Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
WWW-Dosk
   
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
 
"Собачье сердце" -- с другой стороны (Прочитано 321 раз)
11/19/18 :: 12:32am

Mixtura   Вне Форума
Живет здесь
Москва

Пол: female
Сообщений: 658
*****
 
https://riafan.ru/490105-bormentalnost-i-preobrazhenstvennost-kolonka-romana-nos
ikova?fbclid=IwAR1LCLkCE1QiyKp98C306DHtosrl_EyvZK4f4sPPWipbecZ87AOldN_BRN4

Цитата:
Колонка Романа Носикова

Борментальность и преображенственность.

Я как раз заканчивал колонку «Всех на завод и в армию!» для журнала Plebey, в которой составил целый путеводитель для созданий мужского пола, желающих почувствовать себя мужчинами путем потери тех представительниц слабого пола, которых услал на Кавказ сексуальный аналитик Арина Холина из журнала Snob, как в дверь кафедры антиконспирологической конспирологии нашего НИИ Истинной Истины резко постучали.

— Да-да! — крикнул я, откладывая в сторону старенький ноутбук. — Войдите!

В кабинет вошел молодой человек лет сорока в костюме, в очках, закутанный в серый вязанный шарф, и устало присел на кушетку для исследования пациентов.

— Профессор! Я к вам, и вот по какому делу! — официально начал он.

— Нет, — ответил я, отточенным движением наливая посетителю чай и одновременно доставая пахлаву. — Профессора нет. Я его помощник. Профессор в командировке в Аргентине. Он там с помощью очков Карла Маркса наблюдает за проделками Невидимой Руки Рынка.

— Какая жалость! А вы, значит, его ассистент? Его Борменталь, так сказать?

— Я, так сказать, Роман Олегович.

— Ну, хорошо! — женственно всплеснул руками посетитель и отхлебнул чаю. — Может быть, вы мне объясните, почему, из-за кого, как так вышло, что у нас абсолютно ненормальная страна?

— А она ненормальная?

— Ну, а как же?! С ненормальным народом разве может быть нормальная страна? Почему нужно обязательно разводить весь этот уралвагонзавод, этих потомков комбедов, этих шариковых…

В этот момент подмешанное мною в чай снотворное подействовало, посетитель уронил нос на грудь и захрапел. А я включил рентген системы «Иван Грозный» и начал обследование…

Финальная схватка Героя со Злом

От нашей прогрессивной интеллигенции то и дело приходится слышать жалобы на окруживших их и не дающих никакого продыху шариковых. Послушать их, так наш интеллигент постоянно занят тем, что отбивается от швондеров, заставляющих его оперировать в ванной, от пролетариата, не желающего чистить сараи и пачкающего мраморные лестницы, от насылающих пением разруху домкомов и, конечно же, от играющих на балалайках шариковых.

То контрастное обожание, с которым наши неполживцы смотрят на профессора Преображенского в исполнении актера Евгения Евстигнеева, первоначально заставило меня предположить, что мы имеем дело с расстройством менталитета, которое я даже намеревался назвать борментальностью по имени булгаковского персонажа, смотревшего на профессора Преображенского со сходным чувством.

Однако, поглядев на канадского мужика, ушедшего в приемную семью жить шестилетней девочкой, я понял, что дело-то в другом.

Преображенский для отечественной общественности — это супергерой, а фильм (категорически настаиваю на том, что именно кино Владимира Бортко, а не произведение самого Михаила Булгакова) — история героического подвига и успеха. В кино супергероического жанра, перед тем, как предъявить зрителю Главное Зло и устроить финальную схватку, положено дать зрителю насладиться всеми суперсилами Главного Героя. Делается это методом демонстрации побед над злом пожиже и мелкой нечистью.

В чем суперсила профессора Преображенского? Что вызывает острое удовольствие аудитории?

Он умеет превосходить. Быть выше. Отделять себя от. Не любить пролетариат. Не любить.

Простота, спокойствие и решительность этой нелюбви — вот что восхищает аудиторию. Это вызывает восторг, подобный тому, какой испытывают некоторые граждане от сцены особенно кровавого убийства в «Гладиаторе» Ридли Скотта. Вроде бы фильм против жестокости и рабства, но на самом деле именно от гладиаторских боев зритель и получает удовольствие. Это удовольствие от отождествления себя с главным героем, а, следовательно — от доминирования.

