Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 ... 5
Игра "Биркенвальд" (Прочитано 21632 раз)
06/28/19 :: 10:16am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Пишет одна из участниц тестового прогона:

Цитата:
Я глубоко уважаю и ценю Ольга Прудковская за творческую мощь и независимость. Хэлка делает сильные игры, последнее время в коротком формате, и делает их одна, что меня глубоко впечатляет каждый раз - я так не умею.

Только что вернулась с тестирования игры "Биркенвальд" по мотивам произведения Виктора Франкла "Синхронизация в Биркенвальде" - про нацистский концлагерь.

Дисклеймер: я считаю совершенно допустимым и даже необходимым играть в страшные и важные темы мировой истории, включая 20 и 21 века. В моей картине мира это этично, хотя требует от мастера колоссальной аккуратности и чуткости в работе с материалом.

***

Игра тактовая: проходит несколько дней из жизни концлагеря. В рамках такта есть побудка, плац, работы, распределение еды и сон. Игроки поделены на две половины: одна половина играет узников, вторая половина - ангелов, которые испытывают заключенных, и для этого ангелы время от времени спускаются на землю в виде нацистских солдат. Некоторые ангелы стремятся исполнить прошение уже умерших родственников узников и поскорее отправить их к ним, избавив от страданий, некоторые, наоборот, укрепить надежду живого человека, насытить его жизнь новыми смыслами.

Есть механика, которая позволяет персонажам - узникам обретать новые смыслы, терять старые, увлекаться надеждой и утрачивать ее, впадать в тоску...Персонаж, который теряет всю надежду - бросается на проволоку или превращается в отупевшего человека без целей и содержания.

И, самое главное: ключевой контент игры — это цитаты из дневников реальных заключенных разных нацистских лагерей, которые озвучиваются персонажами во время событий тактов в рамках пространства «сцены».

***

ЧЕРНЫЙ АНГЕЛ (появляясь, как и мать, справа; философам). Какое невезенье! И надо же, чтобы это случилось со мной!
КАНТ. Что такое?
СОКРАТ. Что опять случилось?
СПИНОЗА. У вас вечно что-то случается.
АНГЕЛ. Я должен спуститься вниз — туда, к ним.
КАНТ. Но зачем?
АНГЕЛ. Женщина подала заявление. Она хочет, чтобы сыновья были с ней.
СПИНОЗА. И что?
АНГЕЛ. Я должен туда, испытать их.
КАНТ. Вот так, в таком виде?
АНГЕЛ. О чем вы?
СОКРАТ. Переодетым, инкогнито?
АНГЕЛ. Конечно.
СПИНОЗА. И как что? Как кто?
АНГЕЛ. Как эсэсовец.
КАНТ. Забавно!
АНГЕЛ. Но не для меня! Надо же, чтобы со мной это случилось — как эсэсовец! (с.)

Играть трудно не было, а вот слушать цитаты было трудно. Вроде и читала немало подобных вещей, но все равно когда переживаешь вновь и вновь мысль, что люди совсем недавно творили запредельные зверства, которые не то что бы за гранью добра и зла, а вообще не понятно, за гранью чего — становится очень сильно не по себе.

***

После игры обсудили дизайн, прикинули, что надо докрутить, чтобы было совсем круто. Так что, когда будут новые прогоны — не проходите мимо.

Спасибо всем игрокам, и еще раз — Хэлке.

(Внезапно я не могу дать ссылку на исходник ВКонтакте, вчера был, сегодня нет; не думаю, что имеет смысл называть автора отзыва, речь не о нем)

Я что хочу сказать. Там в FB сейчас адово обсуждение и страсти кипят второй день; я запросила разрешения принести сюда наиболее интересные реплики из ныне friends only записи и разрешения этого подожду все-таки, а пока - в общих чертах.
Сторонники игры много говорили о том, что это нормально и допустимо. А 13 лет назад была у нас тема, "Ролевая игра по Беслану" (игра на тот момент планировалась, но не случилась), вот обсуждение: http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=1163769161/0
Я прошу обратить внимание: никто из участников дискуссии на посчитал идею такой игры приемлемой. Не сочло ее приемлемой и игровое сообщество, как можно видеть из комментария Джеффри -
Цитата:
И обсуждать тут собственно нечего. Ролевое сообщество довольно дружно сказало мастерам: "Да вы что-то совсем обурели!"
Игра проведена не была (на сколько я знаю) и на обеих конах (Зиланте и Волке) мастерам четко сказали, что это полная...

