Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
WWW-Dosk
   
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
 
Кратко о Лютере и лютеранстве (Прочитано 352 раз)
10/31/17 :: 7:27pm

Элхэ Ниэннах   На Форуме
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 23440
*
 
Любовницы, бюджет и анафема

Ровно 500 лет назад произошёл раскол католической церкви.

... Жил-был однажды в Германии такой вот Мартин Лютер. Вы его, пожалуйста, с Мартином Лютером Кингом из США не путайте. Тот был чернокожий, а этот нет. Того застрелили, а этого нет. Ну и достаточно. Различить, в общем, довольно просто. Наш с вами Мартин Лютер — парень несколько специфический. Папа его (богатый горожанин из бывших крестьян) хотел, чтобы сын стал юристом (дело-то в XVI веке происходит, юристов вокруг ой как мало), Лютер же самовольно пошёл в монахи, а затем в священники. Загубил папину мечту на корню, можно сказать: возмечтал о скромности и благочестии. Кушал в кельях просвирки, стучал в пол лбом и молился ночи напролёт. В 1511-м году молодой (ему было 28 лет) и вконец благочестивый Лютер поехал в Рим поклониться святыням. И, как периодически случается с излишне наивными, увидел там слегка не то, чего ожидал. Роскошь неимоверная. Кругом слоновая кость, икра и шампанское. У каждого священника по любовнице. У епископа по две. У кардинала по три. Сколько у папы римского — сложно предположить. А вот Мартину любовницу не дали, ибо всем приезжим раздавать — эдак женщин в Риме не хватит. Вернулся он домой, расстроенный и злой. В 1517 году папа издал буллу (это, к вашему сведению, не булка, да и кто бы булки издавать стал — а официальный документ со свинцовой печатью) — продавайте, братья священники, больше индульгенций (бумаг с отпущением грехов), а то мне храм святого Петра надо построить покруче и пошикарнее. Это вот он сделал зря.

Похищение еретика

...Лютер закономерно возмутился — лидеры церкви живут как у Христа за пазухой, богаче любых феодалов, а всё им мало, ещё и опять денег дай. И выпустил в ответ «95 тезисов» против продажи индульгенций. Там проповедник среди прочего утверждал, что грехи может отпускать только персонально Иисус, а не какой-то там Папа с любовницами. Сенсация просто взорвала католический мир. Папа Лев X с таких объяснений, разумеется, на стенку полез — предал Лютера анафеме. Это значило, что Мартин теперь не мог ходить в церковь, крестить там детей, и даже на кладбище нельзя беднягу хоронить. Ну, папа проклял Лютера — сидит и руки потирает. Тот в ответ берёт папскую буллу, и сжигает публично, на глазах у народа. В Риме от подобного крамольного действия умолкли все — был слышен лишь скрип кроватей кардиналов. Один монах робко спросил — «А что, так тоже можно было?» — но тут его всей толпой стали бить, и он прекратил интересоваться. Германский император Карл V вызвал Лютера к себе, тот приехал и заявил прямо — в гробу он видал всяких пап, мам, и католическую церковь вообще, подчиняться следует только Иисусу Христу. Тут уж все вокруг перепугались. Поклонник Лютера, курфюрст Саксонии, инсценировал похищение монаха — иначе того бы обязательно зажарили на костре, как еретика. Мартина привезли в замок Вартбург, где он в глубокой тайне и полном уединении занялся страшно греховным делом — переводом Библии на немецкий язык. До этого всё было исключительно на латинском.

...
«Продажа индульгенций». Ганс Гольбейн Младший.

Разврат монахов

...В Германии стартовал полный раздор. Монахи принялись уходить из монастырей, отказываться от монашеских обетов — погрузились в развратную жизнь с женщинами низкой социальной ответственности и вкушали вино без меры. Отдельные крестьяне увлеклись поджиганием в массовом порядке католических церквей, мотивируя это термином — «зажрались проклятые попы». Как тогда Ленин на броневике не появился — непонятно: но видимо, всё объясняется отсутствием броневиков. В 1525 году 42-летний Лютер женился на 26-летней бывшей монахине Катарине фон Бора — прочие священники очень сильно заволновались: ибо обет безбрачия, он, знаете ли, такая сложная вещь, особенно если горячие молоденькие прихожанки с вырезами на платьях на исповедь заходят. Говорят, именно в это время Мартину явился дьявол. «Неслабо ты устроился, — сказал дьявол и презрительно попах серой. — Отдельный замок, молодая девочка, кушать всегда есть что. Эдак всякий захочет церковь реформировать». «Изыди», — мрачно ответил Лютер. «Я-то изыду, — парировал дьявол. — Только моё скромное мнение — это фигня, а не Реформация». Лютер, однако, с князем тьмы не согласился. Он начал тайно ездить и встречаться с единомышленниками. И объяснял — дескать, молиться Христу легко и не в храме. И деньги туда тоже не надо жертвовать. Богатство — грех. Ни к чему золотые кресты, и драгоценные камни на алтарях. Зачем в принципе нужен священник, если человек может обратиться к Господу напрямую? Кучу пышных дорогостоящих ритуалов, как заупокойную мессу, Лютер предложил упразднить. Короче, можно сказать, что в современном варианте Мартин Лютер был нечто вроде Интернет-приложения по доставке еды или вызову такси, предоставивший верующим бюджетный вариант церкви — на вид всё то же самое, только без дорогостоящих опций и без посредников. Экономным немцам, да и народам окружающих стран, новая дешёвая модель религии очень понравилась.

«Безумные собаки»

...Католическая церковь затрещала по швам. Никакие анафемы более не работали, ибо преданный анафеме спокойно говорил — «Да мне все равно», и с ним ничего не могли сделать. Народ прекратил слать деньги, говоря — «Мы вообще не помним, чтобы Христос требовал любое действие у вас оплачивать — вы ещё кассы в храмах поставьте». Феодалы потихоньку оттяпывали церковные земли, сообщая — ну вот Христос проповедовал бедность, и вы, святые отцы, обнищайте. Пару сторонников Лютера показательно сожгли на ярмарке в Нидерландах (стоит заметить, своеобразные там ярмарки), но это не помогло — приложение «Дешёвая удобная церковь» распространялось, как вирусная рассылка. В Риме ввиду задержек зарплат кардиналы стали отказываться от любовниц — сие вызвало небывалый ропот среди женщин города. Вслед за тем, Германию сотрясли восстание рыцарей, и крестьянский бунт в 1524-1526 гг. под руководством Томаса Мюнцера. Своим вдохновителем крестьяне и рыцари называли Лютера, однако дальновидный Мартин от них открестился, написав произведение «Против разбойников и убийц». «Не-не, — поспешно сказал он. — Я за то, чтобы Господу бюджетно молиться. А так, крестьяне пусть подчиняются и пашут на своих хозяев, а рыцари служат своим сеньорам». Далее, Лютер назвал повстанцев «безумными собаками». Прекрасный человек.

...
Мартин Лютер со своей семьёй. Рисунок 19-о века.

Поздно пить боржоми

...Впрочем, Мартин Лютер был хоть и за полезные реформы, но в принципе, не во всем был праведником. Например, он предлагал изгнать из Германии евреев за отрицание теми святой Троицы, и разрушить синагоги. И когда спустя 400 лет Гитлер именно этим и занялся, он ссылался конкретно на Лютера. Меж тем, Германию по-прежнему сотрясали разброд, шатания и бунты. Множество немецких князей примкнули к религиозному протесту (и их стали называть «протестантами»), трудящиеся Германии громили монастыри и церкви, а католики жарили шашлыки из «новых еретиков» на кострах — дрова страшно вздорожали. Лютер умер в 1546-м году: его смерть, вопреки ожиданиям римских пап, ничего не изменила. В результате, как на дрожжах выросли общины лютеран, кальвинистов, анабаптистов, англикан и других протестантов. Строились скромные, без украшений храмы, лютеранским священникам было официально разрешено жениться (они в экстазе аплодировали), новые монастыри не имели собственных земельных наделов и крепостных крестьян, а всяческие церковные службы велись на национальных языках. Местные религиозные лидеры плевать хотели на папу римского и не слышали стенаний кардиналов, лишившихся любовниц. Приложение «бюджетная церковь» по очереди «скачали» большая часть Германии, Нидерланды, Швейцария, Англия, Швеция и Дания. В 1648 году, почти через 100 лет после смерти Лютера, завершивший 30-летнюю войну Вестфальский мир узаконил существование протестантских церквей окончательно.

