Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Ниалл МакКойтир. Звери Ирландии. (Прочитано 1256 раз)
06/26/15 :: 9:31am

Юкка   Вне Форума
Живет здесь
Ололо я водитель НЛО
Москва, Россия

Пол: female
Сообщений: 5215
*****
 
Ниалл МакКойтир. Звери Ирландии: Мифы, легенды, фольклор. Лиса

...

(C) перевод svart_ulfr


Лисица – Шинах - Vulpes Vulpes

Ирландцы терпеть не могли лисиц, видя в них угрозу домашнему скоту и птице, но при этом втайне восхищались их хитростью и умением приспосабливаться к меняющимся условиям. В результате ирландский фольклор полон историй о том, как хитрый лис обманул своих врагов, и в особенности человека. С другой стороны, несколько легенд повествует о лисах, ставших друзьями ирландских святых.

Народные верования и обычаи


На Зеленом Острове бытовало множество историй о лисьем уме. 1 Например, одна из них повествует о лисе, увидевшей однажды, как человек везет на телеге рыбу. Лиса немедленно легла на дорогу перед повозкой, притворившись мертвой. Человек увидел ее, и, весь в подсчетах стоимости меха, бросил лису в повозку. Едва телега тронулась, коварная лисица принялась выбрасывать одну рыбину за другой, и наконец, выпрыгнула из телеги сама и собрала всю рыбу, разбросанную по дороге. В некоторых рассказах фигурирует волк – как простодушная жертва обмана рыжей плутовки. В одной сказке лисица и волк пробрались ночью в погреб, полный припасов, и начали пировать. Вскоре лиса утолила голод и полезла обратно, через узкий лаз. Волк принялся издеваться над странным, по его мнению, поведением напарницы, но в итоге сожрал так много, что растолстел и не смог пролезть обратно. Когда пришли люди, помнившая об умеренности лисица сбежала, тогда как жадный волк попал в руки фермеров.

Считалось, что лисица достаточно умна, чтобы пользоваться огнем. В одной истории, пришедшей к нам из графства Керри, лиса поймала двух уток, подплыв к ним под прикрытием большого листа. Когда она вылезла из воды с третьей уткой, то заметила, что пойманные ранее птицы исчезли. Догадавшись, что их похитил орел, унесший добычу в свое гнездо на вершине горы, лисица принялась строить планы мести. Она заметила догорающий поблизости костер и принялась класть в огонь утку и быстро вынимать ее. Затем она оставила утку на берегу, а сама спряталась. Вскоре появился орел, заметивший добычу: он схватил утку и понес ее восвояси. Когда ничего не подозревающая птица положила тлеющую тушку в свое гнездо, оно тотчас же загорелось и покатилось вниз по склону, объятое пламенем. Лиса получила обратно двух уток и в придачу трех мертвых орлят. В другой известной истории рассказывается о том, как лисе удалось сбежать, после того, как она пробралась на ферму за птицей и была поймана бдительными хозяевами. Лиса пролезла через дверное отверстие, предназначенное для собак: ее тотчас заметил фермер, принявшийся свистом подзывать псов. С быстротой молнии лиса схватила горящее полено и метнулась к кровати, стоявшей подле очага. Увидев это, фермер перестал свистеть и отступил, и лисица смогла вернуться обратно тем же путем.

У ирландцев было множество суеверий, связанных с лисой. 2 Широко распространено мнение, что лисица исходно была собакой викингов, которые и привезли ее в Ирландию. Считалось, что она способна предвидеть будущее, в частности погоду – ее тявканье считается признаком надвигающегося дождя. Верили, что для некоторых семей лисица выступает чем-то вроде баньши – например, для семьи Престонов из Горманстона, что в графстве Мит, герб которых украшала бегущая лиса. Если член этой семьи находился при смерти, считалось, что лисы будут собираться рядом с домом и непрерывно лаять. Плохой приметой, особенно для рыбаков, считалось, выйдя из дому с утра, встретить рыжеволосую женщину или лисицу. Рыбаки на западе Ирландии, увидев поутру лисицу, возвращались домой и в море в этот день не выходили. С другой стороны, в Англии считалось доброй приметой встретить одинокую лисицу, но плохой – увидеть лисью стаю. Лисы фигурируют и в довольно мерзких практиках ирландской народной медицины. Один из способов лечения бесплодия предписывал женщине обсыпать сахаром лисьи тестикулы и зажарить их в печи. Затем их следовало есть перед обедом, в течение трех дней кряду. Народное ирландское средство от камней в желчном пузыре и в почках - натереть больное место лисьей кровью. Считалось, что при помощи лисьего языка можно было удалить застрявший в ноге шип – даже когда иные способы оказывались бессильны. Ирландская пословица о лисице говорит о ее осторожности: у нее легкая поступь, она смотрит вперед, но и по обе стороны дороги.

