"Что будет в России с кино и сериалами? Спойлер: всё очень плохо" - статья с таким заголовком появилась на интернет-страницах журнала "Мир Фантастики". Сейчас меня забанят те из причастных к журналу, кто еще не успел этого сделать раньше, но... "а напоследок я скажу".
И да, я вам не скажу за всю киноиндустрию, вся киноиндустрия она как Одесса - очень велика, но я внутри этой индустрии без малого лет 20 и кое-что об этом знаю. Немножко. Итак, пойдем системно по постулатам самой статьи.
1. "Голливудского кино не будет". Студии Sony, Disney, WarnerMedia, Paramount и Universal — приостановили свою деятельность в России еще в начале марта - это так. И я даже готов допустить, что пятерка голливудских монстров настолько не в себе или получает такое давление со стороны своего политикума, что реально решила уйти с российского рынка навсегда. Теперь давайте посмотрим, что из этого следует.
Голливудские блокбастеры, о которых плачут в статье, и в самом деле серьезно кормили кинопрокатчиков и кинотеатры. Но сами фильмы от вас никуда не денутся. На дворе 21-ый век и если вы думаете, что какие-нибудь санкции перекроют доступ к пиратскому контенту, таки нет. Более того, Роскомнадзор с того же начала марта разблокировал рутрекер. Если борцы за авторское право, начинают хамить и вводить ограничения, путая бизнес с политикой, то и в обратную сторону можно положить большой толстый болт на авторские права голливудских студий. Добрые американские студии не дадут вам смотреть кино в кинотеатрах за деньги? Не вопрос - родное злое государство разрешает вам делать это в интернете бесплатно. Да, вместо официального дубляжа будет вам Кураж Бомбей и матершинный до тошноты Кубик в Кубе. А то вы так кино в их дубляже не смотрели. Да и про дубляж... там уже мелькала информация, что группа профессиональных актеров решила внести свою лепту. Так что зритель потеряет разве что возможность смотреть марвелл на большом экране.
Кто реально потеряет, так это кинотеатры с прокатчиками. Они уже теряют, но! Кинопрокат теряет не первый день, если кто-то не заметил, напомню, голливудские новинки не кормили кинопрокат в течение значимого времени ковидных ограничений. Вот это поворот! И что? Кто-то умер? Сейчас кинопрокат стоит с протянутой рукой на коленях перед государством. Что будет дальше? Можно строить предположения. Вариантов не так много. Либо государство будет поддерживать кинопрокат, пока он не перестроится и не адаптируется к реалиям нового рынка. Либо кинопрокат загнется, обанкротится и на его месте возникнет новый прокат, живущий по законам нового рынка. Жалко ли мне кинопрокатчиков? Нет, так же как и все отечественные бизнесы, которые вместо того, чтобы развивать свое, многие десятилетия торговали чужим. Хотите сказать: "ничего личного только бизнес"? Ок, вот теперь не нойте и сосите бензин. Ничего личного.
Что до замены импортного контента отечественным в одночасье, то да, увы его в таком количестве нет. Но это не "однако оказалось", как пишет автор статьи, а закономерно. Когда 75-80% кинопроката забито Голливудом, отечественная киноиндустрия закономерно работает на оставшиеся 20-25 %. Работать больше, значит конкурировать с самим собой за 20-25%, а это не бизнес, это выброшенные деньги.
Ну и третий момент. Когда сотрудники тех самых компаний на своей голливудщине борются за увеличение LGBTQIA-сюжетов в детском контенте, возникает закономерный вопрос: а может и ухо с ним, с тем Голливудом? Слава богу, что ушел.
