Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 
Андрей Тарковский (Прочитано 8416 раз)
05/13/11 :: 1:48am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Тарковский для меня начался со "Сталкера".
Было мне в ту пору лет 17-18, а точнее сейчас не скажу. Словом, perestroyka - и разрешили. Несомненно, во щенячестве я смотрела "Иваново детство", но, только в более сознательном возрасте пересмотрев, это осознала. А тогда - только что разрешили, и был кинотеатр "Баррикады", и я чудом купила с рук билет. Досматривала в зале, пустом более чем наполовину. На что, собственно, мне было глубоко наплевать. Я минут двадцать потом сидела на перильцах и курила, ничего не осмысляя особенно, а просто - не уходило ощущение. Это была любовь - чего, натурально, я таким словом тогда не называла.
Потом было "Зеркало". О котором, доблестно его посмотрев, мама моя сказала, что это потрясающе и замечательно, но не смогу ли я сказать ей, о чем этот фильм? "О жизни", - ответила я, благополучно позаимствовав формулировку из пьесы Нодара Думбадзе "Закон вечности". И этим ограничилась; потому что - во-первых, это была правда. АП во-вторых - что еще говорить-то?
Тарковский не удобопересказуем вообще. Это либо смотришь и "включаешься" в то, что видишь - либо не "включаешься". В чем ничего плохого тоже нет. Я вот импрессионистов и пуантилистов не люблю, хотя понимаю, что это хорошо - но у меня от них скулы сводит как от чего-то в разы более кислого, чем лимон, и глаза болят. Индивидуальное восприятие. А либо ты входишь в этот мир и там можешь жить, либо не входишь и не можешь.
Хотя мода на Тарковского была достаточно отвратительна.
Именно поэтому на кинофестивале в "Космосе" я с трудом (опять же, с рук купив билет) прошла на то же "Зеркало" - а на "Ностальгию"уже смогла в кассе купить билеты именно туда, где мне было удобнее всего смотреть.
И, не будучи верующей христианкой, пошла после этого в церковь - кто знает, она как раз напротив кинотеатра - ставить свечу. Потому что - нигде мне было невозможно сразу после, кроме как в Храме.
И был "Андрей Рублев" потом, где монохромность звучала сильнее любого цвета, а рублевская "Троица" в финале была как аккорд органа - потрясением.
Мне никогда не хотелось говорить после этих фильмов. Мне хотелось побыть одной. Хотелось молчать.  Потому что это был - целый мир, в котором можно остаться, пока ты не говоришь и не рассказываешь. И "1 + 1 = 1", конечно ("Жертвоприношение") - как высшее выражение - наверное, не сути фильмов, но сути их восприятия.

А статей я потом принесу. Ну, и, конечно, всем невозбрано высказываться - в том числе и тем, естественно, кому не нравится. Там, в статьях, ужасно умное говорят, я так не умею. Поэтому я их, конечно. Но потом.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #1 - 05/13/11 :: 6:04pm

Nаrmo   Вне Форума
Живет здесь

Сообщений: 868
*****
 
У меня Тарковский в первую очередь ассоциируется с "Солярисом". Хотя насчет "Сталкера" не столько даже фильма, сколько книги, есть вот такие мысли.
  Каждый человек о чем-то своем мечтает, желая, возможно, найти вот такую вот комнату исполнения желаний. Но а задумывается ли он, человек, над тем, о чем он мечтает? То есть, я о подсознании. Сталкер мечтал, как он сам считал, о том, что бы дочь с женой были с ним в Зоне. А мечтал ли он об этом на самом деле? А нужно ли было ему это? Так и все мы о чем-то мечтаем, верим в то, что именно этого хотим. Именно этого и ничего другого. А подсознание? Есть мечты, так сказать от мозга. А есть от души. И не всегда, точнее, почти никогда, человек не осознает того, о чем он мечтает в подсознании. Хотел ли Сталкер, что бы жена и дочь были с ним в Зоне? Вопрос открытый... И Тарковский его не закрывает, не дает на него четкого ответа. впрочем, режиссер и не ставит перед сообой этой задачи. Задача Тарковского в том,.... В чем? Странные фильмы у него. В чем-то гениальные...
  Как странен и "тормозящ" жизнь, ее бег, тот самый дождь, под которым творческая личность (писатель) и скептик (ученый) и Сталкер стали равными...
Все мы в мире этом разные, кто-то выше, кто-то ниже. Во всех отношениях: уровень жизни, воспитане, материальное положение... Но все мы равны, все мы одинаковы... хотя бы под таким примиряющим дождем...
  Вот такие мысли.
 

