Вот долго думала, как это есть сказать по-русски.
Дело в том, что. Пара экскурсий по Золотому Кольцу - фото поделюсь, когда сервер отвиснет, - очень так... просвещает на тему пресловутых "православных" и "католических" стилей.
Подозреваю, что посещение Рима еще более просвещает, но пока что туда поедет матушка.
Дело в том, что. Не будем даже вдаваться в то, что православий чуть больше, чем одно, и во всяком случае правомерно говорить о
русском православии. Потому что Коптская
православная церковь - это вхлам другая традиция, своя иконография, свои стили, визуально в том числе, разумеется. Про русскую так про русскую - опять же, не впадая в детали расколов последнего времени, потому что на архитектуру-то они не.
Никакого единого русско-православного стиля строительства храма или оформления убранства храма нет, не было и быть не может, так что трудно понять, о каком-таком условно-традиционном стиле с избыточной позолотой идет речь. Оно же раз-но-е?
Есть общие правила, разумеется. К позолоте и ее количеству не имеют никакого отношения. Например, иконостас, чины его (снизу вверх: местный, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий, распятие); могут, кстати, быть дополнительные чины, чаще всего деяния апостолов и Страсти Христовы. При этом каждый алтарь уникален в принципе. Хэндмэйд, штучная работа.
Убранство тем более.
То же по иконам. Есть общие правила - отображения атрибутов (у кого сколько лычек на погонах, полосочек на нимбах). Есть распространенный (но не строго обязательный!) принцип обратной перспективы. Есть каноны иконографические, типы изображения - "Оранта" там, "Одигитрия", "Пантократор" - но опять же, каждая есть работа штучная, не говоря уж об окладе.
По архитектуре. Ну и заодно по внутреннему оформлению, потому что они ходят под руку. Есть нарышкинское барокко. Ужо торт так торт:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Moscow_Church_in_Fili.JPG и внутри ён же:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Ipatios_iconostasis.jpg - но ключевое слово тут именно
барокко. Оно, звыняйте, и у католиков барокко, и вообще-то кто его на Русь завез?
А вот крестово-купольная новгородская Святая София
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d9/Saint_Sophia_Cathedral_in_Nov... - 11 век, чистая "византийка". Ну а эти силуэты (тоже крестово-купольные)
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d9/Saint_Sophia_Cathedral_in_Nov... - вроде бы должны быть россиянам визуально знакомы (в данном случае переяславле-залесский Преображенский, 12 век). И вот такое:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:St_John_the_Baptist_church_interior1.JPG для него характерно убранство, роспись, очень живая и яркая:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Russia-Suzdal-Transfiguration_Cathedral-3.jpg, а не золоченая резьба нарышкинского стиля.
Ну а классицизм?
http://www.isaac.spb.ru/Pictures/big965721162559857.jpg - 19 век, Исаакий. И характерное внутреннее убранство:
http://www.isaac.spb.ru/Pictures/big7816116228865.jpg - строгое, с большими "воздушными" просветами белого и цветного между росписями, с шпалерами.
Деревянные церкви будем вспоминать?
Северные "корабли"? Прочие стили, аутентичные и заимствованные?
И так далее, натурально. Короче. Православная церковь не равно церковь в стиле нарышкинского барокко; есть православные храмы, более аскетичные, чем лютеранские; есть католические - те же барочные, - такие же пышные вплоть до избыточности. И все это желательно различать - Византию от Европы, один стиль от другого и где в храме традиция, а где прихожане отрываются