Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Бамбуковая флейта (Прочитано 1391 раз)
11/16/10 :: 6:23am
Ingolwen   Экс-Участник

 
Инструмент, достойный, по-моему, отдельной темы.

Вот так она звучит:

http://www.youtube.com/watch?v=kBcBW6H1DQo

http://www.youtube.com/watch?v=iPn3JdKbf48&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=1x-wyp1vDGI&feature=fvw


Сякухати (shakuhachi, 尺八) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (пиньинь xiāo, упрощ. 箫 , традиц. 簫).

На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты — 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь». Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами Дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика Суйдзэн). Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий.

Для извлечения звука играющий приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.

http://shakuhachi.ru/

(На сайте есть также образцы звучания и многое другое , но сайт пока в стадии разработки)

История сякухати

Почти одновременно с тем, как сякухати появилась в Японии, зародилось представление о сакральности музыки, исполняемой на флейте. Согласно одному из преданий, как-то принц Сётоку (548-622), один из наиболее активных проповедников буддизма, престолонаследник и автор исторических сочинений и первых комментариев к буддийским сутрам, по дороге в храм играл на сякухати и на его игру спустились с небес ками и стали танцевать. Сётоку ввёл аккомпанемент сякухати во время чтения сутр, считая, что мелодия флейты придаёт молитвам большую выразительность. Упоминается сякухати и в «Гэндзи моногатари» - музицирование на флейте было одним из наиболее распространённых занятий придворной аристократии.

Ещё один значимый этап в развитии сякухати связан с Иккю Содзоном (1394-1481) – поэтом, философом, живописцем и настоятелем храма, который умудрился повлиять на значительную часть областей культурной жизни того времени. Игра на сякухати, по его мнению, создавала ощущение чистоты и гармонии и способствовала достижению просветления: «Играя на сякухати, видишь невидимые сферы, во всей вселенной только одна песня». Начиная с XVII в. появляются различные истории о преподобном Иккю и сякухати. Например, одна из них рассказывает о том, как Иккю и некий монах Итиросо удалились из Киото и поселились в уединённой хижине в Удзи. Там они срезали бамбук, сделали из него сякухати и играли. Также известна история о Роане, бывшим близким другом Иккю, который использовал сякухати для целенаправленного достижения просветления: одним дуновением он извлекал звук и после достижения просветления присвоил себе имя Фукэдося.

В первой половине XVI в. появляются первые сведения о странствующих монахах, которые играли на флейтах. Такие монахи именовались «монахами соломенной циновки» (комо, комосо), а их флейты были настолько самобытны, что их невозможно отнести к какому-то определённому виду сякухати: существовали флейты комосо как длинные и изогнутые, так и, к примеру, флейты из трёх колен бамбука.

В XVII в. среди комосо выделяется группа самураев, которая ассоциировала себя с сектой Риндзай и впоследствии получила своё имя – Фукэ-сю. Члены этой секты назывались комусо и выводили историю секты от чань-буддиста Пухуа, жившего в Китае в эпоху Тан (VII-IX вв.). Согласно преданиям Пухуа смог достичь просветления, вслушиваясь в звук маленького ручного колокольчика, а некий монах Чжан Бо смог воспринять невыразимую словами преобразующую суть колокольчика Пухуа и повторить его на флейте. Эта мелодия передавалась в дальнейшем как составляющая откровения и передавалась «от сердца к сердцу», т.к. обучиться её исполнению никто так и не смог. Таким образом, мелодия флейты «Кётаку» («Колокольчик пустоты») прошла через сердца нескольких поколений монахов, пока один из них, Чжань Цань, не смог передать мелодию японскому странствующему монаху Какусину Хатто Дзэндзи (1207-1298). Именно Какусин стал первым патриархом секты Фукэ (на самом деле «Фукэ» не что иное, как транскрипция имени «Пухуа»). Таким образом в «Кётаку Дэнки» («Хроника передачи колокольчика пустоты») объясняется рождение традиции странствий игры на сякухати монахов этой секты. Следует отметить, что «китайская страница» летописи кажется скорее надуманной автором, нежели имеющей под собой реальное историческое обоснование.

Вся повседневная деятельность монахов-комусо была построена вокруг сякухати: утром игралась пьеса пробуждения («Какурэйсэй»), затем утренняя песнь («Тёка»), после чего начинались дневные службы и т.п. Все ритуальные пьесы, песни и молитвы были частью дзэнской практики, которая называлась «суйдзэн» («суй» переводится как «дуть»), и входят в канонический музыкальный репертуар «Хонкёку» – «Главные мелодии». Каждый монах должен был в течение месяца не менее трёх дней просить подаяние, во время этого послушания исполнялись мелодии «Проход» («Тори»), «Перекрёсток» («Кадодзцукэ»), «Возвращение чаши [для подаяния]» («Хатигаэси»). Когда же на пути встречались два монаха, они должны были соблюсти определённый ритуал приветствия: сначала игралась «Ёбитакэ» («Зов бамбука»), а затем, в качестве «отзыва» на «пароль» – «Укэтакэ» («принять и подхватить бамбук»).