Поскольку, с моей точки зрения, игры подобной тематики лежат в одной плоскости, мне хотелось бы понять, что изменилось в ролевом сообществе за 13 лет и почему такие игры теперь считаются возможными, приемлемыми и этичными.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #1 - 06/28/19 :: 2:34pm

Eileen   Вне Форума
Зашел поглядеть

Пол: female
Сообщений: 28
*
 
Во-первых, между событиями Второй мировой и Беслана есть ключевая разница - родных погибших в Беслане, у которых трагедия ещё не отболела, любое использование этой темы может задеть. Опыт Холокста же уже с использованиях каких только средств не перерабатывался.

Во-вторых, возвращаясь к вопросу:
за прошедшие годы игра отвоевала своё пространство не только как развлекательное мероприятие, но и как художественное средство, позволяющее поговорить на любые темы.
И кажется, что при уважении к теме и корректности реализации запретных тем теперь нет или почти нет.

Почему?..
Может, потому, что сейчас стало сложно провести грань между игрой и спектаклем - элементы интерактивности и полноценные иммерсивные постановки в классичсеком театре с одной стороны, и переход кабинеток в спектакли живого действия с другой стороны превратили ось "спектакль - игра" в континуум, который сложно разделить бинарно, да и не нужно.
Может, дело в нордиках, для которых нормально поднимать в своих кабинетках темы травли в школе, послеродовой депрессии или травмы потери ребёнка.
Может, дело в том, что были удачные примеры игр по сложным, болезненным темам - например, игра Милены "Блокада".
 
IP записан
 
Ответ #2 - 06/28/19 :: 3:05pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
Цитата:
Поскольку, с моей точки зрения, игры подобной тематики лежат в одной плоскости, мне хотелось бы понять, что изменилось в ролевом сообществе за 13 лет и почему такие игры теперь считаются возможными, приемлемыми и этичными.


  Ответ в два слова (очевидный и достаточный для меня, но ничего не объясняющий Другому). Изменились люди.
  Не "такие игры..." [как-то изменились, получили новое наполнение, смысл, идею, - и] "...теперь считаются возможными, приемлемыми и этичными" - а такие люди не видят, не чувствуют, не понимают или не испытывают внутреннего неудобства от подобных "тем". Другие "можно" и "нельзя", другие "правильно" и "неправильно"... бОльшая "виртуальность" и меньшая "эмпатичность", и много чего еще, наверное...
  Вот поэтому мой (и наш) опыт, почему "это полная..."(с) - словами не передается, и в абстрактном диалоге услышан, принят и адекватно отражен не будет. Не головой это понимается, и не диспутами решается вопрос..
  Мы - реально - живем - в разных - мирах.
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #3 - 06/28/19 :: 7:22pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Уважаемая Eileen, тут вот какое дело. Игра - это не спектакль; спектакль не требует полного погружения и полной эмоциональной задействованности, игры (я так понимаю, "Сильм-экстримом" началось) требуют именно этого и целью игры ставят катарсис. Я чуть позже откопаю древние треды по "экстриму", они у нас были, и в те совсем древние времена существенной частью сообщества Лорины практики не приветствовались. Тех, кто был в восторге, тоже хватало: как сейчас.

Для справки: собственно, пьеса "Синхронизация в Биркенвальде" Франкла тут - http://booksonline.com.ua/view.php?book=172770

Пару реплик из дискуссии в FB сюда принесу; дискуссия подзамочная, но цитировать мне разрешили.

Александр Аринушкин
Цитата:
...пмсм, всё это более чем смахивает не на "игру" в привычном мне как некоторым образом ветерану этого дела формате, а на серьёзный психологический эксперимент. Так что, если вам дороги жизнь и рассудок, держитесь подальше от торфяных болот ну и т.д. Я вовсе не уверен в профессиональных компетенциях организаторов в этом смысле. Надо оно вам - такие катарсисы?