...А мораль тут такова — скромнее надо быть. Не загляни Лютер в Рим, и не повидай кардиналов с любовницами в отделанных слоновой костью хоромах, купающихся в шампанском и икре — может, и не было бы никакой Реформации. Если б те знали — вышли бы к Лютеру навстречу босиком и в рубище. Но уже поздно пить боржоми.

(с) Георгий Зотов
http://www.aif.ru/society/opinion/lyubovnicy_byudzhet_i_anafema
 

The Emperor protects - but who will protect the Emperor?
IP записан
 
Ответ #1 - 11/03/17 :: 6:07pm

Дмитрий Абрамов   Вне Форума
Дорогой гость
Киев, Украина

Пол: male
Сообщений: 158
***
 
Еще толковая статья. Автор, помимо работы журналистом, несет служение пастора евангельской церкви "Источник надежды", к которой я имею честь и счастье принадлежать.

Цитата:
Большая реформа.

Протестантская революция Мартина Лютера изменила не только церковь, но и всю западноевропейскую цивилизацию

Революция изменила не только церковь, но и подстегнула людей много работать и заниматься бизнесом

500 лет назад скромный монах-августинец, сын рудокопа одним взмахом молотка изменил западную цивилизацию. Звали его Мартин Лютер, и 31 октября 1517 года он прибил на двери церкви в немецком городе Виттенберг текст своих 95 тезисов. В них он призвал к дискуссиям по вопросам веры в католической церкви. Всего лишь.
Сейчас историки считают, что подобного не было: мол, Лютер разослал свои тезисы ученым-богословам, потому что они могли прочесть написанное на латыни, в отличие от обычных горожан.
В любом случае Лютер запустил своими тезисами механизм, который привел к реформации церкви, а затем и всей Европы.
Реформация дала толчок развитию экономики, образования, национальных языков, отделила церковь от государства и повысила статус женщин в обществе. Многое из того, что сегодня называется европейскими ценностями, изначально проповедовалось реформаторами церкви.
Чаще всего появление тезисов связывают с тем, что Лютер боролся с индульгенциями, то есть, говоря современным языком, “справками” об отпущении грехов, которые выдавались прихожанам церкви за деньги.
Индульгенции появились еще в XI веке, они выдавались как свидетельство того, что человек освобождается не от вечного наказания, а от церковного взыскания, например особых молитв или паломничества.
Лютер же возмутился лишь после того, как узнал, что доминиканский монах Иоганн Тецель стал продавать однотипные индульгенции всем желающим, не заботясь о том, прошли ли они исповедь и раскаялись ли.
Но католик Лютер в своих тезисах поднял и другие церковные вопросы. И при этом совершенно не собирался раскалывать католический мир. Хотя и критиковал папскую власть.
В итоге в 1520 году папа римский Лев Х предал Лютера анафеме, а годом позже критика церкви еще и признали еретиком. И только благодаря заступничеству саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого ему удалось сохранить жизнь. Лютер продолжил свою реформаторскую деятельность, перевел Библию на немецкий язык и заложил основы того, что сегодня называется протестантизмом.

Религия приземленных

Для большинства европейцев во времена Лютера жизнь воспринималась чем‑то вроде отбывания тюремного наказания перед тем, как попасть на небеса. Высшее сословие купалось в роскоши за счет простого люда. Но даже это считалось мирским занятием. Многие видели идеал в религиозном призвании: стать священником или монахом считалось более престижным делом, чем заниматься ремесленничеством или сельским хозяйством. А финансовые операции, особенно выдача займов под проценты, было и вовсе недопустимо для христианина.
Римская католическая церковь наставляла, что добрыми делами могут быть только церковные занятия: молитва, паломничество, проповедь. Всякий прочий труд считался наказанием, которое Бог наложил на человека из‑за грехопадения. Более того, церковь учила тому, что попасть на небеса могут те, кто заслужил это добрыми делами. И ремесло в их число не входило.
Лютеранская реформация изменила ситуацию, по сути, дав толчок развитию капитализма. Во-первых, ключевым учением Лютера была доктрина о Спасении только по вере — то есть о том, что человек оправдан перед Богом исключительно через веру в жертву Иисуса Христа. А во‑вторых, она утверждала, что добрые дела являются подтверждением этой веры, а именно говорят человеку о том, что он будет на небесах.
Изменилось и объяснение того, что такое добрые дела. В Аугсбургском исповедании, основном документе лютеранства, указано: их нужно вершить в соответствии с “призванием”, по‑немецки — beruf. Отец должен трудиться, чтобы кормить и воспитывать детей в страхе Божьем; мать — рожать детей и ухаживать за ними; правитель — править; судья — судить; солдат — воевать. И делать все это следовало как для Бога.
Лютеранство также отделяло церковную власть от светской, провозглашая светский суд, государственные учреждения и институты такими, которые призваны вершить волю Божью на земле. Учение это не могло не понравиться немецким князьям, стремившимся освободиться от господства церкви.
За церковью же Лютер оставлял проповедь слова Божьего и таинства.
Еще более радикальными были взгляды другого церковного реформатора той эпохи — француза Жана Кальвина. Под влиянием в том числе трудов того же Лютера он по‑своему реформировал католицизм, находясь в швейцарской Женеве. Благодаря Кальвину город, славившийся разгульной жизнью и похожий на ярмарку, превратился в строгий образец христианского протестантства. Там можно было угодить в тюрьму, даже если просто обругать лошадь.
Кальвин учил двойному предопределению: мол, Всевышний с самого начала определил, кто будет на небесах, а кто — в аду. И признаком того, что человек избран небесами, реформатор считал успех в повседневных делах.
Кроме того, “женевский папа”, как тогда называли Кальвина, провозгласил: ростовщичество, или отдача денег в заем под процент, не является грехом. Более того, грехом стала считаться ситуация, когда кто‑то может заработать, но не делает этого.
Стремление людей подтвердить свое спасение привело к тому, что верующие начали работать по шесть дней в неделю не покладая рук.

Женский вопрос

Лютеру часто приписывают высказывание о том, что женщина должна знать лишь три вещи: церковь, кухню и детей. Однако в итоге его учение послужило толчком к освобождению церкви от предрассудков средневекового мужского шовинизма.
Во времена Лютера женщин считали посредниками между дьяволом и человеком, потому что именно через Еву змей искусил Адама в Эдемском саду. Сам реформатор вряд ли думал иначе — он даже не хотел жениться.
Но в 1520‑м Лютер провозгласил тезис об упразднении монашества. Оно не упоминалось в Библии, а потому на лютеранских территориях монахам дозволялось свободно покидать монастыри.
Эти идеи распространились и на католические земли, в том числе в монастырь, где пребывала его будущая жена Катарина фон Бора. В итоге поставщик продуктов в этот монастырь тайно — в бочках из‑под воды или селедки — вывез в Виттенберг, “на свободу”, 12 монахинь. Среди них оказалась и будущая жена Лютера. По этому поводу в Германии до сих пор шутят, когда видят влюбленных, что “дело запахло селедкой”.
Большинство монахинь после тайного переезда выдали замуж “за достойных молодых людей”. Но Катарина оставалась одна. Когда она встретила Лютера, то сказала ему, что выйдет замуж за него. Лютер сначала рассмеялся, но в конце концов дело закончилось браком.
Катарина с того момента играла заметную роль в жизни мужа. Она родила ему шестерых детей, работала по хозяйству и помогала в церковных делах. В их доме регулярно собирались студенты и ученики. Фон Бора не только кормила их и убирала за ними, но также участвовала в дебатах, которые велись на латыни.
Жена Лютера была также более практичной в житейских вопросах, чем ее супруг. Она, например, настояла на том, чтобы Лютер брал гонорары за свои публикации. На вырученные деньги семья купила небольшой сад, где выращивались овощи, и озеро для ловли рыбы. Кроме этого, Катарина хорошо знала немецкий и помогала Лютеру в переводе Библии.
Лютер всегда ее называл “моя morgen stern” — утренняя звезда, а она его — “доктор Лютер”. Подобный сдержанный романтизм в отношениях между двумя бывшими монахами в те времена выглядел настолько необычно, что до сих пор множество пар в Германии стремятся заключить брак в день сочетания Мартина и Катарины.