Ash nazg! Fus ro dah! (c)
IP записан
 
Ответ #2 - 05/26/11 :: 7:15pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Андрей Тарковский о киноискусстве (последнее интервью)

    Оба моих последних фильма основаны на личных впечатлениях, но не имеют отношения ни к детству, ни к прошлому, они, скорее, касаются настоящего. Обращаю внимание на слово «впечатления». Воспоминания детства никогда не делали человека художником. Отсылаю вас к рассказам Анны Ахматовой о её детстве. Или к Марселю Прусту. Мы придаём несколько чрезмерное значение роли детства. Манера психоаналитиков смотреть на жизнь сквозь детство, находить в нём объяснения всему - это один из способов инфантилизации личности.

Недавно я получил крайне странное письмо от одного знаменитого психоаналитика, который пытается объяснить мне мой творчество методами психоанализа. Подход к художественному процессу, к творчеству с этой точки зрения, если хотите, даже удручает. Удручает потому, что мотивы и суть творчества гораздо сложнее, намного неуловимее, чем просто воспоминания о детстве и его объяснения. Я считаю, что психоаналитические истолкования искусства слишком упрощённы, даже примитивны.

   Каждый художник во время своего пребывания на земле находит и оставляет после себя какую-то частицу правды о цивилизации, о человечестве. Сама идея искания, поиска для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет. Пикассо даже говорил: «Я не ищу, я нахожу». На мой взгляд, художник поступает вовсе не как искатель, он никоим образом не действует эмпирически («попробую сделать это, попытаюсь то»). Художник свидетельствует об истине, о своей правде мира. Художник должен быть уверен, что он и его творчество соответствуют правде. Я отвергаю идею эксперимента, поисков в сфере искусства. Любой поиск в этой области, всё, что помпезно именуют «авангардом», - просто ложь.

   Никто не знает, что такое красота. Мысль, которую люди вырабатывают у себя о красоте, сама идея красоты изменяется в ходе истории вместе с философскими претензиями и просто с развитием человека в течение его собственной жизни. И это заставляет меня думать, что на самом деле красота есть символ чего-то другого. Но чего именно? Красота - символ правды. Я говорю не в смысле противоположности «правда и ложь», но в смысле истины пути, который человек выбирает. Красота (разумеется, относительная!) в разные эпохи свидетельствует об уровне сознания, которое люди данной имеют о правде. Было время, когда эта правда выражалась в образе Венеры Милосской. И само собой разумеется, что полное собрание женских портретов, скажем Пикассо, строго говоря, не имеет ни малейшего отношения к истине. Речь идёт здесь не о красивости, не о чём-то красивеньком - речь идёт о гармоничной красоте, о красоте потаённой, о красоте как таковой. Пикассо, вместо того чтобы прославлять красоту, попытаться её прославить, поведать о ней, засвидетельствовать эту красоту, действовал как её разрушитель, хулитель, изничтожитель. Истина, выраженная красотой, загадочна, она не может быть ни расшифрована, ни объяснена словами. Но когда человеческое существо, личность оказывается рядом с этой красотой, сталкивается с этой красотой, она ощущает её присутствие, хотя бы по мурашкам, которые пробегают по спине. Красота - это словно чудо, свидетелем которого невольно становится человек. В этом все дело.

