Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 
Советские мотивы в творчестве Ивана Ефремова (Прочитано 7718 раз)
08/25/08 :: 11:12am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27680
*
 
Увидела у коллег статью и дискуссию. Статью копирую, на дискуссию дам ссылку.

Некоторые советские мотивы в творчестве Ивана Ефремова

    Одной из значимых проблем советского времени была пропаганда различных культов (культа личности, "строительства коммунизма" и др.). Благодаря данной пропаганде ценность жизни человека снижалась, во имя предмета культа могли легко пожертвовать жизнью или здоровьем людей. Похоже, элементы подобных идей можно увидеть даже в во многом прогрессивных  и человечных произведениях известного советского фантаста Ивана Антоновича Ефремова.
       Рассмотрим, например, "культ силы". Очевидно, некоторым людям может импонировать сильный правитель, не обладающий состраданием, "сильная рука". По одной из версий, это явление имеет психологические причины - человек как бы "растворяется" в идее силы, ассоциирует себя с ней, что позволяет закрыть глаза на многие проблемы, почувствовать собственную значимость. Говорят, в тоске по "сильной руке" также, может выражаться некая мазохистическая направленность. Желание "сильной руки" характерно для авторитарной и тоталитарной идеологии, спрос на которую в наше время все еще сохраняется. В романе Ивана Ефремова "Таис Афинская" бросается в глаза выразительный образ сильного правителя Александра (Македонского). Александр был достаточно жесток. Впрочем, для полководцев того времени, это было, скорее, нормой. Тем не менее, странно выглядит реакция положительной героини Таис, во многом мудрой женщины, на некоторые проявления жестокости Александра:

    "Клейтос! - крикнул он так, что поднявшийся было с колен изобретатель вновь упал перед царем. Гигант вихрем ворвался в шатер.
     -Возьми его и убей, заткнув рот, немедленно!
     Вопли изобретателя за палаткой оборвались. В наступившем молчании Таис опустилась к ногам Александра, восхищенно глядя на него снизу и поглаживая ладонями глубокие шрамы на его обнаженных коленях."


    Получается, Таис нравились столь трогательные отношения с тираном?

    "Он впадает в неистовство, наталкиваясь на сопротивление, будь то столкновение с врагом или спор с друзьями. Пытается преодолеть препятствие буйным наскоком, не щадя ни своей, ни чужих жизней, не считаясь с достоинством человека, о котором в спокойные минуты он немало говорит, возражая своему учителю Аристотелю.
     -Так бывает с очень удачливыми людьми, возлюбленными Тихе, судьбы, - задумчиво сказала Таис."


    По-моему, достаточно странный критерий любимца судьбы - не жалеть ни своей, ни чужих жизней. Ведь возникает вопрос, в чем же любовь судьбы в этом случае заключается? Можно предположить -  в том, что "любимец судьбы" до сих пор жив и не убит теми, кому он причинил зло и разрушения...
       Другим своеобразным культом в книгах Ефремова является культ красоты. Красоте придается очень большая ценность, вероятно, выше ценности жизни человека. Например, Таис не сколько трогает судьба погибших и искалеченных жителей Персеполиса (из-за сожжения города по ее инициативе), сколько волнует разрушение красивых дворцов:

    "-Мой учитель, великий художник Лисипп, ужасно порицал меня за один проступок и отдалил от себя на целый год. Красота - единственное, что привязывает людей к жизни и заставляет ее ценить, бороться с ее невзгодами, болезнями и опасностями. Людям, разрушающим, искажающим или осмеивающим красоту, нельзя жить. Их надо уничтожать, как бешеных собак - носителей неизлечимого яда. И художники -  волшебники, воплощающие прекрасное, отвечают особенно строго, строже нас, не видящих, ибо они зрячие. Так сказал мне Лисипп три года назад.
     -Учитель твой прав совершенно, в полном соответствии с законом Кармы, - сказал темнолицый.
     -Следовательно, я, разрушив прекрасные дворцы Персеполиса, подлежу ужасному наказанию в этой и в будущих жизнях? - печально спросила Таис."


