Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Статья Аллор о судьбах иллюстрации (Прочитано 2080 раз)
06/15/10 :: 3:29pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
О судьбах иллюстрации

Что есть иллюстрация? В некотором роде это придаток к тексту. С другой стороны, это его органическая часть. Так сложилось с глубокой древности; как только возник текст – появились и иллюстрации. Либо как пояснение, либо как неотъемлемая составляющая текста, помогающая раскрытию оного. Было бы соблазнительно начать разговор о сопровождающем текст изображении с древнеегипетских папирусов или хотя бы с богато украшенных рукописей Средневековья, но, увы, это не будет иметь прямого отношения к предмету нашего разговора. Сюжет и характер изображения диктовался в те времена не только техническими возможностями и фантазией художника, но и каноном. В наше время трудно отделить одно от другого и не ошибиться с выводами. Посему столь отдаленные времена трогать и не будем.

Пожалуй, стоит начать с эпохи книгопечатания, когда появилась возможность массового производства книг и, соответственно, их широкого распространения. Печатные иллюстрации стали широко использоваться далеко не сразу; в знаменитой Библии Гутенберга напечатан был только текст, рисунки же были выполнены от руки по уже «готовым» страницам. Но техника развивалась очень быстро, даря новые возможности и выдвигая новые требования. Уже в 1457 году Петер Шеффер в своем издании «Псалтыри» сумел воспроизвести цветные буквицы. Теперь от рисунка требовалась не только выразительность, но и соответствие определенным требованиям: он должен быть достаточно четким, линейно-штриховым, чтобы не сливаться при печати в неразборчивое пятно. Иллюстрации по-прежнему несли разъяснительную функцию, одновременно предоставляя простор интерпретации художника. Они могли быть и фрагментарные, и на целый лист. Искусство развивалось своим чередом, живопись стремилась к реализму, а иллюстрации довольно долго пребывали в графике, контурные, максимум их могли напечатать в несколько цветов. Это ни в коем разе не ограничивало их сложности и выразительности.

