Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
WWW-Dosk
   
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
 
Страниц: 1 2 
К вопросу о сотворении миров (Прочитано 5542 раз)
Ответ #15 - 05/01/12 :: 10:55pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
То есть как бы мир многих городов?
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #16 - 05/01/12 :: 11:02pm
eotvi   Экс-Участник

 
Да, похоже. Но города объединяются идейно, хоть и очень разделены физически, и мне кажется, что самого интересного я не видела. Или пока не видела.  Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #17 - 05/01/12 :: 11:42pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Хм... Пытаюсь вспомнить, представлял ли я себе что-то подобное. Вроде нет...
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #18 - 05/01/12 :: 11:50pm
eotvi   Экс-Участник

 
А я не могу однозначно ответить себе на вопрос - я это выдумала или подсмотрела?  Улыбка Загадка.
 
IP записан
 
Ответ #19 - 05/02/12 :: 12:03am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Подсмотрела -- в смысле, во сне или грезах? Очень нерезкая граница...
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #20 - 05/02/12 :: 5:14am
eotvi   Экс-Участник

 
Да, вдруг во сне иногда действительно можно путешествовать, сознанием? Ведь невозможность этого не доказана? Круглые глаза Хотя, чем бы этот город ни был, его ценность для меня неизменна.  Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #21 - 05/02/12 :: 6:02am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Так. Это Урсула Ле Гуин, ""Пересадка". В чистом виде Улыбка.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #22 - 05/02/12 :: 6:09am
eotvi   Экс-Участник

 
Ай, Урсулу я почти не читала, "Волшебника Земноморья" только. Найду...
Ага, вот уже нашла там: Цитата:
— Так, значит, вы считаете, что каждый отдельный человек — это целая Вселенная? — спросила я, проверив по трансломату, что слово «уннуа» действительно имеет такие значения, как «вселенная, все, все целиком, все время, вечность, целостность, полнота и т. д.». Этим же словом означается также полная перемена блюд за обедом, содержимое полного кувшина или бутылки, а также детеныш любого вида живых существ в момент его появления на свет.

— А как же иначе? Если не случится какой-нибудь случайной ошибки, конечно.

Моя знакомая в юности написала песню, в которой были такие слова: "По нашей вере,  все люди - двери. Куда податься?" Близко, да. Почитаю.  Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #23 - 05/03/12 :: 3:34am
Ingolwen   Экс-Участник

 
Кстати, об Урсуле. Как-то я в ЖЖ вывешивала подборку цитат из неё о сотворении миров-то.  Надо запомнить и принести сюда.
 
IP записан
 
Ответ #24 - 08/29/15 :: 7:57pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Очень долго хотел написать этот текст. Но собрался только теперь, после дискуссий с silent_gluk.


Придумывание миров, как известно – занятие весьма почтенное. Существует оно, наверно, с тех пор, как появились сказки и легенды (ведь в сказках и легендах часто фигурируют придуманные страны). А назначение придумывания миров может быть самым разным.
Одно назначение – это литературное творчество, то есть фантастика в собственном смысле. Не правда ли, придуманный мир дает гораздо больше простора для воображения? Ведь разработка придуманного мира позволяет не только не ограничиваться событиями, реально имевшими место в истории, но иногда и вводить совершенно новые возможности – вплоть до миров с иными законами физики и биологии (простейший пример – отсутствие некоторых важных живых существ: так, на форуме альтернативной истории рассматривался, скажем, мир, в котором отсутствовали тягловые животные, а как насчет мира, где разумные существа способны летать без использования технических средств? Уж не говоря, скажем, о мирах, где люди сосуществуют с динозаврами, как в «Западе Эдема» Гаррисона). То есть по сути, придумывание миров – это основа для любой фантастики.

Другое назначение – это фантастика-прием, целью которой является иллюстрирование каких-то идей, например, мир, где осуществлена утопия (или антиутопия, которых явно больше, чем положительных утопий, что и понятно – об отрицательном думается проще), или, что близко к варианту антиутопии – мир-сатира, в котором отрицательные и заслуживающие осмеяния явления, встречавшиеся автору, доведены до абсурда (самый знаменитый пример – разумеется, миры Свифта: и Лилипутия, по сути показывающая мелочность нравов многих современников Свифта, и его же разнообразные страны из третьей части «Путешествий Гулливера» -- Лапута и другие, являющие собой сатиру то на тогдашние представления о науке, то на тогдашние представления о бессмертии...).