Школа жизни

Отец Лютера был поначалу простым рудокопом и довольно жестким человеком, который мог избить сына до полусмерти. Но он стремился дать Мартину хорошее образование. В возрасте пяти лет ребенка отправили в школу.
Главным методом обучения в то время являлась зубрежка. А главным мотиватором — линейка, которой учеников били за любой проступок. Лютер говорил, что в школе можно было стать “ослом, пнем или колодой”. Он вспоминал, что однажды его побили 15 раз за то, что он не мог воспроизвести что‑то, про что учитель не рассказывал,— просто у преподавателя было плохое настроение.
Однако в итоге Лютер худо-бедно выучился латыни. А далее он продолжил обучение в Магдебурге, где попал в хорошую школу. Там будущий реформатор познакомился с гуманистическими идеями.
Школьная наука превратила Лютера в сторонника просвещения. А потому его последователи создали систему образования для детей за счет муниципальных денег. Но, что гораздо важнее, лютеране еще и считали, что в школах нужно учить не только религиозному благочестию, но и развивать эрудицию. То есть преподавать дисциплины, необходимые для приземленной жизни. Благодаря этому немцы получили хорошо образованные для тех времен кадры, и в конце концов стали одной из наиболее развитых наций континента.
Лютер, как и его последователи, был далеко не безгрешен. Он, например, одобрял жестокое подавление бунтов, отпускал антисемитские выпады. Но именно этот реформатор заложил основы современной западноевропейской цивилизации.

Андрей Юхименко

http://nv.ua/publications/bolshaja-reforma-protestantskaja-revoljutsija-martina-...

 

Coram Deo
IP записан
 
Ответ #2 - 11/03/17 :: 6:36pm

Элхэ Ниэннах   На Форуме
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 23440
*
 
Дмитрий, если что, извините, что я такое смешное изложение истории с Реформацией принесла Улыбка No offence. Но хиханьки хаханьками, а представление дает Улыбка
 

The Emperor protects - but who will protect the Emperor?
IP записан
 
Ответ #3 - 11/03/17 :: 9:44pm

Дмитрий Абрамов   Вне Форума
Дорогой гость
Киев, Украина

Пол: male
Сообщений: 158
***
 
Элхэ, вы просто не общались с моим наставником, он ещё и не так умеет Круглые глазавсе хорошо, мне понравилось Улыбка
 

Coram Deo
IP записан
 
Ответ #4 - 11/04/17 :: 10:56pm

Mixtura   Вне Форума
Матерый
Москва

Пол: female
Сообщений: 496
****
 
Немножко о том, какие последствия имела Реформация.
Замечания:
1. Я ни разу не католичка и проблемами католиков не заморачиваюсь. Это, скорее, из серии "как это работает".
2. Я не знаю, какая из религий  правильнее с т.з. мистики. Я полагаю, что рационально рассуждать вообще имеет смысл только о посюсторонней, человеческой стороне религиозной деятельности.

Для начала попыталась представить себе "дешевую версию" ну, к примеру, медицины. 
Никаких дорогих препаратов и операций. Аспирин за три копейки -- и хватит с вас.
А то разожрались фармацевты -- спасу нет, на "Лексусах" ездят. Органы, опять же, пересаживают -- а где берут? Вот то-то же.

Все бюджетно, скромно, без выпендрежа. Врача выбираем общим собранием больных. Да, и хирурга. Медицинские дипломы отменить, ибо ведут к нездоровому обогащению разных "теоретиков". А нам не теория, нам практика нужна! Чтобы здоровыми -- и сразу.
Лечиться сам и лечить других может каждый чем угодно -- хоть энергозаряженной водой.

В общем, так -- кто богоизбран, тот и здоров. А кто жалуется -- тот производственный божий брак и неудачный файл. И дорога ему в корзину в ад.

И это не флэш-моб по 90-м, а история просвещенной Европы  Подмигивание

В общем, мне стало понятно:
1. Откуда и зачем в протестантской части Европы вскоре взялась зверская инквизиция.  Чумаков с Кашпировскими развелось немеряно, а новая вера конкурентов не терпит.

2. Люди должны были давиться в очередях к экстрасенсам истово кидаться на любую более-менее похожую на медицину религию идею. Потому что лечиться-то надо и болеть не хочется. 


Собственно, текст:

Автор -- Александр Оноприенко.

Цитата:
Большие Деньги, как субъект, намеревавшийся повелевать, решились ликвидировать зависимость от воли торговцев Божьим милосердием: в том, глубоко верующем Мире, не было иного пути состояться как власть. Используя визуализированную для всех слабость Церкви и финансовые возможности, организовать оранжевую революцию идеологическую реформацию было вопросом техники исполнения.

Главные свершения революции:
1) легализация индивидуализма путем замены положения о спасающей силе церкви положением о спасении личной верой (см. ниже),
2) признание богатства априори богоугодным, обеспеченное доктриной о предопределении (см. ниже).
Внешним проявлением Реформации стало упрощение обрядов и убранства. Зарабатывать собирались не от приватизации культа, а на дивидендах от абсолютной власти. Поэтому оплачивать культовые вычурности было ни к чему – некоммерческий объект не должен быть ресурсоемким.
(...)

Спасение личной верой означало, что каждый сам находит путь к Богу без посредничества Церкви, которая не вправе распределять божественную благодать. Вера не в приобщении к таинствам, а в образе мыслей человека, его действиях и поступках. Не побирайся у Бога, а выполняй божественные установления и получишь шанс на спасение.  В итоге, протестант – законопослушный труженик, для которого труд и есть акт несения личного креста и непосредственного служения Богу. Язык не повернется сказать, что это плохо. Дьявол, как это обычно, скрывается в нюансах.
(...)
Протестантизм фактически легализовал индивидуализм как социальную норму, дезавуировав эволюционную парадигму спасаемся (выживаем) вместе, общую для всех социальных организмов, антитезой спасайся поодиночке. И точкой разобщения выбрал связь с Богом.

Церковь – социальный институт приобщения к вере и ее охраны, обеспечивающий тем самым единоверие. Протестантизм отверг ее в этом качестве. Каждый протестант оказался вправе толковать и излагать Слово Божье. Поэтому протестантизм с неизбежностью превратился в непрерывный генератор протестантских ересей и сектантства, чем и является до сих пор. (...)

Логическим завершением реформации стала «американская мечта» – светская религия личного успеха. Если кому-то приходилось сказать ближнему: «Ты не поверишь Боб, как мне жаль, что твоя гнедая сломала ногу. Боливар выдохся, и двоих ему не вынести», – но в итоге он просыпался в мягком кресле уютного офиса, это верный знак, что в правильности выбора жизненного пути сомневаться не пристало.

Взято с:  http://www.aonoprienko.ru/?p=4197

           Цитата:
Социальная иерархия средневековья «монарх – аристократия – народ» порождала соответствующий трибаланс властных полномочий «власть монарха – местная власть аристократа – стихийная власть толпы». Ему присуща неустойчивость, поскольку каждая из сторон склонна к перетягиванию баланса в свою сторону.

