве? Важно это для восприятия? То-то же.
Все дороги своих героев автор проходит десятки раз: иначе не будет той достоверности, которая захватывает читателя, заставляет, вслед за автором, видеть написанное, представлять его себе, верить ему - переворачивать следующую страницу, анконец: а что там дальше? Станем ли мы называть эту работу автора, эту веру - эскапизмом? - ведь верит же, ведь воспринимает,как реально существующее? Тогда в первых рядах кандидатов на пребывание в, хм,  соответствующем лечебном заведении окажется сам Профессор: что там у него на могиле написано?..
Я не отрицаю, что могу понимать автора сообщения in question неправильно. Я даже полагаю, что действительно понимаю его неправильно, причем делаю это сознательно. Зачем - а потому, что,  как я уже говорила, обобщения - вещь опасная. И реплика Луа Джаллар тому свидетельство. Опять-таки (лирическое отступленипе), как я говорила однажды, есть разница между:
- «Я имел в виду...»,
- «Я написал», и
- «Меня поняли вот так». 
Я искренне верю, что обобщение, сделанное автором - случайно. Что автор _имел в виду_ определенную часть фэндома, к которой не относятся перечисленные Луа люди. Но из того, что автор _написал_, действительно можно следать выводы, мягко говоря, для всех нас неприятные, несмотря на то, что врачи соответствующей специализации, вроде бы, не торопятся ставить нам диагноз. Хотя _понять_ можно так, что делать это пора.

«’Свой мир’»
Об этом, опять же, уже говорено. Сколько не рассуждай о том, что «фэндом - это совсем другое дело», он все равно существует внутри социума, в его рамках. До безобразия  повторяя этот социум во многих и многих моментах. Только государственных структур нет - да и не нужны они, собственно. Фэндом может быть культурным явлением, но никак не новообразованием в социальнои плане. На чем и следует основываться. Что не мешает фэндому превращаться в «социум в миниатюре», в зеркало общества, если угодно (кривое или нет - меня это, в данном случае, не волнует). Тему эту можно развивать и исследовать, можно говорить, например, о том, что тенденция к «христианизации» России отчетливо сказывается в воззрениях фэндома (вот только попробуйте сказать, что это не так! - сказывается, сказывается, нет ничего нового под солнцем). Однако ж, я не социолог: кому интересно, пусть проводит такие исследования - он в своем праве, да и исследование может получиться довольно интересным. Я заниматься этим не буду, а попросту отмечу: это есть, и отворачиваться  от сего факта  - нелепо и неосмысленно, опять же.

«Толкиен и ЧКА»
Вопреки прогнозу Луа Джаллар, на эту тему я как раз ничего говорить не буду. Потому что мое дело, господа, писать, а не объяснять смысл написанного. И трактовать написанное мною же с позиций христианства, сатанизма, оккультизма и прочих «-измов» - дело не мое. Dixi.

«Поиск как сокрушение сердца. Покой как мертвечина»
Все бы правильно, опять же... но не сострадать обреченному, пусть и тому, кому помочь не можешь - не по-человечески как-то. Впрочем, я женщина, а, следовательно, существо более эмоционального склада. И уже, разумеется, не настолько просветленная, чтобы радоваться чьей-либо гибели во имя спасения многих. Вообще, радоваться гибели - это как-то... сомнительно. Не призываю рыдать, рвать волосы и оплакивать; но - радоваться, и только радоваться... нет, я не достигла такого духовного совершенства. 

-------------------------------------------------------------------------------
«Что именно сам Толкиен хотел "заложить" в свои произведения, христианство, язычество, бомбу с часовым механизмом, это можно было бы спросить лишь у самого Толкиена, но увы. Он нам уже не ответит. НО! Никто не мешал нам, читателям и поклонникам его творчества видеть в его книгах то, что ближе нам по духу, по воспитанию.»
(ехидно) Луа, хм... «никто не мешал» - это очень правильная формулировка. В смысле, очень правильно употреблено прошедшее время. Потому что в настоящем времени так можно говорить исключительно в том случае, если не выходишь на широкие просторы Интернета, не читаешь соответствующих высказываний и статей, etc., которые именно что диктуют: понимать Профессора надо так и только так.
Не нравится мне это... впрочем, как уже и было сказано выше, я вижу в таком подходе тенденцию развития нашего общества в целом. Пропаганда исключительно христианского подхода к книгам Толкиена - «Думаю я, это не случайно» (с).

