Я желаю похулиганить.
Надеюсь, никто не обидится, - даже если увидит ниже свой собственный
портрет.
)
К вопросу о светлых, темных и всяких прочих полосатых. Немного структурированных размышлений.
Довелось мне еще года два назад услышать своеобразную, но по своему имхо
довольно верную классификацию толкинистов - автор сей классификации, если я не ошибаюсь, был Гарет (вообще любитель всяких классификаций и порядку)
), он же тогда давал некоторые пояснения.
Я же сейчас приведу эту любопытную классификацию со своими обширными авторизованными комментариями.
Сразу же несколько оговорок (еще несколько будут в конце).
Первое. Все термины описывают исключительно участников тусовки - и, естественно, не имеют никакого отношения к текстам Толкина.
При этом второе. Все описанные случае относятся именно к людям, интересующимся, скажем так, _только_ миром Средиземья в широком смысле
понятия (включая Толкина и апокрифы), - потому что если пытаться включить в рамки классификации вообще всех разнообразных ролевиков, реконструкторов, мироглядов и фэнтезистов, увлекающихся мирами других авторов и своими
собственными мирами, и прочая, - то границы классификации размоются до бесконечности.
И третье. Поскольку я существо скорее сетевое, а реальный пожизненный круг моих фэндомских знакомств достаточно ограничен, - то я буду рассматривать в основном типажи, обитающие в сети.
Итак, классификация по мировоззренческому критерию. Так сказать, слева
направо.
1) Злобные светлые
2) Канонисты
3) Умеренно светлые
4) Безыдейные
5) Нейтралы и равновесники
6) Черные и пушистые
7) Черные злобные.
Рассмотрим подробнее.
) (стиль, разумеется, будет мой - то есть в меру
язвительный)
<Злобные светлые> - это не столько мировоззрение, сколько образ жизни.
Вообще этих людей правильнее было бы называть не толкинисты, а <антиниеннисты>. Тексты Толкина эти люди знают иногда хорошо, чаще не очень
хорошо. Но зато они, как правило, очень хорошо знают текст ЧКА во всех редакциях и никогда не упускают случая продемонстрировать свое знание, с
соответствующим крайне негативным комментарием. Именно они ходят в сетевые крестовые походы против инакомыслящих, а также старательно просвечивают томики ЧКА рентгеном на предмет поиска скрытых водяных знаков в виде трех
шестерок. Любой возникший диспут переводят на разговор о вредоносности ЧКА.
На каждого несогласного склонны навешивать ярлык сатаниста. Стращают оппонентов статьей мисс Твинкль и неведомой матрицей. Несмотря на то, что
эти люди во всех диспутах громко кричат о том, что <Толкин всегда прав>, сами они с текстами Толкина обращаются весьма вольно в тех случаях, когда им это выгодно (последним, впрочем, грешат практически все нижеследующие категории, даже господа канонисты, - хотя, конечно, ни один из них никогда в этом не признается)
) Проповедуют сомнительные идеи типа поголовного
геноцида орков.
К счастью, представители этой категории в количественном отношении относительно немногочисленны, - но зато, как правило, орут громче всех.
<Канонисты>. Само по себе название этой категории странно и загадочно. Ибо подразумевается, что канонисты - это те, кто признает некий <канон>
(толкиновских текстов, естественно). В действительности, разные специалисты трактуют этот вопрос совершенно по-разному. Встречаются и такие, которые действительно придерживаются определенного списка <канонических> текстов, -
чаще всего это пятикнижие (ВК+Хоббит+Сильм), иногда - ВК+Хоббит, реже - ВК+Сильм, в исключительных случаях - один лишь ВК, некоторые прибавляют к пятикнижию еще и Анфиништы: Словом, полный финиш. Поэтому чаще под словом
<канонист> в более широком смысле подразумевают текстолога-исследователя.
Именно эти люди обычно пишут всякие исследовательские статьи, доклады или,
во всяком случае генерируют дискуссии, служащие субстратом для будущих статей. Наиболее знающие, крутые и продвинутые канонисты, впрочем, в сетевых
дискуссиях практически не участвуют - им это уже не интересно.
Канонист засыпает и просыпается с томиком HoME под подушкой.
