Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
С.Рябцева О законах русского языка (Прочитано 2576 раз)
12/04/16 :: 9:10am

Mixtura   Вне Форума
Живет здесь
Москва

Пол: female
Сообщений: 692
*****
 
Наткнулась в  интернете на статьи и интервью Светланы Леонидовны Рябцевой.

Начинала дама как симпатичная учительница начальных классов. Сейчас все время отдает борьбе с силами тьмы, которые стремятся разрушить Россию через вызывание ненависти к русскому языку. Который совсем не такой уж сложный, а простой и стройный – если правильно на него посмотреть.

Читать  её я взялась по единственной причине – у меня растут дети, а в действенность школьной программы я не верю. (Особенно после того, как преподавательница в гимназии доказывала мне, что в слове "ясно" слышится  звук "т" ( Ужас))

Не знаю, как там с силами тьмы. Но после чтения рассказов МТА на конкурсе «Пролет фантазии»  уровень грамотности повергает в пессимизм.
(Люди не  знают, как написать «полчаса» (варианты – раздельно или через дефис), а уж «четыре рыцаря в купе с конями ехали по дороге» -- совершенно рядовая конструкция.)

Постаралась найти у Рябцевой позитив и внятное изложение методики, как писать грамотно.

(Хочу заметить, что много дельных замечаний на тему, как УЧИТЬ ребенка грамотности  есть у самой же Рябцевой в книге «Диалог за партой». Тогда она еще не боролась с тьмой, а работала учительницей начальных классов, и писала позитивно, интересно и на основе собственного опыта.  Так что эту книгу можно читать целиком, кому нужно, не опасаясь мировоззренческих откровений.

А из статей приведу выжимку, что остается, если убрать борьбу.

Материал брала с сайта: http://www.kramola.info/books/protivostojanie/rjabceva-sl-dialog-za-partoj

Цитата:
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН русского языка:
«В сильной и слабой позиции морфемы пишутся единообразно и закономерно».

Следствие этого закона: в русском языке почти всё ПРОВЕРЯЕТСЯ, не надо зубрить, запоминать.

Проверяются и безударные гласные, и согласные в слабой позиции. Проверяются они в любой морфеме: в корне, приставке, в суффиксах и окончаниях. Нужно просто ПОНЯТЬ, как всё это работает. А поймёшь – будешь и писать правильно, без ошибок, и ПОНИМАТЬ родной язык, и ЛЮБИТЬ его.

Надо заметить, что и так называемые 11 глаголов-исключений (гнать, держать, смотреть, видеть и т.д.) тоже не надо запоминать, так как они все на самом деле подчинены общему правилу. Но оно совсем не то, какое померещилось теоретикам. Оно совсем простое и универсальное: ПРОВЕРЬ по сильной позиции.

Пример: Как правильно, гонИШЬ или гонЕШЬ?
А вот как: они гонЯТ – следовательно, 2-е спряжение. Проверочное слово стоЯт (или любой глагол того же спряжения с УДАРНЫМ окончанием). Окончание будет то же, что и в проверочном слове: стоИшь, значит гонИшь.

«Дежурные» проверочные слова у нас были: для 1-го спряжения (они) ИДУТ, для 2-го – СТОЯТ.


Цитата:
– Что такое ЕДИНООБРАЗНОЕ и что такое СИЛЬНАЯ и СЛАБАЯ ПОЗИЦИИ?

–Написание может быть одинаковым, а может быть единообразным: одинаковое написание согласных в корне – друг-другья-другба, а единообразное –друг-друзья-дружба (три буквы чередуются г/з/ж).

Чередоваться между собой в таких случаях могут только эти три буквы, это закономерность: морозить-мороженое,  луг-лужайка, княгиня-князь-княжеский, тугой-туга (печаль)-тужить.. Или: дёргать-дерзать-держать.
Здесь один корень (хотя в сознании людей ныне эти слова разобщены), вдумайтесь в его глубинный смысл. (…)

Теперь – о сильной и слабой позиции… Сильная позиция – её можно сравнить с вазой, освещённой со всех сторон, а слабую – с вазой в полутьме: непонятно, что это такое.
Чтобы вазу разглядеть, нужно поставить её на свет. Пример: м.ря-море, з.мля-земли, уб.жал-бегать, гл.ва-главный.