Устойчивость «дышащей» конструкции придавало присутствие безусловного духовного иерарха – Папы Римского. Находясь вне суеты мирских отношений, над социальной системoй, Папа авторитетом Бога стабилизировал конструкцию: подтверждал аристократии и народу божественную природу монаршей власти, тем самым удерживал от смут, особенно аристократию, одновременно обозначал светскому иерарху моральные ограничения и пределы его власти. А еще духовный иерарх служил символом связи земной церкви с трансцендентальными неутилитарными смыслами бытия. Их трансляция в социум повышала порог терпимости народа к выпадавшим на его долю невзгодам и лишениям и облегчала аристократии уплату причитавшегося с нее налога кровью.

[Имеется в виду, что феодал (по крайней мере, теоретически) -- обязан воевать за своего короля. И погибать, если надо.Что феодалам, наверное, не шибко нравилось, но приходилось.]

Папа, будучи мостом между сиюминутной материальной мирской суетой и вневременными надличностными смыслами бытия, цеплял всю конструкцию мирской власти к вечному неутилитарному, тем самым стабилизировал ее. Церковь, привнося в жизнь высокие смыслы, существенно смягчала ее тяготы.

Картинка не вставляется, посмотреть можно здесь: http://www.aonoprienko.ru/?p=4197

Надежно подвешенная за неутилитарное, «люстра власти» оказывалась в итоге очень стабильной. Императивом конструкции, привносимым в нее духовным иерархом и церковью, был запрет на буйство инстинктов, включая запрет на ссудный процент. В ней не было места фронде аристократии и всевластью Больших Денег (...)

Англиканскую церковь породили вырвавшиеся из под смиряющей инстинкты длани Христианства страсти короля. Потакая своим страстям, король [имеется в виду Генрих VIII] самолично нанес удар по католической «люстре власти», положив начало ее постепенному вырождению в дегенеративную конструкцию:

Картинка не вставляется, посмотреть можно здесь: http://www.aonoprienko.ru/?p=4197

Удаление из конструкции высшего духовного иерарха тут же дестабилизировало ее. С одной стороны, его отсутствие, утверждающее моральные пределы власти короля, провоцировало того к бесчеловечности и диктатуре. С другой стороны, отсутствие духовного иерарха, подтверждавшего божественную природу власти короля, резко сокращало дистанцию между монархом и аристократией, что для светского владыки было смертельно опасным.

[Это король Артур мог позволить себе быть "первым среди равных". А исторические монархи -- они про "сердце царево в руце Божьей". ]

Помимо этого, светский иерарх, которого служение социуму априори погружало в водоворот мирских страстей, воспринимался в качестве транслятора неутилитарных смыслов как минимум со скепсисом. С этого момента решение задачи, как окончательно отцепить социум от надличностного трансцендентального, стало делом техники.
(...)

Пресвитерианство, как и кальвинизм, опирается на догмат о божественном предопределении, следовательно, на богоизбранность. Основные организационные нововведения пресвитерианцев заключались в автономии приходских церквей, выборности старейшин-пресвитеров и отмене в перспективе института епископов.

Автономия приходов и упразднение епископата – основного инструмента воздействия короны на церковь, лишало монарха опоры на нее. А церковь меж тем была главной социальной сетью того времени, и ее отделение от короны лишало короля связи с народом.

Доктринальные нововведения тоже имели последствия. Доктрина предопределения свела жизнь к очевидным и понятным биологическим смыслам, у которых есть единый эквивалент – деньги: хочешь быть богоизбранным, не стесняйся следовать зову зверя инстинктов в себе, главное, богатей. Кальвинистское предопределение окончательно отцепило всю социальную конструкцию от трансцендентального неутилитарного.

Картинка не вставляется, посмотреть можно здесь: http://www.aonoprienko.ru/?p=4197

(...)
В итоге, как того и требовалось спонсорам Реформации, удалось превратить некогда единый христианский мир в вавилонское столпотворение – все вроде бы говорят об одном и том же, но не понимают и не слышат друг друга.
« Последняя редакция: 11/05/17 :: 12:36am от Mixtura »  
IP записан
 
Ответ #5 - 11/05/17 :: 1:33am

Loves A Dustbin   На Форуме
Дорогой гость

Пол: female
Сообщений: 166
***
 
Mixtura, текст, мягко говоря, спорный. Центробежные тенденции возникли задолго до Лютера, автор выкидывает из уравнения Виклифа и его последователей.
 
IP записан
 
Ответ #6 - 11/05/17 :: 7:44am

Дмитрий Абрамов   Вне Форума
Дорогой гость
Киев, Украина

Пол: male
Сообщений: 158
***
 
Текст не просто спорный, а в ключевых (концептуальных) моментах противоречащий тому, во что верят протестанты.

Цитата:
Протестантизм фактически легализовал индивидуализм как социальную норму, дезавуировав эволюционную парадигму спасаемся (выживаем) вместе, общую для всех социальных организмов, антитезой спасайся поодиночке. И точкой разобщения выбрал связь с Богом.


Это, мягко говоря и нежно выражаясь, неправда Злой
Не говоря уже о том, что в современном протестантизме ведущие теологи и духовные наставники со страшной силой громят индивидуализм и называют его несовместимым с духом Христа, то же самое можно увидеть и в классических протестантских исповеданиях времен Реформации.

Цитата:
Мы верим, что поелику эта святая община является собранием спасённых и вне её нет спасения, то никто не должен удалятся от неё, чтобы жить самому по себе, вне зависимости от своего общественного положения и веса. Но все люди обязаны соединиться с Церковью, поддерживая единство Церкви, подчиняясь учению и дисциплине оной, согнув свои шеи под игом Иисуса Христа и служа в назидание братьям и сёстрам, согласно тому дару, который, как члену единого Тела, Бог уделил ему. Чтобы более действенно соблюдать всё сие, долг каждого верующего – по Слову Божьему – отдаляться от тех, кто не принадлежит Церкви, и присоединяться к сему собранию, где бы Бог ни основал его, даже если начальствующие и эдикты государей препятствуют этому и им грозит смерть или физическое наказание.

(с)Бельгийское исповедание, артикул 28.
http://www.reformed.org.ua/2/24/Bres

Цитата:
Вопрос 55. Что вы имеете в виду, говоря об общине святых?
Во-первых, то, что верующие как члены Христа все вместе и каждый в отдельности причастны Ему и всем Его богатствам и дарам. Во-вторых, то, что каждый должен с готовностью и радостью сознавать себя обязанным использовать Его дары на благо и спасение других членов.

(с)Гейдельбергский катехизис.
http://www.reformed.org.ua/2/22/Caspar

Цитата:
1. Все святые, соединенные со своим Главой – Христом – Его Духом и верой, имеют общение с Ним в Его благодати и участие в Его страданиях, смерти, воскресении и славе.  Точно так же, соединенные между собой любовью, они причастны дарам и добродетелям друг друга и должны исполнять те обязанности, как общественные, так и личные, которые содействуют общему благу, заботясь о нуждах и внешнего, и внутреннего человека.
2. Святые, связанные своим вероисповеданием, должны пребывать в братской любви и святом общении, поклоняясь Богу и совершая другие духовные служения, которые содействуют взаимному назиданию и усовершенствованию.  Они должны помогать друг другу и во внешних делах, сообразуясь со своими возможностями и нуждами. Это общение, когда Бог дает такую возможность, должно распространяться на всех тех, кто призывает имя Господа Иисуса Христа, где бы они ни жили.

(с)Вестминстерское исповедание веры, глава 26. Об общении святых
http://www.reformed.org.ua/2/108/26/

Цитата:
Доктрина предопределения свела жизнь к очевидным и понятным биологическим смыслам, у которых есть единый эквивалент – деньги: хочешь быть богоизбранным, не стесняйся следовать зову зверя инстинктов в себе, главное, богатей. Кальвинистское предопределение окончательно отцепило всю социальную конструкцию от трансцендентального неутилитарного.