Третье назначение – это игра (которая, как известно, является способом миропонимания – нелишне упомянуть, что роль игры подчеркивал и митр. Афанасий (Евтич)). Немало игр героев в придумывание миров описано в книгах Крапивина («Синий город на Садовой», «Стеклянные тайны Симки Зуйка» и другие). Самый известный пример придумывания мира героями литературного произведения, по сути позвавший и других читателей придумывать миры – это, конечно, «Кондуит и Швамбрания». А еще, как уже говорилось, одним из устоявшихся миров-игр, вовлекших достаточно много участников, является мир Талоссы, см. http://imenno.livejournal.com/352066.html .
Естественный вопрос -- какими именно бывают придуманные миры, есть ли в них какие-нибудь закономерности?
Конечно, во многих случаях свойства придуманного мира зависят от того, какое назначение ему придавал автор. Но хочется поговорить не о случаях фантастики-приема, где придуманный мир не более значим, чем театральные декорации (тем более, что читатели, желающие попасть в антиутопию или сатирическую книгу, по понятным причинам почти не встречаются), а именно о мирах, созданных для реализации или иллюстрации какой-то позитивной идеи или для игры.

Собственно, основной смысл придумывания миров определить нетрудно – авторы придумывают миры, чтобы реализовать там свои мечты и надежды, с христианской точки зрения – встретить Бога. Поэтому качественно придуманный мир всегда реализует некий идеал (собственно, и антиутопии говорят об идеале, только от противного), в то время как мир класса «а вот был такой случай», если и впечатляет при первом знакомстве, то через некоторое время начинает казаться весьма скучным.

Очень часто автор мира берет за основу наш мир. Собственно, в той или иной мере это делают, наверно, все разработчики миров – что и понятно, потому что мы всегда опираемся на известный опыт (и свой и других людей): материальный, культурный...
По сути, основных способов придумывания фантастического мира существует два.

Один вариант сродни ролевой игре: автор выбирает персонажей для себя и своих друзей, согласившихся участвовать в игре, и дальше они начинают, например, совместно придумывать события, происходившие в избранном ими мире, причем каждый из участников игры обычно играет роль определенного участника событий в этом мире. По этому принципу построены миры-игры наподобие той же Талоссы. Иногда в таком придуманном мире вводится свой язык, символика, звания и т.д., и при сохранении интереса участников подобная игра может длиться весьма долго, и, конечноже, материалы такой игры можно записывать. По подобному же принципу существуют, скажем, некоторые фэндомские клубы, а также игровые города.

Другой скорее сродни литературному творчеству – сначала придумывается страна, которая помещается на географическую карту (или карту придуманной планеты), а потом начинают сочиняться хроники истории этой страны, язык, культура населяющих страну народов (аналогии между автором придуманного мира и какими-то его действующими лицами возможны, но главной роли не играют)... Собственно, именно из подобной игры в придумывание мира может вырастать фэнтези и альтернативная история.

Какие при этом могут быть проблемы? Примерно те же, что и при обычном литературном творчестве. Помимо проблем собственно литературного плана (качество художественного текста как такового, с точки зрения языка, убедительности героев...), а также проблем личного плана между участниками игры, бывают еще такие проблемы:

В-1-х, возможно, что придумываемый мир оказывается на практике «позитивной» или «негативной» проекцией обычного мира. В этом случае для придуманного мира характерны слишком прямые аналогии с какими-либо происходившими в реальной истории событиями, вплоть до открытого задействования фигур реальной истории (а также, скажем, литературных и сказочных героев), а это может сделать мир скучным. Но это обычно преодолевается при росте эрудиции авторов мира.

В-2-х, возможна вечная проблема любительского литературного творчества – неправдоподобное везение героев, получившее название «мерисью» (и его аналог в данном случае – слишком идеальное устройство мира, как предполагали авторы Швамбрании – и симметричная карта, и идеальный климат, а поначалу и отсутствие злодеев в истории). Но это тоже существенно только у начинающих авторов.