[Я так поняла, что сильная позиция гласной – это под ударением, а сильная позиция согласной – когда она перед гласной и её хорошо слышно -- Mixtura]

Цитата:
В учебниках много непростительных ошибок в теории – они постоянно путают ФОРМУ слова и его СОДЕРЖАНИЕ, они сваливают это в кучу и перемешивают.

Вот только что они говорят о форме слова – а до конца дочитываешь фразу – и оказывается, что они имели в виду содержание.

Важность различения формы и содержания проиллюстрируем таким примером…
Слово берёз.вый. Как написать: берёзОвый или берёзАвый?.. Суффикс ОВ или АВ? Берём слово с таким же суффиксом, но в сильной позиции: елОВый. Значит, надо писать берёзОВый.

«Как так? – спрашивают меня на семинарах учителя. – Почему мы берёзовый проверяем еловым?.. Это же РАЗНЫЕ СЛОВА!»

Приходится в таких случаях напоминать: КОРНИ у этих слов разные, а суффиксы-то ОДИНАКОВЫЕ. Вот мы суффиксы и проверяем именно суффиксами (аналогично – и с окончаниями, и с приставками: морфологический закон языка нам это позволяет).

Вот – «теоретический» шедевр: конец слова (неопределённой формы глагола) в одном учебнике обозначен как СУФФИКС, а в другом – как ОКОНЧАНИЕ.

Но ведь суффикс – это морфема, создающая новые слова, а окончание – это морфема, которая служит для связи слов в предложении.
Так  -ть – это суффикс или окончание? Учебники здесь имеют РАЗНЫЕ МНЕНИЯ, а что делать ученику, с которого требуют совершенно конкретный ответ и поставят оценку? (…)

Чтобы дать научный ответ, надо вернуть буквам Ъ (ЕР) и Ь (ЕРЬ) статус полугласных – и тогда всё сразу станет ясно, где здесь (в неопределённой форме глагола) суффикс, а где окончание.
То же самое – с приставками и окончанием слова.


Цитата:
Практически все окончания существительных ПРОВЕРЯЮТСЯ!

Вот пример: кукла лежит на кроватке и кукла лежит на кровати. В обоих случаях окончания – безударные.

Ставим слово в начальную форму.
Кроватка: 1 склонение. Подставляем на это место проверочное слово. Вода (1 склонение).
Кукла лежит на водЕ. Значит, кукла лежит на кроваткЕ.

Кровать: 3 склонение. Степь: тоже 3 склонение.
В степИ. Значит, и на кроватИ. Форма слов строится по единому закону. И так во всём.

Надеюсь, на уже приведённых нами примерах читатель ощутил, что русский язык – необыкновенно стройный и простой.
 
IP записан
 
Ответ #1 - 12/04/16 :: 9:21am

Mixtura   Вне Форума
Живет здесь
Москва

Пол: female
Сообщений: 692
*****
 
Иерархия в языке
Цитата:
Русский язык основан на ЗАКОНЕ ИЕРАРХИИ. В чём суть этого закона?..

Русский язык, как и любая система, имеет главные, второстепенные и служебные элементы. Главные являются основой и их нельзя «демократически» заменить второстепенными, иначе система разрушится.

Пример совсем простой: без сердца и головы человеческий организм существовать не сможет, а вот без пальца сможет, так и предложение не может существовать без главных членов.

Всякая «демократия» в языке разрушает его: на «должность» главных членов нельзя назначать что попало…

А понятие СКРЫТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (буквы, морфемы, члены предложения) вообще отсутствует в науке – и не только в языкознании (…)

И структура языка подобна вовсе не тортику, а (возьмём такую аналогию) – подобна ЖИЛОМУ ДОМУ, где живут ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, на другом этаже ГЛАГОЛЫ и т.д.

Потом они идут НА РАБОТУ. Имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ может работать, например, ПОДЛЕЖАЩИМ. А другое имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ работает ДОПОЛНЕНИЕМ.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ работает ОПРЕДЕЛЕНИЕМ, а может работать ПОДЛЕЖАЩИМ.

