Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Культура разговорной речи (глава из книги) (Прочитано 3397 раз)
07/07/20 :: 7:15am
Дамирыч   Экс-Участник

 
§ 4. Понятие разговорной речи и ее особенности

Разговорная речь — особая функциональная разновидность литературного языка. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют единую кодифицированную основу, то разговорная речь отличается как некодифицированный метод коммуникации.

Кодификация — это фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей.

Нормы и правила разговорного общения не фиксируемы. Вот небольшой разговорный диалог, который позволяет в этом убедиться:

А. «Арбат» (станция метро) мне как лучше (проехать на метро)?
Б. «Арбат» — это же «Библиотека», «Боровицкая» / это же все равно / Вот «Боровицкая» тебе удобней //.

Перевод этого текста на кодифицированный литературный язык мог бы быть таким:

А. Как мне лучше проехать на метро до станции «Арбатская»?
Б. Станция «Арбатская» соединена переходами со станциями «Библиотека имени В. И. Ленина», «Боровицкая», и поэтому можно ехать до любой из этих станций. Тебе удобней всего доехать до «Боровицкой»[1].

Грамматические кодифицированные нормы запрещают употреблять именительный падеж в первом высказывании А. («Арбат») и последнем высказывании Б. («Боровицкая»). Сильная смысловая редукция (сжатие) первого высказывания Б. также неприемлема в кодифицированных текстах.

Известный русский психолог и лингвист Н. И. Жинкин однажды заметил: «Как это ни парадоксально, я думаю, что лингвисты долгое время изучали человека молчащего». И был совершенно прав. Долгое время считалось, что говорят так же или примерно так же, как и пишут. Только в 60-е гг. нашего столетия, когда появилась возможность фиксировать разговорную речь с помощью магнитофонов и эта речь попала в полном объеме в поле зрения языковедов, выяснилось, что для лингвистического анализа разговорной речи существующие грамматические кодификации не пригодны. Так что же такое разговорная речь?

Разговорная речь как особая функциональная разновидность языка, а соответственно и как особый объект лингвистического исследования характеризуется тремя экстралингвистическими, внешними по отношению к языку, признаками. Важнейшим признаком разговорной речи является ее спонтанность, неподготовленность. Если при создании даже таких простых письменных текстов, как, например, дружеское письмо, не говоря уже о сложных текстах типа научной работы, каждое следующее высказывание обдумывается, многие «трудные» тексты пишутся сначала в качестве черновика, то спонтанный текст создаётся без предварительных операций. Спонтанное создание разговорного текста объясняет, почему ни лингвисты, ни тем более просто носители языка не замечали его больших отличий от кодифицированных текстов: устные разговорные особенности не осознаются полностью, не фиксируются в полной мере сознанием в отличие от кодифицированных языковых показателей.

Интересен такой факт. Когда носителям языка для нормативной оценки предъявляются их же собственные разговорные высказывания типа «Дом обуви» как проехать? (кодифицированный вариант Как проехать к «Дому обуви»), то часто эти оценки бывают негативными: «Это ошибка», «Так не говорят», хотя для разговорных диалогов подобное высказывание более чем нормально.

Второй отличительный признак разговорной речи состоит в том, что разговорное общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими.

И, наконец, третьим признаком разговорной речи является то, что она может реализоваться только при непосредственном участии говорящих. Такое участие говорящих в коммуникации очевидно при диалогическом общении, но и при общении, когда говорит в основном один из собеседников (ср. жанр устного рассказа), другой собеседник не остается пассивным; он, так сказать, имеет право, в отличие от монологической официальной речи, постоянно «вмешиваться», соглашаясь или не соглашаясь со сказанным в форме реплик «Да», «Конечно», «Хорошо», «Нет», «Ну это», или же просто демонстрируя свое участие в коммуникации междометиями типа «Угу», реальное звучание которых трудно передать литературно. Примечательно в этом отношении такое наблюдение: если вы долгое время говорите по телефону и не получаете с другого конца каких-то подтверждений, что вас слушают — хотя бы в форме «Угу», — то вы начинаете беспокоиться, а слушают ли вас вообще, прерывая свой монолог репликами типа «Ты меня слышишь? Алло!» и подобными.

Особую роль в разговорном общении имеет прагматический фактор. То есть такие условия общения, которые включают определенные влияющие на языковую структуру коммуникации характеристики адресанта (говорящий, пишущий), адресата (слушающий, читающий) и ситуации. Разговорное неофициальное общение с непосредственным участием говорящих осуществляется обычно между знающими друг друга людьми в конкретной ситуации. Поэтому говорящие имеют определенный общий запас знаний. Эти знания называют фоновыми. Именно фоновые знания позволяют строить в разговорном общении такие редуцированные высказывания, которые вне этих фоновых знаний совершенно непонятны. Простейший пример: в вашей семье знают, что вы пошли сдавать экзамен, и волнуются за вас, вернувшись после экзамена домой вы можете сказать одно слово: «Отлично!» — и всем все будет предельно ясно. Столь же глубокое влияние на языковое оформление разговорного высказывания может оказывать ситуация. Проходя мимо старинного особняка, вы можете сказать своему спутнику: «Восемнадцатый век», — и станет ясно, что речь идет о памятнике архитектуры XVIII в.