И снова... хмммм... неправда. Обратимся к тем же самым классическим вероисповеданиям, по совпадению, являющимся как раз кальвинистскими

Цитата:
Мы верим, что сия истинная вера, производимая в человеке через слышание Слова Божьего и дей­ствие Духа Святого, возрождает его и творит в нём нового человека, являясь причиной того, что он живёт новой жизнью и освобождая его от рабства греха. Посему слишком далеко от истины то, что сия оправдывающая вера делает человека нерадивым в провождении жизни набожной и святой, но, напротив, без неё никто не совершил бы чего-либо ради любви к Богу, но лишь из самолюбия или страха пред осуждением. Поэтому невозможно, что сия святая вера может быть бесплодной в человеке; поелику мы говорим не о пустой вере, но о той, которую Писание называет «верой, действующей любовью». Сия вера побуждает человека к совершению тех дел, которые Бог заповедал в Своём Слове. Эти дела, поелику происходят из благого корня веры, суть благи и приемлемы в глазах Божьих, ибо освящены Его благодатью. Тем не менее, они незначительны в отношении нашего оправдания. Ибо мы оправдываемся верою во Христа, и даже ранее, чем совершаем добрые дела, иначе они могли бы быть добрыми делами не более чем плод дерева, могущий быть плодоносным, покуда само дерево плодоносно.
Посему мы совершаем добрые дела, но не ради заслуги от оных [ибо чего могли бы мы заслужить?], – нет. Мы обязаны Богу за те добрые дела, которые мы делаем, а не Он нам, ибо Он «производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению». Давайте же посему постоянно помнить написанное: «так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: "Мы – рабы, ни­чего нестоящие, – потому что сделали, что должны были сделать"»

(с)Бельгийское исповедание, артикул 24.

Цитата:
2. Добрые дела, совершаемые в повиновении заповедям Божиим, суть плоды и доказательства истинной живой веры.  Добрыми делами верующие выражают благодарность, подкрепляют свою уверенность в спасении, назидают братьев, украшают исповедание Евангелия, заграждают уста противникам и прославляют Бога.  Верующие – это лучшие Его творения, созданные во Христе Иисусе на добрые дела с тем, чтобы плодом их была святость, а концом – жизнь вечная.
3. Способность верующих творить добрые дела ни в коей мере не исходит от них самих, но всецело от Духа Христова.  Для того, чтобы они могли приобрести способность совершать добрые дела, необходимо, помимо полученных ранее даров, действенное влияние Святого Духа, побуждающего их желать и делать то, что Ему угодно.  В то же время им не следует становиться нерадивыми, полагая, что не обязательно исполнять свой долг без особого побуждения Духа.  Напротив, они должны с усердием возгревать пребывающий в них дар Божий

(с)Вестминстерское исповедание, глава 16. О добрых делах.
http://www.reformed.org.ua/2/108/16/

Цитата:
5. Подчинение нравственному закону во все времена обязательно для всех: как для оправданных, так и для всех прочих.  Это касается не только соблюдения заповедей, составляющих сущность этого закона, но и повиновения власти Бога-Творца, Который дал его.  Христос в Евангелии никоим образом не освобождает нас от этой обязанности, но решительно утверждает ее.
6. Истинные верующие не находятся под законом, как было в завете дел, то есть не по закону осуждаются или оправдываются.  Тем не менее он в высшей степени полезен для них, как и для всех прочих людей, поскольку, будучи правилом жизни и указывая людям волю Божью и их обязанности, закон направляет их и обязывает их поступать должным образом.  Далее, закон открывает людям греховную испорченность их природы, их сердец и жизни; таким образом, испытывая себя законом, они могут еще более убедиться в своей греховности, прийти к смирению и возненавидеть грех и в то же время еще яснее осознать свою потребность во Христе и совершенство Его послушания.  Закон не менее полезен для возрожденных еще и тем, что помогает им преодолевать свою порочность, поскольку запрещает грех. Угроза же наказания помогает им понять, чего заслуживают их грехи и какие скорби они могут претерпеть за них в этой жизни, хотя они освобождены от проклятия за грех, каким угрожает закон. Таким же образом обетования закона показывают им, насколько Богу угодно послушание и каких благословений могут они ожидать за исполнение послушания, хотя они получают благословения не по закону, как в завете дел.  То, что человек делает добро и воздерживается от зла, поскольку закон побуждает к одному и отвращает от другого, не означает, что он находится под законом, а не под благодатью.
7. Вышеуказанные назначения закона не противоречат благодати Евангелия, но гармонично согласуются с ней.  Дух Христов смиряет волю человека и наделяет ее способностью свободно и радостно исполнять то, чего требует воля Божья, явленная в законе.

(с) оно же, глава 19. О законе Божием.
http://www.reformed.org.ua/2/108/19/

Я думаю, этого достаточно Улыбка

Грубо говоря, одним из признаков принадлежности к избранным кальвинизм полагает как раз способность делать добрые дела и стремиться к жизненному успеху, руководствуясь и вдохновляясь не утилитарными, а самыми что ни на есть трансцендентными соображениями - любовью к Богу, проявляемой в любви к людям. И уже из этого выводится заключение, что Бог благословляет избранных (=тех, кто руководствуется этими мотивами в своей жизни). Но, естественно, из этого никак не следует (и нигде не говорится), что благословения Божии выражаются обязательно в успешном стремлении к материальному обогащению, равно как и не означает, что любой, кто успешен в этом стремлении, является избранным.
И вообще, что касается богатства самого по себе как критерия истинности веры и источника уверенности в спасении - есть и такое, не спорю. Называется "теология процветания". Однако к Реформации вообще и кальвинизму в частности оно не имеет никакого отношения, это доктрина ну очень новая, придуманная уже во второй половине XX века, и исповедуемая только некоторыми неопятидесяниками, а всеми прочими рассматриваемая как в лучшем случае сомнительная.
 

Coram Deo
IP записан
 
Ответ #7 - 11/06/17 :: 11:58am

Mixtura   Вне Форума
Матерый
Москва

Пол: female
Сообщений: 496
****
 
Дмитрий, спасибо за информацию. Хорошо, конечно, что руководство церкви борется с искушениями, в которые впадают верующие. Но тут ситуация в чем-то похожая на статьи Дубинянского -- вначале посеяли семена нехороших мыслей, а потом борются с тем, что выросло.
Цитата:
Грубо говоря, одним из признаков принадлежности к избранным кальвинизм полагает как раз способность делать добрые дела и стремиться к жизненному успеху, руководствуясь и вдохновляясь не утилитарными, а самыми что ни на есть трансцендентными соображениями - любовью к Богу, проявляемой в любви к людям. И уже из этого выводится заключение, что Бог благословляет избранных (=тех, кто руководствуется этими мотивами в своей жизни). Но, естественно, из этого никак не следует (и нигде не говорится), что благословения Божии выражаются обязательно в успешном стремлении к материальному обогащению, равно как и не означает, что любой, кто успешен в этом стремлении, является избранным.

ИМХО, само понятие «изначальной избранности» уже создает богатейшую почву для моральных спекуляций и, не побоюсь этого слова, гордыни. Потому что поди разберись, чем там этот избранный в своих делах руководствуется! (Психологи подтвердят, что сам человек не всегда это осознает).

Не говоря уж о том, что жизненный успех неотделим от жесткого прессинга этих самых ближних, что с любовью как-то слабо сочетается.

Да и вообще – чего их любить-то, если они обречены аду? Если уже Господь их приговорил, что человеку церемониться?  Изначальная, не зависящая от человека избранность/проклятость отрывает любовь от Бога и превращается в обязанность, лишенную смысла. Говорить людям добрые слова, помогать им, не имея возможности помочь в ГЛАВНОМ… Странно это как-то.

Про Реформацию.
Понимаете, не так важно, ЧТО именно проповедовали проповедники. Главный переворот в умах, произведенный Реформацией, я полагаю в другом. А именно – в разрушении монополии католической церкви на власть над умами – и неизбежной потерей церковью этой самой власти. У людей появилась возможность со скрипом, но ВЫБИРАТЬ себе церковь.

Вот это был реальный взрыв мозга!

