Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 
О трех типах восприятия Арды (Прочитано 7182 раз)
04/01/12 :: 7:40am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Выкладываю мой текст: http://istanaro.livejournal.com/105160.html.

После самых разнообразных околоардовских дискуссий захотелось попытаться отструктурировать способы восприятия Арды не по "обычным" классификациям (типа остогеровской -- http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/fandom2/seok.shtml -- или ее дальнейшего развития -- http://istanaro.livejournal.com/72621.html ), а по тому, как каждое восприятие отвечает на вопрос "Что для нас Арда?" (конечно, с точки зрения этики и переживаний -- потому что это диктует выбор аксиом отношения к ней).
И получается примерно следующее.



1. Наблюдаются следующие архетипы (или клише) понимания Арды:

а. Арда есть источник идеалов. Для одних читателей это значит, что Арда есть мир лучше нашего, по крайней мере в некоторых аспектах, в том числе включает элементы некоей утопии, к которой стоит стремиться как к идеалу, а для других – что книги Толкиена формулируют идеалы, к которым стоит стремиться. Собственно, именно здесь возникает восхищение эльфами, которые «представляли, так сказать, художественные, эстетические и чисто научные аспекты человеческой натуры, возведенные в степень, которой мы не наблюдаем в людях» [1]. Этот взгляд, совершенно естественный, потому что «Мы получаем подлинное произведение искусства только тогда, когда другие обнаруживают в нем свои ожидания, свои надежды, свои страдания» [2] и идеально описываемый строчкой из песни Радмилы Караклаич -- «Надо верить в чудо!» -- судя по всему дал изначальный импульс к увлечению Толкиеном (ведь именно желание оказаться в Арде и встретиться с ее героями появилось очень быстро -- о чем говорят и плакаты типа "Фродо жив!", которые в 60-е годы были нередки в кампусах западных университетов), впоследствии послужил основой "дивности", и часто именно его сторонники идентифицируют себя с эльфами. Однако, этот взгляд позже был неоднократно раскритикован и осмеян, в некоторых случаях правомерно, в силу откровенно низкого уровня многих сторонников этого взгляда, а соответственно, и чрезвычайно неубедительной аргументации -- естественно, человек, вещающий о высоких материях, но при этом неспособный даже закончить институт, вызывает насмешки, а ценность его аргументов сильно понижается; хотя, к примеру, автор этих строк в свое время выдал изящный контраргумент против таких личностей: "Назвался эльфом -- хорошо учись!". Тем не менее, отвергать этот взгляд не стоит как минимум в силу того, что коль скоро Арда как мир обьективно вызывает сильные позитивные чувства у многих читателей, причем как правило вовсе не хронических неудачников, то ее ценность как ценность позитивного художественного образа совершенно правомерна. В принципе, о том же свидетельствует и стремление искать элементы Арды в повседневном мире -- и в природе, и среди людей (конечно, стоит отметить, что не в меру бурный восторг, в том числе и по поводу Арды, также вызывает неприятие, но это в сущности уже вопрос культуры эмоций, а не оценки Арды). Таким образом, сильный позитивный ассоциативный ряд с Ардой подтверждает ее ценность.