Мелкое зло, поражаемое в этих сценах, — домком Швондер, женщина одетая мужчиной, пролетариат и дети Германии. Они побеждаются простым «не хочу» и «не люблю». Этими словами достигается результат — отделение Профессора от остального человеческого мира, который существует вокруг.

Вот что приводит публику в такой восторг. Превосходство. Его демонстрация.


Замечание: Хорошо помню, что, просматривая фильм впервые, искренне восхищалась сценой "нелюбви" Преображенского к пролетариату.
Наверное, дело в том, что когда деяния любви выколачивают в принудительном порядке, путем морального насилия и давления -- это уже не любовь, а сбор налогов. То есть, дело нужное, но к возвышающим душу чувствам  отношения не имеющее.  -- Mixtura


Цитата:
И вот на сцену выходит Монстр Шариков. Он чудовищен как пивная. Он с балалайкой. Он вступает в схватку с профессором Преображенским, чтобы всё чистое испачкать, всё святое осквернить, мраморные лестницы истоптать, украсть галоши, петь хором, прорвать трубу отопления, «всё поделить», а вместо злодейского хохота — «пожелать, чтобы всё».

Для рукопожатной интеллигенции Преображенский — безусловно, положительный герой. А Шариков — инфернальное, набросившееся на интеллигента в виде русского народного народа зло. Это зло генетически неисправимо (см. быдло) и погибает от руки создателя. В этом финальном противоборстве интеллигенция видит свою собственную схватку с Этим Народом Этой Страны.

«Народ и интеллигенция. Финальная битва» — так это понято интеллигенцией. Так снял фильм Бортко. Так сыграл Евстигнеев.
Связи и пропасти

Однако у меня есть предположение, что выросший в семье, не чуждой богословия, Михаил Афанасьевич имел в виду нечто совсем иное. Видится мне во всей рассказанной им истории несколько библейских сюжетов.

Вот Евангелие от Луки:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.


Когда Филипп Филиппыч Преображенский прогнал домком, отказался от журналов и заявил, что не любит пролетариат, он в очередной раз в своей жизни отрекся от людей. От несовершенных, но нуждающихся в нем. Отказав в милости, профессор заявил, что они ему не ближние (а «ближний — это тот, кто оказал милость» Лк 10:37), что они ему никто.

Филипп Филиппыч и сам нуждался в этих людях, но не понимал этого и не знал, зачем они ему были нужны. Он понимал, зачем ему связи. Эти связи защищали его от людей. Он понимал, зачем ему обслуживать богатых развратников, пересаживая им половые железы обезьян, — это давало ему деньги на науку. А Филипп Филиппыч любил науку. Он был ученым интеллигентом.

А должен был быть — человеком.

Наука может дать ему восхищение научного мира, повод для гордости, знания. Она не может дать ему то, что может дать человеку только другой человек — человечности. Человечность профессору мог дать только обитающий за пределами его квартиры несовершенный народ, который всё никак не собрался чистить сараи. Включая этого надоедливого дурака Швондера.

В стране бушевали эпидемии. Стране не хватало врачей. Нашей стране, в течение ее истории, часто не хватало образованных людей. Именно поэтому по приказу царей мужики, корячась, строили монастыри. Потом университеты и академии. Потом на Моховой появился МГУ. Потом при большевиках появились НИИ и современное главное здание МГУ — подлинный символ Москвы.


Вообще, интересный поворот сюжета: а если бы Швондер пришел к Преображенскому с предложением перейти на работу в больницу? Дескать, у нас тут смертность зашкаливает, хирурги наперечет, не хотите ли спасать жизни? Но это был бы другой Швондер и другой фильм... -- Mixtura

Цитата:
За каждой интеллигентской жизнью, за каждым костюмом, за каждым сытным завтраком с кофе, за каждым учебником стоит огромный труд невероятного количества людей «попроще». Людей, которые носили рубахи и лохмотья, солдатские мундиры, лапти. Которые недоедали, недосыпали и умирали значительно раньше, чем могли бы.

За каждым Пушкиным стоит Михаиловское и Арина Родионовна — крепостные, как крепостные стоят и за Лермонтовым. Как и за Ушаковым и Нахимовым. И Суворовым. Труд, страдания и лишения — вот на что идет народ, чтобы обзавестись интеллигенцией, которая вывела бы его в будущее.