Галина Щерба
Цитата:
Для тех, кто ставит знак равенства между ролевым проектом "Биркенвальд" и постановкой пьесы "Синхронизация в Биркенвальде". Единичные постановки с треском проваливались. Пока единственные, кому удалось её сыграть - психологи Московского института психоанализа. И показы идут на специализированных площадках - фестивалях, музеях или в рамках психологических конференций и конгрессов.


Чтобы разбавить - Дмитрий Часовитин
Цитата:
Гм. Можно, я тоже выскажусь?
Во-первых, это не первая игра по теме. Давным-давно, году, кажется, в 2003 был какой-то подобный проект, как минимум, заявлялась игра. Тоже вызвала дикое возмущение, кстати. Было ли что-то подобное потом - не знаю, но накала одобрения нацизма в ролевой среде не особо заметно.
Во-вторых, я искренне не понимаю, почему играть в резню в Безье, ведовские процессы или там штурм татарами Изяславля можно, а в концлагерь нет. Просто потому, что Безье случилось 700 лет назад, а концлагерь 70? Если что, у меня оба эти исторические события вызывают совершенно естественный ужас и отвращение. Но я искренне не понимаю, почему в одно можно играть, а во второе нет.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #4 - 06/28/19 :: 7:28pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Еще немного о Викторе Франкле и его пьесе, мне кажется, это важно.

Цитата:
О книге "Синхронизация в Биркенвальде"
Пожалуй, Франклу удаётся главное: рассказать не только о физической, но и о психологической тяжести пройденного им испытания.

И вместе с тем книга Франкла таит в себе странный парадокс. Рассказывая об опыте коллективной психотерапии в лагере, он приходит к заключению, что наибольшим шансом выжить обладали те, кто видел смысл в своём существовании, знал, ради чего он живёт. При этом, если нет очевидной внешней цели, Франкл готов видеть этот смысл в самом страдании, через которое человек должен пройти, чтобы, как это ни странно звучит в данном контексте, возвыситься над собой. И хотя он замечает, что эта логика гораздо более понятна религиозным людям, по его мнению, это вовсе не является обязательным условием. Так в рассуждениях Франкла появляется второе дно: сам того не желая, он оправдывает не только страдание как таковое, но и весь лагерный опыт.

Это впечатление ещё более усугубляется философской пьесой «Синхронизация в Биркенвальде», в которой Франкл иллюстрирует свою теорию выживания в лагере посредством художественных приёмов. Среди персонажей пьесы — ангел, который сходит на землю в образе эсэсовца. Со свойственной ему жестокостью он должен испытать моральную стойкость одного заключённого и по итогам истязаний решить, достоин ли этот человек того, чтобы продолжить свой земной путь.

(с) Татьяна Трофимова «Не вижу зла»


Еще: “Сказать жизни ДА!” или записки Виктора Франкла из концлагеря

Я полагаю, стоит обратить внимание на цели и задачи книги, а также на биографию автора в данном случае (тогда понятнее становится то, о чем говорила Галина Щерба).
И это будет второй вопрос: зачем такие игры? Чтобы что?
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #5 - 06/28/19 :: 7:41pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Так, прошу прощения, я обещала древний тред об экстриме на играх, вот он: http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=1068549779/0#0
Там пять страниц, поэтому я вытащу несколько реплик для тех, кому всё читать не хочется.

Вот Келебриль пишет о "Сильм-экстриме":
Цитата:
Гунтер, ты все-таки объясни - кому и зачем нужен экстрим? Можно отдельно физический, отдельно психологический. А то мы вчера полдня так и сидели в недоумении. То есть оно, конечно, способствует вживанию в роль... но как-то не греют меня воспоминания о прошлом лете. Потерянный в бою глаз - очень круто, да. Очень реалистично. Девчонки с хроническим бронхитом, сидящие несколько часов без костра под дождем. Психологическое давление, видимо, очень адекватное, скажем так, реальному Ангбанду. Ладно, допустим, плохо работали дублирующие механизмы... Только если без таких и аналогичных сильнодействующих средств человек не в состоянии почувствовать, в каком мире он оказался - а так ли позарез этому человеку нужны игры? Лично мне сутки в полноценном зиндане не принципиальны, вполне хватит часа в неполноценном, благо воображение достаточно хорошее, чтобы дорисовать все недостающее. Так что главный вопрос все тот же - кому и зачем нужен экстрим?