   Мне кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы жить. Жить на пути к истине. Вот почему человек творит. В какой-то мере человек творит на пути к истине. Это его способ существовать, и вопрос о творчестве («Для кого люди творят? Почему они творят?») суть вопрос безответный. На самом деле у каждого художника не только своё понимание творчества, но и своё собственное вопрошение о нём.  Это соединяется с тем, что я сейчас говорю об истине, которой мы взыскуем, которой мы способствуем нашими малыми силами. Основополагающую роль здесь играет инстинкт, инстинкт творца. Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он делает то или другое, пишет именно об этом, рисует именно это. Только потом он начинает анализировать, находить объяснения, умствовать и приходит к ответам, не имеющим ничего общего с инстинктом, с инстинктивной потребностью создавать, творить, выражать себя. В некотором роде творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа. В поле человеческой деятельности нет ничего, что было бы более неоправданным, бесцельным, нет ничего, что было бы более самодовлеющим, нежели творчество. Если убрать из человеческих занятий все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.

   Под созерцанием я всего-навсего понимаю то, что порождает художественный образ или же мысль, которую мы вырабатываем у себя о художественном образе. Это все совершенно индивидуально. Художественный образ, смысл художественного образа могут вытекать только из наблюдения. Если не основываться на созерцании, то художественный образ заменится символом, то есть тем, что может быть объяснено разумом, и тогда художественного образа не существует - ведь он уже не отражает человечество, мир.

   Подлинный художественный образ должен выражать не только поиск бедного художника с его человеческими проблемами, с его желаниями и потребностями. Он должен отражать мир. Но не мир художника, а путь человечества к истине. Простого ощущения контакта с душой, которая где-то здесь, выше нас, но тут, перед нами, живёт в произведении, достаточно, чтобы оценить его как гениальное. В этом - истинная печать гения.

   Было время, когда я мог назвать людей, влиявших на меня, бывших моими учителями. Но теперь в моём сознании сохраняются лишь «персонажи», наполовину святые, наполовину безумцы. Эти «персонажи», может быть, слегка одержимы, но не дьяволом; это, как бы сказать, «божьи безумцы». Среди живущих я назову Робера Брессона. Среди усопших - Льва Толстого, Баха, Леонардо да Винчи … В конце концов, все они были безумцами. Потому что они абсолютно ничего не искали в своей голове.

   Они творили не при помощи головы … Они и пугают меня, и вдохновляют. Абсолютно невозможно объяснить их творчество. Тысячи страниц написаны о Бахе, Леонардо и Толстом, но в итоге никто не смог ничего объяснить. Никто, слава богу, не смог найти, коснуться истины, затронуть сущность их творчества! Это лишний раз доказывает, что чудо необъяснимо …

   В высшем смысле этого понятия - свобода, особенно в художественном смысле, в смысле творчества, не существует. Да, идея свободы существует, это реальность в социальной и политической жизни. В разных регионах, разных странах люди живут, имея больше или меньше свободы; но вам известны свидетельства, которые показывают, что в самых чудовищных условиях были люди, обладающие неслыханной внутренней свободой, внутренним миром, величием. Мне кажется, что свобода не существует в качестве выбора: свобода - это душевное состояние. Например, можно социально, политически быть совершенно «свободным» и тем не менее гибнуть от чувства бренности, чувства замкнутости, чувства отсутствия будущего.