Как уже сказано, спонтанность разговорной речи, ее большие отличия от кодифицированной речи ведут к тому, что так или иначе зафиксированные на письме разговорные тексты оставляют у носителей языка впечатление некоторой неупорядоченности, многое в этих текстах воспринимается как речевая небрежность или как ошибка. Происходит это именно потому, что разговорная речь оценивается с позиций кодифицированных предписаний. На самом же деле она имеет свои нормы, которые не могут и не должны оцениваться как ненормативные. Разговорные особенности регулярно, последовательно проявляют себя в речи носителей языка, которые безупречно владеют кодифицированными нормами и всеми кодифицированными функциональными разновидностями литературного языка. Поэтому разговорная речь — это одна из полноправных литературных разновидностей языка, а не какое-то языковое образование, стоящее, как считают некоторые носители языка, на обочине литературного языка или вообще за его пределами.

Что же такое разговорная норма?

Нормой в разговорной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей языка и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка — «не режет слуха». В разговорной речи часто встречаются такие произношения, как стоко (вместо кодифицированного столько), када, тада (вместо кодифицированных когда, тогда), ишшо (вместо ещё)— и все это орфоэпическая разговорная норма. В разговорной речи более чем обычна особая морфологическая форма обращения — усеченный именительный падеж личных имен, иногда с повтором: Кать, Маш, Володь, Маш-а-Маш, Лёнь-а-Лёнь — и это морфологическая норма. В разговорной речи последовательно именительный падеж существительного употребляется там, где в кодифицированных текстах возможен только косвенный падеж: Консерватория / как мне ближе пройти? (Как мне ближе пройти к консерватории?), У нас есть сахар большая пачка (У нас есть большая пачка сахара), — и это синтаксическая норма.

Нормы разговорной речи имеют одну важную особенность. Они не являются строго обязательными в том плане, что на месте разговорной может быть употреблена общелитературная норма, и это не нарушает разговорный статус: нет никаких запретов на то, чтобы в неофициальной обстановке сказать На четырнадцатом троллейбусе тебе лучше ехать Казанский вокзал // и Четырнадцатый троллейбус тебе лучше Казанский // Существует, однако, и большое количество таких слов, форм, оборотов, которые в разговорной речи нетерпимы. Каждый, надо полагать, без труда почувствует противоестественность для разговорной ситуации такого высказывания, как До Казанского вокзала тебе удобней доехать, если ты воспользуешься троллейбусом маршрута номер четырнадцать.

Итак, разговорная речь — это спонтанная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматические условия общения.

Языковые особенности разговорной речи столь существенны, что породили гипотезу, согласно которой в основе разговорной речи лежит особая система, не пригодная к оценке в системе кодифицированного языка и не выводимая из нее. Поэтому во многих исследованиях разговорную речь называют разговорным языком. Эту гипотезу можно принимать или не принимать. Во всех случаях верным остается то, что разговорная речь по сравнению с кодифицированным языком имеет свои особенности. Рассмотрим основные из них.

Фонетика. В разговорной речи, особенно при быстром темпе произношения, возможна гораздо более сильная, чем в кодифицированном языке, редукция гласных звуков, вплоть до полного их выпадения. Зафиксировано, например, произношение слова «университет» в четыре и даже три слога: [ун'ив'ьрс'т'эт], [ун'ирс'т'эт] с полной редукцией первого предударного гласного. Возможна сильная редукция даже ударного гласного: значит, так [зъч'так]. Вполне обычна полная редукция гласного в первом заударном слоге: холодно [холдна], сходите [сход'т'ь], видимо [в'ид'мо], блюдечко [бл'уд'ч'к'ъ]. Возможна не только количественная, но и качественная редукция гласных, например, фонема <у> в безударной позиции может звучать так: т[и]льпанчики, ощ[и]щение, ч[и]довище, форм[ъ]ла, отп[ъ]ск.

В области согласных главная особенность разговорной речи — упрощение групп согласных: выразительно [выраз'ит'на], следовательно [сл'эдъвът'на], пусть [пус'], глупость [глупъс']; то(ль)ко, сто(ль)ко, ско(ль)ко, поско(ль)ку, ниско(ль)ко, ко(г)да, то(г)да, все(г)да, нико(г)да.