б. Арда есть просто текст, который должен быть понят вне контекста симпатий и антипатий, а прежде всего всего с позиции литературной техники, стиля, аллюзий, истории создания и т.д. То ли потому, что Арда -- мир не наш, мы в ней не живем, все мы люди 21 века со своим опытом, типом мышления и т.д., и в связи с этим естественно понимать Арду с позиции опыта людей 21 века. То ли потому, что если бы Арда существовала как мир, далеко не факт, что, попав в нее, мы бы испытывали те же чувства, которые испытываем от чтения книги -- просто по сенсорным причинам, по ним же нам бы едва ли понравился настоящий античный или средневековый город. Да и просто город, о котором мы слышали восторженный отзыв, не обязательно понpавится нам самим, да в общем-то и многие знаменитые люди при близком общении производят совсем не то впечатление, которое возникает от чтения текстов о них. Именно здесь возникает известная проблема «парадного портрета», которую ряд читателей предлагает решать, допустив, что существует не ценность Арды, а чисто стилистическая ценность текста (впрочем, проблема «мир или текст?» является общим местом в случае фантастики и фэнтези – как говорилось в одном из очерков Олди, когда любителям фантастики предложили вопрос, что именно они ценят в фантастике, подавляющее большинство ответило, что фантастическую идею, и лишь около одного процента ответило, что достоверность и язык [3], т.е. от фантастики и фэнтези чисто текстологических достоинств ждут немногие). То ли потому, что исследовать возможно только текст в силу того, что в случае Арды только текст о ней, т.е. корпус оригинальных текстов Толкиена, может быть полноценным обьектом науки: все прочее с большим трудом выдерживает основной критерий научности – воспроизводимость, так как оказывается непонятным, что является критерием истины, хотя бы на пресловутый вопрос «было или не было» -- ряд читателей предлагает позитивистский критерий «если этого не было в тексте, то этот вопрос не имеет смысла», в худшей форме – «если этого не было в тексте, то этого не было в Арде» (именно здесь возникает пресловутая проблема "кабаков в Нуменоре"), однако такая постановка вопроса весьма абсурдна, так как преврщает Арду в крайне абстрактное понятие, вроде «сферического коня в вакууме», которое едва ли способно вызвать эмоциональный отклик. По сути, во имя логичности и воспроизводимости ответов Арде отказывается в праве быть миром. Впрочем, это проблема не только ардовская – как известно, подавляющее большинство художественных книг вовсе не содержат, к примеру, детализированных портретов героев, однако, при удачной их экранизации оказывается, что герой книги идеально ложится на образ, созданный актером и режиссером фильма, и в последующем ассоциируется именно с этим образом, что иллюстрируют, скажем, недавние экранизации книг Ф. М. Достоевского. Заметим, что если к числу валидных источников отнести также и фэндомские тексты, то есть расширить модель, то окажется вполне осмысленно ставить вопрос об исследовании фэндомской точки зрения на разные проблемы Арды, особенно, не проясненные до конца самим Толкиеном, а в этих точках зрения есть некая корреляция, о чем говорит такое понятие, как «фанон», описанное Кеменкири и Одной Змеей [4] для обьяснения эффектов «коллективного бессознательного» фэндома, когда заметная часть фэндома придерживается идеи, образа или ассоциативного ряда, которых нет в оригинальных текстах Толкиена, например, о красно-черных цветах Первого Дома).

б1. Арда есть поле для игры, где можно ставить мысленные эксперименты, для которых в силу резкой архетипичности она подходит гораздо больше, чем почти все литературные миры.

в. Арда есть мир то ли не очень привлекательный (по крайней мере, не более привлекательный, чем наш), а то ли вообще непривлекательный -- потому ли, что это по сути мир типа средневековья со всеми вытекающими последствиями, от суровости нравов до сенсорного дискомфорта, обусловленного соответствующим уровнем развития техники (корни проблемы эльфийского общественного строя лежат также именно здесь – противники идеи, что у эльфов был феодализм, выводят свою идею из привлекательности Арды в сравнении с непривлекательностью "обычного" средневековья [5]), потому ли, что там есть жесткая граница между "позитивной" и "негативной" сторонами (и соответственно сторонники этой идеи отмечают следствие этого -- полное отсутствие намеков на компромисс с отрицательной стороной: так, в свое время авторы одной из статей, опубликованных на сайте Скепсис.Ру, упрекнули Толкиена за то, что Леголас и Гимли соревнуются в количестве убитых врагов, но достаточно взять любую книгу о военных летчиках, и там после каждого возвращения из боя летчики считают сбитые ими самолеты врага – чем не аналог?), потому ли, что Арда написана западным автором и выдержана в традициях западной культуры, которые не всем нравятся, потому ли, что Толкиен не любил технику. А еще есть специфический эффект обратной проекции, когда из определенного поведения носителей определенных квэнт делается вывод, что так же вели себя и их аналоги в Арде, например, из высокомерия и нетерпимости иных носителей эльфийских квэнт делается вывод, что так же вели себя и соответствующие герои Толкиена... Придиркам нет числа, вплоть до убежденности иных читателей, что в мире Толкиена в качестве отрицательных выводятся именно их взгляды. Часто все это обосновывается "чтением между строк", когда не очень четко обьясненные у Толкиена мотивы обьясняются с позиций опыта разных исторических событий, причем опыта как правило худшего.

2. Опыт показывает, что восприятие читателями Арды есть по сути зеркало их внутреннего мира -- читатель "вписывает" в Арду то из своего мира, что ему нравится. Таким образом, и эльфийские, и гномовские, и человеческие, и другие самоидентификации по сути оказываются продолжением жизненного кредо читателей.