    Здесь возникает вопрос - кто будет определять "искажающих красоту" и каков объективный критерий красоты (ведь цена ошибки в предложенном подходе очень велика)? Также, красота, кроме радости, может порождать опасную привязанность, обрекая людей на неоправданные страдания. Например, люди, одержимые привязанностью к красивой вещи, могут начать друг другу вредить или даже захотеть расправиться с конкурентом из-за желания данной вещью обладать. Думается, по причине этого опасно из физической красоты создавать культ - практика подобного культа может быть достаточно бесчеловечной. И в "Лезвии Бритвы" мы видим трагедию, разыгравшуюся во многом из-за привязанности к красоте.

       Также, в некоторых книгах Ивана Ефремова просматривается культ научно-технического прогресса:

    "Наука - борьба за счастье человечества, также требует жертв, как всякая другая борьба".

    При научном прогрессе акцент ставится, в основном, на познании окружающего мира, как пути к счастью. Но при этом умалчивается о другом аспекте прогресса - использовании его результатов в деструктивных целях, например, для создания новых видов оружия. Из-за этого, чрезмерные темпы развития науки во многих областях могут принести вред. Думается, поэтому не стоит из прогресса делать культ, тем более - требующий жертв.
       Очень опасной может быть проекция идей авторитарной власти и негуманного отношения к людям на сегодняшнее время:

    "Я верю, будет время, когда станет много таких, как я, и каждый убьет по десятку негодяев. Река человеческих поколений с каждым столетием будет все чище, пока не превратится в хрустальный поток. Я готова посвятить этому жизнь, но мне надо учителя. Не того, который только приказывает. Тогда я стала бы простой убийцей, как все фанатики. Учителя, который покажет, что правильно и что неправильно, что светло и что темно, а последнее решение останется за мной. Разве не может быть  такого  пути? И такого учителя, который знает, как отличить мертвую душу от живой, знает, кто недостоин лишнего часа ходить по земле! Чтобы человек мог взять на себя тяжкую обязанность кары, он должен обладать божественной точностью прицела. Только самое высокое сознание, подкрепленное мудрым учителем, поможет избежать того, что всегда получается при насилии."

    В те древние времена, когда не было современной правовой системы, подобная схема правосудия, возможно, была в какой-то мере оправдана. Но сейчас в более-менее развитых странах ситуация иная. Если не брать во внимание некоторые особые случаи, когда лишение жизни опасного преступника  - единственный выход для спасения жизни невиновных людей (например, в случае захвате заложников) - сложно представить себе такого человека, который "знает, кто недостоин лишнего часа ходить по земле". А если "мудрец" ошибется? Ведь может получиться что-то вроде сталинского террора с поиском "врагов народа". Или как в старом анекдоте: "А, батенька, так вы кулачок! Феликс Эдмундович, расстреляйте, пожалуйста, товарища".
       Также, у героев произведений Ефремова временами заметна некоторая замкнутость на материальных благах и материальном процветании общества. Потенциально, это тоже может сделать человека ничего не стоящим "винтиком" общественной системы, вынужденным жертвовать собой во имя сомнительных целей.
       Несмотря на все вышесказанное, положительные герои книг Ивана Ефремова обладают чувством взаимопомощи, смелостью, имеют пытливый ум, обсуждают актуальные по сей день темы из области философии, психологии. Безусловно, для того времени, когда фантаст творил, это было прорывом. И если иметь в виду некоторые негуманистические идеи и не позволять им завладевать собой - из произведений Ефремова можно почерпнуть немало интересного.

    © 07.06.08 23:14. Степан Митюков. Некоторые советские мотивы в творчестве Ивана Ефремова.
    Все права сохранены.


Отсюда: http://lito.ru/text/66282
Обсуждение в Уделе Могултая: http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=teol;action=display;num=1219143179...