Многие фонетические особенности разговорной речи действуют в совокупности, создавая весьма «экзотический» фонетический облик слов и словосочетаний, особенно частотных: с кем-нибудь [ск'мнт'], тысяча девятьсот [тыж'д'ъ в'ицот], скажите, пожалуйста [скыт'епажалста], например [нп'эр], [нм'эр], человек [ч'эк'], [ч'ьк], почему [пч'у], потому что [птушть], [птушъ], [пташъ], все равно [с'ор- но], сегодня [с'он'а], [с'он'], совершенно [шэ на].

Морфология. Основное отличие разговорной морфологии заключается не в том, что в ней есть какие-то особые морфологические явления (кроме уже упомянутых звательных форм обращения типа Маш, Маш-а-Маш трудно назвать что-либо еще), а в том, что некоторые явления в ней отсутствуют. Так, в разговорной речи крайне редко употребляются такие глагольные формы, как причастия и деепричастия в своих прямых функциях, связанных с созданием причастных и деепричастных оборотов, которые в работах по синтаксической стилистике характеризуются как сугубо книжные обороты. В разговорной речи возможны только такие причастия или деепричастия, которые выполняют функции обычных прилагательных или наречий и не являются центром причастных или деепричастных оборотов, ср. знающие люди, региаюгцее значение, прилегающее платье, дрожащий голос, блестящее стекло; лежала не вставая, не измеряя налила полную чашку, шла не сворачивая, пришли в одно время не сговариваясь, отвечает не задумываясь. Отсутствие деепричастий в разговорной речи имеет для нее одно важное синтаксическое следствие. Те отношения, которые в кодифицированном языке передаются деепричастием и деепричастным оборотом, в разговорной речи оформляются совершенно не терпимой в кодифицированном языке конструкцией с двойными неоднородными глаголами, ср. Я вчера вообще лежала головы поднять не могла //; Напишите две фразы не поленитесь //; Я тут обложилась словарями сидела //; И потом манера такая / сделала и ничего не уберет уходит // (ср. кодифицированное уходит, ничего не убрав).

Синтаксис. Синтаксис — это та часть грамматики, в которой разговорные особенности проявляют себя наиболее ярко, последовательно и разнообразно. Черты разговорного синтаксиса обнаруживаются прежде всего в области связи слов и частей сложного предложения (предикативных конструкций). В кодифицированном языке эти связи обычно выражены специальными синтаксическими средствами: предложно-падежными формами, союзами и союзными словами. В разговорной речи роль таких синтаксических средств не столь велика: в ней смысловые отношения между словами и предикативными конструкциями могут устанавливаться на основе лексической семантики соединяемых компонентов, примером чего является именительный падеж существительного, который может употребляться, как видно из многих уже приведенных примеров, на месте многих косвенных падежей. Языки с явно выраженными синтаксическими связями называются синтетическими, языки, в которых связи между компонентами устанавливаются с опорой на лексико-семантические показатели компонентов, называются аналитическими. Русский относится к синтетическим языкам, однако ему не чужды и некоторые элементы аналитизма. Именно тенденция к аналитизму представляет собой одно из важнейших отличий синтаксиса разговорного  от синтаксиса кодифицированного. Свидетельством такой тенденции являются следующие разговорные синтаксические структуры.