2. "Но и отечественное мы увидим не всё" - постулирует автор. Наверное я кого-то удивлю, но и раньше мы видели не все отечественное. Во-первых, далеко не всем давали прокатные удостоверения, есть кинопаражняк, который не стоит показывать априори. И дело здесь не в страшной цензуре и не в запретных темах. Вспомните загадочные полки советской цензуры, на которых лежало самое лакомое и заветное. Вспомнили? В 90-ых содержимое тех полок предъявили народу. Вспомните какое-то достойное, интересное широкому зрителю кино, которое оттуда изъяли. Удивлюсь, если вспомните. Но и не только прокатными удостоверениями ограничивался прежде рынок. Большая часть отечественного годами выходила в ограниченный прокат, зарабатывала ничего в течение недели и тихо уходила из проката в забытье. Навсегда. Есть сотни и тысячи фильмов, о которых вы, зрители ничего не знаете и ничего никогда не узнаете. Это эдакие фильмы Шредингера. Они как бы есть, но их как бы нет.
К слову фестивальное кино, о котором пишут в статье, это тот самый случай. Кинопрокат такое кино не спасет от слова НИКОГДА по той простой причине, что высоколобых эстетов, которые смотрят это кот наплакал, а таких, которые смотрят это на широком экране и вовсе с гулькин хрен. Так что обычно такие фильмы в прокате зарабатывают исключительно на то, чтобы оплатить банкет в честь премьеры.
"Слухи в прессе" о причинах невыдачи фильму прокатного удостоверения я комментировать никак не буду. Я не журналист, но строить риторику на сплетнях и слухах мне лично противно.
А вот про отечественные блокбастеры пару слов скажу. Фильмы уровня "Движения вверх" делаются по определенной бизнес-модели. В этой бизнес-модели учитывается несколько значимых факторов. Помимо того, что это очень большой бюджет, важно помнить, что это фильмы выходившие в новый год, когда наш прокат искусственно расчищал даты под отечественный контент, сдвигая голливудские новинки. Кроме того, это беспрецедентная рекламная компания. Помянутые в статье и созвучные им фильмы, имели в списке продюсеров лиц, которые могли бесплатно получить не только рекламу на больших каналах в телеящике, но и зайти на этих каналах в новости, рассказав людям, которые не ходят в кино, о том, что это фильм-событие и таким образом загнав людей не ходящих в кино в кинотеатры, сделав это самое событие.
Что до страданий по "Последнему богатырю", то здесь, полагаю, работает та же самая схема. Если компания Дисней нарушает правила, уходит с рынка и что-то запрещает, то отечеству вероятнее всего похеру запреты компании Дисней. За ломберным столом за шельмование бьют по морде канделябром. И это работает не только за ломберным столом. Так что, вероятнее всего, в ответ на запреты на региональный контент, компания Дисней получит жирный хер к носу.
Уже получает. Вот только пару дней назад слышал историю. Коллеги много лет не могли работать над проектом, потому что права на первоисточник проданы одной из ушедших компаний и с ней не получалось договориться. Теперь работают, потому что компания хлопнула дверкой и ушла, так что на претензии компании всем похер. И если вы считаете, что это не честно, то... представьте себе, что от вас ушла жена, сказав что вы урод, а вы после развода храните ей супружескую верность и питаетесь вареной цветной капустой и морковкой, которую терпеть не можете, только потому что жена от вас этого требовала. Станете это делать? Ага. Вот и здесь тоже самое.
3. "Сложилась безвыходная ситуация — голливудские новинки недоступны, а отечественных катастрофически не хватает". На самом деле ситуация не безвыходная. Как уже сказал выше - свято место пусто не бывает. Если Голливуд решит уйти насовсем, ниша заполнится отечественным контентом и не только им. Будет новый рынок. На этот рынок уже плотоядно поглядывает болливуд и прочие китайцы-корейцы. Скажете, что они никому не интересны? Я вас умоляю. Ровно так же, как вы привыкли жевать голливудскую жвачку, привыкнете жевать и болливудскую. А жвачку с узкими глазами вы уже жуете. "Игру в кальмара" напомнить? А ретроспективы - временная мера для поддержания штанов.
4. "Попкорн под угрозой". Попкорн под угрозой уже давно. Он попал под угрозу в тот день, когда начались пандемийные ограничения. причем не только наши, но и западные. С тех пор два года кинопрокат активно терял.