Я обожду высказывать свое мнение; как вам статья, господа?
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #1 - 08/25/08 :: 12:13pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
   Как статья? Да жуть темная, честно говоря... Нерешительный Не хотел бы я, чтобы у кого-нибудь из моих пишущих друзей когда-нибудь был такой... м-м-м... комментатор. Половину он недочитал (как например эпизод с "изобретателем" из "Таис"... или может, дочитал, но не нашел в предлагаемых досках с гвоздями ничего такого страшного?...), половину не понял... Нерешительный.
   Вообще, сама статья - с одной стороны, гимн современному (не древнегреческому отнюдь) понятию "гуманизма"; с другой - местами такая редкостная даже для "советского" образа мышления зашоренность и узость взгляда... Право же, мелькает порой мыслишка: а не пародия ли это? Нерешительный
   А последний абзац - это... ну полный... абзац... то есть шедевр... этого, как его... соцреализма, во! Канон соблюден до запятой!
   Пожелание автору - классическое античное: "судить не выше сапога".
   Прошу прощения за резкость, мда... Нерешительный
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #2 - 08/25/08 :: 12:23pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27680
*
 
Эрин, а комментарии к статье ты читал?
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #3 - 08/25/08 :: 5:10pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
До своего комментария- нет.
Сейчас - просмотрел. По диагонали, правда, но...
Нет, ну может быть, конечно, что подобные дискуссии - просто "не мой стиль"... Признаю: комментаторы и участники дискуссии - люди, безусловно, образованные, знающие и способные, мда...  но у меня возникло ощущение, что в тех комментариях "рацио" ... нет, оно есть, наверное... но - потерялось. Где-то там. "... где-то рядом..."(с)
Еще раз прошу прощения... Нерешительный Печаль

P.S.  Перефразируя любимого Валентинова: "Не так страшен Гомер, как комментаторы к Гомеру" Подмигивание
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #4 - 08/25/08 :: 6:27pm
Spokelse   Экс-Участник

 
Два последних абзаца статьи действительно катастрофические... А вообще статья донельзя тенденциозная. Цитаты выдраны из контекста, логика хромает и падает...

Поймал себя на мысли, что выражение "положительные герои книг Ивана Ефремова" звучит дико! Я не припомню у Ефремова отрицательных героев! Они все неоднозначны! Взять, скажем, Чойо Чагаса из "Часа Быка"! Так ли он отрицателен? И вообще, у Ефремова однозначно отрицательные персонажи не тянут на героев! Даже на ключевых персонажей не тянут! Более или менее опасные мелкие поганцы, не более того!
 
IP записан
 
Ответ #5 - 08/25/08 :: 9:37pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
  А теперь прочитал комментарии к дискуссии.
  Все совсем грустно. Классический случай: знающий хочет понять и/или объяснить, не знающий - только и исключительно победить... Печаль Печаль
  Ну и как вы думаете, за кем останется последнее слово? Печаль Печаль Печаль
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #6 - 08/25/08 :: 10:20pm
Spokelse   Экс-Участник

 
За кем слово последнее останется?
Хм... У меня на соседней вкладке "Путь меча" открыт... Вот под его влиянием я и думаю - а последние слова бывают? Подмигивание
 
IP записан
 
Ответ #7 - 08/26/08 :: 1:15am

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
 Изменю формулировку: кто первый выйдет из дискуссии? Подмигивание

 Возвращаясь к сабджу. Меня, честно говоря, совершенно уплинтусило последнее предложение опуса. Ну просто по шляпку, мда... Нерешительный Потому как: ну каково содержание статьи?
  Кратко:
В советское время пропагандировались различные культы... во имя предмета культа могли легко пожертвовать жизнью или здоровьем людей... Так например у Ефремова есть элементы культа силы, культа красоты, культа научно-технического прогресса, некоторая замкнутость на материальных благах и материальном процветании общества. Всё это ущемляет интересы человека, опасно и вредно.
Всё.
И на закуску - дружески похлопать И.А. по плечу , мда... Нерешительный Печаль
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #8 - 08/26/08 :: 1:42am
Spokelse   Экс-Участник

 
Я бы в эту дискуссию и не влез. Потому, что бессмысленно: автора статьи и его приверженцев не переубедишь - они из той категории людей, что понимают книги лучше авторов книг.

Между прочим: то-ли автор статьи прикидывается, то-ли ему надо читать что-нибудь попроще ("азбуку" там...), но автор в упор не видит, что элементов культа силы, культа красоты и проч. в книгах Ефремова нет в помине! В книгах Ефремова есть только один культ - Культ стремления к совершенству! Совершенству, не подразделяющемуся на подвиды!
 