Преображенский всё это предал. Именно поэтому он и стал героем современной интеллигенции. Он смог. Он объявил самого себя высшей ценностью и бросил народ ради растленных богатеев и славы.

То, что совершил Преображенский, — грех гордыни и отчуждения. Он решил, что его образованность и умения — не связь с людьми, а пропасть, разделяющая его и людей.

Социальные транссексуалы


Шариков — это не народ. Он — порождение гордыни профессора Преображенского. Он — наказание за гордыню и предательство. Последний шанс на покаяние, который профессор упускает.

Интеллигент действительно должен превосходить породивший его народ интеллектуально и духовно. Именно для этого он и порожден народом.

Богатырь, например, Илья Муромец — должен быть сильнее прочих. Именно за этим ему давали волшебную воду калики перехожие, именно поэтому ему позволено то, что не позволено никому другому.

Мужчина действительно должен совокупляться с женщиной. Потому что любит ее. В результате у них будет счастливая семья и дети.

Но если выдернуть из этих случаев смысл происходящего — любовь и служение, то вместо богатыря мы получим бандоса, вместо брака — порно, а вместо интеллигента, врача, спасителя — социального транса.

Сходство с транссексуальностью в данном случае усугубляется тем, что реальное интеллигентское служение — дело активное, подвигоподобное и очень мужское. Интеллигент — это сын, выполняющий свой долг по отношению к отцу (народу) и матери (Родине). Долг, возникающий не из векселя, не из кредитного контракта, а из любви — единственной силы, способной очеловечить человека.

Поведение же преображенственных — прямо противоположно мужскому. В их понимании народ и Родина должны ухаживать за ними, водить в рестораны, катать в автомобиле, дарить шмотки, телефоны и цацки, чтобы добиться их благосклонности.

Их постоянное, рефренообразное поминание «Нормальной Страны» — не что иное, как полный аналог «Настоящего Мужчины», который уже купил бы шубу, квартиру, машину, дом, ездил бы не на этой рухляди, дарил бы не эти веники… и так далее. Нетрудно заметить, что Нормальная Страна и Настоящий Мужчина — исконные, злейшие, эсхатологические враги настоящей страны и нормального мужчины. Потому что созданы для того, чтобы вытрясать блага из последних и портить им нервы.

Это не значит, что «и так сойдет» — без кубиков на прессе и без смысла жизни, зато с воровством, беззаконием и идеологической шизофренией.

Но эти люди воспринимают себя не как отцы или сыновья, не как дети и родители. И не как супруги. Настоящая супруга так себя не ведет. Я знаю.

Их перечисление того «а вот во Франции, а вот в Турции, а вот… а вот…» — это всё то же самое, как и «Сидоров мне обещал свозить на Багамы и жениться, а ты?» Они воспринимают себя как содержанки. В этом истинная природа этих травматических отношений с народом и Родиной. Отношений, которые просто надо прекратить.
Exempli gratia

Естественно, в любой системе ценностей помимо отрицательного примера должен быть и положительный. Кроме того, всякая теория должна выдерживать проверку практикой.

То есть, в данном случае мне как помощнику Истинного Учителя Истины следовало привести пациенту пример настоящего, невыдуманного интеллигента, которого можно было бы считать образцом. Человека, жившего в то же время, что и Преображенский. Желательно тоже врача. И можно даже антисоветчика.

Что ж.

«Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 27 апреля (9 мая) 1877, Керчь — 11 июня 1961, Симферополь) — епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, ученый, автор трудов по анестезиологии, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия (1959). Лауреат Сталинской премии первой степени (1944)».

После пробуждения моего гостя мы кратко побеседовали на вышеизложенные темы, и я просто посоветовал ему прекратить издеваться над собой и окружающими.

Он обещал подумать.


ИМХО, и настоящий мужчина, и нормальная страна (социальное общество) -- вполне себе рабочие идеалы. Которые можно и нужно использовать по назначению -- в качестве ориентиров развития и для взаимопонимания сторон: кто что друг от друга хочет.

Правильно, когда мужчина вспоминает, что за супругой время от времени нужно  ухаживать и дарить подарки. Но нехорошо, когда он своей любовью помогает ей стать избалованной истеричкой (знаю живой пример). 

Правильно, когда правитель знает, что выдающиеся личности любят похвалу и комфорт.
Неправильно, когда артист избирается президентом. (Это ну очень наглядно показывает, что из себя представляет пост президента и какая ему цена)

И уж точно использовать идеалы для мотания нервов и взаимной ругани -- глупо. -- Mixtura

 
IP записан
 
Ответ #1 - 11/19/18 :: 5:49pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Дорогой гость

Сообщений: 238
***
 
Давно я не встречал столь "чистейшей прелести чистейший образец" передергивания Улыбка. По этой логике, очевидно, и балбес, который учится на двойки, ни капли в этом не виноват, а виноваты те, кто не может его научить Улыбка (а если он учиться не хочет, то они виноваты в том, что не смогли его мотивировать).
« Последняя редакция: 11/20/18 :: 12:01am от Luz-das-Estrelas »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #2 - 11/19/18 :: 10:13pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 23946
*
 
Мда. Михал Афанасьич явно не знал и даже не догадывался. Я,по чести, сейчас вспомнила еще двух булгаковских профессоров, если их брать в расчет, вообще не складывается картинка.
 

My armour is Contempt.
IP записан
 
Ответ #3 - 11/19/18 :: 10:30pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Дорогой гость

Сообщений: 238
***
 
Персиков и Стравинский?
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #4 - 11/20/18 :: 10:17am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 23946
*
 
Я Персикова и Ефросимова вспомнила.
 

My armour is Contempt.
IP записан
 
Ответ #5 - 11/20/18 :: 3:10pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Дорогой гость

Сообщений: 238
***
 
Ефросимов - "Адам и Ева"? До сих пор не читал (хочешь, смейся, хочешь, нет).
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #6 - 11/25/18 :: 6:37pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Дорогой гость

Сообщений: 238
***
 
Решил тоже написать размышления о "Собачьем сердце".

Недавно прошла очередная волна обсуждения «Собачьего сердца», причем, что удивительно, активно заявили о себе противники этой книги. Не вдаваясь в обсуждение их мотивов, тем не менее хочется дать ответ их аргументам.
   
Итак, Шарику пересаживают гипофиз, и он начинает превращаться в человека. Но не в ребенка, разум которого — tabula rasa, а в человека вполне взрослого. Что же делает Преображенский? Пытается его образовывать, но образовывать обычными средствами — разговоры, цирк, книги (хочет дать Шарикову «Робинзона Крузо»)… И не гонит из своего дома практически до самого финала повести, а кормит его бесплатно, не беря с него денег и не требуя работать, так что участь Шарикова отнюдь не равна участи Лазаря, лежавшего в струпьях перед домом богача, да и вообще сравнить Шарикова с Лазарем — ненамного умнее, чем (по изящному выражению Э. Тополя) назвать скунса фиалкой. Попытки же заявить, что Шариков представляет некую глубинную человеческую природу, есть не что иное, как неправомерное приписывание ему положительной окраски, точно так же, как говорить то же самое про любого пьяницу и хулигана, которые, к сожалению, вовсе не редкость. А никем иным, кроме как пьяницей и хулиганом, Шариков не является. И хорошо известно, что такое приписывание положительной окраски есть один из ходовых некорректных полемических приемов (так, в «Островах и капитанах» Крапивина некая весьма неприятная дама по прозвищу Классная Роза именует себя «советским учителем», хотя людей с таким характером, как у нее, в идеале лучше держать от школы как можно дальше).
   