Из матери культуры (вспомним, что католическую церковь именно так и величали – «мать наша пресвятая католическая Церковь») церковь в  превращалась просто в одну из контор, предоставляющих  государственные религиозные услуги. С неизбежной борьбой за клиента, которую с какого-то момента стало уже не скрыть. Былая неприступная красавица, величественная Дева, Невеста Христа -- оказалась всего лишь обслугой для «удовлетворения религиозных потребностей верующего». Постаревшая жрица пошла работать психоаналитиком.   Отныне удержание человека, а не Бога – главная забота церкви. Потому что Бог неизменен и вечен, а человек ускользает, зараза, и постоянно норовит куда-то свинтить.

Куда же делась власть, потерянная католической церковью? 

Часть подобрали протестанты и иже с ними. Часть подхватила наука -- и ее авторитет взлетел до небес даже в глазах людей от нее далеких. Часть оставили себе люди, получив толику свободы и самомнения. (Поэтому атеисты до сих пор полагают себя умнее верующих – над ними меньше властных инстанций и сэкономленное уважение они тратят на себя)

Ну, а львиная доля досталась, видимо, тому, что сейчас называют «поиском себя» и «самореализацией». Беспокойному желанию себя пристроить найти.

Реформация утвердила связь между сугубо мирским трудом и замыслом Бога в отношении человека. Человек не просто ВЫНУЖДЕН, а ДОЛЖЕН искать свой успех, должен трудиться, это богоугодно, это ПРАВИЛЬНО.

И вот уже Адам и Ева в знаменитом произведении Мильтона, после изгнания из рая идут в жизнь не проклятием, но ПРОМЫСЛОМ ТВОРЦА:

Они невольно
Всплакнули — не надолго. Целый мир
Лежал пред ними
, где жилье избрать
Им предстояло. Промыслом Творца
Ведомые, шагая тяжело,
Как странники, они рука в руке,
Эдем пересекая, побрели
Пустынною дорогою своей.


Кто сумел оседлать самореализацию – тот и властвует.
Автор статьи, отрывки из которой я привела, предполагает, что это были крупные капиталисты и сделали они это в своих интересах.  Есть возражения?

P.S. Альтернативный принцип коллективного спасения выражал много кто и много где. Специально привожу его изложение человека сугубо светского, воспитанного в атеистическом СССР. Потому что идеал -- он не в религии, он в культуре.

Да как же любить их - таких неумытых,
Да бытом пробитых, да потом пропитых?
Да ладно там - друга, начальство, коллегу,
Ну ладно, случайно утешить калеку,
Дать всем, кто рискнул попросить.
А как всю округу - чужих, неизвестных,
Да так - как подругу, как дочь, как невесту?
Да как же, позвольте спросить?
(…)
Да не спрячешь души беспокойное шило.
Так живи - не тужи, да тяни свою жилу,
Туда, где пирог только с жару и с пылу,
Где каждому, каждому станет светло...

(СашБаш)

 
IP записан
 
Ответ #8 - 11/07/17 :: 9:04am

Дмитрий Абрамов   Вне Форума
Дорогой гость
Киев, Украина

Пол: male
Сообщений: 158
***
 
Цитата:
ИМХО, само понятие «изначальной избранности» уже создает богатейшую почву для моральных спекуляций и, не побоюсь этого слова, гордыни. Потому что поди разберись, чем там этот избранный в своих делах руководствуется! (Психологи подтвердят, что сам человек не всегда это осознает).
к

Специалисты в области христианского душепопечения (одна из самых мощных и фундаментальных школ которого опирается на реформатскую богословскую традицию) в этом совершенно согласны с психологами  Улыбка


Цитата:
Не говоря уж о том, что жизненный успех неотделим от жесткого прессинга этих самых ближних, что с любовью как-то слабо сочетается.


Ну, спорный вопрос, я бы сказал. К примеру, есть такое мнение, что хорошим индикатором согласия жизненного успеха с христианским благочестием является то, какие плоды (как для отдельных людей, так и для общества в целом) приносит этот успех - добрые или худые, делает ли это жизнь отдельных людей и общества ближе к тому, какой ее хотел бы видеть Бог, в предельном выражении - насколько этот успех делает видимым и ощутимым присутствие любящего и справедливого Бога в нашем бренном земном мире Улыбка

Цитата:
Да и вообще – чего их любить-то, если они обречены аду? Если уже Господь их приговорил, что человеку церемониться?  Изначальная, не зависящая от человека избранность/проклятость отрывает любовь от Бога и превращается в обязанность, лишенную смысла. Говорить людям добрые слова, помогать им, не имея возможности помочь в ГЛАВНОМ… Странно это как-то.


Очень древний и очень спорный вопрос, на который "ортодоксальный" кальвинизм дает примерно следующий ответ. Никто, кроме Бога не знает, кто избран Им к спасению; единственное, в чем мы можем быть уверены - это в нашем личном спасении, индикатором которого является, грубо говоря, отзывчивость сердца на положительные изменения, производимые в нём Духом Святым и проявляющиеся в нашем отношении к жизни и к людям. Поэтому мы как христиане должны и обязаны видеть потенциально спасенного в каждом человеке, и делать все, от нас зависящее, чтобы как можно больше людей узнавали Христа и становились Его учениками. Как угодно - через проповедь Евангелия, через личное свидетельство, через такое отношение к людям, чтобы Он проявлялся через нас. Вот наша ответственность. То, как это повлияет на сердца людей, с которыми мы пересекаемся - уже дело Самого Бога. Мы можем (должны) посеять зернышко и поливать его. А то, как оно будет расти - уже Божья работа.

Что до оценок Реформации - это, конечно, вопрос ценностей, но я полагаю, что если некая структура, обладающая политической властью, лишается в глазах общества монополии на Абсолютную Истину - это скорее положительный момент, чем отрицательный. По той простой и очевидной причине, что подобные структуры состоят из людей - слабых, грешных и несовершенных, которым свойственно как добросовестно заблуждаться, так и злоупотреблять данными им возможностями в личных интересах (что, собственно, и стало причиной Реформации). И мне кажется, что, если верно утверждение, что церковь - это не просто институт идеологической власти, существующий для поддержания стабильности общества,  а прежде всего Божий инструмент передачи и сохранения Истины, то, буде этот инструмент оказывается в негодных руках, искушаемых еще и мирской властью и влиянием - это создает куда бОльшую опасность искажения Истины в интересах монополиста, чем возможность ее свободного поиска.

Цитата:
Реформация утвердила связь между сугубо мирским трудом и замыслом Бога в отношении человека. Человек не просто ВЫНУЖДЕН, а ДОЛЖЕН искать свой успех, должен трудиться, это богоугодно, это ПРАВИЛЬНО.


Не совсем так, ибо есть нюансы. По крайней мере, в реформатской/кальвинистской традиции очень серьезный акцент делается на том, что "мирская" деятельность должна способствовать тому, чтобы присутствие и господство Христа в нашем мире становилось видимым, чтобы мир становился ближе к тому, каким его задумал Бог (женевская" утопия" Кальвина по сути была попыткой революционного воплощения этой идеи в духе той эпохи), и тогда уже встаёт серьезный вопрос - можно ли такую деятельность считать мирской в полной мере?
« Последняя редакция: 11/07/17 :: 11:03am от Дмитрий Абрамов »  

Coram Deo
IP записан
 
Ответ #9 - 11/12/17 :: 7:47pm

Mixtura   Вне Форума
Матерый
Москва

Пол: female
Сообщений: 496
****
 
Цитата:
если некая структура, обладающая политической властью, лишается в глазах общества монополии на Абсолютную Истину - это скорее положительный момент, чем отрицательный. (…) это создает куда бОльшую опасность искажения Истины в интересах монополиста, чем возможность ее свободного поиска.

Для поиска – лучше. Для внедрения в умы – никак. Потому что как только истину перестает разделять подавляющее большинство,  она перестает называться истиной, а становится частным мнением. И понятие «истины» из мира улетучивается вообще. Постмодернизм-с.