IP записан
 
Ответ #9 - 08/26/08 :: 1:58am

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
 Тем не менее, автор считает так. И проблема состоит в том, что ему явно недостаточно, что так считает только он. Иначе бы он не писал, или, по крайней мере, не выкладывал сие. Ну и дискуссии, опять же... Раза за разом: "Карфаген должен быть разрушен...", а там хоть трава ни расти, мда... Печаль
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #10 - 08/26/08 :: 2:05am
Spokelse   Экс-Участник

 
Да и пусть себе считает!
В конце концов Карфаген был разрушен не в результате речей Катона и даже не в результате деятельности римских легионов!
Не с Катонами спорить надо, а Ганнонам вовремя шеи сворачивать!
 
IP записан
 
Ответ #11 - 08/26/08 :: 11:44am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27680
*
 
Хотя Ефремов местами действительно прекрасен.
"Христианство полностью взяло из древнееврейской религии учение о грехе и нечистоте женщины" (с) "Лезвие бритвы".
Сижу в восторге. В шестой главе, на самом деле, имеет место быть прекрасное логическое противоречие - в пассаже о "героизме" средневековых ведьм - и в немедленном разъяснении того психофизиологического механизма, который позволяет перенести подобные пытки. Но это решительно не имеет отношения к теме статьи, это мысль по ходу.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #12 - 08/26/08 :: 3:24pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
"Лезвие бритвы", мда...
Цитата:
"...основатели христианской церкви и религиозной философии уходили в пустыни Аравии и Северной Африки. Здесь, палимые нещадным зноем, в жарком мареве раскаленного воздуха, в котором даже звезды вечного небосвода качаются, как в бреду, они подвергались ужасным галлюцинациям. Мозг, распаленный неистовым солнцем, усиливающим желания подавляемой плоти, породил всю безумную и человеконенавистническую концепцию злобного карающего бога, ада, дьявольского начала в женщине, потрясающих картин страшного суда и конца мира, ужасных козней сатаны. Характерно, что это начали древнееврейские пророки, также отшельничавшие в раскаленных пустынях, а христианские подвижники продолжили и развили ту же самую философскую линию. Накопление отрицательного опыта жизни под всегдашним психическим давлением божьей кары и греха породило великое множество параноидальных психозов, принимавшихся за божественные откровения."

(цитату унес с форума Могулая)
(Мне так в этом месте сразу Даниилом Андреевым икается,  
"...как вначале примешивалась к этому откровению, снижая его, инспирация из Шалема, от стихиали горы Синай, духа сурового, жёсткого и упорного; и как потом книги Ветхого Завета начинают всё более омрачаться нотами гнева, ярости, воинственности, безжалостной требовательности: характерными интонациями уицраоров. "(с)
но общественность говорит, что это влияние "Агни-Йоги", и в данном случае я с общественностью не спорю...

Хотя это всё тоже вне контекста статьи.
« Последняя редакция: 08/27/08 :: 1:34am от Эрин »  

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #13 - 08/26/08 :: 6:11pm

TAtYana   Вне Форума
При исполнении
ренегат
Москва

Пол: female
Сообщений: 2494
*****
 
ну, там, где Ефремов наступал на две любимые грабли - про христианство и про средневековый быт - он... м-м... высказывался ну ровно как человек, получивший по лбу рукоятью граблей  Смех то есть, бескомпромиссно и необдуманно  Смех
но это, в общем, можно пропускать при чтении. у всех свои слабости... Улыбка
 

"За убеждения страдали Софья Перовская, Жанна д'Арк и Любовь Шевцова, а не девочки, которых в уютной ЖЖ-шечке обсмеяли"
(c) Змей (Ю.Нерсесов)
IP записан
 
Ответ #14 - 08/27/08 :: 1:16am

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
  Угу... То-то я при перечитывании Ефремова "Лезвие бритвы" регулярно пропускаю... Подмигивание

  Ну, Иван Антонович по крайней мере последователен. В нонешних условиях это почти роскошь, мда...
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Страниц: 1 2