А ГЛАГОЛ чаще всего работает СКАЗУЕМЫМ.

Разные части речи могут работать разными членами предложения, но никогда не может прилагательное (как часть речи) СТАТЬ существительным (другой частью речи)!

А в предложении прилагательное может быть подлежащим (членом предложения!), но от этого вовсе не становится существительным, как утверждают теоретики.

Поясним: «Сегодня открылась новая столовая». В этом предложении слово столовая (столовые, столовый, столовое) имеет все признаки прилагательного, оно так и осталось прилагательным, и не стало существительным оттого, что работает подлежащим.

В слове ВЫНУТЬ, на первый взгляд, нет корня, что невозможно. На самом деле корень есть: ИМ, он – главный элемент системы, а без главного нет и самой системы.

Но учёные, поскольку не понимают, что здесь, в этом слове – СКРЫТЫЙ корень, который в других формах и родственных словах открывается: вынИМать, ИМеть, то поспешно назначают или выбирают на должность корня что попало.

Скрытые члены предложения: «Сегодня хорошая погода» – скрытое сказуемое есть («Сегодня есть хорошая погода»).

Слова в русском языке просто невозможно рассматривать в изоляции, их надо изучать ГНЁЗДАМИ. Только так можно увидеть скрытые (невидимые) элементы слов…


Цитата:
Надо в первую очередь изучать СМЫСЛОВОЙ СОСТАВ СЛОВА (…) Подчёркиваю: главное в слове – это МЫСЛЬ (…)

… За утверждение, что «…слова СЕРДЦЕ, СЕРЕДИНА и СРЕДА РАНЬШЕ БЫЛИ ОДНОКОРЕННЫМИ» пора ввести какие-нибудь санкции, например, принудительное ношение в течение недели таблички с позорным званием «МАТЁРЫЙ СИНХРОНИСТ».

Это у тех же псевдоучёных есть теория: дескать, синхронический подход к языку (язык в современности) ни в коем случае нельзя сочетать с диахроническим (язык в своей истории),

по этой лжетеории в семье родственных слов каждый вдруг может заявить: мама была когда-то моей родственницей, а теперь она мне просто соседка.

Родство и у людей, и у слов не может «раньше быть», а потом куда-то подеваться…

Ф.И. Буслаев, описав внутренние законы языка, доказал, что «орфография не нужна, если изучается этимология: не надо запоминать, как пишется то или иное слово, если знаешь, почему оно пишется именно так».
Подзабыли, увы, и о том, что благодаря этому ученому, жившему в благородном ХIХ веке, «в учебных заведениях страны, вплоть до 1917 года изучали этимологию (учебники так и назывались: «Ч. 1. Этимология», «этимос», греч. — «истинный».)

– Почему вы сказали про старые учебники этимологии, а не грамматики?..
– Прежде изучали ИСТИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, знали его состав и происхождение, закономерности чередования букв в слове.

Например: оро-ра (ворон – вран, город-град, ворота-врата), оло-ла (волость-власть, голос-глас, холод-прохладно, голова-глава), оло-ле (полонить-пленить) и т.д.

Либо мы понимаем значение слова и его состав, либо (как сейчас) от нас требуют тупо запомнить его правописание. По принципу: обучать обучайте, но понимать не позволяйте.
 
IP записан
 
Ответ #2 - 12/05/16 :: 6:26am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
В свое время были книги "Занимательная грамматика" (я их видел минимум две, разных авторов -- имен, увы, уже не помню, потому что книги старые, 60-70 годов), кстати, весьма качественные, так там была куча явных контрпримеров тому, что сказано в этих текстах. Про члены предложения, например -- что практически любая часть речи может выступать в практически любом качестве. И еще про очень многие примеры в том же духе.
Ну и с определениями можно поспорить (про то же слово "столовая" -- это чистый пример трансформации прилагательного в существительное, т.е. по способу изменений прилагательное, по смысловой нагрузке существительное).
А что до методов обучения тому, как писать правильно, то предложенные методы не лучше и не хуже многих других.
« Последняя редакция: 12/05/16 :: 8:41pm от Хольгер »  

Lutar e vencer!
IP записан