1) Высказывания с именительным падежом существительного в тех позициях, которые в кодифицированном языке может занимать только существительное в косвенных падежах. К таким высказываниям относятся:
— высказывания с существительным в именительном падеже при глаголе, это существительное часто выделяется интонационно в отдельную синтагму, но вполне типично и без интонационного выделения: Следующая / нам сходить // (нам сходить на следующей остановке); Майка эта темная / покажите мне // (покажите мне эту темную майку); Ты живешь второй этаж? — Это я раньше второй / теперь пятый // (ты живешь на втором этаже? — это я раньше жил на втором, а теперь — на пятом); У них сын физтех кажется / а дочь университет филфак ромгерм // (у них сын учится в физтехе, а дочь в университете на романо-германском отделении филфака);
— отрицательные эквиваленты бытийных предложений, в которых именительный падеж существительного выступает на месте кодифицированного родительного падежа: Ручка / у вас нет / телефон записать? // (у вас нет ручки?); Редиска есть? — Редиска нет / завтра привезут // (редиски нет);
— высказывания с существительным в именительном падеже в функции определения при другом существительном: Он купил шкаф / карельская береза // (он купил шкаф из карельской березы); Мне подарили чашку / тонкий фарфор // (чашку из тонкого фарфора); У нее шуба песцовые лапки // (шуба из песцовых лапок);
— высказывания с существительными в именительном падеже в функции именной части сказуемого (в кодифицированных высказываниях в этой позиции употребляются косвенные падежи): Она из Казани? — Нет / она Уфа // (она из Уфы); Ваша собака / какая порода? // (ваша собака какой породы?);
— высказывания с существительным в именительном падеже в функции подлежащего при сказуемых — предикативных наречиях на -о: Слишком крепкий чай / вредно //; Лес / приятно //. Эти высказывания не имеют прямых эквивалентов в кодифицированном языке, их смысл примерно такой: «Вредно пить слишком крепкий чай»; «Приятно гулять в лесу».
2) Высказывания с инфинитивом, обозначающим целевое назначение предмета, названного существительным: Надо купить кеды / бегать // (купить кеды, чтобы бегать в них по утрам); В переднюю нужен коврик / ноги вытирать // (в переднюю нужен коврик, чтобы вытирать ноги).
3) Высказывания с разговорными номинациями. В разговорной речи существуют особые способы обозначения предметов, лиц и т. п., то есть особые способы номинации. Для понимания синтаксиса разговорной речи во внимание должны быть приняты номинации, построенные по таким схемам: а) относительное местоимение + инфинитив (чем писать, куда ехать, что надеть), б) относительное местоимение + существительное в именительном падеже (где метро, чья машина), в) относительное местоимение + глагол в личной форме (что принесли, кто приехал), г) существительное в косвенном падеже с предлогом, называющее характерный признак обозначаемого (о человеке: в плаще, в очках, с зонтиком), д) глагол в личной форме с объектным или обстоятельственным распространителем, обозначающим характерное действие лица (двор убирает, газеты разносит). В разговорной речи номинации такого типа без каких- либо специальных синтаксических средств включаются в высказывание в роли любого присущего номинации-существительному члена предложения:
Дай мне во что завернуть //; Не забудь мыло и чем вытереться //; У тебя нет / куда яблоки положить //; Где мы в прошлую зиму катались на лыжах / перегородили / там стройка какая-то //; Чья посылка / подойти сюда //; Возьми салфетки / где посуда //; Позови на день рождения с курса и Мишку //; Мусор убирает / не приходила? Напротив живет / замуж выходит //; С Катей кончала / хочет в кино сниматься / /.

В кодифицированном языке такие номинации могут функционировать не на аналитической, а только на синтетической основе, оформляясь специальными синтаксическими средствами, ср.: У тебя нет какого-нибудь пакета, куда яблоки можно положить; То место, где мы в прошлую зиму катались на лыжах, перегородили; Возьми салфетки в шкафу, где посуда стоит и т. п.

4) Как аналитическую можно рассматривать и такую известную и по грамматикам кодифицированного языка конструкцию, как бессоюзное сложное предложение. В сложном предложении устанавливаются определенные смысловые отношения между составляющими это предложение частями — предикативными конструкциями. В союзном сложном предложении эти отношения выражаются специальными синтаксическими средствами, прежде всего сочинительными или подчинительными союзами или союзными словами, ср.: Я должен сходить в аптеку, потому что мне нужно купить аспирин. В бессоюзном сложном предложении эти отношения устанавливаются на основе лексико-семантического содержания соединяемых предикативных конструкций: Зайду в аптеку / аспирин мне нужен, где причиненные отношения «выводятся» из семантики слов аптека — место, где продают лекарства, и аспирин — одно из лекарств. Именно разговорная речь является основной сферой употребления бессоюзных сложных предложений. В ней возможны такие предложения, которые в кодифицированных разновидностях языка вообще не встречаются: Быстро до метро добежали / вымокли все-таки // (Хотя быстро до метро добежали, но вымокли все-таки); Я завернула за угол / Ирина с мужем идет // (Завернула и увидела, что Ирина с мужем идет); Вот такую мне шубу хочется / женщина прошла // (...шубу, которая на прошедшей мимо женщине); Я устала / еле ноги волочу // (Я так устала, что еле ноги волочу).

Широко представлены в разговорной речи такие бессоюзные сложные предложения, в которых обосновывается правомерность той или иной информации, вопроса и т. п.: Елки уже продают / я проходил // (Я проходил там, где обычно торгуют елками, и поэтому могут сообщить, что елки уже продают); Елки продают? Ты ведь там был сегодня // (Ты был там, где обычно продают елки, и поэтому можешь ответить на вопрос, началась ли торговля елками).