   Что же касается свободы творчества, то о ней вообще нельзя спорить. Ни одно искусство без неё не может существовать. Отсутствие свободы автоматически обесценивает художественное произведение, потому что это отсутствие мешает последнему выразиться в самой прекрасной форме. Отсутствие этой свободы приводит к тому, что произведение искусства, несмотря на своё физическое существование, на самом деле не существует. В творчестве мы должны видеть не только творчество. Но, к сожалению, в ХХ веке господствующей является тенденция, при которой художник-индивидуалист, вместо того, чтобы стремиться к созданию произведения искусства, использует его для выпячивания собственного «я». Произведение искусства становится выразителем «я» его создателя и превращается, как бы сказать, в рупор его мелких претензий. Вам это известно лучше, чем мне. Об этом очень много писал Поль Валери. Наоборот, подлинный художник, а более того - гений, являются рабами дара, которым они наделены. Они обязаны этим даром людям, питать которых духовно и служить им были избраны. Вот в чём для меня заключается свобода.

Это интервью Тарковский дал парижскому еженедельнику «Фигаро-мэгэзин» в октябре 1986 года.

Найдено здесь: http://inessa-ra.livejournal.com/43179.html
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #3 - 01/02/12 :: 11:42pm
Mina   Экс-Участник

 
Аманда Моррис
Свобода выбора - Андрею Тарковскому

Мир уходящих  женщин 
и женщин ждущих.
Лоно земли   беременно  от  дождя.
В кадре - луга.
Трава обретает душу.
Точатся косы…..  и тут же её  казнят -
больно….. предельно нежно….
светло….. и свято….
Суть - апока'липсис - в духе библейских жатв.
Крик режиссёра в тумане:
- Спасибо! Снято…
Рад оператор,  но руки его дрожат.
………..
Стылое-стылое,
зябкое….. раннее утро -
дань бесприютности  брешью  сиротских мук.
Лик колокольчика бережно скрыт от мудрых -
ищет спасения в  благости детских рук.
Ластится…. нежится
каждым своим листочком.
Но у ребёнка в пальцах живёт война.
Он спотыкается….. плачет….. бежит по кочкам…
- Нет!  Не понравилось!
Заново…. дубль два…..
………..
Дар отречения  / не от себя / - от ближних,
от суеты,
от гор золотых и…...слов….
Пламя искусства греет…  и пятки лижет…
Самосожжение -  вечный удел богов.
Не позавидуешь, вроде….
Но гложет зависть
многих и многих
в чаду закулисных дрязг.
Эй, режиссёр,  покажите им средний палец! -
коль  не пришлось родиться одним из нас.
Грех - аномалия
/ впрочем, она же - святость /
Нетривиален и неподкупен Бог.
Крест одиночества - плата за гениальность.
Гений не ищет  славы чужих Голгоф.
….
Кануть в бессмертие -
птицей ли….. строчкой…….камнем…
С купола церкви прыгнуть бесстрашно вниз.
Сгинуть в Саратове.
На фестивале в Каннах
взять самый главный и самый желанный приз.
Руки раскинуть…
Да что уж там руки(?) - крылья!
Празднично…..весело…. смело,  идя на казнь..
В жизни всегда банальней исход, чем в фильмах.
Падая - падай.
Буднично…..  мордой в грязь…
На  худсовете / тот, что от слова "худо"/ -
каждый второй судья -
скоморох и шут….
Проба на истинность в стиле Джордано Бруно…
Ждут отречения….  злятся….
а после жгут….
…………..
Нет,  не тебя, а Музу
и метры плёнки….
режут и режут / обычный такой аборт /
Всё, что когда-то было твоим ребёнком
нож монтажёра  пустит легко в расход…
Старость - не радость.
В палитре  истлевших   истин
даже сомнения  грустно меняют цвет.
Суть  философии блёклых,  пожухлых листьев:
" там хорошо - где солнце…..и где нас нет…"
…………
Повод прельститься морем и спесью  Рима…
Домик в Италии  / это уже не сон /
Но перед смертью станет невыносимой
блажь -  причаститься русской живой росой…
Выйти в туман под утро в одном  исподнем.
Исповедально сделать последний вздох.
Чтоб обрести бессмертие…
и свободу -
суть….. квинтэссенцию…..кредо любых  богов.
…….
Русское кладбище / как ни смешно - в Париже /
Формула  выбора:
небо - одно из двух.
Родина-мачеха не подпустила ближе.
Тело отвергла, но не отринув  Дух.
Стала последней,  самой жестокой пыткой.
Хор колокольчиков синью звонил в набат.
А  над рекою ветер читал молитвы.
Лошади в поле...
Титры…..
Последний кадр…. 
 
http://www.stihi.ru/2011/11/08/1053
 
IP записан
 
Ответ #4 - 04/04/12 :: 2:08am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Для меня Тарковский -- это "Андрей Рублев". Фильм, который оказался очень близок нашему с Эльвинг мировосприятию.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #5 - 04/04/12 :: 2:26am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Прекрасный фильм. Решительно нельзя с него начинать знакомиться с Тарковским, но прекрасный (с другой стороны, со "Сталкера" тоже не очень разумно начинать). 1-е Коринфянам там, к слову, звучит так же, как "звучит" рублевская "Троица" в финале.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #6 - 04/04/12 :: 7:49pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Кстати, да. И "Троица", и Послание к Коринфянам...

Потом вспомнил, что у меня с фильмом "Андрей Рублев" есть еще личная ассоциация (а именно -- что этот фильм нас вдохновил на творчество), но, боюсь, она не совсем в тему.

http://www.pravmir.ru/strasti-po-tarkovskomu/
Мне кажется, интересный текст о Тарковском.
(прошу извинения, что три сообщения подряд -- редактирование не работало, можно ли их обьединить?)

(
всё возможно, не вопрос. В следующий раз посмотри: если у тебя в верхнем меню есть слово "Сессия", надо туда зайти и вести свой пароль. Скоре всего, именно в этом дело. - ЭН)
« Последняя редакция: 04/05/12 :: 12:39pm от Элхэ Ниэннах »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #7 - 07/15/12 :: 8:29am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #8 - 02/21/13 :: 10:10am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Вот какое нашлось: http://www.tarkovsky.su/library/
И вот что там есть:
    Андрей Тарковский. «Уроки режиссуры»
    Андрей Тарковский. «Запечатленное время»
    Андрей Тарковский. Учебная работа «Концентрат»
    Андрей Тарковский. Cценарий «Гофманиана»
    Андрей Тарковский о киноискусстве (последнее интервью)
    «Машина желаний» Вариант №1
    «Машина желаний» Вариант №2 (cценарий)
    «Сталкер» - Литературная запись кинофильма
    Монтажный план фильма «Сталкер»
    «Зеркало» - Киносценарий
    Андрей Тарковский. «О Владимире Высоцком»
    Ольга Суркова. Хроники Тарковского. «Сталкер» Дневниковые записи с комментариями. Часть №1
    Ольга Суркова. Хроники Тарковского. «Сталкер» Дневниковые записи с комментариями. Часть №2
    Создание фильма «Зеркало» А. Тарковского.
    «У дверей замка». Из номера картотеки «Искусство Кино»
    Сергей Филиппов. «Теория и практика Андрея Тарковского»
    Арсений Тарковский. Избранные стихи
    Творчество поклонников

Отсюда: http://olenenyok.livejournal.com/5278698.html
via dok_zlo
По ссылке ЖЖ - театральные библиотеки.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #9 - 04/20/13 :: 7:25am

Bark   Вне Форума
Живет здесь
Белый Ворон
Russia, Rostov-on-Don

Пол: male
Сообщений: 788
*****
 
Да... Но "мой режиссер" - это, всё таки, Георгий Данелия Улыбка
 

И раса наша табула, и люпус/Нам люпус эст, и гром гремит на нас (с)
IP записан
 
Ответ #10 - 04/20/13 :: 2:34pm

Bark   Вне Форума
Живет здесь
Белый Ворон
Russia, Rostov-on-Don

Пол: male
Сообщений: 788
*****
 
Фильм «Совсем пропащий» был отобран директором Каннского фестиваля для конкурсного показа от СССР. Накануне фестиваля должен был состояться визит Брежнева в США, а Георгий Данелия в разговоре с одним из высокопоставленных чиновников неосмотрительно сказал, что фильм антиамериканский (хотя в нём ничего подобного не было). В итоге ленту на фестиваль не отправили, дали ей вторую категорию и демонстрировали в кинотеатрах только на первом утреннем сеансе. На следующий год тот же самый чиновник уже сам предложил Данелия отправить фильм в Канны, и сказал, что на прошлогоднем фестивале показал его президенту «Коламбия-Пикчерс», и тому кино очень понравилось. Теперь против был уже сам Данелия, так как французская сторона выбрала для участия в Каннах «Зеркало» Андрея Тарковского. Фильм «Совсем пропащий» на фестиваль всё-таки отправили, а режиссёру на всех пресс-конференциях задавали один и тот же вопрос: «Почему приехали вы, а не Тарковский?»[1].
По мнению американских критиков фильм, снятый советской киностудией, был признан лучшей экранизацией Марка Твена.[2]
Исполнителя роли беглого негра Джима (Феликс Имокуэде) нашли в Университете Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы. Однако актёра из капиталистической Нигерии забраковало руководство студии, и тогда съёмочная группа пошла на хитрость, придумав актёру родителей-коммунистов[2]
В эпизоде, когда Гек на пристани покупает билет, чтобы бежать с Джимом от Короля и Герцога, на борту парохода ниже названия «Beauty of the West» можно увидеть надпись «g. Daneliya & Co. N. Orleans» — небольшое хулиганство режиссёра.


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC_%D0%BF%D1%80%D...
 

И раса наша табула, и люпус/Нам люпус эст, и гром гремит на нас (с)
IP записан
 
Ответ #11 - 04/20/13 :: 5:49pm

Bark   Вне Форума
Живет здесь
Белый Ворон
Russia, Rostov-on-Don

Пол: male
Сообщений: 788
*****
 
Ну конечно, "Зеркало" я смотрел (только забыл, где: то ли в "Дунькином клубе", то ли в к/т "Юность", что на "Комсомольской"). Повинуясь моде 80-х, - и нихрена не понял/не вынес оттудаУлыбка Mea culpa - сейчас сторрентил и смотрюУлыбка

PS А вот "Солярис" я заценилУлыбка
 

И раса наша табула, и люпус/Нам люпус эст, и гром гремит на нас (с)
IP записан
 
Ответ #12 - 04/20/13 :: 6:03pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
Барк, а "Андрея Рублева" Вы смотрели же?..
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #13 - 04/20/13 :: 6:11pm

Bark   Вне Форума
Живет здесь
Белый Ворон
Russia, Rostov-on-Don

Пол: male
Сообщений: 788
*****
 
Да, о "Сталкере". Тамошний Сталкер совсем не похож на романтического Рэдрика Шухарта, и это лучшее, IMHO, что о нем можно сказатьУлыбка

Стругацким, вообще, не повезло с экранизациями, - Бог весть почему? Отчасти сами виноваты?
 

И раса наша табула, и люпус/Нам люпус эст, и гром гремит на нас (с)
IP записан
 
Ответ #14 - 04/20/13 :: 6:32pm

Bark   Вне Форума
Живет здесь
Белый Ворон
Russia, Rostov-on-Don

Пол: male
Сообщений: 788
*****
 
Элхэ Ниэннах писал(а) 04/20/13 :: 6:03pm:
Барк, а "Андрея Рублева" Вы смотрели же?..


А как же? Смотрел. Помнится, с Леонидом Блехером в к/т "Россия" (который (Л.Б.) в ЖЖ <b>leonid_b</b>). "Понравилось", если можно так сказать о достойном кинофильмеУлыбка
 

И раса наша табула, и люпус/Нам люпус эст, и гром гремит на нас (с)
IP записан
 
Страниц: 1 2