Но автор здесь размышляет о другом - о кинооборудовании, которое приходит в негодность, а производители ввели санкции и... И тут опять же стоит вспомнить о нескольких моментах. Во-первых, у практически любого западного оборудования есть китайские аналоги. Во-вторых, уже сейчас западные продукты, которые производители запретили ввозить к нам, ввозятся к нам в обход через третьи страны. Это уже есть и такая логистика уже функционирует в разных отраслях. Да, это несколько удорожает продукт, но продукт уйдя с рынка де юре, остается на нем де факто. Ну и в-третьих, оборудование не приходит в негодность в одночасье. Сколько работает телевизор у вас дома? А сколько он еще проработает? Так что не надо истерик.
А читать про колы, поднявшие цены, вообще смешно. Они ж тоже вроде как ушли с рынка. Или не ушли? Или? Вот то-то и оно.
5. "Без рекламы нет контента". Здесь идет сразу несколько утверждений, которые звучат весьма сомнительно.
"из тридцати крупнейших рекламодателей половина или полностью ушла из страны, или урезала расходы на рекламу" - очень хотелось бы получить список компаний, которые "полностью ушли" с рынка. У большей части всех этих уходяшек весьма расплывчатые формулировки. Они "замораживают", "приостанавливают", "временно останавливают" работу и т.п. Почему? А потому что национализировать можно не только имущество российских компаний в Европе, но и западных компаний в России. И они об этом как минимум догадываются. Кроме того - и еще раз - свято место пусто не бывает. ИКЕЯ ушла с рынка, ЛЕРУА МЕРЛЕН остался и расширяет ассортимент. Не будет одного - будет другое. Это касается всего, в том числе и рекламодателей.
"Эксперты пророчат, что уже в ближайшее время качественные высокобюджетные проекты в России исчезнут, а эфир займут снятые в павильонах дешёвые поделки и бесконечные мыльные оперы". Здесь хочется спросить: а это не те эксперты, которые еще недавно экспертно заявляли, что кино в стране нет, если не считать Звягинцева и Быкова. Напомню, оба режиссера для проката убыточны.
"«мыло» тоже может оказаться в дефиците. Многие российские каналы, в том числе «Первый» и «Россия-1», закупали мелодраматические сериалы у украинских студий. Теперь отечественным «мылоделам» придётся отдуваться за всех." Количество украинского контента было не столь велико. И, уверяю, отечественные "мылоделы" не сильно расстроятся.
"Участники рынка отмечают, что сокращение расходов затронуло не только будущие проекты, но и те, где бюджеты уже одобрены и контракты подписаны. Количество находящихся в производстве проектов сократилось в разы, а многие уже одобренные отложили на потом". Здесь могу рассуждать со своей колокольни. Из трех компаний, с которыми я работаю сейчас, проекты в заморозку отправила только одна, и то не все. Остальные две прекрасно работают, стремятся к расширению и освоению новых горизонтов. Делаем выводы.
6. "Новинок уже нет, а возможно, не будет и старинок". Еще раз робко предположу, что автор немножечко нагнетает. Процент нетфликса на рынке безусловно имеет место, но не нетфликсом единым жив человек. Более того, если мы обратимся к цифрам стриминговых площадок, то заметим, что в топ там большей частью уже давно попадают отечественные сериалы сделанные эксклюзивно по заказу отечественных стриминговых площадок. Эти площадки в большинстве своем - пятнадцатые бизнесы наших банков, операторов мобильной связи, интернет-провайдеров и прочего нихуЯндекса. Так что можно предположить, что здесь многое останется на месте. А если не останется, повторим мантру: свято место пусто не бывает. И если люди могут зарабатывать на чем-то деньги, но не хотят, то придут другие люди, которые захотят занять их место.
Что до отзыва лицензий на купленный контент, полагаю, что и здесь будет работать та же схема: "папа денег не дает, Костик деньги сам возьмет" (с) если кто-то решит что-то запретить, то пойдет он со своим запретом по правому борту. А кто не пойдет по правому, для того левый есть. Схемы гоп-стопа доступны не только голливудским студиям.