Отсюда несколько неожиданный (для меня) вывод: для того, чтобы свободный поиск истины имел смысл и истина не умирала вместе с искателем, нужно время от времени авторитарным образом прекращать поиски и начинать внедрять наиболее успешный из найденных вариантов во все мозги, считая его временно абсолютным. Упс.  Ужас
Цитата:
единственное, в чем мы можем быть уверены - это в нашем личном спасении, индикатором которого является, грубо говоря, отзывчивость сердца на положительные изменения, производимые в нём Духом Святым и проявляющиеся в нашем отношении к жизни и к людям.

То есть, кальвинист ОБЯЗАН нести в себе уверенность в своей изначальной избранности?

Дмитрий, не хочу вас расстраивать и искренне желаю счастья и в этой жизни, и в вечной. Но, ИМХО, вот эта уверенность -- совершенно необоснованна. Мы же не знаем, СКОЛЬКО добра нужно вобрать в сердце, чтобы удостоиться рая. Может быть, Богу из всего человечества требуется десяток, а остальные для фона. Вы уверены, что  выиграете в эту лотерею?

Не говоря о том, что неподатливых душ кругом полным-полно. Атеистов, иноверцев, неудачников. Последовательный кальвинист на основе наблюдений должен сделать вывод, что большая часть человечества обречена аду. То есть, мировоззренчески стать либо пессимистом (и быть несчастным), либо циником (и перестать быть добрым).
 
IP записан
 
Ответ #10 - 11/12/17 :: 7:53pm

Mixtura   Вне Форума
Матерый
Москва

Пол: female
Сообщений: 496
****
 
Цитата:
Цитата:
Не говоря уж о том, что жизненный успех неотделим от жесткого прессинга этих самых ближних, что с любовью как-то слабо сочетается.

Ну, спорный вопрос, я бы сказал. К примеру, есть такое мнение, что хорошим индикатором согласия жизненного успеха с христианским благочестием является то, какие плоды (как для отдельных людей, так и для общества в целом) приносит этот успех - добрые или худые, делает ли это жизнь отдельных людей и общества ближе к тому, какой ее хотел бы видеть Бог, в предельном выражении - насколько этот успех делает видимым и ощутимым присутствие любящего и справедливого Бога в нашем бренном земном мире

Протестанты оказались таким отделом рекламы, что Европа и США секуляризировались, в Великобритании нельзя открыто носить крестик, а на Ближнем Востоке христиан убивают по религиозному признаку.

И если в Женеве надо было установить строгие нравы – что мешало сделать Швейцарию союзниками Гитлера и дать советским войскам взять Берн? И стало бы как при Кальвине: ни игорных домов, ни борделей,  чистота и благопристойность.
Ан нет, чего-то не хватило социализму…

А жизненный успех в капиталистической системе производства – это разорение конкурентов. Это ежедневная работа по отъему доли рынка у более слабых. Это разведка, реклама, маркетинг и прочие виды легального обмана.  Это скупка тех, кто с тобой в производственной цепочке. Это свои  сотрудники, которые из кабинета выйти не смеют, не приложив карточку к индикатору и не отчитавшись тем самым о своих перемещениях. (Я говорю о фирмах, где руководство -- приличные люди и не рассматриваю откровенно криминальные схемы бизнеса.) 
Вы могли бы сказать, где вы здесь любовь нашли?
Цитата:
делает ли это жизнь отдельных людей и общества ближе к тому, какой ее хотел бы видеть Бог

Дмитрий, Бог смотрит снаружи! Как протестанты изнутри определяют, что Он видит и насколько это Ему нравится? 
 
IP записан
 
Ответ #11 - 11/13/17 :: 1:09am

Дмитрий Абрамов   Вне Форума
Дорогой гость
Киев, Украина

Пол: male
Сообщений: 158
***
 
Цитата:
Протестанты оказались таким отделом рекламы, что Европа и США секуляризировались, в Великобритании нельзя открыто носить крестик, а на Ближнем Востоке христиан убивают по религиозному признаку.


Вы совершенно уверены, что во всех названных вами нехороших явлениях виноват именно протестантизм, а не что-то иное?

Цитата:
Вы могли бы сказать, где вы здесь любовь нашли?


Так, у нас с вами, кажется, возник языковой барьер Нерешительный Не могли бы вы мне для начала объяснить, с какого перепугу, пардон за мой французский, вы так настойчиво ставите знак равенства между жизненным успехом и успехом в получении максимальной прибыли? Ужас "Ортодоксальные" протестантские теологи этого не делают, честное семинарское Подмигивание

Цитата:
Как протестанты изнутри определяют, что Он видит и насколько это Ему нравится?


Не углубляясь в дебри практического богословия и духовных дисциплин (см. "жизнь по Духу"):
"- Как понять, чего именно от тебя хочет Бог? - Делай то, что ощущаешь действительно важным, и если в этом нет греха - Он благословит"©из одной очень личной беседы с пастором. А представления о грехах, допустимом/недопустимом и нормах христианской морали в целом во всех основных конфессиях и деноминациях плюс-минус одинаковые. Улыбка Ну и да, естественно, важно быть честным с самим собой при этом, и стараться отделять побуждения Духа от личных "хотелок".
Если более конкретно - хорошим индикатором соответствия наших поступков воле Божьей является мотив - желание послужить ближним, а не удовлетворить (тем или иным образом) своё "эго". Это если очень коротко.
 

Coram Deo
IP записан
 
Ответ #12 - 11/13/17 :: 2:12am

Дмитрий Абрамов   Вне Форума
Дорогой гость
Киев, Украина

Пол: male
Сообщений: 158
***
 
Цитата:
То есть, кальвинист ОБЯЗАН нести в себе уверенность в своей изначальной избранности?


Никак нет Улыбка Я вас, может быть, удивлю, но наличие или отсутствие в личном богословии верующего самого этого понятия никак не влияет на факт его спасения, а равно и не является сколько-нибудь определяющим признаком оного спасения.

Цитата:
Мы же не знаем, СКОЛЬКО добра нужно вобрать в сердце, чтобы удостоиться рая.


Ну как вам объяснить... Начнем с того, что удостоиться рая невозможно в принципе. Благодать Божья, являющаяся единственным условием спасения, всегда незаслуженна. По самому своему определению. И уже поэтому никак не может измеряться "количественно". А то, что сердце откликается на действие Св.Духа - не условие спасения, а его признак.

Цитата:
Может быть, Богу из всего человечества требуется десяток, а остальные для фона. Вы уверены, что  выиграете в эту лотерею?


Лично я черпаю свою уверенность в спасении в том, какую огромную работу Бог проделал в моей жизни с того момента, когда впервые коснулся моего сердца. В том, как Он все больше очищает его от всего того, что отделяет меня от Него, все больше обращая от сосредоточенности на себе и своих нуждах и переживаниях - к людям, которым я могу послужить, в жизни которых Он может действовать через меня. Это если очень коротко. И этого вполне достаточно.

Цитата:
Не говоря о том, что неподатливых душ кругом полным-полно. Атеистов, иноверцев, неудачников. Последовательный кальвинист на основе наблюдений должен сделать вывод, что большая часть человечества обречена аду. То есть, мировоззренчески стать либо пессимистом (и быть несчастным), либо циником (и перестать быть добрым).


Есть еще один вариант: верить в бесконечную любовь Божью ко всем Его творениям. В моем личном богословии это работает примерно так. Мы не знаем, какое именно количество людей из бесчисленного множества живших когда-либо, избраны Богом к спасению. Также мы не знаем, что переживает каждый человек в последние мгновения своей земной жизни. И моя вера в Божье милосердие позволяет мне надеяться, что в эти последние мгновения Он касается сердца каждого непосредственно, давая ему последнюю возможность откликнуться на Его призыв и ответить на Его любовь.
 

Coram Deo
IP записан
 
Ответ #13 - 11/19/17 :: 12:22pm

Mixtura   Вне Форума
Матерый
Москва

Пол: female
Сообщений: 496
****
 
Цитата:
Цитата:
Протестанты оказались таким отделом рекламы, что Европа и США секуляризировались, в Великобритании нельзя открыто носить крестик, а на Ближнем Востоке христиан убивают по религиозному признаку.