Анджела:
Цитата:
Че-то вы, ребята, меня не к месту поминаете. То, что за что я ратую - это эффектность отыгрыша, антуражность, натурализм, но БЕЗ риска физического и морального ущерба для игрока. Можно я кину цитату из концепта темного блока, который разрабатывала для игр Фирнвен? Обратите внимание на то, что я выделила жирным шрифтом.
Главное правило, которому я намерена следовать, и за соблюдением которого тщательно следить  -  отыгрывая жестокость , не причинять реальной боли и серьезных реальных неудобств. Я не сторонница минимализма в подобных отыгрышах - имхо, условности (  накинули веревочку на лапки - связан  , посадили под елочку - ты в тюрьме, заставили отжаться -  это  мы тебя пытаем...   и т.п. ) мешают  вролингу ; посему их мы будем стараться избегать, и все, что можно сделать по реалу при соблюдении вышеуказанного  правила -  будет делаться по реалу. Натурализм,  разумеется, не есть самоцель ; он нужен лишь как "видеоряд" к отыгрышам психологическим.    

Но вы-то как раз о повышенном риске речь ведете! Так что нет, по такому  экстриму я не консультант. Я могу хотеть переживаний для своего персонажа - но при чем тут зинданы и прочая фигня?  Один раз у меня было нечто похожее. Сидела я в такой вот , значит, яме ( в рост глубиной, сверху закрытая ) , с ног до головы в реальные цепи закованная , к решетке присобаченная, чуть не до костей сьеденная комариной стаей ( на открытом воздухе такой силы комаров, наверное, вообще не бывает, я от них уже в землю закапывалась - комары в яму залетают, а вылететь не могут ),  и гадала, совсем меня сожрут или на развод что-то оставят.  Но вы думаете, вся эта натуральность хоть каплю переживаний или интереса добавила ? Как же.  Да хоть бы я там сутки просидела ( а что - туалет, туалет? Подумаешь....  песочек кругом.... Улыбка ), ничего бы не изменилось. Без сильных игроков все эти зинданы-цепи-плети  -  пустая вода, ни уму, ни сердцу. Ну да, вроде как натурально, вроде как круто....  а толку ноль, скука и скука, пустая трата игрового времени.

Более того, я согласна со всем, что говорят Гунтер и Геллемар. И даже добавлю насчет "психологического экстрима":  по мне, так если его огребает игрок, а не персонаж , и грязь от этого экстрима остается на душе у игрока - нах должен идти такой экстрим вместе с теми, кто его учинил.  Меня таким экстримчиком один лишь раз угостили - хватило, чтобы  в дрожь бросало  при мысли о том, чтобы кому-то такое устраивать. Спасибо господину Браину за урок.  
Да и вообще я в своем окружении не встречала случаев, чтобы кто-то хотел такого экстрима, про который вы толкуете. Один-единственный раз в моей темнушной практике был такой случай, но там девушка хотела "экстрима" не ради выпендрежа , а чтобы влезть в шкуру персонажа - Ангбанд был у персонажа, ну и она хотела получить игровой Ангбанд по полной программе.  И получила.  При этом рамки допустимого обговаривались заранее, никаких негативных пожизневых последствий тот отыгрыш не имел, и им все остались довольны.
Так что нет, нет, по реальному эксриму, да еще применительно к массовым играм,  я не консультант.


А вот Раиса (это интересно еще и потому, что точка зрения ее, насколько я могу видеть по нынешней дискуссии в FB, радикально изменилась:
Цитата:
Буду категорична. Экстрим на играх не нужен.
Точка, печать, подпись.
Желающим "физической нагрузки и психологической разгрузки" - в турпоход повышенной сложности, с соответсвующей предварительной сдачей нормативов для проверки уровня подготовки. Или, извольте, еще лучше, - добровольцем-волонтером в больницу, например, в детскую онкологию. После этого можно отсыпаться не двенадцать, а все сорок восемь часов, с гарантией.
А насчет идеи сделать ролевую игру по Лубянке и репрессиям... лучше я промолчу, дабы не быть забаненной нынешними модераторами.Печаль
В Освенцим-то еще играть не пробовали? А то тоже ведь очень хорошая тема.Печаль
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #6 - 06/28/19 :: 7:50pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Вот часть одного из отзывов о "Сильм-экстриме", остальное смотреть там же по тегу "СЭ":