Основной девиз канониста - <Толкин всегда прав>. При этом, в зависимости от личных склонностей, основной целью жизни канониста является либо выяснение вопроса <В каком именно томе Толкин был всегда прав?> либо <Почему Толкин сначала был прав в одном томе, а потом стал прав в другом?> Соответственно по этому критерию канонисты делятся на историков, филологов-лингвистов,
филологов-литературоведов и некоторых прочих.
Как правило, канонист знает тексты Толкина хорошо или очень хорошо, и стремится узнать еще больше.
Среднестатистический канонист воспринимается широкой общественностью как зануда и одновременно бесплатная справочная служба. На любой вопрос отвечает цитатой из Толкина. На любое возражение требует у своего оппонента цитату. В
своем нормальном состоянии отвергает все, что не соответствует текстам Толкина. На невинное утверждение оппонента типа "Дважды два четыре"
спрашивает "А в каком томе HoME это написано и какое там точное слово стоит по-английски?"
На самом деле, некоторая часть канонистов вполне себе в своем узком кругу занимается достраиванием, реконструкцией и ловлей глюков, выходящих порой далеко за пределы описанного в текстах, - но, за редким исключением, никогда
текстам не противоречащих. Не каждый канонист - это классический остогеровский ОК. Встречаются, вопреки утверждениям Остогера, также ОЭ, и
даже, - о, ужас, - СЭ, - хотя вряд ли кто-то из канонистов признается в подобном грехе публично.
Отношение канониста к ЧКА может варьироваться от резко негативного до спокойно-равнодушного, но основная позиция, все-таки, - <к ЧКА я не
отношусь> (<как вы относитесь к сексуальным меньшинствам? - а я к ним не
отношусь>)
<Умеренно светлые> - большая и сильно размытая категория. Эти люди сохраняют основные мировоззренческие полюса мира Толкина - "Эру благ, Мелькор гад" и тому подобное. Тексты могут знать хорошо, не очень хорошо или средне, но при
этом с текстами обращаются достаточно вольно, и за пределами упомянутых основных понятий позволяют себе иногда весьма далекие от текстов глюки и/или реконструкции. Часто также вольно обращаются с различными версиями, выбирая
понравившуюся на свой вкус без особенно четко обозначенных критериев. Верят во все Красивое, Доброе и Прекрасное, часто, много и не всегда к месту повторяют слова <Эстель> (непременно с большой буквы и непременно с придыханием) и <Арда Исцеленная>. Иногда склонны к пацифизму. Некоторая
часть представителей этой категории увлекается совмещением версий, рассматривая апокрифы в качестве отдельного источника (<да, пожалуй, эллери ахэ все-таки существовали: но, конечно, добрые валар не могли казнить их на
скале. Наверное, их просто всех привезли в Валинор и там исцелили> - и т.д.)
Мастера ролевых игр по Толкину часто встречаются именно в этой категории (хотя, впрочем, могут встречаться в любых других тоже).
Отсюда же растут ноги красивых и в принципе вполне нравственных, но абсолютно нетолкиновских концепций, - типа идеи об исцеления Мелькора
любовью, орков - красотой, а назгулов - сотней поцелуев.
Интересная вариация - люди с квентами бывших прислужников Врага - прозревших, раскаявшихся и возвернувшихся на сторону Света.
<Безыдейные> - не часто встречающая категория. Эти люди рАвно любят Толкина, ЧКА, Брилеву, любые другие апокрифы, воспринимая каждый отдельный текст просто как самостоятельную красивую сказку. Они старательно сопереживают той стороне, которой положено в каждом конкретном случае, - но каким-то образом ухитряются не делать из этого никаких мировоззренческих выводов.
В чистом виде подобные люди уже практически не встречаются, а остающиеся мастодонты под влиянием тусовки быстро идеологизируются. Те же, кто там и не пожелал идеологизироваться, изредка существуют в виде крайних Пацифистов и Всеобщих Миротворцев (<и тот мир такой красивый, и этот мир тоже такой
красивый, ребята, что нам делить, давайте жить дружно!>)
<Нейтралы и равновесники>. Честно говоря, эта категория людей для меня столь смутна, чужда и непонятна, что я не берусь охарактеризовать их мировоззрение и характерные особенности. Хотя на дделе таких людей есть и много. Подозреваю, что многие из тех, кто сами себя позиционируют как "темные", относятся скорее в эту категорию. В частности, подозреваю, что где-то сильно в районе этой категории находятся сторонники второй редакции ЧКА, а также вообще все люди, исповедующие принцип "У каждой стороны своя правда".