Дальше – больше, иллюстрирование развивалось, появлялись роскошно изданные подарочные книги. А в конце XIX – начале XX века произошел взрыв не только в иззобразительном искусстве, но и в иллюстрировании. Бердслей, прерафаэлиты, Бакст, Билибин, Фаворский, Сомов… Иллюстрация стала во многом самодостаточной, фактически – отдельным произведением, практически станковой графикой. А в газетах работали художники-репортеры, зарисовывающие происшествия и хронику: легкие наброски, где все понятно, все фигуры на месте, информация есть – и в то же время они даже не стремились к сходству с фотографией. К чему бы им?
Так или иначе, в XX веке иллюстрация стала самостоятельным искусством. Более того, особо ценилась творческая интерпретация, особое вИдение художником прочитанной книги. Бесконечное разнообразие манер, стилей, трактовок.
И в СССР сложилась неплохая школа – переживавшая свои взлеты и падения, но, тем не менее… От авангарда 20-х через официоз 30-50-х, с некоторой оттепелью 60-х и… далее – опять бесконечное разнообразие подхода. Особенно в иллюстрировании детской литературы. Помню не менее четырех изданий «Золушки» - совершенно разные подходы, от строгой графики до нежнейшей акварели. И каждое издание было по-своему интересно. И на уровне. То есть при любой степени абстракции и стилизации нетрудно было заметить крепкую школу рисунка.
А потом грянула перестройка и… возникло ощущение, что потребитель истосковался по простым зрительным радостям, от которых его столько лет шугали злобные худсоветы на предприятиях легкой промышленности. Кооперативы спешно выдавали лебедей и сердечки, издательства… начали набирать где возможно картинки «с Запада». Благо зверь копирайт тогда еще не был столь бдителен и кусач. Народу хотелось «заграничного» - и наши российские (СНГ)- авторы писали фантастику и фэнтези под «заграничными» псевдонимами. Генри Лайон Олди, Мэделайн Симмонс, Локнит и т.п. То же самое постигло и иллюстрацию: проще было утащить на обложку очередной фэнтези работу Вальехо (или кого-то ему подобного), чем выдавать что-то свое. Тогда же начал формироваться стереотип, пришедший с того же Запада от дешевых «покетбуков»: раз фантастика – мужик с бластером на фоне чего-то ракетообразного, в ряде случаев обнимающий полуголую даму с бластером поменьше, раз фэнтези – то же самое, но с луком-стрелами и в ремешках с бляшками плюс дракон на фоне соплеменных гор. Долгое время вообще не считали нужным делать обложку, имеющую хоть какое-то отношение к содержанию: фэнтези есть фэнтези, и какая разница, читатель увидит дракона и бабу в бронелифчике, купит, а там сам разберется. Да и сейчас многие серии так и оформляются, в выходных данных стоит: иллюстрация на обложке предоставлена агентством N. Позже все же стали заказывать обложки под конкретную книгу, художнику иногда даже рекомендовали прочесть текст (хотя ряд издательств считали это излишней тратой времени). Но сам подход уже сформировался: псевдореалистичные картинки, «как живое», то есть некий суррогат фотографии, видимо, призванный создать иллюзию «побывал в том мире, сделал пару фоточек». Соответственно, многие художники, освоившие планшет и фотошоп, особо и не мучаются: берут фотографию, обрабатывают в меру понимания, футболку заменяют бронелифчиком – и вперед. А читатель видит себя/современника, только в антураже. И ничего додумывать не надо, не надо спорить с иллюстрацией, не надо гадать, отчего оно так. И никакой личной призмы восприятия художника – просто фотка «оттуда». Внутренние ч/б иллюстрации вообще стали не нужны: лишняя работа верстальщикам (которые и полосные-то попутают на раз, а уж возиться с полуполосными или фрагментарными, сажать их точно туда, где им в тексте место…). Опять же, лишние деньги платить. Небольшие, но все же — да и зачем? Хватит яркой обложки. А то, что в любом магазине сразу видно, где фантастика/фэнтези стоит, – потому что оно самое пестро-яркое, но и самое однообразное по стилю, меняются лишь «шапки» и фактура вокруг картинки, – так маркетологи, несомненно, полагают, что это и хорошо, четкий, внятный «формат». А эстеты пускай катятся в букинистические лавки и вообще, что они забыли на полках с «развлекательным чтивом»? Так что даже если и появляется вдумчивая книга, по тем или иным причинам попадающая в жанр фэнтези, – быть ей в той же яркой обложке с гладкой личиной пары главгероев на обложке. Потому что иное «читатель не поймет-с».
А ведь и не поймет. И не только в том дело, что уже выросло поколение читателей, к этому формату привыкшее. И часть страшего поколения в свое время на обложки-иллюстрации не глядело, и к изыскам было совершенно равнодушно. Может, даже и негодовали тихонько, мол, наворотили, не поймешь где что, нет чтоб «как живое», «как на фотографии». Так что вроде все и гармонично. Опять же, любой потребитель, вообще не имеющий представления об изобразительном искусстве, может, не боясь показаться филистером и «табула раса» рассуждать об иллюстрациях: уж в картинках, напоминающих фотографию ( и ан-масс с фотографий, как уже сказано выше, и переделанных), он явно понимает. И в состоянии высказать свое высокое мнение на предмет длины волос персонажа, количества пуговиц на его мундире или степени квадратности подбородка. Все же четко, понятно, доступно. Каждому.
А что ушел некий флер опосредованного восприятия, оставляющего простор для воображения, – так зачем это и было? Только время на размышления терять.
Так что получается замкнутый круг: издатель уверен, что читателю кроме фотошопного реализма ничего не надо, читатель «лопает, что дают». И многие, жмурясь от пестроты, рысью бегут к полке, отыскивают имя и название, покупают книгу полюбившегося автора и читают, не обращая внимания на серийное оформление. Информация важнее. А то, что за книгу в стиле «покета» берут как за солидную книгу, ибо покет этот в твердой обложке – так что делать, не прижились пока особо покеты в разделе фэнтези.
И издатель уже и боится попробовать что-то иное – ну вдруг читатель испугается (хотя читателю обычно плевать), лучше уж как сложилось, в рамках «формата».
Возможно, будут еще выходить «элитарные» серии, эксклюзивные издания – за о-очень большие деньги. Да и то вряд ли, потому что «синица в руках» — оно надежнее, опять же — кризис на дворе.
Так что особых перемен ждать пока явно не приходится. Разве периодически небольшие издательства решаются на «неформат», так они «неформат» и издают. А таким жанрам, как фантастика и фэнтези, остается сверкать керогазками и бронелифчиками.