3. Вероятно, "светлое" мировосприятие характерно для тех, кто считает, что он склонен воспринимать свое мировосприятие "наперед положительным", то есть считает, что осуществляет положительную программу, отстаивает положительные ценности и т.д., а "темное" -- для тех, кто не уверен в возможности существования "наперед положительного" мировосприятия, а просто живет, не задумываясь о высоких материях (отчасти это философская дилемма "цивилизация-природа"). Собственно, "орочье" мировосприятие оказывается при этом подходе, скорее всего, просто крайней формой "темного" -- уверенностью, что побеждает сильнейший, а всякие интуитивные, идеальные мотивы для этого имеют минимальное значение (иногда наблюдается и демонстративное неприятие идеальных мотивов и их внешней атрибутики). Более того, становится понятно, что может быть представлено как аналог орочьего общества в нашем мире – конечно же, НИКАКОЙ народ НИКАКОЙ исторической эпохи аналогом орочьего общества быть не может, но очень близким аналогом орочьего общества являются организованные преступные сообщества – это и ориентация на зло, на причинение зла окружающим, это и тот факт, что с одной стороны, они основываются прежде всего на страхе, а с другой, при этом преступному миру, как и толкиеновским оркам, не чужда своеобразная внутренняя этика (отмечавшийся некоторыми читателями факт сожаления некоторых орков о том, что они не могут спасать своих собратьев, в сущности, имеет примерно ту же природу, что и стремление бандитов из банды «Черная кошка» в фильме «Место встречи изменить нельзя» освободить своего главаря; заметим, что похожесть орочьего сообщества на банды иллюстрируется и повестью Владислава Крапивина «Алые перья стрел», в которой история пленения главного героя бандитами и его последующего бегства из этой банды очень напоминает историю пребывания Сэма среди орков).

А вывод из всего этого очень простой – «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Мф, 6, 21). И человек находит в Арде просто продолжение своего внутреннего мира.

Библиография.

1. Дж. Р. Р. Толкиен. Письмо 181 (Письма, М., ЭКСМО, 2004.)

2. О. Клеман. Отблески света. Православное богословие красоты. М., ББИ ап. Андрея, 2004.

3. Г. Л. Олди. Вечные песни о главном, или Фанты для фэна. http://www.temniykot.narod.ru/oldiforfan.html .

4. Одна Змея, Кеменкири. Здравствуй, глюк! Или Сложные главы Сильмариллиона и «коллективное бессознательное» фэндома. Палантир, вып. 53, http://gallardo.narod.ru/tolkien/gluk.html .

5. Вальрасиан. Сказ о боярах царя Финрода. http://eressea.ru/tavern7/inf-0029.shtml .
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #1 - 04/03/12 :: 2:27am

Nаrmo   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 868
*****
 
Истанаро, спасибо Вам за текст. Задумалась - а мое восприятие мира Арды к какому из перечисленных эээ...способов относится?
Прежде чем делиться своим восприятием Арды с народом (авось, кто со мной и согласится; кто и воспринимает мир Арды, мир Профессора так же как его воспринимаю я) , я Вам по Личке его отошлю, хорошо? Только попозже. Ибо обдумать надо.  Класс
 

Ash nazg! Fus ro dah! (c)
IP записан
 
Ответ #2 - 04/03/12 :: 4:00am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Так. Тип восприятия Арды определяется тем, что для нас Арда -- то ли идеал (или "место, которое очаровывает"), то ли просто текст, то ли мир не лучше (а то и хуже) нашего.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #3 - 04/03/12 :: 5:21pm

Nаrmo   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 868
*****
 
Для меня Арда-это что-то вроде параллельного нашему миру мир. Мир,живущий своими законами. Не хуже, не лучше нашего. Просто что-то параллельное. Здесь и сейчас, но не тут, а в параллели. Вооот... Смущённый Круглые глазаИМХО. Чтобы соприкаснуться с ним не нужно эээммм..."устраивать спиритические сеансы" или там какой-то транс; сопркасновение прямое все же, на мой взгляд, не возможно, а вот мм... через игру смодулировать мир Арды и погрузиться в него на время - вполне себе, так что бы мир Арды "вплелся" в мир здешний.
то есть, что бы ненадолго стерлась грань между параллельными мирами - нашим миром и миром, созданным Профессором.  
 

Ash nazg! Fus ro dah! (c)
IP записан
 
Ответ #4 - 04/03/12 :: 8:00pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Здесь проблема такая, что восприятие "Арда не лучше нашего мира, она просто другая" и "Арда хуже нашего мира", как ни странно, весьма обширно перекрываются.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #5 - 04/04/12 :: 2:57am

Nаrmo   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 868
*****
 
Истанаро, странно...В чем Вы видите это "перекрывание"? Лично мне ближе первая формулировка. "Арда не лучше нашего мира, она просто другая". Арда = мир параллельный нашему миру.
Хотя...А что подразумевать под понятием "наш мир"? Ведь для кого-то "наш\мой мир"-это и есть 100% Арда...Но это, как по мне, уже дивностью попахивает.
* Нармо ждет уже валенка, который вот-вот в нее полетит  Смех
 

Ash nazg! Fus ro dah! (c)
IP записан
 
Ответ #6 - 04/04/12 :: 3:36am

Black   Вне Форума
При исполнении
Персонификация Мирового
Зла

Пол: male
Сообщений: 1585
*****
 
Можно еще вспомнить разрабатывавшуюся Профессором трактовку "Арда = прошлое этого мира".