Мифы и легенды


Лисы фигурируют в нескольких рассказах об ирландских святых. 3 У святого Молинга была ручная лисица, которую он кормил с руки. Как-то раз она съела принадлежащую другому монаху курицу, но благодаря чуду несчастная птица воскресла. Святого Киарана регулярно навещал лис: зверь даже носил псалтырь святого! К несчастью, в какой-то момент взыграли естественные инстинкты, и зверь перегрыз кожаные застежки книги. За это спутники Киарана устроили на бедолагу настоящую охоту, но святой простил зверя и спас его, спрятав в своей рясе. История из жизни святого Патрика повествует о британском тиране по имени Керетикус, который смеялся и издевался над попытками святого обратить его в христианство. Тогда святой обратился с молитвой к Богу, прося его положить конец власти деспота, и Керетикус, окруженный придворными, неожиданно превратился в лисицу. В истории из жизни святой Бригитты упоминается домашний питомец короля Лейнстера – лиса, умевшая выполнять множество трюков. Когда один из его подданных убил лису, сочтя ее дикой, король приговорил несчастного к смерти, если тот не отыщет лисицу, обладающую таким же умом и навыками. В этот момент к Бригитте пришла дикая лиса, и святая спрятала ее под плащом. Затем они направились к королевскому двору, где святая продемонстрировала придворным свою лисицу, ни в чем не уступавшую убитой любимице короля. Король нехотя выпустил преступника на свободу, - а вскоре после этого лиса вновь стала обычным диким зверем и сбежала из дворца.

Упоминание о лисе встречается и в истории о Суибне Гельте, или Безумном Суибне, древнем ирландском царе, впоследствии жившем в лесах, как изгнанник.4 Среди животных, которые упоминаются в его рассказах, есть и лисицы, чьи привычки он описывает с искренней любовью:

Каждый раз, как только я присяду,
На землю низины,
Я вижу маленькую лисицу
Что лежит и грызет чьи-то кости

Лисята бегают и играют,
В азарте приближаясь ко мне.
Волки стремятся убивать
И их голоса гонят меня прочь.


Некоторые останки лисиц, найденные на стоянках периода Железного века, наводят на мысль об их ритуальном значении.5 Так, ритуальная яма в Винклбери (Хэмпшир),содержит странное сочетание костей благородного оленя и двенадцати лисиц. Олень и лисица в качестве жертв фигурируют и среди останков, найденных в святилище Дигеон, что в северной Франции. Следы на костях лисиц из галльских святилищ, таких как Мирабо и Рибмон, свидетельствует о том, что животные были ритуально съедены. Из лисьего меха был сделан браслет или нарукавная повязка, обнаруженная на теле т.н. «человека из Линдоу» (графство Чешир) , ритуально задушенного мужчины, погребенного в болоте: датировка этого события колеблется между IV в. до н.э. и I веком н.э. Повязка может означать его воинский статус, - или, возможно, ее надели исполнители приговора, чтобы показать убитого коварным и хитрым преступником, заслуживающим смерти. Некоторые кельтские имена связаны со словом «лиса». 6 К примеру, имя галльского вождя Луэрниуса означало «сын лисы» - это имя встречалось несколько раз и на территории Великобритании.