В XVII-XVIII вв. произошёл рост популярности сякухати среди мирских жителей – флейта стала использоваться при исполнении, к примеру, народных песен. В 1871 г. (период Реставрации Мэйдзи) секта Фукэ была запрещена, а монахи приобрели статус светских музыкантов. Именно в этот период были основаны наиболее известные школы игры на сякухати: Тодзан, Мэйан и Кинко, которые в наше время являются одними из хранителей традиций игры. В прошлом веке сякухати проникла во множество музыкальных стилей, популярных не только в Японии. К примеру, игра на сякухати популярна в Австралии, странах Европы, США, ну и разумеется, получила своё распространение и в нашей стране.

Виды сякухати

  1.      Гагаку сякухати использовалась в составе оркестра гагаку и является одной из наиболее ранних разновидностей, пришла в Японию из Китая. См. также Музыка Гагаку.
   2.      Тэмпуку отличается от классической сякухати несколько иной формой отверстия для рта.
   3.      Хитоёгири флейта из одного колена бамбука.
   4.      Миёгири
   5.     Фукэ сякухати тоже имеет 5 отверстий для игры и отдельно выделяется тяжёлым и широким концом, который образуется корнем бамбука. В течение периода Эдо Фукэ сякухати находилась в исключительном ведении монахов секты Фукэ, поэтому очень часто этот вид флейты называется комусо сякухати.
   6.      Отдельно можно выделить нестандартные сякухати – с 7 и 9 отверстиями для игры, а также гибрид восточной и западной флейты – флейту с ротовым отверстием сякухати и клапанным механизмом флейты с Запада. А также другие флейты созданные в новейшее время (см. ниже)
         
*  Дзентаку медитативная флейта, созданная по принципу дзэн-флейт (Хотику, Кётаку). В основе ее музыкального строя лежит пентатоника, а звукоизвлечение является характерным для традиционных дзэн-флейт   

  *  Хати Флейта Хати появилась в мастерской BAmbooWAy во время визита Ба-цзы. История хранит подробности этой встречи. Но появление этой флейты было связано со множеством знаков и совпадений,которые проявили её такой, которой мы знаем ныне.

http://shakuhachi.ru/

Небольшой фильм о некоторых видах флейт сякухати и их звучании:
http://www.youtube.com/watch?v=DRhXl3bm7T8&feature=related

Также почитать можно вот здесь:
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=985


Вот целый альбом, где звучит только флейта сякухати без сопровождения:
Yoshikazu Iwamoto L'Esprit Du Silence (The Spirit Of Silence) (1995)

Ёсикадзу Ивамото известен на Западе с середины 70-х годов ХХ века. В 1975 он гастролировал в Голландии /указываю только года первых гастролей в стране/, в 1975-1976 в США, в 1980 в Бразилии, в 1981 в Германии (ФРГ), в 1983 в Чехословакии (ЧССР), в 1984 в Венгрии и Румынии, в 1985 в Австралии, в 1986 в Англии (Лондон) и Италии (Рим), 1987 в Бельгии, в 1988 в Швейцарии.

Трэклист
1. Shisi/Lion
2. Koko/Empty Sky
3. Shingetsu/Moon Of The Heart
4. Shin Ya/Deep Night
5. San'ya Sugagaki/Three Valleys
6. Matsukaze/Wind Through Pine Trees

Качают здесь:
http://ifolder.ru/20204527

(там надо в течение 30 секунд продраться через рекламные сайты, да и скорость скачивания невелика - но вполне безопасно и того стоит).


Еще один альбом:
http://www.realmusic.ru/shakuhachi/

 
IP записан
 
Ответ #1 - 11/27/10 :: 4:19am
Ingolwen   Экс-Участник

 
Таджима Тадаши - мастер игры на японской бамбуковой флейте - сякухачи. Настоящая дзенская флейта.
"Hon shirabe (основа Просветления)"
http://www.tibet-cd.narod.ru/tadashi.mp3

Коку Нишимура."Кётаку".
"Кётаку" переводится как "Колокольчик пустоты". Нишимура - дзенский монах, принадлежащий к ордену Фуке (школа Риндзай). Монахи ордена практикуют Дзен, игру на флейте сякухати и боевые искусства. Помимо флейты и медитации Коку Нишимура мастер китайского Кендо и Карате. На диске представлены композиции, сыгранные на флейте длиной 3 сяку (91 см.)  "Kyo choshi"
http://www.tibet-cd.narod.ru/mp/nishimura.mp3

Джеймс Гелвей. "Сакура - мелодии Японии".
Красивые японские мелодии, сыгранные на бамбуковой флейте в спровождении оркестра.
http://www.tibet-cd.narod.ru/sakura.mp3

Рили Ли  "Йога спокойствия"
Медитативные композиции для флейты сякухачи.
http://www.tibet-cd.narod.ru/mp/lee-yoga.mp3

Роберт Хоркей "Нараяма"
Японская флейта и плавные нью-эйдж обработки.
http://www.tibet-cd.narod.ru/mp/horkey.mp3
 
IP записан