Кроме аналитических конструкций «синтаксическое лицо» разговорной речи во многом определяет то, что в традиционных грамматиках называется неполными предложениями. Неполными являются предложения с незамещенными синтаксическими позициями, которые являются сигналом того, что необходимый для коммуникации смысл должен быть извлечен либо из контекста, либо из ситуации, либо из общего для говорящих опыта, общих знаний — фоновых знаний. Неполные предложения столь характерны для разговорной речи, что существует даже мнение о том, что в разговорной речи вообще нет полных предложений. Если в этом утверждении и есть преувеличение, то оно явно небольшое. Ср.: (на кухне кипит чайник) Закипел // Выключи //; (в машине некоторое время назад А. объяснял шоферу, где надо сворачивать на другую улицу) А. Ну вот сейчас // (сворачивай); (А. ставит горчичники Б.) Б. Пониже давай // (А., Б., В. и другие лица обычно ходят обедать вместе в два часа, время — без пяти два. А. обращается ко всем) Так как? (собираетесь ли вы идти обедать?); (А. обычно приходит домой с работы в определенное время, на этот раз пришел позже, Б., открывая дверь) Что? (что случилось, почему задержался?); (А. только что вернулся из театра) Б. Ну как? (понравился ли спектакль?).

Характерной чертой разговорной речи являются высказывания не с одной, а с несколькими незамещенными позициями, смысл которых может устанавливаться как из ситуации, так и из фоновых знаний:

(А. и Б. бегут на электричку — ситуация, известно, что в данное время электрички ходят часто — фоновые знания. А. к Б.). Не надо / скоро II (не надо бежать на эту электричку, потому что скоро пойдет следующая); (А. что-то пишет — ситуация, время обеда — фоновые знания. Б. и А.) Кончай / иди // (кончай писать и иди обедать).

И, наконец, еще один круг синтаксических особенностей разговорной речи — это многочисленные и своеобразные способы выделения в предложении наиболее важных для понимания смысла предложения компонентов. Для этих целей используются:

— особый разговорный порядок слов, когда два непосредственно связанных слова могут быть разделены другими словами: Красных купи мне / пожалуйста / стержней // (красных стержней для ручки);
— разного рода специальные слова — актуализаторы (местоимения, отрицательные или утвердительные частицы): Он что / уже в школу идет? //; Ты завтра / да? уезжаешь? //; Он летом / нет / к нам приедет? //;
— повтор актуальных компонентов: Я по Волге этим летом поеду // По Волге //.

Лексика. В разговорной речи почти не встречается каких-то особых неизвестных в кодифицированном языке слов. Ее лексические особенности проявляются в другом: для разговорной речи характерна развитая система собственных способов номинации (называния). К числу таких способов относятся:

— семантические стяжения с помощью суффиксов: вечёрка (вечерняя газета), самоволка (самовольная отлучка), маршрутка (маршрутное такси), комиссионка (комиссионный магазин), газировка (газированная вода);
— субстантивированные прилагательные, вычленившиеся из определительных словосочетаний путем опущения существительных: прокатка (прокатный цех), генералка (генеральная репетиция), лабораторка (лабораторная работа), Тургеневка (Тургеневская библиотека);
— семантические стяжения способом устранения определяемого: диплом (дипломная работа), мотор (моторная лодка), транзистор (транзисторный приемник), декрет (декретный отпуск);
— семантические стяжения способом устранения определяющего: вода (минеральная вода), Совет (Ученый совет), сад, садик (детский сад), песок (сахарный песок);
— глагольные сочетания — конденсаты (стяжения): окончить (учебное заведение), поступать (в учебное заведение), отметить (праздник), снять (с занимаемой должности);
— метонимии: тонкий Платонов (тонкий том А. Платонова), длинный Корбюзье (здание архитектора Корбюзье), быть на Фальке (на выставке художника Р. Фалька).
Особое место среди лексических разговорных средств занимает имя ситуации. Имя ситуации — это конкретное существительное, которое в определенном микроколлективе может обозначать какую- то актуальную для данного коллектива ситуацию: (в ситуации хлопот по установке телефона возможно высказывание) Ну как / кончился твой телефон? (т. е. хлопоты по установке телефона); В этом году мы яблоки совсем забросили // (заготовку яблок на зиму).

Основной, если не единственной, формой реализации разговорной речи является устная форма. К письменной форме разговорной речи можно отнести только записки и другие подобные жанры. Так, сидя на собрании, можно написать приятелю Уйдем? — и в условиях данной ситуации и соответствующих фоновых знаний (необходимо куда-то успеть) будет ясно, о чем идет речь. Существует мнение, что все особенности разговорной речи порождаются не условиями ее реализации (спонтанность, неофициальность, прямой контакт говорящих), а именно устной формой. Другими словами, считается, что нечитаемые официальные публичные устные тексты (доклад, лекция, радиобеседа и т. п.) строятся так же, как и неофициальные спонтанные. Так ли это? Вне всякого сомнения, всякий устный публичный текст, не читаемый «по бумажке», имеет свои существенные особенности. Известная исследовательница устных текстов О. А. Лаптева, которой и принадлежит версия об устности как ведущем признаке некодифицированных текстов, справедливо отмечает особый, неизвестный письменным текстам, характер членения любых устных нечитаемых текстов. Вот ее пример фрагмента одной устной лекции:

Э-э // как / после того / как было / в пифагорейской школе открыто / явление / несоизмеримости / двух отрезков / э-это / в-в математике / / возник очень серьезный кризис // С точки зрения / математики / того времени / с одной стороны / все должно было измеряться числами / и таким образом / э / наличие / того двух / из двух отрезков / которые нельзя соизмерить / вытекало / несугцествование одного из них / ас другой стороны / было и понятно / что такое ясное / совершенно ясная / и очевидная / прежде казавшаяся / абстракция / как скажем квадрат / ну или равнобедренный прямоугольный треугольник / э / совершенно / э / ну вот / не выдерживают //ну вот / не выдерживают //ну вот оказываются не существующими //в некотором смысле оказываются несуществующими //.

Однако, несмотря на немалые синтаксические особенности этого текста, вполне правомерным будет предположение о наличии в нем кодифицированной основы. Чтобы перевести этот текст в письменную форму, достаточно осуществить его несложное и очевидное редактирование, ср.:

«После того как в пифагорейской школе было открыто явление несоизмеримости двух отрезков, в математике возник очень серьезный кризис. С точки зрения математики того времени, с одной стороны, все должно было измеряться числами, и, таким образом, из наличия отрезков, которые нельзя было соизмерить, вытекало несуществование одного из них, а с другой стороны, было понятно, что такая прежде казавшаяся совершенно ясной и очевидной абстракция, как, скажем, квадрат или равнобедренный прямоугольный треугольник, в некотором смысле оказывается несуществующей.»

Подлинные разговорные тексты при переводе их на кодифицированную письменную основу требуют не редактирования, а именно перевода, ср.:

Ты знаешь / вот это производственное обучение // Сашка просто молодец // Он же на этом / радио какой-то // Транзистор у нас испортился // Он все там вынул-вытряхнул // Думаю / ну! А сделал // Все // Говорит-играет //

Вот возможный письменный перевод этого текста:

Производственное обучение очень много дает в практическом плане (много дает человеку, очень полезно). Саша занимается радиоделом (специалист по радио, на радиопредприятии). И достиг больших успехов. Вот, например, у нас испортился транзистор. Он его весь разобрал. Я думала, что он и собрать не сможет (что он его сломал). А он все собрал и исправил. И приемник теперь исправно работает.

Легко видеть, что в переведенном тексте сохранен только смысл, грамматическая же и лексическая основа оригинала и перевода совершенно различны.

Итак, с точки зрения языковых особенностей следует различать устные кодифицированные и некодифицированные разговорные тексты.

Какое же значение для культуры владения языком имеют изложенные сведения о языковых характеристиках разговорной речи? Только одно: в условиях разговорного общения не надо бояться спонтанных проявлений разговорной речи. И, естественно, надо знать, что это за спонтанные проявления, чтобы уметь отличить их от ошибок, которые, конечно же, могут быть и в разговорной речи: неправильные ударения (начать, средства), произношение (просторечное наварситет вместо университет), морфологические формы (ихний вместо их) и т. п. Широко распространенное убеждение в том, что культурные люди должны говорить во всех случаях так же, как и пишут, является в корне ошибочным. Если следовать этому убеждению, то легко попасть в положение тех «героев», о которых с большой иронией писал К. И. Чуковский в своей знаменитой книге о языке «Живой как жизнь»:

«В поезде молодая женщина, разговорившись со мною, расхваливала свой дом в подмосковском колхозе:

— Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив!
— В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод.
И видно было, что она очень гордится собою за то, что у нее такая «культурная речь».

Та же гордость слышалась в голосе одного незнакомца, который подошел к моему другу, ловившему рыбу в соседнем пруду, явно щеголяя высокой «культурностью речи», спросил:

— Какие мероприятия принимаете вы для активизации клева?»

Контрольные вопросы и упражнения:

1. При каких внешних экстра лингвистических условиях реализуется разговорная речь?
2. Почему возникла гипотеза о разговорной речи как особой языковой системе?
3. Какое влияние на языковые особенности разговорной речи оказывают прагматические условия их реализации: ситуация, фоновые знания говорящих?
4. Вслушайтесь в разговорную речь окружающих и попытайтесь обнаружить в ней те особенности, о которых вы прочли в этой книге.
5. Запишите на магнитофон небольшой (около минуты звучания) фрагмент официальной устной публичной речи (лекция, беседа по радио и т. п.). Отредактируйте этот текст так, чтобы его можно было опубликовать. Какую редакторскую правку вам пришлось внести в исходный устный текст?
6. Запишите на магнитофон небольшой фрагмент разговорной речи и переведите его в письменный кодифицированный текст. Какая правка понадобилась вам в этом случае?
7. Надо ли стремиться в разговорных условиях общения говорить, как пишешь? К каким курьезам может привести такое стремление?