Цитата:
После игры имел место грандиозный срач в интернете. Мастера и игротехники доказывали, что все было круто, игроки доказывали, что мастера козлы. Я тоже приложила руку к информированию общественности о фразочке насчет кукол Барби. Помнится, на Зиланте у группы товарищей из Нарготронда возникла идея в качестве награды за игру вручить Лоре куклу Барби со стрелой в глазу, но куклы с собой не случилось, а где ее искать в праздничные дни в Казани - непонятно. Так что награду вручил только оргкомитет Зиланта, вполне всерьез.

Были ли основания для обращения к психологу? А черт его знает, но жилось мне некомфортно. Внутри сидело четкое ощущение: я плохая, я не выдержала испытаний, я не соответствую критериям. Кто такая "я", Истилле или Юлия Николаева - вопроса почему-то не возникало. С этим ощущением рядом существовало четкое осознание, что люди, устанавливавшие критерии и организовавшие испытания, сами особо высокими моральными качествами явно не обладают, но противоречие опять же не ощущалось. При попытке поговорить об Ангбанде опять вспоминался тот непрерывный кошмар, начиналась нервная трясучка и запинки в речи, не то чтобы прямо заикание, но около того. Так что разговоров таких я стала избегать, но на общее внутреннее состояние оно влияло не особо. И тянулось это долго. Весной, в марте-апреле, надумала я, что неплохо бы съездить на "Апокриф" - она же, Первая эпоха. Открываю сайт, начинаю читать. И, блин, от одного упоминания реалий тех мест и времен опять начинает трясти. Ночью, дома, за компьютером. Вот тут-то я и подумала, что, пожалуй, пора. В кратер Ричи, к психиатру. Ну, или хотя бы к психологу.

Собственно, что в том же Ангбанде психологи эти имелись в ощутимом количестве, я знала. Только к ним почему-то не хотелось. Однако было понятно, что нужен психолог из ролевиков, чтобы не объяснять с нуля, что такое ролевые игры. Спросила на одном из ролевых форумов, подсказали. Ага, стыдно было запредельно - я ж не малолетний истеричный дивнюк, чтобы по поводу игровых событий переезжаться, я взрослая уравновешенная женщина... но что делать-то? Позвонила, пошла. Милая девушка ставила мне мозги на места довольно сурово, было тяжело и больно, но результативно. Подробности, думаю, не очень принципиальны,да я и не в курсе этой... профессиональной этики, может, их и нельзя рассказывать, хотя сейчас в принципе уже могла бы... правда,тоже кое-что подзабылось. Только вот с тех пор я воздерживаюсь от глубокого вживания в роль. Оказывается, опасно. Даже для взрослой уравновешенной женщины.

https://kelebril.dreamwidth.org/tag/%D1%81%D1%8D

Здесь реферать Азрафель (О. Белоконь): http://qopt.org/u/pasha/pdf/azraphel.pdf

Вот отзыв Раисы (Naiwen) о докладе мастеров СЭ на ЗилантКОНе: https://naiwen.livejournal.com/256541.html

Я сейчас в кучу валю материалы, если кому-то показалось, что "Биркенвальд" и "Сильм-экстрим" никак не связаны, помашите мне рукой, я объясню, в чём вижу связь. А вопросы потом еще раз сформулирую отдельным сообщением.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #7 - 06/29/19 :: 12:52am

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
Цитата:
если кому-то показалось, что "Биркенвальд" и "Сильм-экстрим" никак не связаны, помашите мне рукой, я объясню, в чём вижу связь.


  Не показалось. Связь прямая, - и я бы даже рискнул употребить термин "преемственность". Логическое развитие, угу...
  (Там, в промежутке, были еще такие... "Хогвартские сезоны", ежели кто помнит... ну, мало ли... "Ну, дело-то громкое было."(с))
 
/извините, не выдержал/
  И каждый раз, когда подобное начинается - пытаешься донести: "Нахрена?? Либо у вас ничего не получится, либо... честное слово, уж лучше бы не получилось." Но никто не слышит.
  И каждый раз, когда подобное доходит до финала, - на самоочевидное: "Мы же играли. И всё было добровольно" хочется люто бить морду, - но понимаешь, что поздно, да и бессмысленно.
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #8 - 06/29/19 :: 2:26am

Strix   Вне Форума
Зашел поглядеть

Сообщений: 2
*
 
Цитата:
Ответ в два слова (очевидный и достаточный для меня, но ничего не объясняющий Другому). Изменились люди.
...
Мы - реально - живем - в разных - мирах.