Отсюда: http://tao2.diary.ru/p113014343.htm#more1%C2%A0
via convollar
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #1 - 06/15/10 :: 4:12pm

Евгений Хонтор   Вне Форума
Матерый
Зверь с гривой из трав
и ветра
Россия, Москва

Пол: male
Сообщений: 334
****
 
Интересно. Спасибо.
Все верно насчет современных фэнтези-иллюстраций... ни одну из этих картинок не хочется иметь в коллекции именно как изображение. Однообразно, плоско, противно. Хотя вот Перумова оформляют иногда неплохо. Картинку с белыми львами я даже искал как-то...
Впрочем, я бы не был таким пессимистом. Раньше и фэнтези-арта было мало, за исключением Вальехо и сотоварищи. Сейчас идет "новая волна", новое поколение художников, приучая зрителя к новому визуальному ряду фэнтези. Так что, когда вымрут мамонты, есть надежда увидеть что-нибудь поприличнее баб в бронелифчиках)
 

Ни слова о людях
IP записан
 
Ответ #2 - 06/15/10 :: 4:23pm

Юкка   Вне Форума
Живет здесь
Ололо я водитель НЛО
Москва, Россия

Пол: female
Сообщений: 5215
*****
 
Мне вот кажется, да, что будущее за небольшими издательствами. По крайней мере, они уже занимают какую-то определенную нишу - и позволяют себе печатать не то, что принесет коммерческую выгоду, а то, что на самом деле стоит, то, что нравится. И занимаются книгой... как книгой, как раньше, а не как коммерческим товаром.
 

...Вдруг ты завтра помрешь? Хочешь, чтобы твою чашку обвязали траурной ленточкой и выставили на всеобщее обозрение с гнусной надписью: «Мы помним тебя, о, заблудший брат наш»? (с) Табаки
IP записан
 
Ответ #3 - 06/15/10 :: 4:40pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27682
*
 
Про обложки к первому изданию расскажу сейчас - что-то вдруг вспомнилось. К сожалению, ту, которую делал Паша Воронцов, протеряли благополучно.  Первую, которая вся такая в духе иллюстраций к Гарднеру (его, по моему, эти художники и иллюстрировали по жизни), с мужиком в плавках на обороте и Элхой, срисованной с какой-то актрисы лет под сорок (вот не помню, кто это) с модельной стрижкой "гаврош", все помнят, наверное. Меня долго убеждали в том, что огненная Пашина обложка не подойдет как "некоммерческая"; озверелая я пыталась объяснить, что вот это вот потеряется на прилавке на раз, но меня добили аргументом про неких спонсоров, которые по эту обложку дают деньги, а под другую не дадут. Никаких человеческих сил ругаться дальше у меня не было, я подумала о том, что это все-таки суперобложка и ее снять можно (какие-то стишки потом на эту тему еще были в фэндоме) - и махнула рукой.
А потом остатки тиража объемом больше половины купил кто-то еще, каковой кто-то еще замыслил гениальное. И сваял новый супер. Супер был гениален тоже: был он в голубовато-синей, что ли, гамме, и был на нём мужик, похожий на Конана-варвара  с лицом, не обезображенным интеллектом, и натуральный скелет с мечом в руках, явно прибредший туда из какой-то компьютерной игры. В общем, "на этой обложке вы видите то, о чем нет ни слова под ней".
Зато, камрады, тираж разошелся. Так-то вот.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #4 - 06/15/10 :: 5:12pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
  Помню, было дело. Улыбка Свиридов, светлая ему память, рассказывал. В свойственной ему яркой и непринужденной манере,ага...
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан