Я позволю себе (сейчас. наверное, уже можно) привести текст Марии Дегтеревой - это очень точно суммирует ситуацию, да и с финальной оценкой я согласна.
НА СМЕРТЬ САТИРИКАКолумнист millionaire.ru Мария Дегтерева о том, как российская общественность отреагировала на смерть Михаила Задорнова.Журналист Юрий Сапрыкин в день смерти сатирика Задорнова одарил мир статьей, где, не стесняясь, уличил покойного в отсутствии чувства юмора, дурных политических взглядах и многих других грехах. В ответ возмутился сатирик Семен Слепаков. Мол, нехорошо топтаться на свежей могиле.
В блог к Семену почему-то тут же пришли жители Украины, причем, судя по количеству комментариев, все. И вменили новопреставленному крушение боинга.
У Михаила Задорнова есть такая пьеса – называется «Кофточка». В обычном московском дворе бабушка кидает мальчику розовую кофточку, она повисает на ветке. Мама мальчика пытается кофточку снять, им помогает соседский сын в костюме индейца, но попадает себе стрелой в глаз, завязывается скандал, в который постепенно втягиваются родители детей, соседи, телевидение, иностранные агенты…
«ЖУРНАЛИСТ: Мы находимся с вами в одной из горячих точек планеты и ведем наш репортаж из-под куста двора номер 14 по улице Радостная…»
Заканчивается пьеса так:
«Ядерный взрыв.
Тишина. Утро. Солнце выползает из-за горизонта. Пустой двор. Скрипят одиноко качели. Все безжизненно. Разбитые стекла окон.
На земле валяется множество кусочков обгоревшей фольги. На одном из балконов – тень от йога. На верхушке березы – почерневшая кофточка"
По какой-то злой иронии именно по этому принципу развивается общественная дискуссия вокруг фигуры самого Задорнова, стартовавшая в день его смерти.
Журналист Кашин явил миру материал, в котором обвинил Семена Слепакова в запретительстве, охранительстве и духовной близости депутату Поклонской. Вообще, каждый материал Олега Кашина я читаю с чистым, беспримесным наслаждением. Во-первых, умещать ровно одну смысловую единицу в пять тысяч знаков сумеет далеко не каждый. Во-вторых, мир журналиста Кашина очарователен в своей простоте. Журналист Кашин всегда знает, где правда, где ложь, где черное, где белое, как кому жить и как богородица должна была воспитывать сына.
Сроду такого не было, и вот опять: у нас свобода слова, – как бы говорит нам журналист Кашин, – А Семен, ханжа, безобидный аналитический текст Сапрыкина приравнял к плевку в могилу.
Правда, дальше этого соображения журналист Кашин не продвинулся и привычно забормотал про международное положение, «как среди ночной тишины вдруг горячо и хлопотливо начинает бормотать унитаз».
Завершает Олег Кашин свой выход универсальным, безразмерным моралите.
Ну что ж. Пока не дожили до ядерного взрыва, и почерневшая кофточка не болтается на ветру – я скажу.
Без малейшей претензии на мораль, потому что главное разделение в этой дискуссии, как и почти во всех, проходит по линии ощущений, личных эмоций.
Можно ли в день смерти Лизы Глинки выступать в жанре «она продалась Путину»? Можно ли шутить над смертью музыкантов хора Александрова? Может ли издание «Шарли Эдбо» рисовать карикатуру на только что погибшего ребенка? Можно ли в траурном зале зачитывать с трибуны лекцию о политической сознательности покойного?
Да можно, конечно. В конце концов, журналист Кашин прав, и у нас свобода слова.
Но могу ли я при этом испытывать чувство глубочайшего отвращения, граничащего с физическим? Может ли сатирик Семен Слепаков возмущаться увиденным?
Может. И я могу. И многие симпатичные мне люди.
А в целом, вот что думаю. Заигрывая с некоторыми вещами, показывая кукиш над свежей могилой, модные публицисты не мифические чувства мифических верующих оскорбляют, а некоторым образом устраивают повороты в собственной биографии.
Мироздание – самый лучший драматург. Часто вспоминаю:
– Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал.
http://millionaire.ru/life_style/%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%...