Я бы хотела предложить свой собственный довод в пользу того, что шансон - не блатняк, а нечто большее. И этот довод - исторический.
Какие корни у шансона? Он принадлежит к семейству музыкальных жанров, восходящих к классическому русскому романсу. От романса классического произошел романс городской, куда более приземленный по своему содержанию и уже очень сильно напоминающий современный нам шансон. Известные песни этого жанра - "Кирпичики", "Бублички", "Шарабан-американка" были популярны в двадцатые годы ХХ века, период наибольшего расцвета городского романса.
В это же время от городского романса начала отщепляться и его криминальная разновидность, т.е. собственно блатнячок. Первые песни жанра - "Мурка" и "С одесского кичмана сорвались два уркана" возникли именно тогда.
Софье Власьевне, однако, городской романс пришелся не по вкусу. Уже в 1930-е он постепенно сходит с массовой сцены и заменяется радостными советскими культовыми песнопениями. Совсем ли он исчез? Нет, он трансформировался, точнее разбился на две ветви.
Первая ветвь - это блатняк. Уголовники никакого особого почтения к советской власти не испытывали и продолжали петь, что пели, но в их исполнении городской романс мутировал в своеобразный жанр. Это был классический блатняк, который продолжал свою эволюцию в тюрьмах, лагерях и ветхих дворах на протяжении всего советского периода.
Если блатняк был сугубо антиинтеллигентным, то вторая ветвь - бардовская песня - напротив, была интеллигентным и философским направлением. Бардовская музыка возникла под влиянием городского романса после длительного перерыва, и претерпела изменения по сравнению с первоисточником: музыкальная часть упростилась, оптимизировалась для одной гитары, тексты же стали куда более сложными. В них пелось о войне и мире, о власти и свободе... ну и конечно же, о романтике похода и костра.
Были и те артисты, которые продолжали исполнять городские романсы, как классические, так и новые, продолжавшие традицию; таков был Аркадий Северный. Но другой, куда более известный артист сделал первый шаг к склеиванию расколотого жанра: это был, конечно же, Высоцкий. Его сейчас трудно классифицировать: одни говорят, что он - бард, другие - что один из первых шансонье, третьи - что просто поющий поэт. Но он брал и из блатняка, и из авторской песни, и от себя добавил немало.
Уже после распада Советского Союза начатое Высоцким было продолжено. В начале девяностых на самое видное место всплыла криминальная тема, отсюда и блатняк вышел из подворотен в чарты и на радио. Однако под новым названием - шансон - он стал брать многое и из традиции, заложенной Высоцким, и из собственно авторской песни, и из классического городского романса. Шансонье стали все меньше петь о лагерях, лесоповале и страшной блатной мести, и все больше - о жизни, о большом городе, о простых людях. Круг замкнулся с появлением певицы Ваенги, которая поначалу подавала себя как шансонье, а потом стала перепевать те самые городские романсы начала века - "Шар голубой", к примеру. Или вот возьмите собственную песню той же Ваенги - "Угостите даму сигаретой": чем она принципиально отличается от "Шарабана-американки"? Схожие музыкальные приемы, схожие темы поднимает текст.
Как все это можно подытожить? Правильно, современный шансон - это нынешняя инкарнация городского романса 1910-1920-х.
З.Ы. Кстати, из этого запутанного дерева жанров, выросшего из классического русского романса, ответвился и еще один отросточек. Мы все его знаем. Правильно, это ролевая менестрельщина, которая суть не что иное, как еще одна инкарнация романса, только на сей раз вместо шарабана-американки - верный конь, вместо блатного с финарем и наганом - Мелькор с Грондом, а вместо отважного и упорного туриста - дивный эльф...