К Преображенскому приходят новые жильцы — Швондер и сопровождающие. Зачем? Получить у него помощь по медицинской части? Какую-то консультацию? Или, может, как некоторым хотелось бы, предложить Преображенскому вместо частной практики приложить свои медицинские таланты в обычной больнице для помощи простым людям, не имеющим возможности платить за посещение частнопрактикующего врача? Вовсе нет. Как врач Преображенский этих посетителей не интересует, они хотят только одного — поживиться его имуществом, не спрашивая его согласия и по сути реализуя шариковский принцип «все поделить». Приемлемо ли это? Ведь это не слишком отличается от простого ограбления. Не говоря уж о том, что по сути Швондер и компания идут вполне расхожим и довольно предосудительным путем — пытаются делать добро чужими руками и за чужой счет, как манипуляторы, наподобие тех, кто предлагает обладательницам длинных волос обстригать свои волосы, жертвуя их на парики, не имея при этом намерения стричься самим. А ведь следуя высказанной в дискуссии логике, следовало бы предложить Швондеру и компании наняться работать строителями, чтобы строить больше жилых домов и обеспечивать нуждающихся жильем — и интересно отметить, что впечатление трудящихся как раз производят Преображенский, Борменталь и люди, работающие у них, но не Шариков и не Швондер со своей командой, поведение которых идеально описывается словами песни из «Забытой мелодии для флейты» — «Мы не сеем, не пашем, не строим — мы гордимся общественным строем». К тому же все эти просьбы «добровольно отказаться» слишком напоминают предлагаемый отрицательными персонажами Крапивина «добровольно-принудительный метод». Эпизод же с журналами по сути являет собой классическую манипуляцию: «Чтобы заслужить наше доброе отношение, вы должны выполнять наши желания», включающую к тому же еще и косвенные угрозы (а потом следуют заметки в газетах и донос — чем не травля?), и Преображенский находит достойный ответ — он говорит, что не нуждается в добром отношении, купленном такой ценой, потому что он не на продажу, он сам принимает решение, что правильно, и не собирается уступать силе.
   
Более того, Шариков чрезвычайно напоминает Смердякова — и неестественным способом появления на свет, и хамоватой манерой речи в сочетании со стремлением умничать без малейших знаний, и лживостью («Он сказал. что ранен на колчаковских фронтах»), соединенной со стремлением интриговать, и тем, что, постоянно демонстрируя верность принятой идеологии, а чаще, впрочем, выворачивая ее в своих интересах, называя себя тружеником (хотя весь его труд состоит в том, что он душит котов) и т.д., он говорит: «Я воевать не пойду никогда!», из чего следует, что всей его идейности грош цена. По сути же Шариков является просто «грядущим хамом», явление которого предсказывал Мережковский в одноименной статье.

В качестве вывода хочется просто напомнить, что не случайно одни и те же авторы оправдывают Шарикова и орков. Что это значит - думайте сами.
« Последняя редакция: 11/25/18 :: 9:28pm от Luz-das-Estrelas »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #7 - 11/26/18 :: 5:50am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 23946
*
 
Цитата:
одни и те же авторы оправдывают Шарикова и орков


(смотрит с подозрением)
 

My armour is Contempt.
IP записан
 
Ответ #8 - 11/26/18 :: 2:34pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Дорогой гость

Сообщений: 238
***
 
Элхэ - я имею в виду авторов именно из этой группы, которой принадлежит изначальный текст. У меня лет 8 назад вышла стычка с этим самым "учителем истины" именно по факту того, что он оправдывал орков, разразившись потоком излияний в подобном же духе, тоже говоря, что орки - это "глубинная сущность".
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #9 - 11/26/18 :: 4:14pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 23946
*
 
Я страшусь спросить, глубинная сущность чего?
 

My armour is Contempt.
IP записан
 
Ответ #10 - 11/26/18 :: 5:40pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Дорогой гость

Сообщений: 238
***
 
По мысли этих авторов, которую они стремились приписать объектам своей критики - это глубинная сущность "ординарных" людей вокруг, которых объекты критики этих авторов якобы считали более низкими. То есть такие авторы для удобства приписывают своим противникам стремление презирать окружающих и клеймят их за это. Как по мне, то характерная для этих авторов склонность клеить ярлыки и "читать в сердцах" тоже выглядит... как-то так... даже если аргументы и разумные.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #11 - 11/26/18 :: 8:02pm

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3296
*****
 
Статья, прекрасная в незамутненности своей. Чистое незатейливое манипулирование, взывание к быдляцким (ох, ужасное слово, ни-ни его использовать, даже если его узус сложился лет сто как) настроениям и чаяниям.
Фи.
И чего к фильму прилепились? Роман не читал автор? Фильм-то почти дословно идет по книге, а цитатами оттуда мы до сих пор пользуемся.
Так что кроме "разруха не в клозетах, а в головах" (отдельных полыхающих граждан) ничего про статью и не скажешь...
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #12 - 11/26/18 :: 8:29pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Дорогой гость

Сообщений: 238
***
 
Ириш, вот, ты меня понимаешь.
 

Lutar e vencer!
IP записан