Вот да. Изменились или их изменили. Про "окно Овертона" и "закон 5%", думаю, тут никому не надо напоминать... А процесс идёт не 13 и н 16 лет (если судить по изменению мнения некой Раисы), а чуть меньше. Последние лет 7, наверное. И отследить его леко.

Уже достаточно давно в Европе (Германия, Великобритания, Финляндия, Швеция, Словения), Америке работают отели-тюрьмы. Хостел Ottawa Jail Hostel в Канаде. вроде бы, и фиг с ними, их, буржуев, не понять. Но. По образу и подобию такие отели стали появляться в странах бывшего СССР. В Латвии, например, Karosta. И они уже не просто про тюрьму. Они про НКВД.

А вот российские тренинги... Активные ссылки по правилам форума мне пока недоступны. Для интересующихся кину. Но и гуглится тоже легко.

Санкт-Петербург, игра "КОНЦЛАГЕРЬ" тенинг-центра СИНТОН. Если не ошибаюсь, это где-то 2014 год: "Задача Команды - выбраться всем вместе из заточения в импровизированном Концлагере. Для этого каждому члену Команды необходимо перебраться через веревку. Если кто-то из Команды задевает ее какой-либо частью тела - все возвращаются обратно, плюс ко всему "поврежденная" часть тела становится "травмированной".

Психологическая игра "Концлагерь", Комсомольск-на-Амуре, психологический центр "Шаг вперёд", 2016 год: "Вам предлагается играть во многом вслепую, потому что полные и точные правила этой игры вы узнаете только тогда, когда войдёте в игровое помещение. Игра не ограничена временными рамками и заканчивается только тогда, когда вы её сыграете в полном соответствии с правилами. Заканчивать игру раньше и выходить из игрового помещения — нельзя."

А это Ярославль, игра "Концлагерь" тренингового центра "КоманДа" (с какого года практикуется не уточняется): "Очень экстремальная ночная игра, которая воспроизводит критическую ситуацию, где участники играют роль узников, которым нужно бежать из концлагеря. Успех игры обеспечен, если каждый почувствует себя частью единой команды, и будет работать на одну цель вырваться на свободу."

Шаг за шагом, от невинных веревочек и условных названий. О названиях, кстати. Почему бы подобные игры-тренинги не назвать, например, просто "Тюрьма" или "Побег из Шоушенка"?  Нет ведь, в голову кому-то прилетело жёсткое.

Откуда прилетели к нами сами тренинги, тоже можно погуглить. Например, про тренинг «Лайфспринг» (Lifespring) - с него, собственно, и понеслось.

Ну и ближе к нашему времени. 2018 год, Украина, компьютерная игра "The cost of freedom — a game about polish death camps" ("Цена свободы — игра о польских лагерях смерти"). Действие игры разворачивается в концлагере Аушвиц Биркенау (Освенцим). По запросу польского Института национальной памяти варшавская прокуратура начала расследование в отношении разработчиков из Одессы. Вменяется пропаганда нацизма. На данный момент все трейлеры симулятора и относящиеся к нему материалы удалены из сети.

Попадалась информация ещё про один скандал - то ли в одной из прибалтийских стран, то ли, опять же, в незалежной, в музее, посвящённом сталинским лагерям, проводились подобные игрища для экскурсантов. Но быстро эту инфу не нашла, поэтому без подробностей.

Так что вот. Людей приучают к мысли "не, ну а чО?". Не скажу, что организаторы проекта "Биркенвальд" ставят перед собой какие-то глобальные задачи в духе мирового заговора, десоветизации, пересмотра итогов Великой Отечественной и оправдании нацизма. Но руку к этому прикладывают по недоумию (?) и жажде наживы (не забываем, что подобные игрища платные) конкретно.