[1] В этой главе использованы выдержки и материалы из следующих книг и статей: Русская разговорная речь. М., 1973; Земская Е. А., Китайгородская М. В.,Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М., 1981; Земская Е. А., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь: итоги иперспективы исследования // Русистика сегодня. М., 1988. Поскольку при письменной фиксации разговорной речи обычные знаки препинания используемые в литературном языке не передают членение предложения и текста на определенные интонационные части, используются такие условные знаки: / — интонация незавершенности, // — интонация завершенности


А теперь вопрос, к тем для кого вышеприведенных текст показался интересным:
Какие именно нормы русского языка следует соблюдать, по вашему мнению, в интернете?
Разговорные или литературные?
 
IP записан
 
Ответ #1 - 07/07/20 :: 4:53pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 990
*****
 
По-моему, "норма разговорной речи" звучит как "горячий лед". А вообще стиль общения зависит от контекста - одно дело обсуждение "академическое", а другое дело обсуждение более "неформальное".
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #2 - 07/08/20 :: 1:58am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Имхо, в статье примеры довольно спорные. Даже в разговорной речи употребляют "на/до" (ну хоть первые примеры в случае с метро). То есть "До Арбатской как ехать?" - да, а вот "Арбат как?" - странненько.

А вообще разговорная речь, даже если без маньеризмов, сокращений и "слов-паразитов" все равно довольно мобильная и условная стурктура, имхо же.

Что да - "канцелярит" в разговорной (да и в письменной) речи убог априори (если это не юмористические пассажи).
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #3 - 07/08/20 :: 2:11pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 990
*****
 
Куча примеров в тексте действительно надумана - с перестановкой слов и выбрасыванием предлогов в иных из таких примеров, как в тексте, практически никто в живой речи так не "перебирает" Улыбка.
« Последняя редакция: 07/08/20 :: 5:55pm от Luz-das-Estrelas »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #4 - 07/09/20 :: 7:02pm
Дамирыч   Экс-Участник

 
Это не "текст" и не "статья", это глава из книги.
(Для уточнения)
Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. К 90 Л. К.Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА М,1998. — 560 с.
Он уже утвержден и выпущен.
Это не узкоспециализированный профессиональный учебник. На весьма широкую аудиторию рассчитан.
я такое читать люблю. неакадемически. иногда интересно и небезполезно.
В целях так называемого самообразования.

Кстати насчёт "надуманости примеров".
Они насколько надуманы?
В чем общепринято измерять количественно-качественную степень "надуманости"?
В метрах, килограммах, литрах, градусах?
А каких градусах? Тех в которых углы измеряют или крепость алкоголя?

Не.., Luz-das-Estrelas, что касается житейской практики, так много кто "перебирает". Вы даже представить не сможете насколько и чего.  Хоть Вы и видный деятель в области ядерной физики и я Вас уважаю – тут я с Вами категорически не согласен.

Предлоги тоже довольно часто выбрасываются или "проглатываются". Когда очень торопятся. В "живой речи", как таковой, можно наблюдать ещё и такие разновидности как "пьяная" и "поспешная". Если уж прям по ходу разговора новые категории сочинять.
« Последняя редакция: 07/09/20 :: 8:35pm от Н/Д »  
IP записан
 
Ответ #5 - 07/10/20 :: 1:48pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 990
*****
 
Дамирыч - думайте что угодно, но я такой манеры говорить ("Арбат как?" и тому подобное) не слышал никогда и ни от кого.
А про то же метро - в 2002 г. в Москве стоим в метро, ждем поезда, и вдруг подходит к нам человек и спрашивает: "Когда придет автобус?". И мы так и не поняли, то ли он всерьез метро автобусом называет, то ли балуется, то ли пьян...
« Последняя редакция: 07/10/20 :: 5:39pm от Luz-das-Estrelas »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #6 - 07/11/20 :: 6:14pm
Дамирыч   Экс-Участник

 
...Ладно, этому поверю. Тому, что лично вы, такой манеры не слышали. никогда и ни от кого.

Когда вдруг, подходит к вам человек, и спрашивает: "Когда придет автобус? Следует сразу задавать чоткий и внятный уточняющий вопрос.  например - "Номер какой?"

Может - ждал свой автобус на автобусной, недождался, потом отправился в метро - спрашивать про этот свой автобус. вы ж не уточнили откуда он к вам. подошол.

иностранцы бывают. с несколькими правильными краткими шаблонными фразами из популярных разговорников.
они иногда путают, в каких случаях и какими именно выученными фразами следует пользоваться.