Вы совершенно уверены, что во всех названных вами нехороших явлениях виноват именно протестантизм, а не что-то иное?

А вы совершенно уверены, что  хорошие явления, упоминаемые в приводимой вами статье, как-то:   
Цитата:
Реформация дала толчок развитию экономики, образования, национальных языков, отделила церковь от государства и повысила статус женщин в обществе.

-- следует ставить христианству в заслугу?
ИМХО, связь здесь примерно такая же, как между расцветом СССР и церковью православной: взлет науки, техники и культуры был достигнут ЗА СЧЕТ умаления религии, ослабления её роли и значения в жизни людей.  У христианства убыло – у культуры прибыло.

Т.е. христианин, отмечающий 500-летие Реформации – все равно, что православный священник, идущий по улице под  красным флагом с серпом и молотом на том основании, что СССР достиг высочайшего уровня научного и технического развития.  Гордиться-то есть чем, только христианство здесь не при делах. 
Цитата:
Не могли бы вы мне для начала объяснить, с какого перепугу, пардон за мой французский, вы так настойчиво ставите знак равенства между жизненным успехом и успехом в получении максимальной прибыли?

Упс. Приехали.  С вот этого, наверное:
Цитата:
Кальвин учил двойному предопределению: мол, Всевышний с самого начала определил, кто будет на небесах, а кто — в аду. И признаком того, что человек избран небесами, реформатор считал успех в повседневных делах.
Кроме того, “женевский папа”, как тогда называли Кальвина, провозгласил: ростовщичество, или отдача денег в заем под процент, не является грехом. Более того, грехом стала считаться ситуация, когда кто-то может заработать, но не делает этого.

Из статьи, которую вы нам привели.
Цитата:
И мне кажется, что, если верно утверждение, что церковь - это не просто институт идеологической власти, существующий для поддержания стабильности общества,  а прежде всего Божий инструмент передачи и сохранения Истины, то, буде этот инструмент оказывается в негодных руках, искушаемых еще и мирской властью и влиянием - это создает куда бОльшую опасность искажения Истины в интересах монополиста, чем возможность ее свободного поиска.

Еще раз вчиталась.
Обратила внимание: Дмитрий, ведь религия – не наука. Ученые ищут истину, которая неизменна, т.к. заложена в природе и до конца мира меняться не будет. У деятелей церкви ситуация другая: они имеют дело со свободным волеизъявлением Бога, переданным путем откровения.
Т.е., ищут не истину (она уже дана, прием окончен), а как человеку с этой истиной жить. Что тоже вещь нужная, но другая.
Цитата:
Цитата:
То есть, кальвинист ОБЯЗАН нести в себе уверенность в своей изначальной избранности?

Никак нет Улыбка Я вас, может быть, удивлю, но наличие или отсутствие в личном богословии верующего самого этого понятия никак не влияет на факт его спасения, а равно и не является сколько-нибудь определяющим признаком оного спасения.

Странно. А откуда тогда слова:
Цитата:
единственное, в чем мы можем быть уверены - это в нашем личном спасении

Ведь не один вы уверены в своем спасении (дай вам Бог благодати!), а все протестанты вашей общины (я так поняла). С чего? 
Цитата:
Есть еще один вариант: верить в бесконечную любовь Божью ко всем Его творениям.

Любовь - любовью, а спасение – спасением. Я тоже с удовольствием приняла бы на работу всех кандидатов, которые ко мне приходят на собеседование. Но не все потянут и не все уживутся. (Рай, конечно, не работа, да и  неудачливых соискателей я обрекаю не аду, а всего лишь безделью. Но это такая доходчивая аналогия.)

Если бы мне предложили подумать на тему, что делать милосердному Богу с этой компанией,  я предложила бы возможность создания нескольких вариантов рая. Что-то мне подсказывает, что рай философа будет отличаться от рая спортсмена. Вопрос бандитами, насильниками и патологически властолюбивыми личностями остается открытым
 
IP записан
 
Ответ #14 - 11/20/17 :: 4:01am

Дмитрий Абрамов   Вне Форума
Дорогой гость
Киев, Украина

Пол: male
Сообщений: 158
***
 
Цитата:
Из статьи, которую вы нам привели.


И действительно "упс, приехали". Ужас Вообще-то необходимость добросовестно трудиться при наличии такой возможности это общепринятая этическая и социальная норма во всех более-менее цивилизованных обществах. Как и достойное вознаграждение за добросовестный труд.
И да, естественно, это никоим образом не подразумевает оправдания беспощадной эксплуатации работников, отношения к ним как к инструментам получения прибыли и неэтичных методов ведения бизнеса. Не надо выводить из текста то, чего в нем нет.

Цитата:
Ведь не один вы уверены в своем спасении (дай вам Бог благодати!), а все протестанты вашей общины (я так поняла).


Скажу так: если человек является возрожденным христианином (таковые не обязательно принадлежат именно к нашей общине ("Источник надежды"), деноминации (АМЦЕХУ) или конфессии (евангельские христиане), а могут быть и католиками, и православными и лютеранами, и кем угодно еще из наших братьев во Христе - ваш К.О. Подмигивание), следствием этого обычно является наличие в его жизни плодов Святого Духа, что само по себе должно давать ему достаточные основания для уверенности в спасении. Естественно, человек, будучи все же существом слабым и несовершенным, может время от времени оступаться, падать, переживать духовные борения и кризисы, которые могут вселять в него сомнения, и в такие моменты он будет нуждаться в духовной поддержке (утешении, ободрении, наставлении) со стороны братьев и сестер по Церкви.

Цитата:
Любовь - любовью, а спасение – спасением. Я тоже с удовольствием приняла бы на работу всех кандидатов, которые ко мне приходят на собеседование. Но не все потянут и не все уживутся.


Ну а тут все вообще просто как пять копеек: если сердце человека оказывается способным откликнуться на Божий призыв, то для Него не будет ни малейших затруднений проделать всю необходимую работу для того, чтобы помочь человеку стать членом Его семьи Улыбка как это происходит в каждом конкретном случае - только Он знает на все 100%, но тем не менее. Потому как Бог, в отличие от ответственных сотрудников разнообразных структур, не ограничен ни временем, ни ресурсами, ни какими бы то ни было вообще возможностями во взаимоотношениях с человеком, отозвавшимся на Его голос... ну и да, естественно, если рай есть ничто иное, как пребывание в совершенном общении с Отцом, то с каждым Он общается по-своему, тут вы правильно догадались Улыбка

Цитата:
Т.е., ищут не истину (она уже дана, прием окончен), а как человеку с этой истиной жить.


Не только. Потому что Библия, помимо того, что является Словом Божьим, есть еще и литературный памятник целого ряда эпох, авторы которого были людьми своего времени, культуры и места и адресовывали свои тексты не нам, живущим в XXI веке, а своим современникам. То есть, истина, данная в Слове, нуждается в раскрытии здесь и сейчас. Потому что для того, чтобы понимать, что слова Писания значат для нас, нынешних, нужно сначала понять, что они значили для авторов и тех, кому были адресованы непосредственно. А здесь уж никак не обойтись без обращения к научным знаниям (история, культурология, филология, лингвистика) и системного их использования при рассмотрении текстов Писания.
Так что - религия, конечно, наукой не является, а вот библейская герменевтика и библейская же теология, опирающаяся на герменевтические исследования - вполне себе Круглые глаза и добросовестный священнослужитель, если он действительно хочет учить тому, чему учит Библия, а не просто "следовать линии партии" или продвигать свои измышления/"личные откровения" под видом библейских истин, должен и обязан быть хоть немного ученым (т.е. использовать научный подход)
(если что - я сейчас не теоретизирую, мне посчастливилось быть членом церкви, пасторы которой на полную мощность используют именно такой подход к преподнесению истин Слова и активно поощряют прихожан к тому же самому)
« Последняя редакция: Вчера :: 12:15am от Дмитрий Абрамов »  

Coram Deo
IP записан