И да! 90% каталога и 90% просмотров это не равнозначные величины, а Амедиатека не единственный сервис.
7. "Оригиналы будут неоригинальнее". Ничего не случится с вашей оригинальностью. сервисы заточены на оригинальный и необычный контент. И это не всегда контент, в котором любую дыру затыкают баблом.
Какие-то сервисы будут поглощены? Сдуется пузырь, на котором кто-то пилил бабло? Это не новость, пузырь сдулся бы и компании поглотили бы так или иначе в любом случае. Тот, кто работал на этом поле прекрасно понимал, что в конечном итоге рынок поделят и будет у нас пара-тройка своих мастодонтов уровня нетфликса и НВО, а остальное уйдет на периферию или вовсе уйдет. Тот кто на этом поле реально работает, прекрасно знает, что рынок уже не один год меняется постоянно и под него надо постоянно подстраиваться. Если кто-то этого не понимал, у меня для них только один совет, как для любых безмозглых бизнесменов родом из 90-ых: думать надо хотя бы на два шага вперед, а не тупо давить несущую золотые яйца курицу, пока они из нее вываливаются. Будете жить сегодняшним днем, завтра угрохаете курицу и останетесь в заднице. И не жалко вас, раз вы настолько косны, как не жалко было издателей, выдавливающих последние капли из бумажной книги и просравших в свое время значительную часть рынка электронного.
8. "Меньше и дешевле". А в этой части текста просто идет подмена понятий. Причем грубо и прямо сразу.
"Участники рынка признают, что в ближайшее время в ходу будут развлекательные и эскапистские жанры (приключения, романтика, фантастика, мистика) — никакой актуалочки". Позволю заметить, что в ходу у массового зрителя всегда были развлекательные жанры. Грязненькая "актуалочка" никогда не собирала кассы и никак не влияла на сборы и жизнеспособность платформ и площадок. Да и чистая "актуалочка" тоже. Фильмы Тарковского в советском прокате ВСЕГДА проваливались. Потому все что угодно можно было Гайдаю с его 700% окупаемостью. "Игра в искусство" интересна единицам. Так что ваша "актуалочка" останется ровно в том положении в каком и была. А если фильмов про рашку-парашку станет меньше, то зритель массовый этого не заметит. А я лично сильно порадуюсь.
"А вот введение чёрных списков и своего рода запрет на профессию станет проблемой — ведь многие ведущие актёры, именитые продюсеры и большинство сценаристов высказались против «спецоперации»." Этот посыл тем более ложь. Если спуститься вниз по моей стене, то можно найти открытое письмо с сотнями и тысячами подписей в поддержку страны и президента. Да и гонять тех, кто свое мнение при себе держал никто не станет. А вот озвиздюлить тех, кто открыто говнял против своей страны в сложное время будет не лишне. Впрочем самые говорливые уже сдристнули и надеюсь им хватит смелости и принципиальности, чтобы не приползти назад с поджатым хвостом. А если не хватит, то я очень надеюсь, что их сюда не пустят.
Ну и подведу итог. Люди всегда хотели историй и зрелищ. Другие люди эту потребность удовлетворяли. И если кто-то думает, что сейчас колесо истории сорвется с оси и покатится в сторону, то это очень наивное предположение.
Все у нас будет, ребята. В том числе и кино. Его в Великую Отечественную продолжали снимать. А тогда это было сильно сложнее.
Ссылка на оригинальный поминальный плач:
https://www.mirf.ru/kino/chto-budet-v-rossii-s-kino-i..
ПС: Пока писал этот текст мне позвонил мой бухгалтер и спросил нет ли у меня свободного полнометражного сценария для одного известного режиссера работающего в жанре авторского кино, который по стечению обстоятельств так же работает с моим бухгалтером. Свободного полного метра у меня не нашлось, но сам факт такого экзотического способа поиска сценария кое о чем говорит. Никуда кино не денется.
(с)
Алексей Гравицкийhttps://vk.com/feed?w=wall35248349_7563