В общем, классификация не учитывает всего многообразия девиаций вариантов.
 

Though I may walk through the valley of the shadow of death, I will fear no evil, for I am the meanest motherfucker in the valley.

If you are going through hell, keep going.
IP записан
 
Ответ #7 - 04/04/12 :: 3:51am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Поправочка: "Арда = легендарное/мифологическое прошлое этого мира"
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #8 - 04/04/12 :: 5:02am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Nаrmo писал(а) 04/04/12 :: 2:57am:
Истанаро, странно...В чем Вы видите это "перекрывание"? Лично мне ближе первая формулировка. "Арда не лучше нашего мира, она просто другая". Арда = мир параллельный нашему миру.
Хотя...А что подразумевать под понятием "наш мир"? Ведь для кого-то "наш\мой мир"-это и есть 100% Арда...Но это, как по мне, уже дивностью попахивает.
* Нармо ждет уже валенка, который вот-вот в нее полетит  Смех

Нармо: Перекрывание примерно такое. В обеих этих формулировках так или иначе говорится, что Арда как бы не является идеалом, к которому стоит стремиться. То есть, говоря грубо, получается, что в Арде есть магия, но нет чуда, нет очарования. Ведь первые впечатления от книг Толкиена (может быть, это у меня столь сильные впечатления начала 90-х годов) были именно такие -- встреча с чудом.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #9 - 04/04/12 :: 5:10am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
А концепция "Арда -- (мифологическое) прошлое этого мира" в той или иной мере может быть реализована в рамках любого из этих трех типов: действительно, Арда может пониматься и как аналог золотого века, и просто как эпос (мифология для Англии), и как эпоха не более симпатичная, чем, допустим, историческая античность со всеми ее недостатками.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #10 - 05/20/12 :: 7:43pm

Аринвенде Эриадорская   Вне Форума
Дорогой гость
This Troper
Москва

Пол: female
Сообщений: 124
***
 
Лично у меня "девиация" довольно оригинальная. В Арде меня привлекает в первую очередь последний век Первой эпохи - пост-Нирнаэт. Гибель всех городов нолдор в Белерианде, гаурвайт, новые резни среди эльфов, жесткая тирания Моргота (в каноне) или, наоборот, жесткая анархия (в ЧКА). Почему? Назовем это инверсией первого подхода. Кого-то манят идеалы, а меня манит жуть. Тёмные, подлые времена - для меня у них свое очарование. Точно так же меня манит эпоха Гражданской войны в России и, в меньшей степени, девяностые, которые я более-менее фрагментарно помню сама. Вот такой вот нестандартный подход.

Только Арда тем и отличается от реального мира, что беды и катастрофы происходят в ней трагичнее и поэтичнее, чем в нашем мире. О нашем мире всегда можно сказать - вот, насочиняли краснопузые про своих жидокомиссаров красивых сказок, или наоборот, и скорее всего, сказавший будет совершенно прав. А в Арде эта мрачная красота - она взаправду. Не "насочиняли мудрые из Эрессеа про своих бандитов-нольдорцев красивых сказок" - они такими и были. За это я Арду и люблю.
 

"Щелкнув зажигалкой, Галадриэль закурила третью сигарету подряд, не обращая внимания на желтые пятна продуктов неполного сгорания табака, покрывающие нежные пальчики с наманикюренными ноготками...."
IP записан
 
Ответ #11 - 05/20/12 :: 9:08pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Тоже возможно, поскольку этическая, эмоциональная окраска та же, просто смещен фокус, то это разновидность первого подхода.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #12 - 05/20/12 :: 9:38pm

Аринвенде Эриадорская   Вне Форума
Дорогой гость
This Troper
Москва

Пол: female
Сообщений: 124
***
 
Я ж так и сказала - инверсия первого подхода.
 

"Щелкнув зажигалкой, Галадриэль закурила третью сигарету подряд, не обращая внимания на желтые пятна продуктов неполного сгорания табака, покрывающие нежные пальчики с наманикюренными ноготками...."
IP записан
 
Ответ #13 - 05/20/12 :: 9:46pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Ну да. Грубо говоря, как "Время жить и время умирать" -- книга, вполне укладывающаяся в наше понимание истории войны.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #14 - 05/21/12 :: 12:09am

Ветта   Вне Форума
Зашел поглядеть
Namur (Бельгия)

Пол: female
Сообщений: 34
*
 
А _тексты_ по Арде как источник идеалов - это что?
И вообще я, кажется, умудряюсь все три с половиной описанных здесь подхода сочетать...
 

Улыбайся чаще - и чаща улыбнется тебе.
IP записан
 
Страниц: 1 2