ну и это тоже как варианты:

вариант A) Дурак, каких даже в природе не встречается.
вариант В) Стебун, норкоман и укурок. балующийся веществами умело скрывший признаки этого своего "баловства". глумливое выражение лица, бегающе-играющие глаза и.т.п.
вариант С) Пьяный, наугощавшийся до неспособности отличить автобус от поезда, однако опять же умело утаивший от окружающих свою густую "спиртуальную ауру".

варианты обьяснения "странненького" небогаты.
можно ничего не понимать, из всего этого. просто бросить монетку – орел, решка и не париться. ну или кубик.

По-любому ничо хорошего в таких вариантах нет. всё равно, что выпадет. да и  2002г. был давным-давно.
Аж 18(!) лет назад. я б подобную мелочь, случившуюся настолько давно, даже и запоминать не посчитал нужным.

А насколько всё-таки надуманы там примеры-то? До полной непригодности к чтению?
я не из Москвы. не могу адекватную оценку такой куче примеров дать.
 
IP записан
 
Ответ #7 - 07/12/20 :: 12:19am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Мне очень неловко, я понимаю, что хотелось поделиться чем-то изданным и чем-то понравившимся, но может вам, Дамирыч, стоит заинтересоваться Розенталем? Ну просто когда рассуждают о разговорной речи и языковых нюансах, предполагается, что владение нормативным письменным языком в полном порядке...
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #8 - 07/13/20 :: 9:10pm
Дамирыч   Экс-Участник

 
ох Аллор, Аллор. мне тоже весьма неловко, но.. селёдки -то не желаете? В ней фосфора много, для мозгов полезно. Вдруг поможет? Зачем Дитмар Эльяшевич Розенталь.. татарину? Вот ещё этого не хватало бедному еврейскому народу. Анекдот есть такой старый:

В поезде едут еврей и хохол. Решили перекусить, хохол достает шмат сала, каравай хлеба, круг колбасы, а еврей - сушеную селедочную головку.
Хохол смотрит и удивленно спрашивает: - А что, этим и правда можно наесться?
Еврей обьясняет: - Таки знаете, содержит весьма много фосфора, для головного мозга очень полезно.
Хохол угрюмо задумывается, потом предлагает: - А давай меняться!
Поменялись. Еврей лопает хлеб, сало и колбасу, хохол грызёт селедочную головку.
Хохол тоскливо смотрит на "это всё" и вздыхает:
- Ох, ну и дурак же я..
Еврей: - не фига ж себе! - ОДИН РАЗ попробовал и сразу поумнел!


Как обучен так и пишу. А смысл этой притчи разжовывать не буду. Без обид, да?
 
IP записан
 
Ответ #9 - 07/14/20 :: 11:55pm

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Да я уж колбаски наверну)))) А вы селедочкой-то угощайтесь, полезно, сами говорите)))
Но вообще-то все проще: поучать Истанаро и авторитетно изрекать что-то, касающееся русского языка, не владея оным на приличном уровне, как-то неэлегантно. Вот несоотвествие авторитетного тона и владения языком и покоробило. А так-то хоть как пишите, мне-то что, хоть по татарски, может, татарским вы владеете лучше (вот только форум этот русскоязычный, такая незадача).
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #10 - 07/15/20 :: 8:45pm
Дамирыч   Экс-Участник

 
Верю, верю, колбаски навернём, спасибо не скажем, да ещё в спину напоследок  авторитетное мнение тусовки выскажем. И пивом не угостим, или - валерьянкой. Вы меня ещё, наверное, долго от дел отрывать будете, и разъяснять, какой я неграмотный и неэлегантный. Это я и без вас прекрасно знаю. И кому нужна ваша оценка элегантного владения языками, например, меня? Она не нужна никому. Это очень неинтересная вещь.
У меня от нее комплекс неполноценности чего доброго приключится.
Форум-то русскоязычный, я не слепой. Но когда я регистрировался, подтверждения о регистрации, появлялись в папке... "спам". Я очень удивился. Теперь ясно, почему.
А почему недопустимо поучать Истанаро? Я считаю, что есть исключительные случаи, где поучать НАДО. Да хоть кого.  Да хоть какими языками. И меня любимого в том числе. Главное чтоб помогло.
Ладно, принято - Истанаро не поучаем, критике не подвергаем, вопросов ему не задаём. Даже если они снова устроят такое лютое безобразие, как критика устоявшихся терминов. За неэлегантно-абсурдное звучание.
«как горячий лёд» ага. Ghaash agh akûl â
Пусть изволят творить, что душе угодно, хоть молотком дырки сверлят, хоть электродрелью гвозди забивают. А вам дарую инструкцию по взаимодействию со мной - когда ещё раз увидите такой "грязный стиль владения языком" - сразу говорите - "Дамирыч прекрати кривляться - пиши нормально".
Кстати, это очень здорово, Аллор, что вы перестали "имхо" в текст вставлять.
Я считаю, что так гораздо красивей.
 
IP записан