«Зачем же одним махом всех в общий котел не разобравшись, кто прав, а кто виртуал?»
- Я, пожалуй, восприму это как камень в свой огород, причем справедливо брошенный. Потому что степень обобщения в моей реплике о фэндоме тоже высока, и высока весьма; остается только надеяться, что все тут свои люди и прекрасно понимают, о чем я.  И понимают, что послужило причиной этого высказывания - да, резкого и в чем-то несдержанного. Опять же, анекдот (на этот раз из серии «Вавилона-5», "Сон в сиянии"):
- Что случилось с Шериданом?
- Умер.
- Каков диагноз?
- Да надоело все!
А вам бы не надоело, если бы вам планомерно перемывали косточки в течение десяти лет, причем если и не всем фэндомом, то существенной его частью?..
Так что считаю своим долгом извиниться, если под горячую руку кого-то несправедливо обидела. 
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #12 - 05/31/01 :: 5:06am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Ya hochu dobavit' esche vot chto. S odnoi storony -- my vse poshli v fantasy, potomu chto nashli tam nekii ideal. S drugoi -- imet' ideal horosho, no davaite ego realizovyvat'. A to vot i poluchajutsja 2 krainosti -- cinichnye  "trezvye realisty" i "krutye magi", kotorye po 5-6 raz vyletali iz institutov. Poetomu -- glavnoe byt' posledovatelnymi i vernymi sebe. Tolko togda fandom budet tem, chto my ot nego zhdem, esli ugodno -- Odinokim Ostrovom.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #13 - 05/31/01 :: 5:54am
Луа Джаллар   Экс-Участник

 
Элхэ, я и не думал и не собирался кидать тебе камушки. Ты-то как раз все очень хорошо написала и я с тобой целиком и полностью согласен. Лапами и хвостом "за"! И высказалась резко - дык и правда же "надоело все!" Я вот тоже резко высказался, ибо мне не меньше надоели все эти "пророки" и "учителя", которые знают, как надо, которые силой загоняют многогранные вещи в узкие-узкие рамки.
Так что - никаких камушков. Я хороший и даже пушистый Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #14 - 05/31/01 :: 7:25pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Маленький комментарий.

Цитата:
А вот к чему: я полагаю, что творчество Толкиена можно расценивать двояко (по крайней мере). Можно относиться к его произведениям как к описанию мира, принадлежащему перу визионера - что нам роднее, ближе, что дает возможность писать «апокрифы», доискиваться до истины, в чем-то противоречить автору, говорить о его субъективности, etc. Можно рассматривать все это как литературные произведения: тогда правомерно рассуждать о стиле, литературных приемах, сюжете, христианских, языческих и прочая мотивах,  - короче говоря, анализировать и изучать _книги_ Толкиена. [ылшз ]Визионерский и литературоведческий подходы, короче говоря. Оба они имеют право на существование, оба по-своему интересны; нельзя сказать, что один из них хуже, а другой лучше, один - правильный, второй - нет. Вне зависимости от того, на каких позициях стоим мы сами. Я не права?


Дмитрий Виноходов в своей статье
http://ttt.by.ru/dv/methods.shtml
выделяет три возможных подхода к изучению мира Толкиена: филологический (примерно аналогичен тому, который здесь Элхэ назвала литературоведческим подходом), канонистическо-историографический, и исторический (в этой трактовке достаточно близок к визионерскому, хотя и не совсем, кажется, тождественен).
Я бы в свою очередь классифицировала по трем возможным подходам - литературоведческий, источниковедческий и визионерский, среди которых опять-таки ни один не может считаться лучшим или худшим - речь идет об индивидуальных предпочтениях. Например, мне ближе всего второй подход или нечто среднее между вторым и третьимУлыбка

[/quote]
«Что именно сам Толкиен хотел "заложить" в свои произведения, христианство, язычество, бомбу с часовым механизмом, это можно было бы спросить лишь у самого Толкиена, но увы. Он нам уже не ответит. НО! Никто не мешал нам, читателям и поклонникам его творчества видеть в его книгах то, что ближе нам по духу, по воспитанию.»
(ехидно) Луа, хм... «никто не мешал» - это очень правильная формулировка. В смысле, очень правильно употреблено прошедшее время. Потому что в настоящем времени так можно говорить исключительно в том случае, если не выходишь на широкие просторы Интернета, не читаешь соответствующих высказываний и статей, etc., которые именно что диктуют: понимать Профессора надо так и только так.
Не нравится мне это... впрочем, как уже и было сказано выше, я вижу в таком подходе тенденцию развития нашего общества в целом. Пропаганда исключительно христианского подхода к книгам Толкиена - «Думаю я, это не случайно» (с).
[/quote]

На самом деле это все-таки не вполне справедливо. В тех же Архивах АнК лежат весьма серьезные статьи-исследования последнего времени, рассматривающие именно языческие корни Толкиеновского Средиземья. В качестве примера можно привести статьи Анариэль "История Турина: попытка реконструкции истории замысла" (рассматривается в том числе влияние "Калевалы" и др.) и Иллет "Отражение европейской королевской традиции в творчестве Дж.Толкиена на примере "Правды Короля".
Другое дело, что как бы в проходящих в последнее время околодосочных дискуссиях такой подход менее заметен, чем позиция воинствующих проповедников. Возможно, в том числе еще и потому, что ходить в крестовые походы легче, нежели писать серьезные научные статьи.Улыбка

В остальном вроде бы согласна.Улыбка

Искренне,
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 4