<Черные и пушистые>. Или, в качестве частого синонима, <темные-по-Ниенне>. В
основном это и есть те самые классические поклонники ЧКА, причем чаще первой редакции, - потрясающе наивной, безграмотной, местами пронзительно красивой, но самое главное - надрывно-сентиментальной. Хотя нельзя сказать, что эта категория полностью исчерпывается образом <Элхэ номер 125> в черном с серебром, со звездным светом в глазах и именем доброго Тано на устах, - все же это достаточно типичная характеристика. Также - Видящие, Помнящие, Благородные Рыцари Аст Ахэ, Черные Менестрели и т.д. (все - непременно с
большой буквы). Эти люди обычно плохо знают тексты Толкина, и, как ни странно, часто столь же плохо знают тексты Ниенны. Верят в Очень Доброго
Мелькора и Злобных валар, самих себя считают очень добрыми, правильными и нравственными, при этом часто несчастными и несправедливо страдающими. В общении могут проявлять бОльшую или меньшую адекватность. В худших вариациях
отличаются повышенной истеричностью, - но к счастью, худшие вариации встречаются не так часто (во всяком случае в сетевом варианте).
Как правило, именно этих добрых наивных девочек и юношей представители <злобных светлых> записывают в сатанисты, - совершенно напрасно, на мой взгляд. Ибо, несмотря на всю ту чушь, которую они
исповедуют, - во всех остальных отношениях они сохраняют совершенно нормальные нравственные понятия и этические представления.
Возраст часто подросткой, после определенного возраста (определенный возраст может наступить и в 16, и в 30 лет) линяют, превращаясь в нейтральных, умеренно светлых либо канонистов, - в зависимости от личной склонности. И лишь при особенно неблагоприятных обстоятельствах - мутируют в злобных темных.
<Злобные темные> - к счастью, достаточно редко встречающаяся (во всяком случае в сети, - живьем, говорят, чаще), но малоприятная категория. Иногда
называются также <темные-по-Толкину>, хотя, на мой взгляд, второе понятие шире. Ибо следует различать маску, надетую для литературной игры и маску, приросшую по жизни. Эти люди в худшем своем варианте осознанно поклоняются
злу именно как Злу. Их позиция - да, мы знаем, что Моргот - это зло, но именно такой и именно поэтому он нам нравится. Полуанекдотический случай, рассказанный Могултаем про Ниенну и иностранных сатанистов (<он не добрый, он злой. И все пытает, пытает, пытает>) - это ОНО. Исповедуют право силы, ницшеанские идеалы и крайний нравственный релятивизм. К ЧКА иногда относятся хорошо, но чаще презирают
ниеннистов за <мягкотелость>. Могут смыкаться с настоящими сатанистами. В крайних своих проявлениях, возможно, представляют реальную социальную опасность.
------
Следует отметить, что невозможно втиснуть каждого конкретного человека в рамки данной классификации. Ибо живые люди всегда сложнее и разнообразнее любых схематичных классификаций.Существует множество промежуточных типов, многие мигрируют из одной категории в другую (так, ваша покорная слуга за последние года полтора довольно стремительно мигрировала из умеренно светлых в канонисты, - незаметно для себя самой, но, говорят, что заметно для
окружающих), иногда один и тот же человек в зависимости от ситуации способен
представать в разных ипостасях; некоторых просто не удается классифицировать по этой шкале, - так, я не знаю, куда следовало бы отнести сторонников
<исторического подхода> Немировского и Виноходова - в те самые загадочные <нейтралы и равновесники>, что ли?
Наконец, кроме рассмотренных семи идеологических типов, существует тип еще один, внеидеологический. Под названием <дурак фэндомский, одна штука>. Дурак фэндомский может по формальным критериям подходить под любую из
вышеперечисленных категорий, изображать из себя белого, черного, зеленого и любого другого, - но при этом внутренняя сущность его не меняется. Лучше всего о представителях этой категории сказала некогда Митрилиан: <Я встречала идиотов-толкинистов, идиотов-ниеннистов, идиотов-сатанистов, идиотов-христиан. Определяющим везде было слово: ИДИОТ>.