Отношения с человеком


Люди издавна охотились на лис - и из-за опасности, которую они несли домашним животным, и из-за привлекательного меха. Существуют доказательства того, что на лис охотились еще древние кельты – хотя, судя по всему, в большей степени ради меха. Например, французские стоянки, такие как Вильнев-Сен-Жермен, содержат большое количество костей лисьих лап и хвостов – свидетельство того, что речь идет именно о шкурах, - складированных на изрядном расстоянии от мест, где готовили пищу. Помимо лисы, среди этих костей встречаются останки волка, медведя и барсука. Кроме того, среди наскальных росписей кельтского поселения в долине Камоника есть и изображения охоты на лис. В древней Ирландии тоже есть свидетельства подобных охот. Древнее ирландское сказание «Похищение коров из Фрейха» описывает большую охоту, устроенную для легендарных правителей Айлиля и Медб – и лисы также фигурируют в числе охотничьей добычи. Значение лисицы как хищника, наносящего значительный урон домашней живности, признавалось еще в древней Ирландии: так, в одном древнем тексте лиса упоминается как одно из самых вредных животных, населяющих Зеленый Остров, наряду с волком и мышью. Искусство лисиц в этих кражах также было общепризнанным: в одном тексте превозносится ее способность украсть ягненка, прокравшись мимо пастухов; автор другого сетует, что рыжую плутовку нелегко выследить на склоне, в чаще или в лесу. «Брегонский закон» рассматривает лисицу как домашнее животное и приравнивает любой урон, нанесенный ей, к ущербу, причиненному собакой. Он также косвенно упоминает лиса, говоря о бродяге, которого описывает как «sinnach brothlaig», или «лису, готовящую яму».

Фермеры и егеря издавна считали лису вредителем, поскольку она истребляет домашний скот и птицу. 8 Данных о роли лисицы как хищника в Ирландии существует немного, но она определенно влияет в местном масштабе на популяцию домашней птицы и выпущенных в дикую природу птиц, имеющих охотничье значение. Однако неясно, сколько новорожденных ягнят следует записать на ее счет, вопреки традиционным представлениям. Все это означает, что фермеры, егеря и охотники постоянно заняты отстрелом и отловом, в надежде контролировать лисье поголовье. По некоторым оценкам, за год в Ирландии убивают 30 000 лис. Достигаемый при этом эффект ничтожен, поскольку естественный прирост популяции с лихвой компенсирует убитых зверей. Ловля лисиц в капканы и ружейная охота ради меха прекратилась в Ирландии лишь в 1980-ые годы.

Современная верховая охота на лис с гончими появляется в Англии лишь в XVIII столетии, главным образом потому, что проводить охоту на оленей становится слишком сложно: вокруг охотничьих угодий стремительно растут фермерские земли.9 Поскольку сельская местность в Великобритании была в те дни более открытой, лисиц было меньше, чем сейчас: это значит, что для поддержания необходимой для охоты лисьей популяции, зверей приходилось импортировать из Европы. Несмотря на яростное сопротивление со стороны охотничьих обществ, охота на лис, в соответствии с законом о благополучии животных, была запрещена – в Шотландии в 2002 году, и на территории Англии и Уэльса – в 2005. Однако фермеры и пор сей день вправе убивать лисиц «гуманными методами». А вот на территории Ирландии охота на лис до сих пор разрешена. Устав современной ирландской охоты на лис разработан в XIX веке, и сегодня в Ирландии насчитывается около 250 свор гончих - фоксхаундов и заячьих гончих – из которых около 70 сопровождают всадников, а остальные принадлежат пешим охотникам. Неясно, сколько лисиц ежегодно добывают ирландские гончатники, но эта цифра, вероятна, все же меньше 10 000. Парадоксально, но охотники на лис искренне озабочены сохранением их популяции, и Ирландская ассоциация владельцев фоксхаундов (IMFHA) сыграла ведущую роль в прекращении прибыльной торговли лисьими шкурами, процветавшей в 1970-ые годы. В общем и целом, ирландские охотники на лис сумели избежать тех проблем, с которыми столкнулись их английские коллеги, и сейчас не предпринимается решительных попыток запретить охоту на лис в Ирландии. Однако современные темпы урбанизации и возрастающий интерес к дикой природе смягчили взгляд на лису, которая сейчас для многих ирландцев из вредителя превратилась в украшение нашей родной природы. Приведет ли это к полемике в вопросе охоты на лис, как в Англии, пока неясно.

Сегодня, невзирая на продолжающееся преследования, лисица – такой же неотъемлемый элемент Ирландии, как и прежде. Действительно, постоянная вырубка лесов и перемещение зверей в города означает, что их популяция растет – и в настоящее время она составляет примерно 150 - 200 00 особей. Какими бы ни были будущее взаимоотношения людей и лисиц в Ирландии, ясно одно: рыжая плутовка сумеет выжить и посрамить человеческие усилия по контролю над ее численностью, как она делала это и раньше.

http://svart-ulfr.livejournal.com/421837.html
 

...Вдруг ты завтра помрешь? Хочешь, чтобы твою чашку обвязали траурной ленточкой и выставили на всеобщее обозрение с гнусной надписью: «Мы помним тебя, о, заблудший брат наш»? (с) Табаки
IP записан