Франклу можно было. Он был выдающимся психологом, пережил концлагерь и помог его пережить сотням, если не тысячам. Это его опыт, его взгляд изнутри. И его ангелы-нацисты в пьесе - его право. Тем более, что это всё-таки художественное произведение.

Но использовать эти образы в игре с погружением для людей неподготовленных, без предварительных лекций о том, что творилось в концлагерях, без грамотного разбора самой пьесы и биографии автора, без присутствия психологов (и медиков!) на площадке, без многочасового разбора полётов - это, как минимум, не компетентно. И это закрепляет в сознании игроков связку "нацист-ангел". А значит, толкает их ещё на один шаг ближе к оправданию нацизма.

Про этику, разные миры, психологические травмы и деформацию личности не буду - тут уже достаточно об этом сказано так или иначе.
 
IP записан
 
Ответ #9 - 06/29/19 :: 4:08am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Справочку дам.
Цитата:
Ну и ближе к нашему времени. 2018 год, Украина, компьютерная игра "The cost of freedom — a game about polish death camps" ("Цена свободы — игра о польских лагерях смерти"). Действие игры разворачивается в концлагере Аушвиц Биркенау (Освенцим). По запросу польского Института национальной памяти варшавская прокуратура начала расследование в отношении разработчиков из Одессы. Вменяется пропаганда нацизма. На данный момент все трейлеры симулятора и относящиеся к нему материалы удалены из сети.

Там всё интереснее. Я успела перехватить и посмотреть ролик, а в ролике немного рассказывалось об игре. Так вот, играть там можно было за обе команды, и для охраны лагеря, если меня не подводит память, были варианты линии поведения. То есть, можно было и способствовать побегу, кажется. Либо его пресекать.
А полякам внезапно не понравилось, тем более, что лагеря там упоминались именно польские.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #10 - 06/29/19 :: 4:48am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
То есть, мне сейчас рисуются такие вопросы:
1. Существуют ли запретные темы для игр - да, нет, почему?
2. Зачем вы ездите/ездили на игры? Ответ может быть не один, как игры бывают разной направленности.
3. Зачем нужен "психологический экстрим" на играх, нужен ли/допустим ли он?
Я, натурально, имею в виду именно РИ в привычном понимании.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #11 - 06/29/19 :: 4:20pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
  Я могу быть неправ. Я не игрок. Я недостаточно компетентен в вопросах РИ, их создания, проведения, целей и задач. Но я пожалуй скажу. Как всегда коротко.
  Я думаю, если формулировать эти заданные вопросы в терминах ролевых игр - то ответы в тех же терминах будут либо неглубокими, либо неточными, либо неполными. Говоря проще и прямее - в этих терминах на эти вопросы настоящих ответов мы не получим. Именно потому, что  на языке РИ в этой области проблем либо нет (а есть частные ошибки), либо проблемы временные и технические (это - можно , то - нельзя, и всё; почему?  ну, или "это очевидно" или "так написано", или "я сказал"). Игра, право, свободный выбор, добровольность, правила, мастера, компетентность... психолог даже, бла бла бла ... и невозможно объяснить, почему нельзя играть в концлагерь.
   Когда кошмар вокруг или внутри уже вполне настоящий - для этого у тебя должны быть уже совсем другие слова. И дело даже не в том, что иначе - не услышат. Нельзя одолеть беду, если ты не можешь даже назвать ее подлинным именем.
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #12 - 06/29/19 :: 8:06pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Ну вот, Эрин, понимаешь, муж мой еще более далек от народа, чем я, но когда я сказала фразу "игра про концлагерь", он выразился в том смысле, что, наверное, организаторы чего-то не додумали (привести цитату не позволяют правила ДОска). А меж тем я выясняю, что это "уже далеко не новый контент для РИ". Моё непонимание велико.
Никто не знает, можно ли пригласить сюда на разговор мастеров этой или подобных игр, и где их искать? Я немного заблудилась в FB-тредах и не могу сообразить, к кому там обратиться.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #13 - 06/29/19 :: 10:27pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
  Попробую еще раз. Вряд ли получится, но попробую...