В-3-х, естественный вопрос – куда поместить придуманную страну? Если до определенного момента на карте было полно «белых пятен», куда придуманную страну можно было бы поместить (по сути, в «белое пятно» помещает и Волков свою волшебную страну – она отгорожена от «обычного» мира обширной пустыней), то к середине 20 века «белых пятен» уже не осталось (а вписывать такую страну в реальную историю не очень осмысленно из-за скованности рамками реально происходивших событий). Поэтому появились разные решения этой проблемы – либо поместить придуманную страну в другой интервал времени или пространства (другая планета, параллельный мир, далекое прошлое – обратим внимание, что любые попытки вписать Арду в реальную историю приводят к утверждению, что описанные Толкиеном события происходили как минимум за 6000 лет до нашего времени -- или будущее), либо объяснить причины ее недоступности – а именно, ввести некий барьер, заставляющий обычных путников (вплоть до пилотов) обходить страну мимо, либо, наоборот, портал, позволяющий войти в эту придуманную страну (возможно, через дополнительные измерения, либо просто – спрятанный так, что случайно его едва ли найдешь, или открытый только отдельным личностям, вероятно, в силу мистических причин). В результате мир оказывается полностью автономным.

И вот мир придуман. Что дальше? А дальше – в зависимости от желаний автора. Можно придумывать исторические хроники этого мира, по сути это составляющая часть придумывания сюжета для фантастических книг. Можно просто играть, подобно тому, как играют в «Цивилизацию» (ведь карты мира в игре «Цивилизация» могут быть не только земными). Можно собирать друзей и единомышленников. Можно писать стихи по мотивам. И так далее, насколько хватает эмоций и переживаний.

Еще один вопрос – что оказывается прообразом придумываемого мира? По опыту разных фантастических книг, весьма трудно придумать мир, совсем непохожий на наш, так что как минимум придуманный мир обычно «населяется» людьми, хотя, может быть, обладающими какими-то необычными способностями (телепатия, бессмертие, волшебство, регенерация...). Собственно, похожесть мира на наш в некоторых аспектах необходима, чтобы его было легче воспринимать – даже имена на языках, слишком непохожих на обычные, воспринимаются с трудом, что и затрудняет чтение немалого количества фантастических книг. И чаще всего прообразом оказывается европейская (в широком смысле слова) культура – средневековая для фэнтези, Нового времени для стимпанка, современная с техническими нововведениями для НФ. Возможно, у фантастов из Японии или Китая дело обстояло бы иначе, но мы и знакомы с их творчеством очень мало (и опыта придумывания целого мира авторами из этих стран вроде пока не встречалось).

Разумеется, качественно придуманный мир должен быть целостным, то есть должно быть понятно, откуда что взялось в его устройстве: если язык в этом мире похож на европейские языки (а действие при этом происходит на некоем воображаемом континенте Земли), то в истории должны быть переселенцы из Европы, если описываются культура и экономика, то отвечающие климату и географическим условиям придуманного мира...
И конечно же, хочется задать вопрос – а почему придумывание мира разочаровывает? Ведь немало из читателей того же «Кондуита и Швамбрании» испытали явное разочарование от финала книги, в котором герои демонстративно отказываются от своей игры. И почему-то не верится, что столь надрывный отказ пережили бы герои «Синего города на Садовой» Крапивина.

Кажется – по крайней мере чисто интуитивно – что придумывание мира разочаровывает ровно по тем же причинам, по которым может разочаровать любая игра. А именно, главная причина всегда одна – участник игры («разработчик мира») понимает, что эта игра перестает ему давать что-либо – перестает быть поводом для творчества, для размышлений, для дружбы... Именно это оказывается главным фактором, а вовсе не насмешки окружающих или трудности либо необходимость решать какие-то проблемы (в конечном счете литературное и художественное творчество часто осуществлялось вовсе не в комфортных условиях и не при безусловном одобрении окружающих). То есть – последнее слово всегда остается за теми, кто играет,по крайней мере кроме крайних случаев. В случае же Швамбрании, похоже, главным было то, что главный герой решил, что игра перестала что-либо ему давать, и поэтому от нее вполне можно было отказаться, и лишь на втором месте по значимости было то, что эту игру не оценивали окружающие (ведь немало людей встречало это неодобрение в связи со своим интересом к науке или искусству, но несмотря на неодобрение, шло вперед).

А закончить текст хочется словами: «Если миры придумывают, то это кому-то нужно».

А как думаете вы? Что вы находите в придуманных мирах, и если у вас был опыт придумывания, то для чего вы их придумываете?
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #25 - 05/26/19 :: 3:19pm

Luz-das-Estrelas   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 508
*****
 
Оказывается, есть целая статья в википедии по теме: https://ru.wikipedia.org/wiki/Игра_в_страну-мечту.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Страниц: 1 2