  /Щас будут страшные вещи/
  Вот конкретно. "Игра про концлагерь" реально страшна, опасна и неприемлема не потому, что она именно _игра про концлагерь_. Ну можно напрячься, собраться и  даже в этих, прошу прощения, декорациях, придумать что-нибудь если не доброе, то хотя бы позитивное. Хотя бы относительно. Но мы же, - те, которые знают этих людей, это время и эти условия, - почти с уверенностью предполагаем и ЧТО будет на игре, и КТО будет среди организаторов  и "главных ролей", и соответственно, ЧЕГО они хотят, устраивая все это, и следовательно, ЗАЧЕМ они именно это устраивают. Они и так особо не скрывают - а ты видишь детали, и тебе совершенно очевидно: как они там ни обозначают конечное изделие, - а получится все равно пулемет. Этими руками, в этот исторический промежуток времени, с этими заявами и из этих деталей - только пулемет. И вот именно он-то и пугает...
  Это раз.
  Почему я говорил про "язык РИ". Потому, что на этом языке, то есть если не выходить за его пределы - играть можно во всё. Ага. Просто есть вещи, в которые еще не играли, и кто-то боится, - но мы-то знаем, КАК - и у нас все будет ОК. А если кто-то боится давно и заранее - значит его (если мы хотим играть дальше, потом и всю жизнь) нужно плавно подготовить. Смоделировали на игре пытки, никто не помер (и даже почти не жаловался) - сделаем еще несколько таких игр, а потом смоделируем застенки Ангбанда. Пусть будет спорно - пошумят, успокоятся, подождем - и повторим. Сначала более камерно, потом шире. Гаррипоттеровский фэндом подключим, покачаем Круциатус и Империо... и еще чего-нибудь... Культуру в массы!  И главное, слов, философии и авторитетов побольше...
- Реального причинения боли не было?  Реальных серьезных(??) неудобств? Нормально, играем!
- В Европе в это играли? А чем мы хуже? Давай!
- Безье с Каркассоном отыгрывали? А почему Бухенвальд нельзя?
- Ну вот Франкл же [Вы не уважаете Франкла?!] написал пьесу, - значит норм.
И наконец вечное коронное и непререкаемое: "Ну объясните, объясните же наконец, ну просто объясните, словами и подробно, - почему в это, то и то играть можно - а в концлагерь нельзя??!  Не можете! Значит сами ни фига не понимаете. Ну и ну вас, мы сами, без вас, ..."
Так еще скажу: на языке науки (техники, инструкций) невозможно обосновать этическую проблему. Объяснение или обоснование подложить - можно, а объяснить...
  Это - два.

Зато все это, включая ситуацию, проблему, опасности и подводные камни (а также мотивации устроителей) неплохо объясняется на языке психологии... но мы же сейчас не будем об этом, правда же...??
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #14 - 07/01/19 :: 10:29pm

Strix   Вне Форума
Зашел поглядеть

Сообщений: 2
*
 
Цитата:
Там всё интереснее. Я успела перехватить и посмотреть ролик, а в ролике немного рассказывалось об игре. Так вот, играть там можно было за обе команды, и для охраны лагеря, если меня не подводит память, были варианты линии поведения. То есть, можно было и способствовать побегу, кажется. Либо его пресекать.
А полякам внезапно не понравилось, тем более, что лагеря там упоминались именно польские. 


А я понимаю поляков. Если там польские лагеря, значит априори заключённые - поляки. А ты такой нарядный - выбераешь роль нациста и давай глумиться...

ИМХО, пропаганда нацизма - это когда ты можешь себя поставить на место нациста. Со всеми вытекающими сопереживаниями. Пропустить через себя и запульнуть это в более-менее широкие массы. С неизменным "ну вот же, я же сделал это, ничего страшного, норм". В этом смысле и Коля с Уренгоя занимался чистейшей пропагандой нацизма.

А по вопросам... Запретных тем для игр, насколько я знаю, не существует. Любая тема - лишь вопрос времени и личной гигигены. Пошел же кто-то на тестирование "Биркенвальда"? Придумают игру по каким-нибудь "Сумеркам" или зомби-апокалипсису с непременным ночным кладбищем - народ пойдет играть на кладбище. И психологический экстрим будет, несмотря на рассуждения, насколько это допустимо. Потому что в какой-то момент игрокам становятся тесны рамки обычных игр.
 
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 ... 5